Главная страница
Навигация по странице:

  • Слайд 110 Техника в контексте гуманизма

  • Слайд 111 Подходы к определению техники

  • Слайд 112 Направления философии техники

  • Слайд 113 арождение философии техники в России

  • Философия. Тема Предмет философии


    Скачать 1.14 Mb.
    НазваниеТема Предмет философии
    Дата27.11.2021
    Размер1.14 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаФилософия.pdf
    ТипДокументы
    #283899
    страница19 из 21
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   21
    Тема 2.9Философские проблемы техники
    Техника в контексте материальной культуры
    К технике относятся орудия труда, машины и механизмы, технологии, технические сооружения и техническая среда их сосуществования. К характеристикам техники можно отнести научные знания об использовании техники обществом. Положительный вклад техники в развитие цивилизации изначально приветствовался человечеством и казался неоспоримым. Однако, по мере развития научно-технического прогресса росло его влияние на цивилизацию. Вследствие этого возникли закономерные вопросы о социальных и последствиях развития техники. Философия рассматривает природу и сущность техники. К философским проблемам анализа техники
    относятся проблемы взаимодействия техники и других сфер человеческой деятельности. Философия техники изучает вопросы развития техники и этапов ее становления. В наше время актуальными являются вопросы безопасности техники для цивилизации, влияния техники на природу и человека. Философия пытается ответить на вопросы о перспективах влияния техники на развитие и изменение общества.
    Техника, техническая деятельность людей и технические знания человечества — это объект философии техники. Предметом философии техники является развитие технического знания, его значения для общества.
    Главная задача философии техники заключается в исследовании технического отношения человека к миру. Философия техники изучает проблемы генезиса технического миропонимания.
    Совершенствование орудий и механизмов сопровождает человечество на всех исторических этапах. Появление новых видов хозяйственной деятельности сопровождалось созданием технических устройств. Вопросы философского осмысления технологической стороны деятельности людей заинтересовали философов относительно недавно. Философия техники начала формироваться в XIX веке в Германии, Франции, в начале XX века – в
    России. В прошлом веке в философии были поставлены вопросы о статусе и динамике развития техники, сущности, особенностях и перспективах ее будущего развития. Термин философия техники был введен Эрнстом Каппом в работе «Основания философии техники», вышедшей в Германии в 1877 году.
    Размышления философского характера по проблемам техники имеют две центральные точки зрения. Первая реализуется в историческом подходе к исследованию сущности техники в социуме, уяснению ее природы. Вторая точка зрения заключается в том, что философия техники – это область междисциплинарных знаний. Она осуществляет поиск путей разрешения кризиса техники, осмысление аспектов влияния техники на человека. Многие
    философы склонны к тому, что техническое развитие и кризис нашей культуры и цивилизации взаимосвязаны.
    Среди проблем, лежащих в основе различных концепций философии техники, можно выделить четыре основных направления. Они определяют способ рассмотрения техники: техника и человек, техника и природа, техника и бытие, техника и социокультурный мир.
    В начале XIX века технику рассматривали в аспекте философии культуры. Эдуард фон Ма йер считал, что техника сопровождает любую человеческую деятельность. Техника связана с целенаправленной организацией действий. В этом смысле каждый человек явялется техником.
    Ульриха Вендт считал, что техника – это одна из форм духовной деятельности по созиданию духовной и материальной культуры. В конце восемнадцатого века Иоганн Бе кманн сформулировал определение технологии. Он определил ее как науку, которая учит переработке естественных предметов или знаниям ремесла.
    Фред Бон видел в технике средство для достижения целей любой дея- тельности. Он считал, что предназначение техники состоит в том, чтобы спо- собствовать достижению счастья.
    Слайд 110
    Техника в контексте гуманизма
    Карл Теодор Ясперс определял технику как использование природных материалов и сил природы для получения необходимых вещей и эффектов.
    Впоследствии он рассматривал определенные черты техники. По его мнению, техника покоится на деятельности рассудка и является общей частью рационализации. Техника дает возможность человеку господствовать над природой. Основой этого господства является знание, дающее человеку средства для достижения целей. Таким образом, смысл техники, по Карлу
    Ясперсу, состоит в освобождении человека от власти природных явлений.
    Вместе с тем, и сам человек попадает под власть созданной им техники.

    Известный английский ученый Чарлз Перси Сноу в своей статье «Две культуры и научная революция» раскрывает противоречия в современной ци- вилизации. Они связаны с противостоянием гуманитарной и технократиче- ской культуры. Чарлз Перси Сноу считал необходимым синтез двух культур.
    Это могло бы дать ильный стимул для развития человеческого общества.
    Французский философ Поль Рикёр в статье «Конфликт интерпретаций.
    Очерки о герменевтике» рассматривал психоанализ как ремесло. Таким об- разом, психоанализ это разновидность техники. При этом Рикёр ставил во- прос о специфике техники. Те хника – это искусственно созданные объекты, являющиеся продуктом человеческой деятельности. Данное понимание имеет и сторонников, и противников.
    Итальянский философ Эва ндро Ага цци конкретизировал технологи- ческую фазу развития цивилизации. Для нее характерны чрезвычайная слож- ность, самодостаточность и вездесущность. Этот этап развития цивилизации он противопоставил индустриальной фазе. Технологическая цивилизация совокупность условий образа жизни, мышления и общения. В ней искусст- венная реальность господствует над человеком, и не подлежат его контролю.
    На всех этапах развития общества техника была средством преобразования одной вещественно-энергетической предметности в другую.
    Любой этап в развитии цивилизации сопровождается преобразованием качества техники. ивилизация возникла на Земле в результате деятельности общества по преобразованию природных условий. Техника является исключительным средством данного преобразования.
    Методология и философия техники определялись взаимным влиянием философии и конкретных видов научного знания. Большое значение имели математические и физические знания. Так как они считались эталоном достоверности, точности и строгости. В последней четверти XX века интерес ученых и исследователей стал смещаться в сторону социальных и гуманитарных наук. В них проблемы философии, социологии, истории техники изучались активно. Это дало возможность преодолеть
    односторонность методологических концепций. В результате были переосмыслены проблемы закономерностей развития и достоверности технических знаний.
    Проблемное поле философии техники образуют следующие задачи.
    Философия техники изучает человеческую деятельность в аспекте ее оснащенности различными техническими устройствами. Они охватывают все фазы, начиная от технического замысла, заканчивая использованием готовых технических устройств. Философия техники ставит задачу изучить роль техники в развитии материальной и духовной культуры. Задачи философии техники включают соотношение техники с экономикой, наукой, искусством и правом. Философия техники занимается разработкой вопросов технического творчества. Этот раздел философии рассматривает различие и взаимосвязи искусственного и естественного. Философия техники также разрабатывает вопросы ценностного отношения к технике.
    Слайд 111
    Подходы к определению техники
    В настоящее время существуют два подхода к определению техники.
    Деятельный подход включает рассмотрение техники как мастерства, умения, ремесла. В переводе с греческого термин техника - это совокупность знаний, навыков, приемов и правил выполнения чего-либо. Деятельностный подход к технике анализирует ее как средство удовлетворения потребностей человека.
    Применение техники приводит к переменам в материальном мире. Техника может рассматриваться как действий, посредством которой человек стремится достичь осуществления своих целей.
    Материально-вещественный подход находит воплощение в анализе техники каксовокупности орудий и машин. Техника - это совокупность средств труда в широком смысле. Техническая реальность включает все материальные условия, нужные для того, чтобы мог совершаться процесс производства. Техника охватывает совокупность материальных объектов, производимых обществом. В технический комплекс входят материальные
    средства разумной деятельности. Он распространяется также на внепроизводственные сферы общества, включая множество различных средств, необходимых для удовлетворения потребностей общества.
    Технические средства являются, инструментами. Это орудия, удовлетворяющие определенную потребность человека в движении, энергии, защите и силе. Развитие техники формирует особую техническую реальность
    В этом значение техника противопоставляется человеку, природе, искусству.
    Искусственная техническая реальность противостоит всему живому и миру человека. Определенный способ существования человека связан с развитием техники и судьбой цивилизации. Техника создается на основе естественных, технических и научных знаний. Техника - способ использования энергии и сил природы.
    Таким образом, техника рассматривается с трех позиций.
    Техника включает технические устройства, от простейших орудий до сложных технических систем. Техника – это также различные виды деятельности человека по созданию различных устройств. Они включают этапы создания техники от исследования и проектирования до изготовления и эксплуатации. Совершенствование изготовления техники обеспечивает научно-технический прогресс. Техника включает множество технических знаний. Среди них выделяют: практические и теоретические знания. К практическим техническим знаниям относятся специализированные, рецептурно-технические.
    Теоретические знания включают научно- технические и системотехнические знания. Первый этап развития философии техники семидесятые годы девятнадцатого века - первая половина двадцатого века. Родоначальником философии техники в Западной Европе является Эрнст Капп. В его работе «Основные направление философии техники» анализируется философское понятие техники. В дальнейшем он разработал теорию органопроекции. Техника является проекцией анатомических и физиологических особенностей организма человека на природу. При этом проекция детерминирует становление сознания, которое
    представляет собой продолжение природной души.
    На втором этапе эволюции философии техники в пятидесятые- восьмидесятые годы двадцатого века реализуется более глубокий и конкретный анализ взаимосвязи техники с обществом. К этому этапу относятся работы
    Ральфа
    Гу става
    Дарендо рфа,
    Лью иса Ма мфорда,
    Хе нрика Сколимо вски.
    Аналитическая философия техники появляется в 70-80-е годы.
    Представители этого направления разработали проект всеобщей технологии, как науки о технике. Главным аспектом в этой науке было принято понятие социально-экономической системы, исследуемой и описанной на языке теории информации. Аналитическая философия техники стремилась конструировать комплексное знание о технике и выработать ценностный подход к проблемам техники.
    Слайд 112
    Направления философии техники
    Сциентистские теориивозникли в 70-х годах XIX века. В то время техника воспринималась как практическое осуществление научных технических знаний. Проводились философские исследования системы науки и техники. Философы обращались к гносеологическому анализу проблем техники, технического знания и технического творчества.
    Социологические концепции анализируют связь развития техники и общества. Техницизм отстаивает всемогущество научной и технической рациональности. Представители этого направления верят в возможность решения политических и социальных проблем при помощи техники.
    Антитехни цизм представляет технику как злого гения человечества.
    Технический прогресс является источником всех его бед общества. К этому направлению относятся: Макс Хоркха ймер, Теодор Адо рно, Герберт Марку зе.
    Мыслителей объединяет критическое отношение к техническому прогрессу.
    Антропологическое направление в философии техникивозникло в ХХ веке в тридцатые годы. В это время технический прогресс рассматривался как
    способ существования общества и человека. Философское исследование технической деятельности взаимосвязано с данными различных наук.
    Антропология физиология, психология приступили к изучению человека с учетом технической сферы.
    К этому направлению относились
    Габриель Марсе ль, Жан-Поль Сартр, Альбер Камю .
    Мартин Хайдеггер, немецкий философ, анализирует технику с точки зрения экзистенциализма: для того, чтобы понять технику, необходимо обратиться к человеку. Техника – это инструмент, которым необходимо овладеть. Сущность техники – это способность человека рассматривать возможности, которые заложены в природе.
    Религиозное направление в философии техникистремилось найти в религии спасение от пессимизма. В рамках этого направления технический прогресс рассматривался с позиций различных религий. Религиозное направление рассматривает научно-технический процесс как выражение мистической сущности – Бога. К этому направлению относятся Этье н
    Жильсо н, Жак Марите н, Мартин Гра бман. Основу их учения составил христианизированный аристотелизм. Эдгар Бра йтмен, Ралф Флюэ ллинг,
    Эммануэль Мунье стремятся примирить религию и культ человека.
    Неотоми ст Фридрих Десса уэр доказывает, что техника, в ее развитии определяется божьим происхождением. Человек в процессе своего технического волеизъявления реализует божественный замысел. Бог предопределяет созидательный характер технической деятельности. Фридрих
    Дессауэр делает оптимистические заключения о будущем техники. Прогресс техники может принести гармонию для мира на Земле.
    Инженерная философия техникипредставляет собой стремление технических и инженерных специалистов выработать другую философию своей сферы деятельности:

    Эндрю р, шотландский экономист и химик,

    Эрнст Капп, основатель немецкой школы философии техники,

    Пётр Климентьевич Энгельме йер, первый российский философ техники,


    Эмиль Генрих Дюбуа-Реймо н, немецкий физиолог философ,

    Эберхард Чи ммер немецкий философ и инженер-химик.
    Существующий уже более ста лет Союз немецких инженеров сыграл значительную роль в разработке философии техники. В 1965 году была сформирована исследовательская группа «Человек и техника», которая выпустила серию сборников и организовывала конференции и дискуссии. В семидесятые годы была, создана группа Мозеля и Ленке. Группа сфокусировала внимание на том, что техника это сложный социальный феномен. Эта группа определила различные подходы анализа техники: культурно-исторический, научно-исследовательский, социально- философский.
    Слайд 113
    арождение философии техники в России
    Большая роль в развитии философии техники в России принадлежит
    Петру Климентьевичу Энгельме йеру. Он был основателем философии техники в России. Петр Климентьевич был выпускником Императорского
    Московского технического училищ. По окончании этого учебного заведения получил диплом инженера-механика. Круг технических интересов
    Энгельме йера был широк. Он увлекался различными областями техники: электротехникой, самолетостроением, автомобилизмом. Энгельме йер внес большой вклад в популяризацию технических знаний. Был редактором и издателем журнала «Техник», занимался преподаванием технических дисциплин. Энгельме йер является автором около ста публикаций по проблемам техники. Некоторые из них были написаны и изданы на иностранных языках. В брошюре «Технический итог XIX века» Энгельмейер сформулировал задачи философии техники. Они в частности, состоят в том, чтобы обобщить опыт технической деятельности. Это предполагает выявление в многообразии технических устройств общего содержания.
    Энгельмейер считал необходимым изучить роль техники в становлении культуры на различных этапах развития. Актуальной, по мнению

    Энгельмейера была задача изучения соотношения развития техники с различными сферами материальной и духовной жизни. В частности, оп его мнению необходимо изучать развитие техники во взаимосвязях с наукой, правом, экономикой. Разработка вопросов технического творчества.
    Энгельмейер считал актуальным изучение проблем технического творчества в рамках разработки философии техники. Энгельмейер сравнивал технику с колесом в громадном механизме социума. Технические науки могут изучить принципы действия этого колеса с позиций технологии. Однако они не могут выйти за внутренние пределы и изучить все взаимосвязи техники с социальным устройством. Эту задачу может выполнить философия техники.
    Сущность техники Энгельмейер видел в возможности воплощения целей преобразования природы на основе знаний законов природы.
    Энгельмейер отмечал существование тесной связи между философией техники и теорией деятельности. Энгельмейер называл эту теорию
    «активи змом». Философия техники, по мнению Энгельмейера, должна охватывать различные аспекты планирования и реализации преобразовательной деятельности людей. Теория технического творчества играет важную роль в философии техники Энгельмейера. Ее суть выражается в последовательной реализации трех актов. Источником творчества является желание преобразовать существующие условия деятельности. Творчество в технике реализуется через осуществление практических действий.
    Промежуточным моментом является планирование деятельности. Оно осуществляется под влиянием рациональных и интуитивных факторов.
    Реализация плана технического новшества зависит от воплощение замысла в материальных формах. Таким образом, Энгельмейер выделял три акта в техническом творчестве. К ним относятся: интуиция, рассуждение и организованное действие. Первый акт приводит к формированию технической идеи и осознанию цели технического изобретения. Третий акт вырабатывает план действий для достижения целей. Третий акт воплощает изобретение в жизнь. В течение XX века теории технического творчества
    разрабатывались в трудах О сборна, Альтшу ллера. Философский анализ технического творчества способствует повышению его эффективности, выявляет его смысл. Философия техники рассматривает техническое творчество в контексте социальных проблем современности. Это приобретает особую актуальность в связи с кризисом современной индустриальной цивилизации.
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   21


    написать администратору сайта