Философия. Тема Предмет философии
Скачать 1.14 Mb.
|
Модуль 1 Тема 1.1. Предмет философии Слайд 1 Структура мировоззрения Отношение человека к миру определяется системой его знаний, ценностей, убеждений. В обобщенном виде данная система взглядов называется мировоззрением. Мировоззрение возникает как результат сложного практического взаимодействия человека с природой и обществом. Мировоззрение определяет самосознание личности, ее ценностные ориентиры, оценки и общественное поведение. Система взглядов на мир и место человека в этом мире во многом определяет отношение человека к природе, обществу, к себе самому и формирует структуру его личности. Мировоззре ние – это динамичная структура, которая меняется исторически. Вид мировоззрения зависит от материальной, социальной и духовной жизни общества. Наиболее древними видами мировоззрения являются: магическое, мифологическое, религиозное. На более поздних этапах развития цивилизации возникает философское научное мировоззрение. Формирование мировоззрения отдельного человека происходит на основе обобщения первичного социального опыта под влиянием воспитания и практического обучения. Развитие системы мировоззрения обусловлено возрастными особенностями личности. По мере приобретения индивидом жизненного опыта, в его сознании формируется особая схема, структура поведения. По отношению к сознанию индивида эта схема выступает первичным мировоззренческим уровнем. Макроструктура мировоззрения включает программы социальной деятельности, которые рационально обоснованы и проверены на практике. Для взрослого человека система мировоззрения выступает внутренним законом его жизни, который сформировался в результате сложного процесса познания мира, самопознания и самооценки. Мировоззрение находит проявление в социальных качествах индивида, в его убеждениях, целях и ценностях, в поступках. Идеи и идеалы завершают, интегрируют мировоззрение, придают ему осознанный характер. Мировоззрение – это сложная система духовно- практической жизни личности. Миропонимание и мироощущение образуют структуру мировоззрения. Мироощуще ние – это эмоциональный аспект мировоззрения. Он включает различные, иногда противоположные чувства. Мироощущение можно представить в виде шка лы с противоположными полюсами. Положительный спектр шкалы образуют: уверенность в будущем, вера в людей, вера в собственные силы, чувство единства с другими людьми, ощущение гармонии с природой. В негативном спектре шкалы находятся: переживания, тревоги, беспокойство за собственное будущее и будущее других людей, разочарование в жизни. Однако человек не просто поддается эмоциям, а пытается понять их причину, проанализировать их источник. Интеллектуальный, познавательный аспект мировоззрения представлен в миропонимании. Его ядром является разумное отношение к действительности, которое базируется на знаниях. Миропонимание способствует формированию убеждений и идеалов. Оно также выступает источником сомнений. Миропонимание заставляет человека критически относиться к информации. Познавательный компонент мировоззрения включает в себя знания о мире, которые человек приобретает в течение жизни, а также опыт прошлых поколений. Идеалы, нормы, верования, которыми руководствуются люди, составляют ценностный компонент. е нности – это объекты, которые люди признают наиболее значимыми, важными и желательными. Субъективное, личностное отношение к знаниям и ценностям формирует эмоционально-оценочный компонент мировоззрения. Люди не могут воспринимать мир только с рациональных позиций; отношение к миру всегда окрашено эмоционально. Знания и ценности, которые формируют картину мира, реализуются в конкретных действиях, направленных на преобразование мира. Применение знаний, реализация убеждений и ценностей, постановка и достижение целей формируют практический компонент. Мировоззрение воплощается в действиях, поступках, деятельности, как отдельных людей, так и коллективов. Мировоззрение – это программа жизни и деятельности. Слайд 2 Философия – теоретическое знание Философия выступает одним из факторов формирования мировоззрения. Слово «философия» имеет древнее происхождение. Оно состоит из двух компонентов: «мудрость» и «любовь». Философия – это глубокий интерес к фундаментальным знаниям, к осознанному формированию мировоззрения. Философия стремится познать мир при помощи разума, определить место человека в мире. Это необходимо для формирования картины мира с помощью теоретических методов. Термин «философ» впервые встречается у Пифаго ра. В древности оно обозначало исследователя природы вещей. Для получения знаний о мире философы использовали средства теоретического познания. В современной культуре философские знания открывают возможность определять отношение человека к природе, обществу и духовной жизни. Философское знание, в первую очередь, это теоретическое знание о мире в целом. В широком смысле тео рия – это учение, комплекс идей, представлений. Теоретические знания необходимы для объяснения или интерпретации явлений или процессов. В более узком смысле теория – это научные знания о закономерностях некоторой области действительности. Научная теория необходима для описания, объяснения или предсказания событий, явлений, процессов. В основе любых теоретических представлений находится мировоззрение, которое включает систему принципов, определяющих положение человека в мире. Таким образом, философия выполняет познавательную функцию. Она пробуждает интерес к познанию мира, к определению возможностей его познания и преобразования. Однако философия не ограничивается построением теоретических концепций. Философия выполняет мировоззренческую функцию. При помощи теоретических средств познания она формирует систему знаний, убеждений, ценностей, целей. Философское мировоззрение, в отличие от обыденного, опирается на рациональные доказательства. Философия также имеет большое значение для формирования и систематизации ценностей. В этом смысле философия выполняет аксиологическую функцию. Философия исследует социальные, нравственные, эстетические, ценности, их значение для отдельного человека и общества на различных исторических этапах. Предметом изучения философии является мир в целом, положение человека в мире, отношение человека к миру. На протяжении двух с половиной тысячелетий существования философии было создано множество ее определений. В античности образ философа ассоциировался с мудрецом. Быть мудрым, значит правильно мыслить. Это дает возможность правильно говорить и правильно поступать. Таким образом, в античности философия выступала в качестве средства достижения человеком гармонии с самим собой и с миром. Греческие философы считали, что философия начинается с удивления перед тайнами мира, его единством и бесконечным многообразием. Чаще всего люди ничему не удивляются, принимая всё как есть. Удивиться и увидеть нечто новое в привычных вещах может не каждый. Мыслители христианского средневековья рассматривали философию как средство организации мышления, подготовки души к восприятию истины о Боге. Философия в период средневековья помогала разрешать противоречия между разумом и верой в пользу религии. В эпоху нового времени ядром философии становится учение о методе. Это позволяло получать новые истинные и полезные знания. При этом мыслители различали два вида философии. В школьном понимании «философия» – это система философских знаний. Эти знания необходимы для понимания развития культуры в историческом аспекте. Однако подлинная философия стремится уяснить отношение познания и действия к существенным целям человеческого разума. Философия является средоточием всей человеческой культуры. С конца девятнадцатого века многие мыслители стали понимать философию как теоретическое мировоззрение, с помощью которого человек пытается понять и мир, и самого себя. В наше время философию рассматривают как высший вид теоретического знания о фундаментальных основах бытия и принципах его познания. Слайд 3 Основной вопрос философии Вопрос о соотношении бытия и сознания является основным вопросом философии. Он получает развитие в конце восемнадцатого века под влиянием французских философов-просветителей. В немецкой классической философии основной вопрос философии сформулировал Ге гель. Согласно его определению, философское знание разрешает противоречие между бытием и мышлением. Для построения картины мира философия предлагает различные варианты решения вопроса о соотношении внешнего и внутреннего мира человека. Внешний мир на языке философии обозначается как материя. Внутренний мир – это сознание. Таким образом, суть основного философского вопроса предполагает рассмотрение соотношения материи и сознания. Философию интересует проблема соотношения материального и духовного начал. На основании выделения приоритетов развиваются два направления в философии: идеализм и материализм. Термин «идеализм» происходит от греческого корня «идея». Это означает, что в основе всех вещей находится идея, дух, разум. Материя также выступает формой проявления духа. Существуют различные формы идеализма: объективный идеализм, признающий главенство высшего разума, который правит миром; cубъективный идеализм, акцентирующий внимание на внутреннем мире человека. Этот вид идеализма рассматривает вещи с позиций их восприятия человеком как комплексы представлений. В широком смысле слова идеализмом называют мировоззрение или образ жизни, которые подчеркивают ценность идеалов и их практических следствий. Идеализм часто ассоциируется с самоотверженностью и альтруизмом. Позицией, противоположной идеализму, является материализм. В качестве основания и субстанции всех форм бытия идеологи этого учения выделяют материальное начало, материю. Термин «материализм» происходит от латинского слова «вещественный». Теоретической базой материализма являются знания естественных наук, развитие техники. Материализм включает множество направлений. Физический материализм, основывающийся на достижениях классической механики. Он доказывает возможность объяснения всех процессов с помощью законов физики. Биологический или физиологический материализм рассматривает зависимость психических процессов от процессов материальных, происходящих в организме человека или животных. Материализм как жизненная позиция акцентирует внимание на пользе и выгоде как для отдельных людей, так и для общества. В годы советской власти господствующей формой мировоззрения был диалектический материализм. Эта форма материализма подчеркивает особое значение научных знаний для практического преобразования действительности. Второй аспект главного вопроса философии предполагает рассмотрение проблемы субстанций. Субстанция обозначает объективную реальность в аспекте внутреннего единства всех форм ее саморазвития. Субста нция – это первооснова, которая существует независимо от изменений качественных состояний. Философия предлагает следующие варианты решения проблемы субстанций. Это монизм, который в качестве первоосновы сущего, выделяет одну субстанцию. В этом качестве может выступать либо материальное, либо духовное начало. На основе выбранной субстанции строятся те или иные учения, зачастую вступающие в борьбу между собой Научный взгляд на мир основывается на признании материальной субстанции, религиозное мировоззрение считает абсолютным началом Бога. Вторым вариантом решения проблемы субстанции является дуализм. Дуализм допускает сосуществование двух различных, несводимых к единству субстанций: материальной и духовной. Дуализм проявляется в представлениях о существовании резких различий между Богом и миром, добром и злом, неорганической и органической природой. Третий вариант решения проблемы субстанций – плюрализм. Это философская точка зрения, согласно которой действительность состоит из множества самостоятельных сущностей. Примером плюрализма является учение древних античных философов об атоме. В современной философии также есть учения, которые доказывают существование самостоятельных сущностей и слоев бытия. Слайд 4 Методы философии Одна из важных задач философии – создание методов познания мира, которые находят применение не только в философии, но и в науке. Средства получения знаний, способы обоснования и доказательства знаний –это методы познания. Методы служат для разрешения научных, философских, практических и иных проблем. Выбор методов зависит от специфики объекта, целей исследования. Методы философии формируют методологию. Философские категории одновременно являются основой для методологических принципов. В широком смысле философская теория может рассматриваться как метод. Естественно, методы философии обладают определенной спецификой, которая заключается в их универсальности. Так на основе философии разрабатывались метафизика, диалектика, догматика, эклектика, софистика и герменевтика. Данные методы, если их рассматривать парами, основаны на противоположных принципах. Способ рассмотрения вещей как самостоятельных, неизменных называется метафизикой. Метафизика изучает вещи под знаком вечности. Метафизика – это философское учение о сверхопытных и сверхъестественных началах и законах бытия. Она изучает проблемы бытия Бога, души, мира в целом. Таким образом, в основу метафизики положена вера в вечный порядок вещей, который был установлен божественным разумом. Рассмотрение явлений в их развитии и изменении – это диалектика. Диалектика изучает связи между явлениями; в качестве источника развития мира она рассматривает противоречия. Диалектический метод дает возможность анализировать природу, общество, мышление в развитии. Основные различия между метафизикой и диалектикой сводятся к следующему. Во-первых, метафизика рассматривает мир как совокупность самостоятельных, неизменных сущностей, которые могут быть распределены по ро дам сущего в соответствии с замыслом Бога. Диалектика в противоположность этому направлению рассматривает любое явление как часть универсального целого, во взаимосвязи связи с остальными явлениями. во-вторых, метафизика ориентируется на построение непротиворечивой картины мира. Диалектика же считает, что картина мира исторически меняется. В-третьих, метафизика не отрицает изменения окончательно, диалектика же обращает особое внимание на переходы количественных изменений в качественные. С позиции метафизики они являются только количественными, не затрагивают сущностей. В-четвертых, метафизика считает, что источники изменения находятся вне объектов. Изменения в мире происходят под влиянием высших сил, разума Бога. Диалектика утверждает, что развитие приводится в движение внутренними противоречиями. Гермене втика – это метод, который служит для понимания и истолкования смыслов. В основе понимания находится движение внутри герменевтического круга. Чтобы осознать смысл целого, нужно понимать части. Осознание целого, в свою очередь, влияет на понимание частей. Герменевтический метод предполагает постоянную смену направлений при переходе от смысла части к смыслу целого и обратно. В современной философии герменевтика применяется не только для истолкования текстов. Она используется для истолкования смыслов человеческого бытия в целом. Восприятие мира через призму суждений, которые рассматриваются как истинные, – это догматика. Догматика применяется в религиозных учениях. В определенной степени она присуща некоторым философским концепциям. Произвольное соединение фактов и идей, не имеющих глубоких связей между собой, называется эклектикой. Эклектика служит для упорядочивания и систематизации большого количества явлений, фактов на основе внешних признаков. Метод, целью которого является доказательство какого-либо положения независимо от его отношения к истине, – это софистика. Как правило, этот метод используется для доказательства положений, которые выгодны говорящему. Софистика сформировалась в Древней Греции. Она использовалась для состязания в спорах, которые были одним из любимых развлечений. Софисты оказали большое влияние на развитие логики, риторики. Слайд 5 Характеристики философских знаний Для философских знаний характерна концептуальная обоснованность. Это находит отражение в последовательном проявлении теоретических принципов в решении мировоззренческих вопросов. Конечной целью рассуждений философа является построение теоретической системы, которая дает вариант решения основного комплекса мировоззренческих вопросов. Таким образом, философским знаниям свойственна систематичность. Философские знания носят обобщенный универсальный характер. Не случайно философские проблемы рассматриваются как вечные. Они имеют отношение к бытию на разных исторических этапах существования человечества. На каждом новом этапе философия обращается к универсальным проблемам познания, поиску целей и смысла жизни. При поиске ответов философия обращается не только к современным знаниям, но также к опыту предыдущих поколений мыслителей. Философия всегда открыта для разумной критики и критического пересмотра любых положений, включая исходные принципы. Философским знаниям свойственна критичность. Философия является инструментом систематического сомнения и критики любых положений, претендующих на универсальность. Критичность философии проявляется в стремлении к абсолютной истине. Это открывает возможности для совершенствования знаний. Философское мышление всегда обращено к предельным основаниям бытия. Оно стремится к проникновению в сущность вещей при помощи доступных методов. Философскому мышлению свойственно стремление к выявлению проблем, которые определяют развитие культуры на определенных этапах. Далеко не всегда философы могут дать ответы на поставленные вопросы. Однако постоянное философское вопрошание стимулирует человечество к поиску ответов. елостность философских построений находит проявление в стремлении охватить все аспекты человеческого бытия. Наука смотрит на мир через призму объектов и методов, поэтому между научными знаниями есть четкие грани. Науки о природе, обществе, технике имеют четкие границы. Философия преодолевает эти границы, пытается создать целостную картину знаний. При этом философия соотносит различные виды знаний с нравственными принципами, религиозными верованиями, убеждениями. Предметом философии является духовный опыт человека, поэтому философии свойственна гуманистичность. Философия стремится оценить возможности человеческого познания и преобразования мира. Ее задача состоит в нахождении способов совершенствования человека. Процесс философствования основывается на рациональных доказательствах и выводе. Однако было бы неверным рассматривать философию только как формальное мышление, логику и методологию познания. В основе философских знаний находятся предельно общие понятия, которые называют категориями. Философские категории фиксируют самые общие и необходимые признаки явлений, их сущность. Философские категории позволяют обнаружить фундаментальные основания бытия. Список философских категорий не является длинным. Например, Аристотель выделил десять категорий, а Иммануил Кант – двенадцать. В отличие от понятий математических или естественнонаучных, философские категории не однозначны. Философские понятия являются многозначными, это открывает широкие возможности их применения для теоретических изысканий в других сферах. В языке философии широко используются метафоры, прослеживается связь с мифологией. Например, со времен античности широко применяется понятие ло госа. В древности оно использовалось для обозначения огня как мощной природной стихии, а также всеобщего закона, который правит миром. В современной культуре это слово включено в названия многих наук. Таким образом, древнее понятие логоса подчеркивает связь науки с мифологическим базисом культуры. Благодаря своей выразительной силе, метафора позволяет выразить парадоксальность философского мышления. Диалог с мифологическим и религиозным мировоззрением стимулирует развитие философии. Слайд 6 Основные разделы философии Философское знание охватывает различные аспекты бытия человека, самопознания. Проблемы отношения субъекта и объекта, сознания и бытия прослеживаются во всех в философских учениях. При этом каждая эпоха и каждая культура особым образом проводит границы между субъектом и объектом, сознанием и бытием. В результате изменяется структура философского знания. Поэтому философия включает в себя множество разделов, специальных дисциплин. Проблемы бытия изучает онтология. Она исследует структуры и формы бытия, его основные принципы и категории. Термин «онтология» был введен в семнадцатом веке. Однако проблема различения подлинного бытия и неподлинного сущего была поставлена еще до нашей эры в античной философии. Особое значение онтология как наука приобрела в двадцатом веке. Это было связано с пересмотром традиционных ценностей в связи с развитием научных знаний и техническим прогрессом. Данные явления привели к снижению роли религии в жизни общества. Это поставило каждого человека перед проблемой формирования новой системы ценностей. В философии необходимость осмысления этой ситуации выдвинула на первый план проблемы бытия. Учение о познании, о структурах и формах знания, о методах познания и критериях истины в философии называется гносеологией. В состав этого термина входят два корня, каждый из которых имеет значение «знание». В результате получается – «знание о познании». В круг гносеологических проблем включаются: изучение познавательных способностей человека, исследование возможностей получения и обоснования знаний, определение критериев истины. Проблема методов познания выходит на первый план в философии в эпоху Нового времени, когда наука становится самостоятельным способом познания мира. Однако гносеологические проблемы впервые были сформулированы еще в античной философии софистом Го ргием. Важным разделом философии является логика. Она изучает формы и законы правильного мышления. Основателем логики как науки является античный философ Аристо тель. Логика имеет дело с общими свойствами вещей, которые позволяют выделить понятия, суждения и умозаключения. Анализ их закономерностей образует теоретическую или формальную логику. Прикладная логика охватывает также знания о способах доказательства, о методах познания. Логика рассматривает проблемы мышления при помощи понятий. Однако она не затрагивает проблемы осознания посредством понятий. Эта дисциплина служит для повышения формальной точности познания и объективности содержания мышления. В центре внимания философии находятся также проблемы человека и социума. Их изучает антропология. Философская антропология включает концепции, которые охватывают человеческое бытие во всей его полноте. Этот раздел философии стремится определить место человека в мире и его отношение к миру. В середине девятнадцатого века происходит поворот европейских мыслителей в сторону исследования человеческой жизни. Это привело к индивидуальной и исторической конкретизации понятия существования человека. Благодаря уточнению понятия личности психология внесла значительный вклад в философскую антропологию. Современная философская антропология тесно взаимодействует с социологией, педагогикой, теологией. Наиболее общие правила и нормы человеческого поведения в социуме изучает этика. В этике формируются представления о должном, о добре и зле в виде идеалов, моральных принципов и норм поведения. Философская этика создает теоретический базис для учений о морали и нравственности. Этические исследования направлены на изучение сущности морали как уникального духовно-практического феномена. Интегральные характеристики морали связаны с идеями абсолютной ценности жизни, индивидуальности. Сущность и законы творчества прекрасного выступают предметом эстетики. Эстетика рассматривает категории прекрасного, безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического, а также природу искусства. Предметом эстетики являются способы воплощения прекрасного в человеческую жизнь. |