Главная страница
Навигация по странице:

  • Слайд 20 тапы развития средневековой философии. Августин Блаженный

  • Слайд 21 Спор номиналистов и реалистов о природе универсалий

  • Слайд 22 Мистицизм

  • Слайд 23 Проблемы сущности существования и души в философии Фомы Аквинского. оказательства бытия Бога

  • Слайд 24 Социально-политические взгляды Фомы Аквинского

  • Слайд 25 ритика схоластики Роджером Бэконом и Иоанном унсом Скотом. Уильям Оккам

  • Философия. Тема Предмет философии


    Скачать 1.14 Mb.
    НазваниеТема Предмет философии
    Дата27.11.2021
    Размер1.14 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаФилософия.pdf
    ТипДокументы
    #283899
    страница4 из 21
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21
    Тема 1.4. Философия средневековья
    Слайд 19
    Истоки средневекового мировоззрения.
    Средние века являются одним из важнейших этапов в истории развития европейской цивилизации. Этот период продолжался более десяти столетий.
    По существующей традиции в исторической науке началом эпохи Средних веков принято считать падение Западной Римской империи в пятом веке под ударами варварских племен. Однако хронологические рамки средневековой философии являются весьма условными. Это связано с определенной инертностью человеческого мышления. Любые изменения в сфере ментальности происходят с большим трудом: на это уходят порой столетия.
    Переход от античной культуры к средневековой начался еще в период
    Римской империи. В это время появляются первые сочинения, заложившие основы христианского мировоззрения.
    У истоков средних веков в Европе находятся два совершенно разных мира, две социальные системы. Первая из них – это высоко развитая для своего времени античная цивилизация. Вторая – это мир варваров, основанный на языческой культуре. Варвары попытались перенять все лучшее, что осталось от античности.
    Важнейшим условием формирования европейской культуры стало христианство с его миропониманием, правом, обычаями, этикой и моралью.
    В средние века христианство стало господствующей религией в Европе, превратившись позднее в одну из мировых религий. Христианство в значительной степени определило уникальность европейской цивилизации, ее отличия от других цивилизаций этой эпохи. Средневековая философия
    формировалась в недрах христианского учения и находилась под очень сильным влиянием религиозной догматики. К этому добавлялось наследие философии эпохи античности.
    Для средневекового мышления был характерен символизм. В связи с неразвитостью научного мышления, объяснение искали в истолковании религиозных текстов. Из этого вытекает приверженность мыслителей к комментариям, сопровождающим любые сочинения.
    Средневековая философия впитала опыт античной, изменив ее принципы до полной противоположности. В основу понимания развития человечества была положена библейская модель истории. Интерпретация событий ориентировалась на веру. Решающее значение придавалось вмешательству всемогущего Бога в человеческую жизнь. Возможности рационального объяснения событий были ограничены.
    Христианские философы использовали некоторые идеи античной философии. В первую очередь, позднеантичного неоплатонизма и аристотелизма. С самого начала средневековая философия тяготела к универсализму. Главными проблемами философии в этот период была взаимосвязь между Богом, миром и человеком.
    Одним из основополагающих принципов средневековой философии является теоцентризм. Теоцентри зм – это учение, согласно которому Бог признается источником и первопричиной всего сущего. Бог является одновременно центром мироздания и активным, творящим началом. Как тип философского мировоззрения теоцентризм распространяется на онтологию и на теорию познания. Согласно христианскому представлению о науках, на высшую ступень помешается теология, за ней следом идет "служанка теологии" – философия, а затем частные и прикладные науки.
    Характерной чертой средневековой философии является креационизм.
    Под креационизмом понимают мировоззрение, опирающееся на идею о творении мира из ничего только воздействием воли Бога. Всемогущество
    Бога поддерживает существование мира.

    Провиденциализм рассматривает историю как исполнение продуманного заранее божественного плана. елью этого плана является спасение человека. Таким образом, в эпоху средневековья изменился комплекс идей, определявших развитие философии. На первый план в этот период вышли религиозные ценности.
    Слайд 20
    тапы развития средневековой философии. Августин Блаженный
    В истории философии обычно выделяют два основных этапа в развитии средневековой философской мысли. Это период патристики и период схоластики. Патристика представляет собой ранний этап – этап становления философии эпохи средневековья. Она включает в себя теолого- философское учение «отцов церкви». В это время на основе переосмысления идей античности и ветхозаветной мифологии формируются и получают распространение основные принципы средневековой философии.
    Ранний этап патристики получил название «апологетика». К представителям этого течения относятся Тертуллиа н, Лакта ций, Эуриге н, сти н, Климе нт Александрийский. Их сочинения были направлены на защиту христианского вероучения и часто называются «апологиями». Период
    II–III веков, когда христианство еще не было официально признанной религией, а его приверженцам приходилось бороться за свое выживание, в историю философии вошел как период апологетики.
    Следующий период в развитии патристики приходится на IV–V века – период классической патристики. В трудах Августина Блаже нного, Василия
    Великого, Григория Богослова, Григорий Ни сского патристика достигает своего наивысшего подъема. В период VI–VIII веков происходит окончательное утверждение христианской догматики, занявшей главенствующее положение в философии.
    Вторым этапом средневековой философии принято считать схоластику.
    Схоластика представляет собой новый тип философствования. Это учение пыталось с помощью человеческого разума обосновать догмы, принятые на
    веру. Расцвет схоластики приходится на XI–XIII века. Схоластику в это время преподавали в школах и университетах. Ее отличительной чертой является то, что она считает себя наукой, поставленной на службу теологии. Однако под ее влиянием возобновилась разработка проблем познания, возродилась теория двойственности истины.
    Завершенное изложение теологии раннего христианства дано в труде
    Аврелия Августина «О граде божьем». Сторонники язычества утверждали, что падение Рима связано с предательством римлянами своих богов. Эти боги создавали его величие и охраняли Рим. Августин отверг эти обвинения и изложил свой взгляд на судьбу человечества. «Град божий» – это сообщество избранников Бога. Оно появляется с началом человеческой истории и включает первых библейских патриархов. Это сообщество существовало еще до времени пришествия на землю Христа. Учение Христа и христианская церковь выступают основой для последующего расцвета этого царства божьего. К нему принадлежат лишь предопределенные Богом к спасению люди.
    Бог является определяющей силой в истории. Все в жизни человечества подчинено его воле. Бог может нарушить любые законы природы и истории.
    По мнению Августина, это происходит постоянно.
    Человек имеет душу и свободу воли. Душа человека бессмертна.
    Однако для спасения человечеству недостаточно собственных усилий.
    Необходимо главенство церкви. Только церковь способна указать путь к спасению. ерковь является высшей инстанцией любой истины. Светское государство, с точки зрения Августина, должно служить церкви. елью знания является познание Бога. Бог является силой, направляющей человека к истине. Бог – это источник любого блага. Здесь появляется одна из основных проблем христианской философии. Это проблема теодицеи, то есть оправдания Бога. Противники Августина указывали на существование в мире зла.

    Августин опирался на платоновскую традицию и считал, что зло – это отсутствие добра. Бог дал людям свободную волю. Адам согрешил по собственной воле, поэтому потерял возможность самостоятельно достичь блага. Философия Августина была тесно связанна с политическими и социальными проблемами его времени. Она стала основой философии, господствовавшей на протяжении средних веков.
    Слайд 21
    Спор номиналистов и реалистов о природе универсалий
    Одной из главных проблем периода схоластики являлась проблема природы общих понятий, или универсалий. Этот термин использовался для противопоставления общих понятий единичным. Схоласты рассматривали бытие через призму логических структур. Проблема взаимоотношения сущностей, соответствующих общим и единичным понятиям, стала для них важнейшей онтологической проблемой.
    В недрах схоластики сформировались три направления, по-разному трактовавшие природу общих понятий. Эти направления – реализм, номинализм и концептуализм.
    Реалисты считали, что универсалии существуют вечно в Божественном разуме. Номиналисты утверждали, что общие понятия образуются разумом на основе постижения единичных вещей.
    Наиболее яркими представителями реализма были Иоанн Скот
    Эуригена, Ансельм Кентербери йский и Фома Акви нский. Они опирались на философскую традицию Аристотеля. Реалисты сформулировали теорию универсалий трех видов. Первый вид – это вид до вещей, который существует по воле Божественного разума. Второй – в самих вещах и является их формой или сущностью. Третий – после вещей – находит свое проявление в разуме человека в результате обобщения.
    Такая трактовка природы универсалий получила название умеренного реализма. Впоследствии ее приняла католическая церковь. Крайний реализм рассматривает общие понятия как существующие только вне вещей.

    Наиболее видными представителями номинализма в XI–XII веках были
    Беренга рий Ту рский и Иоанн Росцели н. Росцели н считал, что универсалии – это лишь имена вещей. Общих понятий не существует, есть только индивидуальное, которое является единственным предметом познания. Его точка зрения была осуждена католической церковью.
    Примирительную форму в споре номиналистов и реалистов попытался выработать Пьер Абеля р. Абеляр прославился как непревзойденный в философских дискуссиях оратор и блестящий педагог. Он предложил новое соотношение веры и разума. Абеляр поставил обязательным условием веры понимание. Абеляр развивал диалектику и дал толчок развитию схоластики.
    Абеляр выдвинул такие положения о природе универсалий:
    - общие понятия не существуют в реальности;
    - далее – универсалии получают определенную реальность в результате обобщения единичных вещей;
    - затем – чувственное познание является единственным источником истинного знания;
    - а также – общие понятия являются лишь образами. Разум извлекает их из многих однородных единичных вещей;
    - и наконец – абстрактные понятия не имеют соответствия в реальности и являются источником мнений, а не знаний.
    В арабской философии похожее учение было разработано несколько раньше, чем в европейской. Автором его являлся Ибн Сина или Авице нна в европейской транскрипции. Философия Авиценны была теоцентричной. Он считал, что мир появился в результате проявления Божественного разума, а не воли. Бог сотворил мир из вечной материи. Бог –это вечное творческое начало, форма всех форм. Процесс создания мира был постепенным.
    Авиценна считал, что универсалии существуют в трех видах. До единичных вещей они содержатся в Божественном разуме. В реальных вещах они представляют собой воплощение собственной сущности. После вещей
    они существуют в разуме человека как образованные им понятия. Философия
    Авиценны была осуждена ортодоксальными исламскими богословами.
    Слайд 22
    Мистицизм
    Учение Абеля ра натолкнулось на острое противодействие со стороны одного из виднейших схоластов – Берна рда Клерво сского. Бернард
    Клервосский был представителем самого влиятельного течения в схоластике
    XII века – мистицизма. Мистицизм являлся отражением тяги людей к слиянию с Богом-творцом. Бернард считал, что постичь истину можно только с помощью веры. Наивысшая ступень истины достигается путем овладения непосредственным мистическим опытом. Бернард Клервосский был автором учения о мистической любви к Богу. Эта любовь к Богу является главным условием познания. Он утверждал, что в состоянии экстаза душа мистическим образом отделяется от тела и приобщается к Богу.
    Бернард рассматривал также проблему свободы воли человека. Он считал, что воля обладает свободой и делает человека принадлежащим Богу.
    Человек в своей жизни опирается на свободную волю и может сознательно приобщиться к сообществу божьих избранников.
    Однако главное расхождение между Абеляром и Бернардом
    Клервосским заключалось в том, что Абеляр был выразителем оппозиции авторитета церкви, а его оппонент выступал как ее защитник. В итоге их противостояния победа оказалась за Бернардом Клервосским. Взгляды
    Абеляра были осуждены католической церковью.
    Мистицизм в христианской философии Западной Европы в XIII веке был представлен в трудах Бонавенту ры. Он был оппонентом Фомы
    Аквинского и опирался на платоновскую традицию. Бонавентура считал, что теология является главной среди всех наук. Философия выступает как пролог к теологии. Бонавентура разработал учение о шести ступенях пути к Богу аналогично шести дням творения мира Богом.

    В XIII веке под влиянием быстрого распространения учения
    Аристотеля в европейских университетах, церковь была вынуждена приспосабливать античное наследие к требованиям времени. Эту задачу вначале попытался решить Альберт Великий, а затем его ученик и выдающийся философ средневековья – Фома Акви нский.
    Фома Аквинский считал, что невозможно верить в какую-то истину и знать ее. Человек или знает о чем-то точно, или принимает на веру. Проводя границу между наукой и верой, Аквинский, указывая на различия, обосновал их определенную самостоятельность. Наука не может считать истиной то, что отрицает теология. В случае противоречия следует отдавать предпочтение теологии.
    Источником истины является Бог. Человек бессилен перед
    Божественным разумом. Постичь божественные идеи можно, извлекая образы объектов из чувственного опыта. Единственным источником истинного знания является чувственное познание.
    Чувственное познание является посредником между информацией о вещи и человеком. Рациональное и опытное знание способствует познанию образцов, по которым Бог сотворил мир. Они способствуют постижению основных причин всего сущего.
    Фома Аквинский пытался приспособить к христианской теологии естественнонаучную картину мира Аристотеля. Мир имеет у Аквинского четкую иерархическую структуру. Низшей ступенью является неживая природа. Над ней стоят животные и растения. Более высокую ступень представляет мир людей. В нем осуществляется переход к духовной сфере.
    Завершает иерархию Бог. Он является абсолютной причиной, смыслом и целью всего существующего в мире. Аквинский объяснял причины природных явлений. Землетрясения, извержения вулканов, бури и подобное являются наказанием Бога за грехи и служат предупреждением.

    Слайд 23
    Проблемы сущности существования и души в философии Фомы
    Аквинского. оказательства бытия Бога
    При исследовании понятий сущности и существования Фома
    Аквинский объединял метафизику Аристотеля с некоторыми положениями учения Платона. Все природное и божественное состоит из сущности и существования. Сущность вещи заключается в ее родовой принадлежности.
    Бог отождествляет сущность и существование.
    Единичные вещи имеют случайный, но обусловленный характер. Бог существует в силу необходимости. Необходимость Бога заключена в его сущности. Учение Фомы Аквинского содержит один из основных принципов христианства – дуализм. Дуали зм – это философское учение, которое базируется на несводимости воедино двух начал – духа и материи. Фома
    Аквинский разделял принцип двойственности Бога и мира.
    Фома Аквинский разрабатывал проблему человеческой души. Душа является духовной субстанций. В земном существовании она не отделена от тела. В этом отличие души человека от других духовных субстанций, например, ангелов. Душа является чистой формой и не может быть уничтожена и разрушена, в отличие от тела. Соединяясь с телом, душа лишается возможности непосредственного прикосновения к божественному бытию. Душа может получить истинное знание только в процессе чувственного познания.
    Фома Аквинский считал, что человека от животных отличает наличие разума. Он отдавал предпочтение разуму перед волей. Аквинский указывал, что разум стоит над волей. Разум обрабатывает то, что ему поставляют чувства.
    Смыслом жизни для Аквинского было счастье. Под ним он понимал созерцание и познание Бога. Наивысшей способностью человека является познание. Бог – это безграничный предмет познания. елью существования человека является познание, созерцание и любовь к Богу.

    Одной из главных проблем, которой занимался Фома Аквинский, была проблема соотношения веры и разума. Аквинский считал, что они не должны противоречить друг другу. Главное – это гармония веры и науки. Разум базируется на науке, а вера опирается на теологию. Задачей науки является объяснение закономерностей мира. Философия и наука, в конечном счете, приходят к выводу о существовании Бога, управляющего всем миром.
    Теология помогает человеку на основании Библии принять наиболее важные истины христианства. Наука и вера – это разные пути к истине.
    Фома Аквинский считал, что некоторые положения вероучения можно доказать с помощью разума. Он выдвинул пять доказательств существования
    Бога.
    Первое доказательство Фома выводил из движения. Любой движущийся объект имеет первопричину своего движения. Этой первопричиной является Бог.
    Второе доказательство бытия Бога Аквинский видел в причине всего существующего. Первопричина – это Бог.
    Третьим доказательством Фома Аквинский считал необходимость. Все, что существует, существует по необходимости. Бог обуславливает эту необходимость.
    Четвертое доказательство – это существование абсолютного совершенства. Все, что существует, имеет различные качественные характеристики. Самым совершенным является Бог.
    Пятым доказательством бытия
    Бога
    Аквинский считал целенаправленность. Все существующее в мире имеет определенную цель, значит, должно быть некое начало, к которому все стремится. Это начало –
    Бог.
    Слайд 24
    Социально-политические взгляды Фомы Аквинского
    Социально-политические взгляды Фомы Аквинского представляют собой результат приспособления философии Аристотеля к нуждам
    христианского вероучения. Он заимствовал у Аристотеля положение о человеке как общественном существе. Фома Аквинский разделяет представление Аристотеля о том, что государство предшествует людям. Благо государства как целого важнее блага любой из составных его частей.
    В то же время задача государства заключается в заботе об общем благе.
    Главной добродетелью подданных является их покорность. Они должны подчиняться своим господам. Фома Аквинский обосновал полезность сословной иерархии феодального общества.
    Лучшей формой государства является монархия. Монарх подобен душе в теле и выступает своего рода Богом в мире. Задачей правителя является поощрение подданных к добродетельному поведению. Монарх выступает гарантом мира и благосостояния своих подданных. ерковь является залогом достижения людьми блаженства. К будущему блаженству людей ведут священники и Папа римский – наместник Бога на земле. Светская власть должна подчиняться власти церковной.
    Католическая церковь приняла учение Фомы Аквинского с недоверием.
    Однако после смерти Фомы Аквинского его учение расширило границы влияния. От латинской формы имени Фомы Аквинского его учение получило название «томизм». В 1323 году католическая церковь причислила Фому
    Аквинского к лику святых. В 1879 году томизм был признан в качестве официальной доктрины Ватикана. В XX веке на основе томизма сформировалось новое философское учение – неотомизм.
    Противниками Фомы Аквинского выступали ученики и последователи арабского философа Аверро эса, последователя Аристотеля. Аверроэс считал, что материальный мир является вечным, но ограниченным в пространстве.
    Бог у Аверроэса также вечен. Но Бог не сотворил мир из ничего. Аверроэс считал, что в вечной материи потенциально существуют все формы. Формы постепенно развиваются и формируются.
    Аверроэс отрицал бессмертие индивидуальной души. Он считал, что душа умирает вместе с телом, так как гибнут индивидуальные чувственные
    представления и память. Он полагал, что следует различать разум пассивный и разум активный. Пассивный разум связан с человеком. Активный разум представляет собой всеобщий интеллект. Активный разум вечен. В нем представлены души конкретных людей, но он стоит над ними. По своей сущности активный разум подобен разуму Бога. Это всеобщий активный разум человечества.
    Аверроэс разрабатывал сферу разграничения между религией и философией. Высшую истину познает философ. В религии в чувственных образах представлено полезное для ума простых людей. Необразованные люди по-иному воспринимают философскую интерпретацию религиозных представлений. Эта идея Аверроэса положила начало учению о двойственной истине. Полная истина – истина философская. Тем самым Аверроэс обеспечивал самостоятельность философии и науки, освобождал их от теологии.
    Последователи Аверроэса – Сигер Брабантский и Боэций Дакийский преподавали в Парижском университете. Они выступали за освобождение философии от теологии. Аверроисты отстаивали принцип отделения разума от веры. Главным в их учении было представление о едином универсальном разуме. Этот разум является общим для всего человечества. Последователи
    Аверроэса утверждали вечность и несотворенность мира и отрицали бессмертие индивидуальной души. Учение Аверроэса и его последователей было осуждено как католической церковью, так и исламом.
    Слайд 25
    ритика схоластики Роджером Бэконом и Иоанном унсом Скотом.
    Уильям Оккам
    В XIV веке схоластика переживала кризис, вызванный развитием естественных наук и зарождением опытного знания. Была поставлена под сомнение идея о возможности гармонии веры и разума. У истоков опытного знания стоит Роджер Бэ кон. Он был последователем Аристотеля и считал, что истину можно узнать только в результате опытного знания. Опыт Бэкон делил
    на внешний и внутренний. Внутренний опыт – это познание Бога. Внешний – это чувственное познание. Самой важной светской наукой Бэкон считал математику, большое значение придавал физике и алхимии. Однако высшей формой знания он считал теологию. Бэкон выступил с критикой преподавателей и студентов Парижского университета, поставил под сомнение авторитет Фомы Аквинского.
    С критикой схоластики выступили номиналисты Иоанн Дунс Скот и
    Уильям О ккам. Они выступали за разграничение сфер разума и веры, философии и теологии. Вера и теология необходимы для спасения человека и имеют практическое значение. Однако они ничего не могут дать философии.
    Доказать существование Бога невозможно. Это задача веры. Дунс Скот считал, что предметом теологии является Бог. Философия изучает бытие.
    Бытие – это нечто, существующее везде. Все существующие вещи имеют нечто общее, то есть бытие. Бытие везде одинаково. Однако бытие в Боге является бесконечным. Человеческий разум не может ничего утверждать о
    Боге.
    Согласно взглядам Скота, материя является некой сущностью. Она имеет определенный приоритет перед формой, так как возникла раньше. Скот, следуя традиции Аристотеля, выделял несколько видов материи. Первой материей он считал универсальную субстанцию, существующую без формы.
    Эта субстанция лежит в основе всего. Вторая материя является основой всех предметов материального мира. Третья материя – это то, из чего человек делает вещи. Первую материю должна изучать метафизика, вторую – натурфилософия, а третью – механика.
    Выдающимся представителем номинализма XIV века был Уильям
    Оккам. Он решительно разграничивал сферу теологии и философии. Оккам считал, что философия не может доказать бытие Бога. Для богословия она бесполезна. Теологи опираются в познании на истины веры. Философия изучает совершенно другие истины. Оккам возродил теорию двойственной
    истины. Он считал, что философия и теология отличаются по предмету и методам познания.
    Оккам вошел в историю человечества как автор принципа экономии, известного как «бритва Оккама». Этот принцип утверждал, что самое верное объяснение всегда является самым простым. В случаях, когда одно и то же явление можно объяснить двумя способами, следует выбирать самый простой.
    Этот принцип был разработан Оккамом в борьбе против схоластов. Он считал, что если есть чувственный мир, то не следует для его объяснения выдумывать какие-то идеи или универсалии. Универсалии существуют только в разуме человека. Они отражают общее, существующее в вещах.
    Человек, изучая мир, направляет свое познание на определенный предмет. В результате появляются универсалии. Оккам утверждал, что мы познаем только единичные предметы. Следовательно, знание всегда единично.
    Оккам разделил науки на реальные и рациональные. Реальные науки изучают отношения между понятиями и реальными вещами. Рациональные науки исследуют соотношение между самими понятиями.
    Критика схоластики и появление учения Уильяма Оккама означало окончание эры схоластики. Хотя схоластическая традиция удерживалась еще на протяжении двух столетий.
    В эпоху средневековья философия приобретает вспомогательный характер по отношению к теологии. В средневековой философии происходит некий синтез античной философии и христианского вероучения.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21


    написать администратору сайта