Главная страница
Навигация по странице:

  • Слайд 31 Основные черты философии Нового времени

  • Слайд 32 Философия эмпиризма. Френсис Бэ кон

  • Слайд 33 Философия эмпиризма. То мас оббс

  • Слайд 34 Философия эмпиризма. жон Локк

  • Слайд 35 Философия рационализма. Рене ека рт

  • Слайд 36 Философия рационализма. Бенеди кт Спино за

  • Слайд 37 Философия рационализма. отфрид Ле йбниц

  • Философия. Тема Предмет философии


    Скачать 1.14 Mb.
    НазваниеТема Предмет философии
    Дата27.11.2021
    Размер1.14 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаФилософия.pdf
    ТипДокументы
    #283899
    страница6 из 21
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21
    Тема 1.6. Философия Нового времени

    Слайд 31
    Основные черты философии Нового времени
    Период Нового времени – это обобщающее понятие в истории человеческой цивилизации. Временные рамки этого периода включают в себя события с конца XV века до начала XX века. В рамках этой эпохи принято выделять философию Нового времени, философию эпохи Просвещения, философию XIX века.
    Сам термин «Новое время» впервые был употреблен итальянскими гуманистами. Наступление новой эпохи они связывали с развитием светской науки и культуры, с возрождением интереса к античности. Для гуманистов критерием новизны являлись духовно-культурные факторы, а не изменения в социально-экономической или политической сферах. С точки зрения современной науки, очевидно, что переход к Новому времени был обусловлен комплексом значительных изменений в различных сферах жизни человеческого сообщества.
    Наступление новой эпохи сопровождалось значительными изменениями в жизни людей. В это время происходит переход к новому типу экономики, усиливается активность человеческой коммуникации, расширяется степень свободы и развития людей, повышается роль науки в жизни человечества.
    Под влиянием социальных преобразований, вызванных разложением феодального общества и ослаблением влияния церкви, происходит переориентация духовной культуры. В эпоху Нового времени отчетливо проявляется тенденция к увеличению спроса на образованных людей. Все это ускорило развитие науки. События, происходящие в научной сфере в конце
    XVI–XVII веках, принято называть научной и мировоззренческой революцией. Результатом этой революции в мировоззренческом плане стало окончательное разделение сферы науки и религии.
    В эпоху Нового времени интенсифицируется процесс возникновения новых отраслей научного знания. Быстро развиваются естественные науки:
    математика, физика, химия, биология, механика. Они базируются на опытном знании, на эмпирических методах исследования. Философия теряет прежнюю функцию единственной формы теоретического осмысления действительности. Однако это способствует приобретению философией собственных специфических черт. Философия сосредотачивается на познании наиболее общих законов развития мира и приобретает функцию универсального теоретического знания. В изучении новых проблем философия, в отличие от предыдущих эпох, стала ориентироваться на научные знания. Одной из главных задач философии становится обобщение человеческих знаний и создание на этой базе единой научной картины мира.
    Отличительной чертой философии Нового времени является возрождение материалистических течений. Многие мыслители этой эпохи опирались на достижения естественных наук. Успех этих наук привел к тому, что принципы изучения природы стали выступать в качестве универсальных методов познания мира, в том числе человеческого общества и самого человека. Для объяснения различных явлений в жизни человека и общества использовались методы механики. Это привело к господству «механицизма» в решении многих философских проблем.
    В естествознании в это время преобладали экспериментальный и аналитический методы. Изучение природы с помощью этих методов привело к тому, что все процессы и явления стали изучаться по отдельности, то есть метафизически. Это способствовало утверждению метафизического метода мышления не только в естествознании, но и в философии.
    Появление новых данных о природе приводят к смене научной картины мира. Главной проблемой для философов становится познание. В результате появляются новые направления в философии, рассматривающие отношение познания к материальным предметам. В истории философии период XVI–
    XVII веков получил название гносеологического.
    Слайд 32
    Философия эмпиризма. Френсис Бэ кон

    Основателем эмпиризма принято считать английского мыслителя
    Френсиса Бэ кона. Задачей философии, считал Бэкон, должно стать создание нового метода научного познания. Философия должна помочь переосмыслить предназначение науки. Бэкон призывал объединить философию и естествознание.
    Бэкону принадлежит ряд трактатов, главным из которых является
    «Новый Органон, или Наставления нравственные и политические». В этом произведении в качестве основной цели науки он указал усиление власти человека над природой. Объектом науки он считал природу. Человек выступает у Бэкона как деятельное начало, то есть субъект. Объектом познания и использования является природа. Наука должна быть средством, которое поставит природу на службу человеку. С помощью науки следует выявить причинную связь между явлениями природы и использовать их ради блага людей.
    Бэкон считал, что исследователям необходимо использовать в познании индукцию, дедукцию и эксперимент. Ему принадлежит философское обоснование индукции. Под индукцией Бэкон понимал метод, основанный на движении от частного к общему. Бэкон утверждал, что индукция бывает полной или неполной. елью познания является достижение полной индукции. Это означает, что в результате познания были собраны все факты, которые относятся к изучаемому явлению. ентральным понятием в философии Бэкона выступает опыт. Познание начинается с опыта. Опытом проверяется истинность того или иного знания.
    Бэкон считал, что разум без чувств слеп, поэтому без чувственного познания не может быть истинного знания.
    Изучив историю развития науки, Бэкон выделил в ней два пути познания: догматический и эмпирический. Он считал, что ученый, придерживающийся эмпиризма, пытается накопить все возможные факты. Он указывал, что такой ученый похож на муравья, который тащит в муравейник все, что ему попадется. Ученого-догмата он уподоблял пауку. Паук создает
    паутину из себя самого, а ученый выводит умозаключения, оторванные от реальности. Бэкон считал, что истинным путем познания является только умственная обработка материалов, полученных в результате опыта. Бэкон пытался таким путем избегнуть крайностей эмпирического или рационалистического познания.
    Бэкон считал, что необходимо освободить науку от схоластики и теологии. Он полагал, что Бог создал разум человека наподобие зеркала.
    Разум человека может отражать Вселенную. Бэкон разделял механистическое представление об истине. И стина – это точное отражение предметов или явлений природы. Ошибка – это создание зеркального отражения под влиянием различных причин. Эти внешние причины Бэкон назвал «идолами» или «привидениями».
    Бэкон разработал учение об идолах четырех типов. Первый тип –
    «идолы рода». Это ошибки, связанные с применением человеком к природе своей собственной природы. Второй тип – «идолы пещеры». Под ним Бэкон понимал искажения, связанные с индивидуальными особенностями людей.
    Третий тип – «идолы площади». К ним Бэкон отнес искажения, связанные с неверной терминологией. Четвертый тип – «идолы театра». Это ошибочные теории, обладающей вешней привлекательностью. Такие ошибки вызываются к жизни верой людей в авторитеты и традиции.
    Френсис Бэкон разрабатывал также вопросы, связанные с материей и ее движением. Он считал, что материя является вечной. Движе ние – это неотъемлемый атрибут материи. Сама мате рия – это первопричина сущего.
    Бэкон утверждал, что материи свойственна некая внутренняя сила. Он делал допущение о существовании в материи чувственной души. В его представлении наука и религия могут мирно уживаться.
    В социально-философских взглядах Бэкон проявил себя как сторонник сильного централизованного государства. Он был противником демократии, а войну считал необходимой для поддержания государства в тонусе.

    Слайд 33
    Философия эмпиризма. То мас оббс
    Английский философ Томас Гоббс выступал против теологии и схоластики. Ее философские взгляды базируются на материалистическом учении о Бытии, номиналистско-эмпирической теории познания и теории общественного договора. Гоббс был ярким представителем механицизма в философии. Идеальными образцами науки для него служили механика и геометрия. Реальность он рассматривал с механистических позиций и отрицал существование первоматерии. Гоббс полагал, что в реальности существуют лишь индивидуальные предметы. Природу он считал совокупностью протяженных тел, которые отличаются друг от друга по величине, фигуре, положению и движению. Основными свойствами материи у Гоббса выступают фигура и протяженность. Гоббс являет собой яркий пример перенесения принципов механики на живую природу. Он трактовал человека как часть природы. Функции человека сводил к механической форме движения. Законы разума Гоббс рассматривал как проявление естественного свойства индивидуума и приравнивал их к законам математики., тем самым отрицая специфику органической природы. По его мнению, человек представляет собой подобие механизма. Человеческое сердце – это пружина. Суставы – это колеса, придающие движение телу.
    В теории познания Гоббс стоял на позициях сенсуализма. Гоббс был фаталистом, отрицал свободу воли, уподобляя ее природной силе.
    Механицизм Гоббса сформировался под воздействием идей Эвкли да и
    Галилея.
    В социально-философских взглядах Гоббс выступал как один из родоначальников теории общественного договора.
    Важнейшим произведением мыслителя по этой проблеме является «Левиафан, или
    Материя, форма и власть государства церковного и гражданского». Гоббс в своих рассуждениях о государстве и обществе исходил из учения о
    «естественном состоянии людей». Философ полагал, что жившие в
    естественном состоянии люди, не имели государства. Им был присущ ничем не ограниченный эгоизм и стремление захватить все, что возможно.
    Поступки естественных людей определялись принципами личной выгоды, а не морали. Философ утверждал, что люди в это время жили в состоянии
    «войны всех против всех».
    В условиях постоянных войн не могут развиваться экономика, наука, искусство. Гоббс считал, что это было время великого страха и бессмысленной жестокости. Люди были одинокими, грубыми, жизнь их обрывалась в результате насильственной смерти. Подобное положение не могло продолжаться вечно. Ради собственной пользы люди договорились об отказе от своих прав и свобод и заключили общественный договор. По этому договору все свои права они передавали государству.
    Гоббс обосновал незыблемость и нерушимость прав верховной власти.
    Не случайно основное произведение Гоббса о государственном устройстве названо в честь невероятно могучего библейского морского чудовища – Левиафана. Гоббс был противником революций, так как считал, что они ведут государство к гибели. Однако после гибели государства сразу же появляется новый Левиафан. Человечество не может существовать без государства. Гоббс признавал свободу предпринимательства и необходимость определенных реформ.
    С естественным правом Гоббс связывал безграничную власть государства и его обязанность заботиться об общем благе. Главной задачей государства, считал Гоббс, является создание условий для счастливой жизни своих подданных. Для этого государство должно обеспечивать мир, безопасность, народное благосостояние и возможность пользоваться свободой без ущерба для интересов других граждан. Разрабатывая теорию общественного договора,
    Гоббс отвергал теорию божественного происхождения государства.
    Слайд 34
    Философия эмпиризма. жон Локк

    Английского философа Джона Локка иногда называют первым философом Просвещения. Его социальная философия и теория познания сыграли большую роль в развитии общественных наук. Теория познания
    Локка была тесно связана с психологией. Локк доказывал влияние окружающей среды на человеческую психику. Локк полагал, что в разуме человека нет никаких врожденных идей. Их вообще не существует в природе.
    Джон Локк утверждал, что люди рождаются с чистой душой. В течение жизни душа человека пополняется знаниями и опытом. Знания люди могут получить только через чувственный опыт.
    Человеческое знание – это результат ощущения и рефлексии. Основой знания являются простые идеи. Идеи появляются под влиянием различных качеств тел. Локк выделял первичные и вторичные качества тел. Под первичными качествами он понимал протяженность, плотность, движение и фигуру. Первичные качества свойственны самим телам. К вторичным Локк относил цвет, запах, вкус, звук. Вторичные качества лишь кажутся присущими предметам. В реальности они в них не находятся. В результате сопоставления качеств тел, а затем идей, разум выводит из простых идей сложные и общие.
    Под познанием Локк понимал процесс диалога человека с материальным миром. Он делил опыт на внешний и внутренний. Внешний опыт – это результат воздействия на человека внешних явлений и объектов.
    Он является совокупностью ощущений. Внутренний опыт – это переживания человека. Он проявляется как рефлексия.
    Под истиной Локк понимал объединение и разделение идей или знаков в соответствии либо несоответствии обозначаемым вещам. Он полагал, что познание соответствует истине настолько, насколько идеи соответствуют реальности.
    Джон Локк внес значительный вклад в развитие политической мысли.
    Его считают одним из основателей революционного либерализма. Локк также разрабатывал теорию общественного договора. По мнению Локка,
    единственным истинным источником государственной власти является согласие народа. Люди добровольно отказываются от естественной свободы и возможности самим следить за исполнением законов. Государство является продуктом общественного договора. Оно исполняет общую волю людей.
    Локк обосновывал право народа на сопротивление тирании. Если политика правителя не отвечает народным интересам, то люди имеют право на сопротивление. Локк считал, что они обязаны перестать подчиняться такому правителю.
    В вопросе о причинах возникновения государства он выдвигал на первое место проблему собственности. Локк считал, что для естественного состояния характерна общественная собственность на плоды природы. В процессе развития человечества люди постепенно перешли к обработке этих даров природы. В результате появилась частная собственность. Ее создал индивидуальный труд. По мнению Локка, государство возникает для охраны частной собственности, свободы и безопасности людей. Государство не может посягать на эти права.
    Локк был одним из первых мыслителей, разрабатывающих идею разделения власти. Он выступал за разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную. Локк считал, что законодательная власть должна быть несменяемой. Она образует государство и обеспечивает его существование.
    Ее задача заключается в разработке законов, обеспечивающих счастье граждан.
    Исполнительная власть должна претворять эти законы в жизнь.
    Исполнительная власть имеет право исправлять недостатки законодательства исходя из здравого смысла.
    Судебная власть не существовала в естественном состоянии и появилась только в гражданском обществе.
    Слайд 35
    Философия рационализма. Рене ека рт

    Выдающийся французский математик и физик Рене Декарт стоит у истоков рационализма Нового времени. В процессе познания он отводил главное место разуму. Декарт считал, что чувства постоянно обманывают человека и создают почву для сомнений. Он высказывал идею о том, что органы чувств не отображают реального состояния ни одного предмета или явления. Несомненным является лишь процесс мышления. Опыт служит для проверки мыслительной деятельности. Декарт разработал «метод сомнения».
    Он полагал, что к данным чувственного опыта необходимо подходить с позиций скептицизма.
    Основным методом получения достоверных знаний Декарт считал дедукцию. Под дедукцией он понимал движение от общего к частному.
    Декарт разработал требования для достижения истинного знания:
    - во-первых, не следует никогда принимать за истину, непознанное со всей очевидностью. В выводы необходимо включать только то, что наш разум не может подвергнуть сомнению;
    - во-вторых, любую изучаемую проблему необходимо разделить на ряд частей. Их количество должно позволить решить задачу со всей очевидностью;
    - в-третьих, процесс познания необходимо начинать с изучения простых и легких предметов, постепенно переходя к более трудным;
    - в-четвертых, необходимо составлять полные отчеты или обзоры, чтобы ничего не упустить.
    Декарт утверждал, что источником истинного знания может быть только разум. Критерий истинности он видел в ее очевидности. Для подтверждения очевидности, сначала следует подвергнуть истину сомнению.
    Эту процедуру философ считал обязательным предварительным условием исследования.
    Философия Декарта дуалистична. Он разделил весь мир на независимые друг от друга субстанции: духовную и материальную.
    Отличительным признаком духовной субстанции является ее неделимость.

    Материальная же субстанция является делимой до бесконечности.
    Важнейшим атрибутом духовной субстанции выступает мышление, а материальной – протяженность. Декарт полагал, что духовная субстанция содержит в себе врожденные идеи, то есть свойственные ей изначально.
    Такими врожденными идеями являются идеи Бога, чисел и определенных общих понятий. Идея Бога как абсолютного совершенства дана человеку вне опыта самим Богом.
    Материальную субстанцию Декарт отождествлял с природой. Он считал, что люди и животные – это машины. Все природные явления и предметы подчиняются законам механики. В отличие от человека, животные
    ‒ машины без души. Они не обладают свободой воли и подчиняются инстинктам. В человеке духовная и материальная субстанция объединяются в мозгу. Они были соединены по замыслу Бога.
    Между материальной и духовной субстанциями существует абсолютная противоположность. Тело как материальная субстанция может погибнуть.
    Душа является неуничтожимой, то есть бессмертной. Декарт полагал, что только Бог в полном смысле является субстанцией. Он существует, не нуждаясь ни в чем другом.
    Этическая концепция Декарта базируется на учениях стоиков и
    Аристотеля. Достижение благополучия является нравственной задачей философии и становится возможным лишь при условии следования добродетели или доброй воли.
    Положительным моментом в рационализме Декарта можно считать отказ от необоснованных авторитетов, предрассудков. Достоинством его учения является также призыв подвергать сомнению даже самые привычные вещи и явления. Теория Декарта о самосознании явилась исходной точкой для развития последующих направлений в философии. Декарт признавал метафизику, но в основном опирался на принципы механицизма. Это позволило ссылаться на него даже его философским оппонентам – материалистам.

    Слайд 36
    Философия рационализма. Бенеди кт Спино за
    Бенедикт Спиноза являлся представителем рационализма XVII века.
    Отличительной чертой философских теорий
    Спинозы является систематизация. Свое учение он выстроил последовательно. Его философские взгляды напоминают геометрическую теорему. Каждая его гипотеза обязательно опирается на предыдущую и вытекает из нее.
    Основное место в философии Спинозы занимает идея субстанции.
    Субстанция выступает у него как абсолютная, независимая и вечная. Спиноза считал, что существует единственная субстанция природа. Он отождествляет ее с Богом. У Спинозы Бог, природа и материя являются неразрывным единством. Субстанция является причиной самой себя.
    Спиноза полагал, что атрибут – это сущность субстанции. Атрибуты субстанции – это мышление и протяженность.
    Бесконечная и вечная материальная субстанция находит свое выражение в бесконечности модусов. Под модусами философ понимал единичные предметы и явления. Конкретные единичные вещи не имеют самостоятельности. Они являются изменчивыми состояниями Бога. Они не являются его творениями, а вытекают из его природы.
    Бог для Спинозы является созидающей силой природы. Деятельность
    Бога определяет себя сама. Она происходит из самой природы Бога, подчиняясь внутренней необходимости. Философия Спинозы яркий образец пантеизма – учения о единстве Бога и мира.
    Человек выступает как часть природы. Он является ее модусом.
    Человеку свойственен атрибут мышления. Душа представляет собой идею тела. Тело соответствует определенной идее. Действие тела соответствует действию души.
    В теории познания Спиноза проявляет себя как сторонник рационализма. Чувственный опыт дает лишь низшее знание. Такое знание складывается из двух способов чувственного восприятия. Первый способ

    Спиноза назвал «смутным опытом». Он охватывает всю сферу человеческой жизни. Теоретическая ценность знаний, полученных в результате опытного знания, невелика. Человек не может извлечь из опыта всеобщие истины.
    Чувственный опыт всегда искажен идеями о состоянии тела человека. На основании чувственного опыта невозможно отделить субъективное от объективного. Чувственные идеи имеют лишь индивидуальный характер.
    Второй чувственного восприятия – это познание с помощью разума.
    Разум действует с помощью общих понятий. Общие понятия являются отражением объективных свойств вещей. Важнейшими из общих понятий
    Спиноза считал математические понятия. Опыт не оказывает влияния на их формирование. Математические понятия присущи сознанию изначально, то есть до опыта. Спиноза уделял большое значение дедукции. Истину можно вывести из предпосылок только с помощью дедукции. Основным критерием истины Спиноза считал ясность.
    Высшей формой истинного знания выступает интуиция. Под интуицией
    Спиноза понимал знание, дающее ясные и четкие представления. Для
    Спинозы интуиция является фактически аналитическим суждением.
    Интуиция связана с дедукцией.
    Этические взгляды Спинозы опираются на разумную необходимость.
    Спиноза считает свободу осознанной необходимостью. Свобода проистекает из необходимости, свойственной природе. Философ отрицал существование в мире добра и зла. Стремление к самосохранению является основой добродетели. Нравственной является лишь деятельность, опирающаяся на познание. Высшей добродетелью у Спинозы выступает познание и любовь к
    Богу. Познание и любовь неразрывно связаны друг с другом. В этой связи они образуют интеллектуальную любовь.
    Для философии Спинозы характерны отрицание теологии, фатализм и механический детерминизм. Механический детерминизм – это однозначная связь между причиной и действием, отрицание случайности.

    Слайд 37
    Философия рационализма. отфрид Ле йбниц
    Готфрид Вильгельм Ле йбниц – выдающийся представитель рационализма XVII века ‒ был физиком и математиком. По своим взглядам он был идеалистом. Он разделял представление Рене Декарта о противоположности духа и материи. Однако был не согласен с дуализмом
    Декарта и отстаивал главенство духа над материей. Материя состоит из элементов, неотличимых от духа. Важнейшей особенностью духа является его деятельная сила.
    Под пространством
    Лейбниц понимал порядок взаимного месторасположения единичных тел. Эти тела существуют относительно друг друга. Вре мя – это порядок сменяющихся состояний тел или явлений.
    В своих философских взглядах Лейбниц пытается учитывать уникальность и многообразие реального мира. Он объяснял его неповторимость мельчайшими частицами – монадами. Мир состоит из бесконечного количества монад. Монады являются духовными объектами.
    Поэтому они неделимы, неуничтожимы и бесплотны. Монады обладают силой, волей и личностью. Монады обладают способностью к сознанию, восприятию и страданию. Поэтому они однородны, но не подобны. Все монады отличаются друг от друга по степени совершенства внутренней деятельности.
    Монады образуют своеобразную иерархическую лестницу. Самой совершенной монадой является Бог. Низшим монадам свойственны лишь некие неясные представления. Эти монады образует неорганическую природу и растительный мир. Представления животных достигают определенной степени ощущений, но лишь человек обладает ясностью понимания, осмысленностью и разумностью.
    Лейбниц разрабатывал теорию о предустановленной гармонии. Он считал, что возможность гармонии между состояниями различных монад зависит от приведения их к согласию. Монады не могут воздействовать друг
    на друга. Все их изменения имеют внутренний источник. Монады пребывают в постоянном изменении. Они автономны и двигаются сами по себе, независимо от того, что происходит вне. Монады не взаимодействуют между собой физически, но составляют единый мир.
    Человеческое тело представляет собой совокупность монад. Телесные монады по отношению к монадам души являются низшими. Управляет телом душа. Это происходит по причине того, что Бог согласовал действия монад души и тела. Все процессы и явления в мире регулирует верховная монада ‒
    Бог. Лейбниц сравнивал Вселенную с часовым механизмом, который некогда завел Бог.
    Лейбниц разрабатывал идеи теодицеи. Этот термин был введен в научный оборот именно немецким философом. Со времен Лейбница этим термином обозначают определенные разделы философии и теологии.
    Сторонники теодицеи считают, что существование в мире зла не противоречит идее о сотворении и управлении мира всемогущим и всеблагим
    Богом.
    Лейбниц считал, что зла самого по себе не существует. Однако он выделил метафизическую причину наличия несовершенства. Самым совершенным является Бог. Весь остальной мир – это не Бог. Мир – это результат творения. Несовершенство содержится уже в этом основании.
    Лейбниц считал, что если бы мир был совершенным, то он был бы подобен
    Богу. Это означало, что Бог сотворил себя сам, повторив себя. Однако сам факт существования двух богов является невозможным. Бог безграничен.
    Мир же ограничен в метафизическом плане. В мире обязательно должно существовать метафизическое зло. Остальные виды зла не являются необходимыми. Они являются лишь возможными. Их существование – результат деятельности человека. Одним из основных положений теодицеи
    Лейбница является предустановленная гармония: между свободой и необходимостью есть все та же гармония, что и между отдельными монадами.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21


    написать администратору сайта