Главная страница
Навигация по странице:

  • Слайд 44 Философия Иммануила анта: теория познания

  • Слайд 45 Философия Иммануила анта: теория познания и этика

  • Слайд 46 Философия Иоганна Фихте и Фридриха Шеллинга

  • Слайд 47 Философия ео рга е геля

  • Слайд 48 Философия егеля: логика и диалектика

  • Философия. Тема Предмет философии


    Скачать 1.14 Mb.
    НазваниеТема Предмет философии
    Дата27.11.2021
    Размер1.14 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаФилософия.pdf
    ТипДокументы
    #283899
    страница8 из 21
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   21
    Тема 1.8. Немецкая классическая философия
    Слайд 43
    Основные представители немецкой классической философии
    В истории философии под немецкой классической философией принято понимать направление в европейской мысли второй половины восемнадцатого века первой половины девятнадцатого века. Это направление представлено учениями Иммануила Канта, Иоганна Фи хте,
    Фридриха Ше ллинга, Георга Ге геля, Людвига Фейерба ха.
    В сочинениях немецких философов получила дальнейшее развитие и решение центральная проблема рационалистической философии ‒ проблема тождества субъекта и объекта познания.
    Решалась она перимущественно в рамках идеалистического направления. Представителями его были Кант, Фихте,
    Шеллинг и Гегель.
    Идейными предпосылками немецкой классической философии стали рационалистическое учение Рене Декарта, скептицизм Дэвида ма, открытия в естествознании того времени, французский материализм XVIII века. Культурно-историческими предпосылками можно считать своеобразие немецкого менталитета, предрасположенность немецкого духа к занятиям философией, становление и развитие буржуазных отношений.
    Немецкая классическая философия представляет собой вершину рационалистического мышления. Преимущественное развитие в ней получило идеалистическое направление, представленное его двумя ветвями: объективным и субъективным идеализмом. Главное место в концепциях немецких философов занимали гносеологические вопросы, в частности, проблема познания. Значительное развитие получили диалектика как философский метод и принцип, была создана диалектическая концепция
    развития. Немецкую философию отличала энциклопедичность, широта охвата, всестороннее изучение предмета исследования. Подчеркивалось особое значение знаний о человеке в структуре философии ‒ философская антропология. Рассмотрение человека и истории было сконцентрировано вокруг принципа свободы и других гуманистических ценностей. В рамках немецкой классической философии произошло превращение философии в науку
    Философия стала рассматриваться как критическая совесть культуры.
    Этим определялась ее высочайшая духовная миссия. Философия становится значительно более дифференцированной, складывается система специальных дисциплин и понятий, например, философия права, религии, искусства, нравственности. Западная философия второй половины XIX‒XX веков основывалась на развитии и переосмыслении основных идей, принципов и понятий немецкой классической философии.
    Иммануил Кант был одним из величайших умов человечества, основоположником немецкой классической философии, фигурой поистине титанической. Родился Кант в Кёнигсберге, в Восточной Пруссии, в семье состоятельного ремесленника. После успешной защиты двух диссертаций в
    1755 году начал преподавать в Кёнигсбергском университете, читал лекции по метафизике, логике, моральной философии, а также математике, физике, физической географии, антропологии. В 1770 году после защиты профессорской диссертации получил должность профессора, затем был избран деканом философского факультета и ректором Кёнигсбергского университета. Его философия приобрела общеевропейскую известность.
    В творчестве Канта принято выделять два периода: докритический и критический. Докритический период длился до 1780 года. В эти годы Кант занимался вопросами естествознания, создал космогоническую гипотезу о происхождении Вселенной. Согласно этой гипотезе, солнечная система возникла из большого первоначального облака разреженных в космосе частиц материи в результате вращения.
    Он утверждал, что природа находится в постоянном изменении и развитии, движение и покой относительны, а все
    живое на земле, в том числе и человек, есть результат естественной биологической эволюции.
    Слайд 44
    Философия Иммануила анта: теория познания
    Критический период связан с созданием собственной философской концепции, которую Кант назвал «критической». Свое окончательное оформление она получила в знаменитой трилогии, состоящей из «Критики чистого разума», «Критики практического разума» и «Критики способности суждения». Главный вопрос, на который пытается ответить Кант своей критической философией ‒ что убеждает познание в его объективности по отношению к предмету? Иными словами, как возможно истинное знание? В отличие от традиционной гносеологии нового времени ответ на поставленный вопрос он ищет в природе самого познания. Он впервые предложил понимать знание не как отражение действительности, а как её конструирование сквозь призму присущих разуму и рассудку априо рных схем и принципов. Прежняя метафизика исходила из того, что предмет познания дан субъекту изначально. Кант задает себе вопрос: «Что такое предмет познания?» и исследует содержание предмета. Критическая философия И.
    Канта начинается с постановки вопроса: «Как возможно познание этого предмета»? Задача критической философии, по мнению Канта, состоит в выявлении условий работы и границ разума, исследований оснований познавательной деятельности субъекта, которую философ называет чистым разумом. Всякое познание, которое занимается не столько предметами, сколько видами нашего познания предметов, в философии Канта называется трансцендента льным. Этот термин на латыни означает «выходящий за пределы».
    Прежде чем рассмотреть познавательные способности человека, Кант обращается к самим объектам познания и их взаимодействию. Он утверждает, что каждый объект состоит из сущности и ее проявлений в реальном мире.

    Сущности он называет но уменом («вещью в себе»), явления – феноменом
    («вещью для нас»). В мире объекты существуют в виде явлений (феноменов), взаимодействие происходит только на уровне явлений, а не на уровне сущности. Человек, в том числе познающий субъект, взаимодействует с объектами этого мира на уровне явлений, постигая их как феномены. «Вещь в себе» непознаваема, мы можем лишь констатировать факт ее существования.
    Разделение мира на «вещь в себе» и «вещь для нас» становится у Канта не онтологическим, а гносеологическим фактором. Поэтому Кант начинает свою философию с вопроса: «Как предмет представлен нашему сознанию?»
    Познание субъекта начинается с созерцания, с ощущений. Способность воспринимать предметы называется чувственностью. Ее формами являются пространство и время. Они принадлежат не вещи, а только субъекту. Именно он располагает вещи в пространстве и времени. Из соединения ощущения и априорных (доопытных) форм созерцания «пространства и времени» складывается опыт и появляется феномен – «явление вещи в нашем сознании».
    Понятие априорного очень важно для понимания философии Канта.
    Знание может быть получено либо на основании опыта, например, эмпирически, апостериорно, либо до опыта ‒ априорно. Понятие априорного не синонимично понятию «врожденная идея» Декарта. «Врожденные идеи»
    Декарта относились к области содержания знания. Для Канта априорные формы есть условие получения достоверного знания, содержащееся в сознании субъекта независимо от какого-либо опыта.
    Вторым структурным элементом познавательной способности является рассудок. На уровне чувственности субъект созерцает, мышление осуществляется в рассудке. Рассудок ‒ это познание с помощью понятий.
    Содержанием деятельности рассудка выступают феномены чувственного познания. Рассудку, как и чувственности, присущи свои априорные формы.
    Эти категории разделены Кантом на четыре группы: качество, количество, отношение, модальность. Рассудок устанавливает целостность и единство
    феноменов. Такое действие называется синтезом. Синтез есть деятельность воображения, при помощи которой мы можем образовывать суждения.
    Рассудок выводит законы природы.
    Природа в философии трансцендентального идеализма есть совокупность явлений, образующихся благодаря априорным формам созерцания.
    Слайд 45
    Философия Иммануила анта: теория познания и этика
    Третьим структурным элементом познавательной способности является разум. Разум, в отличие от рассудка, есть способность опосредованного, на прямую не восходящего к опыту, познания. Это способность к умозаключениям, к созданию новых понятий, к высшим идеям. Разум задает принципы познания, а рассудок ‒ правила познания. Материалом для деятельности разума выступает знание о законах природы, а формой его – регулятивные, априорные идеи. На уровне разума познание наталкивается на ряд антино мий неразрешимых противоречий. Кант выделял четыре антиномии разума. Первая антиномия касается ограниченности пространства: тезисом здесь выступает умозаключение «Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве», антитезисом – «мир не имеет начала во времени и безграничен». Вторая антиномия о простом и сложном: тезис – «В мире все состоит из простого и неделимого», антитезис – «В мире нет ничего простого, а есть только сложные тела». Третья антиномия свободы и причинности: тезис – «В мире есть свобода», антитезис ‒ «В мире нет свободы, все причинно обусловлено». Четвертая антиномия наличия бога: тезис – «Бог есть», антитезис – «Бога нет». Разум бессилен доказать одно из утверждений в этих парах. Чистый разум не может найти выход из этих противоречий.
    Антиномии являются доказательством непознаваемости «вещи в себе». Мир оказывается непознаваем.
    Итак, задавшись вопросами «Что я могу знать?» и «Как возможно познание?», Кант пришел к следующим выводам. Знание может быть апостериорным (опытным) и априорным (доопытным). В структуру познания
    входят ощущения, рассудок и разум. Источником знания становится только соединение опыта и разума. Человеческий разум может лишь познать образы огромного множества предметов и явлений окружающего мира («вещей в себе»), но не их внутреннюю сущность. Субъект конструирует мир в процессе своего познания. Попытка выйти за рамки собственного познания приводит к неразрешимым противоречиям – антиномиям. Мир как «вещь в себе» непознаваем. Причины тому не в самом мире, а в ограниченности познавательных способностей субъекта, а именно чистого разума.
    Указав в науке её пределы, Кант провозглашает самостоятельность эстетического и нравственного мышления. Здесь Кант обращается к категории практического разума, регулирующей сферу человеческой свободы.
    Кант обратился также к определению априорных оснований человеческого поступка и задался очередным вопросом о возможности совершения нравственного поступка вопреки условиям. Кант отказывается от понятия мотива в объяснении морального поступка. Если исходить из мотивации поступка, то мы никогда не сможем определить, являлся ли поступок моральным. Ведь даже добрые поступки могут быть сделаны ради славы, ради хорошего мнения людей. Согласно Канту, нравственный поступок может быть свершен только по принципу долга. Долг присутствует в поступке лишь тогда, когда человек поступает по принципу категорического императива.
    Формула императива гласит: «Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла иметь также и силу принципа всеобщего законодательства». Это означает: «Поступай так, чтобы твой поступок стал образцом для других».
    Практический разум, по Канту, как и чистый разум, содержит антиномию.
    Она заключается в непреодолимом противоречии между требованием долга и стремлением к счастью.
    Этика Канта становится этикой долженствования. В ее рамках Кант рассматривает также категорию свободы. Человек свободен, потому что он сам должен решить идти ли ему вслед за обстоятельствами или быть выше них, тем самым, реализуя свое свободу. Свобода существует, ибо свобода
    позволяет осуществлять категорический императив, который обладает априорным смыслом.
    Философия трансцендентального идеализма Канта оказала огромное влияние на всю последующую европейскую философскую мысль.
    Слайд 46
    Философия Иоганна Фихте и Фридриха Шеллинга
    Иоганн Го тлиб Фи хте стал последователем идей Канта. При этом многие из этих идей получили у Фихте продолжение. Вслед за Кантом, Фихте обращался к «практической философии». Главной ее задачей он считал выяснение возможности существования человеческой свободы. В этом случае активность моральной воли может получить верное направление только при условии, если сама деятельность опирается на строгую научную теоретическую систему. В связи с этим философия Фихте складывается как
    «учение о науке», или «наукоучение».
    Фихте, как представитель субъективного идеализма, начинал свою философию с деятельного субъекта, или «Я», понимая его не как «мыслящего
    Я», как у Канта, а как «чистое Я», понятое как интуиция, себя полагающая, творящая и себя, и реальность. Объект (познаваемое) Фихте определяет, ограничиваясь миром познающего субъекта, упраздняя «вещь в себе», а именно внешний мир. Природа («вещь в себе»), по мысли Фихте, представляет собой аберрацию нерефлективного мышления, которое, ничего не зная о деятельности «продуктивного воображения», принимает его продукты за нечто, существующее само по себе. Лишь философское мышление преодолевает эту неизбежную иллюзию естественного мышления и разъясняет, каким образом в самом «Я» заключается «не-Я».
    Противоположение «Я» и «не-Я» происходит в лоне абсолютного «Я» и поскольку абсолютное «Я» бесконечно действует, оно в то же время созерцает в интеллектуальной интуиции собственную деятельность как единство субъекта и объекта. В границах самого абсолютного «Я» коренится тождество эмпирического «Я» и «не-Я», субъекта и объекта. Таким образом,

    Фихте пытается устранить идею предметов самих по себе и диалектически вывести все содержание знания из деятельности нашего «Я». На высшей ступени теоретической деятельности субъект постигает, что предмет мысли есть результат собственной активности мышления.
    Фридрих Ше ллинг был продолжателем традиций немецкой идеалистической философии. Первым этапом его учения была натурфилософия – философия природы. Последняя понималась им как становление духовного начала. Шеллинг полагал, что в человеке духовное начало осознает себя, а в природе оно бессознательно. Согласно учению
    Шеллинга, природа
    ‒ это силовое динамическое единство противоположностей субъекта и объекта. Природа ‒ это космический организм, обладающий «мировой душой», проявление бессознательной жизни разума. Он как бы проходит целый ряд этапов от низших
    (неорганической природы) до высших (органических) и находит свое завершение в появлении сознания.
    Следующим этапом философии Шеллинга стал трансцендентальный идеализм, основные идеи которого изложены в известном труде «Система трансцендентального идеализма». В ней философ исходит из первичности субъективного «Я», из которого выводится объективное. Внутренним актом субъективного является «интеллектуальная интуиция». Основной формой разумного познания Шеллинг считает непосредственное постижение в интеллектуальном созерцании – интуиции. Однако такое познание доступно не для всякого рассудка, а только для философского и художественного гения.
    Шеллинг утверждал тождество духа и природы, субъективного и объективного, что возможно в абсолютном разуме. То, что в Абсолюте тождественно, вечно и совершенно, в мире вещей – раздельно. Ему свойственна множественность развития во времени, Природа каждой вещи определяется степенью Абсолюта.
    Последний этап в творчестве Шеллинга можно обозначить как философию мифологии и философию Откровения. В основание мирового
    процесса Шеллинг закладывает волю. Свободной Шеллинг считает такую волю, для которой одинаково возможны и добро, и зло. Не столько знание, сколько воля позволяет объяснить зло, существующее в этом мире. Учение
    Шеллинга оказало большое влияние на развитие русской философии.
    Слайд 47
    Философия ео рга е геля
    Философия Георга Вильгельма Фридриха Гегеля считается высшим достижением немецкой классической философии, одним из ярчайших примеров объективного идеализма. Гегель родился в Штутгарте в семье чиновника, учился в Тюбингенском теологическом институте, получил степень магистра философии, затем кандидата теологии. Работал домашним учителем и воспитателем. После защиты двух диссертаций стал преподавать в Йенском университете, где читал лекции по логике, метафизике, философии природы, философии духа, естественному праву, истории философии. Здесь им был написан один из основных философских трудов ‒
    «Феноменология духа». После оккупации Йены французскими войсками переехал в Нюрнберг, где начал работать над своим главным философским сочинением ‒ «Наука логики». Преподавал в Гейдельбергском университете, где завершил и опубликовал новую, окончательную версию своей философской системы «Энциклопедия философских наук». Гегель по праву был признан крупнейшим немецким философом современности.
    Выражением общественного признания философского учения Гегеля стало приглашение занять кафедру философии Берлинского университета ‒ философского центра Германии. Гегель выступил против субъективизма
    Канта и Фихте, кантовского противопоставления объективной реальности и явления, а также непознаваемости «вещи-в-себе». Шеллинга он критиковал за недооценку роли логического мышления и логики в целом. В основе его собственной философской системы лежит учение о тождестве субъекта и объекта, а именно бытия и мышления. В теории Гегеля ни материя, ни сознание человека не могут рассматриваться как первичные, ибо сознание
    невозможно логически вывести из материи, а материя не выводима из человеческого сознания.
    Ключевым понятием философии Гегеля является абсолютная идея, как безусловная и конкретная всеобщность, в которой субъект и объект совпадают, как исходный пункт и конечная цель познания. Согласно Гегелю, мышление ‒ это не только субъективная, человеческая деятельность, но и независимая от человека объективная сущность, первоисточник всего существующего. Мышление отчуждает свое бытие в виде материи, природы, которая есть инобытие этого объективно существующего мышления, именуемого философом абсолютной идеей, абсолютным разумом, логосом.
    Важным для философии Гегеля является понятие отчуждения как способа воплощения абсолютного духа в природе и истории ‒ дух отчуждает от себя часть своей сущности.
    Абсолютная идея
    Гегелем представляется как непрерывно развивающийся процесс, восходящий от одной ступени к другой, при этом идея опредмечивается и самопознается. Абсолютная идея существует в собственном лоне, в стихии чистого мышления. В логике идея раскрывает себя в системе законов и категорий диалектики. Они воплощаются в учениях о бытии, о сущности, о понятии. Далее развитие идеи происходит в форме инобытия – в природе. Это характерно для самопознания в механике, физике, органике. Затем абсолютная идея получает развитие в Духе и в истории человечества. Она возвращается к самой себе и постигает себя в форме человеческого сознания и самопознания. Происходит ее воплощение в субъективном, объективном и абсолютном Духе. Субъективный дух – личность.
    Формами его самопознания выступают антропология, феноменология и психология. Объективный дух раскрывается через семью, гражданское общество, государство. Формами самопознания выступают право, мораль и нравственность. Абсолютный Дух – это возвращение абсолютной идеи к самой себе. Формами самопознания становятся искусство, религия, философия. В этом смысле абсолютное должно быть понято не
    только как предпосылка всего существующего, но и как его результат.
    Результатом развития «абсолютной идеи» явился «абсолютный Дух» человечество, человеческая история, человеческое сознание. елью абсолютной идеи является самопознание, которого она достигает в стадии
    «абсолютного Духа».
    Слайд 48
    Философия егеля: логика и диалектика
    Важное место в философии Гегеля занимает наука логика. Философ переходит от формальной логики к логике диалектической, то есть такой, которая обнаруживает в понятиях реально существующие отношения и многообразие бытия. Он создаёт систему категорий – наиболее широких, общих понятий, которые можно определить только друг через друга.
    Категории и по форме, и по содержанию не нуждаются в чувственно воспринимаемом материале: они как чистые мысли и ступени развития абсолютной идеи сами по себе содержательны, поэтому составляют сущность вещей. Поскольку законы мышления, которыми занимается логика, суть подлинные законы бытия: природы, человеческой истории, познания, то можно говорить об отражении объективной реальности.
    Гегель выделяет три закона диалектики, по которым осуществляется развитие мира и познание. Первый закон – «Закон перехода количественных изменений в качественные». Развитие протекает таким образом, что количественные изменения, накапливаясь, достигают определенной меры, за пределами которой происходит переход в иное качественное состояние.
    Второй закон ‒ «Закон двойного отрицания». Развитие протекает таким образом, что происходит неумолимое преодоление старого новым, при накоплении прогрессивных и сохранении наиболее жизнеспособных признаков.
    Третий закон ‒ «Единство и борьбы противоположностей»: развитие протекает через борьбу противоположностей путем разрешения противоречий между ними.

    История человечества для Гегеля – это развитие абсолютной идеи. ель всемирной истории – познание мировым духом самого себя. Каждый народ в истории получает право внести свой вклад в процесс восходящего самопознания духа. История становится прогрессом в сознании свободы, которая служит и критерием периодизации истории. В восточном мире не было свободы, свободен был только один субъект – деспот. В греко-римском мире свобода существовала для некоторых субъектов. Полная свобода нашла воплощение только у германских народов. Всемирная история – это воплощение свободы в жизни народов. Исторический прогресс представляется
    Гегелю также движением в сторону разумного государственного устройства. В рамках идеального государства снимается антиномия свободы и необходимости. Государство как нравственное единство личного и общественного интересов является результатом длительной эволюции духа, пунктом примирения объективного и субъективного. Гегель утверждает, что такое идеальное государство уже имеется ‒ это Прусское государство, гражданином и философом которого он себя считал.
    Людвиг Фейербах известен как создатель антропологического материализма. Поначалу он был учеником и последователем Гегеля, впоследствии стал его непримиримым критиком. Фейербах исходил из позиции материалиста, признавал первичность материи. В своей работе
    «Сущность христианства» главную задачу философии он видит в критике религии. Религия и близкая к ней по духу идеалистическая философия возникают из отчуждения человеческой сущности посредством приписывания Богу тех атрибутов, которые в действительности принадлежат самому человеку. Поэтому, согласно Фейербаху, Бог ‒ это объективированная абстракция, существующая лишь в головах людей. По Фейербаху не Бог создал человека, а человек создал Бога. Основополагающей чертой материализма Фейербаха был антропологизм – понимание человека как высшего продукта природы, изучение человека в неразрывной связи с ней.

    Человека Фейербах понимает как природное, биологическое существо, единство духа и тела. Подлинным Бытием у Фейербаха является материя или природа. Природа вечна: она существовала до Бога, до всякой философии. В теории познания Фейербах апеллирует к чувственному созерцанию и считает его единственно достоверным источником познания, который заключён в самом объективном мире.
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   21


    написать администратору сайта