Главная страница
Навигация по странице:

  • Слайд 62 Позитивизм

  • Слайд 63 Иррационализм

  • Слайд 64 Философия жизни

  • Слайд 65 Психоаналитическая философия Развитию психоаналитической философии

  • Слайд 66 Феноменология

  • Философия. Тема Предмет философии


    Скачать 1.14 Mb.
    НазваниеТема Предмет философии
    Дата27.11.2021
    Размер1.14 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаФилософия.pdf
    ТипДокументы
    #283899
    страница11 из 21
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   21
    Тема 2.1 Современная западная философия
    Современная западноевропейская философия
    В развитии современной западноевропейской философской мысли нашли проявление плюрализм мнений, многообразие философских школ и течений. На развитие взглядов философов XX столетия оказали влияние колоссальные исторические изменения, социальные катастрофы. Они были вызваны мировыми и локальными войнами, сменой политических режимов, кризисом ценностей. Помимо глобальных изменений на развитие философских школ оказали достижения естествознания, физики, химии и биологии. Достижения этих наук наиболее активно используются в построении философских концепций.
    В современной философии выделяют два основных направления: рационали зм и иррационали зм. Сегодня под рационализмом принято понимать признание разума в качестве основной познавательной способности.
    Рационалисты верят в возможность преобразования мира при помощи прогресса науки и техники. Иррационализм рассматривает в качестве источника творчества инстинкт, волю, интуицию.
    Примером иррациональной философии является экзистенциали зм. Это
    направление изучает проблемы сущности и существования человека.
    Приверженцы этого направления выделили новые аспекты основного вопроса философии. Оно выражаются в изучении места человека в этом мире, его судьбы и судьбы человечества.
    В недрах современной западно-европейской философии сформировалось несколько философских школ. Они оказали значительное влияние на последующее развитие науки. Так, в русле решения проблем рациональности стала развиваться философия науки. К этому направлению относятся: позитиви зм, эмпириокритици зм, неопозитиви зм и постпозитиви зм. В рамках философской иррациональности выделились философия жизни, интуитиви зм, психоаналитическая философия, экзистенциализм.
    Философия науки - это направление философии, которое изучает особенности научного познания. Представителей этого направления интересуют также особенности научной деятельности. ель философии науки - устанавливать критерий правильности научных суждений и теорий и объяснять место науки в современном мире.
    Термин философия науки впервые ввел Карл Евгений Дю ринг в работе
    «Логика и философия науки» в 1878 году Проблематика философии науки волновала еще ученых Античности Плато на и Аристо теля. Особый интерес к изучению философии науки наблюдается в Новое время. Это направление, также как и теория познания становится значительной областью философского исследования. На рубеже 1970–80-х годах наметился сдвиг в философии науки в сторону разработки моделей, направленных на анализ социальных и гуманитарных наук. Стали динамично развиваться методология социальных наук. Это дало импульс развитию теории экономики, социологии, психологии. Таким образом, в XX веке философия науки выступает как одно из наиболее перспективных философских направлений. В нем используются результаты развития логики, методологии, социологии и истории науки. В настоящее время это течение философии
    представляет собой междисциплинарное исследование.
    Доминирующее развитие этого философского направления поддерживает ряд национальных философских школ. Французскую школу философии науки представляют Анри Пуанкаре , Эмиль Мейерсо н, Гастон
    Башля р. В клад в развитие отечественной философии науки внесли:
    Владимир Верна дский, Бонифатий Ке дров, Борис Кузнецо в, Эрик дин и некоторые другие.
    Слайд 62
    Позитивизм
    Философским направлением, в рамках которого изучаются вопросы взаимоотношения философии и науки является позитивизм. Происхождение слова латинское, что в переводе означает положительный. Философы- позитивисты полагают, что подлинное знание может быть получено только наукой. Они считают, что роль философии состоит в помощи развитию конкретных наук. Позитивизм возник в 30- 0 годах XIX века как противопоставление традиционной метафизике. Метафи зика – это философское учение о началах всего сущего, о всеобщих принципах бытия.
    Метафизической знание не может быть получено в непосредственном чувственном опыте. Позитивизм поставил задачу преодоления метафизики.
    Французский философ и социолог Огюст Конт явился основателем этой философской школы. Он продолжил традиции философов эпохи
    Просвещения. Конт выразил убеждение в способности науки к бесконечному развитию. В частности, это нашло выражение в учении о классификации наук, а также в учении о прогрессе разума. По мнению позитивистов, философия должна быть освобождена от ненаучных черт. Она должна опираться только на достоверное научное знание. Задача философии – способствовать развитию науки, развивать арсенал научных средств и методов.
    Немецкий философ Рихард Авена риус и австрийский физик и философ
    Эрнст Мах продолжили дальнейшее развитие позитивизма на рубеже XIX-
    XX веков. В этот период появились философские направления — махи зм и
    эмпириокритици зм. Махисты отказывались от изучения внешнего источника знания. Они тем самым возрождали традиции Бе ркли и ма. Главную задачу махисты видели в создании четких критериев научных знаний. Это было необходимо для преодоления кризиса естествознания.
    В первые два десятилетия XX века получила развитие третья волна позитивизма — неопозитивизм, имеющая также несколько направлений.
    Логический позитивизм представлен философами Морицем Шли ком,
    Рудольфом Карна пой и другими. В центре их внимания находилась проблема эмпирической осмысленности научных утверждений. По их мнению, философия — это деятельность по анализу естественных и искусственных языков. Логический позитивизм основывается на принципе верификации.
    Термин образован от латинского слов и означает проверку на истинность
    Термин «верифика ция» означает эмпирическое подтверждение теоретических положений науки. Оно происходит путем сопоставления их с наблюдаемыми объектами. Сторонники другого значимого направления неопозитивизма лингвистического анализа: Джордж Эдуард Мур и Людвиг Витгенште йн. Эти ученые занимались изучением значения повседневного языка и практики для научного познания мира.
    Четвертая фаза развития позитивизма получила название постпозитивизм. Она характеризуется отходом от многих принципиальных положений позитивизма. Ярким представителем нового направления принято считать Карла По ппера. Главную задачу философии он видел в проблеме демаркации — разграничении научного знания от ненаучного. Метод демаркации основан на принципе фальсификации, то есть опровержимости любого научного утверждения. Если предлагаемые положения, концепция, теория не могут быть опровергнуты, то они относятся не к науке, а к религии.
    Карл Поппер считал, что рост научного знания заключается в выдвижении смелых гипотез и их опровержении. Усилиями Поппера, таким образом, наука представлялась ученым как на постоянный динамичный процесс, в котором непрерывно происходят изменения.

    Последователями Карла Поппера выступили английский философ Имре
    Ла катос и американский философ Пол Фейера бенд. Имре Лакатос предложил оценивать научно-исследовательские программы на основе прогрессивного или регрессивного сдвига проблемы. Пол Фе йерабенд был сторонником тезиса о несоизмеримости научных теорий. Актуальными являются проблемы правдоподобия научных теорий.
    Слайд 63
    Иррационализм
    Противоположное рационализму течение современной западноевропейской философии - иррационализм. Философы этого направления отрицают упорядоченное законосообразное устройство мира. В иррационализме различаются объективно-идеалистические и субъективно- идеалистические разновидности.
    В объективно-идеалистическом направлении иррационализма производится трансляция идеальных эмоционально-волевых структур человеческого бытия в реальный мир. В субъективно-идеалистической разновидности иррационализма человеческая субъективность, индивидуальное сознание рассматривается как особый вид бытия.
    В определении форм и норм построения субъективного мира личности философы видят свою основную задачу. ель иррационализма - выработать эмоционально-нравственные установки.
    Они необходимы для ориентирования человека в ситуациях жизненного выбора. На смену субъектно-объектным отношениям выдвигаются субъект-субъектные отношения. Человек становится мерилом всего бытия, гносеологический подход уступает место ценностному. В его основе лежат установки антропологизма.
    К основным течениям иррационализма относятся: экзистенциали зм и философия жизни.
    Экзистенциали зм – это философия существования. Жизнь человека философами рассматривается в условиях противоположного для него мира, в
    котором всё вокруг против человека. Вся жизнь человека – жизнь в ситуации выбора, определяющего жизненный путь человека. Ситуация порождается знанием о том, что человек смертен и незнанием того, когда это произойдет.
    Очевидным выходом может являться самоубийство, но это неправильный выход. Правильный выход – противостояние абсурдности окружающего мира.
    Человека характеризуют существование и сущность. Сущность человека проявляется через существование духовного мира. Главные свойства существования – это повседневные переживания человека. К ним относятся: забота, неустроенность, страх, совесть, отчаяние. Человек не осознает свою сущность в повседневной обстановке. Осознание сущности происходит в ситуациях, когда человек переживает ответственность за свой выбор.
    Приходит осознание того, что от действий конкретного человека зависит ход событий.
    Условно экзистенциализм подразделяют на религиозный и атеистический. Представителями религиозного экзистенциализма являются
    Николай Бердя ев, Лев Шесто в, Карл Я сперс. Атеистическое направление поддержали Мартин Ха йдеггер, Жан-Поль Сартр, Альбер Камю.
    Карл Ясперс – один из активных приверженцев экзистенциализма. Уже в ранний период творчества философ стал уделять внимание проблемам экзистенциальной философии. Под словом «экзисте нция» философ понимал глубинный жизненный смысл. Он проявляется в решении проблем важных для индивида и человечества. До определенного момента человек живет «как все», не подозревая о том, кто он в действительности. Человек не задумывается о своих скрытых способностях, подлинном «Я». В особых ситуациях истинная натура человека выходит наружу и показывает себя. Это пограничные ситуации между жизнью и смертью. Это могут быть ситуации важные для человека, его дальнейшей судьбы. С этого момента человек познает себя и становится самим собой. Он соприкасается с трансцендентальностью – высшим бытием. Вся жизнь человека направлена к трансценденции. Это приводит к раскрепощению энергии и пониманию
    некоего высшего абсолюта.
    По
    Ясперсу человек достигает трансцендентальности через постижение смысла духовных ценностей. К ним относятся: свобода, смерть и единство себя с собственным внутренним миром.
    Слайд 64
    Философия жизни
    Философия жизни получила преимущественное развитие в Германии в конце XIX — начале XX веков. Это философское течение, нацеленное на постижение духовной жизни. Оно направлено на изучение функций, которые культура выполняет в жизни человека. Понятие «жизнь» призвано заменить понятие «бытие». Жизнь противопоставляется бытию. Она рассматривается как движение, становление. Жизнь непостижима рассудочными методами познания. Её изучение осуществляется на основе особых познавательных способностей: переживания и понимания, интуиции, веры.
    Ярким представителем направления выступил немецкий философ
    Артур Шопенга уэр. Его основополагающая работа «Мир как воля и представление» впервые увидела свет в 1818 году. В работе высказана идея о том, что мир пронизан слепой «волей к жизни». Наиболее адекватным способом познания жизни является искусство: музыка, поэзия, живопись.
    Произведения Шопенгауэра пронизывает пессимистический дух. В них выражено неверие в возможности человека влиять на окружающий мир и собственную жизнь.
    Универсальный принцип философии жизни – волюнтари зм.
    Шопенгауэр полагал, что воля выступает в качестве движущей силы. Она определяет все процессы становления в мире. Воля является абсолютным началом, идеальной силой. Она способна определять сущее и влиять на него.
    В основе мироздания находится воля как высший космический принцип.
    Однако Шопенгауэр утверждал, что мировая воля злая, поэтому в мире господствует зло. Человек не в силах побороть зло, как и не силах бороться со стихией. Это утверждение философа позволяет отнести его к разряду
    философов – пессимистов.
    Шопенгауэр стоял у истоков формирования идеи практической, житейской философии. Его работа «Афоризмы житейской мудрости» до сих пор завоевывают внимание читателя.
    Философия немецкого Фридриха Ни цше направлена на этическую интерпретацию философии жизни. Он, как и Шопенгауэр в качестве центральной категории рассматривает волю. Его интересует воля к жизни, ее сущность – воля к власти. Его концепция «воли к власти» развивается на основе «воли к жизни». «Воля к власти» определяет право сильного человека на господство. Из этого права Ницше выводит все основания морали. По его мнению, необходимо осуществить пересмотр всех ценностей общества и человека. Человечеству следует отбросить устоявшиеся ценности, мораль, старые истины, религию. Они не будут способствовать утверждению воли и власти. Новая «мораль господ» должна заменить устаревшую «мораль рабов».
    Философ, таким образом, признает неравенство людей в обществе. На первый план выходит новый человек- «сверхчеловек». Его призвание - повелевать всеми остальными. Сверхчелове к – это человек, который ставит себя на место Бога. Он чувствует свое явное превосходство над другими людьми. Он презирает их, и никак не связан с обществом.
    Образ Сверхчеловека сформировался в контексте критики современной цивилизации. Ее кризис был обусловлен распространением атеизма, это привело к кардинальному изменению системы ценностей. Христианство в историческом прошлом играло положительную роль, по мнению Ницше. В современных условиях для большинства людей Бог умер. Христианство стало рассматриваться как препятствие для развития общества. В этом контексте Ницше делает пессимистический вывод о том, что культ Христа сменяется культом Сверхчеловека. Ницше разработал проект «психологии религии», она необходима, чтобы помочь человеку в решении вопросов этики.
    Поведение человека определяется с одной стороны высшими ценностями, а с другой – инстинктами. Возникает противоречие, которое, по мнению Ницше,
    может разрешить психология. Психология может успокоить голос совести при помощи сравнения неблаговидных поступков человека с поведением других людей. Эпоха Сверхчеловека приведет к утрате прежних этических императивов, утверждал Ницше.
    Слайд 65
    Психоаналитическая философия
    Развитию психоаналитической философии положил начало Зигмунд
    Фре йд. Фрейд наиболее известен как основатель психоанализа, который оказал значительное влияние на психологию, медицину, социологию, антропологию, литературу и искусство XX века. Его учение оказало воздействие и на развитие философии.
    Фрейд изучал бессознательное, его структуру, влияние на индивидуальную и общественную жизнь. В результате исследования создал модель личности как сочетание трёх элементов: «Оно», «Я», «сверх Я».
    Согласно его точке зрения, человек может существовать в обществе при условии подавления своих бессознательных привычек, влечений, страстей.
    Если этого не учитывать, то общество может быть разрушено изнутри.
    Согласно учению Фрейда происходит постоянная массовая сублимация подавляемой энергии и преобразование ее в культуру. Общество создает ритуалы для подавления энергии. Под ритуалами понимается коллективное бессознательное как форма реализации вытесненных желаний. К ритуалам принято относить религию, мораль, искусство. Особо выделяются зрелища и массовые мероприятия.
    Фрейд приходит к неутешительным для человечества выводам. По мере развития цивилизации человеческие страсти все больше подавляются.
    Это приводит к массовым психозам и всенародной депрессии. Это вызывает необходимость применения более сложных и изощренных ритуалов.
    В теории Зигмунда Фрейда внесла свой вклад его дочь Анна Фрейд.
    Она занималась психоанализом детей и долгосрочными исследованиями детского развития. Анна проанализировала различные средства, которыми

    «Эго» защищается от угрозы вторжения нежелательных бессознательных импульсов.
    Карл нг - ученик Зигмунда Фрейда, шведский психиатр продолжил исследования в направлении психоаналитической философии. На русский язык переведены его труды «Психологические типы», «Архетип и символ»,
    «Либидо, его метаморфозы и символы». Расхождения нга с Фрейдом нашли выражение в понимании природы и форм проявления бессознательного. нг ввел понятие «архетип». Он рассматривал архетипы как особый класс психических явлений. Они выступают носителями опыта филогенетического развития человечества. Архетипы передаются по наследству и определяют схожесть поведения людей, относящихся к некоторой общности. нг создал учение о коллективном бессознательном. Он утверждал, что коллективное бессознательное основано на функционировании древних традиций. К коллективному бессознательному индивидуум приобщается через социальный опыт. Коллективное бессознательное состоит из предсуществующих форм.
    Они являются моделью и образцом инстинктивного поведения. Коллективное бессознательное включает продукты архаического прошлого. Они проявляются в моделях поведения, которые являются сходными у представителей одной культуры.
    Коллективное бессознательное образует всеобщее основание душевной жизни каждого. Оно имеет мифологические по своему характеру содержание.
    Архетип состоит из образов, не имеющих кровной или расовой наследственности. Коллективное бессознательное является хранилищем остатков и воспоминаний о прошлом. Оно может активизироваться в большой социальной группе. В результате этого возникает коллективное помешательство. Его можно сравнить с эпидемией, способной привести к революции, войне, катастрофе. Во время Второй мировой войны многие европейские последователи Фрейда и нга эмигрировали в США. Таким образом, туда переместился центр психоаналитических исследований.

    В этот период ведущими учеными-психоаналитиками были Ха ртман и
    Левенште й. В ряде совместных публикаций они сформулировали основные положения психоанализа как фундамента общей психологии.
    Слайд 66
    Феноменология
    Значимым направлением современной западной философии является феноменология. Термин феноменология впервые появился в работе Иоганна
    Ла мберта «Новый органон». Родоначальником феноменологии как философского направления выступил немецкий философ Эдмунд Гу ссерль.
    Основные его идеи отражены в работах «Логические исследования»,
    «Философия как строгая наука», «Картезианские размышления». Гуссерлю анализировал феномены как явления, постигаемые в чувственном опыте. По его мнению, это смыслы предметов. Философ рассматривает вопрос о постижении сущности вещей посредством научных понятий. Он обратил внимание на то, что многие понятия используются на основе традиции. Их смысл находится за пределами опыта конкретного человека. Ученый выявил разницу между сознанием и культурными накоплениями, которые его определяют. Он показал, что все основные слова и понятия сознания рождаются естественным путем в «глубине народного сознания». Гуссерль предложил метод феноменологической редукции или выведения за скобки.
    Это необходимо для изучения структуры и особенностей сознания.
    Феноменологическая редукция – сведение поля анализа к потоку феноменов. В результате обнаруживаются подлинные смыслы. Философ призывал к обнаружению сущности вещей через конструирование многообразных переживаний о них. Актуальным становится призыв - «Назад, к вещам!».
    В поздних работах Гуссерль вводит в феноменологию генетический аспект. В этом новом аспекте феноменология намечает новую и актуальную программу. Она реализуется через исследование общих предметностей, предметностей сознания, ранее именовавшихся чувственностью. В Германии
    последователями Гуссерля были Ха йдеггер, Бе ккер, Финк, Пфе ндер, Штайн,
    Ше лер и другие. Многие из них, начав с феноменологии, в последующем нашли собственный путь.
    В заключение обзора современных западно-европейских философских течений обратимся к философии прагматизма. Название происходит от греческого слова, означающего дело, действие. Согласно прагматизму, единственным критерием истинности выступает успех какого-либо начинания, поступка, дела.
    Принцип прагматизма определяет содержание знания его практическими последствиями. Основоположником течения принято считать американского философа Чарльза Пирса. В 190 году он выпустил книгу
    «Что такое прагматизм». Философ писал, что наименование своего учения он заимствовал у Иммануила Канта.
    Пирс, полагал, что каждый человек стремится к вере. Только вера способна сделать человека счастливым. Достигнув веры, человек избавляется от неприятных сомнений. Содержание веры исчерпывается действием, которое готов совершить верящий субъект. Например, живут два человека разных убеждений. Они готовы действовать одинаковым образом. Вывод – в их убеждениях нет различий. Следовательно, вера – это готовность действовать особым образом.
    В работах Уильяма Джеймса прагматизм формулируется как метод разрешения философских споров. Он позволяет сравнивать практические последствия, вытекающие из той или иной теории. По его мнению, истина есть то, что «лучше «работает» на нас. Истина способствует повышению эффективности опыта. Чарльз Пирс и Уильям Джемс определяли смысл философствования через деятельность субъекта и личностное восприятие мира.
    Таким образом, современная западно-европейская философия развивается на основе традиций, заложенных исследователями предыдущих периодов, обогащая и углубляя основополагающие представления о бытии,
    проникая в сложное строение материи. Современные ученые делают попытки переосмысления человеческого существования, общественного развития с учетом изменений научных данных и социальных практик.
    Слайд 67
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   21


    написать администратору сайта