Главная страница
Навигация по странице:

  • Слайд 68 Идеализм о бытии

  • Слайд 69 Материализм о бытии. Понятие субстанции

  • Слайд 70 Материя

  • Слайд 71 Атрибуты материи

  • Слайд 72 Процессы развития

  • Философия. Тема Предмет философии


    Скачать 1.14 Mb.
    НазваниеТема Предмет философии
    Дата27.11.2021
    Размер1.14 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаФилософия.pdf
    ТипДокументы
    #283899
    страница12 из 21
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   21
    Тема 2.2 Проблемы бытия
    Бытие небытие
    Категория бытия имеет ключевое значение для философии. На ее основе базируется картина мира философии. Категория бытия является самым абстрактным понятием. Оно отражает свойство всех вещей и процессов существовать в мире. Бытие - самое широкая категория, она включает все аспекты реальности. На уровне обыденных представлений бытие сходно с понятиями реальность, существование. Однако в философии бытие трактуют гораздо шире. Это понятие указывает на предельные основания вещей. Быть - значит существовать в качестве различных вещей, процессов. Бытие подчеркивает единство реально существующего мира, во всем многообразии проявлений. Философская категория бытия выступает интегральной характеристикой мира. Она охватывает как наличные вещи, процессы, так и возможные в различных пространственных и временных характеристиках. Бытие включает разнообразные феномены духовной жизни.
    Категория бытия имеет сложное содержание. С ее помощью анализируют многоплановые вопросы о состоянии мира. Однако совокупность проблем бытия можно свести к трем основным смысловым аспектам. Первый аспект предполагает рассмотрение временных и пространственных характеристик бытия. Например, к этому разряду проблем относится проблема происхождения мира, пределов существования во времени. Поиск ответов на подобные вопросы есть сочетание раздумий о конкретных ситуациях с отвлеченными размышлениями. В повседневной жизни человек судит о мире на основе ближайших жизненных ориентиров. Трудно представить вечное и бесконечное. В философии при помощи абстрагирования возникают понятия о вечном и бесконечном. В философии существуют противоположные точки
    зрения относительно пространственных и временных границ мира. Одни мыслители считали, что мир имеет свое начало и конец в пространстве и во времени. Идея творения мира широко представлена в мировоззрении, и, в философии, в частности. Другие философы утверждали, что мир вечен, в своих основаниях он не меняется. Эта концепция воспринимается с большим трудом, чем идея происхождения и завершения мира. Диалектический метод позволяет разрешить противоречия в подходах к осмыслению мира. Мир - это противоречивое единство бытия природы как целого и бытия отдельных вещей, процессов.
    Второй аспект анализа проблемы бытия в философии включает анализ связей между элементами мироздания. Актуальным является вопрос о существовании взаимных или односторонних связях в мире. В частности, на современном этапе неоднократно возникали дискуссии о существовании параллельных миров, а также о зависимости Земной цивилизации от инопланетных более развитых цивилизаций. Сторонники объективного идеализма полагают, что мир един. В основе его единства лежит духовное начало. В качестве него может выступать высший разум или божество.
    Диалектический материализм опирается на современные достижения науки.
    Он доказывает материальное единство мира. Это позволяет при помощи науки изучать мир как многообразие форм проявления материальных процессов. Третий аспект предполагает рассмотрение природы и сущности сознания, его взаимосвязи с материальными процессами. Несмотря на то, что наука сделала ряд важных открытий в изучении сознания, ряд вопросов остается дискуссионным. Современная наука находит аргументы в пользу земного происхождения человека и его сознания. Сознание зависит от материальных процессов.
    Однако оно имеет относительную самостоятельность и занимает особое положение в бытии. Подобное положение не противоречит представлению о материальном единстве мира.
    Оно подчеркивает значение идеального в структуре бытия. Практическая деятельность человека доказывает, что в мире существуют объективные
    законы. Сознание дает возможность познать их и использовать для совершенствования условий существования.
    Слайд 68
    Идеализм о бытии
    В IV веке до нашей эры сформировалась первое философское учение о бытии. Его создателями являются философы Элейской школы. Учение о бытии было создано на основе представлений о высшем разуме. Он является источником бытия и истинных знаний о мире. Античная философия противопоставляла мнения и знания. Мнения относительны они формируются на основе органов чувств. Знания абсолютны, вечны и неизменны. Знания выражаются в понятиях. Предельной категорией является бытие. Бытие и мышление совпадают. Пармени д отрицал существование небытия. Существует только то, что может быть представлено при помощи понятий в мышлении. Небытие находится за пределами постижения.
    Подобная трактовка бытия характерна для учения Платона. Подлинное бытие
    – это мир идей. Материя неподвижна и бесформенна. Материальные вещи формируются посредством воплощения в них идеи. Согласно Платону, бытие едино и неизменно. Оно не возникает и не уничтожается. Бытие познаваемо только при помощи разума. Аристотель не соглашался с концепцией своего учителя Платона. Аристотель создал метафизику как учение о различных уровнях бытия. Согласно Аристотелю, структура бытия иерархична. Высшую ступень занимает высший разум, а на низшей - находится неживая природа.
    Бытие каждой вещи зависит от четырех видов причин. Материальная и движущая причина определяют внешние свойства вещи. Формальная и целевая причина наделяют бытие вещи смыслом. Бытие – это упорядоченность вещей в соответствии с законами разума. В эпоху средневековья проблема бытия рассматривалась на основе религиозных представлений. Подлинным бытием обладает Бог. Он является творцом всего сущего. Бытие вещей определяется разумом и волей Бога. В христианстве Бог предстает как личность, наделенная свободной волей. Творение мира - это
    свободный акт Бога. Оно не обусловлено необходимостью. Человек - это также результат божественного творчества. Свобода человека проявляется в отказе от своей воли и подчинении воле Бога. Начиная с эпохи Возрождения, меняется система ценностей. Это оказывает влияние на представления о бытии. В эпоху нового времени мир по-прежнему рассматривается как творение Бога. Однако меняется концепция соотношения Бога и мира. Бог выступает как творец природы в ее бесконечном разнообразии. Человек также является творением Бога. Человек обладает творческими способностями и способен преобразовывать природу, создавать произведения искусства. ентральной проблемой философии становится проблема свободы человека, ее условий и границ. В философии Рене Дека рта на первый план выходит проблема существования в качестве субъекта мышления. Признаком существования выступает способность осознавать себя в качестве мыслящего существа. Бытие в понимании Декарта двойственно. Оно может воплощаться через духовную или материальную субстанцию. Однако эти аспекты бытия скоординированы при помощи бытия Бога. В немецкой классической философии идеалистическая трактовка бытия базировалась на диалектике.
    Диалектика как учение о развитии акцентировала внимание на противоречивых взаимосвязях между элементами бытия. Согласно
    Иммануилу Канту, бытие вещей раскрывается на основе развертывания пространственных и временных характеристик вещей. Человек познает их при помощи априорных форм чувственности и рассудка. Существует сфера принципиально непознаваемого для человека. Она определяется природой человека, внешними условиями. С другой стороны, граница непознаваемого подвижна. Человек внутренне свободен, это означает, что он может влиять на бытие. Во второй половине девятнадцатого вера усиливаются позиции иррационалистической философии. Это направление подчеркивает значение индивидуального жизненного опыта для постижения бытия. Отношение к бытию не определяется познавательными способностями. Напротив, они
    зависят от проявлений духовных переживаний человека. Экзистенциалисты считают, что только индивидуальное существование есть подлинное бытие.
    Слайд 69
    Материализм о бытии. Понятие субстанции
    Внутреннее единство многообразных вещей, процессов посредством которого существует реальность, называется субстанцией. Эта категория в философии обозначает основу для объединения мира. Идеалистические представления о бытии в качестве первоосновы мира кладут духовное начало.
    Материалистические концепции акцентируют внимание на материальных аспектах изучения субстанции. В древности под субстанцией понимали природные стихии. Например, в Древней Греции в качестве первичных элементов вещей мыслители назвали огонь, воздух, воду, землю. Эти представления о субстанции связаны с мифологическими образами.
    Различные философские школы античности либо выделяли один из первичных элементов, либо рассматривали их сочетание. Развитие античной философии привело к разработке более абстрактных понятий. В частности, возникло представление об атомах. Оно получило развитие в философии
    Ле вкиппа, Демокри та, Эпику ра. Их учения о субстанции доказывали, что все вещи состоят из неделимых элементов. Формы и способы соединения атомов определяют качественные особенности вещей.
    Познание мира осуществляется в процессе физического воздействия атомов на органы чувств. Подобное представление о субстанции не получило широкого распространения в древности и в эпоху средневековья. Подобные представления трудно было сочетать с идеями о том, что миром управляет божественное начало. Материалистические представления о субстанции получили развитие в философии Возрождения и нового времени. В эпоху
    Ренессанса происходит изменение системы ценностей, формируется светская культура. Под влиянием Великих географических открытий появляются новые знания о мире. В центре философских размышлений в этот период находится творческая природа человека. Формирование мировоззренческой
    базы науки осуществляется на основе материалистических учений периода античности. В трудах Френсиса Бэкона содержится критика учения
    Аристотеля. На основе учений Демокрита и Эпикура Френсис Бэ кон выдвигает идею материальности мира. Бенедикт Спиноза обосновал новый подход к теории субстанции. Голландский мыслитель подчеркивал единство субстанции, природы и Бога. Они не существуют по отдельности. Это позволило по-новому раскрыть проблему субстанции. Субстанция, согласно
    Спинозе, это - самостоятельная первооснова. Она не нуждается ни в каких представлениях через другие вещи. Единственной субстанцией является материя. Кроме нее нет ничего в мироздании. Субстанция является причиной себя, она самодостаточна. Это означает, что субстанция не является первоосновой, из которой происходят все вещи. Она существует в вещах и через вещи. Субстанция находится в самодвижении, внутреннем взаимодействии. Она вечна во времени и бесконечна в пространстве.
    Субстанция воспроизводит, воссоздает условия своего бытия. Она обеспечивает свое развитие.
    Бенедикт
    Спиноза сформировал материалистическое учение о субстанции. Он разрушил представление о сверхъестественном начале природы. Диалектическое понимание субстанции находится в основе современных научных представлений о мире. Наука доказывает, что мир материален и не нуждается во внешней причине.
    Признаком самодостаточности обладает не только материя, но и ряд других сложных подсистем. К ним, в частности, относятся общество, культура.
    Свойства самодостаточности формируются в процессе развития материи, установления сложных связей между элементами подсистем. Современная наука допускает возможность установить временные пределы существования нашей Галактики. Это произошло в результате перехода физического вакуума из одного состояния в другое. В результате были сформированы новые мировые константы. Они позволили образоваться атомам, из которых возникли различные вещества. Они определили характер образования жизни, формирования социума. Со временем они также стали самодостаточными.

    Правомерно допустить понимание абсолютной и относительной субстанциальной реальности.
    Слайд 70
    Материя
    Разработка категории материя в философии была связана с необходимостью исходили из необходимости решения проблемы субстанции.
    В древней философии материю представляли как вещество. Мате рия – первичный материал, из которого сделаны все вещи. В частности, согласно
    Фале су, все вещи произошло из воды. Анаксиме н считал, что в основе всего находится воздух. В этот период формируются более сложные представления о материи. Согласно Анаксима ндру, в основе сущего находится а пейрон. Этот термин обозначает бесконечное начало, первичную основу сущего.
    Диалектическая трактовка материи была представлена в учении Геракли та.
    Согласно ему, первичным веществом является огонь. Он также является источником непрерывного изменения. В античности было создано учение о строении материи из атомов. Согласно Демокриту, материя состоит из атомов и пустоты. Это давало возможность объяснить качественное многообразие материальных вещей. Однако проблема источника движения материи оставалась не решенной. В философии Аристотеля решение данной проблемы было представлено при помощи учения о первичных причинах.
    Источником преобразований выступает высший разум. При помощи формальной и целевой причины он преобразует материю. В метафизике
    Аристотеля материя пассивна. Она меняется под влияние внешних воздействий идеального начала. В эпоху средневековья аристотелевская концепция выступала альтернативой христианскому учению о творении
    Богом мира из ничего. Учение о материи нового времени базировалось на механистической модели. В основе определения материи лежит понятие первичных свойств. К ним относятся неизменные характеристики вещей протяженность, непроницаемость, фигура, тяжесть, перемещение.
    Неделимые атомы чаще всего признаются их носителем. Для мыслителей
    античности и сторонников механицизма определение материи предполагает выделение следующих аспектов. Материя рассматривается как нечто неизменное. Материи присущи объективные свойства, они не зависят от исследователя. Однако кроме этих призов у материальных вещей есть свойства, которые зависят от наблюдателя. Например, к ним относятся звук или цвет. Материалисты эпохи Просвещения осознавали недостатки своих предшественников. Французский философ Гольба х, что материальность вещей проявляется в их механических свойствах. Каждая вещь участвует в материальных взаимодействиях, включена в причинно-следственные связи.
    При этом материя способна воздействовать на органы чувств, вызывать образы вещей. Это свойство невозможно объяснить при помощи механики. В трудах Дидро , Фейерба ха, материя рассматривается как философская категория. Она отображает всеобщие свойства и качества материальных объектов, законы их развития. Однако материализм периода Просвещения не смог объяснить особенности духовной жизни. В философии вопрос о происхождении и сущности движения оставался нерешенным. Новый этап в развитии учения о материи возникает в марксистской философии. Этот этап был связан с применением диалектики к познанию материальных процессов.
    Диалектика является учением о развитии природы, общества мышления. Она рассматривает источник движения как следствие внутренних противоречий.
    Движение и материя не существуют по отдельности. Движение – это атрибут материи. Диалектико-материалистическая трактовка материи базируется на анализе взаимосвязи между средствами познания и объективной реальностью.
    Согласно ленинскому определению материи, эта философская категория обозначает объективную реальность. Материя способна воздействовать на органы чувств через отражение. Восприятие материальных объектов человек получает при помощи чувств. Сознание человека не изолировано от внешнего мира. Оно обладает свойством отражения. Объективные свойства материальных объектов воспринимаются чувствами. Преобразование информации происходит с использованием рациональных форм. В сознании
    информация о предмете воспроизводится как объективный предмет мысли.
    Она также существует как мысль о предмете.
    Слайд 71
    Атрибуты материи
    Современная наука базируется на принципе материального единства мира. Задачи науки состоят в изучении свойств материальных объектов и процессов. В философских учениях свойства объектов, которые являются существенные, необходимыми, неотъемлемыми, называют атрибутами.
    Атрибутами материи выступают движение, пространство и время.
    Рассмотрим данные свойства материи. На уровне обыденного познания движение – это изменение положения тела в пространстве. В науке движение рассматривают как внешние и внутренние изменения свойств, отношений, состояний. Они имеют комплексный характер. Например, изменения времен года – это пример различных видов движения в природе, вызванных материальными взаимодействиями. Наука изучает движение на уровне элементарных частиц, в живых организмах. Ее интересуют взаимодействия в экологических и социальных системах. Движе ние – это одно их основных свойств материи, без него материя не существует. Поко й – это относительное состояние объектов, оно зависит от системы отсчета. Галилео Галилей приводил множество примеров, чтобы доказать относительность равномерного и прямолинейного движения и покоя. Различают два основных вида движения. В процессе движения объект может сохранять устойчивость предмета и его качества. Примером такого движения может быть перемещение тела в пространстве. Второй вид движения меняет свойства и качества объекта. Любая химическая реакция является примером такого движения. Преобразование качеств предмета на основе использования потенциальных возможностей называют развитием. Каждому уровню организации материи соответствует особая форма движения. Во второй половине девятнадцатого века Фридрих Э нгельс выделил пять форм движения материи. К ним относятся уровни движения, которые проявляются
    на уровне неживой природы – механическая, физическая, химическая. В живой природе существует биологическая форма, а в обществе – социальная.
    Между формами движения существует диалектическая взаимосвязь.
    Высшие формы движения включают более простые формы. Эта классификация соответствует логике развитии науки. В двадцатом веке наука открыла новые уровни организации материи. Были открыты процессы микромира, мегамира, исследованы взаимосвязи физических и химических процессов. Наука доказала, что механическое движение обусловлено переплетениями электромагнитных и гравитационных взаимодействий.
    Атрибутам материи являются пространство и время. Материальные объекты характеризуются относительно устойчивым объемом и формой. Это определяет его протяженность в пространстве. Пространственные отношения характеризуют взаимное расположение материальных объектов.
    Взаиморасположение материальных систем образует пространство. Понятие пространства необходимо для изучения строения материи. Время характеризует длительность протекания процессов, их скорость, периодичность. Изменения объектов и во взаимосвязи с другими объектами определяется периодами длительности. Пространство и время - это атрибуты материи. Вне времени и пространства материя не существует. Данные характеристики, в свою очередь тесно связаны с движением. В философии сформировалось два подхода к изучению пространства и времени.
    Субстанциальная теория анализирует пространство и время как особые сущности. Они не зависят друг от друга и от материи. Подобные представления бытии характерны, в частности, для античных материалистов.
    Классическая физика Ньютона также базируется на субстанциональных представлениях. Реляционная концепция рассматривают пространство и время как свойства одной субстанции. Такой подход был характерен для учения Ле йбница. Развитие современной науки основывается на реляционной трактовке пространства и времени. Достижения физики двадцатого века оказали большое влияние на подобные представления.

    Теория относительности Альберта Эйнштейна обосновала взаимосвязь пространства, времени и движения материальных объектов.
    Слайд 72
    Процессы развития
    Одно из всеобщих свойств материи и сознания - способность к развитию.
    Направленное необратимое, закономерное изменение материальных и идеальных объектов называют развитием. Для него характерно наличие всех. Для функционирования свойственна обратимость.
    Случайные процессы не являются закономерными. Изменения не могут накапливаться при отсутствии направленности. Следование единой, взаимосвязанной линии становится невозможным. В процессе развития происходит изменение состава или структуры объекта. Объект обретает новое качественное состояние. В марксизме развитие рассматривают как сложный процесс. Он происходит на основе диалектических законов. В основе развития находится единство и борьба противоположностей. Это внутренний механизм саморазвития системы. Переход на новый качественный уровень осуществляется в процессе количественных изменений. Появление новых качеств может происходить постепенно, эволюционно. Высокие темпы изменений характерны для революционных преобразований. В процессе развития проявляется диалектический закон отрицания отрицания. Его механизмы характеризуют преемственность между этапами в процессе развития. При возникновении нового качества сохраняются элементы прежнего. Они необходимы для последующих этапов преобразования. В результате развитие не является линейным процессом, а осуществляется по спирали. Некоторые трактовки развития выводят на первый план какую-либо одну черту. Например, эволюционизм и катастрофизм. Создателем теории катастроф в восемнадцатом веке был Жорж
    Кювье . Кювье считал, что каждому геологическому периоду соответствует своя флора и фауна. Геологические этапы завершались катастрофически, в результате чего гибло все живое. На новом этапе появлялись другие виды
    животных и растений. Они возникали под влиянием вмешательства творческой силы Бога. Эта теория была разработана для борьбы с концепциями эволюции. В восемнадцатом веке Чарльз Ла ейль разработал теорию эволюционного развития земной коры под влиянием действия постоянных факторов. Данная теория геологической эволюции рассматривает изменения как случайные. Результатом эволюции является накопление преобразований земной коры. Теория Лайеля не рассматривает скачки в развитии, не объясняет качественные преобразования. В двадцатом веке развиваются концепции эмерджентной эволюции. В частности они представлены в трудах Сэмюэля Александе ра. Развитие в ней трактуется как переход на новый качественный уровень под влиянием духовной движущей силы. Современная наука рассматривает движение и развитие материи как закономерный процесс. Проблема самоорганизации материи стала центральной в современной науке.
    Для решения этой проблемы была разработана новая научная дисциплина - синергетика. Ее название происходит от греческого слова содействие, сотрудничество. В современной науке речь идет об изучении взаимодействия структурных элементов. Основателями этого направления являются Генри Ха кен и Илья Приго жин. Они занимались исследованиями в сфере физики. В дальнейшем ученые пришли к выводу о том, что принципы синергетики применимы к изучению всех сфер бытия. Многие ученые полагают, что синергетика изменяет взгляд на картину мира. Проблемы синергетики сводятся к изучению процессов в двух видах материальных систем. Для замкнутых систем характерны равновесные состояния. С течением времени они приводят к хаосу, к неупорядоченности. До недавнего времени наука изучала замкнутые системы. Она исследовала однородность, устойчивость, порядок. В открытых системах происходят неравновесные и нелинейные процессы. Они стремятся к созданию упорядоченных структур на основе самоорганизации. Эти процессы являются предметом изучения синергетики. Ученые считают что, многие процессы в природе неравновесны
    и нелинейны.
    Процессам в открытых системах свойственны неупорядоченность, неустойчивость, нелинейность. Синергетика меняет взгляд на мир, представления о необратимости природных процессов.
    Слайд 73
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   21


    написать администратору сайта