Философия. Тема Предмет философии
Скачать 1.14 Mb.
|
Тема 1.10. Русская философия Слайд 55 арождение философской мысли на Руси В 988 году Русь принимает Византийское православное христианство. Это событие послужило первопричиной появления русской философии. Христианство развивалось параллельно с язычеством и стало мощной идеологической силой, в национальной культуре и психологии. Православие наложило свой отпечаток на особенности древнерусской философии. Русская культура ‒ это уникальное явление. Оно обусловлено географическим расположением нашего Отечества. Российская культура сложилась позже большинства азиатских и европейских цивилизаций. Русь ‒ Россия всегда была многонациональным и поликультурным организмом. С девятнадцатого века она оказывает большое влияние на культуру всех народов. Однако русская культура идет по собственному пути развития. Это нашло отображение в своеобразном типе мышления и самосознания. Духовная сфера была пространством для развития свободы в России. В современной российской отечественной философии выделяют следующие периоды. Первый период ‒ это зарождение философской мысли на Руси в одиннадцатом-семнадцатом веках. Второй период ‒ это ренессансная русская философия восемнадцатого – начала девятнадцатого столетий. Третий период включает развитие русской философии в девятнадцатом и в начале двадцатого века. Четвертый период (с 1917 по 1991 годы) – это философия советского периода истории. Пятый период – философия в постсоветский период (с 1992 года по настоящее время). На Руси зарождение философской мысли произошло в период Средневековья. Этот процесс подразделяется на два этапа. Первый этап ‒ философия Киевской Руси одиннадцатого и тринадцатого веков. Второй ‒ русская средневековая философия Московского государства пятнадцатого – семнадцатого веков. В Киевской Руси философские идеи базировались на византийских традициях. Это предполагало объяснение мироздания с учетом христианской морали, а также взаимосвязи религиозных догматов с античной мудростью. Это нашло отражение в трудах Митрополита Иллариона Киевского, князя Владимира Мономаха, философа митрополита Климента Смоля тича. Мирополит Илларион в произведении «Слово о Законе и Благодати» рассматривает значение христианской религии для духовной жизни Руси в настоящем и будущем. Владимир Мономах сформулировал своеобразный философский морально-нравственный кодекс. В нем содержатся поучения потомкам, рассматриваются нравственные проблемы. В одиннадцатом веке мыслители древнерусского государства развивали в своих трудах духовные традиции православия, выступали за централизацию и укрепление русского государства. В пятнадцатом – семнадцатом веках происходит формирование централизованного российского государства. К пятнадцатому веку Русь оказалась политически зависимой, экономически ослабленной после монголо-татарского ига. В последующий период государство начинает объединяться, обновляться. В Московском княжестве развивается общественная и политическая жизнь. Впоследствии оно становится центром российского государства. В его пределах в шестнадцатом ‒семнадцатом веках развивается экономика, к власти приходит служилое дворянство и завершается оформление крепостного права. В этот период церковь становится центром идеологии, просвещения и культуры. Историосо фское направление русской философии отразилось в учении псковского монаха Филофе я «Москва-третий Рим». Филофей отстаивал идею преемственности христианства. Это учение пронизано идеями патриотизма. В нем автор доказывает необходимость сильного государства и крепкой державной власти. Филофей выражает поддержку царской власти и утверждает ее вечность в случае сохранения приверженности православной вере. Эта теория обосновывала необходимость объединения Руси вокруг Москвы. В русской философии образовались три важных направления философской мысли – историософское, религиозное и нравственное. Труды русских мыслителей имеют самобытные черты. Они отображают исторические и культурные особенности формирования российского государства. Слайд 56 Русская ренессанская философия Реформы Петра I в восемнадцатом веке оказали положительное влияние на российское государство. Россия вышла на один уровень с Европой по экономике, развитию производства, политике, образованию, культуре. Однако постоянные войны и крестьянские выступления формировали определенные ограничения на распространение передовых идей. Первый этап ренессансной философии связан с деятельностью ученой дружины Петра I. В неё входили Василий Никитич Татищев, Феофан Прокопович, Антиох Дмитриевич Кантеми р, Иван Тихонович Посошко в. Они стремились найти компромисс между философией, наукой и религией. Большое значение имела деятельность по разработке классификации наук. Религиозные взгляды развивались в духе деизма и пантеизма. Мыслители отстаивали учение о бесконечности Вселенной, Бога считали высшим разумом. Основным идеологом петровских реформ был Прокопович. Он отстаивал идеи необходимости централизации государства и выступал против автономии церкви по отношению к государству. Прокопович опирался на труды западных мыслителей о государстве и праве. При этом он создал собственный вариант теории государства. Прокопович пишет ряд общественно-политических работ. Прокопович сформировал концепцию просвещенного абсолютизма. Она включала принцип всенародной пользы просвещенного абсолютизма. Власть царя обеспечивает благосостояние подданных, духовное и светское обучение, государственную безопасность. Общественные и военные дела являются главными в обязанности царей. Прокопович связывает наилучшее обеспечение народной пользы с сильным государством. Феофан Прокопович был инициатором создания «Духовного регламента» и Синода. Это был орган управления Русской православной церковью, который подчинялся светской власти. Второй период связан с деятельностью Михаила Васильевича Ломоносова. Он был представителем механического материализма. Ломоносов проводил исследования свойств материи, поддерживал идеи и принципов атомизма. Ломоносов решал основной вопрос философии материалистически. Ломоносов считал, что материя ‒ основа всего существующего в природе, что идеи ‒ это представления вещей в уме. Он был сторонником корпускулярной теории строения материи и полагал, что материя состоит из мельчайших абсолютно твердых и неделимых частиц. Ломоносов отрицал существование силы как врожденного свойства материи, как способности действовать на расстоянии. Однако он не смог выйти за рамки механического воззрения на материю и ее движение. Воззрения Ломоносова базировались на развитии картезианских и атомистических представлений. Ученый опирался на идею Декарта о том, что материя и движение являются основой бытия. Механическое движение, согласно Ломоносову, является причиной всех явлений в природе. В теории познания он стремился преодолеть разрыв между рационализмом и эмпиризмом, а также найти компромисс между наукой и религией. Третий период включает деятельность Григория Саввича Сковороды . Его философия носит этическую направленность. В своих трудах Сковорода рассматривал проблемы познания. Большое значение для его творчества имела христианская этика. Четвертый этап включает деятельность просветителей второй половины восемнадцатого века, самым ярким из которых был Александр Николаевич Радищев ‒ философ и писатель. Его философские сочинения пронизаны идеями гуманизма, свободного развития личности. В трактате под названием «О человеке, его смертности и бессмертии» он исследует учение человека о бытии и душе. Главное в произведении ‒ это доказательство реальности материи и ее независимости от понимающего субъекта. Согласно Радищеву, живой и неживой мир происходят из единого начала. Александр Николаевич Радищев известен также как борец с крепостным правом. Радищев является автором произведения «Путешествия из Петербурга в Москву», критикующим основы крепостничества. В последующем социальные идеи Радищева получили развитие у декабристов. Слайд 57 Русская философия славянофилов и западников В девятнадцатом веке начинается расцвет русской философской мысли. У образованной части общества формируется потребность понять смысл и подытожить исторический путь своей страны, обозначить перспективы развития. Попытки осознания особенности эволюционного пути России и ее связи с Западом предпринимались в рамках двух концепций: западничества и славянофильства. В спорах между двумя этими течениями нашли отображение проблемы русской общественно-политической мысли. Они заложили основу для последующего развития отечественной философии девятнадцатого века. В этот период философская мысль развивалась в форме публицистики, художественной литературы, поэзии. Начало поиску исторических путей развития России было положено публикацией «Философических писем» Петра Яковлевича Чаадаева. Эта работа содержала резкую критику российского общества, национальных традиций и идеалов. Чаадаев оценивал настоящее и будущее России на основе ее прошлого. Историческую отсталость России он объяснял её изначальной зависимостью от Византии. Это привело к религиозному обособлению России от Европы. Путь прогресса, по мнению Чаадаева, воплощается в католицизме. Для России не существует никакого иного пути развития, кроме, западноевропейского. ападничество развивалось в спорах о будущем России. Представителями западничества являлись: Герцен Александр Иванович; Белинский Виссарион Григорьевич; Чернышевский Николай Гаврилович. Западники считали, что Россия является частью единого мирового прогрессивного развития. При этом активно отстаивалась необходимость революции для ликвидации крепостничества и самодержавия. Западники считали церковь и религию препятствием для социального прогресса. Они подчеркивали ценность научного мировоззрения для освобождения личности. Высшая ценность западников права и свободы личности, где государство выступает их гарантом. Западники считали, что в России существуют предпосылки для соединения социалистических идей с общинным землевладением. В русском крестьянском мире содержатся основания, позволяющие осуществить экономический переворот, ведущий к социализму. Народники во многом продолжали традиции западников. Идейными лидерами народничества являлись Лавров Петр Лаврович, Михайловский Николай Константинович. Народники верили в науку, они считали, что просвещение необходимо для прогрессивного развития общества. Народники придавали большое значение исторической роли интеллигенции. Она проявляется в создании социального идеала для реформирования общества, в идейной подготовке революции. Течение славянофильства выдвигало идею противостояния России и Запада. Славянофилы подчеркивали самобытность русского духовно- исторического процесса. Видными представителями славянофильства были Киреевский Иван Васильевич, Хомяков Алексей Степанович, Аксаков Константин Сергеевич. Славянофилы критиковали западную цивилизацию. Они считали западную культуру безбожной, бездушной. Преимущества русской культуры, по сравнению с западной, они видели в православии и общинной организации народной жизни. Крестьянскую общину славянофилы представляли как основу общества. Соборность выступает началом общинного образа жизни и социального идеала православия. Славянофильство ‒ это философия религиозного коллективизма. Будущее России славянофилы связывали с развитием духа православия, развитием крестьянской общины и отменой крепостного права. К концу девятнадцатого века образовалось течение «почвенников». Для него в качестве основной идеи было определено социальное и духовное развитие России на национальной основе. Носителем духовных ценностей представители этого направления считали русский народ, крестьянство. К почвенникам относятся: Григорьев Аполлон Александрович, Достоевский Федор Михайлович, Данилевский Николай Яковлевич, Леонтьев Константин Николаевич. Слайд 58 Русский религиозный ренессанс конца XIX - начала XX века Русская религиозная философия получила развитие в трудах Соловьева Владимира Сергеевича и Бердяева Николая Александровича. Владимир Сергеевич Соловьев является создателем философской системы. В его философской концепции на первом месте находится религия. Она подчиняет философию, науку, этику и будущее устройство государства. Соловьев при этом активно критиковал материализм и атеизм. Эти учения, по мнению философа, безнравственны, они опустошают природу человека и ведут человечество в тупик. Проблему взаимоотношения материального и духовного он рассматривал с позиций объективного идеализма. Бог охватывает вечные идеи, то есть идеальный мир. Он порождает физический мир. Связь Бога и мира осуществляется через бытие человека. Человек объединяет материальные и идеальные субстанции. Познание человеком окружающего мира базируется на религиозной вере. Философская система Соловьева рассматривает всю действительность как единое целое. В своей философии Соловьев руководствуется методом идеалистической диалектики. В результате синтеза науки, философии и религии знание приобретает объективное значение. В основе философского учения находится принцип единства мира. Его реализация обусловлена признанием Бога как абсолютного сверхприродного идеального начала. Всеединство в философии Соловьева ‒ это гармония и согласованность всех частей Вселенной. Идеалом является абсолютное Всеединство. Владимир Сергеевич Соловьев был автором теории вселенской теократии. Он считал, что в отношениях между собой люди должны руководствоваться учением христианства о любви к ближнему. Этот принцип должен был заложен в основу взаимодействия между государствами. Для его претворения в жизнь необходимо создать вселенскую теократию. Многогранным и ярким представителем русской религиозной философии являлся Николай Александрович Бердяев. В его трудах философия рассматривается как чистое творчество. Бердяев противопоставлял философию науке. Она не является свободным творчеством, поскольку должна приспосабливаться к бытию. Философия рассматривает человека в качестве первичной реальности. Высшей ценностью и идеалом для Бердяева выступает свобода. Для характеристики человека Бердяев использует термины индивидуум и личность. Индиви дуум ‒ это биологическая категория. Она подчеркивает принадлежность человека к роду. Индивидуум подчинен обществу, это часть общества. Общество стремится поработить человека. Личность предполагает существование идеалов, духовных ценностей. В своей реализации личность подымается к ним. Она включает универсальное содержание. Личность – это творческий акт. Он всегда связан с самоопределением человека. Личность способна сопротивляться природным и социальным условиям. Она ведет героическую борьбу за самоопределение изнутри. Большое значение для творчества Бердяева имела разработка категории свободы. Первая свобода существует до бытия, ее невозможно охарактеризовать рационально. Она выступает в качестве факта мистического опыта. Философ считает невозможным объяснить ее при помощи причинно-следственных связей. Другое понимание свободы - это свобода духа человека, его сознания и самосознания. Свобода есть исключительное достоинство личности. Свобода трагична, поскольку человек порабощен своей свободой. Состояние выбора может давать человеку чувство угнетенности. Философия свободы – это путь к идеалу богочеловечества. Христианство есть не только вера в Бога, но и вера в человека. Христианство призвано раскрыть божественное в человеке. Для Бердяева эта идея неразрывно связана с творчеством. В нем человек уподобляет себя Богу. Творчество проявляется в свободе. Согласно Бердяеву истинная свобода личности проявляется в соборности. Эта категория концентрирует личную духовную силы и воли. Она подчеркивает господство личного начала над коллективным. Идеи Николая Александровича Бердяева оказали влияние на французский экзистенциализм, персонализм. Слайд 59 Русский космизм Русский косми зм ‒ это уникальное направление научной, философской, религиозной мысли. Оно сформировалось во второй половине девятнадцатого века, а получило развитие в последующем столетии. Представители русского космизма развивали идею активной эволюции. Они считали, что будущее человечества связано с необходимостью нового сознательного этапа развития мира. Речь идет о развитии духовных сил человека, управлении материей, одухотворении мира и человека. Основателем направления русского космизма является Николай Федорович Федоров. Этот мыслитель называл свое учение философией общего дела. Человек, согласно Федорову, не только познает себя через природу, но и управляет ее процессами. Задачи общего дела человечества связаны с управлением силами природы. Это управление будет основано на познании природы и труде человечества по ее преображению. Федоров считал, что наука должна найти способы победы над смертью. В будущем человечество выйдет за пределы Земли в космос для его освоения. Человечество обретет бессмертное бытие в космосе. В будущем человечество будет включать не только ныне живущие поколения, но и прежде жившие поколения. Идея истинного коллективизма Федорова направлена на победу над смертью, разрушительными силами. Она пронизана социальным оптимизмом. Согласно Федорову, объединение людей ради высшей цели многократно увеличивает их созидательные возможности. Развитие техники не может быть главным направлением развития человечества. Техника – это средство изменения природной среды и самого человека. Техника может улучшить органы человека и радикально преобразовать его. Познание природных процессов открывает возможности для обновления человеческого организма, создания новых органов. Человек для русских космистов несовершенное существо. При этом человек находится в процессе постоянного развития. В двадцатом веке большое значение для русского космизма имели идеи Владимира Ивановича Вернадского. Для эволюции человека характерно, усовершенствование нервной системы, головного мозга. Эта идея была высказана профессором Йельского университета Джеймсом Да на. Вернадский осмысливает ее в контексте эволюции и вводит в науку под именем «принципа Дана». Изучение развития нервной ткани в процессе формирования человека позволяет понять закономерности эволюции. Идеальная программа через развитие человека стремится к реализации возможностей живой материи. Направленность развития живой материи не останавливается на человеке. Он служит промежуточным звеном в эволюционной цепи. Человек не является завершением эволюции, его мышление несовершенно. За сознанием и жизнью в их нынешней форме должны следовать сверхсознание и сверхжизнь. Вернадскому была близка идея об эволюции живых существ как космическом процессе. Человек способен создавать орудия труда, искусственные вещи. Это расширяет возможности развития человека. Творческие способности человека должны раздвинуть границы его сознания. Владимир Иванович Вернадский разработал теорию ноосферы. Ноосфе ра ‒ это современный этап эволюции биосферы. Для него характерно использование новых средств психического и духовного порядка. Ноосфера возникает на базе биосферы и оказывает на нее преображающее воздействие. Ведущую роль в ноосфере играют научные открытия, технические проекты и идеи. Их воплощение в жизнь преобразует природу. Ноосфера – это объективный процесс, но это также будущее планетарного сознания. Вернадский выделяет материальные факторы, которые свидетельствуют о переходе в ноосферу. К ним относятся вселе нские устремления человечества, захват биосферы для жизни. Единство человечества выражается в процессах объединения по отношению к живому веществу. Важным фактором является создание в биосфере новых пород животных и растений новых веществ. Происходит вовлечение в общественную и историческую жизнь народных масс. Решающим фактором создания ноосферы является развитие науки. Слайд 60 Философская мысль в советский и постсоветский период После Октябрьской революции 1917 года развитие философской мысли в России претерпело кардинальные изменения. Многие представители религиозно-философских течений были высланы или сами эмигрировали из страны. Марксистское мировоззрение получило широкую государственную поддержку. Были созданы учреждения по пропаганде марксизма, подготовке научных и преподавательских кадров. Предпосылкой становления советской философии явилось издание трудов классиков марксизма. Большое внимание уделялось трудам Георгия Валентиновича Плеханова и Владимира Ильича Ленина. После революции философия развивалась в форме исторического материализма. В двадцатые годы началось формирование диалектического материализма в качестве философской дисциплины. В результате сложилась марксистско-ленинской философия. Она включала учения диалектического и исторического материализма. Над философией был установлен жесткий партийный контроль. Инициатором дискуссии о самостоятельном значении философии выступил Николай Иванович Бухарин. В двадцатых годах развернулась дискуссия по проблемам соотношения философского мировоззрения и естествознания. Победу одержали сторонники диалектики, лидером которых являлся Абрам Моисеевич Деборин. Согласно его мнению, диалектика должна управлять развитием наук. Это соответствовало идеологической линии партии по руководству всеми сферами науки и культуры. Хотя в тридцатые годы усилилась борьба партии за монополию марксизма, продолжали развиваться оригинальные философские подходы к проблемам психологии и естествознания. Густав Густавович Шпет разрабатывал проблемы герменевтики, философии языка и эстетики. Михаил Михайлович Бахти н проводил исследования в литературоведении с использованием диалектического метода. Алексей Федорович Лосев, отрицая противопоставление идеализма и материализма, выступал за единство духа и материи. Он разрабатывал диалектический подход к вопросу о соотношении бытия и сознания. С установлением режима личной власти Сталина началось угасание творческих поисков в философии. Философию стали трактовать как форму политики. Стали проявляться тенденции вульгаризации философии. В сороковые годы наблюдались и некоторые позитивные явления. В 19 0 19 3 годах были изданы три тома всемирной «Истории философии», началось изучение истории философии народов СССР и русской философии. В августе 1947 года вышел первый номер журнала «Вопросы философии». Главным редактором журнала был Бонифатий Михайлович Кедров. В журнале публиковались работы по истории философии Валентина Фердинандовича А смуса, Ивана Капитоновича Луппо ла. Наиболее существенные перемены в развитии философии произошли после осуждения культа Сталина. В шестидесятые годы получили развитие проблемы психологии и теории познания в трудах Сергея Леонидовича Рубинште йна, выдвинувшего принцип единства сознания и деятельности. Этот принцип сыграл важную роль не только в психологии, но и в философии. В середине двадцатого века был издан ряд работ советских философов по проблемам гносеологии, теории и логики познания. Видную роль сыграли труды Эвальда Васильевича Ильенко ва, Павла Васильевича Ко пнина. Новые подходы проявились в исследованиях проблем сознания и самосознания. Это нашло отражение в трудах Александра Георгиевича Спиркина, Василия Петровича Тугаринова. В 60‒80-х годах сформировалось новое направление – философия науки. Разработкой этого направления занимались Владимир Сергеевич Швырев, Вячеслав Семенович Степин. После распада СССР в 1991 году было пересмотрено отношение к марксистской философии. В философии начался поиск элементов нового мировоззрения в контексте перемен в современном мире. Все богатство мировой философской мысли, составной частью которой является и русская философия представляет культурную ценность. Слайд 61 |