Главная страница
Навигация по странице:

  • Слайд 38 Философские предпосылки развития науки нового времени и Просвещения

  • Слайд 39 Идейные предпосылки французского Просвещения

  • Слайд 40 Философское учение Вольтера

  • Слайд 41 Философское учение Руссо

  • Слайд 42 Французский механистический материализм

  • Философия. Тема Предмет философии


    Скачать 1.14 Mb.
    НазваниеТема Предмет философии
    Дата27.11.2021
    Размер1.14 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаФилософия.pdf
    ТипДокументы
    #283899
    страница7 из 21
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   21
    Тема 1.7. Философия Просвещения

    Слайд 38
    Философские предпосылки развития науки нового времени и
    Просвещения
    Основными направлениями в философии XVI–XVII веков стали рационализм и эмпиризм. Они определили последующее развитие философии Просвещения.
    Термин «рационализм» происходит от латинского слова «разум». Это направление выдвигает на первый план задачу логического основания науки.
    Наиболее видными представителями этого философского течения были французский мыслитель Рене Дека рт, голландский философ Бенеди кт
    Спино за и немецкий ученый Го тфрид Ле йбниц.
    Рационалисты считали главным источником знаний идеи или мысли.
    Сторонники рационализма полагали, что идеи присущи человеку изначально, поскольку являются врожденными способностями каждого человека. В сфере познания, по мнению рационалистов, разум обладает безграничными возможностями и является высшей инстанцией.
    Очевидно, что объяснительные способности рационализма являются весьма ограниченными. Рационализм не мог дать точного ответа на вопрос о том, как идеи могут формировать истинное знание человека об окружающем мире.
    Вторым наиболее влиятельным философским течением этого времени был эмпиризм. Термин «эмпиризм» происходит от греческого слова «опыт».
    Наиболее видными представителями эмпиризма была английские мыслители
    Френсис Бэкон, Томас Гоббс и Джон Локк.
    Сторонники этого направления исходили из того, что все знания проистекают из чувственного опыта и наблюдения. Душа человека представляет собой поле, в котором природа рисует правдивую картину.
    Основная часть человеческих идей является порождением чувственного опыта. С помощью разума можно только скомбинировать полученный в результате наблюдения материал. Ничего нового разум дать не может.

    Сторонники эмпиризма отделяли разум от наблюдения, считая, что они действуют в процессе познания совершенно независимо друг от друга.
    Объяснительные возможности эмпиризма также были ограниченными.
    С его помощью невозможно объяснить появление различных научных теорий, законов и понятий, поскольку они не могут возникнуть непосредственно из чувственного опыта или наблюдения. Таким образом, оба течения ‒эмпиризм и материализм подходили к процессу познания односторонне.
    В рамках этих двух направлений шла борьба между материалистическим и идеологическим подходом к осмыслению реальности.
    Борьба эта протекала в сложных условиях, принимая то скрытые формы, то выливаясь в ожесточенную полемику.
    Представители идеалистического направления делали главный упор на активную роль мышления, но при этом не уделяли достаточного внимания процессам и явлениям, протекавшим в реальности. В идеализме продолжают развиваться два направления – объективного и субъективного идеализма.
    Материалисты же недооценивали активное, творческое начало человеческого мышления.
    Борьба между материализмом и идеализмом в период Нового времени и
    Просвещения отличалась более острым характером, чем в предшествующие эпохи. Это было вызвано тем, что борьба с религией как идеологией разлагающегося феодализма отвечала нуждами зарождающейся буржуазии.
    Она была вызвана потребностями развития человеческого общества, двигающегося по пути прогресса. Во время Нидерландской и Английской буржуазных революций был сформулирован ряд положений материализма
    Нового времени. Материализм этого периода развивался в борьбе против господства религиозной догматики во всех сфера общественной жизни, в борьбе против теологии.
    Наиболее видными представителями материализма были Френсис
    Бэкон, Томас Гоббс, Джон Локк, Бенедикт Спиноза.

    Идеалистами, внесшими выдающийся вклад в развитие философии
    Нового времени, являются Рене Декарт, Готфрид Лейбниц, Джордж Бе ркли.
    Слайд 39
    Идейные предпосылки французского Просвещения
    В конце восемнадцатого века во Франции обострение социальных конфликтов и противоречий приводят к буржуазной революции. Ее идейными предпосылками являлись Просвещение и механистический материализм.
    Французская философия этого периода базируется на английском эмпиризме и учениях французских материалистов. Французское Просвеще ние – движение интеллектуалов, которое сформировалось во второй четверти восемнадцатого века. Это движение не имело определенной направленности политической или философской. Просвещение объединяло философов и ученых для защиты интересов третьего сословия. Движение было ориентировано на критику феодализма, церкви, религиозного мировоззрения.
    Сторонники Просвещения подчеркивали приоритет разума по отношению к вере, боролись за развитие науки против суеверий. Идеология Просвещения выражала мировоззренческие установки и политическое самосознание буржуазии. Французское Просвещение выступило с решительной критикой религиозного мировоззрения.
    Политические идеи французских просветителей были направлены против абсолютной монархии. В качестве альтернативы церковной власти выступало правление просвещенного монарха, власть которого ограничена конституцией.
    Философия
    Просвещения с материалистических позиций критиковала метафизику. В эпоху Просвещения был реализован проект по созданию «Энциклопедии, или
    Толкового словаря наук, искусств и ремесел». Это издание было призвано создать описание достижений наук, произведений искусства и технических устройств. В Энциклопедии были также статьи философского содержания. В написании статей участвовали известные философы и ученые. Среди энциклопедистов были известные представители материализма: Кондилья к,
    Гольба х, а также Монтескье , Вольте р и Руссо . Подготовка томов

    Энциклопедии осуществлялась под руководством Дени Дидро . Его сотрудником в создании концепции Энциклопедии был Д Аламбе р. Это издание должно было включать сведения из всех сфер науки и производственной деятельности. Идейной основой Энциклопедии стало убеждение в познавательной силе разума.
    Дени Дидро был всесторонне образованным человеком. Он опирался не только на учения Декарта и Локка, но и был знаком с философским наследием Спинозы, Лейбница и Бэкона. Его философские воззрения базировались на идеях механистического материализма. Дидро был убежден в материальности мира и объективности законов природы: для него существующей реальностью являются материя и движение. В философских трудах Дидро представлены аргументы в пользу материального единства мира и его бесконечности. Характерной чертой материализма Дидро является идея постоянного развития. Дидро отвергает божественное вмешательство в развитие материального мира. При работе над Энциклопедией. Дидро разрабатывал вопросы методологии, систематизации научных знаний.
    Источником знаний Дидро считал чувства. Однако мыслитель признавал значение мышления. Философ подчеркивал связь рационального и чувственного познания. В отрыве от фактов мышление впадает в пустые спекуляции. Без рациональной обработки накопление фактов не приносит пользы науке. При построении классификации наук Дидро опирался на идеи
    Бэкона. Он учитывает возможности практического применения научного знания. Дидро выступает с критикой теологии и фатализма.
    Жан Батист Д Аламбер был ближайшим помощником Дени Дидро по подготовке Энциклопедии. Основные сферы его интересов ‒ математика, физика и астрономия. Как философ он не достиг глубины учений Дидро.
    Философские взгляды Д Аламбера базировались на сенсуализме Локка. Во введении к Энциклопедии представлены положения, свидетельствующие о материалистических позициях Д Аламбера. Однако они не были представлены последовательно. В вопросе о соотношении материи и духа

    Д Аламбер находится под влиянием дуализма. В этом вопросе философские взгляды Д Аламбера стали предметом критики Дени Дидро.
    Слайд 40
    Философское учение Вольтера
    Видным деятелем французского Просвещения является Франсуа Мари
    Аруэ Вольте р. Он был типичным представителем высших слоев буржуазии.
    Вольтер не сомневался в существовании Бога. Бог ‒ великий механик, создавший систему мироздания. Аргументом в пользу существования Бога является порядок мироздания, существование в нем законов. Существование
    Бога не исключает существование зла в мире. Бог является создателем физического устройства мира, но он не вмешивается в дела людей, не управляет историей. Подобное положение составляет теоретическое ядро деизма. Вольтер – деист, он отвергает атеизм. Вольтер видел в атеизме угрозу моральному порядку общества. Вольтер резко критиковал церковь и религиозные предрассудки. Происхождение религии связано, по мнению
    Вольтера, с обманом, невежеством и фанатизмом. Свое отношение к происхождению религии Вольтер выразил в идее о том, что источником религии стала встреча мошенника и глупца. Однако Вольтер не отрицал религию как таковую. Он считал, что религия необходима для воспитания нравственности, поддержания социального порядка. Вольтер требовал свободы в решении вопросов вероисповедания. Его критика клерикализма и религии сыграла значительную роль в формировании мировоззрения передовых мыслителей. На формирование философских взглядов Вольтера сильное влияние оказали идеи Локка, Нью тона, Бе йля. Значение Вольтера как мыслителя состояло не в разработке целостного философского учения, а в критике метафизических концепций. Вольтер формировал интерес к развитию научных знаний. Под его влиянием французские просветители и энциклопедисты обратились к изучению английского эмпиризма. Вольтер выступал с критической переоценкой философии Декарта и Лейбница.
    Философия была для Вольтера мощным орудием в борьбе против
    феодального устройства. Философские взгляды Вольтера развивали принципы рационализма на базе эмпиризма. Вольтер высоко оценивал учения английских философов. На переломе 20‒30-х годов восемнадцатого века на Вольтера оказал значительное влияние английский эмпиризм. В этот период Вольтер считал его единственным методом познания, формирующим истинные знания. Вольтер стремится на базе материализма разрешить проблему соотношения опыта и теоретического мышления. В философии
    Вольтера большую роль играет анализ проблемы активности субъекта.
    Вольтер отрицал субъективно-идеалистический подход к проблемам познания и бытия. Проделанный Вольтером анализ активности поведения субъекта, находящегося в зависимости от общества, значительно обогатил философию. Интерес мыслителя к человеку в социуме объясняется влиянием учений английских философов. В частности, большое значение имели концепции естественного права и общественного договора. В социально- философских трудах Вольтер рассматривает решение проблемы свободы человека в социальном контексте. Свобода является, по его представлениям, прежде всего свободой воли. При этом Вольтер ограничивает свободу воли принципом мирового порядка. Вольтер выражает одно из основных требований буржуазии ‒ равенство людей перед законом.
    Предпосылкой сохранения социальной стабильности Вольтер считал социальное и имущественное неравенство. Вольтер выступал с критикой идей некоторых сторонников борьбы с частной собственностью, стремящихся к ее уничтожению. В вопросе о реформировании социально- политического устройства Вольтер общества склоняется к идее просвещенной монархии. Вольтер внес вклад в развитие исторической науки.
    Он подверг критике представления о предопределенности истории.
    Мыслитель считал, что историческая наука должна обратиться к изучению материальной культуры народов, быта и нравов. Вольтер сыграл значительную роль в истории французской эстетики. Вольтер создал яркий и энергичный ораторский стиль, который в дальнейшем применяли
    политические деятели французской революции.
    Труды
    Вольтера способствовали формированию общественного мнения и распространению революционных идей.
    Слайд 41
    Философское учение Руссо
    Жан Жак Руссо являлся представителем низших слоев буржуазии.
    Творчество Руссо включает труды по различным аспектам театрального искусства, музыки, философии, педагогики. Творчество Руссо объединяет центральная идея ‒ анализ причин неравенства между людьми и поиск путей его преодоления. В работе Руссо «О влиянии наук на нравы» представлена критика современной цивилизации. Ее основным пороком является неравенство. Руссо отстаивает тезис о том, что развитие науки не влияет на совершенствование нравов. Руссо не отвергал значение научных знаний для познания мира, но считал, что они не могут изменить социальное устройство общества.
    Его подход к анализу социальных проблем был материалистическим. Основу жизни он видит в сфере удовлетворения телесных потребностей. Руссо создает основу для понимания явлений духовной жизни. В работах Руссо содержатся идеи о социальной обусловленности науки и культуры. Культура и искусство отвечают запросам господствующих социальных слоев. Философ отмечал, что развитие культуры создает искусственные потребности. Их удовлетворение связано с развлечениями обеспеченной публики, а не с духовным совершенствованием.
    Общество диктует человеку определенные модели поведения. Человек стремится казаться иным, чем он есть в действительности.
    Вопросы социального неравенства являются главной темой работы
    Руссо «Рассуждение о происхождении и причинах неравенства между людьми». Главный источник социального зла Руссо усматривал в социальном неравенстве, его причина – частная собственность. Первой ступенью общественного неравенства, считал Руссо, является расслоение на бедных и богатых. Причина второй ступени неравенства ‒ возникновение государства.

    В его основе, согласно Руссо, договор между богатыми и бедными, который должен быть гарантом справедливости и мира. Таким образом, имущественное неравенство превращается в неравенство в распределении властных полномочий. Превращение законной власти в деспотизм – это третья ступень неравенства. По отношению к деспоту все люди в своем бесправии равны. Анализ ступеней неравенства позволяет Руссо морально и юридически обосновать право народа на бунт против деспота.
    Острие критики Руссо обращает против современной ему цивилизации.
    Идеал общественного устройства, согласно Руссо, нужно искать в прошлом.
    Он находится в естественном состоянии человеческого общества. В его условиях человек не зависел от других людей ни как производитель, ни как потребитель. Такое общество представляется идеалом. Именно к такому типу общественного устройства Руссо предлагает вернуться. В естественном состоянии люди были равны. Люди не знали, что такое имущество, частная собственность. Никто не возвышался над другими. Руссо считал, что в естественном состоянии люди руководствовались нормали морали. Где нет собственности, не может быть и несправедливости. Первобытная идиллия закончилась, когда появилась собственность. Она стала причиной вражды в обществе.
    Трактат Руссо «Об общественном договоре» создан на основе теории естественного права и общественного договора. Он рассматривает социально-политические следствия концепций английских мыслителей.
    Объединенный народ выступает в качестве суверена общественного договора.
    Верховная власть народа является гарантом полезного развития всех членов общества. Общественный договор, согласно Руссо, является также реализацией свободы. Индивид утрачивает свободу и неограниченное право, заключая общественный договор. Однако он получает гражданскую свободу и право собственности на все, что он имеет. Гражданская свобода, по мнению
    Руссо, является высшим проявлением свободы, по сравнению со свободой в естественном состоянии. Учение Жан-Жака Руссо было направлено против
    крупной буржуазии. Руссо выражал интересы мелкой и средней буржуазии в социально-политическом преобразовании общества.
    Слайд 42
    Французский механистический материализм
    Французские материалисты восемнадцатого века являются представителями французской революционной буржуазии.
    Материалистические идеи были тесно связаны с радикальными социально- политическими учениями.
    К материалистическому направлению принадлежат Кондильяк, Ламетри , Гольба х, Гельвеци й и энциклопедисты
    Дидро и Д Аламбер. Книга Жюльена Офре де Ламетри «Человек-машина» вызвала среди высших кругов общества возмущение. Ламетри опирался в своем учении на сенсуализм Локка и считал философской основой знаний о мире ‒ воздействия внешнего мира на органы чувств. Ламетри считает, что мир материален и находится в движении. Источником движения являются материальные процессы. На его воззрения повлияло представление о взаимодействии материальных тел на расстоянии. Оно получило развитие в физике
    Ньютона.
    Материализм эпохи
    Просвещения располагал ограниченными знаниями о строении материи, поэтому Ламетри высказывает идеи о невозможности познания сущности движения и материи. Основной проблемой французского материализма была проблема взаимосвязи материи и сознания. Ламетри предложил материалистический вариант ее решения на основе механистических представлений. Мышле ние ‒ это свойство особого вида материи. Душу человека можно сравнить с двигателем живого организма по аналогии с машиной. Между человеком и животным существуют лишь количественные различия в структуре и в размере мозга.
    Поль Анри Гольбах в работе «Система природы» представил систематическое изложение принципов материализма. Работа была направлена против спекулятивных и религиозных представлений о природе.
    Гольбах анализирует природу на основе принципа редуцируемости. Он считает возможным объяснить все природные явления на основе различных
    форм движения материи. Приро да ‒ это совокупность различных элементов, которые находятся в движении под влиянием действия различных сил.
    Гольбах выступил с критикой учения Декарта о том, что источником движения является Бог. Гольбах утверждает, что кроме движущейся материи ничего не существует. Философ различает два основных вида движения.
    Механическое движение перемещает тела в пространстве. Внутреннее движение происходит в результате взаимодействия невидимых материальных частиц.
    Гольбах объясняет причинность и детерминизм с позиций механицизма. При трактовке детерминизма абсолютизируется необходимость.
    Гольбах считал, что в природе нет места случайности. Любое явление или процесс можно объяснить при помощи изучения причин и следствий. Эта модель распространяется и на объяснение поведения человека.
    Клод Адриан Гельве ций является автором сочинений «Об уме» и «О человеке».
    Книга Гельвеция «О человеке» посвящена анализу социально- политических проблем с позиций материализма. Гельвеций рассматривает человека как часть природы. Знания и умения человек приобретает при помощи опыта. Гельвеций отвергал бессмертие души. Душа рассматривается
    Гельвецием как способность к ощущению. Гельвеций был сторонником детерминизма в объяснении поведения человека. Он считал, что природа человека может быть истолкована, исходя из его собственных интересов.
    Интересы соединяют различные факторы, которые стимулируют активность.
    В качестве этих факторов выступают естественные физические потребности, а также страсти. На первом плане среди потребностей стоят голод и физическая боль. Эти потребности являются основной движущей силой в человеке. Среди страстей главную роль играет самолюбие. При помощи анализа естественных движущих сил поведения Гельвеций выводит принципы этики. Он отвергает религиозные основы морали. Философ доказывает, что польза выступает основным критерием нравственности.

    Гельвеций рассматривает пользу с позиций достижения общественных интересов. Однако общественный интерес в представлении Гельвеция – это совокупный интерес большинства членов общества. В решении этого вопроса прослеживается применение механистических моделей объяснения.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   21


    написать администратору сайта