Главная страница
Навигация по странице:

  • Слайд 27 Философские учения о человеке эпохи Возрождения

  • Слайд 28 Социально-философские учения эпохи Возрождения

  • Слайд 29 Учение Николая уза нского

  • Слайд 30 Натурфилософия эпохи Возрождения

  • Философия. Тема Предмет философии


    Скачать 1.14 Mb.
    НазваниеТема Предмет философии
    Дата27.11.2021
    Размер1.14 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаФилософия.pdf
    ТипДокументы
    #283899
    страница5 из 21
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21
    Тема 1.5 Философия Возрождения
    Слайд 26
    уманизм – идеология Возрождения
    Период с четырнадцатого по начало семнадцатого века называют эпохой Возрождения или Ренесса нса. Это был период Великих географических открытий. Освоение новых территорий позволило использовать ресурсы для развития производительных сил на базе
    капиталистических отношений. В период Ренессанса усиливается противостояние светской власти и католической еркви. На фоне этого происходит формирование абсолютных монархий и национальных государств.
    Философия Возрождения развивается под влиянием идеологии гуманизма. Создателем термина «гуманизм» является римский оратор ицерон. Его трактовали как воспитание и образование человека в соответствии с античными идеалами гармонии космоса. В эпоху
    Возрождения термин «гуманизм» наполнился новым содержанием.
    Гуманисты стимулировали интерес к изучению античной культуры и философии. Это являлось основой для переворота в системе ценностей.
    Яркие образы античного искусства противопоставлялись средневековой схоластике и догматизму. Гуманизм подчеркивал высшую ценность человека и средств его совершенствования. Большое значение гуманисты придавали гуманитарному образованию, а также искусству. Быть гуманистом в эпоху
    Возрождения означало хорошо владеть древними языками: латинским и греческим. Это было необходимо для чтения и перевода античных текстов.
    Гуманисты были знатоками античного искусства, коллекционерами образцов античной скульптуры, древних текстов.
    У истоков идеологии Ренессанса стоит Да нте Алигье ри – великий поэт и мыслитель. Данте известен как автор поэмы «Божественная комедия».
    Большую известность получили также трактаты «Пир» и «Монархия».
    «Божественная комедия» Данте была написана на итальянском языке. Это было смелым новаторством в искусстве. Произведения подобного рода писали в те времена на классической латыни. Творчество Данте способствовало развитию светской литературы.
    В произведениях Данте тесно переплетены религиозные и художественные образы, философские идеи. Картина мира, которую Данте создал в «Божественной комедии», во многом средневековая. Бог рассматривается как творец мира, в центре которого находится Земля. Данте не подвергает сомнению существование ада и рая. Но в скитаниях между
    ними главного героя сопровождает Верги лий – античный поэт и мудрец. ель путешествия – воссоединение в раю с любимой женщиной – Беатри че, которая умерла безвременно. Предназначение человека, согласно Данте, состоит в стремлении к совершенству. Система ценностей Данте существенно отличается от средневековой. Ее центром выступает вера в земное предназначение человека, в его способности совершить земной подвиг.
    Данте открыл путь к новому гуманистическому учению о человеке.
    Видным представителем гуманизма эпохи Возрождения был поэт и философ Франческо Петра рка. Различия гуманизма и средневековой системы ценностей он демонстрирует в трактате «О невежестве собственном и многих других». Эта работа посвящена критике схоластики и средневекового мировоззрения. Предметом философии, согласно Петрарке, является человек.
    Петрарка заложил основы формирования личностного самосознания той эпохи. Важной чертой культуры становится развитие индивидуализма и всестороннее проявление личности в общественной жизни. В этом же трактате философ призывает к переосмыслению античного наследия.
    Петрарка считает, что нужно избегать подражания античным образцам. ель художника должна состоять в том, чтобы их превзойти. Именно эта идея стала ведущей в отношении гуманистов к античности. Мыслители
    Ренессанса превозносили могущество человека и его величие. Они считали, что человек способен в искусстве подражать природе и соперничать с ней.
    Идейное противостояние гуманизма христианскому вероучению состояло в распространении идей ценностей земного существования.
    Слайд 27
    Философские учения о человеке эпохи Возрождения
    Во второй половине пятнадцатого века в гуманизме появились новые идеи. Среди них большое значение приобрела идея достоинства личности.
    Одним из ее проповедников был Джованни Пико делла Мирандо ла.
    Мыслитель подчеркивал, что человек является центром мира, лучшим творением Бога. Преимущества человека перед другими существами
    проявляются в способности к самоопределению. Эта идея отражена в «Речи о достоинстве человека». Человек наделен способностью к выбору между добром и злом, поэтому судьба человека не предопределена. Человек является творцом как своих социальных качеств, так и духовного облика.
    Одним из источников этического учения Лоренцо Ва лла является этика
    Эпикура. Основное положение учения – мысль о стремлении всего живого к самосохранению и исключению страданий. Валла развивает положение о том, что жизнь – это высшая ценность ель жизни – стремление к чувственным и духовным наслаждениям. Валла разорвал связь со схоластической традицией в рассмотрении души человека. Мыслитель утверждал, что душа человека целостна. Ей присущи функции памяти, разума, воли. Способности души распознаются посредством использования органов чувств для познания мира.
    Ощущения играют большую роль в этическом учении Валла. Философ рассматривает их как основу для формирования более сложных чувств, как положительных, так и отрицательных. Наслаждение определяется как высшее благо, к которому стремится душа. Лоренцо Валла подчеркивает различие между собственными представлениями о благе и представлениями
    Святого Августина. Эти воззрения характеризуют средневековые представления о человеке. Для Августина высшее благо – это познание истины, которое ведет к Богу. На этом пути человек должен максимально отречься от земных удовольствий. Валла не противопоставляет высшее благо и чувственное наслаждение. В работах Валлы встречаются понятия: «личное благо», «личный интерес». Именно они определяют поведение человека в обществе. Валла противопоставляет аскетизму светские добродетели. К ним относится разумное пользование богатством, супружеское счастье. Попытка определить основы морали и нравственности в природе человека была важной характерной чертой идеологии гуманизма.
    Во второй половине пятнадцатого века в итальянском гуманизме формируется еще одно направление – флорентийский неоплатонизм. Это направление развивалось в литературно-философском центре Флоренции –

    Академии. Это сообщество было создано по образцу Академии Платона. Его основатель – выдающийся гуманист-философ Марси лио Фичи но. Он перевел с греческого на латинский многиесочинения Платона и античных неоплатоников. Характерные черты этого направления: интерес к философско-теологическим проблемам, к эстетике, формирование разума и знания. Учение о Боге Фичино развивает в духе пантеизма. Предпосылки этого учения содержатся в античных представлениях о Космосе как о гармонично устроенном мире. Это учение снимает присущее христианской доктрине противопоставление Творца творению, Бога и мира. Движущим началом Космоса является Душа мира. Она пронизывает все ступени мировой иерархии – от материи, до чистого разума. Согласно Фичино, человек – связующее звено мира. В его душе изначально запечатлены идеи всего сущего. Это открывает возможности не только для познания внешнего мира, но и для самопознания. Источником познания выступает наслаждение красотой природы. Любовь к красоте мира озаряет разум божественным светом и ведет к постижению сути вещей. Фичино признает безграничными возможности человеческого познания. Философ придает большое значение интеллектуальной деятельности. Но его идеал мудреца далек от средневекового образа монаха-отшельника. Фичино признает равноправными чувственную и духовную стороны человеческой натуры. Гуманистический идеал мудреца предполагает жизнь, наполненную творчеством, а также стремление к нравственному совершенству. Свобода воли дает человеку возможность идти по этому пути.
    Слайд 28
    Социально-философские учения эпохи Возрождения
    Важное место в философии Возрождения занимают социально- философские концепции. Среди них особая роль принадлежит политической теории Никколо Макиаве лли. Этот выдающийся мыслитель был также историком и государственным деятелем. Никколо Макиавелли – автор трактатов о сущности политического правления: «Государь» и «Рассуждения
    о первой декаде Ти та Ли вия». Мыслитель отвергает средневековые представления о божественном предопределении судьбы: ее заменяет идея
    Фортуны. Обстоятельства заставляют принимать во внимание объективные условия, но человек может бороться с обстоятельствами. Историей движет человеческая энергия, воля. Силе судьбы может противостоять человеческая доблесть.
    Для Макиавелли политика выступает сферой для проявления свободы воли человека. Мыслитель считает необходимым исследовать условия деятельности политика. К ним относятся: человеческие качества, социальные силы, интересы. ель философии политики – изучить действительное положение вещей, в которых реализуется деятельность политика.
    Макиавелли стремится дать объективную оценку исследуемому предмету.
    В рассуждениях о политике Макиавелли исходит из представлений об эгоистичной сущности человека. Из этого следует, что никаких пределов для стремления к богатству и власти не существует. По причине ограниченности ресурсов возникают конфликты. Для их разрешения требуется сильный правитель, который может поддерживать социальный порядок в обществе.
    Согласно Макиавелли, успех в политике связан с такими качествами правителя, как циничность и жестокость. Подобные свойства политика позволяют противостоять злой природе людей. Они выступают гарантом удовлетворения потребностей в защите интересов государства. Согласно
    Макиавелли, оценка действий политика не может осуществляться с позиций традиционной морали. Это связано с тем, что политик руководствуется в своей деятельности идеями государственного блага.
    Согласно учению Макиавелли, совершенный государь должен соединять в себе одновременно черты льва и лисицы. Лев разбивает врага в открытом бою. Лисица избегает расставленных ловушек. В некоторых случаях государь должен проявлять жестокость. Учение Макиавелли неоднократно использовали для оправдания политического насилия и
    вероломства. Заслугой философа следует считать превращение политики в объект беспристрастного философского анализа.
    Томас Мор является создателем трактата об идеальном государстве
    «Утопия». В этой книге мыслитель рассматривает целый ряд социальных и политических проблем своего времени. От имени вымышленного путешественника Мор рассказывает о счастливой стране на далеком острове
    Утопия. Благополучие островитян связано с общественной собственностью.
    Корень многих социальных бед Томас Мор видит в частной собственности.
    На острове существует справедливое распределение общественных благ.
    Островитяне живут в достатке, но нет слишком богатых или нищих. В государстве Утопия существует рабство. Рабами становятся люди, осужденные за преступления. Рабы выполняют грязную и тяжелую работу.
    На острове Утопия существует социальное равенство. Работают граждане Утопии шесть часов в день для того, чтобы оставалось время для развлечений. Все жители острова поочередно занимаются ремеслом и сельским хозяйством. Производство продуктов достаточное, чтобы прокормить всех жителей. Деньги не имеют значения. Образование доступно для всех. Оно включает теоретическое обучение и формирование трудовых навыков на острове Утопия.
    Политическое устройство Утопии основано на принципах выборности и старшинства. Общественными делами руководят избираемые на один год должностные лица. Наиболее важные вопросы решаются на общем собрании всех жителей. Термин «Утопия» стал в дальнейшем использоваться для обозначения всех видов учений об идеальном социальном устройстве.
    Слайд 29
    Учение Николая уза нского
    Николай Куза нский является одним из ярких представителей философии эпохи Возрождения. Николай Кузанский, как и большинство философов этого времени, продолжал традицию неоплатоников. Однако он
    не следовал слепо этой традиции, а внес в нее существенные изменения. ентральное понятие неоплатонизма ‒ Единое. Оно характеризуется через свою противоположность самостоятельное существование вещей. Николай
    Кузанский отвергает античный дуализм. Кузанский делает вывод, что Единое тождественно беспредельному бесконечному. Бесконечное ‒ это то, больше чего ничего не может быть. В основу философии Николая Кузанского положено учение о совпадении противоположностей. Абсолютный максимум характеризуется как высший предел. Он содержит в себе все, что есть. С ним в то же время совпадает минимум. Абсолютный максимум и абсолютный минимум – это предельные границы бытия, которые являются Богом. Бог заключает в себе бытие вещей в их развитии. Если рассматривать Бога без
    «вещей», то получается, что Бог существует, а «вещи» не существуют.
    Отстранение Бога от творений приведет к тому, что останется небытие, ничто.
    Доказательству учения о бесконечности мира посвящен знаменитый трактат
    Николая Кузанского «Об ученом незнании».
    Данная философская установка служит основой для пантеистического мировоззрения. Пантеизм исходит из единства Бога и мира. Бог является безличным началом, растворенным во всей природе, тождественным с ней или с ее субстанцией. Пантеистическое приближение бесконечного Бога к природе привело к новому истолкованию происхождения Вселенной и его устройства. Кузанский фактически устраняет учение о сотворении Богом мира. Философ предлагает рассматривать отношения мира и Бога с помощью математических категорий целого и части. С точки зрения итальянского философа, Бог ‒ это бесконечное многообразие природы. Вселенная ‒ это ограниченный максимум. Он произошел от Бога не вследствие сверхъестественного творения, а посредством ограничения. Все конечные или ограниченные вещи находят свое место в пределе между абсолютным максимумом и абсолютным минимумом. Проблему становления Вселенной
    Кузанский анализирует при помощи понятий
    «свертывания» и
    «развертывания» мира. Бог содержит в себе все вещи в свернутом виде. Их
    развертывание находит воплощение в природном многообразии. Николай
    Кузанский использует понятие «Душа мира», которое заимствует у неоплатоников. Душа мира рассматривается как универсальная форма. Она вмещает все формы, которые существуют в действительности. Концепция
    Николая Кузанского разрушает картину Космоса, сложившуюся в античности и в средневековье. В эти периоды космология в качестве центра Космоса рассматривала Землю. Мир осознавался как сотворенный Богом и конечный.
    Согласно же взглядам Николая Кузанского, у Космоса нет центра, мир не имеет границ, в которых он был бы замкнут. Таким образом, Николай
    Кузанский подготовил коренное преобразование астрономии, устранившее геоцентрическую систему строения мира. В концепции «ученого незнания»
    Николай Кузанский создает новую трактовку познания. Философ анализирует познавательные возможности чувств, разума и интеллекта на основе диалектики.
    Чувственное восприятие дает информацию, которая воспринимается как очевидная. Рассудочное или дискурсивное познание анализирует вещи при помощи логики. Этот вид познания основывается на установлении различий. Интеллектуальное познание способно, осуществлять синтез противоположностей. Этот вид познания осуществляется при помощи интуиции, дающей знания о всеобщем. Знания о конечных вещах выходят за свои пределы. Характерной чертой познания является его принципиальная незавершенность. Поэтому Николай Кузанский использует понятие «ученое незнание». Ученое незнание приближается к бесконечности, где все противоположности сливаются. Таким образом, Николай Кузанский сформировал предпосылки для развития новой концепции познания. Ее характерной чертой являлось стремление к приобретению новых знаний о мире.
    Слайд 30
    Натурфилософия эпохи Возрождения
    Освобождение естествознания из-под власти религии произошло в результате создания учения о гелиоцентрической системе мира. Одним из его
    создателей являлся польский ученый Николай Копе рник. В труде «О вращении небесных сфер» он обосновал положение о том, что центром мира является Солнце. Земля ‒ это одна из планет, которая движется вокруг своей оси и вокруг Солнца. Эта теория ставила под сомнение религиозную теорию геоцентризма, которая господствовала в астрономии со времен Аристотеля.
    Во времена Возрождения концепция Аристотеля стала препятствием для развития астрономии как науки. Теория Николая Коперника устраняла данное препятствие: она открывала новые возможности для более точных астрономических наблюдений и расчетов.
    Джордано Бруно является идейным наследником Николая Кузанского и Николая Коперника. Источником философии, согласно Бру но, должно стать опытное знание. Философ выдвинул идею о безграничности
    Вселенной и бесконечном количестве миров, подобных Солнечной системе.
    Джордано Бруно опирался на принцип материального единства мира и объективности его законов. Бруно разработал материалистическую концепцию Вселенной. Согласно его теории, Вселенная едина, материальна, бесконечна и вечна.
    Бруно отказался от идеи Бога ‒ перводвигателя, так как в его представлении материя находится в непрерывном самодвижении. Мир является единым, состоящим из множества самостоятельных единиц. Бруно выделяет три основания бытия. Среди них физическим минимумом является атом. Точка выступает математическим минимумом, а метафизическим ‒ монада. Каждая единица отражает в себе весь универсум.
    Отправной посылкой теории познания Бруно является утверждение о взаимосвязи человеческой и вселенской души. Человеческая душа отличается от душ животных зависимостью от строения телесных органов. Процесс познания идет от восприятия к представлениям, рассудку и разуму. Главная цель познания ‒ проникновение в глубину явлений, познание закономерностей природы.

    Философские идеи Галиле о Галиле я ‒ итальянского физика и астронома ‒ способствовали формированию научного познания. Галилей сформировал новый научный подход к изучению движения. Ранее господствовало представление о том, что источником движения выступает только внешнее воздействие. Без внешней силы движение невозможно. В пустоте не может быть движения, так как в ней нет сопротивления.
    Естественным состоянием вещи является состояние покоя. Галилей ввел понятие движения по инерции. При скольжении тела по абсолютной горизонтальной поверхности при отсутствии трения движение тела будет продолжаться. Галилей показал, что данные, полученные в результате опыта, нуждаются в определенных теоретических предпосылках. Галилей выделил два основных метода исследования природы.
    Аналитический метод направлен на формирование чувственного опыта с использованием методов математики, абстрагирования и идеализации. Он способствует выделению элементов реальности, недоступных непосредственному восприятию.
    Синтетически-дедуктивный метод основывается на математической обработке данных опыта. Этот метод обнаруживает количественные соотношения. На его основе вырабатываются теоретические схемы, которые применяются для интерпретации и объяснения явлений. Благодаря применению математики для изучения физических явлений, ученый установил, что скорость свободного падения тела не зависит от его массы. Экспериментальное подтверждение этого положения способствовало опровержению заблуждений, которые существовали со времен Аристотеля.
    Галилей обосновал гелиоцентрическую систему Коперника, дополнив ее рядом научных открытий. Ученый изобрел телескоп и использовал его для наблюдения за астрономическими явлениями. Галилей установил, что Солнце вращается вокруг своей оси, на его поверхности есть пятна.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21


    написать администратору сайта