Главная страница
Навигация по странице:

  • Слайд 7 Основные функции философии

  • Слайд 8 Философская рациональность

  • Слайд 9 Отношения между наукой и философией

  • Слайд 10 Особенности религиозного мировоззрения

  • Слайд 11 Религиозно-философские учения

  • Слайд 12 Основные этапы развития истории философии

  • Философия. Тема Предмет философии


    Скачать 1.14 Mb.
    НазваниеТема Предмет философии
    Дата27.11.2021
    Размер1.14 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаФилософия.pdf
    ТипДокументы
    #283899
    страница2 из 21
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21
    Тема 1.2. Виды мировоззрения
    Слайд 7
    Основные функции философии
    Определение функций философии связано с ответом на вопрос о сферах применения философских знаний. Итак, философия выполняет следующие функции: познание мира, формирование картин мира, формирование типа мировоззрения Основное предназначение философии – познание мира. Ни одна из частных наук не ставит задачу изучения закономерностей, форм и принципов познания в целом. Отдельные науки изучают некоторые стороны познавательного процесса, например, психология, социология. Философия ставит задачу изучения процесса познания, его форм, познавательных способностей и возможностей. Этим занимается гносеология – специальный раздел философии. Формирование картины мира, которая объясняет устройство мира, место человека в нём, а также основные принципы взаимодействия человека с миром находят воплощение в мировоззренческой функции философии. Под влиянием философии формируются различные типы мировоззрения, например, научное, религиозное. Философия разрабатывает теоретические методы познания окружающей действительности. В этом проявляется ее методологическая функция. К философским методам, как уже отмечалось, относятся диалектика, метафизика, герменевтика, софистика. Методологическая функция философии проявляется в разработке категорий. Они определяют направления и структуру познания мира на определенном историческом этапе. Изучение новых объектов средствами науки связано с построением
    новой системы философских категорий. Без категориальной системы невозможно получение истинных знаний о мире. Развитие философских категорий способствует созданию предварительной программы естествознания и гуманитарных наук. Применение философских категорий в научном поиске способствует обогащению их содержания. Философия ставит под сомнение имеющиеся знания и представления о мире. Философское сомнение по отношению к знаниям существует не для того, чтобы их отвергать и считать недостоверными. Даже если многие люди уверены в неопровержимости знания, критическое отношение к нему позволяет его усовершенствовать, сделать более обоснованным. Критическая функция философии помогает разрушать предрассудки и стереотипы, расширять горизонты познания. Аксиологическая функция философии позволяет систематизировать ценности, которыми руководствуются люди. В истории периодически происходят существенные изменения, когда разрушается система ценностей и ей на смену приходит новая. Яркими примерами являются смена системы ценностей в периоды перехода от античности к средневековью, от средневековья к Возрождению, от Возрождения к Новому времени. Современная эпоха также связана с переоценкой ценностей модерна, разочарованием в представлениях о прогрессе и переходом к системе ценностей устойчивого развития цивилизации. Социальная функция философии заключается в объяснении строения общества, его структуры и основных сторон его жизни. Философия изучает закономерности развития общества, определяет приоритеты и социальные идеалы. Философия играет важную роль в духовной культуре.
    Философия стремится заглянуть в будущее. Этому способствует прогностическая функция философии. Философия, в отличие от науки, не может дать количественную оценку грядущих изменений. Прогностическая функция позволяет осуществлять интеллектуальную разведку, выделять сферы, которые нуждаются в прогнозировании. Философия формирует варианты развития событий, которые в дальнейшем могут быть проверены
    при помощи научных методов. Философия формирует представления о том, каким должен быть мир. Это выражается в создании идеалов. Практическая функция философии проявляется в том, что философские знания находят применение при определении целей деятельности. Философия оценивает приоритеты целей, позволяет понять их смысл. Философия применяется для формирования самосознания человека, его личностных качеств, убеждений.
    Философия аккумулирует духовный опыт. Философия поставляет» ученому огромный материал для формирования системы взглядов на мир.
    Слайд 8
    Философская рациональность
    В современной научной картине мира рациональность чаще всего соотносится с целесообразностью. Рациональность – это способность человека к познанию при помощи понятий. Это открывает возможность создавать идеальные объекты и использовать их для познания мира. Каждый раздел философии конструирует особые идеальные объекты, отражающие их специфику. Например, этика создает идеалы морали, эстетика – идеальные представления о прекрасном, логика опирается на представления о формах мышления. Данные объекты конструируются разумом и применяются для изучения действительности. Первой формой рационализма стала античная натурфилософия. В средневековой философии эта натурфилософская традиция реализовалась, в частности, в системе доказательств бытия Бога. В эпоху нового времени рационализм развивается под влиянием потребности в формировании науки.
    Рационализм развивался под влиянием совершенствования физико-математического знаний. Большое значение для рационализма имело формирование философских концепций, объясняющих развитие общества. В их основании находилось абстрактное представление о человеке и мировой истории. В середине девятнадцатого столетия обнаружилась несостоятельность данных принципов. Классический рационализм стал объектом острой критики, у него появилась альтернатива иррационализм. В классической философии, которая формировалась под
    влиянием метафизики, существовало учение о том, что универсальные представления о рациональности воплощаются в божественном разуме.
    Однако современные мыслители приходят к мысли о невозможности универсального понимания рациональности. Понятие рациональности является многозначным. Ее смыслы сводятся к отражению в разуме природной упорядоченности при помощи теоретического истолкования мира.
    Классическая философия выдвигает на первый план разум и ставит задачи выявления внутренней логики развития. Рациональность воплощается в совокупности норм и методов научного исследования. С позиций классической рациональности мир предстает как законосообразный, организованный, упорядоченный. Однако классический рационализм не нашел объяснения творчеству, появлению новых идей. Творчество не только рационально, в нем есть элементы нерационального и иррационального.
    Иррациональная философия подчеркивает важность неразумного начала, которое воплощается в различных формах жизни как биологический и духовный фено мен. Постклассическая философия отказывается от признания разумных оснований действительности и выдвигает на первый план иррациональные аспекты. Это не означает полного отказа от рациональности и от применения разума в процессе познания. Имеются в виду изменения в расстановке акцентов, пересмотр места и роли рационального и иррационального. Иррациональная философия относится к философским направлениям, которые сформировались в конце девятнадцатого – в начале двадцатого века. При этом иррационалистические тенденции можно проследить на протяжении длительного развития философии. В прошлом веке иррационалистические учения приобретают особое значение в связи с обострением кризиса развития современного общества. В современной культуре меняется представление о рациональности. Это, в частности, связано с развитием информационных технологий.
    Предметом неклассической рациональности выступает пластическое, динамическое отношение человека к реальности, в которой имеет место его активность.

    Философия ставит задачу соединить данные аспекты понимания действительности. Понятие рациональности шире понятия рациональности науки. Оно не только включает методологические стандарты. Для рационализма важен анализ целей деятельности и поведения человека. В новый смысл понятия рациональность включены интуиция, неопределенность, эвристика. Это понятие дополняется прагматическими характеристиками. Новая рациональность расширяет сферу объектов за счет включения в нее систем искусственного интеллекта, виртуальности.
    Слайд 9
    Отношения между наукой и философией
    ель науки состоит в формировании новых истинных знаний о материальном мире. Научные знания оценивают при помощи критериев объективности, обоснованности, методологичности. Научные знания подтверждаются экспериментально с помощью фактов. Философия не нуждается в этих средствах для доказательства своих положений. Для нее первостепенное значение представляют не только результаты исследования, но сам процесс мышления. Различие целей науки и философии проявляются в следующем. В качестве объекта философского исследования выступают различные аспекты бытия человека в мире. Философия обращается к самосознанию человека. Она стремится разработать представления о смысле существования и значимых ценностях. Философия помогает человеку построить целостную картину мира и определить свое место в нем. Наука не ставит перед собой задачу формирования мировоззрения. Между тем, ученые обладают определенным мировоззрением, которое помогает решать задачи по формированию новых знаний, объяснению фактов, практическому использованию научных знаний. Различие между философской и научной рациональностью проявляется в том, что философия допускает возможность иррационального опыта. Он включает постижение внутренних переживаний, связанных с прошлым, настоящим, будущим. Для науки этот источник не представляет ценности, так как не позволяет проверить эти феномены с
    помощью научных методов. Наука стремится к наиболее полному, рациональному описанию мира на основе фактов. ель философии – построение общей картины мироздания. Философия в определенной степени субъективна. Каждая философская концепция связана с личностным опытом ее создателя. Это является существенным отличием философии от науки, которая, напротив, стремится к предельной объективности. Ее задача в том, чтобы снизить влияние исследователя на результаты исследования. С этой целью разрабатывается экспериментальная техника, применяются количественные методы. Философия и науки взаимосвязаны, хотя и сохраняют свою специфику и развиваются самостоятельно. Философия формирует теоретический базис науки, способствует выдвижению гипотез, развитию методов. Наука открывает явления, которые не всегда способна объяснить философия.
    Рассмотрим отношения между философией и наукой на примере нескольких философских направлений. Начиная с двадцатого века, среди философов и деятелей культуры довольно часто встречаются критические замечания в адрес науки. Они послужили базой для антисциенти стских настроений. Критика основана на том, что наука претендует на власть над природой. При этом она не осознает ответственности за последствия вмешательства в естественные процессы. Объектом критики стала современная техногенная цивилизация. В ней на второй план отодвигаются гуманистические ценности, наблюдается кризис мировоззренческих ориентиров. Человек становится частью социального механизма, духовные ценности приходят в забвение. В двадцатом веке сформировалось особое научное направление – неопозитиви зм. Представители этого направления считают, что наука должна провести резкую границу с философией. Это связано с тем, что философия вводит ученых в заблуждение, используя термины, которые невозможно проверить. Например, такие понятия как материя, причина и следствие невозможно проверить при помощи фактов.
    Неопозитивисты считали, что философия изучает ложные проблемы, которые
    вызывают ненужные споры. Однако представители неопозитивизма столкнулись с проблемой того, что не все научные положения можно доказать при помощи фактов. Ряд мыслителей выдвигали идею о том, философия, это, скорее, искусство, а не наука. Подобное мнение разделяли, например, Артур
    Шопенга уэр и Фридрих Ше ллинг. В искусстве главной ценностью является красота, а в науке - истина. Философия устремлена к источнику красоты – к миру идей и на этом пути она соприкасается с истиной. Рациональные и логические построения философии существуют лишь для того, чтобы выдвинуть на первый план эстетические ценности.
    Слайд 10
    Особенности религиозного мировоззрения
    Форма духовной жизни, основанная на вере в сверхъестественное называется религией. Она включает обряды, культовые действия, моральные нормы и формы религиозных организаций. Религия как явление, присущее человеческому обществу на протяжении всей его истории и охватывающее до настоящего времени подавляющую часть населения земного шара, оказывается, тем не менее, областью недостаточно понятной для многих людей. Религия сопровождает человечество на протяжении всей его истории.
    Религиозные ценности разделяет подавляющая часть населения планеты во всех ее регионах. По поводу происхождения слова «религия» существует несколько мнений. Например, в латинском языке оно обозначает «святость»,
    «благочестие», «благоговение». Таким образом, смысл слова «религиозность» предполагает следование ценностям, которые требуют особого почтения, внимания, то есть благоговения перед Божеством, высшими силами. В четвертом веке н. э. христианский писатель Лакта нций писал, что слово
    «религия» отображает связь Бога и человека. Сущность религии раскрывается в двух аспектах: внутреннем и внешнем. Постороннему наблюдателю религия раскрывается с внешней стороны культов. Культ как совокупность обрядовых форм, действий и правил присутствует во всех религиях. Верующему человеку она открывается с внутренней стороны. Это
    предполагает следование духовным и нравственным принципами данной религии. Религия раскрывается в религиозных переживаниях верующих.
    Важный аспект религии – мировоззрение, которое воплощается в положениях, воспринимаемых верующими как истинные. Исповедание духовного, совершенного, разумного, личного Начала – Бога является первой истиной для верующего. Бог – это активная причина бытия всего существующего.
    Идея Бога имеет различное выражение в религиях. Вера в единого Бога характерна для монотеистических религий. Обожествление двух начал доброго и злого содержится в дуалистических религиях. Политеизм предполагает веру во многих богов. Религии анимизма веруют в одушевленность всего существующего. Христианство относится к монотеистическим религиям, наряду с буддизмом, иудаизмом и исламом.
    Религии можно разделить на две группы. К первой относятся религии народные, языческие, которые предполагают, как правило, веру во многих богов. К ним обращаются за помощью и защитой, приносят жертвы. Новые типы языческих религий возникают и в современном обществе. Их примером может служить саентоло гия Лафайета Ро нальда Ха ббарда. Вторую группу религий образуют религии Откровения. В них Бог сам открывается человеку или людям. В Библии и Коране говорится о том, что Бог присутствует в нашем мире, но природа Бога непознаваема. Христианство утверждает, что
    Бог – это изначальное духовно-личностное Бытие. В христианстве Бог предстает как идеал добра, истины и красоты и цель духовных устремлений человека. Другой религиозной истиной является убеждение в том, что человек принципиально отличается от всех других видов и форм жизни.
    Человек с точки зрения религии – духовное существо. Душа проявляется в разумности человека, в его воле, в способности вступать в общение с Богом.
    Человек – это образ Божий, как утверждает христианское учение. Человек – личность, наделенная свободой, творческими способностями. Духовное единение человека с Богом осуществляется при помощи веры в Откровение
    Бога. Это требует от верующего следования в своей жизни догматам и
    заповедям религии. В отдельных религиях развито учение о посмертном существовании человека. Например, христианство проповедует учение о всеобщем воскресении и вечной жизни человека. Это повышает ответственность человека за поступки в земной жизни. Вера в мир сверхъестественного также относится к существенным признакам религии.
    Религиозному мировоззрению свойственен общественный характер, что находит выражение в создании организаций. еркви имеют определенную структуру, которая организует религиозную жизнь верующих. ерковь – это не только внешняя организация, она предполагает духовное единение верующих на основе религиозных ценностей.
    Слайд 11
    Религиозно-философские учения
    Философия и религия – это разные области духовной жизни. У них разные цели и методы доказательства истины. Однако во все времена философы отстаивали право на самостоятельные суждения о религии. Слово
    «метафизика» часто употребляют как синоним философии. Однако это эти понятия различаются. Предметом метафизики выступают положения, которые воспринимаются на веру. К ним относятся суждения о Боге, бессмертии, душе, свободе. Эти проблемы волнуют каждого человека. Даже люди, которые не верят в Бога, обращаются к решению метафизических вопросов, например, о происхождении мира, о появлении жизни на Земле. На сегодняшний день наука не располагает достоверными данными и может выдвигать только гипотезы решения этих проблем. В их основе находится метафизическая потребность в получении разгадки тайны бытия. Немецкий философ Иммануил Кант считал, что потребность в метафизике заложена в природе человека. Она связана со способностями разума в познании мира и формировании новых знаний. Философия и религия особым образом изучают метафизические проблемы. В философии проблемы бытия Бога, его участия в бытии представлены в ряде концепций. На начальном этапе развития христианства возникла апологетика. Она служит и в наше время для защиты
    христианства от обвинений и критики со стороны его противников. Теизм признает бытие личного Бога. Бог и мир связаны между собой. Это философское учение утверждает возможность и необходимость Откровения и промысла Бога о мире и человеке. Важным признаком теизма является признание свободы воли человека, а также возможности для него вступить в общение с Богом. Теизм не является религией. Он не настаивает на необходимости молитв, духовных подвигов, служения Богу. Отождествление
    Бога с природой представлено в пантеизме. Согласно этому воззрению, Бог присутствует в каждой частице бытия. Понимание Бога в пантеизме не предполагает рассмотрение его как Личности. В частности, пантеизм был характерен для воззрений Льва Николаевича Толстого. Бог для него – это
    Любовь, которая происходит от разумения жизни. ель религиозной жизни для Льва Николаевича Толстого – это подавление эгоизма и достижение блага для других людей. В семнадцатом веке в Англии возник деизм. Это религиозно-философское направление получило распространение в Европе в следующем столетии. Деизм рассматривает Бога как Творца мира и его законов. Однако деизм исключает Откровение, чудеса. Бог находится за пределами мира, общение с ним невозможно. Мир, согласно деизму, можно сравнить с механизмом. Духовная жизнь исключает необходимость молитв, богослужений, таинств. Человек независим от Бога и не может рассчитывать на его помощь. ентральной проблемой религиозно-философских споров является проблема греховности человека. Она предполагает рассмотрение причин зла, его природы и способов преодоления. Преодоление греховности связано с идеей спасения и искупления. Между христианскими богословами и философами нет единства в понимании трактовке греха. Расхождения связаны с представлениями о связи бытия и зла с греховностью человека.
    Основатели христианской церкви считали, что зло и грех – это искажение добра, следствие уклонения от него. В христианстве существует различение видов греха по степени тяжести, форме. Материализм и атеизм отрицают понятие греха, но требуют от человека достижения морального совершенства.

    Например, марксизм утверждает, что воплощение идеалов гуманизма связано с началом подлинной истории. Достижение материального благополучия и равенства является условием для свободного и гармоничного развития каждого человека. Атеистические направления в экзистенциали зме подчеркивают значение аутентичности, подлинности существования человека.
    Стремление к этим идеалам требует от человека духовного напряжения в ситуации выбора целей и средств их достижения.
    Слайд 12
    Основные этапы развития истории философии
    Философия возникла в эпоху перехода от патриархальных обществ к первым земледельческим и городским цивилизациям древности приблизительно в седьмом веке до нашей эры. В этот период господствовали мифологические представления.
    Усложнение социальных связей, возникновение классовых отношений обусловило формирование новых знаний и ценностей. На этом этапе появились первые философские учения в
    Китае, Индии и Древней Греции. Развитие философии было обусловлено особенностями типов культур и цивилизаций. В древних восточных учениях была относительно слабо развита рационально-логическая компонента и связь с наукой. Однако детально разрабатывались идеи космологической природы сознания, принципы нравственного воспитания и духовного самоконтроля. В лоне античной культуры возник другой тип философствования. Социальная жизнь полиса, основанная на демократии, выступала основой античного типа философствования. Для античной философии было характерно построение системы знания на основе рационалистических принципов.
    Античная философия развивалась приблизительно в течение двенадцати столетий до шестого века нашей эры. В античной философии обозначились основные направления развития будущей западной философии. В последующее тысячелетие до пятнадцатого века происходит формирование философии Средневековья. Для данного периода характерна тесная связь философии с религиозными воззрениями. В период с
    четырнадцатого до восемнадцатого века были сформулированы и обоснованы основные идеи, определившие переход от традиционного типа к современному. Этот этап начинается в период Возрождения. В это время зарождаются капиталистические отношения, происходит революция в философии. Она начинается с формирования идеологии гуманизма. Гуманизм свидетельствует об изменении структуры ценностей и приоритетов. С одной стороны, возрождается интерес к античной философии, искусству. С другой стороны, формируется новая система ценностей. В ее центре находится человек, наделенный, способностями к творчеству. Гуманизм способствовал преобразованию религиозных ценностей и зарождению движения
    Реформации. Продолжением революции в философии являются учения философов Нового времени. В семнадцатом веке возникают предпосылки для развития науки как особой формы духовной жизни. Таким образом, философия сформировала новое понимание человека как субъекта познания и практической деятельности по преобразованию мира. Философская революция утвердила ценность научной рациональности, обосновала идеи общественного договора, суверенности личности, социального прогресса.
    Данные идеи сформировали фундаментальные ценности современной цивилизации. Они нашли яркое воплощение и обоснование в учениях немецкой классической философии. Это направление развивалось в период с середины восемнадцатого века до тридцатых годов девятнадцатого века.
    Учения представителей немецкой классической философии являются ярким примером философских систем. Они охватывали все разделы философии.
    Фундаментом этих теорий выступала диалектика –учение о развитии. В последующий период возникают неклассические философские учения. В западной философии намечается и критика принципов классической философии. К неклассическим философским учениям относятся, в частности, марксизм, эмпирио критицизм, философия жизни, ранний фрейдизм. В философии двадцатого века получают осмысление кризисные явления цивилизации современного типа. Экологический кризис во второй половине
    двадцатого века поставил под угрозу само существование человечества.
    Основная задача современного философского исследования состоит в выработке новых мировоззренческих ориентиров. Современные философы большое значение придают диалогу западной и восточной философских традиций. Философские идеи восточной философии о согласовании деятельности человека с уровнем его самовоспитания и нравственного самоконтроля играют большую роль в новой системе ценностей.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21


    написать администратору сайта