Главная страница
Навигация по странице:

  • Слайд 74 Материальные предпосылки сознания

  • Слайд 75 Формирование сознания

  • Слайд 76 Философские подходы к сознанию

  • Слайд 77 Бессознательное

  • Сознание и язык

  • Философия. Тема Предмет философии


    Скачать 1.14 Mb.
    НазваниеТема Предмет философии
    Дата27.11.2021
    Размер1.14 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаФилософия.pdf
    ТипДокументы
    #283899
    страница13 из 21
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   21
    Тема 2.3 Проблемы сознания
    уховное - идеальное
    В первобытном обществе зародились первые представления о духе. Дух рассматривался как проявление жизни. Согласно древним верованиям, предметы и явления природы наделены душами. Вера в духов, населяющих мир, отдельно от вещей получило название анимизма. На первобытной стадии развития общества было распространено обожествление различных природных объектов. Подобные верования называют фетишизмом.
    Первобытные люди не различали тело и душу как отдельные феномены.
    На рабовладельческой стадии происходит услужение религиозных верований. Согласно греческой мифологии, все мире подчиняется судьбе.
    Судьба – это порядок вещей, закон, который управляет миром. В античной философии душа наделялась свойством разумности. Платон и Аристотель считали, что миром правит божественный ум. Он является перводвигателем космоса. Божественный ум способен осознавать себя, упорядочивать материю. В философии Гераклита и стоиков для обозначения духа использовался термин логос. Древние философы отождествляли логос с огнем, а также со словом и мировым разумом. В античности также использовался термин пневма. Он был связан с функциями дыхания.
    Античное понятие духа было систематизировано в философии неоплатоников.
    Пло тин объединил понятия нус, ло гос и пневму. Свойства духовности присущи как космосу, так и отдельному человеку. Душа разума, активна, способна к самопознанию. Средневековая христианская концепция духа выражена в монотеизме – религии единобожия. Для средневековых философов дух имеет божественное происхождение, при этом он является личностью. Абсолютный дух творит мир. Дух выступает функцией абсолюта,
    в отличие от его других личностных функций. В эпоху нового времени появились различные теории духа. Индивидуализм, субъективизм и психологизм используются для разработки понятия духа.
    В материалистических учениях нового времени дух обозначает и душу, и ум.
    Для Спино зы дух равнозначен мышлению. Дух – это природное качество человека. В философии Канта рассматривается дух есть субъективная идея. Он выступает непознаваемой вещью в себе. Ге гель наделяет дух идеей саморазвития. В процессе эволюции дух воплощается в природе и истории.
    В целом в истории развития понятия духа можно выделить такие крайние точки зрения. Вульгарный материализм отрицает самостоятельное существование духа. Духовность – это одно из проявлений материальной субстанции. Все духовные проявления можно объяснить материальными взаимосвязями. Спиритуали зм – это противоположная позиция. Она доказывает независимость духа от материи. Сторонники направления считают, что дух – это первичная самостоятельная субстанция. В марксистской философии концепция духа рассматривается на основе теории отражения. Дух - функция отражения материальной действительности при помощи человеческой психики. Духо вность – следствие использования идеальных форм отражения. В современной философии идеальное трактуют как субъективный образ объективной реальности. Идеальное - это результат освоения мира человеком. Он представлен в формах его сознания, деятельности и культуры. В сферу идеального входят чувственные и мысленные образы, способы их построения. Идеальное возникает на высоком уровне организации живой материи. Первоначально оно выступает в форме чувств, образа мира. На основе идеальных форм возникают социальные нормы. Они служат фактором регуляции поведения людей в обществе. В процессе эволюции идеальное воплощается в различных сферах культуры. Духовное развитие проявляется в умственных образах, схемах и операциях. Идеальное приобретает относительную самостоятельность. Оно
    становится активным началом жизнедеятельности. Идеальное выступает как система отношений между миром культуры и человеком. Способность к созданию идеальных форм является основой творческой деятельности.
    Слайд 74
    Материальные предпосылки сознания
    Проблема происхождения и сущности сознания выступает предметом спора между идеалистами и материалистами. Для представителей идеализма решение данной проблемы связано с убеждением в том, что миром правит высший разум. Индивидуальное сознание зависит от высшего духовного начала. Научное объяснение происхождения сознания представлено в диалектическом материализме. Оно опирается на принципы материального единства мира, анализ отражения как атрибутивного свойства материи.
    При переходе от неживой природы к системам живой природы сформировалось опережающее сигнальное отражение. Специфика этой формы отражения в том, что система способна ее использовать для активной ориентации в мире. Внешняя информация выступает как сигнал к активизации внутренних структур. Это позволяет решать жизненно важные задачи. Перенастройка системы осуществляется полностью за счет внутренней энергии. Подобным свойством обладают органические системы.
    Они способны к саморегуляции, самовоспроизводству. Биологическая система функционирует согласно внутренней программе. Внешняя информация активизирует эту программу. Она настраивает организм на активное взаимодействие с внешним миром. Внешнее воздействие на живую систему является не прямым. Оно осуществляется через внутренний сигнал организму, через программу. Этот механизм отражения характерен для живой материи. Важными свойствами живых организмов являются избирательность и опережающий характер отражения. Живая система выбирает факторы важные для жизнедеятельности. На основе внутренней программы она способна настраиваться на будущие события. В процессе эволюции эти процессы совершенствовали формы отражения. Исходная форма отражения -
    раздражимость. При помощи раздражимости организм реагирует на внешние факторы для решения жизненных задач. Например, растение для осуществления фотосинтеза стремится к солнечным лучам. Для растений раздражимость служит единственным способом саморегуляции.
    Чувствительность сформировалась на этапе возникновения животного мира.
    У животных связь с внешней обеспечивается при помощи средой нервной системы. В ее состав входят нервные клетки, на базе которых образовались нервные линии. Они формируют нервные ткани и нервные узлы.
    Нейрофизиологическое отражение выступает основой функционирования органов чувств. Нервная система и органы чувств позволяет организму активно реагировать на изменения внешней среды. Животные способны передвигаться по местности для удовлетворения жизненных потребностей.
    На этом уровне отражение представляет собой сложное диалектическое единство. Оно включает воздействие внешней среды и реализацию внутренних установок и программ жизнеобеспечения. Это противоречие разрешается наиболее эффективно на стадии психического отражения. Эта форма отражения предоставляет организму выбор модели поведения. Оно может осуществляться на основе инстинктов или в поисковом режиме.
    Способность ориентироваться в меняющихся условиях находится в основе психической формы отражения. В ее основе находится память, способность создавать психические образы. При помощи безусловных и условных рефлексов головного мозга осуществляется связь организма со средой. В форме кода, инстинкта передаются по наследству безусловные рефлексы. Они формируют постоянные связи организма со средой. Регуляторами действий организмов в меняющейся ситуации выступают условные рефлексы. Они формируются в процессе индивидуальной жизни организма. являются
    Условные рефлексы основываются на психических образах. Носителем образов является головной мозг. По своему происхождению психический образ материален. По форме проявления этот образ идеален. Его содержание формируется как связь с теми образами, которые находятся в памяти.

    Появление идеальных образов позволило планировать действия, изменять модели поведения. В определенной мере у всех высших животных развита целесообразность действий в определенных ситуациях.
    Слайд 75
    Формирование сознания
    Психика человека отличается от психики животных. Основное различие – наличие у человека второй сигнальной системы. Первая сигнальная система свойственна всем животным и человеку. Она выступает основой для второй сигнальной системы, которая характерна для человека.
    Она включает психическую реакцию на речь. Слово оказывает такое же воздействие на психику, как материальные раздражители. Первая и вторая сигнальные системы у человека взаимосвязаны. Например, известны факты, когда дети в раннем возрасте попадали в условия жизни диких животных.
    При возвращении в общество у таких детей отсутствовала вторая сигнальная система. Они долгое время не могли воспринимать речь. В процессе эволюции люди перешли от стадного образа жизни к обществу. Это связано с развитием трудовой деятельности и возникновением членораздельной речи.
    Словами человек обозначал предметы и явления, взаимосвязи между ними.
    Речь служила для выявления существенных различий, способствовала развитию познания. Каждое слово является результатом обобщения, в нем заложен определенный смысл. С начала своего возникновения язык слов породил вторую сигнальную систему. С ее помощью люди могут представить себе то, что может быть воспринято только в форме слова. Развитие речи дало возможность воспринимать и осваивать опыт других людей. Язык стал способом выражения мыслей, основным средством общения людей. Высшим животным свойственно лишь практическое мышление. Животное может действовать только в пределах конкретной ситуации. Оно не может выйти за ее пределы, абстрагироваться и обобщить опыт при помощи понятий. Для человека характерна способность к абстрактному мышлению. Это дает возможность человеку предвидеть последствия, устранить непосредственную
    зависимость действий от ситуации. Отличие человека от животного заключается в способности создавать и сохранять орудия. Люди живут в мире искусственных вещей. Они применяют орудия сообща, заимствуют опыт использования орудий друг у друга. Для поведения отдельного человека большое значение имеет общественный опыт. Для эффективного взаимодействия с окружающей средой человеку необходимо овладеть его различными элементами. К ним относятся способы употребления орудий, взаимодействия с другими людьми. Под влиянием культуры качественно меняются психические функции человека. Способ наиболее адекватного отражения действительности заключается в развитии чувств, абстрактного мышления. Чувства человека являются результатом не только биологической, но и социальной эволюции. Только людям свойственны эстетические переживания, развитая способность сопереживать горе и радость другого человека. Только люди могут испытывать интеллектуальные чувства при решении какой-либо творческой задачи. Трудовая деятельность людей в первобытных коллективах влияла на развитие общественных отношений. На основе разделения труда происходило совершенствование трудовой деятельности. Причинами развития интеллектуальных функций предков человека является возникновение труда и образование человеческого общества. Для трудовой деятельности характерно выделение объективных устойчивых свойств предметной деятельности. Это способствует преобразованию условий жизнедеятельности. Изготовление, употребление и сохранение орудий впрок приводят к большей независимости человека от влияния среды. Орудия труда становятся более сложными. Каждое орудие создается для определенных операций. Возникает качественное отличие среды обитания человека от среды животных. Орудия труда являются результатами коллективного опыта предшествующих поколений.
    Изготовление орудий вызвало необходимость передачи опыта от старшего поколения к младшему. Деятельность отдельного человека приобретает общественный характер.
    Она служит для удовлетворения как
    индивидуальных, так и общественных потребностей. Деятельность человека становится сознательной.
    Слайд 76
    Философские подходы к сознанию
    Воспроизведение действительности в идеальных формах, его механизмы на разных его уровнях называется сознанием. Изучением сознания занимается комплекс наук. В философии сознание рассматривается как свойство высокого уровня организации материи. Оно проявляется в создании субъективных образов объективного мира при помощи психического отражения действительности. В более узком понимании сознание рассматривают как высшую форму психического отражения. Она характерна для людей в их взаимосвязи с обществом. На данном основании выделяют индивидуальное и общественное сознание. Философское определение акцентирует внимание на диалектическую природу сознания.
    Сознание зависит от материальных процессов. Однако оно способно порождать идеальные формы отражения. Данные формы не сводятся к свойствам материальных носителей. В психологии сознание анализируют как психическую деятельность. Для нее характерно обобщенное и целенаправленное отражение внешнего мира. Это способствует выделению человеком себя из окружающей среды и формированию самосознания.
    Психологическая трактовка сознания рассматривает его как проявления внутреннее и внешнее проявление духовной жизни личности.
    Социологический подход проявляется в изучении взаимодействия индивидуального и общественного сознания. В структуру общественного сознания входят, в частности, нравственность, религия, искусство. Изучение сознания в философии может быть осуществлено на основе двух подходов.
    Первый подход – это описание содержания сознания. Второй подход исследовал предпосылки сознания. На его основе стремились объяснить феномен сознания. В учениях античности и Нового времени эта задача
    решалась на основе описания процесса познания. Природу сознания анализировали при помощи выделения познавательных способностей.
    Высшая ступень развития сознания – это самосознание. Поэтому, философы акцентировали внимание на этапах формирования самосознания.
    Диалектика становления самосознания раскрыта в немецкой классической философии, в частности, в трудах Ге геля. Начальной ступенью этого процесса выступает формирование образа в сознании. Человек выделяет себя из окружающего мира, противопоставляет себя миру. На основе образа человек различает себя и мир. Это дает возможность познать внешний мир, но не осознать себя. Согласно Гегелю, условием самосознания является осознание зависимости знаний о мире от состояния духовного мира человека.
    Самосознание - это состояние, когда человек осознает как влияние на себя внешнего мира, так и свое место в мире. Самосознание позволяет сосредоточить внимание на внутреннем мире человека, мыслях и переживаниях. Однако для многих людей предметом интереса является внешний мир. Внутренний мир не становится предметом осмысления.
    Развитие самосознание - трудно достигаемое человеком состояние. Уровень самосознания не является одинаковым для всех людей. Осознание себя всегда связано с оценкой своих действий, с соотнесением представлений о себе с идеалом. Этот идеал может в процессе жизни изменяться. Он зависит от индивидуального опыта и уровня культуры. Самооценка дает возможность человеку соотнести себя с идеалом. Человек может взглянуть на себя со стороны. Однако такая самооценка не всегда является объективной. Человек может себя переоценивать или недооценивать. В результате возникает чувство удовлетворения или неудовлетворения собой. Система социальных связей в обществе формируется на основе социальных институтов. Они создают формы социального контроля. К ним относятся социальные нормы, санкции, ценности. Общество выступает важным фактором формирования самосознания. Самосознание свойственно не только индивиду, но и обществу, классу, социальной группе. Социальные общности способны осознавать свое
    положение в системе общественных отношений, своих общих интересов и идеалов.
    Слайд 77
    Бессознательное
    В XX веке предметом научных и философских исследований становится бессознательное. Суть проблемы состоит в изучении факторов, которые влияют на сознание. При этом они скрыты от сознания. Главной заслугой 3игмунда Фрейда было изучение структуры бессознательного, его влияния на индивидуальную и общественную жизнь. Фрейд стремился к материалистическому объяснению сферы бессознательного. Ученый считал, что каждое психическое имеет свою причину и подлежит объяснению. В ходе врачебной практики Фрейд занимался лечением неврозов. Он пришел к выводу, что их причины находятся вне контроля сознания. Они действуют независимо от сознания. Сферы бессознательного связаны с историей становления вида человече6ства как биологического вида. Бессознательное содержит то, что в психике возникает автоматически. Это своего рода кодовое проявление генной системы. Бессознательное прорывается наружу в сновидениях, оговорках, страхах. Психика человека, согласно Фрейду включает три уровня. Бессознательное является центральным компонентом психики. Оно в значительной степени зависит от врожденных инстинктов.
    Первичные влечения ориентированы на получения удовольствия.
    Созна тельное - это особая интуиция, которая надстраивается над бессознательным. Разум, согласно Фрейду, балансирует между сознательным и бессознательным. Он контролирует желания человека. Фрейд не абсолютизировал силу бессознательного. Он создал метод психоанализа, который помогал человеку овладеть своими инстинктами и сознательно управлять ими. Задача психоанализа, по мнению Фрейда, состоит в том, чтобы перевести бессознательное в психике человека под контроль сознания.
    Рациональные построения зависят от деятельности памяти. Без этого невозможны логические выводы, осознанные обобщения. Однако не все, что
    находится за пределами памяти, является бессознательным. Даная информация находится на другом уровне сознания, ее переход уровень актуального мышления связан с деятельностью памяти. Бессознательное находится за пределами осознанной памяти. Оно выступает способом переносом кодовой генетической информации в актуальные ситуации.
    Бессознательное служит для решения жизненно важных задач. В психике животных перенос кодовой информации происходит в форме инстинктивного поведения. Человеку свойственны подсознательные желания, эмоция, влечения. В дальнейшем они становиться предметом анализа, попадать в сферу сознания. Сфера бессознательного имеет многослойный характер. Ее структуры различаются по степени близости к сознанию. Некоторые элементы бессознательного отдалены от сознания. Они преимущественно порождаемые инстинктами.
    Другие структуры бессознательного расположены ближе к сознанию. Сфера бессознательного базируется не только на инстинктах, но на сознании. Автоматизмы в поведении человека зарождаются в сфере осознанного. В дальнейшем они выходят из-под контроля сознания. Они переходят в сферу бессознательного. К автоматизмам относятся большинство трудовых навыков. Они характерны для повседневных или профессиональных действий.
    Автоматизмы вырабатываются в социальной сфере посредством обучения, постоянной практики. Существует множество автоматических действий разных уровней и направленности. Они происходят без четкого логического обоснования.
    Активная деятельность человека в определенных ситуациях обусловлена применением автоматических действий. Эффективность этих действий обусловлена не инстинктами, а высоким уровнем подготовки. Большое значение для современной науки имеет изучение отношения между сферами психики. Проблема состоит в том, какой из этих уровней психики является первичным. Согласно учению Фрейда, бессознательное пронизывает не только сферу сознания, но и всю культуру. Между двумя уровнями психики человека нередко возникают противоречия. Однако при определенных
    условиях бессознательное и сознание взаимно дополняют друг друга. Они способны достигать гармоничного единства.
    Слайд 78
    Сознание и язык
    Система знаков, которая применяется для коммуникации, мышления, познания мира, называется языком. С помощью языка люди передают и хранят информацию. Язык выступает средством формирования социальных связей, управления отношениями в обществе. Язык является важным инструментом познания мира и самосознания. Согласно марксизму, язык – это общественно-историческое явление. Развитие языка тесно связано с совершенствованием мышления в процессе трудовой деятельности социальных сообществ. Язык служит средством выражения и объективации духовной жизни. Формирование языка отражает развитие категориальной структуры человеческого мышления. В рамках материалистической концепции возникновение языка рассматривают во взаимосвязи с общественными отношениями. В основе формирования языка в первобытном обществе находились потребности людей в совместных действиях. В дальнейшем это создало потребность в общении. Двигательные и звуковые формы сигнализации высших животных выступили биологическими предпосылками человеческого языка. Первоначально язык служил средством выражения эмоций. В процессе эволюции человека звуки постепенно становятся средством обозначения вещей. Они служат для преднамеренного сообщения. Возникает относительно устойчивая связь между представлением о предмете и его звуковым обозначением. Развитие языка прошло длительный путь от элементарных ко всё более сложным обобщенным звуковым комплексам. Язык играет большую роль во всех высших психических функциях. Он тесно связан с мышлением. Язык участвует в процессе предметного восприятия мира. Он выступает основой памяти в форме использования понятий для сохранения информации. Язык является средством выражения эмоций. Наряду с общественным характером труда
    язык определяет специфику сознания и человеческой психики. Звуковой язык, как и телесная пластика, являются естественной системой знаков. В процессе развития культуры сформировались искусственные языки. Они служат для выполнения различных функций. Например, в науке они выступают средствами научного познания, в искусстве – отображают духовный мир человека. В технике искусственные языки используются для управления различными устройствами. Особенностью языка является наличие в нем высказываний о самом языке. Это дает возможность самоописания языка и описания других знаковых систем. Другая особенность - аналитизм языка.
    Она позволяет ему строить тексты по определенным правилам. Проблемы взаимосвязи мысли и слова, сознания и языка бытии предметом изучения с ранних этапов формирования философии. Зарождение философии связано с тем, что древние мыслители открыли различие между мыслями и словами.
    Противоречивое единство мышления и слова нашло воплощение в понятии логоса. Знание о понятиях рассматривалось как высшее проявление мудрости.
    Понятие о вещи – это ее имя, которое указывает на сущность вещи и ее место в бытии. В современной культуре развивается философия языка. Это направление проводит анализ языка и изучает связь языка с мышлением, познанием действительности. Данные теории берут начало в трудах языковеда и философа Вильгельма Гу мбольдта. В двадцатом веке возникает лингвистическая философия в Англии и в США. Представителями этого направления, в частности являются Людвиг Витгенште йн, Джон О стин,
    Ги лберт Райл. Они разрабатывали учение о том, что язык способен преобразовывать мышление. В этом случае мысль отрывается от действительности. Она порождает абстрактные понятия. К ним, например, относятся понятия идеи, числа. Мышление наделяет эти понятия самостоятельным бытием. Последователи лингвистической философии считают, что многие проблемы философии являются результатом творческого могущества языка. Задача философии состоит в критике языка, в проведении
    его анализа. ель подобной критики – освобождение мышления от понятий, которые не связаны с действительностью.
    Слайд 79
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   21


    написать администратору сайта