Главная страница
Навигация по странице:

  • Слайд 115 2.10 Философские концепции будущего Теория постиндустриального общества

  • Слайд 116 онцепция волнового развития общества

  • Первая волна. Она

  • Под влиянием Второй волны зародилась

  • Слайд 117 Теория информационального общества

  • Слайд 118 Римский клуб

  • Философия. Тема Предмет философии


    Скачать 1.14 Mb.
    НазваниеТема Предмет философии
    Дата27.11.2021
    Размер1.14 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаФилософия.pdf
    ТипДокументы
    #283899
    страница20 из 21
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   21
    Слайд: 114
    Философия техники о современном обществе
    Философия те хники – важный раздел современных философских представлений о природе человеческого общества, в котором существенным компонентом является техника. Философия техники сегодня, в эпоху информационных технологий, приобретает новый уровень наследования природы социального развития.
    Термин философия техники появился для обозначения особой области исследования, связанной с социальной ролью техники в историческом развитии человека.
    Теоретическая модель эволюции мира в начале XXI века должна отражать цивилизационное, техническое, историческое и культурное разнообразие человечества.
    Утрата самобытности, исторического, культурного и цивилизационного развития спровоцирует техногенную катастрофу всего мира. Попытка США и Запада навязать мировому сообществу свою модель привела к локальным войнам и вооружённым конфликтам во многих регионах мира: в Африке, на Ближнем Востоке, в
    Средне-Азиатском регионе и в Европе. Трагический опыт XX века со всей очевидностью показал опасность любых идей исключительности – национальной, социальной, культурной, религиозной.
    Ральф Гу став Да рендорф в своей книге «Социология индустрии и производства» показал зависимость людей от технического развития индустриального общества, когда современная техника вызывает большие социальные последствия. Он демонстрирует новое правило социальной
    дифференциации общества через созданную квалификационную сетку, отводя технике четко структурированную функцию.
    Льюис Мэ мфорд в своей работе «Техника и природа человека» характеризует новую эпоху, как переходящую от изготовления техники для господства над стихиями природы до завоевания природы человеком с помощью созданных мегатехнологий. В конечном итоге, считает он, человек из активного функционирующего животного, использующего орудия труда, становится обслуживающим машину животным. Животным, передавшим собственные функции машине, либо сильно ограничившим свои функции в интересах деперсонизи рованных коллективных организаций.
    Хенрик Сколимо вски в статье «Философия техники как философия человека»рассматривает философию техники во взаимосвязи с человеком.
    Духовный строй человека техногенной цивилизации рационализирован, основан на количественных инструментальных ценностях. Необходимо изменить господствующий настрой нашей цивилизации. Таким образом, философия техники, по его мнению, понимается как философия человека. Он настаивает, что скорее техника должна быть подчинена человеческому императиву, чем человек подчинен императиву техническому.
    Американский социолог Ульям Да йзард книге «Наступление информационного века» рассуждает о наступлении нового информационного века. Философ пишет, что новые технологии оказали людям огромные информационные и коммуникационные услуги. Большинство из них стали доступны благодаря телевизору и телефону. Современная цивилизация определяется развитием таких факторов как экономика, микроэлектронная технология, экономика и политика. Анализ этих факторов приводит философа к выводу о необходимости кардинальных политических перемен.
    Необходимые решения при этом выходят за пределы экономической и технологической проблематики. Главные проблемы в итоге – политические.
    Французский социолог Ален Туре н в своей работе «Производство общества»возражает против чрезмерного преувеличения роли техники в
    обществе. С его точки зрения будущее общество можно назвать программируемым. Обозначение, которое ясно указывает на его способность создавать различные модели управления организацией, производством, потреблением и распределением. Такое общество может возникать благодаря своему самосовершенствованию и является мобильным, а точнее его можно назвать не обществом, а культурой.
    Слайд 115
    2.10 Философские концепции будущего
    Теория постиндустриального общества
    Создателем теории постиндустриального общества является американский ученый Дэниел Белл. Эта концепция возникла как результат осмысления развития западного общества после Второй мировой войны. В развитых странах сложилась качественно новая ситуация.
    Постиндустриальное общество базируется на повышении эффективности применения технологий в производстве. Меняется роль человека в производственных процессах. Основной производственной силой становится наука. Поэтому потенциал общества измеряется масштабами информации и знаний, которыми оно располагает. Формирование постиндустриального общества происходит в процессе эволюционных изменений. В этом процессе
    Дэниел Белл выделил три этапа. Доиндустриальное общество основано на примитивных формах производства. К ним относятся сферы добычи и первичной обработки ресурсов. Доиндустриальный уклад базируется на сельском хозяйстве, добыче полезных ископаемых, рыболовстве, заготовке леса. Этот тип общества для большинства людей может обеспечить минимум потребления на грани выживания. Трудовые навыки работников формируются под влиянием традиций.
    Преобладает простой неквалифицированный труд. Для следующего этапа - индустриального производства - характерно производство машин, технических устройств.
    Основным производственным ресурсом становится энергия. Машинная технология и энергия применяются для изготовления товаров. Повышается
    квалификация работников. В организации производства и потребления появляются элементы прогнозирования. В условиях индустриального общества происходят перемены в условиях материальной жизни людей.
    Лишь второй половине ХХ века в индустриально развитых странах была решена продовольственная проблема. Улучшилось качество питания, а также увеличилась продолжительность жизни, снизилась смертность населения.
    Большое значение для решения этих проблем имело естественнонаучные, технические, технологические знания.
    В условиях постиндустриального общества – третьего этапа - производство приобретает системный характер. Оно базируется на взаимосвязи всех сфер общественной жизни.
    Основным постиндустриального общества становится информация. Совершенствование знаний о мире происходит на базе применения системного анализа. Большое значение приобретает кодификация теоретического знания. Важной задачей науки становится обеспечение управления хозяйственными и социальными процессами на основе научного прогнозирования. Обмен информацией и знаниями происходит при помощи информационных технологий. Это повышает значение подготовки инженеров и ученых. При характеристике постиндустриального общества Дэниел Белл основывается на пяти основных аспектах. В сфере экономики происходит переход от производства товаров к развитию сферы услуг. В структуре занятости наблюдается доминирование работников с высокой квалификацией и технического класса. Движущей силой общества становятся инновации. Они во многом определяют тенденции развития социума. Во всех отраслях общественного производства возрастает роль технологий. Они охватывают сферы принятия решений.
    Белл утверждал, что постиндустриальное общество формируется в результате технологических перемен. Сдвиг от промышленного производства к сфере услуг произошел в Великобритании, в Западной Европе, в
    Соединенных Штатах и в Японии. Способность трансформировать научные знания в конечный продукт характерны для Соединенных Штатов и Японии.

    В развитых странах Запада активно пропагандируется теория золотого миллиарда. Все государства делятся на три группы. В первую группу входят страны, которые производят информацию. Их отличает высокий уровень жизни и образования. Во второй группе стран развито материальное производство. Страны третьей группы являются поставщиками сырья.
    Слайд 116
    онцепция волнового развития общества
    Элвин То ффлер создал концепцию трех волн в историческом процессе.
    С переходом от собирательства и охоты к сельскохозяйственной жизни зародилась Первая волна. Она началась примерно 10 тысяч лет назад и привела к появлению первых ростков цивилизации. Первая волна сформировала аграрную цивилизации, ее главной ценностью была земля.
    Каждое хозяйство производило большую часть того, что потребляло. В этот период экономика была децентрализованной и замкнутой. Под влиянием
    Второй волны зародилась индустриальная цивилизация. Она базируется на капиталистических отношениях, которые сформировали гигантские корпорации, организации фабричного типа, нуклеарную семью. Были созданы условия для массового производства. Они сформировали новую систему распределения. Третья волна базируется на научно-технологических достижениях в области информатики, электроники, молекулярной биологии.
    Для новой цивилизации характерны следующие черты. Прогресс производства обеспечивается информационным капиталом. Капитал общества Третьей волны, по преимуществу, нематериален. Знания и информация становятся основой экономики. Производство в условиях цивилизации Третьей волны ориентировано на индивидуализацию производства и потребления. Индивидуализация становится характерной для других сфер жизни, например, для образования. Труд в новых условиях приобретает творческий характер. Постепенно стирается резкая грань между и не работой. Главной ячейкой жизни и работы людей будущего станет электронный коттедж. Общество Третьей волны открывает больше
    возможностей для организации досуга. Жизнь в обществе Третьей волны приобретает инновационный характер. Все стороны общественной жизни постоянно меняются. Изменения становятся системными и постоянными.
    Участие в инновациях дает конкурентные преимущества. Организация производства на локальном уровне становится менее масштабной, чем в условиях Второй волны. На смену огромным корпорациям приходят сетевые сообщества, небольшие подвижные команды. Организация производственной и общественной жизни утрачивает иерархический характер. Формируются ситуативные, матричные, сетевые способы управления. Повышается эффективность управления в рамках временных коллективов, рабочих групп.
    Большое значение в обществе Третьей волны играет информационная инфраструктура.
    Развитие информационных систем определяет эффективность управления процессами в цивилизации Третьей волны. Это придает новому обществу высокие темпы ускорения в его развитии. Капитал и труд в цивилизации Третьей волны уступают место информации и знанию.
    В информационном обществе классы заменяются сетевыми информационными сообществами. Технологии Третьей волны обеспечивают социальное разнообразие. Плюрализм получает технологические гарантии своего реального воплощения. Новое общество децентрализовано, поскольку в нем отсутствует единый центр социальной жизни. Информационные технологии дают возможность пользователям получать необходимые им сведения, независимо от цензуры центра. Это становится базой для децентра ции. Этот процесс охватывает все сферы общественной жизни. В производстве происходит демассифика ция и разукрупнение предприятий. В сфере управления происходит перераспределение властных полномочий центра в пользу регионов. Для новой цивилизации характерны также процессы интеграции. В частности это выражается в экономической интеграции, в создании наднациональных властных и экономических структур. Ее цель — повышение эффективности функционирования и развития составных частей. Интеграция в эпоху Третьей волны не
    предполагает господства центра. Он выполняет функции координации. В условиях новой цивилизации развёртывание потенциала техники оказывает воздействие на все стороны общественной жизни. Рождается новый уклад жизни, в котором принципиально иной будет сфера труда, управления, досуга.
    Слайд 117
    Теория информационального общества
    В связи с изменениями в развитии современной цивилизации начался новый этап развития идей информационного общества. В этом плане ключевой является концепция общества сетевых структур Мануэ ля
    Касте льса. Мыслитель считал, что стабильные состояния в истории сменяются революционными трансформациями. В конце двадцатого века наметился переход к новому состоянию. Его Касте льс обозначает как информациональное общество. Мануэль Кастельс устанавливает различия между понятиями информационное общество и информациональное общество. Первое понятие указывает на значение информации в социальных процессах. Оно было велико на всех исторических этапах. Термин информациональное общество указывает на особую социальную организацию. Источниками производительности и власти в ней являются генерирование, обработка и передача информации. В основе доминирующих функций и процессов находится сетевой принцип. Се ти - это открытые структуры, которые могут неограниченно расширяться. Они могут интегрировать новые связи на основе коммуникации в данной сети. Для сетевой социальной структуры характерна высокая динамичность. Подобные структуры открыты для инноваций. Сети способствуют развитию капиталистической экономики. Они повышают скорость и эффективность распространения инноваций.
    Сетевые сообщества расширяют децентрализацию управления различными сферами общественной жизни.
    Они повышают гибкость и адаптивность трудовой занятости в условиях глобализации. Сетевые структуры способствуют развитию культурного многообразия. Кастельс отмечает, что информация есть особый ресурс,
    который проникает через всяческие преграды и границы. Ученый рассматривает информационную эру как эпоху глобализации. Ее реальным воплощением в обществе выступают сетевые структуры. Они становятся одновременно и средством, и результатом глобализации общества. К информационным технологиям, согласно
    Кастельсу, относятся микроэлектроника, вычислительная техника телекоммуникации. Большую роль также играют оптико-электронная промышленность, генная инженерия.
    Причины изменений, которые происходят в современном мире, связаны с технологиями обработки информации и коммуникацией. Мануэль Кастельс основной чертой информационального общества считает глобальную экономику. Понятие глобальная экономика в трактовке Кастельса означает, что основные виды и элементы экономической деятельности организованы в глобальном масштабе. Этот тип организации экономики способен работать в масштабах всей планеты как единая система в режиме реального времени. В ее основе находятся информационные и коммуникационные технологии.
    Новая экономика формируется вокруг глобальных сетевых структур капитала, управления и информации.
    Основа производительности и конкурентоспособности создается на основе доступа к технологическим умениям и знаниям. Ориентация на сетевые формы управления и производства не означает заката капитализма. Информационный технологический базис распространяет капиталистический способ производства в глобальном масштабе. Однако происходит трансформация капитализма на основе глобализации и сетевых финансовых потоков.
    Эффективность использования финансового капитала зависит от знаний и информации. Сегодня электронно-коммуникативный базис существует во всех сферах общественной жизни: от экономики до культуры. Компьютерные сети связали человечество в одно целое. На сегодняшний день все общества затронуты процессами глобализации и информатизации. Однако эти процессы протекают неравномерно. Согласно Кастельсу, некоторые регионы, активно вовлекаются в глобальный экономический обмен. Другие крупные
    регионы, например, Африка, исключаются из этих процессов.. В обозримом будущем не предполагается создание открытого рынка труда, технологий, товаров и услуг. Этому препятствуют интересы отдельных государств, политических альянсов.
    Слайд 118
    Римский клуб
    Для современного общества характерна тенденция к глобализации.
    Великие географические открытия стали начальным этапом глобализации. В этот период начались регулярные контакты между различными цивилизациями. Европейские страны разделили сферы своего влияния и стали внедрять в колониях элементы западной культуры. В настоящее время из множества изолированных локальных цивилизаций формируется единая земная цивилизация.Это в частности выражается в деятельности
    Организации Объединённых Наций. Эта организация выполняет некоторые парламентские функции на межгосударственном уровне. Различные государства объединяет глобальная информационная сеть – Интернет.
    Развивается система глобальной миграции населения и глобального туризма.
    Современная экономика базируется на системе глобального разделения труда между Севером и гом. Наряду с этим появились глобальные проблемы, которые нуждаются в совместных усилиях различных стран для их решения.
    Впервые глобальные проблемы человечества были сформулированы в
    Докладах Римского клуба. Эта организация возникла в 1968 году.
    Инициатором ее создания выступил Ауре лио Печче и - член руководства фирмы «Фиат» и вице-президент компании «Оливетти». Состав Римского клуба первоначально включал 100 человек. Две основные цели были поставлены Клубом. Первая цель — состояла в содействии понимания людьми затруднений человечества. Данная цель пропагандировала необходимость корректирования тенденций мирового развития. И вторая цель предполагала координацию усилий мировой общественности по изменению ситуации в мире. Членами Римского клуба являлись
    представители из более чем 30 стран мира: видные ученые и мыслители, государственные деятели. Участники организации поставили задачу изучения перспектив развития цивилизации при помощи разработки компьютерных моделей. Предполагалось в течение года готовить по одному докладу и выносить его для обсуждения в клубе. Первая математическая модель была разработана американским ученым Джем Фо ррестером. Эта модель предполагала применение метода системной динамики мирового развития.
    Ученые анализировали взаимосвязи таких факторов как численность населения и производство продуктов питания. В центре их внимания находились темпы промышленного производства и загрязнение окружающей среды. Доклады, были созданы, чтобы предупредить человечество о грозящих катастрофах. На основе расчетов Денниса Медо уза в 1972 году была подготовлена книга «Пределы роста. Доклад Римскому клубу». В докладе был сделан вывод о том, что при сохранении нынешних тенденций к росту человечество ожидает неконтролируемый кризис и крах цивилизации.
    Эти изменения ожидают уже следующие поколения человечества при достижении пределов демографической и экономической экспансии. Это обосновывало необходимость принять меры переориентации целей развития цивилизации и регулировать экономический рост. Денис Медо уз выдвинул предложение о достижении состояния глобального равновесия на основе ограничения роста промышленности. Михайло Меса рович и Эдуард Пе стель предложили новую методику для расчета моделей и создали концепцию органического роста. Особое значение приобретают принципы выделения регионов в мировой системе, их взаимное влияние. В 197 году они опубликовали книгу «Человечество на перепутье». В этой книге была сформулирована альтернатива: гибели человечества в мировой катастрофе или создания глобального сообщества. Вторая альтернатива предполагала реальное воплощение в жизнь принципов солидарности, справедливости, разнообразия и единства. При осуществлении проекта особое внимание обращалось на достоверность и надежность фактической информации.

    Данные о мировых процессах многократно проверялись с помощью экспертов и специализированных учреждений. Трудно переоценить значение объективной количественной информации при создании и использовании системы глобального прогнозирования.
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   21


    написать администратору сайта