Главная страница
Навигация по странице:

  • Слайд 98 Подходы к определению культуры

  • В данной лекции мы рассмотрим только философский подход. Философский подход

  • Слайд 99 Философия культуры

  • Слайд 100 Основные подходы к исследованию культуры

  • Слайд 101 Мораль как форма духовного опыта человечества

  • Слайд 102 стетическое в философии

  • Философия. Тема Предмет философии


    Скачать 1.14 Mb.
    НазваниеТема Предмет философии
    Дата27.11.2021
    Размер1.14 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаФилософия.pdf
    ТипДокументы
    #283899
    страница17 из 21
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   21
    Тема 2.7 Философские проблемы культуры
    ультура как предмет философского рассмотрения

    Понятие «культура» является универсальным. Оно используется во всех социально-гуманитарных науках как научный термин. Данное понятие не менее широко употребляется в искусстве, философии и в обыденной речи.
    Латинское слово «культура» в начале первого века до нашей эры ввел древнеримский философ и политический деятель Марк Порций Като н. Оно обозначало обработку почвы, земли. Немного позже ицеро н использует понятие «культура» применительно к человеку. Культура стала пониматься в значении воспитания и образования человека, формирования идеального гражданина. Признаками культурного человека являлись: добровольное самоограничение, соблюдение правовых, религиозных, моральных норм.
    Таким образом, формируется классическое понимание культуры как воспитания и образования человека. Термин «культура» используется для обозначения интеллектуального, духовного совершенства. Он применяется для формирования эстетического развития общества и человека. Культура определяет все то, что создано человеком для удовлетворения потребностей.
    Слово «культура» также используется для обозначения культуры разных народов на определенных исторических этапах. Оно применяется для определения образа жизни какого-либо общества, группы людей. Например, часто употребляются словосочетания «культура древнего мира», «культура эпохи Возрождения». Термин культура применяется для обозначения специфики отдельных видов социальных общностей «культура молодежи»,
    «культура семьи», «деревенская культура».
    На обыденном уровне понятие «культура» в основном ассоциируется, с произведениями литературы и искусства. Оно также применяется для характеристики деятельности театров и музеев. Данным термином обозначают область духовной жизни. Оно также относится к формам, продуктам интеллектуальной и художественной деятельности.
    В повседневной жизни слово «культура» выражает образец, идеал или идеальное состояние. С ним мы сравниваем те или иные факты или явления.
    Например, говорим о профессиональной культуре музыкального исполнения.

    Разнообразный подход к пониманию культуры и привел к появлению множества определений культуры. В 1952 году американские культурологи
    Кре бер и Кла кхон насчитали 16 определения культуры. В 1970-е годы число определений достигло 300, в 1990-е годы превысило 500. Сегодня насчитывается около 1000 определений культуры. И это неудивительно, ведь культура – это все то, что создано человеком. Это весь человеческий мир.
    Таким образом, первоначально культура – это обработка земли, стремление сделать ее пригодной для службы человеку. В переносном смысле культура — уход, улучшение, облагораживание человека. Речь идет о совершенствовании телесных, душевных и духовных склонностей и способностей. Соответственно, существует физическая культура, духовная культура.
    Содержание культуры - это обычаи и нравы, язык и письменность. Оно также включает особенности одежды, поселений, работы, специфика воспитания. К культуре относятся: наука и техника, искусство, религия и многое другое.
    По отношению к уровню и состоянию культуры выделяют примитивную и высокую культуру. Вырождение культуры проявляется или в бескультурье, или в рафинированной культуре.
    Таким образом, культура - это выражение и результат самоопределения воли народа или индивида. Культура находит проявление в формировании идеала культурного человека. В философии культуры принято проводить различие между культурой и цивилизацией. ивилиза ция — совокупность достижений техники и технологии, и, связанного с ними, материального комфорта.
    Слайд 98
    Подходы к определению культуры
    При классификации существующих определений культуры выделяют несколько групп или подходов. К ним относятся: антропологический, социологический и философский подходы.

    В данной лекции мы рассмотрим только философский подход.
    Философский подход представляет широкое видение культуры. Он предлагает изучение фундаментальных основ человеческого бытия и самосознания. Задача этого подхода — проникнуть в суть культуры, ее явлений.
    Сущность культуры проявляется в сознательной преобразовательной деятельности человека по отношению к окружающему миру и самому себе.
    В рамках философского можно выделить несколько позиций по отношению к значениям и оттенкам понятия «культура». Во-первых, подчеркивается, что культура — это «вторая природа», искусственный мир.
    Они сознательно и целенаправленно созданы человеком. Посредником между искусственным миром и природой выступает человеческая деятельность. Ее понимают как производство материальных благ и технологию, как всего социального бытия человека. Во-вторых, культура трактуется как способ развития и саморазвития человека как родового существа. Человек рассматривается как сознательный, самодеятельный творческий.
    ультура — это сущностная характеристика человека. Именно человек целенаправленно изменяет окружающую его среду. Человек его не приспосабливается к ней как животное. В результате этого преобразования формируется искусственный мир, мир артефактов. Существенной его частью помимо материальных предметов являются идеи, ценности и символы.
    Искусственный мир культуры противостоит миру природы. Он не наследуется биологически. Освоение культуры происходит в процессе социокультурной деятельности человека. В результате происходит взаимодействие с другими людьми, формируется опыт.
    Впервые культура становится предметом философского изучения в эпоху Просвещения. Идея культуры выражала определенную степень развития разумного начала. Культура рассматривалась в контексте науки, права. Мораль, искусство и религия находили проявление как объективация разума. Например, Ге рдер понимает культуру как особое развитие
    способностей ума. Кант проводит различие между культурой воспитания как нравственностью, и культурой умения как цивилизованностью. Гегель анализирует культуру в качестве различных форм самопознания разума.
    Искусство, религия, философия - это дух народа, творящий историю. Они создают своеобразные облики культуры. В целом немецкая классическая философия понимала культуру как моральный, эстетический, философский прогресс сознания. Немецкая философия отождествила культуру с формами духовного и политического саморазвития человека и общества.
    Многообразие форм культуры рассматривается немецкими философами с позиции исторической последовательности.
    Мыслители философии жизни отказываются рассматривать культуру как единую линию культурного развития человечества. Формируется новая идея о локальности и об исторической самобытности культур. Культура понимается как оппозиция цивилизации. Например, в трудах немецкого философа О свальда Шпе нглера культура противопоставляется цивилизации.
    Культура - это органическое, творческое духовное начало. ивилизация -
    утилитарное, технологическое, материальное.
    Слайд 99
    Философия культуры
    «Филосо фия культу ры» - это относительно самостоятельная область философии. Она синтезирует концепции о сути и значении культуры как сферы духовной жизни. В истории философского осмысления культуры можно выделить следующие основные модели культуры.
    Натуралистическая модель Вольте ра, Руссо , Го льбаха видела в культуре человеческое продолжение природы. Для натурализма, культура – это одно из звеньев природной эволюции. Благодаря культуре, человек образует высокоразвитое звено в эволюции природы. Культура обосновывает идеалы разумного человека из его естественных потребностей. Французские просветители предложили вместо понятия
    «культура» понятие
    «цивилизация». Они свели культуру к материальным формам ее проявления и
    естественным механизмам человеческого поведения. Немецкие мыслители эпохи Просвещения связывали понятие «культура» с нравственным воспитанием, развитием личности.
    В XIX веке окончательно формируется классическая модель культуры.
    В ней четко разделены объект и субъект познания. Предметом познания выступает надындивидуальная культурная реальность, из которой выводится культура отдельного человека. В основе классической модели культуры лежат принципы гуманизма, рационализма и историзма. Духовное творчество - определяющая сфера развития человека. Но такая позиция не является отрицанием предметных форм человеческой деятельности. Это замещение данных форм духовной предметностью. Культура – результат освобождения человека от жестокой зависимости от природного и божественного миров.
    Человек как субъект культуры является миру как разумное существо, как творец культуры. Так, с точки зрения Канта, культура – это состояние и устремление личности как субъекта своего развития.
    В философии марксизма классическая модель культуры трактуется с материалистической позиции. Согласно марксизму, проблема культуры – это проблема создания материальных условий для целостного и всестороннего развития человека. Культура понимается в тесной связи с трудом, с обществом. Культура – это не только совокупность результатов труда, но и сама деятельность человека.
    Кризис классической модели культуры был связан отождествлением культуры преимущественно с духовными образованиями. Это не давало возможности дать объяснение феноменам культуры. В частности трудно было объяснить материал, полученный с помощью эмпирических исследований форм культуры. В данной модели формы неевропейские формы культуры воспринимались как неполноценные.
    Интерес в этой связи представляет так называемый «диалог культур».
    Эта модель подчеркивает важность взаимопонимания людей различных культур. Она показывает, что необходимо сопоставление культур. Так
    появляются другие модели культуры.
    Неклассическая или модернистская модель рассматривает культуру личности, этноса, социума. Повседневная жизнь человека – это элемент культурной реальности. Культура воспринимается человеком в процессе переживания, а не рационального осмысления. Для данной модели культуры характерны идея абсурдности, пессимизм, приоритет личного над общественным.
    С точки зрения постмодернистской модели культуры мир постоянно противится воздействию на него человека. Природа препятствует попыткам человека творчески преобразовать ее. Мир поддается преобразовательным усилиям человека лишь частично. Его невозможно уместить в какие-либо теоретические схемы. Представления о человеке как субъекте культуры теряют свою актуальность. В философии формируется новый подход к осмыслению культуры – философствование без субъекта.
    Слайд 100
    Основные подходы к исследованию культуры
    Понятие «культура» достаточно сложно выразить через одно какое- либо определение. То или иное определение культуры выступает как интерпретация культуры. Оно зависит от определенного аспекта рассмотрения культуры. Выделяют несколько подходов к осмыслению феномена культуры.
    Аксиологи ческий или ценностный подход понимает культуру как мир ценностей. Культура – результат всего многообразия деятельности человека, совокупность материальных и духовных ценностей.
    Согласно аксиологическому подходу, культура - это реализация идеально-ценностных целей. Это значимый для человека предметный мир. Главные проблемы ценностного подхода – понимание природы ценностей, их происхождение и общезначимость.
    С точки зрения деятельностного подхода, культура – это особенный
    способ
    жизнедеятельности
    человека.
    Это система механизмов,
    выработанных внебиологически.
    Благодаря данным механизмам программируется, стимулируется и реализуется активная деятельность человека в обществе. Культура понимается как способ производства и воспроизводства, регуляции и сохранения человека и общества. Культура – это основа творческой деятельности человека, механизм адаптации и самодетермина ции личности в обществе. Можно сказать, что де ятельностный подход – это технологическая трактовка культуры. Культура выступает как технология человеческой деятельности, что обусловлено самой спецификой этой деятельности.
    Семиоти ческая концепция культура является достаточно близкой к деятельностному подходу понимания культуры. Культура рассматривается как система информационных кодов. Они закрепляют жизненный социальный опыт человека, а также выступают средствами его фиксации.
    Культура через набор сложно организованных и развивающихся семиотических систем транслирует программы деятельности, поведения и общения. Предметы и формы материальной культуры понимаются как средства хранения и передачи определенных знаков. Они регулируют поведение, общение и деятельность человека. Символы, знаки являются наиболее доступными для изучения средствами реализации ценностей и смыслов культуры. Таким образом, культура имеет символически коммуникационную природу.
    Структуралистский подход рассматривает культуру как совокупность культурных образцов, социальных элементов. Данные элементы являются носителями ценностных отношений. Они регулируют деятельность человека, не учитывая личного фактора. Например, к ним относятся: обычаи, символы, тексты, брак, семья и прочее.
    Согласно социологическому подходу культура – это социальный институт. Культура позволяет рассматривать общество как устойчивую целостность. Культура кардинально отличается от природы. Культура дает обществу определенное системное качество.

    Существует ряд концепций, рассматривающий культуру как механизм передачи социального опыта. Культура понимается как источник информации, неотделимый от ее обработки, интерпретации и трансляции. Например, в концепции Хе йзинги рассматривается определяющая роль игры как источника культуры. ентром внимания гуманитарного подхода является совершенствование человека как духовно-нравственного субъекта культуры.
    Культура выступает в качестве проявления человеческой сущности. Она охватывает все стороны жизни человека. Культура понимается как процесс воспроизводства человека во всей универсальности, во всем богатстве его свойств и потребностей. Культура - есть мера человеческого в человеке.
    В каждом из подходов особое внимание обращено на характерную сторону культуры. Данные подходы дополняют друг друга, помогают сложить более полное и глубокое представление о культуре. Но стоит отметить, что потребность в формировании обобщенного понимания культуры сохраняется.
    Слайд 101
    Мораль как форма духовного опыта человечества
    Э тика – это специальный раздел философии, исследующий мораль.
    Мораль, нравственность – это составные частит духовной жизни личности и общества. Мора ль –это исторически сложившаяся система неписаных зако- нов. В морали находят отражение общепринятые нормативы и оценки чело- веческих поступков.
    Любые намерения, стремления, поступки и отношения человека под- лежат нравственной оценке. С позиций морали каждый отвечает за себя. Ни- какое официальное лицо, никакая организация не имеет преимущественного права в вынесении моральных санкций. Таким образом, мораль называют од- ним из измерений духовной жизни человека. Мораль – это способ самосо- вершенствования, самоуправления человека. Мораль – это необходимое сред- ство поддержания и регулирования отношений между людьми в обществе.
    Мораль является нормативной системой, наряду с правом, обычаем, ре-
    лигией. Наиболее полно специфику морали можно выявить при сопоставле- нии ее с правом.
    В праве действие законов распространяется на все общество. Контроль за их исполнением осуществляются юридическими органами государства.
    Нормы морали начинают действовать, когда человек предъявляет их сам себе.
    При этом он самостоятельно контролирует и оценивает их исполнение.
    Правовой авторитет зависит от официального положения человека.
    Моральное влияние человека определяется тем, насколько он сам нравственен.
    Мора льная но рма – это идеальное требование, предполагающее дистанцию между должным и сущим. Следование моральной норме в конкретных условиях личный выбор человека. Правовая норма предполагает реальные возможности и конкретные условия ее выполнения.
    Право использует меры внешнего принуждения, включая физические.
    Мора льные са нкции – это преимущественно внутренние, духовные санкции.
    При всем своем различии, мораль и право способны дополнять и поддерживать друг друга. Требования не убий, не кради, не лги, не прелюбодействуй, - нормативно закрепляются и моралью, и, правом.
    Корни морали находятся в традициях и обычаях. Они закрепили поступки, отвечающие потребностям и интересам исторического прогресса.
    Основы нравственности обращают внимание на обычаи, которые полезны для сохранения и развития человека и общества.
    В историческом развитии нравственность обладает относительной самостоятельностью. На различных исторических этапах наблюдается известная преемственность. Каждое новое поколение, получая в наследство моральные нормы и ценности прошлого, видоизменяет и развивает их.
    В развитии нравственности мы можем наблюдать исторический прогресс. Так, например, рабовладельческая мораль исходила из представления о рабе как о вещи. Она оправдывала обращение с ним как с вещью. В период феодализма имел место прогресс в области нравственности. В это время усложняются
    отношения личности с обществом. Повышается понимание меры ответственности, формируются и наполняются глубоким содержанием понятия долга, чести и достоинства. Мораль феодалов допускала, например, порку крестьян. При этом, рыцарская честь призывала вызвать оскорбителя на дуэль.
    Изучение морали превратилось в особую область знания. Шли теоретические поиски нравственной ориентации человека в его отношениях к обществу, семье, родине. Приходило понимание, что нравственные нормы, которые служат интересам общества, интересам его развитию, являются истинными.
    Слайд 102
    стетическое в философии
    Эсте тика – специальная отрасль философии. Предметом эстетики явля- ется эстетическое. В эстетическое – это особое измерение жизни, которое оп- ределяет значение ценности прекрасного. Любое явление может предстать в свете прекрасного. На основе эстетических критериев можно оценить дейст- вительное или воображаемое, природное или культурное явление. Феномен эстетического распространяется на внешний мир или глубины души.
    Иску сство - это относительно обособленная и специализированная сфера духовной жизни человека. Ведущая роль в искусстве отведена эстети- ческой деятельности.
    Эстетические категории образуют противоположности: прекрасное –
    безобразное, возвышенное – низменное, трагическое – комическое. Большое значение имеют эстетический идеал, эстетический вкус. Они позволяют по- знать наиболее важные черты эстетического. Изящное, грациозное и прочие являются модификациями прекрасного.
    Ключевая категория эстетики - прекрасное. Прекрасное – ценность вы- раженности, явление совершенного. Встреча с совершенством, его воплоще- ние вызывают эстетическую радость. Она является бескорыстным, возвы- шенным чувством.

    Эстетическая антиценность, антипод прекрасного – безобразное. Без- образное представляет собой несовершенство, недостаток блага. Безобразное обнаруживает себя только в свете прекрасного, поэтому оно вторично.
    Для Платона, прекрасное – безусловная, вечная, божественная идея.
    Она существует объективно и является прекрасной сама по себе. Вещи, люди, душевные состояния прекрасны лишь настолько, насколько причастно этой идее. Согласно Аристотелю, прекрасное – это соразмерность, порядок, - это космос и его свойства. Прекрасное – это гармония, созерцаемая человеком в предмете. Например, считает Аристотель, нельзя слишком маленькое или слишком большое назвать прекрасным. В первом неразличимы части, во вто- ром не охватывается целое. По Канту, образец прекрасного – есть символ нравственно доброго. Прекрасное способствует расширению свободы лично- сти, а значит – совершенствованию человека.
    Возвышенное – это вид прекрасного. В нем сочетаются совершенное и величественное, превосходящее человека. По отношению к возвышенному человек испытывает благоговение, упование, смешанное с тревогой. Это чув- ство, схожее с тем, которое вызывает в человеке священное. Например, рели- гиозном сознании идеал возвышенного – божество. В обычной жизни чело- века чувство возвышенного могут вызывать, например, горы, океан, небеса, вселенная. Кант, считал, что красота нравственного долга и есть возвышен- ное. Противоположностью возвышенного является низменное.
    Трагическое – близкий к возвышенному вид прекрасного. Траги ческое
    –красота героизма, мужества, испытания силы духа опасностью. В трагиче- ском выражена горечь потерь на пути к радости совершенствования. Траги- ческое просветляет, утверждая ценность возвышения, даже если оно несет страдания и смерть. Подвиг Христа, например, выражает суть трагического.
    Коми ческое — раскрываемое через смех прекрасное. Комическое вы- ражает удовольствие от разоблачения несовершенного при столкновении с совершенным. Смех в комическом - радостный вздох избавления, освобожде- ния от гнета. Смех в комическом возникает, когда ярко выявляется противо-
    положность отрицательного и положительного. Аристотельсчитал, что смех вызывается контрастом безобразного и прекрасного. С точки зрения Гегеля, источник смеха — контраст неистинного и действительно истинного. Разно- видности комического — юмор, ирония, сарказм, сатира и так далее. Эсте- ти ческий вкус — это способность человека воспринимать и оценивать явле- ния с точки зрения их совершенства. Эта способность позволяет действовать и творить по меркам прекрасного.. Эстетический вкус называют аналогом совести в морали.
    Слайд 103
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   21


    написать администратору сайта