Вкр по педагогике. Теоретические подходы на проблему изучения тревожности в подростковом возрасте
Скачать 139.11 Kb.
|
2.3 Разработка и апробирование коррекционной программы направленной на снижение уровня тревожности у подростков Особенностями арт-терапевтического подхода, использованного нами в психокорекционной работе с тревожными подростками, являются: 1. Безоценочное восприятие всех работ: в арт-терапии нет «правильного» или «неправильного», и это нужно четко объяснить. Детям нужно чувствовать себя в безопасности, знать, что создание образов — это способ передачи своего опыта, мыслей и чувств и что их не будут оценивать. 2. Дети являются своего рода экспертами. Упражнения созданы таким образом, что отправная точка — опыт каждого ребенка. В этом смысле дети — «эксперты» в отношении своих работ. 3. Важен вклад каждого из детей, он важен и уникален. Все работы нужно рассматривать с равным уважением, вне зависимости от профессионализма. 4. Сохранение тайны необходимо, поскольку упражнения, возможно, задействуют личный уровень. Детские тайны нужно охранять. 5. Рассказ о своей работе. Условия для рассказа и обсуждения работы ребенка не должны быть директивными. 6. Нельзя интерпретировать работу ребенка (это может делать только сам автор, по желанию), детей нельзя заставлять раскрывать больше, чем они того желают. 7. Основные правила. При работе с парой, группой или всем классом желательно установить основные правила. Их нужно выполнять с взаимным уважением, ценя вклад каждого, чтобы окружающая среда была безопасной, чтобы все дети хорошо себя чувствовали. [24] Примерный список основных правил: 1. Внимательно слушать друг друга. 2. Не перебивать говорящего. 3. Уважать мнение друг друга. 4. Не обязательно принимать активное участие в занятии, если не хочется. 5. Все должны чувствовать себя комфортно. 6. Все сказанное на занятии должно оставаться конфиденциальным — если иного решения не было принято. [31] Арт-терапевтические занятия проходили в специально оборудованном кабинете, который рассчитан как на самостоятельную работу участников группы, так и на их вербальное взаимодействие на этапе обсуждения продуктов изобразительной деятельности. В кабинете с помощью мебели создается “чистая” зона (стулья образуют круг) для группового обсуждения, “рабочая” зона (пол и стол накрыты пленкой) – для изобразительной работы. Участникам группы представляется возможность выбора, они занимают место в соответствии со своими предпочтениями. Общие работы создаются, как правило, на полу в “рабочей” зоне. Коррекционная программа состояла из 10 занятий с использованием арт-терапевтических техник. Периодичность занятий два раза в неделю. Программа коррекционных занятий в Приложении 3. В программе коррекции использованы упражнения таких авторов как Прутченков А.С., Ромек В.Г. , Битяновa М.Р., Сакович Н.А. [35]. Цель программы –снижение уровня тревожности подростков Задачи программы: 1. Снизить тревожность. 2. Усилить “Я” подростка. 3. Актуализировать чувство страха. 4. Повысить психический тонус ребёнка. 5. Осуществить контроль над объектом страха. 6. Повысить уверенность в себе. Методы и техники, используемые в программе: 1. Релаксация. 2. Подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своём внутреннем мире, освобождение от излишнего и нервного напряжения. 3. Концентрация. 4. Сосредоточение на своих зрительных, звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях. 5. Арт-терапия. 6. Актуализация страхов, повышение уверенности, снижение тревожности 7. Функциональная музыка. 8. Успокаивающая и восстанавливающая музыка способствует уменьшению эмоциональной напряжённости, переключает внимание. 9. Игротерапия, драма-терапия. Используется для снижения напряженности, мышечных зажимов. Тревожности. Повышения уверенности в себе, снижения страхов. 10. Телесная терапия. Способствует снижению мышечных зажимов, напряжения, тревожности. Условия проведения занятий: 1) принятие подростка таким, какой он есть; 2) нельзя не торопить, не замедлять игровой процесс; 3) учитывается принцип поэтапного погружения и выхода из травмирующей ситуации; 4) начало и конец занятий должны быть ритуальными, чтобы сохранить у подростка ощущение целостности и завершённости занятия; 5) игра не комментируется взрослым; 6) в любом задании подростку предлагается возможность импровизации. [33] Все занятия имеют гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Во время занятия дети сидят в кругу. Круг – это, прежде всего, возможность открытого общения. Он создаёт ощущение целостности, завершённости, придаёт гармонию отношениям, облегчает взаимопонимание. В содержании программы занятий выделяются три блока, которые обеспечивают решение поставленных задач. 1 блок – развлекательные (контактные) – 1занятие – включает объединение участников, задания, направленные на создание доброй и безопасной обстановки. 2 блок – коррекционно – направленные + обучающие – 8 занятий – коррекция эмоциональных нарушений (страхов, тревожности, неуверенности в себе), обучение. 3 блок – развлекательные + обучающие + контрольные. Использованы следующие техники арт-терапии: изобразительное искусство, драма-терапия, метод мандалы, техники портретной фотографии. Коротко охарактеризуем техники и возможности их применения в групповой коррекционной работе. В течение последних десятилетий сложилось множество методов арт-терапии, основанных на использовании изобразительного искусства в качестве символического языка, выражающего то, что невозможно выразить словами. Подобные методы способствовали усовершенствованию процесса вербальной психотерапии, которая на протяжении долгого времени являлась единственно возможным подходом. В то же время, фотография как достаточно привычное и мощное (в плане эмоционального воздействия) художественное средство стала использоваться в качестве вспомогательного терапевтического инструмента в арт-терапии. Важно осознавать, что арт-терапия и фототерапия не учитывают эстетическую ценность творчества клиентов; успех арт-терапии и фототерапии заключается в применении изобразительного искусства и фотографии скорее, как средства коммуникации, чем эстетических феноменов. Фотография является привычным и относительно простым видом творчества, в котором у большинства клиентов уже есть успехи. Обычно клиенты показывают свои снимки психотерапевту, уже зная из опыта, что для их создания не требуется специальных художественных навыков. Поскольку почти все фотографируют или хранят личные снимки, то просьба принести свои фотографии или сделать новые в процессе психотерапии часто воспринимается легко и даже с удовольствием, ведь обмен фотографиями и их обсуждение – это нормальная социальная практика. Фототерапия рассматривает фотографию именно как коммуникацию, поэтому ни клиент, ни психотерапевт не обязаны обладать опытом в фотографии, разбираться в камерах и искусстве фотографии, для того, чтобы использовать фототерапевтические техники. Фототерапия и арт-терапия представляются как разные терапевтические системы. В то же время, они неотделимы друг от друга. Они, скорее, различаются «продуктом» и процессом, поскольку используют разные средства выразительности. Оба эти вида психотерапии придают визуальную форму переживаниям, делают видимым невидимое. D. Krauss (Krauss D., 1983) весьма красноречиво сравнивает арт-терапию и фототерапию: «Оба типа терапии используют проекции, символические репрезентации внутренней реальности. В результате социализации использование фотокамеры лишь делает данную проекцию более точной и реалистичной, чем иные изобразительные репрезентации. Однако, оба эти типа терапии – не более, чем символические предположения о реальности. Оба они дают клиентам возможность с помощью изображений творить, переживать опыт и извлекать пользу из изучения символов, что позволяет осознавать себя». Помимо фотографий, которые клиенты делают с помощью своих камер или приносят из личного архива «найденных» изображений, данная методика также работает с копированными, коллажированными, сканированными или цифровыми фотографиями. Психотерапевты не просто изучают факты по снимкам клиента, но выявляют более общие закономерности в повторении тем, личных символов и метафор, а также прочей информации, о которой клиент мог не догадываться. Фотоснимки, которые приносят клиенты (по своей инициативе или по просьбе психотерапевта), могут использоваться для проведения фокусированных дискуссий. Помимо изучения готовых снимков, принесенных клиентом на сеанс, психотерапевт также может разработать для него «домашнее задание», связанное с активным поиском и сбором снимков или фотографированием с определенной целью, например, для того, чтобы затронуть конкретные темы, требующие более глубокого изучения. Задания по поиску или созданию фотографий не должны быть слишком конкретными. Можно найти или снять то, что впечатляет клиента. При этом выбор «чужих» фотографий дает клиенту повышает безопасность проводимого исследования. [39] Драма-терапия - это один из возникших недавно видов арт-терапии, который включает элементы музыки, изобразительного искусства и танца. Драма-терапия использует форму театрального искусства и делает ее доступной для пациентов, чтобы они смогли укреплять свое здоровье и справляться со своими расстройствами и проблемами. Таким образом, ее можно использовать и в целях предупреждения, и в целях лечения. Драма-терапия не является чем-то новым: ее можно увидеть в древних ритуалах исцеления и театральных представлениях многих цивилизаций. Но лет тридцать назад она вновь появилась как современный метод психотерапии, который получил официальное признание. Все компоненты театрального искусства - голос, движение, ролевая импровизация, работа с текстом и само исполнение, наряду с использованием масок, костюмов, освещения и постановки - являются неотъемлемыми составляющими драма-терапии. Почему же в этом контексте театральное искусство приобретает такое значение? Почему его нельзя использовать только для того, чтобы внешним образом выразить проблемы людей? Любой вид искусства являет то, что невозможно донести ни в какой другой форме. С помощью театра мы можем выразить и пережить нечто, что часто называют "таинствами жизни". Древние греки думали, что с помощью театра можно встретиться с богами (слово "театр" происходит от слова theatron, которое связано и со словом theoria - то есть мы лучше понимаем все, увидев это в театральном представлении, - можем испытать такие чувства и эмоции, совершить такие поступки, которые невозможны в обычной жизни. В великих драматических произведениях, мифах и легендах затрагиваются темы, близкие каждому человеку, они выступают как средство изучения жизни отдельного человека или целой семьи. Театр дает возможность отодвинуть переживания - с тем, чтобы поместить их на любое расстояние и рассмотреть с разных точек зрения. Мы слишком близки к своим переживаниям, чтобы рассмотреть их (как говорится, не видим за деревьями леса). Театр, с одной стороны, позволяет нам отойти на некоторое расстояние, а с другой - подойти поближе. Другими словами, мы можем увидеть нечто или получше его рассмотреть именно потому, что его там нет. В случае изобразительного искусства зритель вовлечен преимущественно произведением искусства (картиной или скульптурой) и в меньшей степени, самим художником. В театре зрители вступают в прямые отношения с актерами, которые сами в этот момент находятся в процессе творчества. Процесс творчества происходит не только в физическом, но и в метафорическом пространстве между актером и зрителем - он меняется каждый вечер во время представления. Зрители - это и единая группа, и собрание отдельных людей, которые придают различную динамику ожиданиям, настроению, чувствам и смыслу. Как отдельный актер, так и весь актерский ансамбль реагирует на любые изменения аудитории, и по ходу пьесы между ними устанавливается определенная система общения. Если мы посмотрим спектакль на другой день, то увидим уже другое, неповторимое представление. Это общение становится возможным благодаря специфической структуре театра и условности представления. Через условность театра мы сжимаем пространство или ускоряем время, переживаем, отдельные события внутри сцены и реагируем так, как если бы мы "воспринимали нечто реальное". Мы знаем, что актер, играющий короля Лира, уйдет со сцены, смоет грим и выпьет пива перед уходом домой, готовый завтра вновь играть своего героя. И все же это не мешает нам увлекаться театральным действием, переживать смерть Лира и смерть его дочерей в конце пьесы. Мы знаем, что в обычном смысле это не является правдой, но в хорошем спектакле есть театральная и поэтическая правда, и мы откликаемся на эту правду всей душой. Приблизиться к пониманию драматического искусства мы сможем, вернувшись от момента представления к ранним этапам работы актеров с телом и голосом. Они предшествуют первой читке и работе режиссера, художников и технического персонала. С них начинается творческий процесс в начале репетиций. Вдохновение, созидание, эксперимент, отказ от прежних подходов, дальнейшее усовершенствование, воссоздание образа - все сшивается воедино, распадается на части и взаимно уравновешивается в процессе создания спектакля. Именно эти процессы - ядро театрального искусства, служащее арт-терапии. Это театральное искусство, используемое особым образом, в данный момент и в данном месте, - суть драма-терапии и практики ее применения. Являются ли драма-терапия и психодрама вариацией на одну и ту же тему - или это совершенно разные вещи? Драма-терапия в основном работает с драматической реальностью, часто на материале пьес, легенд и мифов о разных жизненных ситуациях. Напротив, психодрама, вообще говоря, работает со сценарием жизни клиента, реальными событиями, которые происходили в его прошлом, происходят сейчас или могут произойти в будущем. В основе нашего понимания драма-терапии лежит способность человека не только воспринимать, но и создавать то, что в действительности не существует, - через придуманную драму. Это самый главный принцип эффективности драма-терапии. [107] Мандала (Mandala) - в переводе с санскрита «круг» или "центр". Рисунок ее симметричен: обычно он представляет собой круг с выраженным центром. Внутри круга более или менее обозначены основные направления-ориентиры, число которых варьируется. Вместе с тем, в сложной геометрической композиции мандалы можно встретить самые разные элементы: квадрат, овалы, кривые линии, треугольники. Мандалы могут быть как произведениями искусства, так и формами, созданными самой природой. Рисунки в окружностях были обнаружены еще в древних цивилизациях и присутствуют в современном мире. Округлая форма мандал всегда сопровождала человека, например, форма круга — главная черта многих священных центров и доисторических мест поклонения и культа богов. Мандалы находили в жилищах или хижинах, в пещерах и в мегалитических сооружениях, самый известный пример — Стоунхендж. Изображение мандал можно встретить у разных народов в разных культурах: на китайских бронзовых зеркалах, на бубнах сибирских шаманов, в схемах лабиринтов, в архитектурных композициях. Так, например, шанырак юрты кочевника – мандала, клумба в сквере, радующая глаз - мандала, наша планета Земля, какой она видится из космоса – мандала, компас – мандала, снежинка под микроскопом – и радужка человеческого глаза – также мандалы. Мандала издревле имеет духовный смысл символического отражения мира и психической гармонии. Люди интуитивно научились успокаивать свой ум и душу с помощью изображений в круге, используя их как способ снова сблизиться с природой. [36] Еще Карл Густав Юнг был одним из первых европейских учёных, кто очень внимательно изучал мандалы и познакомил с идеей мандалы западных исследователей-психоаналитиков. В своей автобиографии, "Воспоминания, сны, размышления", Юнг рассказывает о том, как в 1916г. он нарисовал свою первую мандалу, а спустя два года уже ежедневно зарисовывал в своем блокноте новые мандалы. Он обнаружил, что каждый рисунок отражает его внутреннюю жизнь на данный момент, и стал использовать эти рисунки, чтобы фиксировать свою "психическую трансформацию". В конце концов, Юнг пришел к выводу, что метод мандалы - это путь к нашему центру, к открытию нашей уникальной индивидуальности. Он считал мандалу чрезвычайно мощным символом, являющегося зримой проекцией психического мира и выражающей Самость человека. [38] Творческая работа с мандалами может помочь человеку укрепить связь между сознательным и бессознательным «Я». Потребность рисовать мандалы, особенно во время трудных периодов, возможно, означает, что бессознательное «Я» хочет быть защитником сознательного «Я». Свидетельством этого могут служить каракули, которые зачастую рисуют дети и взрослые в моменты кризиса, когда «Я» полно бессознательного тревожного содержимого. Так, например, мандалами являются, например, те абстрактные рисунки или каракули, которые мы бессознательно рисуем на листе бумаги, пока мы наедине сами с собой, например, за чашечкой кофе, на собрании или конференции, которая нам неинтересна, или во время разговора по телефону. Эти рисунки, так или иначе, являются попыткой компенсировать нашу умственную рассеянность и упорядочить наше существование в этот момент. Если мы проанализируем вышеупомянутые рисунки, то убедимся, что основой большинства из них являются простые геометрические фигуры (обычно квадрат, окружность или спираль). Благодаря своей уникальной концентрической форме мандала является идеальной моделью для медитации, которая помогает расслабиться и подходит как для тех людей, которые раньше не медитировали, так и для тех, кто страдает от стресса, напряжений и неспособности концентрироваться. Кто рисует время от времени карандашом или красками, или кто помнит, как делал это в детстве, знает, какое удовлетворение приносит творчество. Это происходит в силу того, что во время рисования мы устанавливаем контакт с нашим внутренним «Я», с нашей интуицией и чувствами — будь то позитивные или негативные чувства, — которые могут нахлынуть на нас во время творческого процесса. Таким образом, исчезает напряжения, мы успокаиваемся, улучшается состояние нашего внутреннего мира. Даже люди, которые не рисовали с детства или которые считают, что они не креативны, также могут понять, что у них есть творческая жилка. Одно из главных преимуществ работы с мандалами – это то, что каждый человек раскрывает себя сам с помощью своего Внутреннего Ребёнка, с помощью созерцания, карандашей, красок и определенного количества свободного времени. [32] Мандалы хороши как для детей, так и для взрослых. Так, в психокоррекционной и развивающей работе с детьми и подростками психологические возможности мандал возможно применять: • в целях коррекции эмоционального состояния, нормализации поведения (раскрашивание готовых мандал-раскрасок) • в целях диагностики актуального настроения (раскрашивание белого круга) • в целях изучения групповых взаимоотношений (создание индивидуальных мандал в группе с последующим созданием коллективной композиции) • с целью диагностики и коррекции конкретной проблемы (раскрасить круг символизирующий школу, семью, образ «Я», дружбу, любовь, гнев и пр.) При интерпретации мандалы нужно помнить, что, прежде всего первый шаг, это нарисовать мандалу, не думая о значении цветов, которые мы выбираем, или об эстетике окончательной работы. Мы должны отталкиваться от структуры мандалы, от формы, которую заполняем нашими чувствами, нашим состоянием в данный момент. После завершения рисования можно воспользоваться интерпретацией цвета Люшера, прочитать о значении символов и знаков, но очень важно спросить у автора, как называется его мандала, что он чувствует, когда смотрит на неё, нравится она ему или не нравится, есть ли желание что-либо изменить. Работая с ассоциациями, психолог будет иметь возможность сформировать картину состояния личности, определить конкретную проблему клиента в данный момент. Появляется возможность спланировать дальнейшую психокоррекционную работу. При организации работы с мандалами есть определённые подготовительные шаги. Прежде всего, необходимо спокойное и уединенное место, где присутствие других людей не сможет прервать работу. Это поможет лучше установить связь со своими чувствами, что очень важно. Также оказывается очень эффективным и расслабляющим прослушивание музыки во время рисования, так как это делает нас более восприимчивыми к нашему внутреннему ритму, таким образом, мы вливаемся в процесс заполнения нарисованных форм своим состоянием души, своими желаниями и стремлениями. Но, если мандалы рисуются в группе, это необходимо делать в тишине. Работа в группе создает крепкие связи между всеми ее членами, хотя мы не всегда это осознаем. Мандала всегда должна быть написана, нарисована для самого себя, так как с ее помощью нам хочется наладить что-то в своем внутреннем мире. Однако, если несколько членов семьи или друзей нарисовали свои мандалы, можно объединить их все в один общий рисунок. Однако если мы не заканчиваем работу над мандалой за один день, лучше ее оставить и на следующий день начать заново. Наше настроение и благосостояние ежедневно меняются и то, что раскрывает мандала в понедельник, не обязательно будет верно для вторника. Простой способ начать работу — это нарисовать круг. Он может быть на листе, и может быть вырезанным. Рекомендуется всегда начинать с круга, чтобы потом сконцентрироваться на этой форме или дополнить его, создав сложную игру линий и форм, геометрических фигур. Цвет, который мы наносим на одном участке, должен оставаться таким или измениться, создавая рисунок на всей мандале. Помните, не существует «хороших» или «плохих» мандал! Мандала, полная визуальных эффектов и художественных форм, будет так же хороша и насыщена смыслом, как та, которая содержит лишь, например, треугольник, вписанный в круг. Выбор цвета свободный: как только перед нами мандала в черно-белом цвете, мы выбираем цвет, который нас больше всего привлекает, стараясь не думать во время этого. По мере распределения цвета по рисунку происходит взаимодействие между глазом, рукой и подсознанием. Возможно, в процессе работы возникнет какой-нибудь тон, о котором мы не думали или даже который нам не нравится. Возможно, мы почувствуем раздражение, данный цвет и его значение появятся в мандале тем или иным образом, поэтому мы должны избегать размышлений и позволить цветам возникать самим. Опытный психолог в психокоррекционных целях может сделать наоборот: выбрав определенные цвета, с которыми необходимо работать конкретному ребенку, подростку, взрослому. Например, использовать те цвета, которые не нравятся и проработать конфликтную составляющую или цвета времен года или праздников. С другой стороны, может быть, посмотрев на мандалу в черно-белом варианте, клиент вообще не захочет вообще добавлять цвет. В этом случае можно пофантазировать, воображая цвета, которыми можно было бы разкрасить мандалу, или сосредотачиваясь на ее контурах, сочинить сказочную историю, стихотворение для этой фигуры - эта медитативно-ресурсная работа также даст ощущение спокойствия и стабильности. Мандала завершена, когда, посмотрев на нее, клиент чувствует удовлетворение от созерцания. Существуют правила работы психолога с клиентом при использовании мандалы: 1. Если запланирована работа с мандалами-раскрасками, то предлагается несколько – пусть клиент сам выберет по форме, по орнаменту, то что ближе ему по настроению. 2. Выбор мандалы и сюжет работы клиент осуществляет самостоятельно. 3. Материалы для работы и цветовую гамму (карандаши, фломастеры, краски, пастель, чернила и пр.) клиент выбирает самостоятельно. 4. Процесс работы ограничен только степенью насыщения, пресыщения и удовлетворения работой. 5. Психолог фиксирует состояния напряжения / расслабленности, связанное с процессом работы. 6. Осуществляется принцип невмешательства в работу ребенка, подростка, взрослого без его согласия. 7. Принцип избегания оценочных комментариев по поводу работы. 8. Клиент, при желании, даёт название своей мандале как раскрашенной, так и созданной. 9. После работы важно дать возможность клиенту проговорить о своих чувствах, переживаниях по поводу работы над мандалой и отношения к результату (допускаются корректные наводящие вопросы) Мандалы — это нечто большее, чем просто рисунки, выполненные на бумаге, ткани или песке, это есть способ объединения того, что было разобщено в единое целое. Для клиента мандала — это не столько законченный художественный объект, а сколько способ обобщения и упорядочивания себя, своего внутреннего мира. Творческая работа с мандалой из-за её концентрической структуры привносит нужную энергию во внутренний мир человека для восстановления равновесия и спокойствия, чтобы человек чувствовал себя таким же «круглым» и цельным, как мандала. Это указывает нам, на большую ценность мандал, как на активный арт-терапевтический метод в психокоррекционной работе психолога. [13] Таким образом, в нашей коррекционной программе использованы следующие техники арт-терапии: драма-терапия (на основе народной сказки, актуализация тревоги и совместный поиск путей совладания со страхами), мандала (изображение настроения в виде мандалы), изобразительное искусство (индивидуальные и групповые рисунки), фототерапия. |