Главная страница
Навигация по странице:

  • Лекция 1. Первобытный строй и формы

  • Лекция 2. Разложение первобытного строя и закономерности возникновения государства. Пути формирования государства

  • Теория государства и права как наука лекция Предмет теории государства и права


    Скачать 1.74 Mb.
    НазваниеТеория государства и права как наука лекция Предмет теории государства и права
    Дата27.11.2021
    Размер1.74 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла0ef7674.doc
    ТипЛекция
    #283931
    страница5 из 20
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
    Раздел 2 ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
    Лекция 1. Первобытный строй и формы социальной организации

    в догосударственном обществе
    Происхождение государства и права – одна из сложнейших проблем современной теории государства и права. На протяжении всего существования советской власти в России и в других советских республиках, по сути, доминировала одна концепция происхождения, которая была изложена в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Сегодня, после ухода с мировой политической сцены СССР, а с ним в чистом виде и советской формы государства, ученые-юристы заговорили о самых разных теоретических подходах к проблеме происхождения государства и права – от субстанционального, генезисного и до так называемого факторного. При этом одни напрочь отрицают все старое, не предлагая ничего взамен, другие настолько свыклись с марксистским подходом к рассматриваемой проблеме, что и не собираются от него отказываться. А некоторые ученые просто рассматривают существующие теории происхождения государства и права либо пути их формирования1.

    Очевидно, плодотворным является подход, при котором разумно, с учетом требований времени, грамотно используются все достижения теоретико-правовой мысли, в том числе и марксистской. Только вобрав все лучшее, что сделано в науке до нас, можно четко либо с высокой степенью четкости ответить на вопрос, как, каким образом возникли государство и право.

    На наш взгляд, возникновение государства так же, как и возникновение права, неразрывно связано с появлением неравенства между людьми, группами людей, их слоями, классами и противоречий в обществе.

    Государство отнюдь не существовало извечно. Оно появляется лишь на определенной ступени развития общества, когда с ростом производительности труда возникает острая потребность в урегулировании сложных социальных ситуаций, противоречий, дел, споров, конфликтов между людьми и т.д., образуется частная собственность и общество раскалывается на слои, группы, классы. Это же в полной мере касается и права.

    Иными словами, государство и право возникают из внутреннего развития самого общества. С появлением частной собственности и образованием неравных слоев, групп людей, классов и др. в обществе создаются непримиримые противоречия. Последствием этого и является государство.

    Государство – это и в самом деле есть продукт общества на известной ступени своего развития, признание того, что это общество запуталось в неразрешимых противоречиях с жизнью, в отношениях с людьми раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно в силах лишь с помощью специального аппарата, т.е. государства. И это действительно так.

    Известно, что до образования неравенства между людьми и возникновения государства и права человеческое общество существовало и развивалось в условиях первобытного строя, т.е. в условиях догосударственного общества.

    При первобытном строе основой производственных отношений является общественная собственность на средства производства. Причина того, что в первобытном строе существовала общественная собственность, лежит в крайне низком уровне развития производительных сил, в беспомощности обособленной личности, в ее неспособности бороться за существование собственными силами. Люди вынуждены были сообща добывать средства на жизнь, изготовлять орудия производства. Никто не мог в одиночку идти на охоту, располагая одними орудиями из дерева и камня или даже появившимися позднее луком и стрелами. На зверя шли массой людей и одолевали, убивали зверя совместными усилиями. Жилые постройки, лодки, важнейшие орудия труда также производились массой людей, всем миром. В результате такого коллективного производства присвоение продуктов общего труда становится также коллективным. Общий труд вел к общей собственности на средства производства, равно как на продукты производства. Этот первобытный тип коллективного или совместного производства был, конечно, результатом слабости отдельного человека, а не обобществления средств производства.

    При первобытном строе нет еще понятия частной собственности на средства производства, нет неравенства между людьми, эксплуатации, ущемления прав, свобод человека и т.д. Как же жили люди и какие формы социальной организации были в этом догосударственном обществе?

    Долгое время люди жили в условиях так называемого первобытного стада, объединяясь в небольшие стада-коммуны. Еду они добывали собиранием плодов, кореньев, позднее – примитивной охотой, причем охотились лишь на мелких животных; спали в пещерах и на деревьях; одежды сначала вовсе не имели, позднее стали кутаться в звериные шкуры. Орудиями служили неотделанные камни и палки. Этот период в жизни человечества называли в свое время «младенчеством человеческого рода» – низшей ступенью дикости. В таком состоянии человечество оставалось десятки, а вероятнее всего, сотни тысяч лет.

    Большие изменения в состоянии первобытного общества произошли в связи с тем, что человек научился пользоваться огнем и вследствие этого начал употреблять в пищу рыбу.

    Начинается новый этап в развитии первобытного общества, который ученые называют средней ступенью дикости. Овладение огнем доставило человеку, помимо рыбы, и другие новые продукты питания – крахмалистые корни и клубни, испеченные в горячей золе или в примитивных печах. Овладение огнем, как доказано в ходе исследований, окончательно оторвало человека от животных и животного мира. Совершеннее стали орудия человека, которые теперь подвергаются уже некоторой отделке, хотя они все еще остаются весьма несовершенными. Это грубо выделанные каменные ножи, каменные наконечники для палок, копья, крючки из костей и т.п. С появлением острых орудий заметное место среди промыслов человека приобретают занятия в лесу и на воде. Охотятся теперь не только на мелких, но и некрупных животных (диких быков, носорогов, мамонтов). Рыболовство увеличивает продолжительность пребывания людей на одном месте. Подготавливается переход их к оседлости.

    На средней ступени дикости образуется более обширное и более прочно организованное объединение людей, чем первобытные бродячие группы, появляется род.

    Род – это группа лиц, состоящих в действительном или предполагаемом родстве друг с другом (первоначально со стороны матери) и не допускающих брачных отношений между собой (экзогамия). Род возник из групповой семьи, по всей вероятности, из групповой семьи – пуналуа. Группа родных, двоюродных и более отдаленных сестер, входящих в эту семью с их детьми и их братьями, с материнской стороны составляет именно тот круг лиц, из которого образовался род в его первоначальной форме.

    Этот первоначальный род есть материнский (матриархат) – признанное потомство одной определенной родоначальницы, основательницы рода. Отец стоял вне данного рода, он принадлежал к иному роду, нежели мать. Поэтому отца не считали состоящим в родстве с его детьми. Самый факт существования формы группового брака исключал между отцом и детьми близкие родственные отношения. Группа была связана родством, исчисляемым по женской линии.

    При этом род с самого начала был не только объединением людей, связанных между собой узами родства, но и общественной группой, сложившейся для совместного ведения хозяйства. Род был хозяйственной организацией, в которой все члены были тесно связаны между собой коллективным производством и совместным потреблением. В этой хозяйственной структуре женщина первоначально выдвигалась на первое место. Домашнее замкнутое хозяйство, в котором ведущую роль играла женщина, занимало центральное положение в общем хозяйстве семейной группы до появления скотоводства и примитивного земледелия. Женщина, таким образом, стояла в центре хозяйственной деятельности. В добывании средств существования она также играла большую роль: занималась собиранием плодов и кореньев, примитивным земледелием.

    Все это привело к тому, что первоначальный род был материнским, или матриархальным, и что женщина занимала в обществе главное место.

    Существование матриархата в первобытном обществе подтверждается большим числом пережитков (обычаев, поверий, обрядов), сохраняющихся у различных народов и племен.

    С самого своего возникновения род был тесно связан с каким-либо другим родом, с членами которого у него создались экзогамные брачные отношения. Позднее, в связи с ростом населения и разукрупнением первоначальных родов, а также в связи с оседлостью и растущей производительностью труда, общественная организация ширится и крепнет. Появляется племя. Племя, включавшее первоначально лишь два рода, становится союзом значительно большего числа родов. Род делается «основной ячейкой догосударственного общества, целой общественной системы», состоящей из племен, распадающихся на фратрии и роды и объединяющихся в союзы племен.

    Родовое устройство, возникшее на средней ступени дикости и достигшее своего расцвета на низшей ступени варварства, представляет собой универсальную форму социальной организации догосударственного человеческого общества. Оно широко распространено среди самых различных народов мира, и следы его мы легко обнаруживаем у народов, давно перешедших к государственной организации общества. Рассмотрим его основные особенности.

    Во-первых, род есть чисто личный, а не территориальный союз. В то время как государство проводит разделение своих подданных по территориальному принципу и исходит из территориального размещения граждан, связь членов рода между собой основана на начале кровного родства, не имеющего ничего общего с их территориальным расселением.

    Во-вторых, что гораздо существеннее, это отсутствие особого государственного аппарата для систематической реализации властных функций. Здесь отсутствует публичная власть, обособляющаяся от общества и стоящая как бы над ним. Мы видим господство человеческих обычаев, авторитет, уважение, власть, которой пользовались старейшины рода, но нигде не находим особой группы людей, элиты, класса и др., которые выделяются, чтобы управлять другими.

    При первобытном строе в пору его расцвета – без солдат, жандармов и полицейских, без сборщиков налогов, наместников, префектов и судей, без тюрем – все идет своим установленным порядком. Всякие конфликты, споры и недоразумения между людьми разрешаются коллективом тех, кого они касаются, – родом или племенем, а также отдельными родами между собою. Только как крайнее, редко применяемое средство используется кровная месть; смертная казнь представляет только ее цивилизованную форму со всеми положительными и отрицательными сторонами цивилизации. Хотя общих дел существует гораздо больше, чем ранее, домашнее хозяйство ведется у ряда семейств сообща и мирно, земля является собственностью всего племени (только мелкие огороды предоставлены во временное пользование отдельным хозяйствам), тем не менее у них и следа нет нашего широко разветвленного и сложного государственного аппарата. В большинстве случаев вековой обычай уже все регулирует. Бедных и нуждающихся не может быть – само хозяйство и род знают свои обязанности по отношению к престарелым, больным и изувеченным на войне. Все равны и свободны, не исключая женщин. Для рабов еще нет места; как правило, нет его и для порабощения чужих племен.

    Старейшины рода избираются всем составом рода и являются как бы первыми среди равных. Их власть, не опирающаяся на специальный аппарат управления, носит часто моральный, отеческий характер. Собрание членов рода может при этом в любое время сместить старейшину рода. Дела рода обычно решаются общим собранием членов рода, причем все члены рода могут свободно высказываться на этом собрании. Выборными являются также и все органы племени, т.е. союзы родов.

    В частности, анализ жизни североамериканских индейцев – ирокезов показывает, что у них как сахем, возглавляющий род (старшина для мирного времени), так и все остальные вожди были выборными. Они избирались свободным голосованием всех взрослых мужчин и женщин рода. Род по своему усмотрению мог и смещать сахема и вождей. Ирокезы называли сахема «советником народа», хорошо оттеняя этим особенности этой должности, исключающие всякое единовластие. Все наиболее важные дела рода решались советом рода, т.е. собранием всех взрослых членов рода, как мужчин, так и женщин. Роды объединяются у ирокезов во фратрии и племена. Три-четыре рода составляют фратрию, а две фратрии объединяются в племя.

    Две фратрии у ирокезов составляли племя, т.е. союз нескольких родов, члены которых говорили на одном и том же диалекте. Высшая власть в племени принадлежала племенному совету. Он состоял из всех сахемов и вождей отдельных родов, но заседал публично в окружении всех членов племени, причем каждый член племени мог взять слово и высказать свое мнение. Решение, однако, выносилось только членами совета, причем для принятия решения требовалось единогласие.

    У ирокезов мы находим наряду с племенной организацией образование еще и союза – конфедерации племен. Еще в XV в. пять ирокезских племен заключали друг с другом «вечный союз» на основе полного равенства этих племен между собой и с сохранением независимости каждого племени в его внутренних делах. Делами союза племен ведал союзный совет, состоявший из пятидесяти сахемов. Единоличного главы конфедерация ирокезов не имела. Союз племен имел лишь две постоянных должности военных вождей. Власть военачальника была разделена таким образом между двумя лицами с равными полномочиями, что один мог сдержать и «нейтрализовать» другого.

    Такова социальная организация догосударственного общества у ирокезов. Нет особого аппарата управления и нет власти, обособившейся от остальной массы населения и опирающейся на этот аппарат. Заинтересованные члены рода сами решают все дела рода и все дела племени. Авторитет старейшин и сила вековых обычаев способствуют сохранению мира и устранению конфликтов и столкновений внутри племени и рода.

    У древних греков родовые старейшины, архонты, также избирались и смещались собранием рода. Во главе племени стоял совет старейшин. Наконец, все важнейшие вопросы, касавшиеся племени, разрешались на народном собрании, в котором принимал участие каждый взрослый мужчина.

    Функции военачальников выполнял племенной вождь – базилевс. Ни в какой мере этот вождь не обладал властью, какая свойственна монархам. Поэтому неправильно переводить греческое слово «базилевс» как «царь» или «король», а «базилейя» как «царство». Должность базилевса была выборной, но фактически она закреплялась наследственно в одной семье, так как обычно на эту должность избирался или утверждался советом сын умершего базилевса.

    Аналогичные черты мы встречаем в родовом общественном устройстве древних римлян. Каждое племя имело свой совет старейшин, свое народное собрание и своего выборного вождя – рекса. Рекс был полководцем, а также жрецом, но не имел гражданских функций, которыми пытались его наделить некоторые историки государства и права.

    У восточных славян наряду с племенным вождем, князем, органами племенной организации были племенной совет («старцы градские») и племенная сходка – вече.

    В-третьих, члены рода обязаны помогать друг другу, защищать друг друга от всякой опасности и всякого нападения и совместно мстить за нанесенные кому-либо обиды и совместно отвечать за обиды, причиненные кем-либо чужеродцу. Род ставит каждого своего члена под защиту всех остальных сородичей. Отсюда обычай кровной мести, которая осуществляется совместно членами обиженного рода в отношении членов того рода, к которому принадлежит обидчик.

    Например, убийство члена рода наносило оскорбление и ущерб всему роду, поэтому весь род реагировал на убийство своего члена, поднимался мстить за убитого.

    Первоначально вражда сторон ничем не регулировалась. Впоследствии появляются известные ограничения. Месть становится обязанностью лишь ближайших родственников убитого, круг которых определялся обычаем. Но это не значит, что только ближайшие родственники имеют право мести: и самые отдаленные люди при удобном случае не должны упускать врага из своих рук.

    Обычай определяет также, против кого должна быть направлена месть. В этом вопросе эволюция состоит в том, что кровная месть ограничивается все более узким кругом родственников.

    Первоначально всякое посягательство могло быть отмщено кровью без всякой меры, особенно если лицо было поймано на месте. Вор, прелюбодей, убийца могли быть безнаказанно уничтожены. Позднее устанавливается принцип талиона («равным за равное»), а еще позднее месть заменяется выкупом, сначала при менее значительных посягательствах, а потом даже и в случаях убийства. Устанавливается обычай откупаться от мести взносом в пользу потерпевшего или его ближайших родственников. Взнос этот делается сначала натурой – скотом, зерном и т.д., позднее – деньгами.

    Размер вознаграждения определяется обычаем. На вознаграждения влияет положение убитого или потерпевшего. На стадии разложения родового общества уже формируются особые, неприкосновенные группы людей, образуется некая элита, особый слой. Поэтому убийство или оскорбление представителя этой родовой знати, элиты и др. влечет более высокий выкуп, чем убийство рядового общинника.

    Таким образом, пока не возникло деление общества на особых людей, группы, слои, классы и т.д., не было особого аппарата для систематического применения власти и подчинения людей насилию. Не было особого разряда людей, которые выделяются, чтобы управлять другими и постоянно владеть специальным аппаратом, вооруженными отрядами людей, сборщиков налогов, тюрьмами и т.п.

    Производство было коллективным. Разделение труда имело примитивный характер. Частной собственности не было. В силу этого отсутствовали неравенство и угнетение одной части общества другой, отсутствовали непримиримые противоречия внутри общества и общественное сознание обладало единством, которое исчезло с возникновением разделения людей на богатых и бедных.

    Лекция 2. Разложение первобытного строя и закономерности возникновения государства. Пути формирования государства
    Необходимо отметить, что радикальные, бесповоротные изменения в состоянии первобытного строя происходят с переходом догосударственного общества от низшей к средней ступени варварства.

    Этот переход был связан в восточном полушарии с приручением домашних животных, на Западе и в Америке – с появлением оросительного земледелия. Вместе со скотоводством развивается огородничество – «предвестник земледелия». Трава и зерно добываются сначала для прокормления скота, а позднее зерно служит пищей человеку.

    На средней ступени варварства впервые появляется ткацкий станок и начинается плавка металла. Однако плавят пока лишь олово и медь, железных орудий делать еще не научились. Средняя ступень варварства – это «бронзовый» век в истории первобытного человечества.

    В связи с указанными переменами в производительных силах первобытных людей совершаются следующие изменения в состоянии первобытного строя: труд человека с переходом к скотоводству и земледелию стал давать ему больше продуктов, чем нужно было для поддержания его жизни. Возникла частная собственность и открылась возможность эксплуатации человека человеком – появилось рабство. Начинается разложение первобытного общества, появляется патриархальный род. Совершается ниспровержение «материнского права» и материнского рода. Происходит, как показал анализ, «поражение женского пола, имеющее всемирно-историческое значение». Материнский род сменяется отцовским (патриархальным); появляется так называемая патриархальная семья, промежуточная переходная форма от парной семьи к моногамии.

    Причиной появления патриархальной семьи и патриархального рода стал переход догосударственного общества к скотоводству. Появляется новая имущественная ценность – стада, находящиеся первоначально во владении племени и рода, а затем переходящие из общего владения племени и рода в собственность глав отдельных семей.

    Сосредоточив в своих руках имущественные ценности, мужчина приобретает главенствующее положение в семье как владелец стад, как скотовод и воин. Занятие домашним хозяйством теряет свое прежнее значение, а вместе с тем падает и то значение, которое имела прежде женщина. Семья начинает переживать целую революцию.

    Однако общественная собственность и при патриархальном родовом строе остается основой производства. Земля признается собственностью племени и рода, отдельные участки ее передаются в пользование семей. Характерной особенностью патриархальной семьи являлось то, что это была большая семейная община, находившаяся под главенством мужчины, объединявшая в себе главу семьи и все его нисходящие (иногда три и даже четыре) поколения. Взрослые сыновья и внуки, обзаведясь женами и детьми, продолжали жить совместно со своими отцом и дедом. Происходило сожительство как бы нескольких малых семей одного происхождения под одной кровлей или в одном дворе под главенством отца семейства – патриарха.

    Патриархальная семейная община возглавляется обычно наиболее старым, а иногда наиболее способным ее членом. Все важнейшие вопросы нередко решаются с общего согласия всех членов общины. Хозяйство ведется сообща, а имущество рассматривается как общее достояние всей семьи.

    При низком уровне техники сельского хозяйства обработка земли требует совместного труда нескольких взрослых работников. Этим объясняется образование и сохранение семейной поземельной общины. Так, например, в Древней Руси существовало когда-то «подсечное» земледелие, при котором выкорчевывали и жгли лес, прежде чем начать обработку земли.

    Образование патриархальной семьи и возникновение частной собственности отцов семейств на имущество семьи создало трещину в древнем родовом строе: отдельная семья сделалась силой, и притом грозной силой, противостоящей роду.

    Но с появлением скотоводства происходит первое крупное общественное разделение труда: пастушеские племена выделяются из остальной массы людей. У пастушеских племен появляется не только достаточное количество пищи – молока, молочных продуктов, мяса, но и все возрастающие массы сырья – шкур животных, кожи, шерсти и т.д., и это создает возможность обмена. Первоначально обмен происходит между племенами и родами, а с возникновением индивидуальной собственности глав семей на скот возникает обмен между отдельными лицами.

    Общественное разделение труда и рост его производительности обусловливают возможность накопления и делают возможным возникновение имущественного неравенства и «возвышение» одного человека над другим. Зарождается частная собственность, разлагается родовая общность имуществ, возникает товарное производство, развивается обмен. В результате общественного разделения труда, появления частной собственности и имущественного неравенства возникает разделение общества на особые группы людей, классы и т.д. Рабочая сила приобрела особую ценность ввиду возможности ею манипулировать. Война теперь стала источником добывания потребной рабочей силы: военнопленных обращали в рабов. Таким образом, первое крупное общественное разделение труда повлекло за собой возникновение рабства и, следовательно, разделение общества на разные группы людей, касты и др. Общество разделилось на группы господ и рабов, на касту подневольных и управляющих другими, властвующих. Эти процессы разрушили первобытный строй и обусловили возникновение государства.

    Далее, высшая ступень варварства является уже в полной мере периодом разложения первобытного общества и перехода к цивилизации. В первобытном обществе создаются противоречия, приводящие к образованию государства.

    На высшей ступени варварства начинается добыча и употребление железа, изобретается плавка железной руды, появляются железный меч, железный плуг, железный топор. Благодаря усовершенствованию орудий труда создается возможность обработки земли на крупных участках. Появляются и совершенствуются новые ремесла. Возникает второе крупное общественное разделение труда – ремесло отделяется от земледелия. Возникают города, окруженные каменными стенами, рвами и башнями, города – центры новой племенной жизни.

    Начинают возрастать богатства отдельных семей, развивается производство и растет производительность труда, вследствие чего еще больше повышается ценность рабочей силы.

    Рабство, которое было явлением случайным на средней ступени варварства, теперь становится существенной составной частью общественной системы. Рабы, трудившиеся ранее, главным образом в домашнем хозяйстве, теперь в значительном количестве работают на полях и в мастерских. Развивается обмен. Растет и крепнет производство для обмена – товарное производство. Торговля ведется не только внутри сообщества людей и на границе, но и с заморскими странами. Появляются металлические деньги, которые пока еще не чеканятся, а обмениваются по весу.

    Все это влечет новое разделение общества на особые группы людей, элиты, классы: наряду с делением общества на свободных и рабов среди самих свободных появляется различие между богатыми и бедными.

    Земля перестает быть общинной собственностью и переходит постоянно в частную собственность отдельных семей. Переход от первобытного строя к более цивилизованному обществу сопровождается образованием территориальной, или сельской, общины, состав которой определяется уже не родственными отношениями (действительными или предполагаемыми), а расселением в одном месте, соседством. В сельской общине дом и его придаток – двор становятся частным владением земледельца. Пахотная земля периодически распределяется между членами территориальных общин, причем каждый собственными силами обрабатывает отведенный ему надел и присваивает урожай лично себе; общими остаются леса, пастбища, пустоши.

    Возрастающая плотность населения вызывает образование союзов родственных племен. Во главе союза становится военачальник рода. Родовой строй приобретает характер военной демократии, так как война становится обычным явлением жизни. Войны усиливают власть верховного военачальника и военной аристократии. Власть военачальника постепенно приобретает наследственный характер. Подготавливается переход к наследственной монархии и к образованию наследственного дворянства. Родовое общественное устройство теряет свою почву, и его органы из средств родового самоуправления превращаются в орудия новой безжалостной власти. Родовой строй становится своей противоположностью: из организации племен для свободного регулирования своих собственных дел оно превращается в организацию властного воздействия на людей.

    Цивилизация еще больше усиливает противопоставленность города деревне, укрепляет все ранее возникшие виды разделения труда и, кроме того, создает новое – группу людей, специально занимающихся обменом продуктов, касту купцов, класс, который, не принимая участия в производстве, захватывает в общем и целом руководство производством и экономически подчиняет себе производителей; становится неустранимым посредником между каждыми двумя производителями и часто обирают, эксплуатирует обоих.

    Рост торговли вызывает появление металлических денег, чеканной монеты и создает особую власть, связанную с их обладанием, – власть непроизводящей силы, касты, класса и др. над производителями и их производством. Появляется ростовщичество, кредит и проценты, а вместе с тем создается самое беспощадное отношение к должникам, вплоть до права кредитора продать неисправного должника в рабство.

    Развивается частная собственность на землю; земля становится предметом купли-продажи, залога. Богатство концентрируется в руках немногочисленной группы людей, наряду с этим все возрастает количество бедняков. Число невольников непомерно увеличивается. Новая имущественная знать, элита окончательно оттесняет на задний план старую родовую верхушку.

    Первобытный строй оказывается совершенно бессильным перед лицом этих сдвигов. Торговая деятельность, отчуждение земель и перемена промысла создали подвижность населения. Роды и племена перемешались друг с другом; среди свободных граждан жили невольники, среди местных жителей – чужестранцы, в округе фратрии и племени селились чужаки, члены других фратрий и племен. Новые группы населения, чужеродцы, были бесправны и не могли принимать участия в управлении родовыми организациями. Вместе с тем появились новые потребности и новые интересы, противоречившие древнему догосударственному строю. Все эти изменения в экономике, структуре общества порождали самые острые конфликты. Антагонизм богатых и бедных, конфликты свободных и невольников-рабов, эксцессы и др. влекут за собой разные столкновения в обществе, а порой открытую и непримиримую борьбу между людьми.

    В пределах рода обнаружилось столкновение противоположных интересов, перед лицом которого родовая организация оказалась несостоятельной. Она была рассчитана на общество равных, и когда в обществе создалось резкое разделение на богатых и бедных, невольников и свободных, родовая организация оказалась совершенно непригодной для расколовшегося на группы, элиты, классы и пр. общества.

    Так, в результате указанных процессов из внутреннего развития первобытного общества возникает государство. Экономически господствующие группы людей при помощи государства становятся и политически господствующими группами людей.

    Однако в различных исторических условиях разложение первобытного строя происходит по-разному. Оно может быть ускорено или, напротив, замедлено исторической обстановкой, осложняясь то внешним влиянием, то появлением нового, пришлого населения и т.п.

    Надо отметить, что с подобной трактовкой теоретических подходов к проблеме формирования государства и права согласны многие. Однако в то же время среди теоретиков государства и права до сего времени продолжаются споры по вопросу о том, какие же пути (способы) формирования государства и права предпочтительнее в таких исторических условиях. При этом одни ученые говорят о двух путях, а другие – о трех, а третьи, как мы уже констатировали, просто рассуждают о теориях создания государства и права на фундаменте родового строя1.

    Надо заметить, что те, кто говорит о двух путях (способах) формирования государства и права, мало в чем расходятся. При этом они прежде всего выделяют и характеризуют восточный и западный путь формирования государства.

    В частности, утверждается, что восточный путь отличается тем, что господство власти основывалось на выполнении важной общественной функции. Существенное влияние здесь оказали географические особенности среды обитания, когда условием выживания отдельных людей было выполнение грандиозных общественных работ (например, строительство ирригационных систем). Потребность в сооружении и эксплуатации этих систем, а также необходимость в надежной защите создавали естественную основу самостоятельной государственной власти.

    В рамках общины основным назначением власти становилось управление особыми сферами, фондами, в которых концентрировалась бо́льшая часть избыточного продукта. Это привело к выделению внутри общины особой группы должностных лиц, выполняющих функции администраторов, казначеев, контролеров и т.п. Нередко административные функции совмещались с культовыми, что придавало им особый авторитет. Извлекая из своего положения выгоды и преимущества, эти администраторы оказывались заинтересованными в закреплении за собой этого статуса, стремились сделать свои должности наследственными. В той мере, в какой им это удавалось, «чиновничество» постепенно превращалось в важнейший элемент складывающегося аппарата государства.

    В результате возникла структура, сходная с пирамидой: наверху (вместо вождя) – неограниченный монарх, деспот; ниже (вместо совета старейшин и вождей) – его ближайшие советники, визири; далее – чиновники более низкого ранга и т.д., а в основании пирамиды – общины, постепенно терявшие родовой характер. Основное средство производства – земля – формально находится в собственности общины. Общинники считаются свободными, однако фактически, реально все стало государственной собственностью, включая личность и жизнь всех подданных, которые оказались в безраздельной власти государства, олицетворенного в чиновничьем аппарате во главе с абсолютным монархом.

    Подобные государства получили название «восточных», или «азиатских», хотя впоследствии государства именно такого типа возникали не только в Азии, но и в Восточной Европе, Африке и Америке.

    Восточные государства существенно отличались друг от друга. В одних, например в Китае, рабство носило домашний, семейный характер. В других, таких как Египет, было много рабов, которые наряду с общинниками вносили значительный вклад в экономику. Однако в отличие от европейского античного рабства, основанного на частной собственности, в Египте рабы в подавляющем большинстве были собственностью государства (фараона) или храмов.

    Вместе с тем все восточные государства имели много общего в главном: все они были абсолютными монархиями, деспотиями; обладали мощным чиновничьим аппаратом; в основе их экономики лежала государственная форма собственности на основные средства производства, а частная собственность имела второстепенное значение.

    В отличие от восточного государства ведущим государствообразующим фактором на территории Европы было кастовое, классовое разделение общества. В свою очередь, это обусловливалось тем, что здесь происходило интенсивное формирование частной собственности на землю, скот, рабов.

    В наиболее чистом виде это можно наблюдать на примере Древних Афин, где государство развивалось, частью преобразуя органы общественного строя, частью вытесняя их путем внедрения новых органов, заменяя их постепенно настоящими органами власти. Место «вооруженного народа» занимает вооруженная «публичная власть», уже не совпадающая с обществом, отчужденная от него и готовая выступить против народа.

    Уже на раннем этапе разложения первобытного общества наблюдается экономическое неравенство: у аристократов земельных наделов, рабов, скота, орудий труда больше, чем у рядовых общинников. Наряду с рабством, носившим преимущественно патриархальный характер, появляются наемный труд, батрачество безнадельных общинников. По мере развития частной собственности растет влияние экономически сильной группы, которая стремится ослабить роль народного собрания, базилевса (выступавшего военачальником, верховным жрецом, верховным судьей) и передать власть своим представителям.

    Трения между наследственной аристократией и простым людом, принимавшие порой весьма острые формы, отягощались борьбой за власть другой группы обладателей частной собственности, нажитой морским грабежом и торговлей. В конечном счете наиболее богатые собственники и начали занимать ответственные государственные должности – господство родовой знати было ликвидировано.

    Следовательно, для развития западного государства характерно то, что оно возникает непосредственно и прежде всего из социальных антагонизмов, развивающихся в недрах первобытного общества. Постепенно формируемая частная собственность становится базой, фундаментом для утверждения экономического господства имущих слоев. В свою очередь, это позволило овладеть институтами государственной власти и использовать их для защиты своих интересов.

    Так, в учебнике «Теория государства и права»1 исходя из вышесказанного материала выделяются и рассматриваются не только восточный, западный пути, но и синтезный путь формирования государства.

    При этом восточный и западный пути формирования государства трактуются здесь без каких-либо новаций, как они и представлены выше. В частности, констатируется, что восточный путь возник в государствах Древнего Востока в силу необходимости организации населения для осуществления трудоемких ирригационных работ, которые обеспечивали пропитание всем общинникам. Западный путь появления государства связывается с возникновением имущественного неравенства, с частной собственностью и расколом общества на классы. Он проявился в Древней Греции и Риме. Что касается синтезного пути, то он, по сути, как говорится в учебнике, объединил в себе два предыдущих подхода. Иначе говоря, обосновывается, что синтезный путь формирования государства был присущ тем обществам, где расслоение людей на слои, группы и др. происходило по их положению в системе властно-государственной иерархии, выполнению определенных управленческих функций. Необходимость в объединении значительных масс людей и больших территорий была вызвана угрозой извне. Длительное сохранение общинного строя органов догосударственной демократии было вызвано внешней угрозой, отражение которой возможно лишь при объединении усилий общинников. Военные, организаторские и регулятивно-властные функции в этих условиях закреплялись за военным вождем и его дружиной. Однако в результате войн в руках вождя и его дружины скапливались богатства, обеспечивая им единство власти и собственности. Рабский труд не получил здесь широкого распространения в силу демократизма общинных порядков, а также своей экономической неэффективности. Одновременно формирование имущественного и социального неравенства стало основой создания элементов механизма государства. Разорившиеся общинники попали в кабальную зависимость от богатых людей, которые прибирали к своим рукам землю, орудия труда и др. и становились правящим слоем, классом в обществе. Так формировалось государство у германских племен, Древней Руси, Ирландии и т.д.

    Т.В. Кашанина, в свою очередь, считает, что в истории человечества существовали по крайней мере два пути формирования государства, и она условно называет их «государство – собственность» и «государство – власть». «Государство – собственность» – это результат проживания людей в мягких, благоприятных для земледелия климатических условиях, которые позволяют семье успешно заниматься сельским хозяйством и кормиться. В таких условиях и появляется государство. «Государство – власть» – это результат суровых природно-климатических условий, которые консервируют общину в сфере производства и выводят на первый план аппарат и его властные функции. В первом случае государство возникает в условиях Западной Европы, а во втором – в основном в регионах Азии, Африки, России2.

    На наш взгляд, по сути, здесь имеются в виду те же западный и восточный пути формирования государства, а синтезный путь как бы опускается за ненадобностью. Но больших противоречий в этих суждениях все же нет.

    Однако дело вовсе не в этом, а в том, что и в первом, и во втором случаях предпочтение отдается экономическим факторам, а исторические факторы здесь вроде бы и отсутствуют; а это, на наш взгляд, и ведет к субъективной трактовке того, что накопила наша история и наука по столь важной и актуальной сегодня рассматриваемой проблеме.

    Думается, что здесь все же целесообразно придерживаться исторической концепции, т.е. того, что было на самом деле в прошлом. А в прошлом, если отталкиваться от вышеизложенного материала, имели место все три главных исторических формы (или пути), с помощью которых государство возникло на базе развалившегося первобытного общества.

    Первое – это афинская форма. Афины тогда представляли собой самую чистую, наиболее классическую форму: здесь государство возникло непосредственно и преимущественно из общественных противоречий, развивающихся внутри самого первобытного общества.

    Другая форма формирования государства – та, которую можно было наблюдать в Риме. Здесь победа пришлого бесправного населения, стоявшего вне римских родов плебса, выступившего против римской родовой аристократии, ускорила образование государства и появление права.

    Третья форма – формирование государства в качестве непосредственного результата завоевания чужих территорий, для господства над которыми родовой строй оказывается бессилен. В этом случае завоевание приводит к образованию государства у завоевателей, у которых органы родового строя должны быстро превратиться в государственные органы. Таково было возникновение государства у германских племен, завоевавших Рим. Здесь также государство возникло вследствие внутреннего развития общества – разложения первобытно-общинного строя. Захват римских территорий германскими племенами лишь ускорил этот процесс и послужил толчком для полного обнаружения ранее действовавших в обществе соперничающий сил.

    Родовой строй оказался не пригодным для организации властного господства над побежденным населением Римской империи. Необходимо было создать новые органы управления, новую власть. Этой властью могло быть лишь государство, поэтому органы родового строя должны были превратиться в государственные органы или уступить им свое место. К этому же результату приводило и деление завоеванных земель и последующее превращение отдельных владений в отчуждаемую частную собственность.

    Что касается русского государства, то оно, на наш взгляд, возникло в результате разложения первобытно-общинного строя у восточных славян и образования своей властной и богатой верхушки общества из представителей знати, дружинников, торговцев, захватывавших земли общинников и использовавших их труд. В нашей истории были сделаны попытки изобразить возникновение русского государства как результат завоевания славянских племен вооруженными отрядами иноземцев (норманнов), но такая концепция является беспочвенной либо спорной. Она встретила отпор еще в XVIII в. в трудах великого русского ученого М.В. Ломоносова. И позднее наша наука решительно отклонила идею завоевания и установила, что появление варяжских князей в Новгороде и Киеве могло произойти лишь после того, как уже совершился раскол общества на знать и невольную бедноту и сложилась вследствие этого русская государственность.

    Во всех случаях государство никоим образом не представляет собой силы, извне навязанной обществу. Оно является результатом внутреннего развития общества, которое нередко ускоряется и осложняется его внешним положением. И в этой связи целесообразно выделять два основных признака, характеризовавших государство в его отличии от родовой организации.

    Во-первых, это территориальное деление населения. При родовом строе члены рода или племени совместно проживали на одной и той же территории. С появлением частной собственности и обмена роды и племена перемещались. Поэтому государство в отличие от родовой организации, исходившей из личной кровной связи своих членов, проводит деление своих граждан по месту их жительства.

    Второй признак государства – публичная власть. Она уже не совпадает непосредственно с населением, как это было с властью при первобытно-общинном строе, а как бы возвышается над ним. Эта общественная власть существует в каждом государстве; она состоит не только из полиции, армии, вооруженных людей, но и из тюрем и принудительных учреждений всякого рода, которые не были известны родовому обществу. Образование государства как особого аппарата для систематического применения власти сопровождается вырождением органов родового строя или утратой ими прежнего значения и появлением новых органов власти, опирающихся на чиновников, вооруженную силу, на разного рода иные учреждения, рассчитанные на укрепление власти нового строя. При этом права, предоставляемые гражданам, начинают соизмеряться с их имущественным положением.

    На примере Древней Руси мы видим, как возникновение государства сопровождалось образованием особой публичной власти. Складывается власть князя, опирающаяся на вооруженную силу дружин и другие военные группы. Помощники князя по управлению государством становятся тысяцкие и сотские. Племенной совет старейшин и племенная сходка-вече теряют свое прежнее значение.

    В Египте и Вавилоне образование государства сопровождается созданием неограниченной власти царя, опирающегося на предоставленное в его распоряжение чиновничество и вооруженную силу. В Афинах оно выражается в замене родового совета властным органом старейшин ареопагом, а родоплеменного вождя, базилевса, – архонтами, в разделении всего населения на четыре разряда поимущественному цензу, в появлении армии и полиции. В Риме оно выражается в превращении родоплеменного совета старейшин в орган представительства знати – сенат, а родоплеменного вождя-рекса – в царя, в разделении населения на разряды по имущественному положению граждан, в организации постоянных вооруженных отрядов.

    У франков племенной вождь, конунг, превратился в наследственного монарха, короля франков, народные собрания – в военные смотры, «мартовские поля», а наряду с этим появились государственные органы управления в центре и на местах (мажордомы, маршалы, герцоги, графы и др.).
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


    написать администратору сайта