Теория структура политической науки. Теория политики как субдисциплина, ее объект, предмет, категории, методы. Структура
Скачать 1.12 Mb.
|
22. В чем принципиальные различия между социал-демократией и коммунизмом? Мне не очень нравится этот ответ, но что то более привлекательное и короткое найти не смог, лейте Галине эту воду, а если она скажет дать четкие различия, то спуститесь чуть ниже, я прикрепил туда короткие и ясные сравнительные таблицы. Да хранит вас Господь и благословит вашу душу грешную Разница между социал-демократами и коммунистами, по мнению политолога С. Кара-Мурзы, состоит в том, что первое понятие значит общественный (от слова социум - общество), а второе - общинный (от слова коммуна - община). Коммунизм по своему характеру понятие мессианское, означающее завершение огромного цикла цивилизации, в известном смысле конец «этого» света, «возврат» человечества к коммуне, где преодолено отчуждение, порожденное собственностью. Социализм же - всего лишь экономическая формация, где разумно, с большой долей солидарности устроена совместная жизнь людей. Но не как в семье. «Каждому по труду» - принцип не семьи, а весьма справедливого общества. Можно сказать, что социал-демократов толкает в спину прошлое, а коммунистов притягивает будущее. Время коммунистов - цикличное, мессианское. Время социал-демократов - линейное , рациональное: «цель - ничто». Здесь - мир Ньютона, бесконечный и холодный. В религиозном аспекте социал-демократия уходит корнями в протестантизм, а коммунизм - в раннее христианство (к которому ближе всего Православие). Коммунисты ставят своей целью практическое достижение социальной справедливости. Социал-демократы же в основном выполняют посреднические функции между хозяевами и наемными работниками, помогая последним бороться за лучшие условия продажи своей рабочей силы. Присущие капитализму противоречия между трудом и капиталом — это жизненные условия, в которых существует современная социал-демократия, ее «среда обитания», если так можно сказать. Социализм и для нее — это скорее недостижимая на практике цель. 23. Против чего выступают антиглобалисты? Почему в антиглобалистском движении объединяются ультралевые, националисты, религиозные фундаменталисты и экологисты и др.? Антиглобализм - международное протестное движение, направленное против политики глобализации, осуществляемой транснациональным финансово-экономическими структурами и руководством индустриально развитых западных стран. Антиглобалисты выступают против форсированной глобальной интеграции хозяйственной, политической и культурной жизни, ведущей к усилению неравенства между различными обществами и внутри каждого общества в отдельности. ( «На одной стороне - власть, на другой - население. Мы - за глобализацию в интересах населения всего мира; они - за особую форму глобализации в интересах предпринимателей» ) Антиглобалисты также протестуют против соглашений между государствами о создании зон свободной торговли, например, североамериканской, и крупных международных встреч, таких как форумы Большой восьмерки и двадцатки, экономические конференции и т. д. Участники АГД заявляют, что открытие рынков и оборот капиталов должны сопровождаться свободным передвижением людей без ограничений на любые виды иммиграции. Участники антиглобалистского движения выступают за то, чтобы повернуть процесс глобализации в русло сотрудничества различных народов, в русло диалога культур с уважением особенностей и традиций каждого народа, сохранением суверенитета и территориальной целостности государств, соблюдением принципа невмешательства во внутренние дела государств и сохранением многополярного мироустройства. Против нынешней глобализации выступают одновременно сторонники достижения социальной справедливости, защитники национальной идентичности, религиозные фундаменталисты, наконец, экологисты. Все это сделало антиглобализм на редкость разнородным идеологически и организационно движением. В ряде случаев цели, к которым стремятся представители отдельных течений антиглобализма, существенно отличаются друг от друга. К примеру, представители профсоюзных организаций развитого мира стремятся к созданию торговых барьеров, которые смогли бы защитить их рабочие места. В то же время группы, выступающие за необходимость повышения благосостояния стран третьего мира, призывают к обратному, считая необходимым максимально облегчить развивающимся странам экспорт товаров. В свою очередь стремление ускорить развитие экономики стран третьего мира вступает в некоторое противоречие с позициями входящих в движение «зеленых», считающих, что экономический рост должен быть ограничен настолько, насколько он несет угрозу для окружающей среды. Фактически действительно объединяющими группы антиглобалистов являются положения о том, что экономическое неравенство несправедливо, что свободная торговля приносит пользу только крупным международным корпорациям, позволяя наиболее обеспеченным людям в мире обогатиться в еще большей степени. Таким образом, общим для всех организаций, течений и групп в АГД является то, что все проблемы, против которых они выступают, есть следствие проводимой агентами глобализации политики, которая все чаще приводит к концентрации власти и богатств в руках малого количества людей. 24. В чем сущность политической культуры и какова ее роль в обществе? Какая политическая культура существует в современной России и каковы ее характеристики? Политическая культура — это система политических взгля¬дов, знаний и политических чувств, политических оценок, традиций, обычаев, норм, а также основанных на них установок и стереотипов политической деятельности, моделей политической активности, на основе которых осуществляется политическая деятельность. Политическая культура присуща любой государственно-организованной социальной общности и представляет собой опреде¬ленный способ функционирования некоторых элементов политиче¬ской системы. Следует подчеркнуть, что политическая культура составляет «субъективную» сторону политической системы, ее соци¬ально-психологический момент. В западной политологии можно выделить два основных направления в понимании сущности политической культуры: 1) субъективистское (бихевиористское), ограничивающее политиче¬скую культуру сферой политического сознания и рассматривающее ее как субъективную ориентацию личности на политику (Г. Алмонд, С. Верба, Д. Пауэлл, Л. Пай, К. фон Бейме и др.); 2) объективистское, связывающее содержание политической культу¬ры не только с системой ориентации и убеждений, но и с политиче¬ской деятельностью (Ч. Фостер, Р. Даль, Р. Роуз, Ж. П. Котт и др.). Политическая культура общества представляет собой синтез поли¬тических культур всех социальных групп, классов, наций и других общностей при доминирующей роли культуры господствующей соци¬альной группы. (ПРИМЕР ЕСЛИ СПРОСИТ: Говоря, например, о политической культуре буржуаз¬ного общества, мы подчеркиваем ведущую роль политической куль¬туры буржуазии, но всегда признаем наличие в данной политической системе политической культуры рабочего класса, а также неосновных классов (крестьянства, помещиков) и других социальных групп.) Роль политической культуры состоит в снижении политических рисков — рисков невыгодных, ухудшающих условия деятельности социально-экономических субъектов решений органов власти. Характеристика: Политическая культура формируется десятилетиями и столетиями. Специфика, обусловленная особенностями исторического развития, позволяет говорить об особом генотипе российской политической культуры. 1) На образование государственности большое влияние оказала культура Древней Руси, которая заключалась в неприятии инноваций, угрожающих установившимся порядку и правилам, в нацеленности на воспроизводство локальных миров. 2) Географическое расположение России между Европой и Азией оказало серьезное влияние на российское общество. Страна оказалась на месте пересечения двух социокультурных типов: европейского, в центре внимания которого находится личность, ее свобода, естественные права, и азиатского, ориентирующегося на общество, коллектив, государство. Также была ярко выраженная этатистская ориентация политической культуры (убеждение, что государство должно вмешиваться в жизнь общества и контролировать его экономические и социальные аспекты), склонность к авторитаризму (культ лидера; убеждение, что только от государя, его ума и просвещенности зависит благосостояние страны) Всю политическую историю России можно представить как картину постоянного противоборства либеральных и партриархально-традиционных ценностей: с одной стороны - частная инициатива, жажда самоутверждения индивида в соревновании с равными себе, свобода собственности и трудолюбие, максимальное ограничение роли государства в обществе; с другой - соборность, общинность, коллективизм, при одновременной склонности к авторитаризму, сильному лидеру харизматического типа, сильное государство. В России существуют все типы политической культуры и ее субкультуры: патриархальная, подданническая, активистская. Таким образом, политическая культура современного российского общества находится в состоянии своего становления, испытывая серьезное воздействие со стороны геополитических и исторических факторов и радикальных преобразований, происходящих в нем сегодня. 25.Проанализируйте политическую карьеру и политическую программу одного из лидеров российской или мировой политики (по выбору обучающегося). Опираясь на теории и типологию лидера, ответьте на вопрос: какая концепция лежит в основе формирования выбранного Вами лидера? К какому типу лидера Вы можете его отнести и почему? Дайте обоснованный ответ. Франклин Делано Рузвельт На мой взгляд, Рузвельту больше всего подходит ситуативная концепция Т. Хилтона, Р. Стогдилла, А. Голдиера. По данной концепции, лидер может появиться в результате удачного сочетания ряда моментов: места, времени и обстоятельства. Разные обстоятельства могут требовать совершенно разных лидеров (неслучайно число военных лидеров пропорционально числу военных конфликтов). Рузвельт начал свою карьеру в сложное для страны время – кризис, война. Но именно благодаря этим событиям он проявил себя как успешный политик, который, благодаря своим личным чертам, качествам, которые не были присущи другим политикам его времени, провёл политику, которая во многом помогла США справиться с трудными временами. Теория черт Согласно этой теории, лидером является человек, обладающий рядом черт, качеств, которые выделяют его из толпы: самоуверенность, интеллект, коммуникабельность, кипучая энергия, способность привлекать к себе внимание, организаторский талант, упорство в достижении цели, ораторские способности, чувство юмора и др. Думаю, сложно отрицать, что Рузвельт был умным, проницательным и энергичным человеком и политиком. (трёхкратная победа на выборах, восхищенные комментарии его современников) Что касается типа лидера, то Рузвельт был как лидером-вдохновителем, так и лидером-исполнителем. Исполнителей отличает энергичная деятельность, личный пример, целеустремленность, умение преодолевать барьеры, создавать сплоченный коллектив; вдохновитель предлагает определённую программу действий.Из политической карьеры Рузвельта видно, что что он был довольно энергичный и целеустремлённый политик, даже во время очень сложного для страны времени – например, Великой Депрессии – Рузвельт разработал конкретную программу выхода из кризиса, поэтому его можно ещё назвать лидером-вдохновителем. Ж. Блонделю, – в основе критериев которого отношение к традициям и инновациям, а также объём сферы деятельности, – Франклин Рузвельт относится к лидерам-реформаторам (широкомасштабные изменения в умеренной сфере деятельности) 26. Охарактеризуйте политический имидж одного из лидеров российской или мировой политики (по выбору обучающегося). Рузвельт создавал впечатление бравого командира, стоящего на поле боя после удачного исхода битвы, что не могло не внушить американцам уверенность в победе над страшными врагами их современности. В своих выступлениях перед аудиторией Рузвельт также проводил эту героическую, «командную» линию. Его голос был подчеркнуто пафосный, что достигалось его высокой тональностью и торжественной монотонностью. Свою речь он делил на смысловые отрезки, некоторые слова нарочно растягивал, а некоторые, наоборот, «проглатывал». Речь Рузвельта, как главнокомандующего, отличалась четкостью и уверенностью. Президент не пользовался в своих выступлениях активной жестикуляцией. В большинстве случаев он плотно опирался руками на трибуну, чтобы продемонстрировать свою упорность и решительность. Основные движения, призванные придавать речи выразительность, Рузвельт совершал головой: каждое важное слово он сопровождал энергичным резким кивком, по ходу речи покачивал головой из стороны в сторону. По завершении выступления глава государства часто победно возносил руку вверх, сопровождая его лучезарной улыбкой победителя. Все выступления президента отличались эмоциональностью и страстностью, что производило на публику завораживающий эффект. В своей биографии американский экономист Р. Тагвел (R. Tagvel), долгие годы наблюдавший Рузвельта, пишет: «Оглядываясь на путь Рузвельта, я вижу в качестве наиболее постоянной и поражающей его черты это пламя, которое всегда билось в глубине его личности». Рузвельт жил в эпоху, когда телевидение еще не оформилось как средство массовой информации, однако уже тогда политик и его PR-специалисты поняли важность и преимущества этого канала коммуникации по сравнению с радио, по которому президент производил большинство своих выступлений. Действительно, по радио было труднее продемонстрировать, пожалуй, самую яркую черту Рузвельта - неистребимый оптимизм. Несмотря на парализованную нижнюю часть тела, президент отличался огромным жизнелюбием и энергией. Немецкий писатель Т. Манн так охарактеризовал личность президента: «…трудно охарактеризовать эту смесь хитрости, солнечности, избалованности, кокетства и честной веры, но есть на нем какая-то печать благодати, и я привязался к нему как к прирожденному противнику того, что должно пасть». 27. Какой политический режим существует в современной России? Приведите аргументы, подтверждающие вашу позицию по данному вопросу В соответствие с частью 1 статьи 1 Конституции РФ в Российской Федерации устанавливается демократический политический режим. Аргументы (приведены согласно признакам демократии): Единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ (статья 3 Конституции РФ). Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (статья 10 Конституции РФ). В РФ признается и гарантируется местное самоуправление (статья 12 Конституции РФ). В РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ (статья 17 Конституции РФ). В Российской Федерации гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина (статья 19 Конституции РФ). Думаю что ответ полный и вопрос довольно таки простой 28. Какие государства относят к «Несостоявшимся» государствам? Дайте их характеристику. Несостоявшееся государство (failed state) — государство, которое не в состоянии поддерживать своё существование в качестве жизнеспособной политической и экономической единицы. Согласно определению ООН, несостоявшиеся государства являются политическими субъектами, которые практически не обладают способностью обеспечить своим гражданам базовую безопасность. Названы три основных причины: слабое правительство, которое не имеет законности и монополии на силовые структуры; крайняя политическая и социальная фрагментация; серьезные экономические проблемы. К ним можно добавить отсутствие взаимосвязи между нацией и государством, особенно когда различные национальные или этнические группы стремятся к независимости или считают себя принадлежащими к соседнему государству. К «несостоявшимся государствам» в настоящее время относят Йемен, Сомали, Судан, Афганистан и Демократическую Республику Конго, Центральная Африканская Республика (ЦАР) Хуже всего дела обстоят в Йемене, где с 2009 года с небольшими перерывами идет гражданская война. Современное Сомали – классический пример несостоявшегося государства, где гражданская война правительственных войск с различными исламистскими группировками также длится уже десятилетие. Об этом сообщает Слабые, не контролирующие ситуацию на местах органы государственной власти обрамляют нежизнеспособную политическую и экономическую единицу. На территории Сомали существуют два самопровозглашенных независимых государства, Азания и Сомалиленд (последний имеет некоторое международное признание). В стране нет очевидного и уважаемого всеми народами и племенами лидера В Южном Судане значительная часть территории страны удерживается оппозиционными силами. Правительство в состоянии контролировать только некоторые районы. Между различными общинами идёт гражданская война, и некоторые из них находятся на грани уничтожения. Сотни тысяч беженцев бежали в соседние страны. В самой стране почти не ведётся сельхоз. Производство, они полностью зависят от ВВП. |