Культурология. Теорию культуры
Скачать 0.93 Mb.
|
Ислам- в переводе "покорность". Самая молодая из мировых религий, вторая по числу последователей, возникает в VII веке на Аравийском полуострове как религия монотеизма. Культурно-исторические предпосылки возникновения ислама:
Основатель ислама - реальный человек Мухаммед (Мухаммад, Магомет), родился около 370 г., выходец из племени курайш. Первый этап деятельности - мекканский. На формирование ислама оказали влияние иудаизм, христианство, зороастризм, манихейство и остатки старо-арабских культов. Мухаммед призывал к вере в единого Бога - Аллаха, необходимости соблюдения простых норм морали. Переселившись в Медину, Мухаммед организовал общину последователей, и предпринял военный поход на Мекку. 624 г. - начало мусульманского летоисчисления "хиджра". Ислам признаёт население Аравийского полуострова, а с 630 г. образуется огромное государство Арабский халифат. Главные достоинства ислама: простота и доступность. Основу вероучений и догматики ислама составляет 5 положений, называемых "столпами веры", указывающих важнейшие обязанности мусульманина: -исповедание веры, произнесение "шахады" - вероучительной формулы ("нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед - пророк Его"); -ежедневная пятикратная молитва (намаз); -соблюдение поста (ураза) в месяц рамадан; -добровольный налог, предназначенный в помощь неимущим единоверцам (закят); -паломничество к святыням ислама в Мекку (хадж). Особенности ислама: -отсутствие церкви как социального института; -богослужение может совершать любой член религиозной общины (уммы); -простота культа (исполнение пяти "столпов веры"); -молитве предшествует ритуал омовения; -наличие обряда инициации (суннат) для мальчиков; -следование традициям и беспрекословное подчинение запретам. Священной книгой мусульманской религии является Коран (буквально с арабского - "чтение"), текст которого создал Аллах. Аллах через архангела передавал Коран Мухаммеду в виде откровений. Коран содержит 114 глав (сур), разбитых на рифмизированные стихи (аяты). Самые длинные суры идут в начале книги, самые короткие - в конце. Многие сюжеты Корана - сотворение мира и человека, грехопадение и другие - схожи с библейскими, а действующие лица с новозаветными. Коран и Сунна. Коран является не только главной книгой мусульман, но и замечательным памятником мировой культуры. Коран условно разделен на суры, содержащие откровения Аллаха Мухаммеду в Мекке, и в Медине. Коранические тексты, произнесенные Мухаммедом в Мекке, делят обычно на три части - в соответствии со временем, когда они родились. Сначала это были проповеди краткие, отрывистые и эмоциональные, содержащие, главным образом, отповедь многобожия, живое описание конца света перед Судным днем, мучения неуверовавших в аду. Суры, произнесенные в этом периоде, называют обычно поэтическими. Они сильно ритмизированны. Именно эти части - начало Корана - воспринимаются как речи вдохновенного прорицателя или поэта. Их бессвязность, кажущаяся непонятность - нарочитая, это - особенность стиля, призванная доказать божественность происхождения текста. Суры следующего периода называют "рахманскими". В это время Аллах постоянно и настойчиво называется именем-прозвищем Рахман- Милостивый. Здесь устами Мухаммеда разъясняется могущество Бога, то, как он, создавший этот мир и все сущее, - строг и суров. В то же время он милостив и милосерден к людям. Люди же должны полностью предать себя воле Аллаха, никогда нет забывать о нем, почитать его и помнить о грядущем суде. Третий период мекканских проповедей называют "пророческим": они составили основные повествовательные тексты, в которых главным аргументов для увещевания соотечественников Мухаммеда стала "история". Пророк напоминал людям о древних героях и вероучении: Нухе-Ное, Луте-Лоте, Ибрахиме-Аврааме, Иисуфе-Иосифе, Исе-Иисусе. Все они были пророками и посланниками единого Бога: все они старались наставить людей на путь истинный, все подвергались преследованиям. В конце концов Аллах всегда возвышал своего пророка, а его противников унижал или вовсе уничтожал. Рассказывает Коран и о великих героях и мудрецах: "Двурогом Александре Македонском, Дауде-Давиде. Всеми этими историями о прошлом Коран запугивал мекканцев, чтобы привлечь их на сторону Мухаммеда. Все эти многократно повторяющиеся истории составили комплекс историко-этических повествований, которые мало назвать сказаниями Корана. Со временем они стали одной из важных сторон мусульманской культуры. К кораническим мотивам добавилось множество других, почерпнутых из культурного наследия разных народов, принявших ислам. В мусульманской литературе возникает специальный жанр "Рассказы о пророках". О древних героях писались поэмы, складывались легенды. Коранические сказания не только пронизывают мекканские сурры, но и часто встречаются и в следующем этапе "ниспослания" - мединском. Главной идеей мединских проповедей стала мысль о том, что именно ислам (а не иудаизм и христианство) несет людям истинное единобожие праотца Ибрахима-Авраама. Сказания здесь более пристрастны, медлительны, менее вдохновенны, чем мекканские. Поскольку Мухаммед ничего не писал (подозревают, что он был неграмотен), его сподвижники и современники запоминали произносимый текст Корана, знали его наизусть. Отдельные записи использовались как вспомогательное средство для оживления памяти, однако, со сменой подвижников знанию священного текста грозила гибель. Уже при первом Халифе (Абу-Бакре) были сделаны первые попытки записи Корана, а при 3-ем Османе была составлена окончательная редакция Корана, которую объявили самой полной и достоверной. Остальные записи были уничтожены. В настоящее время во всех течениях ислама принята османская редакция текста Корана. Существуют канонические и неканонические "чтения" этого текста. Это варианты прочтения некоторых мест и отдельных слов, не меняющие существенно смысл Корана. Первая сура "Аль-Фатиха" - "Открывающая", содержащая в себе краткое изложение основных принципов ислама и текст-основу мусульманской молитвы. "Хвала Аллаху, который миров Господин, Милостивый, милосердный он один, Дня страшного суда Властелин, Тебе мы поклоняемся. Помощь дается нам Тобою одним. Веди нас по пути тех, кто тобою водим, По пути тех, на кого простерлась милость твоя, На кого ты не гневаешься, кто не знает Заблуждения кручин". Названия сур условны. Суры делятся на аяты (стихи). Это ритмические единицы текста, как правило, рифмующиеся между собой. В период правления халифов в дополнение к Корану была создана Сунна - священное мусульманское предание, состоящее из массы хадисов, т.е. рассказов о поступках и суждениях пророка Мухаммеда. Сунна в переводе с арабского - "священный обычай". Этимологическое значение слова "сунна" в Коране употребляется в разных смыслах: "путь Бога", "образ действия бога", "его поведение" и т.д. В основе идей Сунны - концепция, согласно которой:
Количество хадисов доходило до 600 тысяч, и они были объеденены в специальные сборники (наиболее достоверными считались те хадисы, авторами которых выступали сподвижники и жены Мухаммеда). В теории ислама появляется специальная наука - "наука о хадисах" с многочисленными школами. Распространение ислама. Уже в первые годы жизни в Медине Мухаммед сталкивается с необходимостью сломить сопротивление враждебной ему Мекки, без чего невозможно рассчитывать на проповедь ислама в других районах Аравии. Мединский период жизни Мухаммеда полон больших и малых сражений с мекканцами. В конце 629 года мусульманское войско окончательно очистило Мекку от идолов, язычникам запретили паломничество к Каабе. После покорения Мекки посланнику Аллаха быстро подчинилась большая часть полуострова. Готовилась крупная военная экспедиция в Сирию. Но в июне 632 года Мухаммед умер. После его смерти стали править избираемые общиной мусульман "заместители" - халифы. Одной из религиозных задач было сохранение текста божественного откровения - Корана. Другой, и в то же время политической - всемерное распространение "истинной веры " в Аравии и за ее пределами. Пути распространения ислама были разнообразными по своим формам и методам. Так, уже при первом "халифе" - приемнике Мухаммеда-Абу Бакре (632-634) начались арабские завоевания, продолженные при халифах Омаре (634- 644) и Османе (644-656), стараниями которых Арабский халифат превратился в огромную империю, охватившую к середине VII века - Южную Испанию, Закавказье, Северный Кавказ, Среднюю Азию, Западную Индию. В некоторых случаях в завоеванных регионах ислам насаждался насильственно (Кавказ, Средняя Азия), в других - мирными средствами, в первую очередь через миссионерскую деятельность служителей мусульманского культа. В связи с задачами распространения ислама в нем появляется концепция "джихада" или "газавата" - войны за веру, "священной войны", которая возводится в ранг божественной миссии. Согласно этой теории весь мир разделен на области ислама - "дар-аль-ислам" и на область войны "дар-аль-харб". (К первой относились страны под властью ислама, ко второй - управляемые "неверными"). Кроме двух этих областей некоторые мусульманские факиры выделяли и "область мира" - "дар-аль-азльх" (правители этих земель признавали себя вассалами мусульманских государств и платили определенную дань). Воины, погибшие на войне за веру, не считались мертвыми, они живы. И никак не считайте тех, которые убиты на пути Аллаха, мертвыми. Нет, живы! Они у своего господа получают удел... (Коран 3,163). В борьбе с "гяурами" правоверные должны забыть о мирских делах, полностью отдаться борьбе за веру, здесь активные воины всегда предпочтительнее пассивно-верующих ": всем Аллах обещал благо, а усердствующим Аллах дал преимущество перед сидящими в великой награде" (Коран 4,97) - все они попадают в рай (эти идеи во многом явились источниками фанатизма, веры в мусульманскую исключительность, а также входит в общую концепцию панисламизма). Военная и политическая экспансия халифов вела к сложным взаимосвязанным процессам сопересечения культур различных народов. При династии Омейядов (661-750) границы халифата простирались от Атлантического Океана до Индии, от Каспийского моря - до Нильских порогов. В состав халифата входили многие народы, находящиеся на различных ступеньках развития, к ним вместе с завоевателями и исламом пришла и арабская культура, возникшая на базе древнейших цивилизаций как Запада, так и Востока. На мусульманском Востоке и Западе к IX веку образовалось несколько десятков центров культуры с мировым значением. Официальным и литературным языком в халифате и завоеванных странах стал арабский язык. Расцвета арабоязычная культура (которая носила несомненно мусульманский характер), достигла в IX -XIII вв. в Средней Азии и Азербайджане. В это время творили - Рудаки, Аль-Фараби, Иби-Сина, Аль-Берути и др. Гегель указывал на выдающиеся успехи арабской культуры. "С такой же быстротой, с какой арабы и их фанатизм распространялись по восточному и западному мирам, они поднялись по ступеням образованности и вскоре преуспели в интеллектуальной культуре гораздо больше, чем западный мир". Постепенно, при династии Аббасидов (750-1258) границы халифата остаются неизменными, а потом начинают распадаться на ряд мелких феодальных государств. Претерпевает изменение и вероучение ислама - теперь в нем больше терпимости к людям писания (ахль-аль-китаб), которые должны платить дань и пользоваться покровительством мусульман. Веротерпимость заменяет постепенно идеи мусульманской исключительности. После падания Османской Империи ислам не утратил своего значения, и по сегодняшний день является одной из крупнейших мировых религий. Арабо-мусульманская культура имеет свои специфические особенности, к числу которых правомерно отнесен шариат. В нем в единую систему связаны законы, регулирующие правовые, моральные и религиозные аспекты общественной и личной жизни мусульман. По шариату устанавливается регламентация действий, пищевые нормы, запрещаются азартные игры на деньги, игра на музыкальных инструментах, вступление в брак с иноверцами. К праздничным дням в исламе относится пятница. В развитии мусульманского искусства особую роль сыграл запрет на изображение Аллаха, человека и животных, поэтому в искусстве преобладают словесные жанры, архитектура, ковроткачество, декоративно-прикладное искусство. Культура исламского мира объединена историко-культурными и художественными традициями, религиозным образом жизни. Начиная со средневековья, арабо-мусульманская культура достигла значительных успехов. В архитектуре это новые типы монументального зодчества: мечети, башни-минареты, мавзолеи и др. Оригинальностью отличались все виды декоративного искусства - от орнаментации зданий до украшения оружия. Активная переводческая деятельность арабов не только познакомила их с античной наукой и философией, но и способствовали их возрождению в Европе. В конце VIII-го века в страны Ближнего Востока пришла техника изготовления бумаги. Во всех мусульманских странах появились многочисленные библиотеки. В X веке сформировался тип средней и высшей (медресе) школы. Влияние исламской культуры на мировую культуру в целом огромно, что проявляется и в реалиях современности. В современном исламе традиционализм сочетается с модернизмом, существует и исламский фундаментализм. ТЕМА 25. Культура Нового времени. В культурологии Новым временем обозначают период формирования культуры индустриального общества, преимущественно по отношению к Европе. Хронологически охватывает XVII, XVIII в. и первую половину XIX века, но по своему значению это эпоха формирования культуры нового типа характеризующей техногенную цивилизацию. Его началом явились научные, промышленно-технологические и социальные революции, изменившие пространство культуры и духовный менталитет, в основе которого теперь лежит антропоцентризм как мировоззренческая парадигма. В русле развития и углубления идей Возрождения и Реформации возникает новая "классическая" естественнонаучная картина мира, в центре которой - человек. В структуре культуры выделяются такие ее специализированные сферы как наука и техника. Реформы во всех сферах социокультурного бытия, демократические преобразования общества, научная революция, утверждение рационализма в мировоззрении образуют единый мощный поток культурных достижений. На основе научных и технических изменений мировоззренческими ориентациями становятся сциентизм и рационализм, в доминировании которых значительную роль сыграли философские концепции Ф.Бэкона, Р.Декарта, Б.Спинозы, французских и немецких деятелей эпохи Просвещения. Характерной чертой культуры становится ее светский характер, т.к. религия все в меньшей степени оказывает воздействие на другие ее сферы. Рост городов и городского населения ведут к формированию урбанистической культуры. Период, предшествующий Великой французской революции (1789 г.), а также европейскую культуру XVIII века называют эпохой Просвещения. Просвещение - идейное и общественное движение в европейских странах, отстаивавшие идеи равенства всех перед законом, гуманизации всех сфер социальной жизни, утверждения прав и свобод личности, необходимости доступности образования. "Ось" просветительских теорий - вера в могущество и всесилие человеческого разума, утверждение рационализма в мировоззренческой парадигме. Общими для "просветителей" являлись цели и идеалы: свобода, благосостояние всех людей, мир, веротерпимость, а также критическое отношение к авторитетам и догмам, вольнодумство. Это течение развивалось представителями разных классов и сословий: аристократии и дворянства, духовенства и "третьего" сословия. Формируется новый субъект культурно-исторических преобразований - интеллигенция, которую представляют выходцы из всех слоев общества. Идеалы Просвещения и деятельность интеллигенции способствовали повышению образовательного и культурного уровня населения, расширению рынка газет, книг, произведений искусства. Так начинаются процессы коммерциализации культуры, ее доступности. "Завершение эпохи Просвещения явилось, с культурной точки зрения, возникновение массовой культуры. Ее следует считать низшим слоем буржуазной культуры" (А.И. Кравченко. Культурология: Учебное пособие для ВУЗов. - М., 2001. - с.318). Разнообразие условий социокультурной жизни XVIII века детерминировало специфику процессов Просвещения в европейских странах. Выделяют английское Просвещение, идеалы которого оформились под влиянием идей Джона Локка и Т. Гоббса. В нем отсутствовало противостояние англиканской церкви и просветительских концепций, в основе лежали процессы коллективной созидательной деятельности. Французское Просвещение испытало сильное воздействие аристократической культуры, и в то же время ему присущи свободомыслие и радикализм, конфликты с католической церковью и государственной властью. Атеистические взгляды, критика религии и церкви характерны для Д.Дидро, П.Гольбаха, Гельвеция, Ж.Ж.Руссо. Немецкое Просвещение развивалось в русле реформы образования, создания начальных школ и профессионального обучения. В рамках деятельности просветителей рождается романтизм как художественное и идейное направление. ( Его представителями были Новалис, Ф.Шиллер, Гете, А.Шлегель). Просвещение в России явилось следствием процессов модернизации культуры и социально-экономических преобразований. Традиционализм допетровской эпохи сменяется ориентацией на западноевропейскую систему ценностей, приоритеты европейской культуры. Художественная культура: архитектура (Санкт-Петербург, Д.Трезини, М.Земцов, Растрелли - барокко, классицизм - Валлен Деламот, Баженов, Старов, В.И.Баженов), скульптура (М.Павлов, Э.Фальконе, Ф.Шубин, Ф.Гордеев, И.Щедрин), живопись (И.Никитин, А.Матвеев, А.Антропов, И.Аргунов, Ф.Рокотов, Д.Левицкий, В.Боровиковский). |