Культурология. Теорию культуры
Скачать 0.93 Mb.
|
Просветительские тенденции в русской культуре привели к трансформации ее ценностно-смысловой наполненности, формированию дворянской культуры. Развивается система образования (в 1721г. открыт первый русский университет), вводится гражданская азбука, в развитии естествознания значительную роль сыграл энциклопедист и гуманист М.В.Ломоносов. Появляется литература светского характера, формируется журналистика. В Беларуси в результате распада Речи Посполитой усиливаются процессы полонизации, окатоличивания населения. Традиции и ценности белорусской культуры (при запрещении белорусского языка) теперь сохраняются народом в фольклоре, обрядах, бытовой культуре. Противоречивость и полифоничность социокультурных изменений Нового времени появились в антитезе, противоположности таких направлений художественной культуры как барокко и классицизм. Барокко (букв. странный, причудливый) - стиль искусства, возникающий в Италии в конце XVI века, характерный для художественной культуры до конца XVIII века. Эстетические принципы барокко:
В барочной архитектуре преобладают городские и парковые ансамбли, особую роль играет фасад и планировка зданий, декоративность оформления. Ведущими представителями барокко были Л.Бернини, Ф.Борролини, В.Растрелли. Живопись (представленная в работах Караваджо, П.Рубенса, А.Ван Дейка и др.) пронизана напряженностью, динамизмом, экзальтацией, элементами мифологического и аллегорического характера. В литературе (П.Кальдерон, Т.Тассо, Симеон Полоцкий, М.В.Ломоносов) преобладает возвышенность, художественная образность, эффектность словосочетаний. На первый план в художественной культуре выдвигаются музыкально-театральные жанры - опера, оратории, кантаты, пассионы (синтез искусств проявляется и в области культовой музыки, в творчестве И.С.Баха). Классицизм как направление художественной культуры отражает контрастность человеческой личности в условиях изменившихся социокультурных реалий. Эстетические принципы классицизма: 1 идеализация древнегреческой культуры и искусства, ориентация на нравственные принципы и идеи гражданственности 2 приоритет воспитательного значения искусства, признание ведущей роли разума в познании прекрасного 3 пропорциональность, строгость, ясность в классицизме сочетаются с законченностью, завершенностью художественных образов, универсализмом и нормативностью. Классицизм проявил себя в архитектуре (К.Леду, Ж.Габриэль, Ф.И.Казаков), в живописи (Н.Пуссен, Ж.Л.Давид, Д.Рейнолдс, Т.Гейнсборо), в музыке и литературе. Фактически в истории культуры классицизм явился последним целостным художественным направлением с единой стилевой ориентацией и канонами эстетического творчества. Социально-политические преобразования в Европе, французская революция и войны начала XIX века изменили лицо культуры, похоронили веру в возможность ненасильственного прогресса, но, в то же время, детерминировали процессы формирования культуры нового типа - культуры индустриального общества и техногенной цивилизации. ТЕМА 26. Культура Возрождения: сущность, особенности, основные этапы. Культура Возрождения и Реформации относится к культуре так называемого переходного периода (от Средневековья к культуре Нового времени). Феномен переходной эпохи как независимой фазы культурного процесса — это общая историческая закономерность, которую переживают многие народы в разные исторические периоды. Это исторический процесс идейного культурного развития, связанный не только с возрождением античности, но прежде всего с коренными изменениями в мировоззрении людей, с поворотом от религиозно-космических воззрений к гуманистическим, с освобождением человека от небесно-земной иерархии и утверждением его самостоятельной и активной силой мира. Причины и предпосылки культурного взлета в Италии XIII—XVI вв. По уровню материальной и духовной культуры в период развитого феодализма достигли наибольшего расцвета те западноевропейские государства, в которых раньше всего создались условия, благоприятные для возникновения капиталистических отношений. Поэтому не случайно родиной нового искусства явилась Италия. Ведь в XIV—XV вв. Италия была одной из наиболее развитых стран Европы. В XI в. итальянские города отстояли свою независимость в борьбе с Германской империей. В Италии уже в XIV в. возникают первые мануфактуры. Здесь раньше, чем в других странах Европы, происходило интенсивное развитие городов и городской культуры. Торговля (важнейшие пути которой проходили в то время через Средиземное море), ростовщичество, а также эксплуатация рабочих и мелких ремесленников привели к образованию во многих итальянских городах значительной прослойки банкиров, купцов, промышленников. В ряде городов-государств эта прослойка даже захватила городскую власть. Именно участие третьего сословия в городской жизни привело к необычайному взлету культуры. Характерно, что и раньше, в период античности (800—200 л. до н. э.), расцвет культуры происходил только в городах-государствах, где значительная часть свободных граждан была политически активна, имела возможность принимать участие в управлении всеми делами своего небольшого государства. Города Италии были сравнительно небольшими, а накал общественных страстей, водоворот политических событий столь сильными, что никто не мог оставаться в стороне и жить пассивной дремлющей жизнью: в этой огненной купели формировались и закалялись инициативные, энергичные характеры. Активность личности была столь велика, что казалось, будто от ее волевого усилия зависит все. Эстетический идеал Ренессанса, образ самого себя создающего, свободного, универсального человека было не столько прямым отражением эпохи, сколько ее великой мечтой, завещанной грядущим векам. Но в искусстве этот идеальный образ свободной универсальной личности обретал живую плоть и кровь и получил блестящее воплощение. Итак, можно выстроить такую зависимость: экономическая свобода представителей третьего сословия — их политическая активность в рамках непосредственной демократии — расцвет культуры. Только в таких социально-экономических и политических условиях искусство становится неотъемлемой частью общественной жизни, и шедевры его вызывают подлинно народное ликование. Когда еще в XIII в. знаменитый флорентийский живописец Чимабуэ окончил свою большую «Мадонну», восторг охватил его сограждан в такой мере, что квартал, где он жил, был прозван «кварталом радости». Вся Флоренция следила с волнением за проектом нового соборного купола или дворца. Где еще и в каком городе, в какую эпоху создание гениального полотна вызовет всеобщее ликование?! В Италии же в период Возрождения появление выдающихся художественных произведений превращалось в общественное событие. О всеобщем преклонении перед прославленными мастерами может свидетельствовать тот факт, что величайшие гении эпохи — Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело — именовались современниками как «божественные». Охватывая собой около трех столетий, ренессан-сный этап в Италии отличался необычайной художественной продуктивностью. Вызывает изумление уже само обилие и разнообразие всего того, что было создано итальянскими мастерами — величественные соборы, великолепные дворцы, произведения скульптуры во всех видах, бесчисленные памятники живописи, фресковые циклы, монументальные алтарные композиции и станковые картины, рисунок, гравюра, печатная графика и, наконец, прикладное искусство. Не было ни одной области художественной жизни, которая не переживала бы бурного подъема. То, что принято называть Возрождением, или, по-итальянски, Ренессансом, было утверждением преемственности великой античной культуры, утверждением идеалов гуманизма. Проводники новой культуры называли себя гуманистами. Истинный гуманизм провозглашает право человека на свободу, счастье, признает благо человека основой социального устройства, утверждает принципы равенства, справедливости, человечности в отношениях между людьми и освобождает их от религиозных пут. Началась новая культурная эпоха — эпоха Возрождения, которая фактически означала конец культуры Средневековья. Периодизация: хронологически итальянское Возрождение делится на четыре периода: 1. Проторенессанс (вторая половина XIII—XIV вв.) — носит переходный характер от культуры Средневековья к культуре Возрождения, когда последняя вызревает в рамках первой. 2. Раннее Возрождение (ранний Ренессанс) (XV в.) — представляет культуру эпохи Возрождения в чистом виде со всеми ее характерными особенностями. 3. Высокое Возрождение (70-е гг. XV в. — 1530) — наивысший расцвет культуры Возрождения. 4. Позднее Возрождение (1530—1590) — спад в развитии культуры Италии, связанный, прежде всего, с потерей независимости, с войнами, прокатившимися по ее территории, и с усилением власти церкви. В определении Возрождения как исторической эпохи выделяются две концепции: 1. Возрождение — результат прихода новой капиталистической эры, становление капитализма, носящего торговый характер (расцвет ремесла и торговли в городах). 2. Дух эпохи Возрождения, характеризующийся страстью к свободе и свободной личности, чужд капитализму. Эпоха Возрождения — своеобразный период перехода от феодализма к капитализму, когда худшее в капитализме еще не сложилось, а в феодализме уже разрушилось. Образование, философия и теория культуры в эпоху Возрождения Возрождение складывается в итальянских городах-республиках в условиях цехового строя при наличии торгово-ростов-щического капитала и при наличии лишь зачатков мануфактурного строя. Ярче всего эпоха Возрождения нашла отражение в фило-софско-эстетическом явлении, называемом гуманизмом. Оно носило ярко выраженный светский характер, противостояло духовному господству церкви, выступало против феодальных привилегий, отстаивая новый, кардинально отличный от средневекового, взгляд на человека и его место в мире. Гуманизм базировался на самом передовом и прогрессивном мировоззрении эпохи, носителем которой выступала городская ремесленная среда. В Италии в силу ее социальных и экономических особенностей светские черты идеологии выражены были всегда сильнее, чем в остальной части Европы. И это также, в первую очередь, связано с городской культурой. Мировоззрение горожан — плод ее побед в антифеодальной борьбе и ее самостоятельного духовного развития. Потребительское отношение к производству, когда еще не прибыль, а человек и его потребности определяют цель последнего, сближает труд с искусством, требует творческого развития мастера и выбора работы по таланту, выдвигает творческую личность на первый план. Активное участие в общественной жизни городов, от которого зависел успех как антифеодальной, так и внутрипартийной борьбы, широкие гражданские права и часть политических формировали самосознание горожан. Идея свободного человека вела за собой широкие демократические слои в борьбе за эти права. Человек, его свободное развитие ставится теперь в центре жизни, к нему устремлено внимание, а не к богу. Человек рожден для деятельности, и проводником ему должен служить разум. Следует отметить, что социально-экономические изменения привели к появлению довольно многочисленного слоя городской интеллигенции. Если в средние века ученые и философы были почти всегда служи- телями церкви, то теперь появилась прослойка образованных и высококвалифицированных специалистов, непосредственно связанных с наукой и искусством и, как правило, не связанных с церковью. Именно появление этого качественно нового социального слоя и привело к появлению новой культуры, получившей название гуманизма. Особенность этой ранней буржуазной культуры заключалась в широком использовании античного культурного наследия. Античная, «языческая» культура оказалась ближе и понятней нарождающейся буржуазии, чем культура и идеология феодального общества. С другой стороны, этот возврат к культурному наследию античности ярко свидетельствует о непреходящей ценности культурных достижений, разработанных в период 800—200 л. до н. э. Не случайно крупнейший философ Карл Ясперс называет этот период осью мировой истории (осевой эпохой). В эту эпоху были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий, и сегодня определяющих жизнь людей. В XV в. эти новые настроения нашли оформление в осознанной философской системе, в трудах ученых-гуманистов. Они представляют самые различные сферы науки и искусства. Гуманисты коллекционировали античные памятники, которых благодаря археологическим раскопкам становилось больше. Лингвисты переводили античные памятники литературы, которым пытались подражать современные поэты и писатели. Открывались гуманистические университеты — батеги — что-то среднее между обычными университетами и частными школами. Создавали их отдельные гуманисты, внося вклад в ликвидацию безграмотности в итальянских городах. В процессе преподавания также большое внимание уделяли античной культуре и гуманизму. На если говорить в целом, то итальянский возрожденческий гуманизм и античный имели различия. Античный гуманизм более коллективного порядка, а в основе ренессансного лежит индивидуализм в лучшем его понимании: уважение, понимание и любовь не только к массе людей, но и к отдельному человеку, мыслящемуся современным. Возрожденческий индивидуализм породил главную черту культуры эпохи Возрождения — антропоцентризм, который проник во все стороны жизни. Он ярко проявлен и в трактатах гуманистов, переосмысливающих проблему человека и его взаимоотношений с окружающий миром по сравнению со средневековыми установками. Вместо традиционного принижения человека он объявляется высшей ценностью. Расширяла рамки представлений об окружавшем мире наука Возрождения. Самые яркие ее достижения — деятельность Н. Коперника и великие географические открытия, осуществленные Колумбом, Васкода Гамой, Магелланом. Для Возрождения характерно появление универсальных личностей, которые успешно проявляют себя во многих отраслях науки и искусства. Самой яркой из них был Леонардо да Винчи, соединивший в себе художника, скульптора, архитектора, музыканта, певца, инженера, математика, химика, физика астронома и т. д. Однако, и «микро-Леонардо» в Италии было немало, чему способствовал высокий и широкий уровень образования в городах в это время. Образование. Огромную роль в изменении культуры общества в эпоху Возрождения сыграли открывающиеся во всех крупных городах университеты — развитие процесса, начавшегося в средние века. Еще в XIII в. были основаны на территории Италии университеты в Падуе (1222) и Неаполе (1224). В XIV в. открываются университеты в Риме (1308), Флоренции (1321) и Милане. В XV—XVI вв. открывается по всей Европе еще более сорока университетов. К концу XVI в. в Италии было около 20 университетов, в Испании около 30, чуть меньше в Германии и Франции. В подавляющем большинстве это были светские учебные заведения, открытые государством, и независимые от церкви, хотя церковь и стремилась распространить на них свое влияние, а в конце XV в. открыла католические университеты. Процесс обучения состоял из лекций и диспутов на латинском языке и длился пять-шестьлет. Студены и преподаватели университетов составляли новую и достаточно представительную социокультурную прослойку в городах. Например, в Карловом университете (Прага) в XV в. было около 30 тыс. студентов и 100 докторов наук. Новая эпоха вызвала к жизни новые представления о сущности общества, о природе человека. Один из главных моментов нового взгляда на общество — понимание общества как суммы независимых друг от друга индивидов. Одним из первых политических идеологов эпохи Возрождения стал флорентиец Николо Макиавелли (1469— 1527). В своих произведениях (в первую очередь «Государь») Макиавелли доказывал, что побудительные мотивы деятельности людей — это эгоизм, материальный интерес. Люди, писал он, скорее забудут смерть отца, чем лишение имущества. Поскольку благополучие и могущество государства составляют, по учению Макиавелли, высший закон политики, то для достижения этой цели пригодны всякие, в том числе и самые аморальные, средства — подкупы, убийства, отравления, вероломство. Государь, вставший на путь создания сильного централизованного государства, должен сочетать в себе качества льва и лисицы. Политика, которую рекомендует ему Макиавелли, — политика кнута и пряника. Основы ее и получили наименование макиавеллизма — беззастенчивого и неразбирающегося в средствах достижения политических, целей. Макиавелли не изобрел этих принципов, а лишь возвел в идеал некоторые мрачные черты современной ему итальянской политической жизни и вместе с тем предвосхитил многие типичные черты политической жизни последующих времен. Наибольшее распространение эти принципы получили в первой половине XX в. Не случайно «Государь» был настольной книгой И. В. Сталина. Народные массы стран Европы — крестьянство, ремесленники, — жестоко страдавшие от эксплуатации, тоже выдвинули своих идеологов. Одним из них был Томас Мюнцер (ок.1490—1526) — крупнейший деятель народной реформации в период Великой крестьянской войны в Германии. Решительно отмежевываясь от бюргерской реформации, идеологом которой был Мартин Лютер, Мюнцер сформулировал радикальную политическую программу. Она содержала требования отмены частной собственности, обобществления имущества, ликвидации сословных различий и самой государственной власти, введения всеобщего равенства. Сопротивление господствующих классов должно быть подавлено вооруженной силой народа. Как и идеи Макиавелли, наиболее полную реализацию идеи Мюнцера получили в XX в. и привели к созданию тоталитарной коммунистической системы. |