Культурология. Теорию культуры
Скачать 0.93 Mb.
|
Количество хадисов доходило до 600 тысяч, и они были объеденены в специальные сборники (наиболее достоверными считались те хадисы, авторами которых выступали сподвижники и жены Мухаммеда). В теории ислама появляется специальная наука - "наука о хадисах" с многочисленными школами. ТЕМА 38. Структура культуры и ее основные элементы. Культура как открытая метасистема, созданная людьми сфера жизнедеятельности, имеет определённую структуру. О.Шпеглер ввел понятие "морфология культуры" (от греческого "morphe" - форма + "logos" - учение). Цель морфологии культуры - изучение структурных компонентов культуры и законов их взаимодействия. В культурологии неоднородность и многообразие явлений социокультурной реальности позволяет говорить о различных вариантах классификации структурных компонентов культуры. Для выявления параллелей и взаимодействия между культурными феноменами используются методы систематизации и классификации. В зависимости от методологии исследования выделяют следующие подходы к структурированию культуры: синхронно-структурный, культурно-исторический и по методу идеальных типов. Синхронно-структурные классификации культуры основаны на единства культурно-исторического процесса как смены определённых этапов (теории К.Ясперса, И.Гердера, Н.Бердяева и др.). Структура культуры представляет как выделение определённых системных элементов в процессе исторической динамики. Первоначальный синкретизм культуры сменяется её дифференциацией. Сферы культуры: нравственность, искусство, религия, право, политика, экономика, философия, образование. Они взаимосвязаны между собой в единую социокультурную систему. Аксиологический подход к структурированию культуры основан на выделении системы ценностных ориентиров. 1) "Ядро культуры" стабильная не противоречивая целостность основных ценностных ориентиров (консервативный элемент). 2)"периферийные", внешние слои культуры (инновационный элемент). В социокультурном пространстве наличествует определённая иерархия ценностей, система которых определяет основные мотивации человеческого поведения. Ценностно-ориентированные установки взаимосвязаны с культурными нормами. Культурная норма - общепринятый стереотип поведения и общения, отвечающим ожиданиям общества. Социокультурные нормы формируют варианты поведения, понятные окружающим, это средство осознанного сотрудничества и общения. Типология культурных норм выделяют: 1. По степени распространенности: а) универсальные - относятся ко всем субъектам данной культуры; б) частные - относятся к определенной сфере деятельности, различные по социокультурному значению. 2. По степени обязательности: а) запрещающие б) побуждающие. 3.По сферам действия: а) моральные нормы б) религиозные в) политические г) правовые Наиболее значимыми в системе культуры предстают такие регулятивные нормативы как мораль и право. Нормы нравственности - внутреннее основание культуры, её координаты. Культурные нормы неразрывно связаны с ценностями. Изменение ценностных ориентаций и приоритетов влечёт за собой изменение мотивов поведения и социокультуных нормативов. Идеал - абстрактный образ возможных культурных норм. Средства передачи социокультурного опыта: традиции, обычаи, обряды, ритуалы. Традиция - (от латинского traditio - передача, повествование) - трансляционная "лента" культуры, исторически сложившиеся алгоритмы жизнедеятельности, передаваемые из поколения в поколение. Способ передачи социокультурного наследования через обряды, обычаи, нормы поведения и т.д. Обычаи - принятый нерефлексированный способ совершения определенных действий. Обряд - внешняя форма реализации обычая, фиксирующий определённый порядок и последовательность действий. Культуры, в которых традиция является основным способом трансляции социокультурной информации, называют традиционными. Если традиция консервативный элемент культуры, передающей ей стабильность и преемственность, то новации - это творческий, динамический элемент культурной динамики. Культурные традиции, осуществляя связь времени и преемственность поколений, передают социокультурную информацию в символической форме. То есть, культура выполняет сигнификативную функцию, обозначение и оценка культурных явлений, определение их роли и значения в контексте человеческой жизни. По определению Э.Кассирера, культура предстает как " символическая Вселенная". Социокультурный опыт кодируется, зашифровывается в определённых символах, знаках и знаковых системах. Культурная информация вырабатывается, упорядочивается и передается не только через традицию, но и через язык. Язык - способ обозначения, создания, переработки и трансляции культурной информации. В языке отдельные феномены наделяются определенными значениями и организуются в определённую систему кодирования. Виды языков: 1) вербальные (письменность, национальные языки и т.д.) и невербальные (танец, пластика и т.д.) 2) естественные (русский, английский и др.) и искусственные (языки программирования, эсперанто и т.д.) Язык - показатель уровня культурного развития, множественность языков культуры отражает полисистемный характер самой культуры. В языке осуществляется единство символических и знаковых форм. Символ - неразвёрнутый знак, в нём заключены возможности развёртывания первоначального культурного смысла. В историко-культурном развитии присутствуют знаки - индексы, знаки-символы, иконические знаки. В этом смысле символы играют значительную роль в науке и искусстве. Символы и знаки, кодируя культурную информацию, организованы в знаковые системы - культурный текст. Формы существования культурного текста многообразны - от сакральных текстов как закодированных символических метафизических значений до конкретных культурно-логических исследований - отчетов. В информационного общества появляются "гипертекст" (например, ИНТЕРНЕТ). Сопоставление, понимание и истолкование текстов - герменевтическая проблема в культурологии. Информационно-коммуникативная функция культуры - способность порождать, перерабатывать и транслировать социокультурный опыт. Формы трансляции опыта: рефлексивные (язык) и нерефлексивные (традиция). Важнейший носитель коммуникативной информации - язык. Культурные коммуникации осуществляются в пространстве культуры между различными культурами (межкультурные) и субъектами одной культуры (внутрикультурные). Аксиологическая функция культуры отражает способность культуры формировать и распространять ценности. Формами закрепления и передачи ценностей выступают культурные нормы, каналы трансляции социокультурного опыта, способы социокультурной коммуникации. Ценностный аспект культуры придаёт смысл человеческой жизнедеятельности. Креативная функция выражает творческий, активный, открытый характер культуры. В этом ракурсе культура предстает как общий объём творчества человечества и как источник креативных возможностей личности. Социализаторская функция культуры выражает способность культуры к формированию личности, способы и средства формирования человека как творца, носителя и потребителя социокультурных ценностей. Эта функция реализуется через деятельность социокультурных институтов (семья, школа, церковь и т.д.), приобщая индивида к нормам и ценностям общества, согласовывая личностные ценностные мотивации с целями и ориентациями социума. Релаксационная или гедонистическая функция - культура вырабатывает и передаёт определённые формы и способы получения удовольствия, достижения гармонического сочетания потребностей и способов их удовлетворения. Функции культуры в целом выражают различные аспекты человеческого существования в пространстве культуры, её способность к самосовершенствованию и саморазвитию. ТЕМА 40. Культура Древней Греции. Достижения древнегреческой цивилизации легли в основу европейской культуры. Рубеж 3-2 тыс. до н.э. является важнейшим этапом ее истории, именно тогда в южной части Балканского полуострова и на прилежащих островах возникают первые очаги государственности, этот процесс был прерван нашествием племён с севера. Около 22-го века до н.э. появляются греческие племена, называвшие себя ахейцами или данаями, но завоеватели не смогли покорить остров Крит, который на протяжении веков был зоной наиболее быстрого социально-экономического, политического и культурного процесса. (Система письма А, присущего критянам, не дешифрована до сих пор. Линейное письмо Б, приспособленное к языку ахейцев, дешифровано только в 1953 году английскими учёными М.Вектрисом и Дж.Чедвиком.) Цивилизацию эпохи бронзы, возникшую на Крите, обычно называют минойской. При раскопках дворца в Кноссе, резиденции царя Миноса, где, по преданиям, родился Минотавр, археолог А.Эванс предложил данное название, ставшее традиционным. Эпоха дворцовой цивилизации охватывает 6 веков: от 2 000г. до 1400 г. до н.э. Критское государство эпохи расцвета было теократией - в одном лице сочетались функции царя и верховного жреца. В конце 15 века до н.э. на Крит обрушилась катастрофа, нанёсшая смертельный удар минойской цивилизации, на ее территорию вторглись ахейцы. В цивилизации Крита господствовала так называемая "дворцовая культура" - дворец был центром общественно-политической, религиозной и экономической жизни. При строительстве главным считались удобства и коммуникации, есть даже системы водоснабжения и вентиляции. На стенах - великолепные фрески, появляется техника живописи в духе реализма, характерного и для керамики того времени. (Фрески и керамика интересны и как источник информации о жизни и культуре островитян.) Женщины играли в жизни Крита важную роль, о чём говорят не только фрески, но и то, что в пантеоне критян на первом плане женские божества, в которых некоторые учёные видят прототипы греческих богинь. Около 1700 г. до н.э. формируется культура микенская, которая первоначально находится под влиянием критской (в некоторых источниках их называют крито-микенской культурой), но сохраняет ахейские черты. Женственности, изящности минойской культуры микенцы противопоставляли суровость и мужественность. Это нашло отражение как в монументальной архитектуре, так и в тематике стенных росписей материковой Греции (сцены войны, охоты). Появляются укреплённые дворцы, монументальные гробницы - наиболее пышная "гробница Агамемнона". В микенском пантеоне богов уже встречаются Зевс, Гера, Посейдон, Афина и Артемида (существовал культ Диониса, имя которого встречается как имя человека, а не бога). Существовали торговые и экономические связи с Египтом и другими культурами. Каждый дворец в эту эпоху - центр самостоятельного государства, но они объединялись в политических и военных целях (так было во время похода на Трою). Ахейская цивилизация погибает в результате нашествия дорийцев (13-12 вв. до н.э). 11-9 вв. учёные называют тёмными веками (главные источники изучения - археологические материалы и поэмы Гомера). Переходу к новому этапу развития способствовало использование дорийцами железных орудий. В 9 веке до н.э. через финикийцев греки приняли семитский алфавит, усовершенствовали его и создали свой собственный. Не менее важным фактором культурного развития Греции были игры, проводившиеся в разных частях страны (первоначально носили аристократический характер). Древнейшие и самые важные - с 776 г. до н.э. в честь Зевса Олимпийского (позднее Пифийские в Дельфах и Истмийские в честь Посейдона). Эпоха дорийцев или "Гомеровская Греция" породила полис - город-государство как особую форму общины. Период 8-6 вв. до н.э. - архаическая Греция, наиболее интенсивное развитие античного общества: возникает классическая рабство, система денежного отношения и рынка; утверждается полис как форма политической организации общества, концепция суверенитета народа и демократическая форма правления. Тогда же были разработаны главные этические нормы и принципы морали, эстетические идеалы, оказавшее воздействие на весь античный мир (вплоть до христианства). В этот период зародились основные феномены античной культуры: философия и наука; главные жанры литературы, театр, ордерная архитектура и спорт. Становление греческой аристократии обычно относят к 8 веку до н.э. - это ограниченная группа людей, которой свойственны особые, обязательные для входящих в неё образ жизни и система ценностей (ведущая роль в политике и правосудии, войнах и т.д.). Расслоение общества и обогащение части населения привело к "великой греческой колонизации" - на берегах Средиземного моря возникают колонии, способствовавшие распространению культурных достижений. Греки начинают осознавать себя единым народом, возникает этническое самосознание. В основе этики лежит соединение рождающегося чувства коллективизма и агонистического, состязательного начала. Формированию новой полисной (коллективистской) морали способствовала военная организация полиса (строй фаланги).В системе ценностей высшей доблестью полагалась защита полиса, лучшая служба его интересам. Определённую трансформацию переживала и религия - формируется общегреческий пантеон богов. Свидетельство тому - поэма Гесиода "Теогония". Из-за политической раздробленности единой религии не сложилось, нет жреческого сословия как касты, в полисах сложились очень близкие, но не идентичные религиозные представления. Для греческого сознания характерен не только политеизм, но и анимизм - одушевление природы. Архаическая эпоха - время становления архитектуры. Примат общественной, в первую очередь сакральной, храмовой архитектуры - характерная черта искусства того времени. Среди сооружений первенствовали храмы богов - покровителей полиса. Характерная особенность зодчества - применение ордеров, то есть особой системы построения зданий. Ордерное здание имеет ступенчатое основание, на которое ставили ряд несущих вертикальных опор - колонн. Первоначально храмы строились на акрополях - древних центрах поселений (позднее - на агоре, главной площади города). Предположительно в 7 веке до н.э. сложились 2 художественных направления в архитектуре: дорический и ионический ордера. Для дорического характерно стремление к монументальности, серьёзности, совершенству пропорций (боковая стена должна иметь двойное число колонн по сравнению с фасадом плюс одну), примером чего служит храм Зевса в Олимпии. Ионийский стиль воплощал стремление к лёгкости, изяществу, прихотливости линий, позднее отражает стремление к большей декоративности и пышности под влиянием Востока. Колонна здесь - элемент не только конструктивный, тектонический, но и декоративный. Передний зал уходит глубже и поделен на нефы тремя рядами колонн. Капитель лёгкая, с завитками, волютами, орнаментом. Различны и формы колонн - дорическая вырастает как дерево из земли, из площадки, основания. Ионическая имеет сложный цоколь. Углубление на ионической колонне глубже и тоньше, богаче, чем на дорической. Древняя Греция была мраморной, но здания имели богатую роспись. Храм как институт способствовал развитию различных видов искусства (дары богам включали и произведения искусства). В архаическую эпоху возникает монументальная скульптура, каменная и бронзовая. Складываются школы (в Аргосе, Коринфе, на острове Наксосе и Паросе, а также милетская школа). В 7-6 вв. до н.э. господствует два типа фигур: обнажённая мужская фигура и задрапированная женская. (Статуя изображает прекрасного и доблестного гражданина, победителя в спортивных состязаниях.) По этому типу изготавливались надгробные статуи и изображения божеств. Греческая монументальная живопись известна намного хуже чем вазопись, в которой в 7-8 вв. преобладали коринфские и радосские вазы с цветными росписями ("ковровый стиль"). В 6 веке до н.э. господствует чернофигурный стиль - закрашенные чёрным лаком фигуры резко выделялись на красноватом фоне глины. Архаика - период перехода от религиозно-мифологических представлений о мире к философскому его пониманию (качественный скачок в интеллектуальном развитии человечества). В начале архаической эпохи господствующим жанром литературы был эпос, унаследованный от предшествующих эпох. Позже главенствуют лирические жанры, отражающие переживания человека. Поэзия Тиртея воодушевляла спартанцев во время битв, жизнь, полную невзгод и страданий прожил Архилох, нигде не нашедший счастья. "Сапфо фиалкокудрая, чистая, с улыбкой нежной" - обращается Алкмей к своей современнице. В центре её творчества - любящая и страдающая женщина, возлюбленная или мать. Поэзией красоты, любви и веселья называл своё творчество Анакреот. К концу эпохи архаики возникает театральное искусство, корни которого лежат в народных обрядах земледельческих культов, рождается художественная проза. На смену архаике приходит классический период - 6-5 вв. до н.э. до 338 г. до н.э. Это время наивысшего подъема и полного расцвета культуры и искусства. В полисах того времени совпадают социальная и политическая структура, он обладает верховным правом на землю, имеет свои органы управления (окончательное слово за народным собранием), военная организация (ополчение граждан) дополняется демократией (в Афинах), расцвет которых связан с деятельностью Перикла. Новые классические тенденции хорошо просматриваются в градостроительстве (регулярная система планировки). Основным типом общественных зданий является храм. В 5 веке до н.э. в Олимпии строится храм Зевса со статуей Фидия (одно из "чудес света", не сохранившееся и известное внаши дни только по описаниям). Афинский Акрополь - вершина древнегреческой архитектуры включал ряд сооружений: парадные ворота (Пропилеи), храм Ники Аптерос, Эрехтейон и Парфенон. Строительством последнего руководили Перикл и Фидий. Храм имел богатое скульптурное оформление - 92 метопы и ионический рельефный фриз. Фидий, помимо статуи Афины-Девы (Парфенос), создал Афину-Промахос (победительница). |