Культурология. Теорию культуры
Скачать 0.93 Mb.
|
Фетишизм - от португальского fetico - амулет, волшебство. Религиозное почитание неодушевлённых материальных предметов, которым приписываются сверхъестественные свойства, вера в способность этих предметов воздействовать на нашу жизнь. Представления о фетише и отношение к нему менялись по мере развития первобытного общества и родовой общины. Первоначально предмет почитался сам по себе, позже в фетише разделяют материальный носитель и "обитающий" в нём дух. Историки религии под фетишизмом понимают почитание единичных (и при этом неодушевлённых) предметов. Одни его считают более ранней, чем тотемизм формой религии, другие - более поздней. Но большинство полагает при этом, что фетишизм - наиболее общий и постоянный элемент всякой религии (всякого верования). Своеобразной формой фетишизма является вера в амулеты - личные фетиши, оберегающие и покровительствующие владельцам. Потребность в фетишах вызвала и их искусственное изготовление, позже появляются фетиши в виде человеческой фигуры - идолы. Ритуалы, связанные с поклонением фетишам, позже переросли в магические действия. Магия - от греч. колдовство, волшебство, чародейство. - вера в способность человека через обряды сверхъестественным образом воздействовать на предметы, потусторонние силы и других людей. Магию, она известна с каменного века, использовали для воздействия и на человека, и на природу. С точки зрения Дж.Фрэзера, магия чаще всего возникает у народов, ещё не додумавшихся до мифа о таинственном всесильном существе - до идеи Бога. Существует несколько классификаций магии. Наиболее распространённые: магия черная (совершаемая под покровительством "нечистой" силы) или вредоносная и белая магия (оказывающая положительное воздействие на человека и предохраняющее его). Магию подразделяют на виды: 1) производственная (охотничья, рыболовная, строительная, позднее землевладельческая, скотоводческая, учебная и т.д.); 2) лечебная (заговоры, отвороты, наведение и снятие порчи); 3) любовная или половая (привораживание); 4) военная; 5) метеорологическая (магия погоды). Предохранительная магия основана на системе табуирования, так как включает в себя запреты на совершение каких-либо действий, могущих повлечь несчастье. Магию также подразделяют по способам воздействия - оно может оказываться: 1) путём непосредственного контакта человека с носителем магической силы (амулетом, фетишем, снадобьем и др.); 2) имитацией - совершением начала схожего действия; 3) воздействием только на часть, а не на весь объект колдовства (волосы, предметы туалета и т.д.); 4) проделывание магических обрядов над изображением объекта. С.А.Токарев предложил следующую типологию магических обрядов: существует 2 группы магии: агрессивная (протрептическая) и защитная (профилактическая). Протрептическая в свою очередь подразделяется на: 1) контактную (амулет, талисман, колдун); 2) инициальную (начало действия на расстоянии); 3) контагиозную - через заместитель объекта; 4) имитативную - через изображение объекта. Профилактическая или оборонительная магия включает в себя отгоняющие действия, обряды и ритуалы очищения. На более поздних этапах развития магии заговор как вербальная магия может выступать как самостоятельная магическая сила и как сопровождение магического обряда, что было первоначально его основной функцией. Анимизм - от анима - душа. Возникает позже чем предшествующие ранние религиозные верования. Появление анимизма свидетельствовало о кризисе мифологической мировоззренческой духовной парадигмы, поскольку для возникновения идеи о душе необходимо было разделить не только природные явления и их внутренне содержание, но и душу и тело, что требовало высокого уровня абстрагирования. Анимизм - одухотворёние природных явлений, вера в наличие духовных сверхъестественных ил, управляющих явлений природы предметами и человеком. В первобытной культуре в процессе генезиса постепенно складываются элементы культурного комплекса, хранящие посредством традиции и членораздельной речи основные навыки жизнедеятельности, поведения и общения социальных субъектов. На смену культуре первобытности приходит период, который называют культурой ранних земледельческих обществ. Изменения, происходившие в сфере производства в эпоху неолитической революции, породили переворот во всей системе жизнедеятельности раннеземлевладельческих обществ. Разделение труда, появление достаточного количества продуктов питания, а как следствие, рост численности населения привели к возникновению имущественного и социального расслоения общества, формированию наследственной знати и жречества, появлению государства. Все эти качественные преобразования не могли не найти своего отражения и в духовном освоении бытия. Кризисное состояние мифологической мировоззренческой парадигмы детерминировало зарождение новых духовно-культурных универсалий, в которых отражались не только изменения в производственной и социальной сферах, но и новые явления духовного мира людей. Формирование понятийно-логического мышления, письменности, разрушение синкретизма ведет к превращению культуры в систему, представляющую иерархию форм - искусства, литературы, религии, она становится канонической, религиозной. Это детерминировало развитие культовой архитектуры, храмового искусства, культуры в целом. Искусство теперь хранило "программы", алгоритмы художественной деятельности в виде канона, в теоретическом виде, в нехудожественной форме, усиливающей и поддерживающей художественную традицию, сохраняя и обогащая ее содержание и формы. Акт художественного творчества в канонической культуре - это свободная комбинация общепринятых клише в соответствии с обязательными правилами. Общепринятым было тиражирование по заданному образцу, что уподоблялось мифологическому акту сотворения мира. Выполнение правил, норм предопределило многократное повторение тем, сюжетов, ситуаций. Период формирования раннеземлевладельческих обществ - "осевое время истории" сопровождался невиданным духовным брожением и привел к возникновению трех очагов цивилизаций века "бронзы" - дальневосточного (Китай), средневосточного (Индия), ближневосточного (Шумер, Вавилон, Сирия, Финикия, Ниневия, Египет, Крит). К. Ясперс оценивал эту эпоху как водораздел между инерцией "доосевого" традиционализма и осознание человечеством возможностей выбора и ответственности. Своеобразие географических и климатических условий, уникальность экологических ниш обитания обусловили не только разновременность, но и специфику становления и исторического пути развития древних цивилизаций. В культурологии общепринятым является подход, в соответствии с которым выделяются исторические типы культуры раннерабовладельческих обществ: культура древних восточных цивилизаций и античность. Эти типы культуры имеют как общие, так и специфические черты. Древние восточные цивилизации, при всей мозаичности, несхожести и контрастах, в свете новых археологических данных, предстают как единое целое, части которого постоянно взаимно влияли друг на друга, взаимообогащали как сами себя, так и народы, их окружавшие, но находившиеся на стадии первобытно-общинного строя (следует отметить, что, влияя на "варварские народы", эти цивилизации во многом развивались за их счет. ТЕМА 18. РЕФОРМАЦИЯ И ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРОТЕСТАНТИЗМА. ЕГО РОЛЬ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ Реформация (лат. «преобразование») — общепринятое обозначение общественно-религиозного движения начала XVI в., охватившего почти всю Европу. Реформация идейно подготовила ранние буржуазные революции, воспитав особый тип человеческой личности, сформулировав основы буржуазной морали, религии, философии, идеологию гражданского общества, заложив исходные принципы взаимоотношений индивида, группы и социума. Реформация стала духовным ответом на вызов, брошенный человеческому духу социально-экономической и культурной ситуацией XVI в. Католическая церковь, которая сама являлась крупнейшим феодальным землевладельцем, служила в средние века идеологической опорой всего феодального строя. Для того чтобы привить простым людям сознание полного ничтожества своей личности и примирить их со своим положением, церковь пускала в ход учение об исконной греховности земного существования человека. Она объявляла каждого отдельного человека неспособным спасти свою душу. «Спасением» и «оправданием» всего земного мира ведает, согласно католическому учению, только папская церковь, наделенная особым правом распределять в мире «божественную благодать» через совершаемые ею таинства (крещение, покаяние причащение и др.). Высшее католическое духовенство во главе с папой претендовало на то, чтобы установить свою политическую гегемонию, подчинить себе всю светскую жизнь, государственные институты и государственную власть. Эти претензии католической церкви вызывали недовольство даже в среде крупных светских феодалов; еще больше чувствовалась неудовлетворенность политическими претензиями церкви с ее пропагандой презрения к светской жизни в среде жителей развивающихся и богатеющих городов. Особенность этой эпохи заключалась в том, что даже качественно новая буржуазная идеология не могла возникнуть вне религиозного сознания. Вопрос мог стоять не в отрицании религии как таковой (это стало возможным только накануне Великой Французской революции в эпоху Просвещения), а в том, какую религию считать правильной, а какую ложной. Религиозная реформация приняла форму очищения христианства от ошибочных наслоений. Особенно активно этот процесс первоначально шел в Германии и Швейцарии. В результате реформации из католической религии отделилось самостоятельное мощное религиозное направление — протестантизм. Протестантизм выработал функционирующую сегодня в сознании и привычках миллионов людей особую этику — этику труда, экономической деятельности, договорных отношений, аккуратности, бережливости, педантизма, т. е. бюргерских добродетелей, вошедших в плоть, кровь и повседневный быт многих стран Западной Европы и Нового Света. Названные выше социокультурные основания выступают как весьма своеобразная и мощная основа современного благополучия многих развитых наций континента, отличающихся высоким уровнем жизни, трудолюбием, организованностью, политической культурой. Протестантская цивилизация впитала лучшие традиции Западного Средневековья: римское право, самоуправление городов, автономию университетов и др. Реформация во многом была идейно подготовлена гуманистическим движением эпохи Возрождения и кризисом феодализма. В кругах немецких гуманистов начала XVI в. большим авторитетом пользовался широко известный во всех странах Западной Европы Эразм Роттердамский (1466—1596), один из самых образованных людей своего времени. Эразм родился в Голландии. Он с большим увлечением изучал древние языки и произведения итальянских гуманистов. Живя в Нидерландах, Франции, Англии, Италии, но больше всего в Германии, Эразм с энтузиазмом занимался наукой и литературой и перевел с греческого на латинский язык Библию и произведения «отцов церкви». В переводе, и особенно в комментариях, он стремился дать текстам свою гуманистическую трактовку. Большую популярность получили сатирические произведения Эразма (самое известное — «Похвальное слово глупости»). Тонкая и острая сатира Эразма высмеивала недостатки общества. Критикуя внешнюю, обрядовую сторону католической церкви, феодальную идеологию и всю систему средневековых воззрений, Эразм по существу отстаивал новые принципы зарождающихся буржуазных отношений. В духе своего времени он старался сохранить основы религиозного мировоззрения и требовал подведения под христианскую религию рационалистической основы. Эразм высмеивает тех праведников, которые объявляют человека и всю земную жизнь греховными, проповедуют аскетизм, умерщвление плоти во имя очищения духа. Стремление к примирению религии и разума составляло основу философских взглядов Эразма. Сейчас ясно видно, что Эразм Роттердамский был прав, считая всякое преобразование общества революционной силой не только невозможным, но вредным. Взгляды Эразма удивительно современны и актуальны в наше время. Возможной и необходимой он считал лишь мирную пропаганду гуманистических идей, которая оказывала бы постоянное благотворное влияние на общественное развитие. Эразм был противником теократии. По его мнению, политическая власть должна находиться в руках светских лиц, а роль духовенства не должна выходить за рамки моральной пропаганды. В период, когда Эразм жил в Германии, ни императорская, ни княжеская власть не могли остановить нарастающее движение народных масс и подъем оппозиционных настроений бюргерства. Церковь в качестве гаранта устойчивости социального порядка стала рассматриваться буржуазией и бюргерством как слишком дорогое учреждение. Ее монархическая организация во главе с папой шла вразрез с интересами усиливающейся королевской власти. Самым мощным направлением реформистского движения была реформа церкви, требуемая буржуазией, т. е. евангелистическое направление Реформации («бюргерская реформа»). Эта реформа требовала практически создания новой буржуазной церкви. Крупнейшими реформаторами XVI в. были Мартин Лютер и Жан Кальвин (Женева). Сущность евангелистического направления заключена в следующем: • спасение человека зависит не от таинств и обрядов, а от веры в искупительную жертву Иисуса Христа; • источником истины является не «священное предание», а Евангелие. Принцип оправдания только верой делал ненужным огромный церковный аппарат и священническую иерархию. На место епископата ставится церковная община верующих, объявляется «священство» всех верующих, упрощается и удешевляется религиозный культ, упраздняется целибат, отсутствует поклонение иконам и мощам, число таинств сводится к двум (крещение и причащение); богослужения состоят преимущественно из проповедей, совместных молитв и пения псалмов. Протестанты не признают святых, ангелов, культа Богородицы, отрицают представление о чистилище. В протестантизме нет монашества. Духовенство избирается мирянами. В своей реформе протестантизм апеллировал к первоначальному христианству. Мартин Лютер (1483—1546) оставил глубокий след в мировой культуре как вождь немецкой Реформации, как проводник гуманистических идей Возрождения и как переводчик на немецкий язык Библии, ставшей благодаря тиражированию на книгопечатных станках настольной книгой бюргерства. Союз с гуманистами Эразмом Роттердамским, Ульрихом фон Гуттеном и другими позволил Лютеру приобщиться к оригинальному тексту Библии (написанному на древних языках), очистить его от позднелатинских искажений текста (зачастую намеренных). Переводя Библию, Лютер основывался на уходящих в глубь веков традициях. Язык же перевода был прост, красочен, близок к разговорному, поэтому его Библия и Духовные псалмы пользовались такой популярностью. Гете и Шиллер восхищались выразительностью языка Лютера, а Ф. Энгельс написал о лютеранской Библии следующее: «Лютер вычистил авгиевы конюшни не только церкви, но и немецкого языка, создал современную немецкую прозу и сочинил текст и мелодию того проникнутого уверенностью в победе хорала, который стал «Марсельезой XVI века». К публичной защите своего учения Лютера побудила продажа в Германии папских индульгенций. 31 октября 1517 г. он вывесил на дверях замковой церкви в Виттенберге 95 тезисов против торговли индульгенциями и других злоупотреблений католического духовенства. Тезисы Лютера были восприняты как сигнал к выступлению всех прогрессивных сил против римско-католической церкви, за национальную и религиозную независимость Германии. Лютер считал, что человек достигает спасения только с помощью веры, которая даруется ему непосредственно богом, а значит, нет принципиальной разницы между мирянами и духовенством. Некоторые взгляды Лютера были абсолютизированы в учении Жана Кальвина (1509—1564), основателя кальвинизма (пуританства). Он наиболее последовательно развил учение об «абсолютном предопределении», которое является основой всей протестантской теологии. По Кальвину, Бог еще до сотворения мира предопределил одних к спасению, других — к гибели; никакие усилия человека не могут изменить этого, но каждый должен быть уверен, что он — божий избранник. Успех в профессиональной деятельности — признак, подтверждающий богоизбранность. Истинный кальвинист должен целиком отдаваться своей профессиональной деятельности, пренебрегать комфортом, презирать наслаждения и расточительность, копить каждый грош, быть бережливым и рачительным хозяином. Если перед человеком возникает возможность посредством своей профессиональной деятельности получить большой доход, то, отказавшись от такой возможности, он совершит греховный поступок. В этих догматических положениях кальвинизма косвенно отражались реальные экономические и социальные потребности нарождающейся молодой буржуазии периода первоначального накопления и ее преклонение перед стихийными законами рыночных отношений и властью денег. Кальвин в Женеве со временем стал церковным диктатором, фактически подчинившим себе светскую власть. Им был проведен ряд реформ для утверждения «мирского аскетизма»; упразднен пышный католический культ, предписано обязательное посещение церковных служб, запрещены развлечения, танцы, яркие одежды, украшения и пр., установлена строгая пасторская опека над населением. Провозглашенную Реформацией свободу совести и истолкования Библии Кальвин свел к свободе от католицизма, не допуская критики своего учения. Он даже способствовал осуждению и сожжению ученого Сервета, открывшего малый (легочный) круг кровообращения, за критику христианских догматов. ТЕМА 19. Культура 20 века: основные направления и проблемы. Культура XX в. очень многопланова и противоречива. Поэтому охватить её в одной теме работы будет очень сложно, и можно будет говорить лишь об отдельных тенденциях развития культуры этого периода. Уже в конце XIX-начале XX в. углубился кризис мировоззренческой парадигмы антропоцентризма. В первой половине XX в. в большинстве стран мир (за исключением колоний) завершалось построение индустриального общества. В последней трети XX в. в развитых странах активно происходит переход к постиндустриальному обществу (технотронному, информационному, обществу, основанному на знаниях и т.д.). XX в. ознаменовался невиданным научно-техническим прогрессом, который во второй его половине перерос в научно-техническую революцию, до неузнаваемости изменившей мир культуры. В XX в. разразились две страшнейшие мировые войны, прокатилась серия социальных революций, произошло множество локальных конфликтов, техногенных и экологических катастроф. Массовое серийное производство, стандартное потребление привело к усреднению вкусов, пристрастий, потребностей, в конечном итоге даже к усреднению и обезличиванию во многих сферах общественной жизни, в том числе и расцвету массовой культуры. В то же время происходит становление единой общечеловеческой и мировой культуры, которая существует и развивается через взаимодействие и взаимообогащение различных национальных культур. Назревшие экологические и иные глобальные проблемы, невозможность их решения силами отдельных, даже очень развитых государств, приводят к необходимости выработки общепланетарного мышления, стратегии "устойчивого развития", в основу которой должен быть положен принцип экоцентризма. В отличиях от антропоцентризма, согласно которому человек изменяет природу и окружающую действительность по своему желанию, в экоцентризе основной акцент сделан на гармонизацию отношений человека и природы, бережное, трепетное отношение к окружающему его миру. В XX в. произошёл отход от принципа европоцентризма, согласно которому как магистральное направление человеческой культуры рассматривалось только развитие европейской культуры. В трудах культурологов, историков, философов культуры /А.Тойнби, О.Шпенглер, Л.Н.Гумилев, евразийцы и т.д./ утверждается идея о культурном полицентризме, уникальности каждого культурно-исторического типа. Вместе с тем, в последние десятилетия XX в. происходит глобализация культуры. Продолжается углубление противоречия между технотронизацией общества, когда развитие техники и технологии как важнейшего орудия господства над природой превращается в важнейшую цель общественного развития и духовно-нравственными исканиями человека. С одной стороны, в культуре XX в. всё больше распространение получили гуманистические принципы и идеалы, а с другой стороны, происходит деградация и дегуманизация культур. До сих пор наблюдается неравномерность развития стран и культур. В связи с бурным развитием науки и техники в XX в., когда наука превратилась в непосредственную производительную силу, в культуре XX в. становится значимой противостояние двух установок: сциентистской, продолжающей традиции XX в. с их верой в то, что наука способна решить все стоящие перед обществом проблемы, и антисциентстской, восходящей к Ницше, для которой характерно не только принижение значения научного знания, но и идея о том, что во всех бедах человечества в XX в. виновата наука. Для культуры XX в. характерен кризис идеалов гуманизма и рационализма. Очень тяжело было отстаивать гуманистические ценности в годы, когда дымили печи Освенцима, осуществлялся геноцид в Уганде и Кампучии. Происходит распад как системы ценностей традиционного общества (за пределами европейского региона), так и ценностей классической европейской культуры. Им на смену приходят новые - моральные ценности строителей коммунизма в советский период, ценности новой культуры информационного общества в настоящее время. Для культуры XX в. характерны процессы модернизации и вестернизации. В связи с этим встаёт вопрос о роли и месте национальных культур, их самобытности, проблема диалога Востока и Запада, в последние десятилетия также Севера /богатые, промышленно развитые страны в основном северного полушария от США, Западной Европы до Южной Кореи и Японии/ и Юга. Неевропейские культуры, прежде всего стран Азии семимильными шагами осваивают достижения западной (включая теперь и американскую) культуры, их научные и технические достижения, в них происходит индустриализация, урбанизация, а в последние годы информатизация. Вместе с тем, иногда происходит утрата традиционного культурного контекста. Особое место в культуре XX в. занимает феномен тоталитаризма, связанный с непомерным влиянием идеологии в (национальной, коммунистической) общественной жизни, манипулированием сознания. Одной из центральных мест в культуре XX в. занимает наука. В первой половине XX в. в ряде наук, в особенности в физике, произошла серия научных революций. Во второй половине XX в. начинается научно-техническая революция, продолжающаяся до последнего времени. Её основные направления - информационные и телекоммуникационные технологии, биотехнологии, микроэлектроника и нанотехнологии, космические исследования и множество других. В отличие от прошлых столетий, когда число учёных исчислялось сотнями и тысячами, а научных открытий - десятками, в XX в. число учёных стало исчисляться миллионами, а научных открытий - тысячами и десятками тысяч. Назовём только наиболее известных из учёных 20 века - М.Планк (квантовая физика), А.Эйнштейн (теория относительности - релятивистская физика) , Ф.Крин и Дж.Уотсон (биология), К.Винер (кибернетика) , Дж.фон Нейман (компьютерная наука), Д. Гильберт (математика) и можно было бы назвать сотни других имён. Из отечественных - В.И.Вернадский, А.Н.Колмогоров, К.Э.Циолковский, Л.Д.Ландау, А.А.Фридман, А.Д.Сахаров и десятки других. Наука в XX в. стала сложнейшим общественным образованием, которое анализируют с различных сторон: 1) теоретической, где наука представляет собой систему знаний; 2) как социальный институт; 3) праксеологической, где исследуется применение вызовов науки со стороны её общественного значения и т.д. Различают фундаментальные и прикладные науки. Ни одно из достижений современного общества невозможно рассматривать вне связи с наукой, прежде всего фундаментальной. В XX в. происходит слияние науки с производством, складывается система "наука-техника-производство". Научный труд перестает быть уделом одиночек, учёных, обитающих в "башне из слоновой кости". Большинство научной продукции создаётся в научных лабораториях, научный труд становится коллективным, требующим подчас усилий целого научного института при решении какой-либо конкретной научной проблемы. Наука постоянно применяет технику, а та, в свою очередь, стимулирует прогресс науки. Меняется роль и предназначение системы образования подготовки научных кадров. Происходит постоянное трансформирование системы образования в средней и высшей школе, исходя из практических задач и потребностей общества. XX в. оказался наиболее динамичным во всей человеческой истории. В нём постоянно происходят процессы обновления, модернизации. Возможность именно поэтому самыми популярными стилями в культуре XX в. стал модернизм и постмодернизм. Модернизм характерен для первой половины XX в., постмодернизм для последней четверти XX века. У истоков модернизма находились французские поэты XIX в. Ш.Бодлер, П.Верлен, философы Ф.Ницше, С. Кьеркегор и ряд других деятелей искусств. Модернизм в широком смысле /авангардизм/ связан с разрывом с реализмом, он декларировал отказ от связи искусства с действительностью. Модернизм включает ряд течений, направлений и школ начала и первой половины XX в., в которых были обоснованы новые культурные ценности, отличные от классических ценностей XVII-XIX веков. К числу модернистских направлений относят футуризм, импрессионизм, дадаизм, сюрреализм, кубизм, абстракционизм и ряд других течений в литературе и искусстве. Футуризм был распространён в первой четверти XX в. в основном в Италии и России. Объединённые стремления создать искусство будущего, футуристы отрицали традиционную культуру и провозглашали культ урбанизма и мощной индустрии. Основоположник и наиболее яркий представитель футуризма - итальянский поэт и публицист Ф.Т.Моринетти. Из футуристов самые известные - поэты В.В. Хлебников, Д.Д.Бурлюк, А.Е.Кручёных, ранний В.В.Маяковский. Русские футуристы призывали к бунту против объеденности и смене поэтического языка. Кубизм получил распространение в изобразительном искусстве. Он выступил за конструирование объемной формы на плоскости, за разложение сложных форм на простые и разрушение законов перспективы. Родоначальник и типичный выразитель идей кубизма П.Пикассо. Дадаизм /М.Эрнст, Ж.Арн и другие/ - анархичен по своей сути, он выступает против всего и вся, даже против самого себя. Дадаизм стал предшественником немецкого экспрессионизма и французского сюрреализма. Экспрессионизм пытался изобразить как единственную реальность субъективный мир человека, он стремился передать напряженность эмоций, иррациональность образов. Австрийский экспрессионизм в литературе представлен Ф.Верфелем, в изобразительном искусстве -О.Какошкой, немецкие экспрессионисты - художники - Э.Л.Кирхнер, Э.Нольде .Ф.Марн, П.Клее, А.Монк. Абстракционизм /В.Кондинский, К.Малевич, П.Мондриан/ дошёл до полного отрицания связи между художественным изображением и реальными объектами. Живопись у абстракционистов стала совершенно беспредметной и не фигурной. Одним из наиболее ярких и ведущих направлений модернистской культуры стал сюрреализм. Он провозгласил источником искусства сферу познания. Одной из главных черт сюрреализма стала парадоксальная сочетаемость предметов и явлений. Сюрреализм в литературе представлен А.Бретоном, П.Элюаром, в живописи - С.Дали, Р.Мартин, в кинематографе - С.Бунюэлем. Важнейшим философским направлениями, определившими культуру XX века можно назвать философию жизни, в особенности французского философа А.Бергсона с его методом анализа потока сознания, который был положен в основу большинства модернистских литературных произведений, а также произведений кинематографа, отчасти психоанализ З.Фрейда и К.Г.Юнга. Однако особое место в философии осмысления феноменов культуры XX века занял экзистенциализм, сформировавшийся под влиянием феноменологии Э.Гуссерля. Экзистенциализм, представленный именами Ж.П.Сартра, А.Камю проявил себя так же в литературе. В основе экзистенциализма - исследование важнейших проблем человеческого существования: жизни, смерти, заботы, страха, беспокойства и т.д. Завершает культурное разнообразие XX века новое направление - постмодернизм. В его основе находится принцип плюрализма идей, стилей, мнений, точек зрения, свободного сочетания выразительных средств. Модернизм определяет открытое искусство, которое свободно взаимодействует со всеми старыми и новыми стилями и направлениями. Центральным в постмодернизме становится текст, представляющий собой коллаж цитат, игру без правил грамматики и стилистики. Культура XX века динамична, сложна и противоречива. В ней диалектически переплетаются национальная и общемировая культура. Культуры разных народов взаимообогащают друг друга и в то же время подчас не принимают друг друга. Происходит глобализация культуры, чаще всего в виде вестернизации и американизации, в тоже время национальные культуры, включая в себя элементы западной культуры и творчески их перерабатывая, продолжают сохранять свою самобытность и оригинальность. В культуре XX века как никогда ранее происходит поляризация массовой и элитарной культуры. Первая из них напрямую связана с рынком, потребностями среднего человека, она ориентированна на психологическое расслабление её потребителей. Отличительными чертами её является простота, непосредственность, развлекательность. Она обращена и людям с недостаточно развитым интеллектуальным началом. С массовой культурой, предназначенной для снятия сильных производственных стрессов, связана целая индустрия досуга /в литературе, музыке, кинематографе и т.д./ Произведения мастеров элитарной культуры, как правило, рассчитано на интеллектуалов, людей с развитым художественным вкусом и высокими духовными запросами. В последнее десятилетие XX начала формироваться культура информационного общества. Появление и развитие информационных технологий, ИНТЕРНЕТ, телекоммуникационных технологий совершенно меняет культурный облик планеты. Данный феномен требует тщательного и всестороннего изучения со стороны философов, культурологов, искусствоведов. Но уже сейчас становится очевидно, что успехи новых технологий, с одной стороны, дают свободный доступ практически любому жителю планеты в любой её точке к культурным ценностям /музеи, галереи, библиотеки/, но, с другой стороны, обедняют культуру, выхолащивая из неё реальное содержание, связанное с непосредственным созерцанием произведений искусства и теми переживаниями, которые его сопровождают. ТЕМА 20. Постмодерн как явление культуры. Постмодернизм стоит в ряду течений, описывающих уникальность нашего переживания ситуации конца XX в., все сумму культурные настроения, философскую оценку последних тенденций в развитии культуры. Постмодернизм означает «после модернизма», т. е. показывает преемственность и вполне определенное отношение к модернистским тенденциям в культуре. Течение постмодернизма складывалось в конце 60-х г., в эпоху культурного кризиса в США. В целом, постмодернизм — это выражение мировоззрения, переход к новому витку в развитии культуры, размывание границ, рамок между формами культурной деятельности. В эпоху постмодернизма происходит эклектическая интеграция не видов искусства, а искусства и науки, философии, религии. Все это напоминает возврат к синкретизму, но на более высоком мировоззренческом уровне. Постмодернизм лишен стремления к исследованию глубинных проблем и процессов бытия, он стремится к простоте и ясности, к совмещению культурных эпох. Поверхностное, но синтетическое отражение мира суть человеческого сознания. Мир нужно не понимать, а принимать. Весь слой культуры в концепции постмодернизма становится достоянием рефлексирующего ума. Подлинный мир постмодернизма — лабиринт и полумрак, зеркало и неясность, простота, не имеющая смысла. Законом, определяющим отношение человека к миру, должен стать закон иерархии допустимого, суть которого состоит в мгновенном объяснении истины на основе интуиции, которая возводится в ранг основного принципа этики. Окончательное свое слово постмодернизм еще не сказал. ТЕМА 21. Культура Х1Х века: основные направления и проблемы. Культуру XIX века можно определить как классическую. Это время расцвета капитализма, эпоха промышленных революций в большинстве стран Европы и США. В этот период происходит ряд социальных революций, которые потрясли большинство европейских государств, в особенности Францию. XIX век характеризуется развитием науки, достижениями в философии и искусстве. Исходными мировоззренческими принципами культуры XIX века, как и всего Нового времени, были сциентизм, рационализм, антропоцентризм, европоцентризм, оптимизм, вера в общественный и научно-технический прогресс и добрую природу человека. Хотя к концу XIX века эти принципы начинаются расшатываться и им на смену приходят антисциентизм, иррационализм, пессимизм и т.д. Во временном плане границы культуры XIX века было бы правильнее определить начиная с 1789г. (начало Великой французской буржуазной революции), а завершить 1914 годом (начало I Мировой войны). Культура XIX века развивалась под знаменем распространения демократии (война за независимость и образование США, французская революция), развития опытных наук и успехов промышленной революции. В результате осуществления промышленной революции и сопровождавшей её индустриализации особое значение приобретает в XIX веке развитие естественных и точных наук. Это - эпоха классического естествознания, когда сложилась классическая научная картина мира. Научные открытия начинают активно внедряться в промышленность, появляются первые научно-исследовательские лаборатории, происходит теоретическое осмысление производственных процессов. Большинство технических изобретений, определивших содержание современной цивилизации было сделано именно в XIX веке (пароход, паровая машина, электричество, телефон, телеграф, радио, кино и множество других); их было совершено в несколько раз более, чем за все предыдущие эпохи. Особое место в развитии философии занимают работы И.Канта, Г.Ф.Л.Гегеля, Л.Фейербаха. XIX век - время появления марксизма и позитивизма с их рационалистической картиной мира. Последняя четверть XIX и рубеж XIX и XX века знаменуется крушением надежд и веры во всемогущество разума и прогресс. Начинается кризис мировоззренческой парадигмы антропоцентризма, появляются иррационалистические и антисциентистские концепции, особенно яркой среди которых явилось философия жизни Ф.Ницше. В культуре XIX века окончательно оформляется и утверждается идеология либерализма. Для неё характерно признание ряда постулатов: в социальной сфере - принцип равенства возможностей, примат ценностей индивида над обществом и его личной и ответственности за принятые решения, в политической сфере - принцип разделения властей, равенство прав и свобод всех членов общества; в экономической сфере - частная собственность, свобода предпринимательства, конкуренция и ряд других. Как альтернатива в середине XIX века оформляется идеология коммунизма, ярко выраженная в социально-политической доктрине марксизма. Художественное своеобразие культуры XIX века представлено тремя основными стилями: классицизмом, романтизмом и реализмом, которые проявили себя в литературе , изобразительном искусстве, музыке, архитектуре, театре. В конце XIX века появляются новые направления, такие как импрессионизм и символизм. В этот период появляются тенденции декаданса, как выражение кризиса европейской культуры XIX века. В конце XVIII века, в основном во французской культуре, оформилось направление, которое получило название классицизм. Оно базировалось на идеях эпохи Просвещения, прежде всего на рационализме, стремилось к созданию ясных, органичных образов и выражению героических, возвышенных идеалов. Классицизму были также присущи отвлеченность, академизм, идеализация. Наиболее яркими представителями классицизма в немецкой литературе были И.В.Гёте и И.Ф. Шиллер. Из представителей русского классицизма в архитектуре следует отметить Н.Ф.Казакова, А.В.Воронихина, А.Д. Захарова, К.И.Росси. Следующим направлением культуры XIX века стал романтизм, зародившейся на рубеже XVIII и XIX в. в Германии как своеобразная реакция на классицизм. Основой романтического мировоззрения явилось расхождение идеала и социальной действительности. Романтизм провозгласил приоритет индивидуальных вкусов творческой личности, устремлённость к безграничной свободе, жажду обновления и совершенства. Философско-эстетическую основу романтизма составили работы немецких философов Ф.В.Й.Шеллинга, Ф.Шлегеля. Выдающимися деятелями немецкого романтизма в литературе были Э.Т.А.Гофман, Г. фон Клейст, Ж.Поль, Г.Гейне. Романтическое направление в немецкой музыке представлено Р.Шуманом, Р.Вагнером. Романтизм в музыке выражен также французом Г.Берлиозом, венгром Ф.Листом, поляком Ф.Шопеном. Крупнейшие представители английского романтизма в литературе - Д.Н.Г. Байрон, В.Скотт, Дж.Китс и Б.Шелли. Русские романтики - В.А.Жуковский, В.Ф.Рылеев, М.Н.Загоскин, А.С.Даргомыжский. Из живописцев-романтиков следует отметить французов Т.Жерико и Э.Делакруа, россиянина О.Кипренского. Романтизм явил собой не просто стиль в искусстве, подобно классицизму, а форму идеологии, общекультурное движение, охватившее разнообразные феномены от моды на одежду до философско-эстетических воззрений, политической экономии, истории. Он способствовал многостороннему художественному обобщению действительности и её углубленному философскому познанию, став основой для появления нового художественного направления в культуре XIX века - реализма. Реализм в художественной культуре представляет собой правдивое и объективное отображение действительности специфическими средствами искусства. Он зародился в 30-ые годы XIX века во Франции и Англии, очень быстро распространился на другие страны Европы, в особенности на Россию. Деятели реалистического направления критически оценивали недостатки капиталистического общества середины XIX века, когда особенно сильно обострились все социальные антагонизмы, они бичевали социальное неравенство, лицемерие буржуазного общества, и поэтому эта разновидность реализма получила название критического реализма. В отличие от романтизма с его интересом к герою-одиночке, действующему в чрезвычайных ситуациях, реализм отображает типичные характеры в типичных обстоятельствах. Произведения большинства реалистов проникнуты идеями гуманизма, историзма, социальной справедливости, народности. Наиболее яркие представители французского реализма в литературе - О.де Бальзак, В.Гюго, Г.Флобер, П.Мериме, английского литературного реализма - Ч.Диккенс, У.Теккерей. Особенно интересен русский критический реализм блистательной плеяды писателей "золотого века" русской литературы от А.С.Пушкина до А.П.Чехова. Широко известна русская реалистическая музыкальная школа - так называемая "могучая кучка", включавшая композиторов М.А.Балакирева, Ц.А. Кюи, М.П.Мусорского, А.Н.Бородина, Н.А. Римского-Корсакова, а также П.И.Чайковского. Реализм в музыке в Италии представлен творчеством Дж.Верди, а также итальянских реалистов : Р.Леонкавалло, Дж.Пуччини. Реалистическое направление в живописи России особенно ярко выражено передвижниками, в живописи Франции творчеством Ж.Ф.Милле, Г.Курбе, Т.Руссо, О.Домье. Ещё одной разновидностью реализма во второй половине XIX век стал натурализм, в основе которого лежит идея о зависимости сущности судьбы и человека от социальной среды, быта, биологических факторов - наследственности, физиологии. Наиболее влиятельный представитель натурализма в литературе Франции - Э.Золя. К числу натуралистов можно отнести французов братьев Гонкуров, А.Доде, немца Г.Гауптмана. Теоретическими истоками натуралистической эстетики явились работы философов-позитивистов, а также идеи эволюционной теории Ч.Дарвина. В позднем натурализме всё более явственно проступают черты декаданса, которые отмечены настроениями упадка, безысходности пессимизма, воспеванием аморальности. Впервые эти особенности проявились в новом направлении в искусстве последнего десятилетия XIX- начале XX века - символизме. Его родоначальниками стали французские поэты Ш.Бодлер, П.Верлен, А.Рембо, С.Малларме. В России символизм выражен творчеством большинства представителей "серебряного века" русской литературы - Д.Мережновского, К.Бальмонта, З.Гиппиус, Д.Сологуба, В.Брюсова, А.Белого, А.Блока. Философско-эстетической основой символизма стали работы Ф.Ницше, Э.Гартмана. Исчезновение веры в прогресс, силу и мощь разума, разрушение и переосмысление традиционных ценностей, нигилизм - вот некоторые из идей Ницше, которые определили умонастроение европейского общества последней четверти XIX века. Используя символы представители этого направления стремились прорваться к скрытым реальностям, идеальной сущности мира. В их творчестве рельефно представлено предчувствие мировых социально-исторических катастроф, которыми будет богат следующий XX век. Можно выделить символизм в театре - Метерлинк, живописи - Врубель. Наконец, ещё одним крупным направлением в культуре последней четверти XIX века стал импрессионизм и постимпрессионизм. Это направление было характерно для изобразительного искусства и почти исключительно французского. Для картин художников-импрессионистов характерно изображение мимолётных впечатлений, которые он видит в данный момент перед собой. К числу импрессионистов могут быть отнесены К.Моне, О.Ренуар, Э.Дега, К.Писарро, Э.Мане, в музыке - К.Дюбесси, Равель, в скульптуре - О.Роден, А.Майоль. В отличие от них, постимпрессионисты - П.Сезанн, В.Ван-Гог, П.Гоген - пытались уловить в своих картинах не мимолётное и случайное, а постоянные начала бытия. Постимпрессионизм оказал влияние на появление в начале XX века модернизма. Подводя итог краткому рассмотрению мировой культуры XIX век следует сделать вывод о том, что с одной стороны, это - время культуры Нового Времени, эпохи расцвета классической культуры, а с другой стороны, в ней отчетливо выступают черты глубокого кризиса, в основе которого оказался кризис мировоззренческой парадигмы антропоцентризма и европоцентризма. ТЕМА 22. Культура эпохи Просвещения. Период, предшествующий Великой французской революции (1789 г.), а также европейскую культуру XVIII века называют эпохой Просвещения. Просвещение - идейное и общественное движение в европейских странах, отстаивавшие идеи равенства всех перед законом, гуманизации всех сфер социальной жизни, утверждения прав и свобод личности, необходимости доступности образования. "Ось" просветительских теорий - вера в могущество и всесилие человеческого разума, утверждение рационализма в мировоззренческой парадигме. Общими для "просветителей" являлись цели и идеалы: свобода, благосостояние всех людей, мир, веротерпимость, а также критическое отношение к авторитетам и догмам, вольнодумство. Это течение развивалось представителями разных классов и сословий: аристократии и дворянства, духовенства и "третьего" сословия. Формируется новый субъект культурно-исторических преобразований - интеллигенция, которую представляют выходцы из всех слоев общества. Идеалы Просвещения и деятельность интеллигенции способствовали повышению образовательного и культурного уровня населения, расширению рынка газет, книг, произведений искусства. Так начинаются процессы коммерциализации культуры, ее доступности. "Завершение эпохи Просвещения явилось, с культурной точки зрения, возникновение массовой культуры. Ее следует считать низшим слоем буржуазной культуры" (А.И. Кравченко. Культурология: Учебное пособие для ВУЗов. - М., 2001. - с.318). Разнообразие условий социокультурной жизни XVIII века детерминировало специфику процессов Просвещения в европейских странах. Выделяют английское Просвещение, идеалы которого оформились под влиянием идей Джона Локка и Т. Гоббса. В нем отсутствовало противостояние англиканской церкви и просветительских концепций, в основе лежали процессы коллективной созидательной деятельности. Французское Просвещение испытало сильное воздействие аристократической культуры, и в то же время ему присущи свободомыслие и радикализм, конфликты с католической церковью и государственной властью. Атеистические взгляды, критика религии и церкви характерны для Д.Дидро, П.Гольбаха, Гельвеция, Ж.Ж.Руссо. Немецкое Просвещение развивалось в русле реформы образования, создания начальных школ и профессионального обучения. В рамках деятельности просветителей рождается романтизм как художественное и идейное направление. ( Его представителями были Новалис, Ф.Шиллер, Гете, А.Шлегель). Просвещение в России явилось следствием процессов модернизации культуры и социально-экономических преобразований. Традиционализм допетровской эпохи сменяется ориентацией на западноевропейскую систему ценностей, приоритеты европейской культуры. Художественная культура: архитектура (Санкт-Петербург, Д.Трезини, М.Земцов, Растрелли - барокко, классицизм - Валлен Деламот, Баженов, Старов, В.И.Баженов), скульптура (М.Павлов, Э.Фальконе, Ф.Шубин, Ф.Гордеев, И.Щедрин), живопись (И.Никитин, А.Матвеев, А.Антропов, И.Аргунов, Ф.Рокотов, Д.Левицкий, В.Боровиковский). Просветительские тенденции в русской культуре привели к трансформации ее ценностно-смысловой наполненности, формированию дворянской культуры. Развивается система образования (в 1721г. открыт первый русский университет), вводится гражданская азбука, в развитии естествознания значительную роль сыграл энциклопедист и гуманист М.В.Ломоносов. Появляется литература светского характера, формируется журналистика. ТЕМА 23. Православие: сущность, особенности, роль в культуре. Принятие христианства в восточном варианте имело и последствия, проявившиеся в исторической перспективе. В православии слабее, чем в западном христианстве, была выражена идея прогресса. Во времена Киевской Руси это еще не имело большого значения. Но с ускорением темпов развития Европы ориентация православия на иное понимание целей жизни стало сказываться существенно. Европейского типа установка на преобразующую деятельность была трансформирована православием. Русское православие ориентировало человека на духовные преобразования, стимулировало стремление к самосовершенствованию, приближению к христианским идеалам. Поэтому русский человек стремился не к преобразованию внешнего мира, а к его одухотворению. Древнее понятие правды, пройдя через православное переосмысление, получило статус божественного идеала духовного совершенства и социальной справедливости. Повседневная жизнь была далека от идеала и противопоставлялась ему. Соответственно, она мало интересовала православную церковь, которая не вмешивалась в правовые представления общества. Правовое сознание не выделялось из морального сознания, благодать, обращенная кдуше человека, ставилась выше закона, обращенного только к внешней стороне жизни человека. Таким образом православие не давало стимулов для социального и общественного прогресса, для преобразования реальной жизни личности. Древняя Русь, особенно город, в XI—XU вв. была достаточно хорошо знакома с письмом. Славянская письменность в ее книжном, церковнославянском виде была создана моравски- ми братьями в 60-е г. IX в. и стала единой для всех славян — как южных, так и восточных, захватив даже западных (чехов и словаков). Уже к 80-м гг. того же столетия были осуществлены переводы многих библейских текстов, богослужебных книг, сборники житий святых, проповедей «отцов церкви». Затем был сделан перевод «Богословия» Иоанна Дамаскина, а также славянский вариант «Шестоднева» — повествований о сотворении мира и его устройстве по представлениям христианского вероучения. Грамотные люди не были исключением в русских городах. Летопись рассказывает о существовании специальных школ, учрежденных для распространения грамотности. Уже Владимир после принятия христианства «посылал собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное». Наивысшего расцвета культура Киевской Руси достигает к XII—XIII вв. Особенно много для ее развития было сделано во времена правления Ярослава Мудрого (1019—1054). Ярослав расширил круг людей, обучавшихся грамоте, обязав священников «по городам и иным местам» учить людей, ибо «велика ведь бывает польза от учения книжного». Преследуя цели подготовки кадров своих русских церковников, Ярослав приказал также собрать «от старост и поповских» 300 детей для специального обучения. При Андреевском монастыре в Киеве, вероятно, существовала специальная женская школа, где молодых девиц обучали «писанию, також ремеслам, пению, швению и иным полезным им ремеслам». В Древней Руси функцирнировали школы двух видов: при монастырях готовили церковнослужителей (в них преподавали чтение, письмо, пение, богословие), в школах высшего типа, для детей «лучших людей», давали знания по философии, риторике, грамматике. Однако большее распространение получило индивидуальное обучение. Распространение грамотности сопровождалось созданием библиотек. Так Ярослав «собрал книгописцев множество, которые переводили с греческого на славянский язык». Эти кни-гописцы написали много книг, положивших начало библиотеке при соборе Софии в Киеве. Собрания книг при храмах существовали и в других древнерусских городах. В Новгороде собирательницей и хранительницей книг была новгородская София. Существовала соборная библиотека в Полоцке. Библиотеки формировались и крупными монастырями. В XI — XII вв. Киево-Печерский монастырь, новгородский Юрьев монастырь имели уже значительные собрания как переводной, так и своей, оригинальной литературы. Книжники этих монастырей принимали участие в составлении летописей. Самая древняя русская рукописная книга — Остромиро-во евангелие. Написанная дьяконом Григорием с помощниками для новгородского посадника Остромира, книга содержит евангельские чтения по дням недели, начиная с Пасхи. Обращает на себя внимание исключительно красивый, кирилловский уставный почерк книги. Написанный в два столбца текст производит неизгладимое впечатление высокохудожественной работы новгородских писцов. Изящно орнаментованные инициалы букв отделяют друг от друга «чтения». Иногда «чтениям» предшествуют рамки-заставки, раскрашенные, как и инициалы, золотом, зеленой, голубой, красной, белой красками. Сделанные на отдельных листах миниатюры с изображениями евангелистов Иоанна, Луки и Марка говорят об уверенной руке мастера, пользующегося богатой палитрой красок, высокой для своего времени техникой рисунка. Остромирово евангелие является образцом книжного искусства Древней Руси, не имеющего себе равных среди памятников старославянской письменности XI в. При Ярославе возникает русское монашество и монастыри: Печерский, Св. Георгия, Св. Ирины и др. В первой половине XIII в. известно до 70 монастырей. Здесь велось летописание, писали сочинения политического характера, переписывали и писали иконы. Монастыри также были единственным местом, где человеку давали возможность заниматься науками. В 1051 г. после смерти митрополита-грека Ярослав сам (без императора и константинопольского патриарха), «собрав епископы», впервые ставит митрополитом русского священника Илариона, автора знаменитого «Слова о законе и благодати». Русская церковь укрепляет свою независимость. При Ярославе создается и первый свод законов Древнерусского государства — «Русская правда», а также ряд других письменных уставов. Устав о церковных судах не только значительно отличался от греческих канонов, но по ряду положений даже противоречил византийскому церковному праву. В нем нет статей, предусматривающих смертную казнь: такие наказания, как отсечение кистей, рук, ушей, языка, заменены штрафами. Переход от язычества к христианству определил особый тип древнерусской духовности, наложивший отпечаток на всю русскую культуру последующих эпох. Язычество являлось не просто религией, но формой закрепления опыта народной жизни на протяжении тысячелетий. Поэтому, когда с X в. усилиями княжеской власти начинается христианизация Руси, для утверждения новой религии с ее представлениями о человеке и нравственности потребовалось преодолеть не просто язычество, но древнюю традиционную культуру. Наиболее ярко эта культура была представлена в народном фольклоре. Значительное место в фольклорном творчестве Руси занимали мифологические сюжеты, корнями своими уходящие в языческие представления древних славян о природе, жизни и смерти, в культовые обряды доклассового общества. Обрядовый фольклор был тесно связан с календарными и некалендарными праздниками. Праздновали встречу зимы — коляду и проводы зимы — масленицу. Праздник красной горки и радуницы означал встречу весны, которую провожали на семик. Были летние праздники — русалии и Купала, осенние — обжинок и др. Кроме того, определенным обрядом обставлялись свадьбы, похороны. Эти и другие события сопровождались специально к тому приуроченными песнями и плясками, гаданиями и заклинаниями. В жизни людей Древней Руси большое место занимали музыка, песни и пляски. Песня сопровождала работу, с ней ходили в поход, она была составной частью праздников, входила в обряды. Плясками и инструментальной музыкой сопровождались «игрища межю селы», княжеские развлечения. Красочная картина описания пира богача дается в «Слове о богатом и убогом», где описывается выступление артистов — музыкантов с гуслями и свирелями, певцов, танцоров, шутов. Церковные круги отрицательно относились к этим празднествам, видя в них «бесовство», связанное с языческим культом. Среди музыкальных инструментов Древней Руси были ударные инструменты — бубен, накры, арган; духовые — рог, труба, рожок, сурна, окарина, кувички, дудка, жалейка, может быть, волынка; струнные — гусли и гудок, или смык. Фрески башни Софийского собора в Киеве дают изображение музыкантов и плясунов. Степень применения и распространенность музыкальных инструментов были различными. Трубы и рога были сигнальными инструментами на охоте, в походах; струнные инструменты, бубны и другие могли применяться как одиночные инструменты, а также в составе оркестров на игрищах и праздниках. Можно говорить не только о распространении музыки, песни, плясок, но и о выделении профессиональных исполнителей: во-первых, сказителей, певцов былин и преданий, во-вторых, скоморохов-затейников, потешников, увеселителей, которые были одновременно музыкантами, плясунами, акробатами, жонглерами, фокусниками, дрессировщиками. На Руси очень рано появились нотные записи. Этому способствовало распространение христианства. Богослужение сопровождалось пением, которое велось по специальным певческим рукописям-книгам. Такого рода рукописи сохранились до нашего времени начиная с XII в. В них помимо обычного богослужебного текста сохранились особые древнерусские нотные знаки: «знамена» и «крюки» (отсюда названия рукописей: знаменные, крюковые). В певческих рукописях различают две основные нотные системы: кондакарную и знаменную. Первая была заимствована из Византии. Вторая система нотации — знаменная существовала одновременно с кондакарной. Она получила более широкое развитие и после XIV в. заняла господствующее положение. До середины X в. Болгарское царство было главным источником, откуда славянская письменность и литература стали проникать в другие страны. Результат этого — общность не только письменности, но и всей литературы: прологи (житийные сборники, имеющие календарный характер, жития расположены в соответствии с днями их церковной памяти), торжественники, шестодневы (беседы о божественном творении в шесть дней), отчасти хроники, палеи (пересказ библейских книге комментариями, дополнениями и полемическими антииудейскими толкованиями), космографии, физиологи (переводные сборники о свойствах реальных и легендарных животных, камней и деревьев) распространяются на всем православном юге и востоке Европы. Наибольших успехов христианское просвещение достигло благодаря монастырям и епископским кафедрам, особенно в Киеве. Митрополиту Илариону принадлежат собственные произведения, наиболее известное из них — «Слово о законе и благодати», замечательное по своей литературной форме. Его содержание — восхваление Русской земли, после принятия христианства ставшей частью общего христианского мира, восторженный панегирик Владимиру — крестителю Руси, а также его сыну Ярославу. Слово написано на основе глубокого погружения в тексты Ветхого и Нового заветов. Создавая собственную книжность, Русь вписывалась в общую культурную жизнь славянских государств. Примером этого могут служить Изборник 1073 г. и Изборник 1076 г., первый из которых переписан с болгарского оригинала по заказу князя Святослава. Разнообразие жанров, усвоенное от Византии, на Руси довольно быстро приняло собственные неповторимые формы. Уже в самый ранний домонгольский период в литературе собирается целый жанровый букет. Это летописи, образцы ораторского искусства («Слово о законе и благодати Илариона»), поучения («Поучение» Владимира Мономаха), житийная литература («Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Феодосия Печерского»), хождения («Хождения игумена Даниила»), притчи. Древнерусскую литературу можно рассматривать как литературу одной темы и одного сюжета. Этот сюжет — мировая история, а тема — смысл человеческой жизни. Замечательным ее жанром являются летописи. Летописи — это не только записи о том, что произошло в годовом порядке, — это и своды тех произведений литературы, которые оказывались под рукой у летописца и содержали исторические сведения. В летописи вводились исторические повести, жития святых, различные документы. Таковы «Летописец по великому изложению», «Еллинский и римский летописец» (он настолько велик, что до сих пор остается неизданным), различного рода изложения ветхозаветной истории — так называемые палеи (историческая, хронографическая, толковая и пр.), временники, степенные книги и, наконец, множество различных летописей. Летописец, создавая собственную историю, никогда не забывает о движении истории и ее мировых масштабах: либо повесть начинается с упоминания о главных событиях мировой истории (как она понималась в средние века: о сотворении мира, всемирном потопе, вавилонском столпотворении и т. п.), либо повесть непосредственно включается в мировую историю: в какой-либо из больших сводов по всемирной истории. Так, например, автор «Сказания о Борисе и Глебе», прежде чем начать свое повествование, кратко рассказывает историю вселенной от сотворения мира. Обширные рукописи, в состав которых входят «исторические» произведения: многотомные Великие четьи-Минеи (т. е. чтения, расположенные по месяцам года), летописные своды, прологи, Златоусты, измарагды, хронографы, отдельные сборники — все это свидетельствует о том чувстве величия мира, которое стремились выразить древнерусские книжники во всей своей литературе. Летописи же периода усобиц поддерживали идею единства, патриотический настрой за всю Русскую землю. В летописях начала XIII в. ощущается присутствие страшной беды, будущих «неслыханных ратей», «безбожных», «неизвестного имени». Плач великий, горе и разграбление — темы, которыми завершается периоддревнерусской литературы домонгольского периода. Летописные своды носили прикладной характер и полностью зависели от интересов церкви. К началу XII в. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором была записана первая летопись, известная под названием «Повесть временных лет», положившая начало длительной традиции в русской культуре и определившая ее самобытность. Именно в летописях мы находим пытливую мысль русского человека, внимательно относящегося как к явлениям природы (описаны затмения 1185, 1187, 1207, 1230 гг., падения крупных метеоритов, 37 комет по всем известным летописным сводам; в Кенигсбергской летописи сохранился рисунок «выпадения звезд» в 1200 г., которые на земле обозначены как камни и на небе как звезды), так и к происходящим событиям жизни. В летописях, особенно новгородских, уделяется большое внимание всему, что связано с хозяйственной деятельностью. В них мы находим не только наблюдения за явлениями природы, но и описание видов оружия, построек крепостей и церквей, изготовления различных орудий,, литья колоколов и пушек, строительства мостов. В Новгороде в XII в. было написано и очень интересное для русской культуры произведение под названием «Учение им же ведати человеку числа всех лет». Счет в нем ведется от сотворения Адама в годах, месяцах, неделях, днях и часах. По году 6644-му от этого времени исследователи вычислили год написания — 1136-й. Кирик приводит числа лунного и солнечного «кругов»; «обновления» неба, земли, воды; високосных лет и «великого круга» (532), который соответствует полному циклу «блуждания» Пасхи. Далее называется количество месяцев, недель и дней в году, а также часов; затем речь идет о дробных делениях часа. Сообщается также, когда празднуется Пасха. Объяснение этому произведению скорее всего сугубо церковно-практическое. Церковь нуждалась в календарных расчетах, пасхалии были рассчитаны и перевезены из Византии, но необходимы были и собственные знания в этой области. Трактат Кирика Новгородца — замечательный пример, говорящий о высоком уровне вычислительной культуры Киевской Руси. Как правило, авторские тексты произведений до нас не дошли, а сохранились более поздние списки, подчас отстоящие от времени написания оригинала на 100, 200 и более лет. Например, «Повесть временных лет» создана Нестором в 1111 — 1113 гг., редакция же «Повести» Сильвестра (1116) известна только в составе Лаврентьевской летописи в 1377 г. «Слово о полку Игореве», написанное в конце 80-х г. XII в., было найдено в списке XVI в. Объясняется это обычной практикой переписывания истории, корректирования в ней общего представления о мире в соответствии с пониманием заказчиком задач летописца и места исторической хроники в процессе государственного строительства. Древнерусская литература вплоть до XVII в. не знает, или почти не знает, условных персонажей. Имена действующих лиц исторические: Борис и Глеб, Феодосии Печерский, Александр Невский, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, Стефан Пермский. Это все лица, сыгравшие значительную роль в самой истории Руси: князья, полководцы, епископы и митрополиты, реже — бояре. Но есть среди них и лица безвестного происхождения: святые отшельники, основатели скитов, подвижники — и этим лицам также приписывается влияние на ход мировой истории: их молитвами, их нравственным воздействием на людей. Большое место в литературе периода Киевской Руси занимал поучительно-бытовой жанр. К нему относятся притчи. Они входили в состав сочинений для проповедников, в произведения самих проповедников. Притчи повествуют о вечном. Все совершающееся в мире имеет две стороны. Одна — это то, что произошло, и в этом есть реальная причинность (например, недостаток единства или недостаток заботы о сохранности родины — причина поражения; мужество и храбрость воинов — причина победы). Другая сторона — это извечная борьба Зла с Добром, это стремление Бога исправить людей, наказывая их за грехи. Литература взяла на себя в культуре Древней Руси роль объединяющего центра в укореняющемся «двоеверии» и «дво-екультурье». Она глубоко усвоила народную устную традицию, но вместе с тем свою главную роль русский книжник видел в проповеди святой жизни, в введении русской культуры в мировую христианскую культуру доступными литературе средствами. Этот проповеднический подвиг русской литературы затем был воспринят русскими писателями нового времени, составил глубокую самобытность национальной литературы, в которой идеал красоты, духовной силы и значимости соединялся с поучением, идеалом добра и служения миру, земле Русской. ТЕМА 24. Исламская культура и ее особенности. |