Главная страница
Навигация по странице:

  • Морфология искусства

  • Изобразительное искусство

  • Функции религии

  • Регулятивная

  • Легитимизирующая

  • Культурология. Теорию культуры


    Скачать 0.93 Mb.
    НазваниеТеорию культуры
    АнкорКультурология.doc
    Дата08.09.2018
    Размер0.93 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКультурология.doc
    ТипДокументы
    #24271
    КатегорияИскусство. Культура
    страница4 из 13
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
    креативная (искусство само является процессом и результатом творческой деятельности человека, а также побудительной силой проявления творческих начал личности);

    г)воспитательная в системе эстетического воспитания искусство необходимый компонент формирования эстетических потребностей, взглядов, вкусов и творческих способностей человека);

    д)гедонистическая (отражает внеутилитарный характер искусства, его способность дарить людям удовольствие и наслаждение);

    Искусство можно отнести невербальным видам социокультурных коммуникаций. Связи между предметно - чувственным миром и образами, смыслами искусства носят опосредованный характер, поэтому в искусстве всегда присутствуют элементы субъективности, условности, игры.

    В системе культуры искусство предстаёт в единстве с мифам (так, античное искусство неразрывно связано с мифологией), с религией, с моралью, наукой, философией. Искусство при этом выражает чувственно-образную сторону трансляции социокультурного опыта, является составной частью традиции. С другой стороны, традиция передаёт, транслирует определённые стереотипы, образцы, "алгоритмы " творчества в генезисе искусства. Об этом свидетельствует повторяющиеся, сходные темы и сюжеты в искусстве различных народов и исторических эпох (" кочующие" сюжеты в искусстве). Традиция в искусстве предстаёт как консервирующий, объединяющий элемент, его творческий и развивающий аспект реализуется в инновациях.

    Морфология искусства - учение о типологии и классификации искусства в истории эстетики и культурологии. Типология исторического развития искусства включает направления, течения, школы, стили, жанры. Направление - исторически сложившаяся общность художественных явлений, на основе единства эстетических принципов и ориентаций. Отличительной чертой направлений и течений в искусстве является художественный метод.

    Художественный метод - совокупность основных способов и норм создания, распространения и сохранения эстетических ценностей в искусстве. Направление в искусстве различаются также и системами выразительных средств, своеобразием стилевых манер . Стиль - это единство формы и содержания, объективированный художественный метод. В пределах одного и того же направления могут существовать различные стили (например, в модернизме 20 века присутствуют кубизм, абстракционизм, сюрреализм и др. стили).

    Жанр в искусстве - это специфический способ создания художественного образа, отражающий определённые характеристики вида искусства (в литературе, например, жанрами являются роман, повесть, поэма, стихотворение и др.).

    При различии подходов и точек зрения в решении проблемы типологизации искусства в современной эстетики выделяют виды искусства (в основе классификации лежит выявление специфики художественных средств).

    Архитектура - вид искусства, основой которого предстаёт архитектурный образ. В ней всегда присутствует единство функциональной, конструктивной и художественных сторон.

    Изобразительное искусство - основано на воплощении художественного образа в живописных и пластических произведениях. Особую роль играет сочетание цвета и света. К художественным средствам живописи относят рисунок, колорит, фактуру, цвет, светотень, перспективу. Существуют многообразные жанры живописи ( станковая, миниатюра, рисунок и т.д.).

    Скульптура как вид изобразительного искусства создаёт художественный визуальный образ средствами пластического объёма, силуэта, пропорции. Выделяют станковую, монументальную, декоративную скульптуру.

    Литература - словесный вид искусства, в котором формирование художественного образа осуществляется через вербализацию. Слово здесь несёт определённый смысл, выражающий чувства и эмоции, взгляды и представления, передавая эстетические и художественные ценности через речь (письменную и устную). Жанры литературы: проза и поэзия, подразделяются также на эпос и роман, сказку, повесть, рассказ, драму и т.д.

    Театр - синтетический вид искусства, художественный образ создаётся посредством использования выразительных средств литературы, изобразительного искусства и игры актёров. Театральное искусство - коллективное творчество, в котором сочетается литературная основа, режиссёрская трактовка, актёрская интерпретация. Театральное искусство включает в себя многообразные жанры (драма, комедия, трагедия и т.д.).

    Кино - синтетический вид искусства, включающий изобразительные и художественные средства литературы, живописи, театра, музыки, танца. В процессе развития киноискусства как коллективного творчества формируются разные жанры и стили, возникают приёмы совершенствования визуальных образов. В современной эстетике выделяют также и телевидение- синтетический вид искусства, в котором видеотекст есть основа формирования художественного образа.

    Музыка - вид искусства, выражающий художественный образ и его интонационную природу аудио средствами. Музыкальное искусство может быть инструментальным и вокальным, воплощаться в таких жанрах как опера, оперетта, оратория, пьеса, симфония и т.д.

    Танец - древнейший из видов искусства, в основе которого лежат движение, жест, ритм. Существует в единстве с музыкой, реализуется в жанрах: балет, характерный танец, народный, бытовой и т.д.

    Все виды и жанры искусства постоянно развиваются и совершенствуются т.к. информационные технологии оказывают прямое воздействие на различные виды художественной культуры, способствуют появлению новых выразительных средств и приёмов художественного творчества ("компьютерная музыка, виртуальное искусство, граффити и т.д.). В условиях информационного общества проблемы развития искусства, творческой деятельности и художественного восприятия произведений искусства приобретают новые аспекты и рождают новые проблемы эстетической теории.

    Вопросы исторического развития художественной культуры, направлений в искусстве будут рассматриваться в русле историко-культурной тематике в последующих темах.

    ТЕМА 14. РЕЛИГИЯ КАК ЯВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
    Одной из сфер существования культуры с древнейших времен является религия. Вопросы о том, какова сущность религии, в чем заключаются ее специфические особенности и роль в жизни человека привели к возникновению такой области знания как религиоведение. Предмет религиоведения - изучение процесса возникновения, распространения и функционирования религии, выявление ее структурных компонентов и проявлений в жизни социума и человека. Кроме того, религиоведение исследует взаимосвязь религии с другими областями культуры. Выделяют виды религиоведения: богословское и светское. Исторически первой формой религиоведения является богословско-теологическое, в котором религия трактуется как связь человека с Богом, а сама религия изучается "изнутри", средствами самой религии, а для неверующего человека это знание просто недоступно. Представителем богословско-теологического подхода к изучению религии является, например, отец Александр Мень, отстаивающий положение о сверхъестественной природе религиозной веры непреходящей значимости религии для каждого человека и общества в целом.

    Светское религиоведение изучает религию "извне", средствами философии и науки, при этом не обязательно с атеистических позиций. При этом религия исследуется как историческое и социальное явление, с позиций методов философии и науки. Представителями такого подхода к изучению религии являются Л.Фейербах, К.Маркс др.

    Как комплексная область знания религиоведение имеет собственную структуру: религиоведение историческое (история религии), изучающее процесс возникновения и смены религиозных представлений и религиоведение теоретическое, включающее философию религии, социологию религии, психологию религии, феноменологию религии и герменевтику религии. Философия религии делает акцент на изучении мировоззренческой роли религии, изучает ее как социокультурный феномен. Социология религии акцентирует внимание на вопросе о социальном статусе религии, изучает социальные связи отношения между верующими внутри конфессий, а также отношения между верующими и неверующими. Психология религии изучает религиозные состояния людей, веру как эмоционально-волевой компонент жизни личности, особенности поведения верующих. С точки зрения психологии религии, ее причина кроется во внутреннем мире человека, тайнах его психики, в "религиозном опыте" (У.Джеймс) или в бессознательных стремлениях личности (З.Фрейд). Феноменология религии изучает ее как совокупность многочисленных феноменов, выявляющих интенции, стремления личности (Э.Гуссерль). Герменевтика религии исследует проблемы понимания и истолкования древних и сакральных текстов, которые в силу многозначности могут быть по-разному проинтерпретированы (например, символическое или аллегорическое толкование Библейских текстов).

    Как сложное социальное явление религия изучается различными способами, включающими общефилософские, общенаучные и частнонаучные методы, в рамках различных дисциплин, совокупность которых и составляет интегративную область знания - религиоведение. Современное религиоведение основано на многообразии подходов к пониманию и истолкованию религии, отличается мировоззренческим плюрализмом, одинаково уважительно относится ко всем религиозным конфессиям.

    Религия как социальное явление и форма духовной жизни представлена многими компонентами, при этом можно выделить наиболее устойчивый ее признак - веру в сверхъестественное. На ней базируется любое религиозное сознание, которое в свою очередь характеризуется эмоционально-чувственной и рационально-логической сторонами. В развитых религиозных системах религиозное сознание представлено двумя уровнями - это обыденное сознание, включающее в себя чувства, представления, эмоционально-волевые элементы и мотивы поведения верующих. Этот уровень также обозначают как религиозную психологию. Второй уровень - это концептуальное, теоретически-оформленное религиозное сознание, включающее систематизированные вероучения, догматы и принципы. Содержание вероучения изложено в священных книгах (Библии, Коране), утверждено и кодифицировано религиозными конфессиями, обосновывается и развивается в специальной отрасли религиозного знания - в богословии или теологии. Этот уровень обозначают как религиозную идеологию. Представители богословского направления в религиоведении полагают, что идеологическая составляющая играет ведущую роль, в то время как сторонники светского религиоведения отводят ей вторичное место по сравнению с религиозными чувствами и переживаниями верующих. В то же время разработанные и канонизированные религиозные вероучительные принципы способны оказывать значительное воздействие на характер обыденного религиозного сознания. В развитых религиозных системах эти уровни религиозного сознания взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом.

    Наряду с религиозным сознанием в структуре религии выделяют: а) религиозную деятельность; б) религиозные отношения; в) религиозные организации и институты. В совокупности они составляют религиозный комплекс, который является объектом изучения религиоведения.

    Религиозная деятельность подразделяется на внекультовую, к которой относятся действия по производству предметов религиозного характера (например, нательных крестов, молитвенных ковриков и т.д.), подготовка кадров священнослужителей, благотворительные мероприятия и др. Важнейшей составляющей религиозной деятельности является религиозный культ или культовая деятельность. Культовые действия - это способ объективации религиозного сознания, реализация веры в деятельности индивидов или социальных групп. К числу культовых действий относят: религиозные обряды, молитвы, богослужения, жертвоприношения, таинства и др. Религиозный культ основан на убеждении, что между человеком и объектом его веры могут быть установлены определенные взаимоотношения, достигаемые посредством культовой практики. В развитых религиозных системах неотъемлемой составляющей культовых действий предстает эстетическая сторона - использование специальных храмовых сооружений, песнопений, музыкального сопровождения. В процессе богослужения в сознании верующих с помощью культовых действий формируются образы, символы, воспроизводятся религиозные представления и эмоции.

    В процессе культовой практики возникают и реализуются определенные отношения между верующими, отношение между субъектом веры и ее объектом - эти отношения называют религиозными отношениями. Наряду с религиозными внутрикультовыми отношениями могут существовать и внекультовые - отношения между ректором семинарии и педагогическим коллективом, отношения учителя и ученика в воскресной школе и т.д.

    С позиций социологии религии религиозная культовая система прежде всего есть совокупность коллективных действий, которые требуют определенного порядка и организованности. В процессе становления религии как социального института формируются различные виды религиозных организаций. К их числу в религиоведении принято относить: а) церковь, как сложную централизованную систему взаимоотношений между священнослужителями и верующими, регламентацией деятельности и обязанностей; б) секта, часто отделившаяся от церкви организация с ограниченным числом верующих, в которой религиозная практика основана на равенстве клира и мирян, изоляции от других конфессий и верующих. С этих позиций харизматический культ (неокульт) можно также отнести к разновидностям секты, члены которой объединяются вокруг конкретной личности, воплощающей особые божественные качества (харизму); в) деноминация - промежуточный тип религиозной организации, соединяющей черты секты и церкви (от церкви восприняты высокий уровень организации и централизации, от секты - принцип добровольности, контролируемого числа последователей, претензия на исключительность и богоизбранничество). Данная классификация носит условный характер, поэтому в повседневной практике религиозные организации обозначают термином "конфессия".

    Функции религии в первую очередь характеризуют ту роль и значение, которую она играет в социальной и личной жизни верующих. Выделяют следующие функции: 1) мировоззренческая, придающая человеческому существованию смысл и направленность, рисующая доступную пониманию картину мира. Неслучайно наряду с мифологическим и философским типами мировоззрения выделяют также и религиозное мировидение. 2) Регулятивная функция религия обнаруживает себя в запретах и предписаниях, ценностях и ориентациях верующих, нормах и правилах жизнедеятельности и общения. 3)Функция интеграции, в соответствии с которой религия предстает как фактор объединения верующих в рамках определенной конфессии на основе единой веры. 4) Легитимизирующая или узаконивающая - функция, тесно связанная с интегративной, придающая незыблемость и законность правилам и нормам данной религии. В то же время интегрирующая по отношению к сторонникам своего вероисповедания функция может выступать как дезинтегрирующая по отношению к его противникам, а легитимизирующая в пределах одной конфессии как разлегитимизирующая по отношению к представителям другой (например, в христианстве - отношения между православием и неохристианскими объединениями). Кроме того, ряд специалистов выделяют такую функцию как компенсаторную, поскольку религия возмещает в форме положительных эмоций и состояний недостатки и несовершенство реальной жизни. Объединенный результат выполнения религией своих функций называют социальной ролью религии.

    Религия - постоянно развивающееся социальное явление. Поскольку более конкретно и подробно исторические формы религии будут рассмотрены в темах по истории культуры, в данном разделе указана общая классификация. Выделяют: 1) ранние формы религиозных верований или родоплеменные религии - тотемизм, фетишизм, магия и анимизм; 2) национальные религии - те, которые исповедуются представителями определенных этносов (например, индуизм, даосизм, синтоизм и др.); 3) мировые религии - последователями которых могут быть верующие любой расы и национальности (к числу мировых относят буддизм, христианство, ислам). Кроме того, в религиоведении выделяют локальные, имеющие ограниченный ареал распространения, религии и "неокульты" ("нетрадиционные религии" современности).

    В системе культуры религия тесно взаимосвязана с другими формами духовной жизни, такими как мораль, искусство, философия. В современных условиях религиозная культура оказывает значительное влияние на политику, экономику, правовую культуру. В целом весь религиозный комплекс часто называют религиозной культурой, которая рассматривается как неотъемлимая часть единой культуры человечества.

    К числу наиболее распространенных религий в Республике Беларусь относятся:

    Христианство: 1) Православная церковь (свыше 1200 общин).

    2) Римско-католическая церковь (свыше 430 общин).

    3) Христиане веры Евангельской (свыше 490 общин)

    4) Евангельские христиане-баптисты (свыше 260 общин)

    и другие христианские конфессии.

    Иудейская религия (свыше 30 общин). Мусульманская религия (свыше 30 общин), а также "нетрадиционные религии" - "Международное общество сознания Кришны", вера Бахаи, вера Оомото.

    ТЕМА 15. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ
    Осмысление проблемы соотношения культуры и цивили­зации далеко не полно, так как это пока еще новое, находяще­еся в процессе становления, направление культурологии.

    Постижение внутренних смыслов культуры, освоение ши­роких горизонтов культурного разнообразия, знакомство с внутренним строем той или иной культуры, осмысление рит­мов исторического бытия общества и перспектив грядущего сделали проблему соотношения цивилизации и культуры од­ной из актуальных в социально-научном и гуманитарном по­знании.

    Сложность проблемы заключается в том, что оба поня­тия — как «цивилизация», так и «культура» — имеют множе­ство значений. Во многом слова «культура» и «цивилизация» выступают как синонимы. Понятие цивилизации впервые применяется по отношению к историческому периоду, при­шедшему на смену первобытному обществу.

    Соотношение культуры и цивилизации обозначилось впер­вые в эпоху Возрождения, когда культура стала связываться с индивидуально-личностным творческим потенциалом челове­ка, а цивилизация — с историческим процессом гражданского общества.

    В эпоху Просвещения культура рассматривалась как инди­видуально-личностное и общественно-гражданское обуст­ройство жизни, и термин «цивилизация» был введен фран­цузскими просветителями прежде всего для обозначения гражданского общества, в котором царствуют свобода, спра­ведливость, правовой строй, т. е. для обозначения некоторой качественной характеристики общества, уровня его развития.

    Постепенно формируется представление о культуре как о духовном содержании цивилизации, высвечивается несовпа­дение культуры и цивилизации.

    Что же такое цивилизация? Предпринималось множество попыток дать определение этой универсальной и многогран­ной категории. Так, американский антрополог Л. Морган и вслед за ним Ф. Энгельс определяли цивилизацию как стадню развития человеческого общества, которая наступила вслед за дикостью и варварством и характеризовалась упоря­доченностью общественного строя, возникновением классов, государства, частной собственности. О. Шпенглер понимал под цивилизацией фазу заката культурно-исторического типа, его разложения, употребляя этот термин в негативном смыс­ле. А. Тойнби писал о локальных цивилизациях как различ­ных культурно-исторических системах, рассматривая их как динамические образования эволюционного типа. Сейчас ста­ло модным говорить о развитых демократических странах как о цивилизованном мире, в отличие от тоталитарных или дик­таторских режимов.

    Какие факторы определяют существо цивилизации? О. Шпенглер считал главным в цивилизации характерные для этого общества форму и стиль культуры. По мнению рус­ского философа Н. Я. Данилевского, главное в цивилизациях «...должно состоять в отличии культурно-исторических типов, так сказать, самостоятельных, своеобразных планов религи­озного, социального, бытового, промышленного, политичес­кого, научного, художественного, одним словом, историчес­кого развития».

    История человечества насчитывает множество цивилиза­ций, обладавших неповторимостью черт и обликов. Они раз­рушались или их разрушали, на их обломках возникали дру­гие.

    Трактовка культуры как духовной наполненности цивили­зации ярко представлена в концепции Л. Сорокина, согласно которой утрата, обнищание, смерть культуры ведут к суще­ствованию бездуховной цивилизации. Эта позиция показыва­ет, что цивилизация, понимаемая как историческая стадия об­щественного устройства или общественного развития, вклю­чает в себя не только палитру культурных достижений, обеспечивающих расцвет народам, но и все минусы обще­ственного бытия на данном историческом этапе.

    Какова продолжительность существования цивилизаций? О. Шпенглер и А. Тойнби утверждали, что цикл развития ци­вилизаций от зарождения до упадка составляет примерно ты­сячу лет. По Л. Н. Гумилеву, он насчитывает полторы тысячи лет. Бельгиец Кетле пришел к выводу, что средняя продолжи­тельность жизни цивилизации составляет приблизительно 185 лет.

    Мнения различны и в том, сколько и каких цивилизаций было. Н. Я- Данилевский насчитывал их 11: египетская, ассирийско-вавилоно-финикийская, халдейская или древне-се­митская, китайская, индийская, иранская,еврейская,гречес­кая, римская, новосемитская или европейская. Дье цивилиза­ции — мексиканская и перуанская погибли насильственной смертью на ранней стадии развития.

    По мнению О. Шпенглера, в истории человечества всего было восемь цивилизаций: вавилонская, египетская, народа майя, античная, индийская,китайская, арабская, западная.

    Типы цивилизаций

    Определение типов цивилизаций осуществляется по сле­дующим признакам:

    • общность и взаимозависимость историко-политической судьбы и экономического развития,

    • взаимопроникновение культур,

    • наличие сферы общих интересов и общих задач с точки зрения перспективы развития.

    На основе этих признаков определены три типа развития цивилизации: непрогрессивные формы существования (або­ригены Австралии, индейцы Америки, многие племена Афри­ки, малые народы Сибири и Северной Европы), циклического развития (страны Востока) и прогрессивного развития (гре­ко-латинская и современная европейская).

    Таким образом, понятие «цивилизация» — комплексное, и его типология определяется содержательным ядром. Обще­известно и выделение временного или религиозного принци­пов Э. Тоффлер выделяет тысячелетние цивилизационные циклы: сельскохозяйственный, индустриальный, постиндус­триальный (с конца XX в.). В работах Ю.В. Яковца представ­лено семь мировых цивилизаций: неолитическая, раннера-бовладельческая, античная, раннефеодальная, позднефео-дальная (прединдустриальная), индустриальная и постинду­стриальная.

    Получает распространение отстаиваемая отечественным философом В. С. Степиным концепция о двух типах цивили-зационного развития в истории человечества: традиционная и техногенная. Она исходит из признания, что тип цивилиза­ции, его стратегия определяются культурой. Различия в за­падноевропейской цивилизации (техногенной и восточной — традиционной) выросли из системы господствующих в них универсалий культуры, из различий в понимании человека, природы, истины, власти, личности и пр.

    Типы цивилизаций, существуют одновременно и картина современного мира будет целостной, если дополнить ее не­продолжительными формами человеческих сообществ.

    Культура играет фундаментальную роль в модернизации общества, являясь генератором глубоких социально-экономи­ческих трансформаций. Это обусловлено прежде всего тем, что культура, с одной стороны, в отличие от цивилизации, хранит, выражает и передает именно специфическое, свое­образное, что присуще определенному социуму, а с другой — обеспечивает в рамках и вместе с цивилизацией этноистори-ческую целостность.

    Интеграционные процессы, универсализация образа жиз­ни разных народов и государств обнаруживаются в большей степени в периоды спокойного эволюционного развития ло­кальных и мировых цивилизаций. Рассмотрим подробнее, ка­кой смысл вкладывается в эти понятия. Мировая цивилиза­ция — этап в истории человечества, характеризующийся оп­ределенным уровнем потребностей, способностей, знаний, навыков и интересов человека, технологическим и экономи­ческим способом производства, строем политических и об­щественных отношений, уровнем развития духовного воспро­изводства. По сути, речь идет о сверхдолгосрочном (много­вековом) историческом цикле. Смена мировых цивилизаций выражает поступательное движение исторического прогрес­са, саморазвитие человечества.

    Локальные цивилизации выражают культурно-историчес­кие, этнические, религиозные, экономико-географические особенности отдельной страны, группы стран, этносов, свя­занных общей судьбой, отражающих и преломляющих ритм общеисторического прогресса то оказываясь в его эпицентре, то удаляясь от него. Каждая локальная цивилизация имеет свой почерк, свой ритм, более или менее синхронизирован­ный с ритмом мировых цивилизаций. Наиболее полная ката­логизация локальных цивилизаций приведена А. Тойнби. Ис­следуя структуру человечества последнего тысячелетия, Той­нби обнаружил пять живых цивилизаций: 1)западное общество, объединенное западным христиан­ством;

    2) православно-христианское, или византийское общество, расположенное в Юго-Восточной Европе и России;

    3) исламское общество — от Северной Африки и Среднего Востока до Великой Китайской стены;

    4) индуистское общество в тропической субконтиненталь-нол Индии;

    5)дальневосточное общество в субтропическом и умерен­ном районах Юго-Восточной Азии.

    Исследования предыстории этих обществ привели Тойнби к выводу, что это цивилизации третьего поколения: каждой из них предшествовали цивилизации второго и перзого поколе­ний. Всего было нанесено на культурную карту Старого и Но­вого Света 37 цивилизаций, из них 21 была тщательно иссле­дована и описана за 6 тыс. лет человеческой истории.

    Цивилизации постоянно развиваются, имеют свой жизнен­ный цикл. Каждая из них проходит в своем развитии фазы — возникновения (генезиса), роста, надлома и распада.

    А. Тойнби подробно раскрывает механизм распада цивили­заций, что имеет важное значение для понимания содержа­ния переходного периода. Он отмечает, что «по мере укреп­ления власти над окружением начинается процесс надлома и распада, а не роста... за спадом, который начинается в момент надлома, следует оживление, что совпадает с моментом осно­вания универсального государства. Однако и этот процесс за­вершается в свою очередь надломом, знаменующим начало нового спада, за которым уже не наступит оживление, но пос­ледует окончательный распад».

    Природа упадка цивилизаций такова: творческое меньшин­ство теряет свою привлекательность, и большинство отказы­вается подражать и следовать ему. Меньшинство применяет силу (государство) для сохранения себя, но оно становится ра­бом своих косных установок и само ведет себя к гибели.

    Концепция Тойнби дает развернутую картину жизненных циклов локальных цивилизаций, механизмов смены их поко­лений. Но распад локальных цивилизаций в значительной степени является следствием ритма мировых цивилизаций. В наши дни, когда Россия, как и все человечество, мучительно переживает тяготы переходного периода, вопрос о сути и пер­спективах происходящих перемен ставится наиболее остро. Для того чтобы яснее представить себе движущие силы, при­знаки, механизмы этого перехода, остановимся подробнее на структуре и динамике цивилизаций.

    Структуру цивилизаций можно представить в виде усечен­ной пирамиды, которая делится по вертикали на пять этажей, каждый их которых, в свою очередь, включает ряд взаимодо­полняемых элементов.

    Первоисточник перемен следует искать в фундаменте пи­рамиды, в человеке, в динамике его потребностей и способно­стей, знаний, навыков, интересов. Меняются потребности от­дельного человека, семьи — как биологически, так и социаль­но. Для производства потребляемых семьями товаров и услуг нужно привлекать дополнительные природные ресурсы, сы­рье, материалы, орудия труда, источник энергии. Рост чис­ленности населения, социальные конфликты и войны расши­ряют круг общественных потребностей — для нужд управле­ния, обороны, поддержания порядка.

    Параллельно перемены охватывают верхний этаж цивили-зационной пирамиды — духовную сферу. Художники, ученые, учителя, впитавшие идеалы прошлого переворота, под знаме­нателем которых формировалось ныне господствующее обще­ство, острее всех чувствуют несоответствие этих идеалов и реальной жизни. В поисках выхода из кризиса выдвигаются новые идеи, концепции, ценности. Постепенно, шаг за шагом происходит переворот в научном наследии, системе ценнос­тей, создается новый общественный идеал, который обрета-

    ет растущее число сторонников и в итоге увлекает за собой активную часть общества.

    Следовательно, процесс смены цивилизаций начинается с нижнего и верхнего этажей пирамиды, с кризиса потребнос­тей и духовного мира. Носи не может осуществиться, пока не произойдут радикальные перемены в технологическом и эко­номическом способах производства, в социально-политичес­ком строе.

    Смена цивилизаций связана с переворотом на всех этажах пирамиды общества, причем переворот этот происходит в за­кономерной последовательности и опирается на сочетание унаследованных основ генотипов каждой из подсистем с вза­имосогласованными переменами, обогащающими этот гено­тип и помогающими лучше адаптироваться к изменившимся внутренним и внешним условиям жизни человечества на оче­редном витке исторической спирали. Содержанием этого пе­риода являются вытеснение или разрушение отживших свое, обреченных, тормозящих прогресс элементов уходящих ци­вилизаций и рождение в муках основ новой цивилизации, сле­дующего звена спирали исторического прогресса. В этот пе­риод усиливается хаос разрушительной силы, обостряются все виды социальных противоречий, развивается целая цепь кризисов, революций, войн, других конфликтов, наблюдают­ся негативные демографические тенденции (падение темпов прироста или абсолютное сокращение населения, волны миг­рации, потоки беженцев). Резко возрастает безработица, об­нищание, преступность, моральная деградация части насе­ления.

    В последней трети XX в. наблюдаются признаки глубокого кризиса идеологии и морали, перехода к очередному сверх­долгосрочному циклу. Как оценить сущность и масштабы ис­торических перемен? То, что происходит смена укладов, под­тверждается множеством выявленных тенденций в обще­ственной жизни. Человечество вступило в переходный период к постиндустриальной цивилизации. Сами основы индустри­ального общества: машинный строй производства, нарастав­шие концентрации и централизации экономической и поли­тической власти, превращение человека в винтик огромных экономических, технических и социально-политических сис­тем — все это уходит в прошлое. Зарождаются основы новой постиндустриальной цивилизации. В таком случае фаза уходящей цивилизации и первая фаза приходящей совпадают во времени, определяют суть переходного периода и его пример­но полувековую длительность.

    Такой подход к пониманию закономерностей исторического процесса помогает избежать при прогнозировании будущего опасных заблуждений и ложных путей. Из изложенного вы­текает, что последней фазе уходящей цивилизации соответ­ствуют не зачатки, а уже сложившиеся контуры будущего об­щества, способного вступить в отчаянную борьбу за свое са­моутверждение с господствующим привычным строем. Поло­вина переходного периода к постиндустриальной цивилиза­ции уже пройдена и составляет исторический опыт, который помогает нам выявить и оценить преобладающие тенденции.

    Главная отличительная черта рождающейся, переживаю­щей начальный период фазы становления постиндустриаль­ной цивилизации — возрождение гуманизма. Это не просто возврат к приоритету ценностей свободной творческой лич­ности эпохи афинской демократии или итальянского Ренес­санса, породивших взлеты человеческого духа. Возврат к гу­манизму после угнетающей машины индустриального Моло­ха происходит на новой основе, он обусловлен изменившими­ся условиями жизни и развития общества. В чем суть этих из­менений?

    Во-первых, многократно усложнившиеся экономические, технологические, экологические, социально-политические связи, ускорившийся ритм перемен делают невозможной эф­фективную деятельность в любой сфере без современного на­учного знания, непрерывного его пополнения и обновления.

    Во-вторых, вновь увеличивается ключевое значение науки, которая не смогла предвидеть всеобщий кризис и сколько-ни­будь существенно облегчить муки рождения нового общества. Отсюда типичная для переходного периода тенденция возрож­дения агностицизма и релятивизма, мистики и знахарства, разочарования в силе научного познания; да и в самой науке наблюдается кризис идей, резкое ослабление прогностичес­кой функции. Но это — временное явление. Вырисовываются признаки очередной грандиозной научной революции, когда обновленная наука станет краеугольным камнем, лидером по­стиндустриальной цивилизации. Повышается наукоемкость не только производства, но и всей жизни общества, его дина­мики.

    В-третьих, приоритетную роль приобретает культура. До­стигшие сравнительно высокого уровня удовлетворения по­требностей в питании, комфортном жилище, насыщенности электронной бытовой и информационной техникой, семьи в развитых странах устремляются к духовной сфере, разнооб­разным видам искусства. Возрождению массового интереса к высокой культуре способствуют достижения современной ин­формационной революции: посетить Лувр или Эрмитаж, по­бывать в театре или посмотреть балет, послушать Бетхове­на, Баха или лучших вокалистов мира теперь можно не выхо­дя из квартиры: достаточно включить телевизор, видеоплей­ер, мультимедийный компьютер. Высокая культура становит­ся общедоступной. Вместе с тем уменьшается спрос на массовую, обезличенную антикультуру, которая в основном уйдет в прошлое вместе с обреченной частью индустриаль­ной цивилизации.

    В-четвертых, в корне меняются содержание, формы, ме­тоды образования. Оно нацелено не на усреднение, а на все­стороннее развитие самобытных личностей, наделенных творческим мышлением и способных к адаптации в быстро­меняющихся условиях труда и жизни. Образование становит­ся непрерывным, охватывающим все стадии жизненного цик­ла каждого человека. Информатизация образования, соеди­нение логического и образного мышления, дистанционное образование, распространение средств мультимедиа много­кратно повышают эффективность усвоения знаний, активи­зируют учащегося, да и само содержание образования меня­ется ориентацию на послушных исполнителей частичных функций узкопрофессиональную подготовку сменяет первен­ство гуманитарных дисциплин, широкая политехнизация обу­чения, воспитание готовности к приобретению новой квали­фикации.

    В-пятых, формируются элементы новой этики, правила межличностных отношений, подчеркивающие стремление к независимости и самобытности каждого члена общества, име­ющего право на самостоятельные решения, но уважающего интересы других. Человек не является обезличенной частич­кой, молекулой коллектива, во имя которого подавляются, ни­велируются неповторимые черты индивидуума, отдельной се­мьи; таким образом, свободный творческий человек постепен­но становится содержанием и высшей целью новой модели общества. Это не значит, что исчезают противоречия, неве­жество, преступления, конфликты, но способы их разреше­ния будут все более цивилизованными.

    Таковы лишь некоторые, самые общие контуры будущих цивилизаций в том виде, в каком она вызревает в недрах ин­дустриального общества постепенно сбрасывая его устарев­шие оболочки.

    ТЕМА 16. ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
    Социокультурный мир неоднороден и многомерен в синхронном и диахронном аспектах. Классификация культурных типов - это метод исследования культур, в котором критерием выделения является определённая совокупность существенных показателей.

    Выделяют социальные, этнонациональные и исторические типы культуры. Социальные типы культуры классифицируются по различным признакам:

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


    написать администратору сайта