Главная страница
Навигация по странице:

  • Контркультура

  • Маргинальная

  • Типология культуры по уровням

  • Элитарная культура

  • Массовая культура

  • Этнонациональные

  • Региональный

  • Культурология. Теорию культуры


    Скачать 0.93 Mb.
    НазваниеТеорию культуры
    АнкорКультурология.doc
    Дата08.09.2018
    Размер0.93 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКультурология.doc
    ТипДокументы
    #24271
    КатегорияИскусство. Культура
    страница5 из 13
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
    Типы культуры по принципу внутрикультурной иерархии: доминирующая или "базовая", культура - совокупность "алгоритмов" жизнедеятельности, поведения и общения, характерных для большинства социальных субъектов.

    1. Доминирующая культура может быть этнической и национальной.

    Этническая культура основана на общности происхождения и совместной деятельности, основной способ передачи социокультурной информации в ней - традиция.

    Национальная культура основана на территориальном, экономическом и лингвистическом объединении людей. Включает в себя специализированные области и этническую культуру. Основной способ передачи социокультурных достижений - письменность.

    2. Наряду с доминирующей, в культурном пространстве наличествуют субкультуры.

    Субкультура - совокупность социокультурных характеристик, присущих определённой социальной группе. Признаки субкультуры: а) собственная, отличная от доминирующей, система ценностей и жизненных ориентиров; б) особенности языка как средства общения (арго); в) стиль жизни; г) имидж и др. К числу субкультур относятся молодёжная, тюремная, цыганская и другие виды культуры.

    3. Контркультура - тенденции, элементы культуры, направленные против установок и ценностных ориентаций доминирующей культуры. Контркультура, с одной стороны, характеризует направленность и соотносимость "базовой" и субкультур, а с другой стороны, отражает тенденции создания культурных инноваций в развитии культуры.

    Маргинальная (от лат. marginales - находящийся на краю) - понятие, определяемое положением человека между культурными типами. К ней относят "культурные гибриды".

    Проблема единства и множественности культурного процесса лежит в основании диахронной типологии культур.

    По соотношению типа культуры и типа власти выделают матриархальную и патриархальную культуры. Я. Баховен выделил "мужское" и "женское" начало в культуре. Для ряда исследователей этот тезис дал основание выделения матриархального типа культуры (общие черты: связь с землёй и кровные узы, пассивность, равенство людей и гармония отношений). Патриархальный тип основан на моногамии, патернализме, социальной иерархии. В основе лежит производственная деятельность, приоритет рационализма и законов. Важнейшая ценность - подчинение власти.

    Л.Фробениус выделил две первичных культуры: матриархальную (русские, африканцы и т.д.), патриархальную (англо-саксы, арабы и т.д.). Н.Бердяев отмечал женственность русской и мужественность германской культур.

    Типология культуры по уровням:

    а) обыденный (культура повседневности), нерефлексируемый уровень бытия культуры, складывается стихийно, реализуется как частный и публичный виды культуры; является результатом процесса социализации, не имеет закрепления в институтах культуры;

    б) специализированный - высший уровень существования культуры, носит институализированный характер. В специализированных формах культуры накапливается и транслируется социокультурная информация, создаются новые каналы культурной коммуникации.

    Уровни культуры: 1) специализированные, отражающие процессы накопления и распространения культурной информации (кумулятивный и трансляционный); 2) Обыденный - выражающий культуру повседневности (публичный и частный). На этих уровнях формируются каналы обмена культурной информацией: система образования, средства массовой коммуникации, институты культуры, стереотипы жизнедеятельности.

    Элитарная культура - культура, развивающая и совершенствующая высокохудожественные достижения культуры прошлого и настоящего. Создаётся творческой интеллигенцией, ориентирована на креативные способности личности, обладающей особой художественной восприимчивостью. Включает литературу, музыку, изящные искусства.

    Массовая культура - характерна для XX века, ориентирована на производство и потребление культурных ценностей в условиях индустриального общества. Характерные черты: стандартизация, нивелирование творческой индивидуальности, доступность, развлекательный характер, приоритет "профанной" среды. Важную роль в существовании массовой культуры играют социокультурные стереотипы, средства массовой информации и коммуникации, процесс урбанизации, рыночная экономика. Спутником массовой культуры является кич (китч) (от нем. kitsch - безвкусица, халтура) - специфическое явление, характеризующее упрощённые и безвкусные стереотипы культурных феноменов, лишённых эстетической и художественной ценности.

    Этнонациональные типы культуры выделяют по принципу принадлежности к определённой социально-этнической области. Наряду с этнической (первичный исторический тип) культурой выделяют национальные, региональные, субрегиональные и локальные культуры.

    Региональный тип характеризует социокультурные процессы определённой территориальной целостности (например, культура США, Китая); субрегиональный - культуру этнических и социальных групп (культура "коренных" народов Америки); локальные культуры, свойственные определённым узким этническим, территориально обособленным общностям (культура племени "сиу"). В современных условиях этнонациональные типы культур взаимодействуют между собой, процессы глобализации ведут к нивелированию культурных различий и обострению проблемы культурной самоидентификации личности.

    Исторические типы культур выделяются по следующим основаниям:

    1) по способам и видам отбора, воспроизводства и распространения культурных инноваций. Концепция универсальной эволюции (Л. Морган, Г.Спенсер) и неоэволюционизм (Л.Уайт, А.Бастиан) понимают социокультурную динамику по аналогии с эволюционным процессом. (Типы культуры здесь - дикость, варварство, цивилизация).

    2) формационная типология культур через соотношение культур социально-экономическими структурами (К.Маркс).

    3) циклические концепции истории культуры, в которых цивилизация предстаёт как определённый уровень (О.Шпенглер) или тип культуры (А.Тойнби).

    4) типология культуры по методу идеальных типов (М.Вебер). Идеальный тип позволяет объединить феномены культуры на основе количественных методов изучения по различным основаниям: ценностным, психологическим, культурно-хозяйственным, религиозным и т.д.

    5) концепция культурных "суперсистем" (П.Сорокин). "Чувственный", "идеациональный", "идеалистический" и "эклектический" типы культур.

    6) типология культуры по коммуникационным основаниям. Ю.М.Лотман выделял "дописьменный", "письменный", "книжный", "экранный" типы культуры и тип "новейших информационных технологий".

    Выделение типов культуры позволяет выявить как уникальные, специфические черты и свойства культуры, так и её культурные, антропологические и общие основания.

    ТЕМА 17. ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ТИП: СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ
    Проблема происхождения человека и культурогенеза является актуальной и дискуссионной. Источниками изучения этого феномена служат данные археологии (в том числе и последние научные открытия), этнографии, палеоанропологии и других дисциплин. Археологические открытия сделанные после второй мировой войны сначала в Старом Свете, а затем и на Американском континенте, доказали, что проблема происхождения, расселения и взаимодействия человеческих сообществ далека от своего разрешения и уходит корнями в глубокую древность. Идущий из Африки поток информации о различных формах ископаемого человека заставляет по-новому взглянуть на процесс выделения древнейших предков человека из животного мира и на основные этапы становления человечества.

    При оценке истории первобытного общества в науке сложились различные подходы и критерии. Археологический подход основан на выделении 3-х периодов, в зависимости от того, какие материалы использовались в производстве орудий труда: каменный, бронзовый и железный века. При этом предполагается, что каменный век продолжался с 2 млн. 700 тыс. лет до н.э. до 3 тыс. лет до н.э., (он разделялся на периоды: палеолит, мезолит, неолит). На рубеже каменного и бронзового веков лежит энеолит.

    Палеолит - эпоха раннего расселения человечества. Нижняя граница палеолита установлена условно, т.к. интерпретация наиболее древних археологических стоянок австралопитеков на территории Африки вызывает острые дискуссии. Древность наиболее ранних австралопитеков определена в 4-5 млн. лет. Геологические исследования питекантропов в Индонезии доводят возраст наиболее архаичных из них до 2 млн. лет (примерно тот же возраст имеют находки в Африке).

    По мере накопления палеоантропологических находок ископаемого человека всё более очевидным становится, что древнейшее человечество с самого начала существовало во многих локальных формах, что являлось проявлением многолинейности эволюции. Сосуществование на протяжении ряда тысячелетий форм, относящихся к разному уровню стадиального развития характерно для формирования современного человека. Палеоанропологические исследования показали, более раннее, чем считалось прежде, формирование многих общественных институтов (например, искусства, религии), многообразие и извилистость путей социального прогресса, которому предшествовали несколько миллионов лет пути.

    Современная археология накопила огромный материал по основным этапам разработки кремния, показывающий направление развития каменной технологии палеолита, начиная с достаточно примитивных орудий олдувайской культуры в Африке и кончая изощренной каменной и костяной индустрией, верхнепалеолитической эпохи.

    В палеолите выделяют : верхний палеолит (с 400 тыс. лет до н.э. до 12 тыс. лет до н.э.), мезолит (12-5 тыс. лет до н.э.) и неолит (5-3 тыс. лет до н.э.). Ему соответствуют определённые типы культуры: олдувайская, омельская, мустьерская. Позднему (верхнему) палеолиту соответствует ареньянская и мадленская культуры.

    Наряду с археологическим, для периодизации и характеристики первобытного общества и его культуры используется подход, предложенный американским историком и антропологом Льисом Моргоном. Историю человечества он делит на три периода: дикости, варварства и цивилизации. Первые два характерны для первобытного общества, а цивилизация - для рабовладельческого.

    Кроме того, широко известен и социальный подход в анализе первобытной культуры, с позиций которого первобытность делят на три этапа: первый - это орда, стая (соответствует раннему и среднему палеолиту, по Моргану - дикости); второй этап - родовая община или родовой строй (формируется в поздний палеолит, по Моргану - высший период дикости и низший и средний периоды варварства); и третий период - эпоха разложения первобытного общества (по археологическому критерию - энеолит, по Моргану - высшая ступень варварства).

    Типы культур бронзового и железного веков классифицируются по зонам и регионам, и единого критерия их характеристики нет, т.к. не существует определённого основания типологии, поскольку на тип культуры влияет огромное количество факторов.

    Наряду с вышеперечисленными подходами первобытную культуру можно рассматривать как традиционную, пронизанную общей мировоззренческой мифологической парадигмой. В период, предшествующий неолиту, жизнь первобытного общества полностью зависела и была подчинена природным процессам (что подтверждается данными по расселению первобытного человека), отсутствовала сколь-нибудь ярко выраженная производственная деятельность. Эти факторы ориентировали социум на безусловное единство человека, коллектива и природы - следствием чего явилось мифологическая парадигма, основной идеей которой был синкретизм, абсолютное тождество человека - рода - природы - космоса. Все народы и общества воспринимали и понимали мир таким образом, что человек не выделял себя из природы. Жизнедеятельность первобытного общества носила практически-духовный характер, творчество и культура были органической частью процесса добывания средств к существованию. Особенности культуры первобытного общества: это 1) синкретизм мифологической мировоззренческой парадигмы; 2) практически- духовный характер культуры, 3) традиционализм, 4) универсальный характер.

    Появление первобытной культуры, следовательно, берёт своё начало с "Homo sapiens", человека разумного, способного к определённому осмыслению и оценке конкретной ситуации, к определенному "творчеству". Общепринятой является точка зрения, что культура начинает свой исторический путь на этапе позднего палеолита (40-35 тыс. до н.э.) в эпоху мустьер. В этот период возникают взгляды и представления, отразившиеся в искусстве и религии (но этот процесс не был одновременным - в южных регионах происходит значительно ранее, чем в северных).

    Полная подчиненность природе, страх перед неведомым, скудные знания о мире - всё это привело к тому, что сознание первобытного человека было с первых его шагов эмоционально-ассоциативным, а не разумно-логическим. В нём преобладали иллюзии и фантазии, определившие и специфику первых элементов культуры, формировавшихся под воздействием двух важнейших факторов: появление языка и обыденных знаний.

    Жизнь первобытного общества носила коллективно-родовой характер, где царило полное равноправие (в том числе между мужчиной и женщиной, даже в условиях матриархата). Результатом общения и повседневной деятельности была, закреплявшаяся в обычаях и запретах, традиция. Род был явлением экзогамным, что привело к дуально-родовой организации (система двух взаимнобрачащихся родов, где брак был дислокальным). Обычаи и традиции, невозможность нарушения запретов и предписаний членами рода обусловили традиционный характер первобытной культуры. Её первыми по степени возникновения элементами были: 1) система табуирования, отражавшая морально-этические представления, 2) элементы искусства: танец, берущий своё начало в глубинах древности, так как первоисточник ритма - в биении человеческого сердца, зачастую носивший ритуальный характер; пещерная живопись. По отношению к первобытному искусству, подчёркивая его следование обычаям, применяют термины "традиционное" или "примитивное" искусство. Сердцевиной первобытной культуры, её идейным основанием, являлись мифологические представления и ранние формы религии.

    Мифология - от греч. миф- слово, предание, сказание. "При этом миф выражает обобщенно-смысловую наполненность слова в его целостности. Древняя традиция не случайно под мифологией понимала упорядоченное эмоционально-чувственное единство" (А.А.Тахо-Годи). Миф был своеобразной совокупностью представлений о мире, необходимой частицей которого является человек, о тех силах, которые этим миром управляют. Для древних людей мифология - это неоспоримая реальность и вера в её непреложность. Она возникает ещё до религии, которая нуждается в системе почитания божеств со всеми её атрибутами, ритуалами, догмами - то есть культом. Для мифологии первична реальность космического бытия, переживаемого как стихийная проекция во всё, на мир в целом, родовой жизни первобытного коллектива. Мифосознание, таким образом, пронизывало собой всю жизнь человека и общества, т.к. в нём слиты воедино идеи и чувственные образы, представления и сама действительность. При всём многообразии и различиях в мифах разных народов всегда есть общие темы и сюжеты, присутствует единая общая структура мира (структуре мифа посвящены работы К.Л.Леви-Стросса, Э.Голосовкера и др.). Зооантропоморфные, космические, героические мифы характерны для народов всех континентов, что является проявлением общих закономерностей в развитии духовной культуры человечества.

    В условиях позднего палеолита, в период ранней родовой общины начинают складываться и первичные религиозные представления в форме тотемизма, фетишизма, магии, анимизма. Вопрос о том, чем различаются и в какой последовательности возникают ранние формы религии является дискуссионным. Существуют различные подходы к его решению. Так, известный историк и археолог Э.Тайлор, рассматривая анимизм в качестве лилипута религии, абсолютизирует его роль. Дж.Фрэзер полагал, что магия, как уникальное специфическое явление, предшествует другим формам религий. Однако большинство исследований отмечает, что данные формы первобытных верований тесно переплетены между собой и могут соседствовать друг с другом у одного рода или племени, различия же в верованиях обусловлены как совершенствованием самого человека, используемых орудий труда, кризисом мифологической мировоззренческой парадигмы. Изменение отношения к природе, выделение человека из неё, повлекло и изменение взаимоотношений внутри родовой общины, обнаружение несхожести, различности, противоречивости бытия, потребность в их объяснении привели к появлению ранних форм религии.

    Тотемизм - название вошло в науку в конце XVIII века. Этимология слова восходит к языку индейцев племени оджибве - "ототем" - его род. Это ранние религиозные верования в наличие нерасторжимой связи между человеком или группой людей и группой материальных предметов, чаще всего животных или растений - тотем и их изображения находятся в родственной связи с племенем.

    Археологические находки и памятники показывают, что тотемизм был присущ уже людям каменного века в эпоху верхнего палеолита. Выбор тотемов чаще всего определялся физико-географическим характером местности проживания, особенностями хозяйственной жизни и экологической ниши обитания рода или племени. Наиболее ярко тотемизм проявился из аборигенов Австралии, не просто обожествлявших тотем, а находивших определённую общность себя и тотема, что отразилось и в системе табулирования. Существовали запреты на убийство и употребление в пищу тотема, но иногда, в тотемических обрядах тотем торжественно поедался всем племенам.

    Несмотря на различие в объекте поклонения, тотемизм разных народов имеет общие черты: тотемическая группа всегда экзогамна (браки между её членами запрещены); по умершему тотему носили траур и хоронили его с теми же почестями, что и людей; характерно наличие мифов о тотемических предках; обрядовая практика (которая впоследствии трансформировалось в магические обряды).

    Тотемизм не являлся обожествлением тотема - это вера в какое-то таинственное родство с ним. Связь с тотемом реализуется во взаимной зависимости - с одной стороны, человек воздействует на свой тотем, а с другой стороны - тотем влияет на человека. Наряду с родовым (или племенным) существует и половой тотемизм (у мужчин - свои тотемы, у женщин - свои), и индивидуальный.

    Зарубежные исследователи тотемизма выделяют в нём три стороны: социальную (единство рода и табу), психологическую (вера в единство) и религиозную (определённый круг людей - старцы, знахари передавали предания о тотемических предках).

    Связь тотемических ритуалов с магическими действиями очевидно. Уже в самые отдалённые времена психология тотемизма была сходна с психологией фетишизма, а позднее и с магией. Вера в тотем кое-где впоследствии перешли в веру богов-полуживотных (особенно распространена в Древнем Египте: священный бык Апис, небесная корова-богиня Хатор; бог-сокол Гор и др.). Существовали остатки тотемизма и в раннем христианстве: Христа изображали как ягнёнка. В индуизме в качестве священных животных и сегодня почитаются корова, слон, обезьяна и змея.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


    написать администратору сайта