Главная страница

Культурология. Теорию культуры


Скачать 0.93 Mb.
НазваниеТеорию культуры
АнкорКультурология.doc
Дата08.09.2018
Размер0.93 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаКультурология.doc
ТипДокументы
#24271
КатегорияИскусство. Культура
страница9 из 13
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13

Более глубокие принципы переустройства общества в ин­тересах беднейших слоев населения были сформулированы английским гуманистом и государственным деятелем Томасом Мором (1478—1636) и итальянским философом Томмазо Кампанеллой(1568— 1639)

Наиболее крупным философом эпохи Возрождения следу­ет считать Джордано Бруно (1546—1600) Мировоззрение Бруно можно считать материалистическим, но по форме это пантеизм. Из всех натурфилософов этой эпохи Бруно наибо­лее последовательно растворяет Бога в природе.

Один из наиболее важных выводов, сделанных Бруно из пантеизма, состоит в решительном утверждении тезиса о бесконечности природы. По его мнению, Вселенная не имеет никаких границ, никакого центра Вселенной не существует, а число миров в ней бесконечно. Он доказывал физическую однородность всех миров и считал, что другие миры также на­селены и обитаемы. Бруно в теории познания противопостав­лял чувства разуму, считая, что возможности чувств весьма ограничены и неспособны воспринять бесконечность Вселен­ной.

Итак, в целом в эпоху Возрождения происходит грандиоз­ный переворот в мироощущении людей. Не случайно, что про­изошел этот переворот на итальянской земле после того, как Италия вступила на новый путь в своем экономическом и со­циальном развитии. Уже в XI—XII вв. в Италии происходят антифеодальные революции с установлением во многих горо­дах республиканской формы правления.

На этом пути особенно рано выдвинулась Флоренция — крупнейший во всей тогдашней Европе центр производства шерстяных тканей. В 1289 г., т. е. ровно за 600 лет до взятия Бастилии, Флорентийская республика освобождает кресть­ян от крепостной повинности, обосновывая такое решение следующим поразительным для того времени политическим «кредо»: свобода есть неотъемлемое право, которое не может зависеть от произвола другого лица, и необходимо, чтобы республика не только поддерживала это право, но и укрепля­ла его на своей территории. Флорентийские «пополаны» (купцы, менялы, ремесленники) обошлись очень круто с фе­одальной аристократией: согласно «Установлениям справед­ливости» 1293 г., дворяне лишались избирательных и вооб­ще политических прав. Городская коммуна, состоявшая из представителей ремесленных цехов и купеческих гильдий, стала полновластным органом. Следовательно, в Италии борьба горожан против феодалов в отличие от других стран Европы не привела к победе сильной центральной власти, но зато не произошло и перехода к абсолютизму.

Во Флоренции власть принадлежала «богатым горожа­нам». Политическими правами в республике из 90 тыс. на­селения Флоренции в XIV в. обладали лишь 5—6 тыс. чело­век. Они избирали правительство республики (приорант или синьорию), состоявшее из семи человек, во главе с гопфало-ньером (знаменосцем) правосудия. Флорентийское прави­тельство с помощью наемных войск во главе с их предводи­телями — кондотьерами вело активную захватническую по­литику.

Невероятный взлет в развитии искусства в эпоху Возрож­дения наиболее наглядно проявился в общей эстетической те­ории Ренессанса.

Основные положения эстетической теории Возрождения

Энергичное выдвижение примата самостоятельной чув­ственной красоты окружающего мира и человека в первую очередь. С этим связано возрождение чувственной математи­ки — математики, направленной на изучение обнаженного человеческого тела, на знание реальной анатомии (например, Альберти делил тело на 600 частей).

Новое отношение к художнику. Теперь он — человек, име­ющий много достоинств и способностей. Он — творец нарав­не с природой и Богом.

Отбирая материал у созданий, порожденных природой и, соответственно, Богом, он может создать в произведении ис­кусства более совершенного человека. Идеальной иллюстра­цией этой мысли может служить письмо Рафаэля, в котором он излагает свой метод работы над образами картин. Он пи­шет, что во Флоренции нет изначально красивой, на его взгляд, женщины, но есть, например, пять очень красивых дам. Он «отберет» у каждой самую ее совершенную черту и, соединив в одном образе на полотне, создаст идеально пре­красную женщину. Таким образом, он ставит себя выше Бога, ибо его идеал красоты совершеннее земных творений, создан­ных Творцом.

У каждого художника, конечно же, такой идеал красоты был свой. Он не часто менялся, кочуя из картины в картину и делая узнаваемыми произведения одного мастера.

Новое отношение к художнику выражалось в отсутствии имперсональности произведений — теперь в отличие от Средневековья подпись на работах ставилась, часто на очень видном месте, как знак самоуважения и изменения обще­ственного статуса художника.

Вспомним, что, как в Византии, так и в средневековой Ев­ропе, художник почитался ремесленником и сам скромно себя считал таковым, его место было на низших ступенях социаль­ной иерархии, и личность его стушевывалась перед заказчи­ком, т. е. перед церковью или светской властью, освященной церковью.

Творить каждому истинному художнику по-своему стало возможным лишь со времен Возрождения, когда человечес­кая мысль была высоко вознесена во всеобщем сознании и творческая индивидуальность художника стала привлекать внимание всех, кого радовало его искусство.

Именно в эту эпоху безличное цеховое мастерство уступи­ло место индивидуальному творчеству. Итальянские худож­ники Возрождения творили в духе своей эпохи, но именно этот дух наделял их творческой свободой, и потому каждый, выявляя свое, невероятно обогащал наши собственные пред­ставления. Эстетическая теория Возрождения продиктовала характерные черты искусства этого периода:

Светский характер и содержание. Это не означает от­каз от религии, но выражает равнодушие к ней. Религиозные сюжеты остаются основными, но часто как предлог, дань тра­диции. Широко используется мифологическая античная тема­тика. Начинают складываться сугубо светские жанры искус­ства.

Познавательная направленность: наука и искусство идут рука об руку. Искусство развивается как наука.

Рационалистичность: изображение оформляется не столько по видению, сколько по знанию. Основа творчества — разумный рациональный опыт и знание. Активно изучаются природа и человек. Большое место занимают «штудии» — ри­сунки с натуры, основа будущих произведений.

Искусство Возрождения — идеально по содержанию, реа­листично по форме.

Антропоцентризм: он продиктовал преимущественное обращение к изображению человека совершенного, поэтому жанры «без человека» отстали в развитии. Этим же объяс­няется новое соотношение различных видов пластического искусства: на первый план начинают выдвигаться «очелове­ченные» виды искусства — живопись и пластика, которые

выступают теперь наравне с зодчеством. В зодчестве боль­шое значение имеет соотношение масштабов здания и чело­века, их гармония.

Общественный характер и вся художественная жизн вос­принимаются как общественное, гражданское дело. Многое делается на народные средства, существуют различные бла­готворительные общества, меценатство, конкурсы и широкое обсуждение создаваемых произведений. Искусство наполнено пафосом гражданственности, любви к родине, своему городу.

Периоды истории итальянской культуры принято обозна­чать названиями столетий:

• дученто(XVIII в.) — проторенессанс;

• треченто(XIVв.) — продолжение проторенессанса;

• кватроченто (XV в.) — ранний Ренессанс,

• чинквеченто(XVI в.) — Высокий Ренессанс.

Проторенессанс. К виднейшим представителям проторе­нессанса следует отнести Данте, Петрарку, Боккаччо и Джот­то. На рубеже XIII и XIV вв. в литературе Италии вместо ли­тературного языка средневековья — латинского стал посте­пенно завоевывать свое место в литературе народный язык. Величайшим писателем этого времени был Данте Алигиери (1265—1321). В своем раннем произведении «Новая жизнь», написанном на итальянском языке и представляю­щем собой цикл стихотворений, Данте рассказал историю своей любви к Беатриче, начиная с первой встречи, когда ему было девять лет, идо смерти его возлюбленной, когда ей ис­полнилось 18 лет. Здесь впервые чувство любви рассматри­вается в его развитии, оно перестает быть неподвижной ха­рактеристикой «благородного сердца», как у его предше­ственников.

В главном произведении Данте «Божественная комедия» итальянский поэтический язык приобрел такое богатство, по­лучил такую устойчивость, какой не знал ни один другой за­падноевропейский язык того времени. Творец «Божественной комедии» по праву считается создателем итальянского лите­ратурного языка. В трех частях своей книги «Ад», «Чистили­ще», «Рай» Данте рассказывает от первого лица о своем пу­тешествии по загробному миру, и читатель живет страхами и сомнениями, ненавистью и симпатиями автора. Данте можно назвать последним поэтом Средневековья и первым поэтом Нового времени.

Одновременно с формированием итальянского литератур­ного языка шло развитие искусства. Решительный поворот к реалистическому искусству связан с именем Джотто ди Бон-доне (ок. 1266— 1336). Джотто первым перестал подражать застывшим образцам византийской иконописи, обратился непосредственно к натуре и тем самым реформировал живо­пись. Джотто расписывал только церкви, но в традиционные сюжеты он вкладывал уже совсем новое содержание. Он от­казался от плоскостного характера иконописных изображе­ний, от их условных фонов и стремился передать глубину про­странства. Изображение человека было для Джотто главной задачей. Каждое отдельное лицо становится у Джотто носи­телем определенных переживаний, определенного характе­ра. Примером выдающегося мастерства Джотто может слу­жить одна из фресок в цикле падуанских росписей «Поцелуй Иуды». Из большого количества действующих лиц здесь взгляд сразу выделяет главную группу — Христа и Иуду, стоящих в центре. Христос, изображенный как прекрасный и мудрый человек, знающий о совершающемся предательстве, спокой­но и строго смотрит на уродливого Иуду, тянущегося к нему со своим поцелуем. Джотто справедливо считается родона­чальником реалистической западноевропейской живописи.

Решительный шаг в построении светской культуры в XIV в. был сделай гуманистами — идеологами Возрождения. Первым из гуманистов был Франциско Петрарка (1304—1374). Нас и теперь чаруют его стихи, в которых он воспевал свою возлюб­ленную Лауру при ее жизни и после ее смерти. В них поэт с невиданной дотоле тонкостью описывает свои переживания, а через них и воспеваемую им Лауру и окружающий мир.

Одним из первых учеников и последователей Петрарки был Джованни Боккаччо (1313—1375). Его «Фьяметта» является первым в западноевропейской литературе психоло­гическим романом, где не только с необычайным мастерством описываются чувства и переживания женщины, покинутой своим возлюбленным, но также вводится в литературу ита­льянская проза. До Боккаччо литературный итальянский язык употреблялся только в поэзии.

Самым значительным художественным произведением Боккаччо стал «Декамерон», сборник 200 новелл (1360 — 1353). Уникальность этого произведения в том, что «Декаме­рон» и в конце XX в. является бестселлером. В нем расска-

зывается, как во время «черной смерти» (чумы) 10 молодых людей (юношей и девушек) удаляются в загородную виллу и там среди других развлечений в течение 10 дней, («декаме-рон» — греч. десятиднев) рассказывают каждый по одной но­велле вдень. Сюжеты и идеи современны и в наше время.

Раннее Возрождение, кватроченто, — триумфальный пе­риод в развитии искусства. Можно подумать, что никогда и нигде столько не строили, не ваяли, не расписывали, как в Италии XV в.

Необходимо отметить, что средний уровень художествен­ных произведений эпохи Возрождения был исключительно высоким и категория «посредственности» к художникам того времени вообще неприменима. Ведь искусство играло в эту эпоху слишком важную роль: оно шло впереди науки, филосо­фии и поэзии, выполняя функцию универсального познания.

Согласно давно сложившейся исторической традиции, за­чинателями искусства раннего Возрождения считаются три художника. Это живописец Мазаччо, скульптор Донателло и архитектор Брунеллески.

Великим реформатором живописи в начале XV в. был рано умерший Мазаччо (1401 — 1428). Он был первым художни­ком после Джотто, который понял суть его творчества и по­шел дальше. Мазаччо умел передать гораздо большую глу­бину пространства, чем Джотто. Мазаччо связывал фигуру и пейзаж единым композиционным замыслом и единым настро­ением. Стремясь к наибольшей характерности, он придавал отдельным лицам портретную выразительность. Как и у Джотто, на его фресках все величаво и монументально, но ближе к натуре и понятнее.

Великим мастером был скульптор Донателло (1386— 1466). Донателло был едва ли не первым, кто начал изучать анатомию человека по трупам. Так как церковь преследовала за подобное по тем временам кощунство, то делалось это в глубокой тайне.

Таким образом, художники поставили свое реалистическое искусство на твердую научную основу. Вместе с тем они по­вернули науку анатомии на путь экспериментального иссле­дования.

Наиболее знаменитой скульптурой Донателло является его бронзовый «Давид», изображенный в виде мальчика из про­стого народа. Давид изображен в тот момент, когда он, торжествуя победу, попирает отрубленную голову великана Го­лиафа. Давид очень красив, его обнаженное тело передано ма­стером с превосходным знанием анатомии, но без натурали­стического подчеркивания деталей.

Памятник кондотьеру Гаттамелате, воздвигнутый Донател­ло в Падуе, — первый конный свободно стоящий на площади монумент в Западной Европе со времен Древнего Рима.

Гениальный зодчий, Филиппе Брунеллески (1377— 1446) создал новый тип здания, имевшего светское назначение. Особое впечатление на современников произвел грандиозный купол (диаметр 42 м) Флорентийского собора, который Бру­неллески воздвиг без лесов. Четкий и легкий профиль купо­ла, господствуя над морем домов, свидетельствовал о реше­нии большой градостроительной задачи.

Брунеллески был также одним из основателей научной те­ории перспективы.

На этой эстетической основе, заложенной главным обра­зом во Флоренции, искусство продолжало развиваться даль­ше, распространяясь по всей Италии. Живописец Пьеро делла Франческа (1416— 1492) на склоне своих лет изло­жил правила линейной перспективы, положив тем самым начало начертательной геометрии. Монарх живописи, как его называли современники, сочетал в своих композициях яс­ность и геометричность с воздушностью идеально чистых тонов. Однако многими кватроченто считается только этапом на пути к истинно классическому искусству. Поэтому когда настал золотой век итальянской живописи (нач. XVI в.), ис­кусство Франчески стало казаться устаревшим, и Папа рим­ский предложил Рафаэлю заново покрыть своей живописью стены Ватикана, расписанные ранее Пьеро дела Франческа. Мы же должны помнить в данном случае, что, по мнению Виктора Гюго: «Шедевр искусства рождается навеки. Данте не перечеркнет Гомера».

Социальные перемены отражались на общей направлен­ности итальянского искусства. Торжествуя над демократия­ми, множились тирании, множились новые владетельные ди­настии, при дворах которых культивировалось искусство не столько величественное и героическое, сколько утонченное и изысканное.

В этот переходный период, идя разными путями, работали многие замечательные мастера: Паоло Учелло, Филиппе Липпи, Доменико Венециано (первый художник, применив­ший технику масляной живописи в Италии), Гирландайо, Пьетро Перуджино, Андреа Мантенья и др.

Следует также отметить творчество Андреа Верроккио, крупнейшего ваятеля кватроченто после Донателло; более все­го этот мастер известен нам как учитель Леонардо да Винчи.

Особняком в искусстве итальянского Возрождения стоит творчество сверстника Леонардо да Винчи — Сандро Бот­тичелли (ок. 1447—1510). Нет живописи более поэтичной, чем живопись Сандро Боттичелли. Фигуры утрачивают у него свою материальность и становятся легкими, как бы бесплот­ными. Господствующие в настроении образа грусть и мелан­холия запечатлены в одной из самых знаменитых картин Бот­тичелли «Рождение Венеры».

Период Высокого Ренессанса в Италии. Зенитом эпохи Возрождения, кульминацией этой великой культуры являет­ся период Высокого Ренессанса. В отличие от предшествую­щего ему периода раннего Возрождения, который занимал собой почти весь XV в., хронологическая протяженность Вы­сокого Возрождения невелика и составляет всего около трех десятилетий — с конца XV в. примерно до 1530 г. Однако, даже в количественном отношении — в смысле обилия и крупных масштабов созданных в это время памятников искус­ства, не говоря уже об их высочайшем художественном уров­не и колоссальном историческом значении, — об этих не­скольких десятилетиях можно сказать, что они стоят иных веков.

Трудно найти в истории пример контрастного сочетания высочайшего художественного подъема и резкого экономи­ческого и политического ослабления, чем в Италии конца

XV — первой четверти XVI вв. Турецкие завоевания отняли у итальянских торговых и промышленных центров рынки на Востоке. Открытие Америки и морского пути в Индию пере­местило основные пути мировой торговли, оставив Италию в стороне от них. Образование по ту сторону Альп мощных централизованных монархий обнаружило слабость итальян­ских городских республик и тираний и их неспособность про­тивостоять натиску огромных иностранных армий. Так к XVI в. Италия оказалась в состоянии жестокого экономичес­кого и политического кризиса. Купцы и промышленники при­ступили к изъятию капиталов из промышленности и торговли, обратив их на приобретение земельных владений. Тем самым было положено начало постепенному превращению буржуазии в сословие земельных собственников и наступ­лению феодальной реакции. Однако итальянский народ про­должал борьбу против завоевателей. Его творческие силы именно в этот период достигли наивысшего подъема. В это время творили крупнейшие архитекторы во главе с Браман-те, такие универсальные гении, как Леонардо да Винчи, и Микеланджело, такие живописцы, как Рафаэль, Джорджо­не, такие поэты, как Ариосто. В их творчестве достигли сво­их вершин реализм эпохи Возрождения, оптимистическое мировоззрение и вера в гармонически развитого человека.

Леонардо да Винчи (1452—1519) 14-летним мальчиком поступил учеником к живописцу и скульптору Верроккьо и по­добно другим художникам усвоил не только основы своего ре­месла, но и математику, необходимую для изображения пер­спективы, и анатомию, ставшую совершенно обязательной для художников. Уже в молодости Леонардо пришел к мысли, которую он развивал в течение всей своей жизни и которой никогда не изменял: о неразрывной связи между наукой и ис­кусством. Для него искусство имело громадное познаватель­ное значение; выше всех других искусств он ставил живопись, способную, по его словам, «изображать все, видимое глазом». Анатомические исследования художников Леонардо распро­странил на весь организм до строений наиболее глубоко рас­положенных органов. Проблемы светотени привели его к за­нятиям оптикой, а проблемы движения — к механике. Пей­заж впервые получил у Леонардо глубокую разработку, причем изучение зелени привело его к занятиям ботаникой, изучение горного рельефа — к занятиям геологией, и т.д. Предвосхищая дальнейшие пути развития науки, он един­ственным источником всякого знания считал непосредствен­ное наблюдение природы и единственным научным резуль­татом исследования — математическую обработку данного опыта. В Леонардо сосуществовали не только гениальный ху­дожник и ученый, но и не менее гениальный изобретатель. Он изобрел разные машины: крутильный станок на несколь­ко веретен, прокатный стан, станки для нарезки винтов, для шлифовки оптических стекол, для насечки напильников, ка­мерные шлюзы. Он изучил полет птиц и спроектировал ле­тательный аппарат тяжелее воздуха, но пришел к мысли, что

такой аппарат летать без двигателя не может. Леонардо был также выдающимся оружейником.

Из скульптурных произведений Леонардо не сохранилось ни одного. Его смелые архитектурные проекты не были осу­ществлены. Слава Леонардо как художника основывается главным образом на его немногих сохранившихся живопис­ных произведениях. Своим изображением человеческих фи­гур и природы он придал невиданную ранее рельефность. На основе изученных им законов оптики он первым стал переда­вать глубину пространства не только путем линейной перс­пективы, но и при помощи изображения самого воздуха, как бы обволакивающего предметы дымкой (ит. «сфумато» — дым). В знаменитом портрете «Джоконда» Леонардо создал образ небывалой жизненной силы и глубины. В громадной фреске «Тайная вечеря» для трапезной миланского монасты­ря Санта Мариа делла Грацие с величайшей правдивостью изображены различные душевные движения людей, узнав­ших, что среди них есть предатель. Во всех своих произведе­ниях, начиная с фигуры ангела, исполненной для «Креще­ния» Верроккьо, Леонардо создавал образы, в которых соче­тались красота и реальность.

Другую сторону искусства эпохи Возрождения выразил в своем творчестве Рафаэль Санти (1483—1520), ученик Пе-руджино. Наиболее значительный период творчества Рафаэ­ля неразрывно связан с Римом, который, не имея до этого собственной художественной традиции, стал в начале XVI в. важнейшим центром искусства Италии. Хотя Рим и был цен­тром мирового католицизма, художественные произведения, созданные здесь в период Возрождения, менее всего были но­сителями религиозной идеи. Свобода художников от религи­озного гнета объяснялась главным образом тем, что обще­ственная роль искусства в Италии была исключительно ве­лика, и само меценатство поэтому было для того времени одной из очень действенных форм политической борьбы пап­ского двора за усиление своего авторитета. По существу именно папский Рим дал первый пример широкого освоения новой культуры в условиях авторитарного государства.

Приглашенный в Рим для росписи комнат Ватикана, Ра­фаэль создал монументальные композиции. Наиболее знаме­нита «Афинская школа»: в центре величественно шествуют Платон и Аристотель, а перед ними расположились Гераклит, Диоген, Сократ, Птолемей, Архимеди др. Новый идеал чело­века, выработанный эпохой Возрождения, в противовес ас­кетическому идеалу средневековья, требовал сочетания все­сторонне развитых духовных и физических сил. Телесная кра­сота считалась обязательным внешним выражением красоты духовной. Этот новый идеал человека Рафаэль передавал во всех своих произведениях: и в философах «Афинской шко­лы», и в портретах, и в многочисленных изображениях ма­донн. В серии его женских образов особенно заметен путь художника от внешней миловидности к глубокой внутренней красоте. Вершиной его творчества считается «Сикстинская мадонна», исполненная Рафаэлем около 1613 г. для монасты­ря в Пьяченце. В реальном по художественному исполнению образе мадонны, несущей младенца-сына в мир на муки, стра­дания и смерть, для того чтобы этой искупительной жертвой помочь людям, с величайшей глубиной и серьезностью выра­жена трагедия матери.

Можно сказать, что Рафаэль в своем творчестве переходит от наблюдения действительности к обобщенному образу пре­красного человека.

Микеланджело Буонарроти (1475—1564), будучи на де­вять лет старше Рафаэля и на 22 года моложе Леонардо, пе­режил их обоих более чем на 40 лет. В родном городе Фло­ренции он получил первые уроки живописи и скульптуры, но в творчестве его практически не чувствуется влияния учите­лей. Творения его настолько мощны и самобытны, что у Ми­келанджело не было и последователей. Сам он считал себя скульптором, но ему пришлось также выполнять грандиозные живописные и архитектурные работы. Очень рано Микелан­джело сделал единственным предметом своего изображения человека. Ни природный, ни архитектурный пейзаж не игра­ет у него никакой роли. В изображение «прекрасного челове­ческого тела», как он сам говорил, он вкладывал все свои мыс­ли и силы. Уже в раннем произведении, гигантском мрамор­ном «Давиде» (высота 5,3 м). Микеланджело вопреки биб­лейскому мифу и установившейся традиции изобразил явного победителя не мальчиком, а юношей, и не после победы, а до битвы.

Росписи потолка Сикстинской капеллы в Риме Микеланд­жело заполнил изображениями прекрасных и титанически мощных людей. Сюжеты из библейских мифов о сотворении

мира он освобождает от традиционного религиозного смыс­ла. Микеланджело воспевает красоту человека в образе Ада­ма, как бы пробуждающегося к жизни, силу и мощь человека в образе бога Саваофа, указывающего пути Солнцу и Луне. Во властных жестах вседержителя, равно как и в выражении его лица, в глазах, как бы мечущих молнии, выражается ог­ромная, внушающая страх всепокоряющая воля.

Такая же страстность и сила вложена Микеланджело в ста­тую «Моисея», исполненную им около 1516 г. для надгробия папы Юлия II. Великий художник глубоко переживал бед­ствия Италии, падение республиканского идеала в его родной Флоренции и трагическую борьбу народных масс. Исполнен­ные Микеланджело для того же надгробия Юлия II фигуры, не вошедшие в окончательный вариант, «Скованный раб» и «Умирающий раб» — прекрасные мужественные образы лю­дей, тщетно пытавшихся разорвать свои путы. Почти 15 лет (с 1520) работал Микеланджело над усыпальницей Медичи во Флоренции, украшенной скульптурами «Утра», «Вечера», «Дня» и «Ночи», в которых сочетаются эмоциональность и величавый покой.

С 1535 по 1541 гг. Микеланджело расписывал алтарную стену Сикстинской капеллы в Риме фреской «Страшный суд». Эта фреска подтверждает, что в период наступавшей реакции Микеланджело продолжал твердо стоять на позици­ях искусства Возрождения. Он наполнил свою фреску изоб­ражениями мощных обнаженных тел, как бы поднятых кос­мическим вихрем и сплетенных в клубки.

Возрождение в Венеции и позднее Возрождение. До кон­ца XV в. Венеция не принимала сколько-нибудь заметного участие ни в развитии гуманистических знаний, ни в выра­ботке основ реалистического искусства. Но в XVI столетии венецианская живопись вносит большой вклад в искусство Возрождения и занимает в нем совершенно самостоятельное место. С одной стороны, Венеция больше всех других италь­янских государств пострадала от турецких завоеваний и от пе­ремещения морских путей, но, с другой, Венеция оставалась свободным городом в то время, когда испанцы распоряжались, как хозяева, почти во всей остальной Италии.

Свобода Венеции при всей ее ограниченности имела боль­шое общественное значение в XVI в., в период наступления феодально-католической реакции. В то время как в остальной Италии возникли микроскопические монархии, поддержива­емые испанцами, и дворянство повсеместно начало возвра­щать себе прежние привилегии, тогда как горожане в своей деятельности подвергались регламентации и стеснениям, со­хранившая свою независимость Венеция с ее традициями республиканского строя, с ее поддержкой торговой и пред­принимательской деятельности стяжала себе славу самого свободного города. Венеция имела больше типографий и вы­пускала больше книг, чем все остальные города Италии вме­сте взятые.

В атмосфере видимого благополучия и относительной сво­боды общественного мнения поразительно быстро сложи­лась, и заняла самостоятельное место в искусстве Возрожде­ния венецианская живопись.

Первым крупным мастером ее был Джорджоне (1478 — 1576). В его творчестве пейзаж начал приобретать самосто­ятельное значение, и никто так, как Джорджоне, неумел со­единять воедино человека и природу. У него выступают на первый план основные для венецианской живописи задачи ко­лорита и света («Юдифь» и знаменитая «Спящая Венера»).

Величайшим венецианским живописцем был Тициан (1477—1576). Многие последующие художники, в том чис­ле испанец Веласкес и фламандец Рубенс, учились на его произведениях. Тициан воспевал красоту человека и окружа­ющей действительности. В «Кающейся Магдалине» Тициан изображает не изможденную постом и молитвами грешницу, а молодую прекрасную девушку в расцвете сил, здоровья и красоты на фоне жизнерадостного пейзажа. В многочислен­ных картинах на мифологические темы («Даная», «Венера» и др.) Тициан прославляет красоту жизни, обнаженного тела, света, разлитого по всей картине. В одной из последних своих картин «Св. Себастьян» Тициан с поразительной для 99-летнего старца энергией изобразил прекрасного обна­женного юношу, привязанного к дереву и расстреливаемого из луков.

Феодальная реакция, наступившая в XVI в., послужила почвой для контрреформации. Началось преследование за всякое проявление свободной мысли. На виду оказались ху­дожники, называвшиеся «маньеристами». Они стремились не изучать природу, а внешне усвоить «манеру» великих ма­стеров. Маньеристы представляли модное течение, но не они

определяли художественную сущность позднего Возрожде­ния. Особенно плодотворными оказались завоевания венеци­анской живописи, расширившей возможности реалистичес­кой передачи окружающего мира и человека при помощи цве­та и света. Такие венецианские живописцы, как Веронезе (1528— 1588), Тинторетто (1518 — 1594) и др. продолжа­ли разрабатывать дальше традиции реалистического искус­ства. Крупным мастером позднего Возрождения был скульп­тор и ювелир Бе нее ну то Челлини([Б00—1578).

Застывший академизм, основанный на внешнем подража­нии классическим образцам при отсутствии собственного вдохновляемого идеала, воцаряется в итальянском искусстве XVI в. И лишь новая живительная струя, нашедшая свое наи­более яркое выражение в искусстве великого реалиста Ка­раваджо, спасет это искусство от полного упадка, определив во многом последующее развитие всего европейского искус­ства.

ТЕМА 27. Культура древнего Рима.
В современной культурологии однозначной оценки древнеримской цивилизации и её роли в культуре человечества нет. Ряд культурологов (О.Шпенглер, А.Тойнби) не признавали Рим в качестве самостоятельной и самобытной культуры, а рассматривали ее как этап разложения античности. Однако древнеримская культура предстаёт как определённая целостность, в основе которой лежала собственная система ценностей, порожденная особенностями исторического развития, оригинального сочетания культурных заимствований с собственными инновациями. Эта культура формировалась и развивалась (как и древнегреческая) на базе античной гражданской общины. Установление демократической формы правления, почти непрерывные войны превратили Рим из небольшого поселения в столицу крупнейшей античной империи.

Систему ценностей и идеологию граждан определял патриотизм - представление об особой богоизбранности римского народа, о Риме как высшей ценности, о долге гражданина, который должен обладать мужеством, честностью, стойкостью, верностью, достоинством. На войне господствовала дисциплина, а в мирной жизни - закон, утверждённый народным собранием, и установленные предками обычаи и традиции, почитание богов - покровителей своей семьи и государства. " Миф о вечном городе" пронизывает собой не только самосознание римлян, но и весь дух культуры.

В Риме рабство достигло своего расцвета, классического вида, поэтому противоположность между свободным и рабом касалась и идеологии: позорным считалось быть заподозренным в рабских пороках (ложь, нечестность, лесть) или в рабских занятиях (включая не только ремесло, но и выступления на сцене, сочинение пьес, работу скульптора и живописца).

Римская культура, просуществовавшая свыше 1000 лет (8 в. до н.э. - 5 в. н.э.), явилась результатом совместного культуротворчества многих народов и племён, в ней греческие и восточные элементы перерабатывались с позиций собственной системы ценностей, и, в свою очередь, Рим также оказал значительное влияние на завоёванные им территории. Познеантичная греко-римская культура лежала в основе цивилизации Византии и Западной Европы.

История римской культуры делится на следующие периоды, соответствующие основным этапам истории Древнего Рима:

  1. Ранний (царский) Рим - 8-6 в.в. до н.э.

  2. Республиканский Рим (5-1 в.в. до н.э.).

  3. Императорский Рим (1 в. до н.э. - 5 в. н.э.).

На формирование римской культуры значительное влияние оказали племена, населявшие Аппенинский полуостров в первые века первого тысячелетия до нашей эры: латины, этруски, греки от которых римляне восприняли навыки земледелия, полисную систему, производство керамики, художественное бронзовое литьё. Этруски, например, строили города по определённому плану, мостили дороги и улицы, использовали систему канализации и каменное зодчество. (Впоследствии эти достижения этрусков в строительстве заимствовали римляне). Несмотря на культурное влияние соседей, ранняя римская культура выросла на местной италийской почве и была самостоятельной и самобытной.

По преданию, основание Рима приписывается легендарным братьям Ромулу и Рему (754-753 г.г. до н.э.). В раннюю эпоху (8-6 века до нашей эры) правили семь царей. При последних из них город бурно застраивается, украшается храмами, крепостными стенами. При последнем царе Тарквинии Гордом (изгнанном в 510 г. до н.э.) сооружена подземная канализационная труба - Великая клоака, которая используется и сегодня.

Управление городом было объявлено "делом народа" - так начинается эпоха республики. Развивается латинский язык и письменность, распространяется грамотность среди членов гражданской общины, устанавливаются законы. С 4 века укореняются трёхсложные составные имена: личное, родовое и фамильное (прозвище). Во главе республики стояли избираемые из патрициев два консула, один из которых возглавлял армию во время войны. Жречество и храмы не имели права на землевладение, поэтому оно не играло значительной роли в римской культуре. В результате упорной борьбы плебс (свободные небогатые граждане Рима) завоевал привилегии и права на избрание народных трибунов (личность последних была неприкосновенной).

Главное достижение ранней римской культуры - создание развёрнутой системы законов, записанных на медных пластинах и получивших название "Законы двенадцати таблиц". В них сформулированы запреты на личные привилегии, долговое право, территория римской общины должна находиться только под её контролем, запрет на передачу земли храмам, а также запрет на браки между патрициями и плебеями. Многие положения римского права впоследствии стали основанием европейской юриспруденции.

Рим основывает колонии, которые проводили его влияние за пределами республики.

В результате побед плебса Рим к началу 3 в. до н. э. превратился в гражданскую общину. Её основные черты: сочетание коллективного и частного землевладения, связь понятий "гражданин", "воин", "земледелец", равенство политических и юридических прав граждан, соблюдение принципа "геометрического" равенства - труд каждого на общую пользу, понимаемую и как польза каждого гражданина.

Особенностью религии являлось испрашивание воли богов через систему гаданий, но при этом власть и мораль рассматривались не как данные богами, а как сфера человеческих действий. Преобладали гаруспика - гадание по внутренним органам животных, и авгурика - гадание по полету птиц.

Пунические воины 3 в. до н. э. знаменовали кризис республики и привели к образованию империи. Развитие римской экономики за счет системы откупов (описания Полибия и Катона), изменение социально-политической структуры общества, выделение нобилитета, круга знатных семей, присваивавших монополию на магистрат, совпадает с процессом эллинизации римской культуры.

Рост образованности, импорт греческих достижений, влияние греческой культуры и философии способствовали становлению греко-римской античной культуры. В конце 3-его века формируется латинский литературный язык, на его основе возникает эпическая поэзия. Ливий Андроник (грек - вольноотпущенник) перевел на латынь "Одиссею", ряд греческих трагедий. Появляются комедии, в основе которых лежат греческие сюжеты, но наполненные подробностями римского быта и фольклора. (Особенно популярно было творчество Тита Макция Плавта и Публия Теренция).

Первым прозаиком считают Марка Порция Катона, из сочинений которого сохранился труд "О сельском хозяйстве". Но место мифологии и эпоса в римской культуре бесспорно принадлежало историческим сочинениям, в которых воспевалось величие Рима и его военные достижения. "Всемирная история" Полибия прославляет римские войны и победы, обусловленные спецификой политической организации римского общества. Впоследствии своими историческими сочинениями прославились Гай Саллюстий Крисп и Гай Юлий Цезарь (труды последнего - образец точной и ясной классической латыни). Наряду с историей в этот период появляются сочинения по риторике, философии, различным областям науки. Имена Марка Тулия Цицерона и Тита Лукреция Кара вошли в историю философии и культуры. Жанром подлинно римской культуры стала сатира (Луцилий).

В области архитектуры в республиканский период, наряду с греческими, существуют чисто римские элементы - арки и арочные конструкции, отдельные колонны в честь военных побед, аркады и акведуки, триумфальные арки. Использование бетона (открыт во 2 веке до нашей эры) и мрамора в строительстве преобразили вечный город.

Период гражданских войн и неурядиц меняется культурой императорского Рима. "Век Августа" - время расцвета, "Золотой век" греко-римской культуры, усвоение достижений эллинизма. Развивается искусство, в котором преобладает достоверность реализм, психологизм. Появляется настенная живопись - фресковые росписи.

Расцвет философии представлен как различными школами (эпикуреизм, стоицизм, неоплатонизм, скептицизм), так и персоналиями - Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий, Секст Эмпирик внесли значительный вклад в историю философской мысли.

Но прежде всего это период расцвета словесных искусств. Плутарх прославился как автор сравнительных "Жизнеописаний" греческих и римских героев и политических деятелей. Светоний составил биографии 12 римских Цезарей. Выдающийся историк Тацит не только восхвалял историю Рима, но вскрыл её трагические моменты. Новым жанром литературы явился роман ("Золотой осёл" Апулея), популярностью пользовались эпиграммы Марциалла и сатиры Ювенала.

В эпоху империи перестраивается центр Рима, возводятся колоссальные сооружения: Колизей (или амфитеатр Флавиев), арки Тита и других императоров, украшается Форум. Во 2-м веке нашей эры появляются первые конные статуи - статуя Марка Аврелия украшает Рим и сегодня. Бурное строительство ведётся и в других городах империи.

"Золотой век" латинской поэзии представлен творчеством Вергилия ("Энеида", "Георгики"), Горация ("Оды", лирическая поэзия), Овидия ("Метаморфозы", любовная лирика).

Эпоха упадка империи нашла своё отражение в изменении атмосферы духовной культуры - всё более глубоко распространяются магические и оккультные представления, восточные культы Митры, Исиды, Кибелы. Кризис духовных оснований и системы ценностей во многом способствовал тому факту, что именно на территории античной римской империи возникает христианство.

Оценивая вклад древнеримской культуры в историю Древнего мира, можно выделить её характерные черты: практичность, утилитарность (в силу чего не получили развитие области естественных наук), психологизм и состязательность (обусловили развитие риторики, логики, правоведения). Несомненно, древнеримская цивилизация внесла свой неповторимый вклад в культурно-исторический процесс и становление современной цивилизации.

ТЕМА 28. Культура Древнего Китая.
Среди культур "века бронзы" азиатского региона одной из древнейших является культура Китая, на основе которой, по словам О.Шпенглера, "формируется конфуцианско-даосистский тип культуры".

На территории Китая постоянно возникали и сменяли друг друга различные государства, но при этом на протяжении веков она сохраняла единство и целостность. В истории древнекитайской культуры выделяют следующие этапы:

  1. 18-12 вв. до н.э. - эпоха Шан (или Инь). Период, когда начинается имущественное расслоение, во главе государства стоит ван, закладываются основания мифологии, культа предков и государства, появления письменной культуры.

  2. 12-5 вв. до н.э. - эпоха Чжоу, в этот период территориальная целостность сменялась раздробленностью и нестабильностью. Появление ирригационных систем, расширение торговли. Письменная традиция позволила сохранить лингвистическую общность.

  3. 5-2 вв. до н.э. - эпоха Чжаньго ("Воюющих царств").4.221-210 гг. до н.э. - эпоха Цинь.

  4. 4.206 г. до н.э.-220 гг. н.э. - эпоха Хань.

После 220 г. н.э. Китай вступает в иную полосу своей истории и культуры, но сохраняет бережное отношение к своим традициям и обычаям. Во 2-3 вв. н.э. в Китай приходит буддизм, который оказал значительное влияние на дальнейший культурно-исторический процесс в регионе.

Социокультурные особенности древнекитайской цивилизации:

а) традиционализм, т.к. основой накопления и передачи культурно-исторического опыта выступала традиция, регламентирующая все стороны жизни человека и социума; при этом любые проявления индивидуальности подавлялись, а действия, соответствовавшие традиции, рассматривались как образцы высшей доблести.

б) система ценностей древнекитайской цивилизации, с домининированием государственных интересов и социально чиновничьей иерархией, представляла собой бюрократическую пирамиду. Характерными чертами культуры являются организованность, стабильность, бюрократизация, доминирование ритуала и "церемоний".

в) древнекитайская цивилизация яркий пример восточной деспотии, в которой жизнь индивида подчинена интересам коллектива. Государство как "целое" - гарантия хозяйственной деятельности, территориальной целостности и порядка. Во главе государства стоял наследственный монарх, но монархия носила патриархальный характер, права и обязанности в обществе уподоблялись семейно-родственным. Поэтому возможность повышения социального статуса индивида зависела от успешного прохождения государственных экзаменов, следованию готовым стереотипам и предписаниям традиций и ритуала. В то же время приоритет государственных интересов обусловил специфику мифологических представлений, морально-этических учений, философских школ, религиозных верований.

Культ предков, культ неба (свою империю китайцы именовали Поднебесной), впоследствии культ императора, основанный на концепции небесного мандата", - характерные особенности древнекитайской культуры. В мифологии первоначальная разрозненность и мозаичность по мере объединения царств сменяется унифицированностью и систематизацией. Космогонические мифы порядок и организованность приписывают двум ведущим началам "инь" и "ян", родившимся из хаоса. В мироздании господствует 5 стихий: земля, небо, металл, дерево, огонь, соответствующие четырём сторонам света и центру. В центре находится и верховный правитель как достойнейший из "благородных мужей". В эпоху Чжоу складывается культ неба (но культ предков всегда сохранял своё влияние). Специфика древнекитайской культуры и состояла в том, что ранние религиозные культы, которые в других цивилизациях ослабляются и преодолеваются, в ней сосуществуют в неизменном виде с ценностями иного типа.

Создателем древнекитайской письменности считают одного из мифических правителей - Фу-Си. Пиктографическое письмо (начало 3-го тыс. до н.э.) сменяется пиктограммами, а затем иероглифами (в эпоху Шан их насчитывалось около 2 тысяч, в наше время свыше 50 тысяч). Древние материалы для письма - камень, металл, кость, бамбук сменяются с течением времени шёлком и бумагой, на которых стали писать кисточкой. В пределах территории, объединявшей множество различных этносов, письменность была объединяющим элементом и основой внутрикультурных коммуникаций.

Письменную основу китайской культуры составляет "Пятикнижие", включавшее "Книгу перемен", "Книгу песен", "Книгу обрядов", "Книгу истории" и летопись "Весны и осени". В этих базовых текстах "кодифицирована" и систематизирована система ценностей и мировоззренческих установок древнекитайской культуры и предфилософии.

Философские учения направлены на достижение единства человека и Неба. Обычно выделяют 4 основные философские школы: конфуцианство, даосизм, моизм и школу закона ("легизм"). При этом наряду с мировоззренческими вопросами основное внимание философские школы уделяют морально-нравственным проблемам.

В древнекитайской культуре высокого уровня развития достигают агротехническая культура, связанная с поливным земледелием и строительством ирригационных сооружений (Великий канал, сложное гидротехническое устройство, строился около 2 тыс. лет). Шедевром зодчества является мощное крепостное сооружение, охватывавшее границы Поднебесной - Великая китайская стена (длина её свыше 4 тыс. километров, достраивалась вплоть до 18-го века). Древний Китай стал родиной таких изобретений как компас, сейсмограф, фарфор, порох, выплавка чугуна, книгопечатание. Особую роль сыграло искусство выработки шёлка, а "Великий шёлковый путь" способствовал межкультурным взаимодействиям и коммуникациям.

Ориентация на природные циклы, необходимость измерений привели к формированию математических и астрономических знаний. Уже в эпоху Шан появились первые формы календаря, вычислена продолжительность года. Впоследствии составлена карта звёздного неба, создан двенадцатилетний календарь на основе движения Юпитера ( астрономия неразрывно связана с астрологией). Особую роль играет символика чисел и циклов в движении небесных тел. Астрономические исследования базировались на математических расчётах. Математика включала действия с дробями, вычисление числа , открытие метода решения уравнений с двумя и тремя неизвестными. Китайская медицина основана на синтезе традиционной системы упражнений, методов массажа и иглоукалывания с хирургическими операциями, способами использования лекарственных препаратов, описанных в трактате "Фармакология".

Ритуальный и канонический характер присущ художественной культуре Древнего Китая. Изобразительное искусство носило во многом условный характер, его своеобразие воплотилось в каллиграфии - сложном феномене, объединявшем художественную образность с иероглифическим письмом, музыкальностью и ритмичностью. Своеобразная черта архитектуры - многоярусность построек, развитое храмовое зодчество. Наряду с резьбой по кости, широкое распространение получает керамика, бронзовая скульптура, лаковая миниатюра и утварь. В "словесных искусствах" преобладают поэзия и художественная проза. (Сым Цянь - "отец китайской истории" создаёт 130-томное произведение "Шицзи" - "Исторические записки".) На основе фольклорных традиций развивается музыкальное искусство.

В целом в художественной культуре Древнего Китая воплотились как общие социокультурные приоритеты, так и своеобразие, уникальность одной из древнейших культур азиатского региона.

ТЕМА 29. Культура Древней Индии.
Индийская цивилизация - одна из самых самобытных и уникальных культур Востока, вклад которой в сокровищницу общечеловеческих достижений неоценим. С древних времен Индия славилась как "страна мудрецов", т.к. находилась в теснейших историко-культурных контактах со странами Востока и античным миром.

Новейшие археологические открытия показывают, что заселение Индостана относится к глубокой древности: в различных районах обнаружены раннепалеолитические культуры. Последовавшее становление новой системы хозяйствования и общественных отношений определило переход от палеолита к мезолиту и неолиту, памятники, которых открыты в разных областях Индии. Новые факты, полученные в результате археологических раскопок, позволяют утверждать, что уже в 1V тыс. до н.э. население Индостана культивировала многие злаки, одомашнивало скот, контактировало с синхронными культурами Ирана и Средней Азии.

Одной из древнейших и ярчайших страниц в истории древнеиндийской культуры была Хараппская цивилизация, возникшая на местной основе. В её городах проживало до 100 тыс. человек и они были крупными торгово-промышленными центрами, управляемыми административными властями (однако большинство населения жило общинами в сельской местности). Хронологический возраст Хараппской цивилизации 2500-1800 г.г. до н.э.

К достижениям культуры данной цивилизации относятся: монументальная архитектура, строгое плановое строительство городов, наличие письменности, системы мер и весов, произведения искусства. Использовалось ирригационное земледелие, культивировалось несколько сортов пшеницы, ячмень, горох, рис, использовались удобрения, было распространено садоводство, велась широкая торговля (в том числе и с Месопотамией). В основе культуры духовной лежали мифологические представления, а в религиозной сфере ведущую роль играл культ матери - богини, при наличии многочисленных местных богов.

Одна из сложнейших загадок Хараппской цивилизации - происхождение письменности и языка. Науке известно свыше тысячи печатей, на которые наносились надписи (последние найдены на металлических изделиях и керамике), выделено свыше 400 различных знаков, установлено направление письма справа налево. Острейшие научные дискуссии о принадлежности этого языка и письменности позволили установить, что он относится к дравидийскому языку.

На смену расцвету наступил упадок, закат культуры как следствие различных причин (изменение климата, тектонические толчки, эпидемия малярии и др.). Несколькими веками позже падения Хараппской цивилизации в Индию пришли индоарийские племена.

В эпоху Муарьев, с возникновением единого объединённого государства складывается древняя ведическая традиция. Культурный фонд Индии этого периода заключен в "Ведах", создававшихся во II-I тыс. до н.э. на канонизированном литературном языке древности - санскрите. Это ритуальные тексты, созданные в разные времена, которые распадаются на 4 основных сборника - самхиты. Древнейшая из них, содержащая 1028 гимнов - "Ригведа", "Самаведа" - собрание мелодий и извлечений из гимнов, "Яджурведа" - книга поклонений, включающая тексты, произносимые при жертвоприношениях. Наиболее поздней из самхит является "Атхарваведа" - книга песнопений и магических заклинаний. В основе ведического видения мира лежал мифологический комплекс представлений, включающий в себя как обожествление природных явлений, анимистические воззрения, поклонение многочисленным богам (их численность в различных сборниках от 33 до 3399), космологические и космогонические взгляды. В ведизме, который не был общеиндийской религией, а оставался верованиями группы индоарийских племён, главным богом считался Индра - бог грозы, могущественный воитель; олицетворением и хранителем мирового порядка и справедливости был бог Варуна. Особое внимание уделялось богу огня Агни - покровителю домашнего очага, "хранителю дома и людей". В ведической традиции вся Вселенная подразделялась на 3 сферы: небо, земля, антарикша (пространство между ними) и с каждой из них ассоциировались определённые божества. При этом ведизму присущ синкретизм богов: нет верховного божества, их строгой иерархии, в момент жертвоприношений и ритуалов бог, к которому обращались, полагался главным, ограждающим от несчастий и бед. В целом ритуалы были просты и доступны.

Ведические сочинения несут информацию о сложных космогонических представлениях, о раздумьях над загадками мироздания, попытках выяснить причины появления всего живого - в различных вариантах даётся ответ на вопрос о начале всего существующего: это и "некое абстрактное божество", и Пуруша - великан-человек, из которого родились земля, небо, солнце, люди, боги. В "Гимне о сотворении мира" основой бытия провозглашается нечто безличное.

Ведические гимны считались (и считаются по сей день) в Индии как священные тексты и изустно передавались и сохранялись из поколения в поколение. В дальнейшем они стали составной частью священных книг брахманизма и индуизма. Возникновение последних тесно связано с изменением социальной жизни, необходимостью духовного закрепления сложившегося кастового строя - системы варн.

В Северной Индии, особенно в Магадхе, господствующее место в социальной структуре общества заняла каста священнослужителей-брахманов. Важную роль играет и каста кшатриев - воинов, из которых происходили князья и цари. Третью касту - "вайшья", составляло свободное, в основном арийское население: земледельцы, скотоводы, торговцы, ремесленники. Эти касты считались благородными и назывались "дважды рожденными". Четвёртая - бесправная каста слуг и рабов - "шудры". (Эти касты были основными, но в различных регионах их число доходило до нескольких десятков).

Юридически сложившийся кастовый строй был закреплён в "Законах Ману" (конец V в.до. н.э.), господствующей кастой объявлялись брахманы (брамины) - жрецы. Об их привилегиях и общественном положении в "Законах Ману" сказано буквально следующее: "Брахман, рождаясь для охранения сокровищницы дхармы (священного закона), занимает высшее место на земле как владыка всех существ. Все, что существует в мире - это собственность брахмана; вследствие превосходства рождения именно брахман имеет право на всё это. Брахман ест только своё, носит своё и даёт свое: все другие люди существуют по милости брахмана ". Главная и почетная обязанность брахмана - изучать Веды и обучать других

В пантеоне богов на первое место выдвигается Брахма, наряду с которым особо почитаются Шива и Вишну. Однако важнейшим изменением была смена отношений между богами и посвященными им обрядами, богами и жрецами. Обряду теперь приписывается магическая сила и самостоятельное значение, подчиненность жрецу, владеющему тайной ритуала. В Брахманах прямо утверждается превосходство жреца над божеством. "Жрецы - земные боги", - говорится в "Шатанатха - брахмане", самом значительном памятнике цикла. (Брахманы - тексты ритуально-мифологического содержания, сложившиеся примерно в VIII-V_ в.в. до н.э.).

В это же время, в ведической традиции формируется одна из важнейших духовных идей древнеиндийской культуры - учение о реинкарнации, переселении душ, сыгравшая огромную роль в индуизме, а затем и в буддизме. Согласно идее перевоплощения, душа человека после смерти не погибает, а переселяется в другое материальное тело. В кого именно она воплотится - зависит от поведения человека в этой жизни (в брахманизме - от выполнения кастовых правил и религиозных обрядов).

Индуизм был главным религиозным течением древнеиндийской цивилизации (его и сейчас исповедует более 80% населения Индии). В него вошли многие черты ведизма, но это уже развитая пантеистическая религия, отражавшая иной этап духовной жизни. В нём присутствует строгая иерархия богов в пантеоне, где на первый план выдвигается бог - творец. Особую роль играют культы богов - Брахмы, Шивы и Вишну. Складывается триада, триединство (тримурти) этих главных божеств, воспринимаемое как проявление единого высшего божества. Брахма - создатель и управитель мира, ему принадлежало установление на земле социальных законов (дхарма), деление на касты - варны, он - каратель неверных и грешников. Постепенно в тримурти особую роль стали играть Вишну (бог - охранитель) и Шива (бог - разрушитель), что привело к появлению двух основных направлений в индуизме - вишнуизма и шиваизма. Закрепление это разделение нашло в текстах Пуран - главных памятников индуистской мысли, сложившихся в первые века н.э. Эти направления индуизма вобрали в себя черты не только ведических представлений, но и воззрения дравидийского населения, элементы фольклора. Включена в индуистскую систему концепция аватар, в соответствии с которой бог Вишну нисходит в мир, перевоплощаясь в различные образы. (Седьмое воплощение - в виде Рамы, победившего злого демона - сюжет знаменитой этической поэмы "Рамаяна" ).

Большую популярность очень рано приобрёл культ Шивы - который в тримурти воплощал смерть, жестокое разрушительное божество, о чем грозно напоминает его пояс из черепов, но он одновременно и бог рождения, процесса жизни.

Наличие огромного количества религиозных и религиозно-философских сочинений - характерная черта древнеиндийской культуры. Уже в брахманский период особое значение приобретают Упанишады ("скрытая тайна"), в которых изложено учение о единстве начала всего существующего, которое всё заключает в себя, всё в себя вбирает и всё из себя выводит.

Поэтическое выражение основного догмата древнеиндийской философии и индуизма содержится в одном из самых значительных памятников - в "Бхагават-гите" (в переводе - "божественная песнь"), части знаменитого эпоха "Махабхарата". В "Махабхарате", поражающей своим богатством содержания и огромными размерами (100 тыс. двустиший, 19 книг) описаны события древнейшей истории индийских племен (X-VIII в.в. до н.э.), в этой гигантской энциклопедии-поэме речь идёт о борьбе за царский трон, но подробно освящены все стороны жизни индийского народа. "Бхагават-гита " может рассматриваться (и рассматривается не просто как часть эпоса, а как священная книга в кришнаизме) как своего рода символ духовной жизни Индии. Основное содержание - диалог воина Арджуны с Кришной, земным воплощением верховного бога. Это не спор, и не диспут, а наставление и размышление о душе, о судьбе человека, о высокой нравственности, о соотношении мирского и божественного. Цель человеческой жизни - религиозное "освобождение", главное - любовь к богу (" бхакти").

Бурное развитие духовной культуры сопровождалось не только изменениями в религиозной сфере, но и мучительными поисками ответов на "вечные" вопросы об устройстве мироздания, о смысле человеческой жизни, о путях постижения этого смысла. В древнеиндийской культуре принято выделять 6 ортодоксальных или классических типов философских систем. К ним относятся веданта, миманса, ньяя, сангхья, йога, вайшешика. Из них веданта и миманса - чисто жреческие, мистические учения, разрабатываемые брахманами. Сангхья, получившая распространение в среде кшатриев, признавала, что в основе мира лежит самостоятельная материя, составляющая множественность отдельных тел. Основатель философской школы Санхья Капила полагал, что дух, сознание есть зритель, свидетель, гость в природе, но при этом и страдалец, испытывающий страдание жизни и смерти, пока не отрешится от природы. "Соединение духа и природы имеет целью ознакомить дух с природой и дать духу возможность вечного освобождения. Это соединение подобно ассоциации хромого и слепца и образует вселенную". Особая роль выпала на долю йоги как аскетического учения, воплощавшего практическое применение религиозных и философских принципов в целях самоусовершенствования.

На почве брахманизма и индуизма в шестом веке до нашей эры возникли джайнизм и буддизм. Основателем джайнизма считается легендарный учитель Джина, отстаивавший принцип ненасилия по отношению ко всему живому.

Подлинный духовный переворот в культуре древнеиндийской цивилизации произошел с появлением новой религии - буддизма. Сегодня буддизм - мировая религия, его исповедуют свыше 280 миллионов человек. Возникновение буддизма связывают с духовными исканиями и учением Сиддхартхи Гаутамы, получившим впоследствии имя Будды, то есть "просветленного". Вопрос о том, является ли Будда Гаутама реальным историческим лицом - спорный. Для сторонников буддизма он - основатель нового учения, для приверженцев мифологической школы фигура Гаутамы - олицетворение солнца, его годового движения на небосклоне. Большинство ученых полагают, что нет оснований подвергать сомнению реальность существования Гаутамы История его жизни и духовных поисков изложена в ряде произведений, вошедших в священные книги буддизма - "Типитаку" (или "Трипитаку"), джатаки - сказания о подвигах и поучениях Будды, который в момент просветления постиг четыре божественных истины. В них ему открылся путь спасения - "восьмеричный серединный путь", смысл и способ существования всего, что есть в мире. В учении о "четырех благородных истинах" изложена сущность буддизма. 1) Всякое существование есть страдание. 2) Причина страданий заложена в самом человеке - его жажде жизни, стремлении к наслаждению. 3) Прекратить страдания возможно: для этого следует преодолеть жажду жизни. 4) Избавиться от страданий можно только следуя "восьмеричному благородному серединному пути".

Суть этого пути изложена в следующих положениях: 1) праведное воззрение, знание и следование "четырем благородным истинам"; 2) праведное стремление - реализация этих истин; 3) праведная речь - без лжи, грубости и клеветы; 4) праведное поведение - соблюдение моральных требований; 5) праведная жизнь на честно заработанные деньги; 6) праведное усилие, направленное на преодоление привязанности к желаниям и земному бытию; 7) праведное созерцание - сосредоточение на том, что достигнуто на пути; 8) праведное размышление - совершенствование сознания.

Все в мире есть определенное сочетание дхарм -носителей своего признака. Дхармы - частицы, представляющие ткань мирового вещества, проникающие во все явления психического и материального мира, находящиеся в движении, каждое мгновение вспыхивая и угасая. Уже в раннем буддизме сформулированы идеи сансары - проявленного, земного бытия, вечного круга перерождений, и нирваны - бытия непроявленного, подлинного, освобождающего от земного, состояния самоуглубления и просветления. В буддизме путь познания и совершенствования человека неразрывно связан с йогическим методом созерцания и практикой медитации. Хотя буддизм и включает в себя закон причинности и воздаяния - карму, человек свободен в своих поступках, имеет свободу воли - в ней заложен путь к спасению.

Буддизм, особенно ранний, - это сложная морально-философская система постижения психологических состояний человека. Такие центральные понятия как карма, страдание, нирвана не поддаются переводу в образную, чувственно-конкретную форму, поскольку выражают вечное, неподвижное в бытии, но в то же время существуют в единстве с вечно изменяющимся иллюзорным миром реальной жизни. "Я не стремлюсь к смерти, я не стремлюсь к жизни, я сознательно и бодро ожидаю, когда придет мой час" (Будда). Будда проповедовал полный отказ от обрядности и ритуалов, все внимание уделял нравственным проблемам и дисциплине духа.

Постепенно в буддизме оформились два основных направления: хинаяна, "малая колесница" или "узкий путь спасения" и махаяна, "большая колесница" или "широкий путь спасения". Позднее возникает варджаяна -"алмазная колесница", на основе которой сформируется буддийский тантризм или ламаизм. Перейдя границы Индии, буддизм перенес в другие страны и многие традиции индийской образованности, специфические особенности художественной культуры.

В истории всемирной литературы одно из самых почётных мест по праву принадлежит древнеиндийской литературе. Она поражает многообразием сюжетов, жанров, оригинальностью поэтических образов, богатством языка и культурных традиций. К наиболее известным писателям Древней Индии относят такого автора как Калидаса. Историю древнеиндийской литературы принято подразделять на периоды: ведический, эпический и классической санскритской художественной литературы. Для первых двух характерна изустная традиция передачи текста. Два величайших достижения эпического периода - "Махабхарата" и "Рамаяна" по праву сравниваются и "Илиадой" и "Одиссеей".

В древней Индии существовала своя собственная театральная традиция, о чём свидетельствуют и специальные трактаты по драматургии.

Наряду с санскритскими религиозно-философскими сочинениями существовала и фольклорная традиция. Наибольшая популярность выпала на долю "Панчатантры" - сборников рассказов и притч, основанных на фольклорном материале и носивших светский характер. Высоким уровнем отличалась в Древней Индии и теория литературного творчества, в том числе поэзия. Найдены специальные тексты по риторике, метрике, трактаты по поэтике. Постепенно оформляется несколько школ "поэтического мастерства", ведущих между собой дискуссии о поэтическом языке, метафорических приемах, о сути поэзии.

Первые памятники архитектуры и изобразительного искусства относятся ко времени Хараппской цивилизации, но наиболее яркие были созданы в Кушано-гуптскую эпоху (существовали как сакральные, так и светские произведения искусства.) Поскольку в эпоху древности строительство в основном было деревянным, то эти памятники практически не сохранились. В первые века н.э. начинает применятся в строительстве камень. Каменная архитектура того времени представлена пещерными комплексами, храмами (индуистскими, буддистскими и джайнскими) и ступами - каменными сооружениями, в которых по традиции хранились реликвии Будды.

В Древней Индии было несколько школ скульптуры, из которых наиболее крупными были гандхарская (Северо-Запад), матхурская (в долине Ганга) и школа Амаравати (в Андхре). Большинство скульптур носило религиозный характер, но была и светская монументальная пластика. Наряду с правилами скульптуры, существовали и руководства по иконографии (буддийские, джайнские и индуистские).

Наиболее известным из памятников древнеиндийской живописи являются стенные росписи в пещерах Аджанты, которые наносились на сухую штукатурку. В них представлены мифологические сюжеты, сцены из жизни Будды, в также моменты повседневной и дворцовой жизни.

Огромных успехов достигли народы Древней Индии в математике, астрономии, медицине, живописи. Почетное место истории математических знаний принадлежит Арьябхате (V-конец.VI в. н.э.). Ему было уже известно значение числа П, он предложил оригинальное решение линейного уравнения, близкое к современным математическим методам.

Важнейшее достижение математики Древней Индии создание десятичной системы счисления (с применением нуля - это новшество было следствием появлением понятия "пустота" в философии, введённая буддийским мыслителем Нагарджуной). Десятичную систему впоследствии заимствовали арабские ученые и сегодня ею пользуется весь мир. Высокого уровня развития, благодаря выработке цифровой системы нумерации и учению об абстрактном числе, достигла алгебра. Многие математические термины имеют индийское происхождение: "цифра", "синус", "корень".

Древнеиндийская астрономия была знакома с идеей вращения Земли вокруг своей оси (Арьябхата), существовали точные астрономические расчеты.

Во всем мире признанием пользуется аюрведа (наука о долголетии), зародившаяся в глубокой древности. Древнеиндийские врачи знали целебные свойства трав, влияние климата на здоровье человека, существовали правила личной гигиены и диеты. В хирургии - известно было свыше 300 операций и 120 хирургических инструментов. Древнеиндийская медицина, подобно античной, но независимо от неё, полагала, что в основе человеческого организма лежат 3 "жизненных сока" ("первоэлемента "): ветер, желчь и флегма. Особое внимание уделялось анатомии и врачебной этике.

Древнеиндийская культура, специфическими чертами которой являлись преобладание философско-религиозных систем, традиционализм, сохранение кастового строя, оказала значительное влияние на развитие дифференцированных культур других народов, а распространение буддизма за пределами Индии привело к его трансформации в мировую религию.

ТЕМА 30. Культура древнего Египта.
Культура Древнего Египта - типичный образец древневосточной культуры. Возникла в долине Нила в эпоху неолита. Отличительные черты: наглядность, предметность, связь с Нилом. История Древнего Египта ведет начало с Древнего Царства (2900-2270 гг. до н.э.), Среднего Царства (2050-2017 гг. до н.э.) до Нового Царства (1555-1090 гг. до н.э.), соответственно выделяют периоды развития культуры.

В основе хозяйствования лежало поливное земледелие, основанное на разливах Нила. Поэтому река обожествляется, а потребность в орошении стимулирует развитие строительства, инженерного дела, математики и астрономии. Уже в 4 тыс. до н.э. появляется древнеегипетский календарь, на основе которого возникает иероглифическое письмо (демотическое и номатическое).

Мировидение египтян отразилось в мифологии и религии, в которых обожествлялись силы природы и земная, государственная власть (фараон почитался как "сын солнца"). Характерные черты религии - политеистические представления, зооморфизм, фетишизм. В Древнем Египте формируется многочисленный слой жрецов, которые узурпируют право на научные знания и успешно их развивают.

В художественной культуре Древнего Египта появляются классические архитектурные формы (пирамида, обелиск, колонна, пилон). Знаменитые пирамиды Гизы - одно из "семи чудес света". Огромную роль играла скульптура, поминальные храмы и гробницы заполняли культовые статуи и саркофаги. Искусство подчинялось строгим канонам и правилам, использовало цветовую символику. Существовала традиция изображения фигур: голова и ноги в профиль, а торс - развернутым (исчезает только в 7-ом веке до н.э.).

Со временем значительное место в религии Египта заняли заупокойные культы, что рождает обычай мумификации и обширную литературу (на основе "Текстов пирамид", "Текстов саркофагов" сформировалась знаменитая древнеегипетская "Книга мертвых").

Египтяне научились использовать папирус в качестве материала для письма соединяли его в свитки, длиной до 40 метров, на них писали справа налево тонкой палочкой. Знаком красного цвета начинали новый абзац (отсюда "красная строка"). Значительны успехи египтян в медицине, математике (десятеричная система, арифметические и геометрические прогрессии), астрономии (периоды разлива Нила, солнечные и лунные затмения и т.д.).

В 332 г. до н.э. Египет был завоеван Александром Македонским. Достижения культуры Древнего Египта составили основание последующего развития культуры в других регионах.

ТЕМА 31. Ранние формы религии.
Полная подчиненность природе, страх перед неведомым, скудные знания о мире - всё это привело к тому, что сознание первобытного человека было с первых его шагов эмоционально-ассоциативным, а не разумно-логическим. В нём преобладали иллюзии и фантазии, определившие и специфику первых элементов культуры, формировавшихся под воздействием двух важнейших факторов: появление языка и обыденных знаний.

Сердцевиной первобытной культуры, её идейным основанием, являлись мифологические представления и ранние формы религии.

Мифология - от греч. миф- слово, предание, сказание. "При этом миф выражает обобщенно-смысловую наполненность слова в его целостности. Древняя традиция не случайно под мифологией понимала упорядоченное эмоционально-чувственное единство" (А.А.Тахо-Годи). Миф был своеобразной совокупностью представлений о мире, необходимой частицей которого является человек, о тех силах, которые этим миром управляют. Для древних людей мифология - это неоспоримая реальность и вера в её непреложность. Она возникает ещё до религии, которая нуждается в системе почитания божеств со всеми её атрибутами, ритуалами, догмами - то есть культом. Для мифологии первична реальность космического бытия, переживаемого как стихийная проекция во всё, на мир в целом, родовой жизни первобытного коллектива. Мифосознание, таким образом, пронизывало собой всю жизнь человека и общества, т.к. в нём слиты воедино идеи и чувственные образы, представления и сама действительность. При всём многообразии и различиях в мифах разных народов всегда есть общие темы и сюжеты, присутствует единая общая структура мира (структуре мифа посвящены работы К.Л.Леви-Стросса, Э.Голосовкера и др.). Зооантропоморфные, космические, героические мифы характерны для народов всех континентов, что является проявлением общих закономерностей в развитии духовной культуры человечества.

В условиях позднего палеолита, в период ранней родовой общины начинают складываться и первичные религиозные представления в форме тотемизма, фетишизма, магии, анимизма. Вопрос о том, чем различаются и в какой последовательности возникают ранние формы религии является дискуссионным. Существуют различные подходы к его решению. Так, известный историк и археолог Э.Тайлор, рассматривая анимизм в качестве лилипута религии, абсолютизирует его роль. Дж.Фрэзер полагал, что магия, как уникальное специфическое явление, предшествует другим формам религий. Однако большинство исследований отмечает, что данные формы первобытных верований тесно переплетены между собой и могут соседствовать друг с другом у одного рода или племени, различия же в верованиях обусловлены как совершенствованием самого человека, используемых орудий труда, кризисом мифологической мировоззренческой парадигмы. Изменение отношения к природе, выделение человека из неё, повлекло и изменение взаимоотношений внутри родовой общины, обнаружение несхожести, различности, противоречивости бытия, потребность в их объяснении привели к появлению ранних форм религии.

1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13


написать администратору сайта