Культурология. Теорию культуры
Скачать 0.93 Mb.
|
Тотемизм - название вошло в науку в конце XVIII века. Этимология слова восходит к языку индейцев племени оджибве - "ототем" - его род. Это ранние религиозные верования в наличие нерасторжимой связи между человеком или группой людей и группой материальных предметов, чаще всего животных или растений - тотем и их изображения находятся в родственной связи с племенем. Археологические находки и памятники показывают, что тотемизм был присущ уже людям каменного века в эпоху верхнего палеолита. Выбор тотемов чаще всего определялся физико-географическим характером местности проживания, особенностями хозяйственной жизни и экологической ниши обитания рода или племени. Наиболее ярко тотемизм проявился из аборигенов Австралии, не просто обожествлявших тотем, а находивших определённую общность себя и тотема, что отразилось и в системе табулирования. Существовали запреты на убийство и употребление в пищу тотема, но иногда, в тотемических обрядах тотем торжественно поедался всем племенам. Несмотря на различие в объекте поклонения, тотемизм разных народов имеет общие черты: тотемическая группа всегда экзогамна (браки между её членами запрещены); по умершему тотему носили траур и хоронили его с теми же почестями, что и людей; характерно наличие мифов о тотемических предках; обрядовая практика (которая впоследствии трансформировалось в магические обряды). Тотемизм не являлся обожествлением тотема - это вера в какое-то таинственное родство с ним. Связь с тотемом реализуется во взаимной зависимости - с одной стороны, человек воздействует на свой тотем, а с другой стороны - тотем влияет на человека. Наряду с родовым (или племенным) существует и половой тотемизм (у мужчин - свои тотемы, у женщин - свои), и индивидуальный. Зарубежные исследователи тотемизма выделяют в нём три стороны: социальную (единство рода и табу), психологическую (вера в единство) и религиозную (определённый круг людей - старцы, знахари передавали предания о тотемических предках). Связь тотемических ритуалов с магическими действиями очевидно. Уже в самые отдалённые времена психология тотемизма была сходна с психологией фетишизма, а позднее и с магией. Вера в тотем кое-где впоследствии перешли в веру богов-полуживотных (особенно распространена в Древнем Египте: священный бык Апис, небесная корова-богиня Хатор; бог-сокол Гор и др.). Существовали остатки тотемизма и в раннем христианстве: Христа изображали как ягнёнка. В индуизме в качестве священных животных и сегодня почитаются корова, слон, обезьяна и змея. Фетишизм - от португальского fetico - амулет, волшебство. Религиозное почитание неодушевлённых материальных предметов, которым приписываются сверхъестественные свойства, вера в способность этих предметов воздействовать на нашу жизнь. Представления о фетише и отношение к нему менялись по мере развития первобытного общества и родовой общины. Первоначально предмет почитался сам по себе, позже в фетише разделяют материальный носитель и "обитающий" в нём дух. Историки религии под фетишизмом понимают почитание единичных (и при этом неодушевлённых) предметов. Одни его считают более ранней, чем тотемизм формой религии, другие - более поздней. Но большинство полагает при этом, что фетишизм - наиболее общий и постоянный элемент всякой религии (всякого верования). Своеобразной формой фетишизма является вера в амулеты - личные фетиши, оберегающие и покровительствующие владельцам. Потребность в фетишах вызвала и их искусственное изготовление, позже появляются фетиши в виде человеческой фигуры - идолы. Ритуалы, связанные с поклонением фетишам, позже переросли в магические действия. Магия - от греч. колдовство, волшебство, чародейство. - вера в способность человека через обряды сверхъестественным образом воздействовать на предметы, потусторонние силы и других людей. Магию, она известна с каменного века, использовали для воздействия и на человека, и на природу. С точки зрения Дж.Фрэзера, магия чаще всего возникает у народов, ещё не додумавшихся до мифа о таинственном всесильном существе - до идеи Бога. Существует несколько классификаций магии. Наиболее распространённые: магия черная (совершаемая под покровительством "нечистой" силы) или вредоносная и белая магия (оказывающая положительное воздействие на человека и предохраняющее его). Магию подразделяют на виды: 1) производственная (охотничья, рыболовная, строительная, позднее землевладельческая, скотоводческая, учебная и т.д.); 2) лечебная (заговоры, отвороты, наведение и снятие порчи); 3) любовная или половая (привораживание); 4) военная; 5) метеорологическая (магия погоды). Предохранительная магия основана на системе табуирования, так как включает в себя запреты на совершение каких-либо действий, могущих повлечь несчастье. Магию также подразделяют по способам воздействия - оно может оказываться: 1) путём непосредственного контакта человека с носителем магической силы (амулетом, фетишем, снадобьем и др.); 2) имитацией - совершением начала схожего действия; 3) воздействием только на часть, а не на весь объект колдовства (волосы, предметы туалета и т.д.); 4) проделывание магических обрядов над изображением объекта. С.А.Токарев предложил следующую типологию магических обрядов: существует 2 группы магии: агрессивная (протрептическая) и защитная (профилактическая). Протрептическая в свою очередь подразделяется на: 1) контактную (амулет, талисман, колдун); 2) инициальную (начало действия на расстоянии); 3) контагиозную - через заместитель объекта; 4) имитативную - через изображение объекта. Профилактическая или оборонительная магия включает в себя отгоняющие действия, обряды и ритуалы очищения. На более поздних этапах развития магии заговор как вербальная магия может выступать как самостоятельная магическая сила и как сопровождение магического обряда, что было первоначально его основной функцией. Анимизм - от анима - душа. Возникает позже чем предшествующие ранние религиозные верования. Появление анимизма свидетельствовало о кризисе мифологической мировоззренческой духовной парадигмы, поскольку для возникновения идеи о душе необходимо было разделить не только природные явления и их внутренне содержание, но и душу и тело, что требовало высокого уровня абстрагирования. Анимизм - одухотворёние природных явлений, вера в наличие духовных сверхъестественных ил, управляющих явлений природы предметами и человеком. В первобытной культуре в процессе генезиса постепенно складываются элементы культурного комплекса, хранящие посредством традиции и членораздельной речи основные навыки жизнедеятельности, поведения и общения социальных субъектов. На смену культуре первобытности приходит период, который называют культурой ранних земледельческих обществ. Изменения, происходившие в сфере производства в эпоху неолитической революции, породили переворот во всей системе жизнедеятельности раннеземлевладельческих обществ. Разделение труда, появление достаточного количества продуктов питания, а как следствие, рост численности населения привели к возникновению имущественного и социального расслоения общества, формированию наследственной знати и жречества, появлению государства. Все эти качественные преобразования не могли не найти своего отражения и в духовном освоении бытия. Кризисное состояние мифологической мировоззренческой парадигмы детерминировало зарождение новых духовно-культурных универсалий, в которых отражались не только изменения в производственной и социальной сферах, но и новые явления духовного мира людей. Формирование понятийно-логического мышления, письменности, разрушение синкретизма ведет к превращению культуры в систему, представляющую иерархию форм - искусства, литературы, религии, она становится канонической, религиозной. Это детерминировало развитие культовой архитектуры, храмового искусства, культуры в целом. Искусство теперь хранило "программы", алгоритмы художественной деятельности в виде канона, в теоретическом виде, в нехудожественной форме, усиливающей и поддерживающей художественную традицию, сохраняя и обогащая ее содержание и формы. Акт художественного творчества в канонической культуре - это свободная комбинация общепринятых клише в соответствии с обязательными правилами. Общепринятым было тиражирование по заданному образцу, что уподоблялось мифологическому акту сотворения мира. Выполнение правил, норм предопределило многократное повторение тем, сюжетов, ситуаций. Период формирования раннеземлевладельческих обществ - "осевое время истории" сопровождался невиданным духовным брожением и привел к возникновению трех очагов цивилизаций века "бронзы" - дальневосточного (Китай), средневосточного (Индия), ближневосточного (Шумер, Вавилон, Сирия, Финикия, Ниневия, Египет, Крит). К. Ясперс оценивал эту эпоху как водораздел между инерцией "доосевого" традиционализма и осознание человечеством возможностей выбора и ответственности. Своеобразие географических и климатических условий, уникальность экологических ниш обитания обусловили не только разновременность, но и специфику становления и исторического пути развития древних цивилизаций. В культурологии общепринятым является подход, в соответствии с которым выделяются исторические типы культуры раннерабовладельческих обществ: культура древних восточных цивилизаций и античность. Эти типы культуры имеют как общие, так и специфические черты. Древние восточные цивилизации, при всей мозаичности, несхожести и контрастах, в свете новых археологических данных, предстают как единое целое, части которого постоянно взаимно влияли друг на друга, взаимообогащали как сами себя, так и народы, их окружавшие, но находившиеся на стадии первобытно-общинного строя (следует отметить, что, влияя на "варварские народы", эти цивилизации во многом развивались за их счет. ТЕМА 32. Иррационализм в понимании культуры (Ф,Ницше, А.Шопенгауэр). В XIX веке как альтернативные натуралистическим и рационалистическим теориям культуры появляются концепции, основанные на иррационализме. Одним из крупнейших представителей иррационализма был немецкий философ А.Шопенгауэр /1788-1860/. По его мнению, культура и искусство являются высшей формой проявления мировой воли, воплощением чистого созерцания. Доминирующий фактор развития культуры - интуиция, схватывающая действительный образ мира в его сущности, по Шопенгауэру, паллиативом и апогеем развития культуры являются различные виды искусства, позволяющие постичь сущность мировой воли. Наиболее известной из иррационалистических трактовок культуры является концепция Ф.Ницше /1844-1900 г.г./, отметившего кризис европейской культуры своего времени и пришедшего к выводу об утрате обществом общечеловеческих ценностей, надвигающейся гибели культуры вообще. Поэтому Ницше требует переоценки всех ценностей. Основу развития культуры у Ницше составляет "воля к власти", которая проявляется либо как аполлоновское, "светлое" начало, либо как дионисийское, "темное", либо как борьба между ними. Выражением "жизни", является "воля к власти" воплощаемая в идее искусства. Ницше исходит из противопоставления науки и культуры, в которой преобладает мифотворческое начало. Воля к власти при этом является критерием всех социальных явлений, она оппозиционна традиционной морали, религии, господствующей системе ценностей. Для Ницше характерен крайний имморализм, поскольку кризис культуры и морали, тенденции декаданса в европейском искусстве им переносятся на культуру человечества в целом. Преодоление предшествующих ценностей, ложных с точки зрения Ницше, - прерогатива "сверхчеловека", в котором совпадают ценности жизни и "воля к власти". Именно сверхчеловек способен творить культуру, свободную от условностей морали и соответствующую природе, то есть жизни. Ницше сторонник элитарного подхода к искусству и культуре, основанного на отрицании роли разума и научного познания. ТЕМА 34. Христианство: история возникновения и сущность. Каковы же были закономерности и особенности становления средневековой культуры? При ответе на этот вопрос следует учитывать тот фактор, что духовно-культурные универсалии и мировоззренческая парадигма эпохи формировались в процессе зарождения распространения и превращения в мировую религию христианства. Трансформация христианства из секты, возникшей в лоне иудаизма, жестоко преследовавшейся светскими и церковными властями, (а христианские историки насчитывают десять крупных гонений на свою религию) в государственную религию завершается к 4-му веку н.э Император Константин предоставил христианству равные права с другими религиями, император Феодосий возвел в ранг государственной, а первый собор епископов, состоявшийся в 325 г. н.э. в г. Никея объявил её мировой. Процесс формирования христианства сопровождается изменением как социального и этического состава приверженцев первых общин, так и появлением должностных лиц, или клира: пресвитеров (старейшин), епископов (надзирателей), диаконов (служителей). Постепенно хозяйственно-финансовая власть в общинах становится ведущей, что в свою очередь обусловливает отрыв, обособление клира от верующих. Внутри самих общин намечается противостояние между иудейскими и неиудейскими элементами в вероучении, отражавшее борьбу иудейских и языческих группировок в христианстве. Проникновение языческих, восточных и греко-римских групп в состав раннехристианских общин вызвало резкое обострение теоретических разногласий, и в конечном итоге привело к вытеснению иудейского населения из христианства. Внутри христианства также шла острая борьба по вопросам понимания и трактовки основных вероучительных положений. Уже в I -II в.в. н.э. появляются различные течения, которые впоследствии будут объявлены еретическими: гностицизм, манихейство, монтонизм и другие. Но самые принципиальные разногласия в понимании троичности Бога и Иисуса Христа связаны в раннем христианстве с арианством, несторианством и монофизитством. Арианство - получило своё название от имени римского священника Ария, считавшего, что Иисус Христос не был рождён Богом, а создан им, поэтому не "единосущен" Богу -отцу, а "подобосущен" ему. Христианский клир, в целях борьбы с арианством, получившим широкое распространение в восточных провинциях Римской империи, осудил это направление как ересь на Никейском соборе, где было начато формирование основы догматики христианской церкви - символа веры. Окончательно символ веры был утверждён на соборе 381 г. в Царьграде, поэтому и называется Никео-царьградским (принимается без доказательств и исполняется во время богослужения, состоит из 12 членов, 8 из которых посвящены Иисусу Христу.) Не успела церковь осудить христианство, как его сменяет появившееся в V в. учение константинопольского епископа Нестория - несторианство, утверждавшее, что Христос был человеком и после вознесения лишь внешним образом соединился со второй ипостасью троицы - Богом- сыном, поэтому и дева Мария не богородица, а человекородица или христородица. Несмотря на то, что это учение было осуждено как ересь, несторианство сохранилось как одно из направлений в христианстве вплоть до наших дней. Позднее, в V веке возникает монофизитство, по вопросу о природе Христа противоположное арианству. Его представители полагали, что Иисус вообще не был человеком, а является Богом, в нём не две природы, а одна, божеская, отсюда и этимология названия (моно - один, физис - природа). Официальная церковь также осудила монофизитство как ересь (Собор в Халкедоне, 451 г.) однако это направление и сегодня существует в христианстве (его придерживаются армянская, коптская, абиссинская и другие церкви). В борьбе с инакомыслием в своих собственных рядах христианство не только оформилось организационно, распространилось среди всё большего числа народов, но и вырабатывало единое мнение по вопросам вероучения, догматики и культа, глубоко усваивая и приспосабливая наследие античности в своих собственных интересах. Так, если в античном мировоззрении, человек - игрушка судьбы, забава богов, но одновременно и "мера всех вещей", достойный объект искусства, то христианство, придерживаясь строго моноцентризма, совершенно с иных позиций рассматривает природу, роль и предназначение человека. ТЕМА 36. Коран как памятник духовной культуры. Священной книгой мусульманской религии является Коран (буквально с арабского - "чтение"), текст которого создал Аллах. Аллах через архангела передавал Коран Мухаммеду в виде откровений. Коран содержит 114 глав (сур), разбитых на рифмизированные стихи (аяты). Самые длинные суры идут в начале книги, самые короткие - в конце. Многие сюжеты Корана - сотворение мира и человека, грехопадение и другие - схожи с библейскими, а действующие лица с новозаветными. Коран и Сунна. Коран является не только главной книгой мусульман, но и замечательным памятником мировой культуры. Коран условно разделен на суры, содержащие откровения Аллаха Мухаммеду в Мекке, и в Медине. Коранические тексты, произнесенные Мухаммедом в Мекке, делят обычно на три части - в соответствии со временем, когда они родились. Сначала это были проповеди краткие, отрывистые и эмоциональные, содержащие, главным образом, отповедь многобожия, живое описание конца света перед Судным днем, мучения неуверовавших в аду. Суры, произнесенные в этом периоде, называют обычно поэтическими. Они сильно ритмизированны. Именно эти части - начало Корана - воспринимаются как речи вдохновенного прорицателя или поэта. Их бессвязность, кажущаяся непонятность - нарочитая, это - особенность стиля, призванная доказать божественность происхождения текста. Суры следующего периода называют "рахманскими". В это время Аллах постоянно и настойчиво называется именем-прозвищем Рахман- Милостивый. Здесь устами Мухаммеда разъясняется могущество Бога, то, как он, создавший этот мир и все сущее, - строг и суров. В то же время он милостив и милосерден к людям. Люди же должны полностью предать себя воле Аллаха, никогда нет забывать о нем, почитать его и помнить о грядущем суде. Третий период мекканских проповедей называют "пророческим": они составили основные повествовательные тексты, в которых главным аргументов для увещевания соотечественников Мухаммеда стала "история". Пророк напоминал людям о древних героях и вероучении: Нухе-Ное, Луте-Лоте, Ибрахиме-Аврааме, Иисуфе-Иосифе, Исе-Иисусе. Все они были пророками и посланниками единого Бога: все они старались наставить людей на путь истинный, все подвергались преследованиям. В конце концов Аллах всегда возвышал своего пророка, а его противников унижал или вовсе уничтожал. Рассказывает Коран и о великих героях и мудрецах: "Двурогом Александре Македонском, Дауде-Давиде. Всеми этими историями о прошлом Коран запугивал мекканцев, чтобы привлечь их на сторону Мухаммеда. Все эти многократно повторяющиеся истории составили комплекс историко-этических повествований, которые мало назвать сказаниями Корана. Со временем они стали одной из важных сторон мусульманской культуры. К кораническим мотивам добавилось множество других, почерпнутых из культурного наследия разных народов, принявших ислам. В мусульманской литературе возникает специальный жанр "Рассказы о пророках". О древних героях писались поэмы, складывались легенды. Коранические сказания не только пронизывают мекканские сурры, но и часто встречаются и в следующем этапе "ниспослания" - мединском. Главной идеей мединских проповедей стала мысль о том, что именно ислам (а не иудаизм и христианство) несет людям истинное единобожие праотца Ибрахима-Авраама. Сказания здесь более пристрастны, медлительны, менее вдохновенны, чем мекканские. Поскольку Мухаммед ничего не писал (подозревают, что он был неграмотен), его сподвижники и современники запоминали произносимый текст Корана, знали его наизусть. Отдельные записи использовались как вспомогательное средство для оживления памяти, однако, со сменой подвижников знанию священного текста грозила гибель. Уже при первом Халифе (Абу-Бакре) были сделаны первые попытки записи Корана, а при 3-ем Османе была составлена окончательная редакция Корана, которую объявили самой полной и достоверной. Остальные записи были уничтожены. В настоящее время во всех течениях ислама принята османская редакция текста Корана. Существуют канонические и неканонические "чтения" этого текста. Это варианты прочтения некоторых мест и отдельных слов, не меняющие существенно смысл Корана. Первая сура "Аль-Фатиха" - "Открывающая", содержащая в себе краткое изложение основных принципов ислама и текст-основу мусульманской молитвы. "Хвала Аллаху, который миров Господин, Милостивый, милосердный он один, Дня страшного суда Властелин, Тебе мы поклоняемся. Помощь дается нам Тобою одним. Веди нас по пути тех, кто тобою водим, По пути тех, на кого простерлась милость твоя, На кого ты не гневаешься, кто не знает Заблуждения кручин". Названия сур условны. Суры делятся на аяты (стихи). Это ритмические единицы текста, как правило, рифмующиеся между собой. В период правления халифов в дополнение к Корану была создана Сунна - священное мусульманское предание, состоящее из массы хадисов, т.е. рассказов о поступках и суждениях пророка Мухаммеда. Сунна в переводе с арабского - "священный обычай". Этимологическое значение слова "сунна" в Коране употребляется в разных смыслах: "путь Бога", "образ действия бога", "его поведение" и т.д. В основе идей Сунны - концепция, согласно которой: |