Отечественная история С древнейших времен до наших дней. Учебное пособие. Отечественная история С древнейших времен до наших дней. Учебное. Термины и даты по древнерусской, российской и зарубежной истории таблицы, схемы, статистический материал источники и документы
Скачать 4.69 Mb.
|
А. О личных преимуществах дворян.1–е. Дворянское название есть следствие, исключающее от качества и добродетели начальствовавших в древности мужей, отличивших себя заслугами, чем обращая самую службу в достоинство, приобрели потомству своему нарицание благородное. 2–е. Не токмо империи и престолу полезно, но и справедливо есть, чтоб благородного дворянства почтительное состояние сохранялось и утверждалось непоколебимо и ненарушимо; и для того изстари, ныне, да и пребудет навеки благородное дворянское достоинство неотъемлемо, наследственно и потомственно тем честным родам, кои оным пользуются, и следственно: 3–е. Дворянин сообщает дворянское достоинство жене своей. 4–е. Дворянин сообщает детям своим благородное дворянское достоинство наследственно. 5–е. Да не лишится дворянин или дворянка дворянского достоинства, буде сами себя не лишили оного преступлением, основаниям дворянского достоинства противным. 6–е. Преступления, основания дворянского достоинства разрушающие и противные, суть следующие: 1. Нарушение клятвы. 2. Измена. 3. Разбой. 4. Воровство всякого рода. 5. Лживые поступки. 6. Преступления, за кои по законам следовать имеет лишение чести и телесное наказание. 7. Буде доказано будет, что других уговаривал или научал подобные преступления учинить. 7–е. Но понеже дворянское достоинство не отьемлется, окромя преступления; брак же есть честен и законом божиим установлен, и для того благородная дворянка, вышедши замуж за недворянина, да не лишится своего состояния; но мужу и детям не сообщает она дворянства. 8–е. Без суда да не лишится благородный дворянскаго достоинства. 9–е. Без суда да не лишится благородный чести. 10–е. Без суда да не лишится благородный жизни. 11–е. Без суда да не лишится благородный имения. 12–е. Да не судится благородный, окроме своими равными. 13–е. Дело благородного, впадшего в уголовное преступление и по законам достойного лишения дворянскаго достоинства, или чести, или жизни, да не вершится без внесения в Сенат и конфирмации императорскаго величества. 14–е. Всякого рода преступления (благородного), коим десять лет прошло, и чрез таковое время они не сделались гласны, и по оным производства не было: все таковые дела повелеваем отныне предать, если где об них взыскатели, истцы или доносители явятся, вечному забвению. 15–е. Телесное наказание да не коснется до благородного. 16–е. С дворянами, служащими в нижних чинах наших войск, поступать во всех штрафах так, как по нашим военным правилам поступается с обер–офицерскими чинами. 17–е. Подтверждаем на вечные времена в потомственные роды российскому благородному дворянству вольность и свободу. 18–е. Подтверждаем благородным, находящимся в службе, дозволение службы продолжать и от службы просить увольнения по сделанным на то правилам. 19–е. Подтверждаем благородным дозволение вступать в службы прочих европейских нам союзных держав и выезжать в чужие края. 20–е. Но как благородное дворянское название и достоинство изстари, ныне, да и впредь приобретается службою и трудами империи и престолу полезными, и существенное состояние российского дворянства независимо есть от безопасности Отечества и престола; и для того во всякое таковое Российскому самодержавию нужное время, когда служба дворянства общему добру нужна и надобна, тогда всякой благородной дворянин обязан по первому позыву от самодержавной власти не щадить ни труда, ни самого живота для службы государственной. 21–е. Благородный имеет право по призвании своем писаться как помещиком его поместий, так и вотчинником родовых, наследственных и жалованных его вотчин. 22–е. Благородному свободная власть и воля оставляется, быв первым приобретателем какого имения, благоприобретенное им имение дарить, или завещать, или на прожиток отдать, или передать, или продать, кому заблагоразсудиТ. Наследственным же имением да не распоряжает инако, как законами предписано. 23–е. Благородного наследственное имение, в случае осуждения и по важнейшему преступлению, да не отдасться законному его наследнику или наследникам. 24–е. Понеже желание и хотение наше было, есть и впредь с помощию божиею непременно будет, чтоб империя Всероссийская управляема была издаваемыми от самодержавия нашей власти узаконениями и постановлениями, для утверждения правосудия, правды и безопасности имения и имущества каждого, находим справедливо снова запретить и строго подтвердить древние о том запрещения: да не дерзнет никто без суда и приговора в силу законов тех судебных мест, коим суды поручены, самовольно отобрать у благородного имение, или оное разорять. 25–е. Правосудие и возмездие за преступление вверены в каждом наместничестве единственно судебным на то установленным местам; они выслушивают жалобы истца и оправдания ответчика и чинят решения по законам, которым всяк, какого бы рода и поколения ни был, повиноватися обязан; и для того, буде благородный имеет законное требование, или кто на благородного, то оное разобрать надлежит в установленных и на то власть имеющих судебных местах предписанным порядком; ибо несправедливо и с общим порядком несходственно бы было, когда бы всяк в собственном своем деле вздумал сделаться судьею. 26–е. Благородным подтверждается право покупать деревни. 27–е. Благородным подтверждается право оптом продавать, что у них в деревнях родится, или рукоделием производится. 28–е. Благородным дозволяется иметь фабрики и заводы по деревням. 29–е. Благородным дозволяется в вотчинах их заводить местечки и в них торги и ярмонки, согласно с государственными узаконениями, с ведома генерал–губернаторов и губернских правлений, и с наблюдением, чтоб сроки ярмонок в местечках их соображены были со сроками в других окрестных местах. 30–е. Благородным подтверждается право иметь, или строить, или покупать домы в городах и в оных иметь рукоделие. 31–е. Буде кто благородный желает пользоваться городовым правом, да повинуется оному. 32–е. Благородным дозволяется оптом продавать, или из указных гаваней за моря отпускать товар, какой у кого родится, или на основании законов выделан будет, ибо им не запрещается иметь или заводить фабрики, рукоделия и всякие заводы. 33–е. Подтверждается благородным право собственности, дарованное милостивым указом от 28–го июня 1782 г., не только на поверхности земли, каждому из них принадлежащей, но и в недрах той земли и в водах, ему принадлежащих, на все сокровенные минералы и произрастения, и на все из того делаемые металлы в полной силе и разуме, как в том указе изъяснено. 34–е. Подтверждается благородным право собственности в лесах, растущих в их дачах, и свободного их употребления в полной силе и разуме, как в милостном указе 22 сентября 1782 г. изображено. 35–е. По деревням помещичий дом имеет быть свободен от постоя. 36–е. Благородный самолично изъемлется от личных податей. Б. О собрании дворян, установлении общества дворянского в губернии и о выг.х дворянского общества 37–е. Нашим верноподданным дворянам жалуем дозволение собираться в той губернии, где жительство имеют, и составлять дворянское общество в каждом наместничестве, и пользоваться нижеписанными правами, выг.ми, отличностями и преимуществами. 38–е. Дворянство собирается в губернии по позыву и дозволению генерал–губернатора, или губернатора, как для вверенных дворянству выборов, так и для выслушивания предложений генерала–губернатора или губернатора всякие три г. в зимнее время. 39–е. Собранию дворянства в наместничестве дозволяется избрать губернского предводителя дворянства той губернии; и для того собранию дворянства всякие три г. представить из уездных дворянских предводителей двух государеву наместнику или правителю, и которого из сих генерал–губернатор или губернатор назначит, тому и быть губернским предводителем той губернии. 40–е. По силе 62–й и 211–й статей Учреждений, уездный предводитель дворянства выбирается дворянством того же уезда чрез всякие три г. по балам. <..> 47–е. Собранию дворянства дозволяется представить генералу–губернатору или губернатору о своих общественных нуждах и пользах. 48–е. Подтверждается собранию дворянства дозволение делать представления и жалобы чрез депутатов их как Сенату, так и императорскому величеству на основании узаконений. <…> 64–е. В собрании дворянства быть может дворянин, который вовсе не служил или, быв на службе, до обер–офицерского чина не дошел (хотя бы обер–офицерский чин ему при отставке и был дан), но с заслуженными сидеть не должен, ни голоса в собрании дворянства иметь не может, ни выбран быть способен для тех должностей, кои наполняются выбором собрания дворянства. 65–е. Собранию дворянства дозволяется изключать из собрания дворянства дворянина, который опорочен судом или которого явный и бесчестный порок всем известен, хотя бы и судим еще не был, пока оправдается. <..> 68–е. В дворянскую родословную книгу в наместничестве внести имя и прозвание всякого дворянина, в той губернии имением недвижимым владеющего и дворянство свое доказательствами утвердить могущего. <…> Печатается по: А.С. Орлов. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней, – М.: Проспект. – 1999. – С.214–217. ИСТОРИКИ О ПРОЦЕССАХ РАССМАТРИВАЕМОГО ПЕРИОДА О политических взглядах Екатерины II «Политические идеи, усвоенные Екатериной, по источникам своим были последним словом западноевропейской политической мысли, плодом работы многих сильных умов над вопросами о происхождении и закона развития государств и об их нормальном устройстве. Результаты этой работы не были еще руководящими началами политической жизни народов, по крайней мере на европейском материке, оставались идеалами передовых умов, дожидаясь своего места в кодексах. Даже в том виде, как они изложены в «Наказе» Екатерины, они представляли, говоря словами Карамзина, ряд «высочайших умозрений», и сколько надобно было усилий, чтобы эту «тончайшую метафизику преобразить в устав гражданский, всем понятный!». Эти идеи, еще нигде практически не испытанные в своей совокупности, Екатерина хотела применить к устройству своего государства, переработать их в статьи нового русского уложения. Этот замысел мог показаться плодом «воспламененного воображения», какое приписывал Екатерине Фридрих II. И, однако, Екатерина признавала такой опыт возможным в России, отставшей от Европы во всех отношениях, имевшей, как писал тогда один английский посол из Петербурга, право на название образованного народа, одинаковое с Тибетским государством. У Екатерины были на [то] свои соображения. Она, во–первых, тогда еще крепко веровала в силу разума: будьте уверены, писала она в одной из своих ранних заметок, что разум возьмет верх в глазах толпы. Потом она считала себя со своими идеями особенно способной и расположенной действовать в стране, мало тронутой культурными влияниями и менее других зараженной историческими предрассудками». Ключевский В.О. Указ. соч. – Т.5, – С. 312. «…свои принципы нового русского законодательства Екатерина установила на почве философско–публицистических умствований современной ей европейской литературы. Ясно, что эти принципы, с одной стороны, были в высшей степени либеральны, потому что взяты из либерального источника, а с другой стороны – совершенно чужды русской жизни, потому что слишком либеральны и выросли из условий нерусской общественной жизни. Они должны были удивить русское общество и либерализмом, и несоответствием национальному быту. Екатерина чувствовала это; она рядом с общим либерализмом поставила и мотивировала в Наказе ясное утверждение, что единственной возможной для России формой власти находит самодержавие как по обширности страны, так и потому, что одной власти легче повиноваться, чем многим господам. Постаралась она оправдать и отвлеченность своих принципов, и их несоответствие русским порядкам; она писала в Наказе: «Россия есть европейская держава. Доказательство сему следующие перемены, которые в России предпринял Петр В., тем удобнее успех получили, что нравы, бывшие в то время, совсем не сходствовали с климатом и принесены к нам смешением разных народов и завоеваниями чуждых областей. Петр I, вводя нравы и обычаи европейские в европейском народе, нашел тогда такие удобности, каких он и сам не ожидал» (Наказ, гл. 1, 6, 7). Итак, по мнению Екатерины, древняя Россия жила с чуждыми нравами, которые следовало переделать на европейский лад, потому что Россия – страна европейская. Петр начал эту переделку, вводя европейские обычаи, и это ему удалось. Теперь Екатерина продолжает это дело и вносит в русские законы общеевропейские начала. Именно потому, что они европейские, они не могут быть чуждыми России, хотя и могут такими показаться по своей новизне. Так Екатерина старалась оправдать либеральность и отвлеченность своих принципов. Если она оставалась верна народным воззрениям в том, что предпочитала самодержавие «угождению многим господам», то впадала в большую неточность в другом отношении: за начала общеевропейской жизни она приняла принципы европейской философии, которые не переходили в жизнь нигде в Европе и не были началами действительного быта. Являясь с этими принципами в русскую жизнь, Екатерина нимало не следовала Петру, который перенимал действительность, а не европейские мечты». Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. В 2 ч. Ч. II. – 1994. – С. 1999 – 2000. О правлении Павла I «Благ.ря несчастному отношению Павла к предшествующему царствованию его преобразовательная деятельность лишена была последовательности и твердости. Начав борьбу с установившимися порядками, Павел начал преследовать лица; желая исправить неправильные отношения, он стал гнать идеи, на которых эти отношения были основаны. В короткое время деятельность Павла вся перешла в уничтожение того, что сделано было предшественницей; даже те полезные нововведения, которые были сделаны Екатериной, уничтожены были в царствование Павла. В этой борьбе с предшествующим царствованием и с революцией постепенно забылись первоначальные преобразовательные помыслы. Павел вступил на престол с мыслью придать более единства и энергии государственному порядку и установить на более справедливых основаниях сословные отношения; между тем из вражды к матери он отменил губернские учреждения в присоединенных к России остзейских и польских провинциях, чем затруднил слияние завоеванных инородцев с коренным населением империи. Вступивши на престол с мыслью определить законом нормальные отношения землевладельцев к крестьянам и улучшить положение последних, Павел потом не только не ослабил крепостного права, но и много содействовал его расширению. Он так же, как и предшественники, щедро раздавал дворцовых и казенных крестьян в частное владение за услуги и выслуги; вступление его на престол стоило России 100 тыс. крестьян с миллионом десятин казенной земли, розданной приверженцам и любимцам в частное владение». Ключевский В.О. Указ. соч. – Т.5, – С. 176 – 177. «Исполненный самых лучших намерений, он стремился всей душой к благу государства, но отсутствие правительственных навыков мешало ему действовать удачно. Недовольный системой управления, он не мог найти вокруг себя способных людей, чтобы заменить ими прежнюю администрацию. Желая водворить порядок при дворе, новое же насаждал с такой строгостью, что оно всем казалось горше старого. Неподготовленность к делам сказывалась на всем, что делал Павел, и, соединяясь с неровностью его характера, сообщала всем его мерам колорит чего–то случайного, болезненного и капризного. С г.ми горячность и впечатлительность Павла перешли в тяжелую способность терять самообладание из–за пустяков; любовь к порядку и законности заменялась пристрастием к внешним формам подчинения и благочиния; вспыльчивость обратилась в припадки жестокости». Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. В 2 ч. Ч. II. – 1994. – С. 229. «…Павел уничтожил некоторые привилегии высших классов (при нем дворяне и горожане снова подпали телесным наказаниям за уголовные преступления); Павел ограничил во многом действие Жалованных грамот 1785 г., стеснил местное самоуправление. Он установил законом 1797 г. высшую норму крестьянского труда в пользу помещиков (три дня барщины в неделю) и таким образом положил первое ограничение помещичьей власти. К тому же ограничению вело запрещение продавать дворовых людей и крестьян без земли с молотка. Такое направление мер Павла в защиту низшего класса и в ущерб интересов высших классов указывает на начало переворота в правительственной деятельности, который наступил яснее в эпоху императора Александра I и позднее привел к падению крепостного права и исключительных сословных привилегий». Там же. – С. 231. «На рубеже XVIII и XIX столетий лежит четырехлетнее царствование Павла…. Хотя оно лежит на рубеже XVIII и XIX вв. и отделяет собой «век Екатерины» от «века Александра», оно ни в коем случае не может быть рассматриваемо как переходное. Наоборот, в том историческом процессе развития русского народа, который нас интересует, оно является каким–то внезапным вторжением, каким–то неожиданным шквалом, который налетел извне, все спутал, все переворотил временно вверх дном, но не мог надолго прервать или глубоко изменить естественный ход совершающегося процесса. Ввиду такого значения царствования Павла и Александру, как только он вступил на престол, не оставалось ничего другого, как зачеркнуть почти все сделанное его отцом и, залечив поскорее неглубокие, но болезненные поранения, нанесенные им государственному организму, повести дело с того места, на котором остановилась ослабевшая и заколебавшаяся под старость рука Екатерины». Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. – М., – 1993. – С.40. «Подводя теперь итоги правлению Павла, мы видим, что границы государственной территории остались при нем в прежнем виде. Правда, грузинский царь, теснимый Персией, в январе 1801 г. заявил о своем желании перейти в подданство России, но окончательное присоединение Грузии состоялось уже при Александре. Что касается положения населения, то, как ни вредны были многие из предпринятых Павлом мер, за четыре г. глубоких изменений они произвести не могли. Самым печальным изменением в положении крестьян было, конечно, перечисление из состава казенных крестьян в состав крепостных тех 530 тыс. душ, которых Павел успел раздать частным лицам. Что же касается торговли и промышленности, то, несмотря на целый ряд благоприятных условий в начале царствования, к концу его заграничная торговля была совершенно погублена, внутренняя же находилась в самом хаотическом состоянии. Еще больший хаос получился в состоянии высшего и губернского управления». Там же. – С. 47. ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ
|