Тит Лукреций Кар о природе вещей философия и поэзия перед загадкой природы
Скачать 1.7 Mb.
|
[Образование мира и его частей: Стихи 416-508] Как же случилося то, что стеченье материи дало Землю и своды небес, а также и моря глубины, Солнца пути и луны, — разъясню я теперь по порядку. Первоначала вещей, разумеется, вовсе невольно 420 Все остроумно в таком разместилися стройном порядке И о движеньях своих не условились раньше, конечно. Если ж начала вещей во множестве, многоразлично От бесконечных времен постоянным толчкам подвергаясь, Тяжестью также своей гнетомые, носятся вечно, Всячески между собой сочетаясь и всѐ испытуя, Что только могут они породить из своих столкновений, — То и случается тут, что они в этом странствии вечном, Тит Лукреций Кар «О природе вещей» 100 лучших книг всех времен: www.100bestbooks.ru Всякие виды пройдя сочетаний и разных движений, Сходятся так, наконец, что взаимная их совокупность 430 Часто великих вещей собой образует зачатки: Моря, земли и небес, и племени тварей живущих. Ни светоносного круга высоколетящего солнца Не различалось тогда, ни созвездий великого мира И ни морей, ни небес, ни земли, ни воздуха так же, 435 Как ничего из вещей, схожих с нашими, не было видно. Был только хаос один и какая-то дикая буря 440 Всякого рода начал, беспорядок нестройный которых Все промежутки, пути, сочетания, тяжесть, удары, Встречи, движения их возмущал, затевая сраженья, Так как, при разнице форм и в силу несходства в фигурах, Ни съединенными так им нельзя было всем оставаться, 445 Ни произвесть меж собой каких-либо стройных движений. 437 Врозь разбегаться затем стали разные части, со сходным Сходное в связи входить и мир разграничивать стало, Члены его разделять и дробить на великие части. 446 Стало тогда от земли отделяться высокое небо, Стали моря отходить, обособившись водным пространством, И выделяться огни стали чистые в дальнем эфире. Стали сначала земли тела все отдельные купно, — 450 Так как они тяжелы и сцеплены крепко, — сходиться, Все в середине и в самом низу места занимая. Чем они больше и больше, сцепляясь друг с другом, сходились, Тем и сильней выжимали тела, что моря образуют, Звезды, солнце, луну и стены великого мира: Это ведь всѐ состоит из семян и круглее и глаже И заключает в себе элементы значительно мельче, Чем у земли. Потому через скважины пористой почвы Вырвался первым эфир огненосный и вместе с собою Много увлек он огней, поднимался с легкостью кверху 460 Тем же примерно путем, как случается часто нам видеть Утром, когда по траве, окропленной росою алмазной, Пламенем алым блестят лучи восходящего солнца И выдыхают туман озѐра и вечные реки, Да и земля иногда в это время как будто дымится. Только лишь всѐ это, ввысь поднимаясь, сливается вместе, Сплоченным телом вверху облака небосвод обвивают. В те времена и эфир, точно так же, текучий и легкий, Сплоченным телом наш мир окружая, во свод изогнулся 470 И, распростершись везде, растекаясь по всем направленьям, Всѐ остальное в своих заключил он объятиях жадных. Следом за ним зародились зачатки и солнца с луною, Коих вертятся шары посредине в пространстве воздушном, И ни земля не присвоила их, ни эфир необъятный, Ибо не столь тяжелы они были, чтоб вниз опуститься, И не настолько легки, чтобы выскользнуть к высшим пределам; Как бы живые тела,144 они кружатся в среднем пространстве И представляют собой мироздания целого части. Это же мы наблюдаем в себе: в состояньи покоя Могут быть члены одни, между тем как другие — в движеньи. Тит Лукреций Кар «О природе вещей» 100 лучших книг всех времен: www.100bestbooks.ru 480 Сразу же после того, как отторглось все это внезапно, — Там, где простерлась теперь океана лазурная область, — Вниз провалилась земля и пучиной соленой залилась. День ото дня, чем сильней и эфир раскаленный и солнце, Распространяя лучи, отовсюду давили на землю, Так что, под градом толчков на все ее крайние части, Плотно сбивалась она, постепенно сгущаяся к центру, Тем изобильнее пот у нее выжимался из тела, Влагой соленой моря и водные полня равнины; Тем изобильней тогда и множество вон улетало 490 Жара и воздуха тел, далеко над землей поднимаясь, И уплотняло вверху обители светлые неба, Стали поля оседать, вырастали высокие горы Кверху подъемом своим: ведь нельзя было снизиться скалам, Как и нельзя было всей равномерно земле опуститься. Так утвердилось земли, сплотившися, грузное тело, Будто бы ил со всего мирового пространства тяжелый Стекся на самое дно и осел наподобие гущи. Море же, воздух затем, а затем и эфир огненосный С телом прозрачным своим остались смешения чужды, 500 Всѐ это легче одно другого, а самый текучий, Как и легчайший, эфир плывет над потоком воздушным И не мешает свое текучее тело с мятежным Воздуха током совсем: допускает он всѐ там свирепым Вихрям крутить; допускает вздыматься там бурям нестройным, Сам увлекая огни свои стройным и плавным стремленьем. То, что эфир может течь равномерно, единым напором, Понт145 указует нам — море, текущее стройным потоком, Вечно плавно в одном направленьи скользя неуклонно. [Небесные тела: их размеры и движения: Стихи 509-649] Ныне движения звезд воспоем мы с тобою причину, 510 Прежде всего, если круг обращается неба великий, Необходимо признать нам, что оба конца его оси Воздух гнетет и ее замыкает снаружи и держит; Сверху ж потоком другим он течет в направлении том же, В коем, мерцая, бегут созвездия вечного мира; Или же снизу он круг небесный вращает обратно, Так же, как реки вертят водяные колеса с ковшами. Но допустимо и то, что весь небосвод пребывает Вечно недвижен, тогда как несутся блестящие звезды. Иль потому, что эфира стремительный ток, заключенный, 520 Выхода ищет себе и крутится вверху, он и катит Всюду огни и несет по Суммановым областям неба;146 Иль, притекая извне из другого источника, воздух Гонит, вращая, огни; или сами скользить они могут В том направленьи, куда привлекает и манит их пища, Тело питая свое огневое на небе повсюду. Трудно наверно решить, какая же действует в этом Мире причина; но то, что возможно и что происходит В разных вселенной мирах, сотворенных на разных началах, Тит Лукреций Кар «О природе вещей» 100 лучших книг всех времен: www.100bestbooks.ru Я объясняю и ряд излагаю причин, по которым 530 Может движенье светил совершаться в пространстве вселенной, Всѐ же из этих причин непременно одна побуждает Звезды к движенью и здесь; но какая — предписывать это Вовсе не должен тот, кто ощупью путь пролагает. Далее, чтобы земля в середине покоилась мира, Мало-помалу легчать, уменьшаяся в собственном весе, Следует ей и иметь естество под собою другое, Испоконь века в одно сплочѐнное целое тесно С мира частями воздушными, где она в жизнь воплотилась, Вот почему и не в тягость земля и не давит на воздух: 540 Так же, как члены его человеку любому не в тягость, Как голова не обуза для шеи, и нам не заметно, Что опирается всей своей тяжестью тело на ноги. Если же тяжесть извне на нас налегает, то часто Мы изнываем под ней, будь она и во много раз легче: Крайне существенно нам учитывать то, что возможно. Так что не вторглась земля, точно чуждое нечто, внезапно В чуждый ей воздух извне, откуда-то в нем оказавшись, Но одновременно с ним зачалась от начала вселенной, Частью известной ее, как у нас наши члены, являясь. 550 Кроме того, если гром потрясает раскатом внезапным Землю, она и сама всѐ то, что над нею, колеблет. Этого сделать никак не могла бы, не будь она крепко Связана с мира частями воздушными так же, как с небом. Ибо на общих корнях они держатся цепко друг с другом, Испоконь века в одно сплочѐнные целое тесно. Да и не видишь ли ты, что тела великую тяжесть Сущность тончайшая нашей души поддерживать может В силу того, что в одно они целое сплочены тесно? Что, наконец, приподнять может быстрым скачком наше тело, 560 Если не сила души, которая членами правит? Видишь ли, мощью какой обладает и тонкая сущность, Ежели с телом она тяжелым сплотилась, — как воздух Сплочен с землей или сила души с человеческой плотью? Пламенный солнечный диск, пылающий жаром, не может Больше значительно быть или меньше, чем кажется чувствам, Ибо, с какого огни расстояния свет ни бросали б И ни вдыхали бы жар раскаленный во все наши члены, Пламя в составе своем ничего не теряет при этом, И отдаленность огня не являет его уменьшенным. 573 Значит, коль свет и тепло, изливаясь обильно из солнца, 570 Наших касаются чувств и пространства земли озаряют, Солнце нам видно с земли в его настоящих размерах, И полагать, что оно или больше иль меньше, не должно. Да и луна, — всѐ равно, несется ль она, озаряя Светом присвоенным147 всѐ, или собственный свет излучает, — Что бы там ни было, — всѐ ж и она по размерам не больше, Чем представляется нам и является нашему взору. Ибо всѐ то, что в большом отдаленьи, сквозь воздуха толщу 580 Мы наблюдаем, скорей представляется в облике смутном, Чем в уменьшенных чертах. Потому и луну непременно, Тит Лукреций Кар «О природе вещей» 100 лучших книг всех времен: www.100bestbooks.ru Раз ее облик и вид представляется ясным и четким, Видеть отсюда должны мы на небе такою же точно, Как она есть по своим очертаньям краев и размерам. Также эфира огни, наконец, что ты видишь отсюда, 594 Могут на деле совсем незначительно быть или меньше, 595 Или же больше того, чем кажется нашему глазу, 590 Раз и земные огни, которые всюду мы видим, Ежели явственно их трепетанье, коль пламя их видно, Кажутся лишь иногда измененными самую малость В сторону ту иль другую, поскольку они отдаленны. Также не должно тому удивляться, как может такое Малое солнце давать такое обилие света, Чтобы волнами его и моря, и все земли, и небо Полнить и все заливать потоком горячего жара, 597 Ибо возможно, что здесь единственный в мире источник Света открыт и лучи изливает он мощной струею, Если из мира всего скопляются жара зачатки 600 Здесь отовсюду сходясь, и сюда собираются вместе В общий единый родник, тепло изливающий всюду. Разве не видишь: порой орошает и малый источник Водной струею луга и равнины кругом заливает? Также возможно и то, что от солнца огня небольшого Воздух объемлется весь раскаленным, пылающим зноем, Если допустим, что он настолько к огню восприимчив, Что распаляется весь при малейшем воздействии жара Так же, как видим порой, и солома, и колос на ниве Сразу от искры одной загораются в общем пожаре. 610 Может быть также, небес светильник розовый — солнце Множеством жарких огней обладает, не видимых нами, Что окружают его совершенно без всякого блеска, Лишь умножая своей теплотою лучей его силу. Также нельзя привести простой и единой причины Для объясненья того, как солнце из летних пределов До поворота зимой в Козероге идет и обратно Вновь к остановке своей подходит на тропике Рака, Или того, почему луна в один месяц проходит Тем же путем круговым, что солнце в год пробегает. 620 Этим явлениям дать простого нельзя объясненья. Можно, во-первых, считать, что все это так происходит, Как полагает о том Демокрита священное мненье. То есть, чем ближе к земле проходят светила, тем меньше Могут они увлекаться вращеньем небесного вихря, Ибо стремленье его и напор, постепенно слабея Книзу, становятся меньше; поэтому мало-помалу Солнце всегда отстает от движения звездного круга, Ниже гораздо идя пылающих в небе созвездий. А еще больше луна: чем путь ее ниже проходит, 630 Дальше от неба лежит и ближе к земле расположен, Тем еще меньше она поспевать за созвездьями может. И, чем слабее тот вихрь, которым луна, увлекаясь, Ниже, чем солнце, идет, тем скорее небесные знаки Все обгоняют ее и вокруг нее мимо несутся. Тит Лукреций Кар «О природе вещей» 100 лучших книг всех времен: www.100bestbooks.ru Тут-то и кажется нам, что луна достигает скорее Каждого знака опять, ибо к ней возвращаются знаки. Но допустимо и то, что от полюсов мира противных Воздух потоком двойным в положенный срок вытекает. Может он солнце теснить, прогоняя от летних созвездий 640 До самого поворота зимой и до стужи холодной, И от холодных теней ледяных отгонять его снова В жаркие лета края, обратно к созвездиям знойным. Можно считать, что подобным путем и луна и планеты, Долгие годы свои обращаясь по долгим орбитам,148 Воздуха током двойным подвигаются в неба пространствах. Разве не видишь, что так, противным гонимые ветром, Тучи вверху и внизу идут в направленьи противном? Так почему ж по кругам необъятным эфира не могут Эти светила нестись, противным гонимые вихрем? [Смена дня и ночи: Стихи 650-770] 650 Ночь же туманною мглой одевает все страны земные, Или когда, совершив свой бег продолжительный, солнце К неба подходит краям и гаснет, огни выдыхая, Долгим путем изнурив и разбив их о воздуха толщу, Иль потому, что оно под землю уводится силой Той же, какая его над землей заставляет вращаться. Также, в положенный срок появляясь на небе, Матута149 В розовом свете зарю разливает повсюду в эфире Иль потому, что, пройдя под землей, то же самое солнце Небо спешит упредить, лучами его зажигая, 660 Иль потому, что огни и тепла семена неизменно Утром в положенный срок во множестве сходятся вместе, Новое солнце всегда заставляя опять возгораться. Это, как носится слух, наблюдается с Иды вершины:150 Там пред рассветом огней разрозненных видно сиянье; Сходятся шаром потом они будто и круг образуют. Но вызывать не должно при этом у нас удивленья То, что огня семена способны стекаться совместно В точно положенный срок и блеск восстанавливать солнца. 670 Видим же мы, что в положенный срок совершается много Всяких явлений других: в положенный срок зацветает Лес, и в положенный срок увядают цветы на деревьях; Да и зубам выпадать в положенный возрастом также Срок надлежит, и пушку, на щеках появляясь, одеждой Мягкою их покрывать и мягкой расти бородою. Молнии, снег и дожди, наконец, и ненастье, и ветры, — Все наступают в году в достаточно точное время, Ибо, когда таковы изначальные были причины, И оказались такими все вещи с рождения мира, То и теперь они вновь возвращаются в точном порядке. 680 Также возможно, что дни прибывают, а ночи хиреют, И уменьшается свет, когда прибавляются ночи, Иль потому, что в эфирных краях то же самое солнце, Что под землею бежит и над нею, неравные дуги Тит Лукреций Кар «О природе вещей» 100 лучших книг всех времен: www.100bestbooks.ru Чертит, орбиту свою деля не на равные доли; Что от одной из долей оно отняло, то прибавляет К доле орбиты другой, при обратном в нее возвращеньи, Вплоть до того, как дойдет до небесного знака, где года Узел151 сияние дней уравняет с ночными тенями. Ибо в средине пути, между Северным ветром и Южным, 690 Солнце равно отстоит от своих поворотов на небе В силу того положенья, что Круг Зодиака имеет, Где завершает свои обороты годичные солнце, Небо и страны земли освещая косыми лучами, Как объясняют нам те, которые области неба Все разделили, на нем наметив отдельные знаки. Иль потому, что в известных местах может гуще быть воздух, И оттого под землей застревает и медлит восходом Трепетный солнечный свет, не легко пробиваясь наружу. Так объясняется то, что тянутся ночи зимою 700 Долго, пока не блеснет лучистого утра сиянье. Или еще потому, что со сменою времени года Медленней или быстрей сливаться огни начинают. Вот почему говорят, как мне кажется, сущую правду, Кто полагает, что солнце восходит на месте известном, 704а Где ежедневно оно возгорается снова и снова. Может луна блестеть, ударяема солнца лучами, День ото дня свой лик обращая всѐ больше и больше К нашему взору, по мере того, как отходит от солнца До полнолунья, когда напротив него засверкает И на восходе своем увидит его заходящим. 710 Мало-помалу затем ей приходится как бы обратно Прятать от взоров свой свет, когда она круг завершает, К солнца спускаясь огню по другой стороне Зодиака. Так представляется тем, кто считает луну шаровидной, Напоминающей мяч и бегущею ниже, чем солнце. Но допустимо и то, что, собственный свет излучая, Катится в небе луна и дает изменения блеска, Ибо возможно, что с ней вращается тело другое, Что заступает ей путь, постоянно от нас заслоняя; Нам же не видно оно, ибо мчится лишенное света. 720 Может вращаться луна и как шар или, если угодно, Мяч, в половине одной облитый сияющим блеском, При обращенья своем являя различные фазы, Вплоть до того, как она откроется нашему взору Той стороною, где вся сверкает пламенем ярким, Мало-помалу затем обращаяся вспять и скрывая Всю светоносную часть своего шаровидного тела. Так вавилонские нам указуют халдеи, сужденьем Этим низвергнуть стремясь ученье других звездочетов, Будто нельзя допустить, что возможно и то и другое 730 Иль что учение то нисколько не хуже, чем это. Иль почему, наконец, невозможно луне нарождаться Новой всегда и менять свои фазы в известном порядке И ежедневно опять исчезать народившейся каждой, Чтобы на место нее и взамен появлялась другая, — Тит Лукреций Кар «О природе вещей» 100 лучших книг всех времен: www.100bestbooks.ru Было бы трудно найти основанье и довод бесспорный: Может ведь многое вновь нарождаться в известном порядке. Вот и Весна, и Венера идет,152 и Венеры крылатый Вестник грядет впереди, и, Зефиру вослед, перед ними Шествует Флора-мать и, цветы на пути рассыпая, 740 Красками пышными всѐ наполняет и запахом сладким. Знойная следом жара и вся покрытая пылью С нею Церера идет, и годичные дуют Бореи. Осень затем настает, и проносится «Эвоэ-Эван». Следуют после того и погоды и ветры другие: Громом гремящий Волтурн и Австр, блистающий молньей. Солноворот, наконец, приносит снега, и в морозе Вновь цепенеет Зима, и стучат ее зубы от стужи. Что же мудреного в том, что в положенный срок зарождаться Может луна, и опять в положенный срок исчезает, 750 Если в положенный срок появляются многие вещи? И омраченья луны и солнца затмения также Могут, как надо считать, совершаться по многим причинам. Ибо коль может луна от земли загораживать солнцу Свет и на небе главу возвышать между ним и землею, Темный свой выставив диск навстречу лучам его жарким, Разве нельзя допустить, что на то же способно иное Тело, что может скользить, навеки лишенное света? Иль почему же нельзя, чтоб теряло огни, угасая, Солнце в положенный срок и сызнова свет возрождало, 760 В тех областях проходя, где пламени воздух враждебен, Где потухают огни и где они временно гибнут? Далее, если земля лишать в свою очередь света Может луну и собой загораживать солнце, покуда Конусом тени луна суровым скользит в новолунье, Разве нельзя допустить, что тогда под луной пробегает Или над солнцем скользит какое-то тело иное, Что прерывает лучи и теченье обильное света? Если ж луна, наконец, своим собственным блеском сверкает, То почему ж не тускнеть ей в какой-нибудь области мира, 770 Где ее собственный свет встречает препятствия всюду? |