Главная страница
Навигация по странице:

  • Тит Лукреций Кар «О природе вещей»

  • [Умственные образы и «призраки»: Стихи 722-822]

  • [Телесная деятельность, голод, ходьба: Стихи 823-906]

  • Тит Лукреций Кар «О природе вещей» 100 лучших книг всех времен: www.100bestbooks.ru[Сон и сновидения: Стихи 907-1036]

  • Тит Лукреций Кар о природе вещей философия и поэзия перед загадкой природы


    Скачать 1.7 Mb.
    НазваниеТит Лукреций Кар о природе вещей философия и поэзия перед загадкой природы
    Дата02.11.2020
    Размер1.7 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаCarus_O_prirode_veshey.pdf
    ТипЛитература
    #147483
    страница15 из 28
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   28
    [Запах: Стихи 673-721]
    Ну, а теперь я скажу, каким образом трогает ноздри запах.
    Во-первых, вещей несомненно есть много, откуда
    Запахов разных поток, изливаясь, течѐт и струится;
    Надо считать, что они, растекаясь, разносятся всюду.
    Но для различных существ приятен и запах различный
    Вследствие разности форм. Из-за этого, в воздухе рея,
    Издали даже пчела привлекается запахом мѐда,
    680 Коршунов — падаль манит, по следам же копыт раздвоѐнных
    Чуют собаки, куда побежать за укрывшимся зверем;
    Издали слышит уже хорошо человеческий запах
    Римских хранитель твердынь112 и спаситель их — гусь белоснежный.
    Нюх, таким образом, дан различный различным созданьям
    И, приводя их к еде, заставляет от смрадного яда
    Прочь убегать, и зверей охраняет он этим породы.
    Самые запахи все, щекотать нам способные ноздри,
    Могут то дальше идти, то на ближнее лишь расстоянье.
    Но никогда ни один не проходит столь длинной дороги,
    690 Как голоса или звук, доносящийся к нам издалѐка,
    Не говоря уж о том, что глаза поражает и зренье.
    Медленно запах идѐт и, блуждая, в пути погибает,
    Мало-помалу легко расходясь в дуновении ветра,
    Так как, во-первых, с трудом покидает он недра предметов,
    Ибо, всегда из глубин вытекая, является запах,
    Как это видно во всѐм, что разбито и пахнет сильнее,
    Так же как то, что растѐрто, и то, что разрушило пламя.
    Надо заметить затем, что начала у запаха больше,
    Нежели звука тела, ибо запах сквозь стену из камня
    700 He в состояньи пройти, голоса же и звуки проходят.
    Вот почему не легко нам бывает заметить, как видишь,
    В месте каком расположен предмет, от которого пахнет.
    Запаха стынет толчок от того, что он в воздухе медлит,
    И не доходят до чувств горячими вестники вещи.
    Часто поэтому псы блуждают, следы потерявши.

    Тит Лукреций Кар «О природе вещей»
    100 лучших книг всех времен: www.100bestbooks.ru
    Впрочем, не запахи лишь или вкусы имеют такие
    Свойства, как я указал, но и вид и окраска предметов
    Не одинаково всем подходящи всегда и приятны:
    Могут иные из них быть резче для зренья иного.
    710 Мало того: петуха, привыкшего крыльями хлопать
    Ночью и громко кричать, призывая зарю на рассвете,
    Ярые львы выносить совершенно не в силах и тотчас,
    Только завидят его где-нибудь, обращаются в бегство.113
    Ясно, конечно, для нас, почему это так происходит:
    Некие есть семена, что, от тел петухов отлетая,
    Львам попадают в глаза и сверлят им зрачки, причиняя
    Острую боль, и для них, хоть и лютых, она нестерпима.
    Зренье же наше ничуть от подобных семян не страдает
    Иль оттого, что нельзя им проникнуть в глаза, иль, проникнув,
    720 Могут свободно уйти и задержкой своей никакого
    Глазу страданья они нигде причинить не способны.
    [Умственные образы и «призраки»: Стихи 722-822]
    Ну а теперь ты узнай, чем движется дух, и откуда
    То, что приходит на ум, приходит, ты выслушай вкратце.
    Призраки разных вещей, говорю я, во-первых, витают
    Многоразличным путѐм, разлетаясь во всех направленьях
    Тонкие; так же легко они в воздухе, встретясь друг с другом,
    Сходятся вместе, как нить паутины иль золота блестки.
    Дело ведь в том, что их ткань по строенью значительно тоньше
    Образов, бьющих в глаза и у нас вызывающих зренье,
    730 Ибо, нам в тело они проникая чрез поры, тревожат
    Тонкую сущность души и приводят в движение чувство.
    Так появляются нам и Кентавры и всякие Скиллы,
    С Кербером схожие псы, и воочию призраки видны
    Тех, кого смерть унесла и чьи кости землѐю объяты:
    Всякого вида везде и повсюду ведь призраки мчатся,
    Частью сами собой возникая в пространстве воздушном,
    Частью от разных вещей отделяясь и прочь отлетая
    И получаясь из образов их, сочетавшихся вместе.
    Ведь не живым существом порождается образ Кентавра,
    740 Ибо созданий таких никогда не бывало, конечно;
    Но, коли образ коня с человеческим как-то сойдѐтся,
    Сцепятся тотчас они, как об этом сказали мы раньше,
    Вследствие лѐгкости их и строения тонкого ткани.
    Так же и прочее всѐ в этом роде всегда возникает.
    Необычайно легко и с такой быстротой они мчатся,
    Как указал я уже,114 что любые из образов лѐгких
    Сразу, ударом одним, сообщают движение духу.
    Тонок ведь ум наш и сам по себе чрезвычайно подвижен.
    Что это так, без труда из дальнейшего ты убедишься.
    750 Если есть сходство меж тем, что мы видим умом и глазами,
    То и причины того и другого должны быть подобны.
    Раз уже я указал, что льва, предположим, я вижу
    С помощью призраков, мне в глазах возбуждающих зренье,
    Можно понять, что и ум приходит в движение так же,

    Тит Лукреций Кар «О природе вещей»
    100 лучших книг всех времен: www.100bestbooks.ru
    С помощью призраков льва, да и прочее всѐ различая,
    Как и глаза, но ещѐ он и более тонкое видит.
    И не иначе наш дух, когда сном распростѐрты все члены,
    Бодрствует, как потому, что его в это время тревожат
    Призраки те же, что ум, когда бодрствуем мы, возбуждают.
    760 Ярки настолько они, что, нам кажется, въяве мы видим
    Тех, чьею жизнью давно уже смерть и земля овладели.
    Из-за того это всѐ допускает природа свершаться,
    Что в нашем теле тогда все чувства объяты покоем
    И не способны к тому, чтобы истиной ложь опровергнуть,
    В изнеможении сна к тому же и память слабеет,
    В спор не вступая с умом, что добычей могилы и смерти
    Стали давно уже те, кто живыми во сне ему снятся.
    Не мудрено, наконец, что двигаться призраки могут,
    Мерно руками махать да и прочие делать движенья,
    770 Как это часто во сне, нам кажется, делает образ.
    Что же? Лишь первый исчез, как сейчас же в ином положенья
    Новый родится за ним, а нам кажется, — двинулся первый.
    Скорость, с которой идѐт эта смена, конечно, огромна:
    Столь велика быстрота и столько есть образов всяких,
    Столь необъятен запас частичек в любое мгновенье,
    Что ощутимо для нас, и хватить его полностью может.
    Много вопросов ещѐ остаѐтся и многое надо
    Выяснить, ежели мы к очевидности полной стремимся.
    Первый вопрос: почему не успело возникнуть желанье,
    780 Как уж немедленно ум начинает об этом же думать?
    Призраки все не следят ли за нашею волей и, только
    Стоит лишь нам захотеть, не является ль тут же и образ.
    Море ль на сердце у нас, иль земля, или самое небо?
    Сходбищ народных, пиров, торжественных шествий, сражений
    Не порождает ли нам по единому слову природа,
    Да и к тому же, когда у людей, находящихся вместе,
    Дух помышляет совсем о несхожих и разных предметах?
    Что же ещѐ нам сказать, когда видим во сне мы, как мерно
    Призраки идут вперѐд и гибкое двигают тело,
    790 Гибкое, ибо легко, изгибаясь, их вертятся руки,
    И пред глазами у нас они вторят движеньям ногами?
    Призраки, видно, сильны в искусстве и очень толковы,
    Если, витая в ночи, они тешиться играми могут?
    Или верней объяснить это тем, что в едином мгновеньи,
    Нам ощутимом, скажу: во мгновении, нужном для звука,115
    Много мгновений лежит, о которых мы разумом знаем,
    И потому-то всегда, в любое мгновенье, любые
    Призраки в месте любом в наличности и наготове?
    Столь велика быстрота и столько есть образов всяких,
    800 Только лишь первый исчез, как сейчас же в ином положеньи
    Новый родится за ним, а нам кажется, — двинулся первый,
    В силу же тонкости их, отчѐтливо видимы духу
    Только лишь те, на каких он вниманье своѐ остановит;
    Мимо другие пройдут, к восприятью каких не готов он.
    Приспособляется он и надеется в будущем видеть
    Всѐ, что случится с любым явленьем: успех обеспечен.

    Тит Лукреций Кар «О природе вещей»
    100 лучших книг всех времен: www.100bestbooks.ru
    Не замечаешь ли ты, что и глаз наш всегда напряжѐнно
    809 Приспособляется сам к рассмотрению тонких предметов,
    810 И невозможно для нас их отчѐтливо видеть иначе?
    Даже коль дело идѐт о вещах очевидных, ты знаешь,
    Что без внимания к ним постоянно нам кажется, будто
    Каждый предмет удален на большое от нас расстоянье;
    Что же мудрѐного в том, что и дух упускает из виду
    Всѐ, исключая лишь то, чему сам он всецело отдался?
    И, наконец, от примет небольших мы приходим к огромным
    Выводам, сами себя в западню вовлекая обмана.
    Также бывает порой, что иным, не похожим на первый,
    Образ заменится вдруг, и, что женщиной раньше казалось,
    820 Может у нас на глазах оказаться нежданно мужчиной,
    Или сменяются тут друг за другом и лица и возраст.
    826 Сон и забвение нам помогают тому не дивиться.
    [Телесная деятельность, голод, ходьба: Стихи 823-906]
    822 Здесь существует ещѐ коренное одно заблужденье,
    822а Как я уверен; и мы всеми силами будем стремиться,
    Чтоб избегал ты его и берѐгся от грубой ошибки,
    И не считал, что глазам дарованы ясные взоры,
    Чтобы могли мы смотреть; или что для ходьбы и движенья
    827 Шагом широким вперѐд устроено так, что способны
    Бедра и голени ног в суставах конечных сгибаться;
    Или что руки у нас к плечам приспособлены крепким;
    830 Или же кисти даны, как служанки, и справа и слева,
    Чтобы мы с помощью их исполняли, что нужно для жизни.
    Также и прочее всѐ, что толкуется в этом же роде,
    Все отношенья вещей извращает превратным сужденьем.
    Для применения нам ничего не рождается в теле,
    То, что родится, само порождает себе примененье.116
    До зарождения глаз ведь и зрения не было вовсе,
    До появленья на свет языка не бывало и речи,
    Но, несомненно, возник он значительно ранее слова;
    Уши задолго ещѐ до того появились, как первый
    840 Звук был услышан, и все, одним словом, отдельные члены
    Существовали уже, я уверен, до их примененья.
    Значит, никак не могли они все для него создаваться.
    Наоборот же, вступать в рукопашные схватки и битвы,
    Тело терзать и пятнать себе руки пролитою кровью
    Стали задолго пред тем, как помчались блестящие стрелы.
    И уклоняться от ран людей побудила природа
    Раньше искусства щитом ограждать себе левую руку;
    Да и привычка вверять утомлѐнное тело покою
    Много древнее, чем спать, растянувшись на мягких постелях;
    850 И утоление жажды родилося раньше, чем кубки.
    И, таким образом, всѐ, что нам жизнь и нужда подсказала,
    Было, как можно считать, изобретено для примененья.
    Иначе с тем обстоит, что само по себе появилось
    И уже после того на свою указало нам пользу.
    Первое место у нас занимают здесь чувства и члены.

    Тит Лукреций Кар «О природе вещей»
    100 лучших книг всех времен: www.100bestbooks.ru
    Так что, опять повторю, совершенно немыслимо думать,
    Будто бы пользой для нас обусловлено их появленье.
    Также не должно тому удивляться, что в самой природе
    Всяких созданий живых заложена пищи потребность.
    860 Ибо ведь множество тел, из вещей вытекая, выходит
    Разным путѐм, как указывал я, но особенно много
    Их из животных идѐт, потому, что от частых движений
    Много летит их из уст, при тяжѐлом дыханьи, и много
    Также их потом идѐт, изнутри вытесняясь наружу.
    Тело при этом редеть начинает, и вся его сущность
    Рухнуть готова уже, и страдания следуют дальше.
    Пища затем и нужна, чтобы ею поддерживать тело,
    Чтобы она, расходясь, возрождала в нѐм сызнова силы
    В членах и жилах и пасть ненасытного чрева заткнула.
    870 Также и влага течѐт и проходит повсюду, где тело
    Требует влаги себе, да и жáра телá, что, скопившись
    Кучей у нас в животе, опалить его могут пожаром,
    Гасятся жидкостью там, растворяющей их, чтобы пламя
    Члены пожечь не могло своим иссушающим пылом.
    Так избавляемся мы от жажды, спирающей горло,
    Так утоляем мы свой неуѐмный мучительный голод.
    Ну, а теперь почему подвигаться вперѐд мы способны,
    Как захотим, и даны нам различные телодвиженья,
    Сила какая даѐт нам возможность столь тяжкое бремя
    880 Тела толкать, я скажу, ты же слушай, как я рассуждаю.
    Я говорю, что вперѐд появляется призрак движенья
    В духе у нас и его ударяет, как сказано раньше;
    Воля родится затем: ведь никто никакого не может
    Дела начать, пока дух не предвидит, чего он желает;
    Что же предвидит он, то и является образом вещи.
    Так что, когда возбуждается дух и охвачен стремленьем
    Двигаться, тотчас удар он силе души сообщает,
    Что по суставам везде и по членам рассеяна в теле;
    Это не трудно ему, ибо тесно с душою он связан.
    890 Следом же тело душа ударяет, и мало-помалу
    Так вся громада вперѐд от толчка получает движенье,
    Тело же, кроме того, редеть начинает, и воздух, —
    Как подобает ему при движеньи его постоянном, —
    Входит обильно в него, проникая в открытые поры,
    И растекается там, доходя до мельчайших частичек
    Тела. Итак, от двойной здесь исходит причины движенье:
    Тело как будто корабль, что и вѐсла уносят и ветер.
    Да и, по правде сказать, ничего тут мудрѐного нету
    В том, что возможно таким ничтожнейшим тельцам свободно
    900 Тяжестью править такой и у нас поворачивать тело.
    Гонит же ветер, при всей своей сущности лѐгкой и тонкой,
    Мощный корабль пред собой, как бы ни был он тяжек и грузен;
    Только одною рукой его бег направляется быстрый,
    Только единственный руль руководит им как угодно.
    И, при посредстве колес и лебедок, без всяких усилий
    Множество тяжестей кран и ворочает и поднимает.

    Тит Лукреций Кар «О природе вещей»
    100 лучших книг всех времен: www.100bestbooks.ru
    [Сон и сновидения: Стихи 907-1036]
    Ну, а теперь, каким образом сон овевает покоем
    Тело, заботы души изгоняя из нашего сердца,
    Не многословно тебе объясню, но в стихах сладкозвучных:
    910 Лебедя краткая песнь превосходит тот крик журавлиный,
    Что раздаѐтся вверху, в облаках, нагоняемых Австром.
    Ты же, прошу я, свой слух предоставь мне и ум прозорливый,
    Чтобы возможность того не отвергнуть, о чѐм говорю я,
    И не уйти, оттолкнув от сердца правдивые речи,
    Будучи сам виноват, что не видишь своих заблуждений.
    Сон наступает тогда, когда разбежится по членам
    Сила души, и она выгоняется частью наружу,
    Частью же, сбившись плотней, в глубину удаляется тела.
    Все расслабляются тут и становятся дряблыми члены.
    920 Ибо сомнения нет, что душой возбуждается чувство
    В теле у нас, а когда усыпленье его пресекает,
    То, безусловно, душа пребывает в смятении наша,
    Выгнанной вон из него, но не вся, ибо иначе тело
    Вечно б осталось лежать, объятое холодом смерти.
    Если ж и части души никакой не осталось бы скрытой
    В теле, подобно огню, под кучею скрытому пепла,
    Чувство откуда могло оживиться бы в теле внезапно
    Так же, как может огонь из потухшего пламени вспыхнуть?
    Но обусловлена чем перемена такая, откуда
    930 Может смятенье души и расслабленность тела явиться,
    Я объясню, и смотри, чтоб слова я не на ветер бросил.
    Прежде всего, стороной наружною всякое тело,
    В силу того, что его окружают воздушные токи,
    Быть под ударом должно и толчки их испытывать часто.
    Вот почему117 большинство из созданий покрыто снаружи
    Шкурою, иль скорлупой, или толстою кожей, иль коркой.
    Внутренних также частей у дышащих касается воздух,
    Их поражая всегда при вдыхании и выдыханьи.
    А потому, что с обеих сторон ударяется тело
    940 И проникают толчки через разные мелкие поры
    В тело до самых основ и начальных его элементов,
    Мало-помалу оно в разрушенье как бы приходит.
    Ибо тогда у начал нарушаются их положенья
    В теле и духе. Душа изгоняется частью наружу,
    Частью, гонимая вглубь, забивается в самые недра.
    Частью ж, рассеясь везде по суставам, она не способна
    Вместе сплотиться уже и взаимные делать движенья:
    К соединению ей преграждает дороги природа.
    Так удаляется вглубь, с нарушеньем движения, чувство;
    950 А оттого, что уж нет ничего, чтоб поддерживать тело,
    Ослабевает оно, и становятся дряблыми члены;
    И опускаются руки и веки, и часто колени
    Гнутся бессильно, хотя и лежит усыплѐнное тело.
    Также за пищею сон наступает: ведь то же, что воздух,
    Делает пища, когда растекается всюду по жилам.
    В сон погружаешься ты наиболее тяжкий в то время,

    Тит Лукреций Кар «О природе вещей»
    100 лучших книг всех времен: www.100bestbooks.ru
    Как или сыт, иль устал, ибо тут постигает смятенье
    Многое множество тел, потрясѐнных тяжѐлой работой.
    Это ведѐт и к тому, что душа забивается частью
    960 Глубже, а вон выходя, она большим потоком стремится
    И, разделяясь внутри, дробится гораздо сильнее.
    Если же кто-нибудь занят каким-либо делом прилежно,
    Иль отдавалися мы чему-нибудь долгое время,
    И увлекало наш ум постоянно занятие это,
    То и во сне представляется нам, что мы делаем то же:
    Стряпчий тяжбы ведѐт, составляет условия сделок,
    Военачальник идѐт на войну и в сраженья вступает,
    Кормчий в вечной борьбе пребывает с морскими ветрами,
    Я — продолжаю свой труд и вещей неуклонно природу,
    970 Кажется мне, я ищу и родным языком излагаю.
    Да и другие дела и искусства как будто бы часто
    Мысли людей, погрузившихся в сон, увлекают обманно.
    Если подряд много дней с увлечением играми занят
    Был кто-нибудь непрерывно, мы видим, что, большею частью,
    Даже когда прекратилось воздействие зрелищ на чувства,
    Всѐ же в уме у него остаются пути, по которым
    Призраки тех же вещей туда проникают свободно.
    Так в продолжение дней эти самые призраки реют
    Перед глазами людей, и они, даже бодрствуя, видят
    980 Точно и пляски опять и движения гибкого тела;
    Пение звонких кифар и говора струн голосистых
    Звук раздаѐтся в ушах, и привычных зрителей видно,
    Сцена открыта опять и пестреет блестящим убранством.
    Вот до чего велико значение склонностей, вкусов,
    Как и привычки к тому постоянному делу, которым
    Заняты люди, а кроме людей и животные также.
    Можешь ведь ты наблюдать, в самом деле, как быстрые кони,
    В сон погрузившись, потеть начинают, дышать учащѐнно,
    Будто упорно скача за пальмою первенства в беге,
    990 Иль, из ограды летя открытой, стремительно мчатся.
    999 Часто охотничьи псы, несмотря на спокойную дрѐму,
    991 Вдруг или на ноги вскочат, иль громко внезапно залают,
    Нюхают воздух кругом, беспокойно ноздрями поводят,
    Будто бы чуют они и по следу рыщут за зверем;
    Или, во сне увидав уходящего быстро оленя,
    Гонят его наяву, обманный преследуя призрак,
    И, лишь очнувшись от сна, прекращают напрасную травлю.
    Ласковых племя щенят, к хозяйскому дому привыкших,
    То ощетинится вдруг, то хочет с земли приподняться,
    1004 Будто бы видят они чужих незнакомые лица.
    1005 И чем свирепее норов у каждой отдельной породы,
    Тем и неистовей будет она и во сне непременно.
    Пѐстрые птицы летят и трепетом крыльев внезапным
    Рощ священных покой нарушают ночною порою,
    Коль в усыплении лѐгком почудится им, что в погоне
    1010 Ястреб над ними парит и отважно бросается сверху.
    Также и люди во сне постоянно свершать продолжают
    Те же деянья, какие и въяве они совершали:

    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   28


    написать администратору сайта