Главная страница

Социология 1 часть обновленная. Учебный курс часть I. Большая теория Казань 2004 2 ббк с 5я 7 ббк 60. 55. (3,2)


Скачать 0.57 Mb.
НазваниеУчебный курс часть I. Большая теория Казань 2004 2 ббк с 5я 7 ббк 60. 55. (3,2)
АнкорСоциология 1 часть обновленная.doc
Дата19.09.2017
Размер0.57 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаСоциология 1 часть обновленная.doc
ТипУчебный курс
#8663
страница12 из 24
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   24
Глава 9. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ

Почему героиня фильма "Москва слезам не верит" осталась матерью-одиночкой, как ей удалось одной воспитать дочь и стать директрисой завода, почему герой этого фильма так болезненно воспринял информацию о ее реальном социальном статусе и почему отец ее ребенка через много лет изменил свое мнение о ней? Для ответа на эти и иные вопросы надо выяснить типологию видов неравенства и социальной мобильности, что такое разрыв между стартовыми возможностями и социальными притязаниями. предписанный и достигнутый статусы, сексизм и гендерный шовинизм, статусная несовместимость и многие другие вопросы, игнорирование или незнание которых мешает нам добиться жизненного успеха.

§ 1. РАВЕНСТВО И НЕРАВЕНСТВО

§ 2. СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ И ТИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ

§ 3. КОНЦЕПЦИИ СТРАТИФИКАЦИИ

§ 1. РАВЕНСТВО И НЕРАВЕНСТВО

В этом вопросе следует выделить три проблемы:

А) РАЗНОВИДНОСТИ РАВЕНСТВА;

Б) ПРИЧИНЫ И ВИДЫ СОЦИАЛЬНОГО НЕРАВЕНСТВА;

В) СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ, СТРАТА, СТАТУС И ЕГО ВИДЫ.

А) РАЗНОВИДНОСТИ РАВЕНСТВА:

Все люди рождаются равными и свободными, однако повсюду мы видим их в оковах. Это противоречие, артикулированное Ж.-Ж.Руссо, издревле волновало людей – еще со времен появления неравенства, против которого народ восставал на протяжении всей истории. Мечты о равенстве (egalite в дни Французской революции; equality у английских диггеров) особенно множились в эпохи углубления разрывов между нищетой и богатством (т.е. различий в уровне жизни, в доходах), возрастания страданий от унижения и пренебрежения (т.е. от низкого социального престижа), полной невозможности определять свою судьбу и зависимости от прихоти господ (в силу отчуждения от власти).

Какого же равенства требовали люди? Ведь ясно, что радикально выровнять всех мог лишь Прокруст. Понятие равенства многозначно. Принято выделять 4 типа равенства:

1) равенство людей, или онтологическое равенство, опирающееся на религию (равенство всех перед Богом), – идея церкви;

2) равенство возможностей достижения желаемых целей (включая открытую конкурентную систему занятия всех позиций благодаря образованию и таланту) – идея Французской революции и либерализма;

3) равенство условий жизни, уравниваемых законодательством (равенство всех перед Законом, компенсирующим недостающие условия отставшим группам и обеспечивающим равенство "стартовых" условий), – идея социал-демократии;

4) равенство результатов (социального статуса) – идея коммунистов.

Радикальные критики утверждают, что равенство возможностей это выдумка либералов, ибо у разных групп неодинаковые образовательные "стартовые возможности" для сдачи экзаменов (типа экзамена "11+" в Англии как средства отбора для обучения в средней школе), только укрепляющих неравенство; дети из семей среднего класса уже обладают преимуществами над детьми из рабочих семей. Равенство возможностей без равенства условий, писал Дж.Дуглас (1964), ведет Англию к "потере способностей".

Считается, что для выравнивания условий, компенсации невыгодных социальных положений отдельных меньшинств необходима закрепленная в законе позитивная дискриминация в их пользу. Однако радикальные критики этого утверждают, что такое равенство условий смягчает, а не уничтожает господствующую систему неравенства. Они также осуждают саму систему конкуренции при занятии социальных позиций как отражение идеологии капитализма и, в частности, социал-дарвинизма с его идеей борьбы за выживание.

Социалисты-эгалитаристы выступают за равенство результатов, достигаемое посредством программы политической и экономической революции, устраняющей социальные причины неравенства. Цель социализма заключается в уничтожении неравенства (конечной причиной которого является частная собственность на средства производства) и удовлетворении человеческих потребностей равным образом независимо от случайностей при рождении (таких, как пол).

Эти типы равенства подвергались критике как неосуществимые или нежелательные. Утверждается, что достижение полного социального равенства нереально, поскольку это потребовало бы социализации детей вне семьи с целью сведения к минимуму наследования культурных преимуществ, уничтожения всех форм наследования собственности, запрещения любой соревновательности (конкуренции) и универсальной программы обучения, основанной на ценностях сотрудничества и альтруизме. Радикальные попытки обеспечить длительное равенство (израильские кибуцы, религиозные общины, гражданские коммуны, крестьянские и коммунистические революции) не достигали успеха, ибо неравенство классов, статуса и власти никогда не устраняется полностью. Утверждается далее, что равенство условий и результатов нежелательно, т.к. входит в конфликт с другими ценностями (личной свободой и индивидуализмом), и что родители обладают правом выбора частного образования для детей. Хотя очевидно, что высшие слои используют свободу выбора для сохранения своих привилегий.

Важное место проблемы равенства в современной социологии объясняется влиянием эгалитарных идеологий (таких, как социализм), расширением гражданства, включающего и социальные права, разрушением статусных иерархий в ходе урбанизации и развития массового потребления, во многом реализацией идей Дж.М.Кейнса (1883-1946). В ходе спада в экономике после 1973 г. и консервативного поворота на Западе произошел переход от кейнсианства к монетаристской политике, сокращающей социальные расходы государства с целью уменьшения налогов на прибыли, из-за чего вновь выросло социальное неравенство. В 90-е гг. после прихода к власти в большинстве стран Европы социал-демократов «маятник» качнулся в обратную сторону, в направлении сокращения неравенства.

Б) ПРИЧИНЫ И ВИДЫ СОЦИАЛЬНОГО НЕРАВЕНСТВА:

Причины неравенства (inequality) веками выискивались в Божественном провидении или в естественных различиях. Т.Мор и Т.Кампанелла, как, кстати, и Руссо, увидели их в существовании частной собственности. Т.Джефферсон также пишет в своей знаменитой Декларации независимости США 1776 г: "Мы считаем самоочевидными следующие истины: все люди созданы и наделены своим создателем определенными неотчуждаемыми правами, среди которых право на жизнь, свободу и стремление к счастью". Он революционизировал учение просветителей о "царстве разума", основанном на "естественном" равенстве людей. Сходные идеи развивал маркиз де Лафайет в Декларации прав человека и гражданина: "Природа сделала людей свободными и равными, необходимые отличия социального порядка могут быть основаны только на всеобщей пользе." Идея социального Равенства – основная в марксизме, видящего причины социального неравенства в частной собственности, в неравном распределении средств производства (а затем и предметов потребления) между людьми (у Маркса, неомарксистов и социал-демократов идея социального Равенства – одна из двух центральных, наряду со Свободой; а у Сталина и коммунистов принцип "Равенства", точнее, эгалитаризма, уравнительности, вовсе затмил идею Свободы). Но в целом стремление к социальному равенству, к созданию равных возможностей, одинаковых "стартовых условий" для свободного развития личности неистребимо в человеке.

По Н.Смелзеру, "неравенство – положение, при котором люди не имеют равного доступа к социальным благам", таким как деньги, власть и престиж. Видимо, следует добавить к этим благам, поставив его на 1-е место, образование. Социальное неравенство вездесуще. Конечно, одинаковых людей нет. Они различаются по цвету кожи, языку, полу, возрасту, образованию, богатству, уважению, возможности навязывать свою волю другим и т.п. Но эти различия становятся социальными, лишь когда определяют занимаемую ступеньку на лестнице социальной иерархии, т.е. когда они становятся препятствием или условием для получения работы, продвижения по службе, осуществления избирательного права:

а) Если такими становятся различия по цвету кожи, то возникает расизм, расовая дискриминация. Надо пояснить, что не во всех множественных обществах возникает расизм. Множественные (многосоставные) общества (plural societies) – это общества, разделенные на различные расовые, религиозные или языковые группы. Степень фрагментации варьируется. В некоторых обществах раса и класс имеют тенденцию к частичному совпадению: отдельные расовые группы находятся, главным образом, в определенных социальных классах (в США); в Бразилии же расы довольно ровно распределены в классовой структуре;

б) Если социальными становятся этнические различия (язык и иные), возникает такой вид неравенства, как этнонационализм (шовинизм, нацизм, этноцентризм), этническая дискриминация;

в) Если – возраст, то – эйджеизм (от англ.age – возраст) дискриминация, проводимая одной или несколькими возрастными группами по отношению к другим. Неприятие и дискриминация старости особенно сильны в США (в ответ возникают такие движения, как "Седые пантеры"), где всегда ценились мастерство, сила, молодость и энергия, в отличие от многих стран Европы и Японии, где пожилые по традиции имеют высокий статус, и от СССР с его геронтократией;

г) Если – половые различия, то – сексизм (sexism) и его разновидности: мужской, реже женский шовинизм, т.е. современный патриархат и матриархат, последний – пока на уровне идей, у радикального крыла движения за эмансипацию женщин – феминистского и суфражистского движения как реакцию на повсеместную женскую дискриминацию; Сексизмом являются такие позиции или действия, которые носят дискриминирующий характер по отношению к мужчинам или женщинам исключительно на основании их пола (gender). Надо отметить, что двум различным английским терминам, "sex" и "gender", в русском языке соответствует один, "пол". Различие между ними заключается в том, что первый (sex) определяется биологически, а второй (gender) конструируется культурно и социально. Существует, таким образом, два биологических пола (male and female) и два социокультурных (masculine and feminine). В недавнем прошлом эти интерпретации были подвергнуты критике, поскольку: 1) несмотря на то, что социологи проводят различие между биологическим полом (sex) и социальным (gender), они часто рассматривают последний как выражение первого, придавая, таким образом, биологии детерминирующее значение, 2) социологи не могут обосновать связь между экономическим подчинением женщин и его отражением в семейной и личной жизни. Согласно радикальной критике, место женщин на производстве определяет социальные различия между мужчинами и женщинами. В этом смысле пол (gender) аналогичен классовым отношениям. Задача установления причинных связей между капитализмом, классом и патриархатом оказалась, однако, крайне проблематичной. Тем не менее, феминисты в рамках психоаналитической традиции оспорили основные идеи Фрейда, показывая, что Эдипов комплекс, зависть к пенису и комплекс кастрации следует интерпретировать как особенности символического мира патриархальной власти. Феминизм (feminism) – это доктрина, утверждающая, что женщины постоянно находятся в невыгодном положении, и отстаивающая равные возможности для мужчин и женщин. До сих пор многие исследования стратификации сосредоточивались на работе мужчин как детерминанте классовой позиции женщин-домохозяек. Кроме того, многие исследования работы клерков отличались тенденцией рассматривать лишь клерков-мужчин, не считаясь с тем фактом, что 3/4 их – женщины;

д) Когда решающее значение для оценки человека, определения его места в обществе приобретает наличие или отсутствие капитала, возникает капитализм (capitalism) как дискриминация бедных;

е) Когда же привилегии имеет тот, у кого более "респектабельное" социальное происхождение и/или не прошедшая рациональную легитимизацию власть, то мы получаем или кастово-сословное (где правит "аристократия крови"), или номенклатурное (где бесконтрольно правят "выходцы из пролетариата") общества, в которых имелась дискриминация выходцев из непривилегированных слоев.

Близким к неравенству является понятие депривация (deprivation) – в широком смысле неравенство доступа к социальным благам, включающее бедность и иные формы неблагоприятного положения (disadvantage). Множественная (многосоставная; multiple) депривация – тенденция к сочетанию, пересечению неравенств доступа к благам в различных областях. Так, низкий доход или безработица могут сочетаться с плохим жильем, слабым здоровьем и доступностью лишь низшего образования. Передаваемая (transmitted) депривация – передача депривации из поколения в поколение.

В) СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ, СТРАТА, СТАТУС И ЕГО ВИДЫ:

Но неравенство не остается делом отдельного человека. Привилегированных и дискриминируемых всегда так много, что они составляют целый общественный слой. Наличие же целых групп в обществе, слоев, социально неравных один другому, т.е. стоящих один над другим, другими словами, закрепление неравенства на уровне групп называется социальной стратификацией (stratification). По Смелзеру, "стратификация – это порядок, согласно которому неравенство, по-видимому, с большей вероятностью передается от одного поколения к другому, формируя различные слои (страты) общества". Авторы Пингвиновского Словаря по социологии считают, что социальные различия становятся социальной стратификацией, когда возникает иерархия людей вдоль некоторого измерения неравенства, которым могут быть доход, богатство, власть, престиж, возраст, этническая принадлежность или иная характеристика. Члены различных страт, составляющих каждую ступень такой лестницы, обладают общими жизненными шансами и стилем жизни и способны осознать коллективную идентичность, отличаясь этими характеристиками от членов иных страт.

На наш взгляд, социальная страта (слой) – это не любая вторичная группа, а лишь один из ее видов, а именно: страты – это группы, социально неравные друг другу, стоящие одна над другой на шкале социального неравенства. Понятия “вторичная группа” шире понятия “страта”, т.к. любая страта является социальной группой, но не каждая группа – это страта. Какие же группы не являются стратами? Очевидно, что вторичные группы, между которыми нет явного социального неравенства, точнее, которые нельзя выстроить по одной оси одну над другой, стратами не являются. Значит, встречаются два вида вторичных групп: страты (например, предприниматели и наемные работники) и не-страты (нестратифицируемые группы, т.е. группы без явных социальных различий между собой: токари и слесари и т.д.).

Сходная логика заложена и в определении стратификации. Социальная стратификация – это не любое социальное неравенство, а лишь один из его видов, а именно: стратификация – это социальное неравенство на уровне групп (т.е. между группами), когда ряд групп социально неравны друг другу, расположены одна над другой на шкале социального неравенства. Понятие “социальное неравенство” шире понятия “стратификация”, т.к. любая стратификация является неравенством, но не всякое социальное неравенство образует стратификацию. Так какое же социальное неравенство не является стратификацией? Ответ прост: социальное неравенство между отдельными индивидами (к примеру, между преподавателем А. и студентом М. или между Робинзоном и Пятницей) не представляет собой стратификации, ибо эти индивиды – не страты. Следовательно, социальное неравенство бывает двух видов: групповое (т.е. стратификация) и индивидуальное.

Социологи, как правило, выделяют три главных типа страт: касту, сословие и класс.

Основы теории социальной стратификации были заложены М.Вебером, Т.Парсонсом и др. И поныне теория социальной стратификации занимает заметное место в западной социологии. Ее последователи вводят (реже – наряду с понятием "класс", чаще – вместо последнего) термин "страта" (слой), взятый из геологической науки. Обычно человек зачисляется в ту или иную "страту" на основе своего "социального статуса". Каждый теоретик имеет свое толкование этого статуса (status). У одних (правда, редко) статус определяется естественно-биологическими признаками: возрастом, полом, здоровьем, ростом, – скорее применимыми для демографического анализа населения, а не для выделения классов и социальных слоев в обществе. Другие социологи (например, З.Кац из США) выдвигают на первый план психологические и культурно-образовательные характеристики (престиж, межличностные отношения, сознание общих групповых интересов, знания и квалификация, система ценностей). Ряд авторов называет критериями социальной стратификации "Качество", т.е. определенную характеристику индивида, его позицию (например, ответственность, компетентность), "Исполнение" – оценку деятельности индивида в сравнении с деятельностью других людей, "Обладание" материальными ценностями, мастерством, культурными ресурсами.

Смелзер определяет социальный статус как позицию человека в обществе, связанную с определенными правами и обязанностями. Имеются еще 2 распространенных подхода к данному понятию: 1) статус – позиция в социальной системе ("ребенок" или "родитель"), то, чем является человек, тогда как тесно связанное с ним понятие роли относится к поведению, ожидаемому от людей с каким-либо статусом; 2) статус – это репутация (honour) или престиж, позиция человека на общественно признаваемой шкале или в иерархии социального достоинства (worth).

Статус бывает:

1) основной – определяющий общественное положение человека;

2) приписанный, предписанный – унаследованный от рождения, прирожденный. Приписывание, или аскрипция (ascription), означает, что определенные качества индивидов (статус, профессия (occupation) или доход) задаются позицией, в которой эти индивиды рождаются или над которой они не имеют контроля, а не их собственными достижениями;

3) достигнутый – приобретаемый индивидом в обществе благодаря его собственным усилиям;

4) и, наконец, возрастной – социальное положение, приписываемое индивиду на основе возраста.

Между всеми этими статусами одного и того же лица, как мы увидим, например, при анализе фильма "Москва слезам не верит", могут существовать серьезные противоречия, статусная несовместимость (status inconsistency). В многомерных системах стратификации индивиды могут иметь несовместимые статусы. Например, индивиды с высоким уровнем образования, обеспечивающим высокий социальный статус в одном из измерений стратификации, могут быть заняты малооплачиваемой и малопрестижной работой, т.е. иметь низкий статус в других измерениях. Дж.Ленски выдвинул термин "статусной несовместимости" вместе с его антонимом – "статусной кристаллизацией", обозначающей совместимость различных статусов индивида. Он приводит 4 важных статуса: доход, профессиональный престиж, образование и этническую принадлежность. Полагается, что несовместимость способствует возникновению чувства негодования (resentment) у индивидов, способных из-за этого либо содействовать радикальным социальным изменениям, предназначенным изменить систему стратификации, либо пытаться кристаллизовать собственные статусы, изменяя свою индивидуальную ситуацию (например, повышая свой профессиональный уровень).

1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   24


написать администратору сайта