Главная страница
Навигация по странице:

  • § 1. Уголовное право феодальной Беларуси

  • Объективная сторона преступления.

  • Субъективная сторона преступления.

  • Классификация и виды преступлений.

  • речи

  • Соучастие и прикосновенность к преступлению.

  • Обстоятельства, исключающие преступный характер деяний.

  • Наказание и его цели.

  • Реферат отп. Уч-к Общ. ч. -Хомич и др. - 2002. Учебник Н. А. Бабий, А. В. Барков, И. О. Грунтов и др. Под ред. В. М. Хомича. Мн. Тесей, 2002. 496 с. Понятие, задачи и система уголовного права. Наука уголовного права Понятие и предмет уголовного права


    Скачать 0.68 Mb.
    НазваниеУчебник Н. А. Бабий, А. В. Барков, И. О. Грунтов и др. Под ред. В. М. Хомича. Мн. Тесей, 2002. 496 с. Понятие, задачи и система уголовного права. Наука уголовного права Понятие и предмет уголовного права
    АнкорРеферат отп
    Дата10.04.2022
    Размер0.68 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаУч-к Общ. ч. -Хомич и др. - 2002.docx
    ТипУчебник
    #458184
    страница34 из 38
    1   ...   30   31   32   33   34   35   36   37   38
    Глава 21.

    КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ УГОЛОВНОГО ПРАВА БЕЛАРУСИ

    В истории уголовного права разных народов имелось много общего. Однако в процессе развития государств проявлялись к определенные особенности. Институты уголовного права, как и характер применяемых мер наказания, изменялись в зависимости от эпохи, общей культуры, образа жизни людей, их обычаев. Исто­рия уголовного права в Беларуси, как и вообще правовое наследие белорусского народа, достаточно долгое время замалчивались. Тем более важно отразить важнейшие вехи становления и развития уголовного права народов, проживавших на территории Беларуси.

    § 1. Уголовное право феодальной Беларуси

    Основным источником изучения уголовного права Беларуси являются памятники права. В первых писаных памятниках права феодальной Беларуси, дошедших до нашего времени, содержались незначительные фрагменты норм о преступлениях и наказаниях, трудно судить об уровне развития уголовного права. Однако уже законодательные акты Великого княжества Литовского (государ­ства, политико-экономическим центром которого были белорус­ские земли) свидетельствуют о достаточно высоком уровне разви­тия уголовного закона. Например, в общеземских грамотах 1447 и 1492 гг. говорилось об ответственности каждого человека за свою вину в судебном порядке в соответствии с правовыми нормами и "подлуг их великости проступков".

    Первый кодифицированный уголовный закон — Судебник Казимира 1468 г., разработанный на основе местного обычного права и судебной практики, развил идею индивидуализации нака­зания, сделал попытку ограничить возраст уголовной ответствен­ности, установил единые для всего государства виды наказаний за имущественные преступления. В Судебнике проявился и новый взгляд на цели наказания. Ранее основной целью наказания в обычном праве считалось возмещение причиненного преступлени­ем вреда путем денежной компенсации, выплачиваемой не только

    429

    виновным в преступлении, но и всей семьей или даже общиной. Судебник выдвинул главной целью наказания устрашение, хотя не исключал и имущественную компенсацию.

    Судебник 1468 г. положил начало новому этапу в развитии правовой теории и практики кодификации законодательства, ко­торый завершился изданием трех статутов 1529, 1566 и 1588 гг. Именно в статутах зародилась тенденция отраслевой структуры права.

    Следует отметить, что Статут 1588 г., который состоял из 14 разделов и 488 статей и был действующим законодательным актом почти до середины XIX в., сразу же после принятия был издан на средства Л. Сапеги в Виленской типографии братьев Мамоничей на старобелорусском языке и поэтому являлся доступным широ­кому кругу населения. В нем нашли отражение идеи ренессансного гуманизма в области применения наказания. Обращаясь ко всем подданным государства, "как к богатым, так и к бедным", великий князь обещал "справедливость водле права чинити" (р.Х1, ст. 14)* и "судити и справовати всих станов... однако и одностайне" (р.1У, ст. 3). Закон устанавливал относительно небольшие сроки тюрем­ного заключения (до одного года и шести недель), запрещал смерт­ную казнь в отношении беременных женщин, закреплял повы­шенную ответственность за преступления против женщин, требо­вал при определении меры наказания учитывать все обстоятель­ства дела и руководствоваться только законом и собственной со­вестью, а в сомнительных случаях — склоняться к освобождению подсудимого от ответственности.

    Статут 1588 г. стал одним из первых законодательных актов Европы, нормы которого были направлены на охрану природы, поддержание и увеличение ее ресурсов, рациональное их исполь­зование.

    При разработке новых уголовно-правовых норм учитывались достижения мировой юридической науки. Многие правовые терми­ны уже в средние века имели устойчивый характер, хотя и исполь­зовались иногда в разных значениях. Законодатель, как правило, пользовался обычным разговорным белорусским языком, хотя не­которые слова приобретали уже юридический характер и начинали использоваться как специальные правовые термины.

    Понятие преступления. Процесс эволюции феодального уго­ловного права нашел отражение прежде всего во взглядах на сущ­ность и содержание преступного деяния.

    Здесь и далее ссылки на Статут 1588 г. 430

    § 1. Уголовное право феодальной Беларуси

    Содержание преступного деяния в эпоху обычного права опре­делялось чисто внешними признаками — причинением преда част­ной особе. Позже, особенно в XV в., стали отмечать посягатель­ство на сферы частных прав, а еще позже — и па общественный правопорядок.

    На протяжении XV—XVI ст. вырабатывалась специальная юридическая терминология для обозначения преступления. Зако­нодатель, правда, пользовался обычным разговорным языком, не­которые слова использовались в разных значениях. В законода­тельных актах указанного периода встречались такие названия преступного деяния: "выступ", "выступок", "кривда", "учинок", "злодейство", "шкода", "гвалт", "збыток", "злочинство" и пр. Все эти термины подчеркивали разные стороны преступного деяния, в содержание которого законодатель часто одновременно включал и "кривду" для потерпевшего, и "шкоду" государственную, и нару­шение "покоя посполитого", и грех, "противный пану Богу". Для раскрытия определенных характерных черт преступления иногда использовались термины "учинок", "злочинство", "гвалт", причем законодатель отграничивал от простого "учинка" "горячий учи­нок" — преступление, после осуществления которого не прошло 24 ч. Термины "злочинство" и "злодейство" в смысле "злого" (пло­хого) дела чаще всего использовались для определения посяга­тельства на имущественные права.

    При характеристике ряда преступлений законодатель одно­временно давал им моральную оценку, называя их греховными, постыдными, безнравственными, например говорил, что преступ­ник совершил злодеяние "пробачивши боязни бозское и встыду людского".

    Впервые понятие преступления, близкое к современному, встре­чается в общеземской грамоте 1447 г., где оно характеризуется как проступок. В первом кодифицированном криминальном законе — Судебнике 1468 г. дается более четкое определение противоправ­ного характера преступного деяния: законодатель использует та­кие словосочетания, как "выступ из права", "над правом сягнуть".

    В Статуте 1588 г. постоянно отмечается, что преступным явля­ется общевредное, общеопасное, противозаконное деяние. Несмот­ря на то, что феодальный закон еще не содержал полного и четко­го понятия преступления, исходя из анализа соответствующих уго­ловно-правовых норм, можно сделать вывод о том, что законода­тель признавал преступлением противоправное, виновное деяние, несущее в себе элемент общественной опасности и посягающее на

    431

    феодальный общественный строй, правопорядок, феодальную собст­венность, человека, его права и интересы.

    Объект преступления. Законодатель признавал объектом пре­ступления конкретные блага и интересы человека, однако прово­дил разграничение между благами и интересами привилегирован­ного сословия (шляхты) и простых людей. Статут 1588 г. призна­вал объектом преступного посягательства также отношения по под­держанию общественного порядка ("покою посполитого") и обще­ственной нравственности (р.Х1, ст. 60). Одновременно в Статуте оговаривались и случаи, когда посягательства на блага и интересы людей не являются преступными. В частности, не признавалось криминальным убийство "выволанца" (лица, присужденного к изгна­нию за пределы государства), не подлежало уголовному наказа­нию и посягательство на жизнь "убегающего государственного измен­ника" (р.1, ст. 7).

    Статут регламентировал и двухобъектные преступные деяния. Так, при посягательстве на жизнь лица, имеющего охранную гра­моту государя ("глейт наш господарский"), объектом преступле­ния являлась не только жизнь человека, но и нарушение "уставы" великого князя, его воли (р.1, ст. 13).

    Объективная сторона преступления. В XVI в. законодатель много внимания уделял признакам, которые характеризуют пре­ступление в его внешнем проявлении: общественно опасному дея­нию, причинной связи между деянием и последствиями, а также месту, способу, времени и обстановке совершения преступления. Статутные нормы указывают, что преступления могут совершать­ся как в форме активных действий человека, так и в форме воз­держания от определенных действий, которые желаемы и угодны законодателю (так называемое преступное бездействие), например неисполнение воинских обязанностей, недонесение о преступлении и др.

    Для наличия состава некоторых государственных преступле­ний достаточно было обнаружения преступной воли в форме угро­зы ("похвалка", "отповедь"). По Статуту 1588 г. покушение харак­теризовалось двумя признаками: во-первых, началом реализации преступной воли и, во-вторых, недостижением преступного ре­зультата. Право говорило о покушении только применительно к государственным преступлениям и преступлениям против человека.

    Законодатель прямо не указывал, но подразумевал так назы­ваемые усеченные составы преступлений (государственная изме­на, ношение оружия при дворе великого князя, "угроза от неосед­лого" человека), а также в определенной степени различал мате-

    432

    риальные и формальные составы преступления, поскольку иногда в описание признаков объективной стороны преступления вклю­чал и причинную связь между деянием и наступившими послед­ствиями. Так, в случае смерти потерпевшего от причиненных ему ран виновный наказывался как за убийство. Однако, если смерть наступала по истечении 24 дней, законодатель не усматривал свя­зи между деянием и последствиями (р.Х1, ст. 53).

    В уголовном законе говорилось о продолжаемых преступле­ниях, за совершение которых иногда устанавливался весьма инте­ресный порядок назначения наказаний. Так, если должностные лица суда в отношении заключенных в тюрьму "якую фольгу у ве­зенью чинили" (разрешали "комины у вежи будовати" и пр.), то они подвергались наказанию столько раз, сколько их в этом обви­няли (р.Г/, ст. 32).

    Говоря о способе совершения преступного деяния, законода­тель в большинстве случаев включал его в состав преступления, употребляя при этом выражения "изменнически", "тайно", "испод­тишка" и т.д.

    Большое значение в законе придавалось месту совершения преступления. В статьях, в которых указывалось, что преступле­ние произошло "при дворе господарском", "в месте нашом судо­вом", "на проезжой дорозе," предусматривались более строгие санк­ции. Законодатель также обращал внимание на особую опасность преступлений, совершаемых в местах массового скопления людей. В ряде норм акцентировалось внимание на времени совершения преступления ("в зваде вечерней", во время "посполитого рушенья" и т.д.).

    Субъект преступления. Принцип индивидуальной ответствен­ности провозглашался в законодательных актах XV в. В грамоте Казимира 1447 г. говорилось о том, что каждый преступник сам не­сет ответственность за свои проступки и не может нести ответ­ственности "ни жена за проступку мужа своего, а ни отец за про­ступку сына, а ни иный прироженый, а ни слуга..." Исключение де­лалось только в случае совершения государственных преступлений.

    В отношении простых людей длительный период действовало древнее обычное право с его коллективной ответственностью. Так, в копном судопроизводстве, если след преступника вел в конкрет­ную деревню, ее жители должны были найти и выдать преступни­ка или коллективно выплатить судебные штрафы и покрыть нане­сенный преступлением ущерб.

    Субъектом преступления закон признавал только физическое лицо (даже если вред был причинен животным), достигшее опре-

    433

    деленного возраста и вменяемое. Впервые о возрасте уголовного вменения упоминал Судебник 1468 г., где говорилось, что дети до семилетнего возраста не могли передаваться в рабство за преступ­ление, совершенное отцом (ст.1). Статут 1566 г. устанавливал уго­ловную ответственность с 14-летнего возраста. Статут 1588 г. по­высил возраст уголовной ответственности до 16 лет.

    Как правило, не подлежали уголовной ответственности психи­чески больные лица. Законодатель не давал определения состоянию невменяемости, однако отличал "дурней" от "шаленых", которые "за допущеньем Божьим от розуму отошедши". Эти лица при соверше­нии преступлений подлежали специальной изоляции и надзору со стороны родственников, слуг или "вряда" (местной администрации). В случае побега они могли быть подвергнуты тюремному заключе­нию, а в отдельных случаях (повторное совершение тяжкого пре­ступления) — и более строгому наказанию (р.Х1, ст. 35).

    Закон говорил и о состоянии алкогольного опьянения, при­равнивая преступления, совершенные "з опильства", к деяниям, совершенным "по злому умыслу" (р.Х1, ст. 15, 22).

    Субъективная сторона преступления. Статут 1588 г. доста­точно четко разграничивал вину умышленную и неосторожную и использовал термины "умысльне", "неумысльне" как общеизвест­ные. В умышленных преступлениях закон различал два элемента:

    осознание субъектом противоправности совершаемого им деяния и желание его совершения или наступления вредных последствий. Для характеристики умышленности преступления законодатель использовал слова "ведаючи", "умысльне" и др. Желание лица осу­ществить преступление отмечалось в ряде диспозиций, где описы­вался характер действий преступника: "тайно", "скрыто", "испод­тишка", "гвалтовне" и др.

    Однако относительно неосторожной вины законодатель был непоследователен. Так, при "неумысльном, а пригодном мужобойстве", которое случилось при определенном стечении обстоятельств ("с пригоды, а не хути, не в зваде, але з неведомости"), он упускал из виду основной признак отличия случая (казуса) от неосторож­ности — отсутствие возможности предвидения опасных послед­ствий, хотя само понятие "казус" было известно законодателю под названием "пригода". Неосторожность, как правило, влекла за со­бой только выплату штрафа, который в случае убийства называл­ся "галоущызнай". Статут 1588 г. специально выделял как неосто­рожное преступление лишение жизни человека: во время охоты; при строительстве дома (когда кирпич или что-либо иное упало на голову человека); при рубке дров (когда топор сорвался с топо-

    434

    рища); при спиливании деревьев (когда подрубленное дерево при­давило человека); при стрельбе из лука или ружья (когда стрела или пуля, отклонившись в сторону, попала в человека) (р.Х1, ст.23).

    Мотив преступления почти не влиял на степень опасности и наказуемости, однако в некоторых случаях законодаюль прямо указывал на него как на отягчающее или смягчающее вину обсто­ятельство (убийство "в зваде" (ссоре), в состоянии сильного ду­шевного волнения и др.). Цель преступления была обязак-льным признаком уголовных деяний, совершаемых с прямым умыслом. В некоторых статьях законодатель вводил в разряд харакк-рных признаков преступления указание на цель действий субъекта. Так, побег "в неприятельские земли" признавался преступлением, если совершался с целью причинения вреда "господару и Речи Поено-литой" (р.1, ст. 6).

    Классификация и виды преступлений. В первых писаных за­конодательных актах древней Беларуси содержались только отдель­ные уголовно-правовые нормы. Однако уже в них можно увидеть определенную попытку законодателя сгруппировать нормы в опре­деленной последовательности. Так, в Судебнике 1468 г. просмат­ривается первая попытка кодификации уголовного законодатель­ства.

    В XVI в. в статутах была осуществлена полная кодификация законодательства государства. Конечно, классификация уголовных деяний, которая основывалась прежде всего на объекте преступно­го посягательства, еще была далека от совершенства. Тем не менее, в то время это была достаточно разработанная система размеще­ния правовых норм. Так, самые тяжкие, по мнению законодателя, государственные преступления содержались в основном в разделе I Статута 1588 г. ("О персоне нашой господарской"); воинские пре­ступления — в разделе II ("О обороне земской"); преступления против правосудия были сгруппированы в разделе IV ("О судьях и о судех"); преступления против имущественных и личных прав были сконцентрированы главным образом в разделе XI ("О гвалтех, о боех, о головщизнах шляхетских"); название раздела XIV соот­ветствовало его содержанию — "О злодействе всякого стану" и т.д.

    Одновременно с классификацией преступлений по объекту посягательства статут делил их на "речи крвавые, где о горле идеть" и на "речи меньшие, не крвавые, где о горле не идеть", т.е. классифицировал их по степени тяжести (опасности). В одной из статей давался примерный перечень "речей крвавых": убийство, разбой, изнасилование, поджог, наезд, сопряженный с убийством,

    435

    после чего законодатель уточнял: "и иншие речи крвавые, то'есть за што горлом карають" (р.1У, ст. 35).

    Все это дает основание считать, что приведенные понятая со* ответствуют современным определениям тяжких и менее тяжких преступлений.

    Основываясь на последовательности норм о конкретных пре­ступных деяниях, можно выделить следующие группы преступле­ний: против порядка управления; воинские; против правосудия; против религии и церкви; против общественной нравственности; против человека; имущественные преступления; преступления фе­одально зависимых людей против феодалов.

    Соучастие и прикосновенность к преступлению. Статуты Ве­ликого княжества Литовского описывали основные формы соучас­тия: простую, при которой все соучастники принимали участие в действиях, которые составляли данное преступление (соисполнительство); сложную — с выполнением различных ролей; преступ­ное сообщество — устойчивое объединение лиц для совместного совершения преступлений. Однако даже Статут 1588 г. четко не различал типы соучастников, не отделяя интеллектуальное виновничество от укрывательства и пособничества.

    В ряде статей виды соучастников определялись достаточно полно. Как правило, одинаковую ответственность несли все участ­ники преступления, которые были соисполнителями. Так, за убий­ство шляхтича людьми "простого стану" все преступники наказы­вались смертью (р.Х1, ст. 39). Тем не менее, часто, особенно в свя­зи с сословной принадлежностью человека, ответственность рас­пределялась неравномерно. Например, за убийство шляхтича "в зваде", смертной казни подлежал один шляхтич или же трое про­стых людей (семеро — по Статуту 1566 г.), а остальные соучастни­ки подвергались штрафу и тюремному заключению (р.Х1, ст.ст. 29, 39). При этом закон не регламентировал, на каком основании осу­ществлялся выбор.

    При сложной форме соучастия закон выделял организатора преступления (называя его иногда главным виновником) и "помочников", т.е. тех, кто содействовал совершению преступления своими указаниями, материальными средствами ("конми, зброею, людьми албо пенезми" и пр.). Причем в законе была сделана ого­ворка, что "слуги панов своих за помочники розумены быта не могуть" (р.Х1, ст. 1).

    Много внимания закон уделял такому виду соучастия, как подстрекательство, регламентируя роль лица, явившегося инициа­тором совершения преступления и возбудившего у другого лица

    436

    желание осуществить злой умысел. В том случае, если подстрека­тель осуществлял свое намерение физическими силами другого лица ("з направы своее через кого колвек"), как правило, за тяж­кие преступления оба этих лица подвергались одинаковому уго­ловному наказанию (р.Х1, ст.ст. 17, 60 и др.). Если же суд усматри­вал в деянии только "кривду" или "шкоду", то отвечали юлько исполнители. При отсутствии исполнителя удовлетвори 1 ь потер­певшего должен был подстрекатель, который при этом мог далее искать исполнителя (р.Х1, ст. 41).

    Подстрекатель психически больного человека рассматривался как исполнитель: "хто такому шаленому брони додал альбо его ку збытку словы побудил, тогды тот сам водлуг важности выступ ку за то терпети повинен" (р.Х1, ст. 35).

    Статуты различали несколько видов заранее не обещанного деяния, не связанного причинно с преступным результатом и обра­зующего самостоятельное преступление (прикосновенность к пре­ступлению): укрывательство злоумышленников, пользование пло­дами преступления, недонесение о готовящемся преступлении и попустительство.

    Особую законодательную регламентацию получило в Статуте 1588 г. укрывательство преступления, которое проявлялось в актив­ном поведении лица с целью укрыть преступников или сокрыть ору­дия и средства совершения преступления. Закон говорил о "перехо-вываньи" преступников, принятии их на службу (р.Х1, ст. 36; р.ХГУ, ст. 13); оказании помощи при побеге или допущении побега винов­ного лица до судебного разбирательства (р.ХГУ, ст. 13); создании препятствий должностному лицу в поимке преступника (р.ГУ, ст. 32); освобождении осужденного (р.Г/, ст. 31) и др.

    Степень наказуемости за укрывательство зависела от тяжести совершенных преступлений, категории преступников и других обсто­ятельств. Так, лица, которые укрывали "злочинцев, разбойников, злодеев явных, людей выволаных", подлежали такому же наказа­нию, как и сами преступники (р.Х1, ст. 36).

    Объективная сторона такого вида "прикосновенности," как поль­зование плодами преступления, выражена в Статуте словами: "тех речей злодейских ведома поживал" (р.Х1, ст. 36). Однако в диспо­зиции данной правовой нормы не уточнялось, каких именно "ре­чей" и не давалось определение понятия "поживал". Говорилось только об обязательном условии — знании того, что в пользова­нии находились "речи злодейские".

    Относительно недоносительства о преступлениях статут, по общему правилу, не предписывал подданным государства доно-

    437

    сить о преступных деяниях и даже считал доносы общественным злом и пытался бороться с ними путем не только непризнания тайных доносов, но и установления лжедоносчику такого наказа­ния, которому мог быть подвергнут обвиненный им человек. Одна­ко закон делал исключение и даже обещал вознаграждение в слу­чае доноса о готовящемся государственном преступлении. В ста­туте предусмотрено тяжкое наказание ("честь и горло тратити мають") за недоносительство совершеннолетних сыновей о подго­товке их отцом государственного преступления, однако закон тре­бовал убедительных доказательств того, что сыновья преступника были "ведомыми тое здрады отцовское" (р.1, ст. 3).

    Такой вид "прикосновенности" к преступлению, как преступ­ное попустительство, приравнивался к соучастию, и виновный под­вергался аналогичному с исполнителем наказанию (р.Ш, ст. 36;

    р.ХГУ, ст. 33). Прямой обязанностью должностных лиц государ­ства (воевод, старост, державцев, войтов и др.) был надзор за использованием торговыми людьми правильных мер и весов, а также борьба с преступностью, тайными корчами и др.

    Обстоятельства, исключающие преступный характер деяний. В соответствии с провозглашенными Статутом 1588 г. принципами справедливости и законности судопроизводства закон регламенти­ровал и основания, которые исключали преступный характер дея­ний. Это прежде всего необходимая оборона (хорошо известная уже в Статуте 1529 г.), крайняя необходимость, а в некоторых слу­чаях — реализация частного права и согласие потерпевшего.

    Наибольшую разработку в законе получил институт необходи­мой обороны. В Статуте 1588 г. отмечалось, что состояние необхо­димой обороны имеет место тогда, когда "за початком" нападающе­го лицо вынуждено защищаться от нападения ("ку обороне приму-шоный"), т.е. речь шла о правомерной защите путем отражения агрессии и причинения вреда нападающему. Действиями защищаю­щегося лица руководила не злая воля, а необходимость, в силу ко­торой оно отражало агрессию и вынужденно защищало жизнь, здо­ровье, имущество, причем не только свои, но и третьих лиц.

    Крайняя необходимость как обстоятельство, исключающее пре­ступный характер деяния и его наказуемость, признавалась Стату­том 1588 г. в двух случаях: при сдаче крепости неприятелю по причине внезапного голода (р.1, ст. 3) и при убийстве чужой соба­ки "кием або якою бронею, себе боронячи не пометом, ани стрел-бою" (р.ХШ, ст. 13).

    Наказание и его цели. Институт наказания в своем истори­ческом развитии прошел несколько стадий. Сначала сам обижен-

    438

    ный при помощи своего рода мстил обидчику. Позже само общес­тво стало контролировать эти процессы, устанавливая обязатель­ность наказаний за конкретные деяния и их определенные формы. С течением времени государство взяло на себя миссию наказания преступника, хотя назначалось оно главным образом в интересах потерпевшего. Постепенно карательная деятельность подчинилась идее общественной пользы, и интересы потерпевшего были вытес­нены интересами государства.

    На формирование института наказания в Беларуси сущес­твенное влияние оказала христианская религия и церковь — как православная, так и католическая. Особенно это проявлялось в статутовом законодательстве.

    В предисловии к Статуту 1588 г., которое состояло из мани­феста короля Жигимонта и двух речей Льва Сапеги, произнесен­ных им перед королем и сеймом при представлении печатного экземпляра статута, нашли отражение основные положения тео­рии уголовного права того времени. В нем, в частности, отмеча­лось, что нарушение закона является не только нарушением чело­веческой воли, но и воли Бога. Упоминания о Боге, христианской религии и о святой справедливости при назначении наказаний постоянно встречались в статьях статута. В законе подчеркива­лось, что преступлением "пан Бог бывает ображон" и наказание не­обходимо для избавления от совершенного греха. Наказанием обе­спечивалась охрана "святой правды и справедливости". Одновре­менно оно было необходимо и для поддержания общественного спокойствия и укрепления общей свободы. Законодатель подчерки­вал, что наказание сдерживает "злых" людей от преступных деяний.

    В нормах статута постоянно указывалось, что наказание долж­но побуждать потенциальных преступников к соблюдению закона и настигать преступников ради "покою посполитого", "абы небез-печность не множилась", "абы злость ся в паньствах наших христи-янских не множилась" (р.1, ст. 25; р.ГУ, ст.ст.32, 62, 105; р.Х1, ст. 14; р.Х1У, ст. 29 и др.).

    В связи с тем, что наказание преступников соответствует прин­ципу святой справедливости и является гарантом общественного спокойствия, обеспечение его применения являлось прямой обя­занностью государства. Одновременно, с точки зрения потерпев­шего, наказание выступало и средством удовлетворения "кривды". Законодатель высказал это в классической формулировке: "нихто ни от кого в невинности своей терпеть не повинен".

    Следует отметить, что даже в Статуте 1588 г. не всегда про­сматривались цельные и вполне законченные по своим логичес-

    439

    ким последствиям правовые принципы, наблюдалось смешение воз­зрений различных эпох. Однако в целом публично-уголовные на­казания образовывали достаточно стройную систему и теорети­ческое обоснование и стремились вытеснить ту форму наказания, которая господствовала в предшествующий период. Обществен­ное правосознание постепенно начинало склоняться к тому, что преступление — это "шкода земская" (вред государственный), и на смену системе различного рода материальных компенсаций при­ходила система публично-уголовных и устрашающих наказаний. Эта тенденция наблюдалась во всех трех статутах.

    Для определения понятия наказания законодатель использо­вал разные термины (каранье, вина. покута, казнь и пр.), которые отражали те или иные характерные черты данного института. Так, вина означала, в большинстве случаев, имущественные наказания и лишение свободы, покута — телесные и позорящие наказания. На­казание выступало не только "карай за злы учынак", мерой госу­дарственного принуждения, но и средством устрашения и мести, что проявлялось в причинении физических и моральных страда­ний, материальных потерь, ограниченности в правах и т.д. Во мно­гих уголовно-правовых нормах санкции статей подразделялись на три части: сначала определялось личное наказание нарушителю закона, затем указывались вид и размер денежных штрафов и, на­конец,— необходимость компенсации вреда и убытков (маеть шко­ду платити, нагородити, справити, оправовать и т.д.).

    Если в древности наказание носило черты частного удовлет­ворения потерпевшего и являлось в сущности заменой мести перво­бытного человека, то с развитием государства оно проникается за­дачами публичного возмездия и охраны общества от преступных деяний. В связи с этим главными целями наказания становятся возмездие по отношению к преступнику, а также предупреждение и устрашение потенциальных преступников, что особенно прояви­лось и получило законодательное закрепление в Судебнике 1468 г. В нем регламентировался запрет освобождения преступника от наказания, а смертная казнь устанавливалась даже за кражу иму­щества на сумму свыше 30 грошей.

    Во второй половине XVI в. представление о строгости уго­ловного закона становится неотделимым от самого понятия зако­на: в статьях статута, в судебных решениях постоянно говорилось "о строкгости посполитого права". Закон был направлен на то, чтобы устрашить преступника и других лиц, поэтому физические и морально мучительные меры наказания совершались публично

    440

    часто в местах наибольшего скопления народа (на торгах, возле церкви и т.п.).

    Законодатель выдвигал в качестве одной из главных целей наказания предупреждение преступлений, и потому правовые нор­мы должны были показывать своевольным и злым людям, что им невыгодно нарушать закон, так как грядущее наказание перевеши­вало "преимущества" совершения преступного деяния. Эш мысль законодателя проходит через все статуты (например, Сга1у1 1529, р.УП, ст. 15; Статут 1566, р.П, ст. 13; Статут 1588, р.Х1, п. 8 и 1 д ).

    В этот период наказание продолжало выступать и возмг.щнсм за совершенное преступное деяние. Древнейшее правило "око ,»;1 око, зуб за зуб" являлось принципом, которым руководствоиал( я законодатель, и наказание поражало не только соответствующий орган, которого лишился потерпевший, но даже и осуществлялось аналогичным образом — "утял, урезал, выбил" (р.Х1, ст. 27)

    Поскольку наказание основывалось на велении Бога и подра­зумевало искупление совершенного греха, то оно означало и бо­жеское возмездие: преступление есть оскорбление Бога, и, чтобы умилостивить его, необходимо покарать виновного, пролить его кровь, подвергнуть мучениям и страданиям, которые очищают и искупают вину. Этой теорией объяснялось практиковавшееся у всех народов на ранних периодах развития принесение в жертву преступников, а позднее животных как символическое очищение. В определенной мере наказание в статутах сохраняло еще харак­тер такого очищения (искупления греха), так как оно являлось "покутой" и выступало иногда как дополнение к церковной "поку-те" — публичному покаянию.

    Виды наказаний. Поставленные законодателем цели наказа­ния определяли характер всей системы наказаний и каждого из его видов. Анализ статутных норм позволяет говорить об опреде­ленной системе наказаний с разделением видов наказаний на основ­ные и дополнительные. К первой категории принадлежали, штра­фы в пользу потерпевшего (головщизна, навязка, гвалт, вина, за­клад), а также в пользу государя или администрации (вина, за­клад); личные публично-уголовные (смертная казнь, телесные на­казания, лишение свободы, прав и чести) и имущественные нака­зания (общая и специальная конфискация, отнятие землевладе­ний); месть, отдельные формы которой имели место и в XVI в., хотя она ограничивалась рамками судебного приговора. В число дополнительных видов наказания входили: изгнание, лишение прав и покаяние. В качестве замены других видов наказания применя­лись "выволанье", выдача в кабалу и в вечную неволю. Исключи-

    441

    тельными наказаниями являлись отрешение от должности и обра­щение в "отчича".

    При определении меры наказания закон прежде всего учиты­вал сословное положение как преступника, так и потерпевшего. Одновременно Статут 1588 г. декларировал ряд прогрессивных принципов в отношении института наказания: индивидуализацию ответственности, ответственность только в судебном порядке и в соответствии с законом, гуманизм, справедливость наказания, пре­зумпцию невиновности. Закон требовал от судей учитывать все обстоятельства дела, а в сомнительных случаях склоняться "ку вызволеныо, нижли ку каранью" подсудимых (р.ХГУ, ст. 3).

    Самыми распространенными в период феодализма были иму­щественные наказания, которые применялись в качестве как основ­ных, так и дополнительных и взыскивались в пользу потерпевше­го, его близких или в доход государства и местной администра­ции. Штраф за голову убитого человека назывался головщизной (годовщиной). Размеры его зависели от сословного положения убитого и некоторых иных обстоятельств: за шляхтича — 100 коп грошей, за тяглого крестьянина 25 коп грошей и т.д. (р.Х1, ст. 27; р.ХП, ст.ст. 3—7). За нанесение побоев и телесных повреждений штраф был меньшим и назывался навязкой. За преступления, со­вершенные в отношении женщин, взыскивались двойные размеры штрафов. Размеры вины и штрафов в пользу государства и судеб­ных органов часто зависели не только от характера преступного деяния, но и от воли суда. Система штрафов была разнообразной и довольно сложной.

    За ряд преступлений (оскорбление княжеской власти, укло­нение шляхтича от воинской службы, бегство с поля боя и пр.) предусматривалась конфискация имущества. Конфисковывались также и предметы преступной деятельности.

    Тюремное заключение применялось в качестве временного за­держания подозреваемого до суда, а тюрьмами являлись любые пригодные для этого помещения. Лишение свободы как один из основных видов как основного, так и дополнительного наказания, особое распространение получило в XVI в. Несмотря на законода­тельную регламентацию относительно небольших сроков лише­ния свободы, на практике заключенного иногда держали в тюрьме до тех пор, пока он не выплачивал штраф, не возмещал причиненные преступлением убытки или не находил себе поручителя. Тюрь­мы подразделялись на обыкновенные, земляные и каменные. Обык­новенные тюрьмы представляли собой огороженную бревенчатым забором территорию (тюремный двор), на которой находились одна

    442

    или несколько изб. Земляные тюрьмы предназначались для особо опасных преступников и представляли собой вырытую в земле яму с опущенным в нее бревенчатым срубом и имеющей неболь­шое отверстие кровлей. Сверху надстраивался другой, наружный сруб — верхняя тюрьма, предназначавшаяся для менее опасных преступников. Каменной тюрьмой служило, вероятно, любое ка­менное здание.

    Телесные наказания (членовредительные и болезненные) при­менялись в основном к простым людям. Болезненные наказания (битье розгами, палками, бизунами) часто совершались у позорно­го столба и публично. Членовредительные наказания (отсечение руки, ушей, губ и пр.) выступали не только возмездием за совер­шенное преступление, но и устрашением других людей. Напри­мер, вор часто лишался одного уха, а сводни и содержатели при­тонов наказывались отрезанием носа, ушей и губ.

    В отношении шляхты применялось такое наказание, как ли­шение чести, что было связано с утратой "вольностей шляхет­ских". Дела о лишении чести рассматривались обычно на сейме. Лишенный чести не мог находиться среди "добрых людей рыцер-ских", терял права и привилегии шляхетского сословия. Особым видом наказания в Великом княжестве Литовском было объявле­ние вне закона и изгнание за пределы государства (баниция, выволанье), к которому приговаривались шляхтичи, обвиненные в тяжких преступлениях и не явившиеся по повестке в суд, а также лица, отказавшиеся подчиниться судебным постановлениям (р.1У, ст.ст. 30, 35, 96). При этом на "вечное выволанье" без права поми­лования осуждались те, кто не выполнял судебных постановлений или, получив охранную грамоту для поиска доказательств своей невиновности (лист железны), не оправдался в течение указанно­го в ней срока. Жена "вечного выволанца" считалась вдовой, дети — сиротами, его убийство не влекло наказания. Оформлялось "выво­ланье" специальной великокняжеской грамотой (лист выволаны), в которой имелись сведения о личности преступника, обстоятель­ствах и сущности совершенного им деяния, а также содержался запрет жителям государства предоставлять убежище такому лицу (р.Х1, ст. 4).

    Кроме изгнания за пределы государства Статут предусматри­вал высылку из городов лиц, которые "без службы живучи и ния-кой роботом не бавятся, на костырстве и пьянстве час свой травять", так называемых "гультяев", или "люзных". Закон требовал два раза предупредить этих людей, а затем "дубцы бьючи, вон з мест и местечок выганяти" (р.ХП, ст. 24).

    443

    Закон регламентировал и такой вид наказания в отношении шляхты, как освобождение от должности, которое применялось в качестве дополнительного наказания за государственные, воин­ские преступления, а также за преступления против правосудия. Лишение должности автоматически влекло за собой утрату чести. Законодатель особо заботился о чести и достоинстве лиц, принад­лежащих к шляхетскому сословию. За оскорбление шляхтича пре­дусматривалось обязательное публичное принесение извинения по­терпевшему в суде или ином общественном месте.

    За некоторые преступления закон предусматривал в виде до­полнительной меры наказания покаяние. Например, в случае при­чинения беременной женщине телесных повреждений, в результа­те которых она лишилась плода, кроме тюремного заключения и выплаты "навяки", виновный обязан был четыре раза в течение года стоять на высоком месте возле церковных дверей во время больших религиозных праздников и "грех свой перед людми вхо-дячими и выходячими с костела явне вызнавати, а потом того обецовати с пилностью стеречыся и не допущати" (р.Х1, ст. 15).

    На протяжении XVI в. расширялась область применения смерт­ной казни. Если в Статуте 1529 г. санкционирование смертной казни ограничивалось случаями наиболее тяжких преступлений (го­сударственных, умышленных убийств с отягчающими обстоятель­ствами, воровства с поличным и др.), причем в основном закон го­ворил о простой ее форме, то в последующих статутах увеличива­лось количество деяний, караемых "горлом", и регламентировалось применение тяжких и устрашающих видов смертной казни. Статут 1588 г. предусматривал смертную казнь за совершение государ­ственных преступлений, преступлений против религии и церкви, против порядка управления и правосудия, против жизни и здо­ровья людей, воинских, имущественных преступлений и др. К по­вешению приговаривались, как правило, разбойники, воры, кото­рые были пойманы с поличным, воры-рецидивисты и др. Квалифи­цированной смертной казнью (четвертованием, сожжением на кост­ре, "замучением розными строкгими муками" и др.) наказывались государственные преступники. Так, за подделку великокняжеских грамот и печатей предусматривалось сожжение на костре. Анало­гичным образом наказывались поджигатели городов, замков, домов. Четвертованием наказывалось убийство шляхтича "ножом або яким иным до бою незвыклым начиньем", т.е. неприменяемым в бою оружием (р.Х1, ст. 16). Мучительным и позорящим способом нака­зывались убийцы своих родителей (р.Х1, ст. 7).

    444

    Следует отметить, что такие суровые виды наказания не явля­лись характерными для местного белорусского права, и в большин­стве случаев были привнесены извне. Кроме того, по сравнению с памятниками права феодальной эпохи других государств, статуты были достаточно гуманными законами. Так, смергпая казнь не применялась к беременным женщинам и несовсршспнолппим, се применение ограничивалось пределами закона. Ста I у г 1588 г. точ­но определял, за какие преступления и в каком процессуальном порядке подозреваемого можно было приговорить к смерч пой каз­ни. Несмотря на то, что уголовный закон прежде всего защищал шляхту, впервые в статуте предусматривалась смертная казнь шлях­тича за убийство простого человека (р.ХН, ст. 1). Применялась она при условии задержания преступника на месте преступления или при условии бесспорности вины, подтвержденной убедитель­ными доказательствами; ответственность шляхтича ограничивалась выплатой головщизны. Введение этой нормы делало статут одним из самых прогрессивных законов своего времени.

    В целом законодатель считал, что наказание должно быть спра­ведливым и целесообразным. При назначении наказания закон требовал от судей руководствоваться принципами законности, спра­ведливости, беспристрастности, неподкупности, в чем они и при­носили торжественную присягу при вступлении в должность. Суд имел право уменьшить или увеличить срок наказания, заменить один его вид другим, принимая во внимание ряд объективных и субъективных обстоятельств.

    При наличии определенных условий суд мог освободить лицо от применения наказания (полностью или частично). Уголовный закон феодальной Беларуси предусматривал следующие случаи освобождения от наказания: смерть виновного, истечение сроков давности, помилование преступника, примирение с потерпевшим, выкуп от наказания или зачет наказания.

    1   ...   30   31   32   33   34   35   36   37   38


    написать администратору сайта