Философия. Философия._Балашов Л.Е._2012 -612с. Учебник 4е издание, исправленное и дополненное Что такое философия
Скачать 3.12 Mb.
|
18.9. Игровая деятельность Игра как элемент присутствует во всех видах деятель- ности (и в труде, и в отдыхе, и в познании, и в мышлении, и в практической деятельности), но как особый вид дея- тельности она протекает в трех формах: детская игра, ис- кусство (художественная деятельность) и спорт. Детская игра занимает-развлекает ребенка и подготав- ливает его к взрослой жизни. Например, игра девочки в куклы. Это и занятие-развлечение, и подготовка к различ- ным взрослым ролям (матери, жены, врача и т. п.). Формы детской игры весьма многообразны. В них проигрываются основные сценарии жизни и некоторые наиболее распрост- раненные виды профессиональной деятельности. Во взрослой жизни на смену детской игре приходят игры-развлечения (как формы отдыха), игры-дела (дело- вые игры, военные и иные игры-маневры) и специальные формы игровой деятельности, не связанные напрямую ни с трудом, ни с отдыхом, ни с познанием, ни с практикой. Это искусство и спорт. И то, и другое — лишь игра, “жизнь понарошку”. Но: искусство “проигрывает” ситуации с це- лью воспитания и развития чувств, в частности, достиже- ния гармонии, согласия (красоты, прекрасного), а спорт “про- игрывает” ситуации с целью воспитания и развития воле- вых качеств, в частности, с соревновательной целью, что- бы совершенствовать бойцовские качества, ощутить вкус борьбы, преодоления, победы, добиться благодаря этому высоких результатов в физическом и умственном развитии. 569 Искусство ближе к познавательной деятельности, спорт — к преобразовательной, практической. В русском языке слово “спорт” появилось сравнитель- но недавно. Оно укоренилось лишь в ХХ в. А до него в этом значении обычно употребляли слово “игра”. Так и Л. Н. Тол- стой, говоря у двух видах забав, вместо слова “спорт” упот- ребляет слово “игра”. Толстой не вполне прав, разделяя игру и искусство. Любая забава есть игра. И искусство — тоже игра. Только в игре-спорте главное — игра сил фи- зических и духовных, борьба, преодоление “понарошку”. А в игре-искусстве главное — игра чувств, эмоциональная жизнь “понарошку”. 18.10. Искусство (художественная деятельность) Искусство — квази- как бы познание и квази- как бы практика. Помимо чистого искусства, не заинтересованного ни в получении знания, ни в получении блага, есть искусство, включенное непосредственно в познавательную или прак- тическую деятельность. Это — прикладное искусство, с од- ной стороны, и научно-популярная литература, научно-ху- дожественная деятельность, с другой. Если познание — перевод реального в идеальный план, а практика — перевод идеального в реальное, то искусст- во — способ взаимосогласования и/или “выяснения отно- шений” идеального и реального, их взаимопереход. Осо- бенность искусства по сравнению с познанием и практикой в том, что оно не является “дорогой с односторонним дви- жением”, т. е. либо движением от реального к идеальному (в случае познания), либо движением от идеального к ре- альному (в случае практической деятельности). Искусст- во — именно взаимодвижение идеального и реального, ког- да они, с одной стороны, “идут” навстречу друг другу, к 570 согласию и гармонии, а, с другой, как бы спорят друг с другом, “выясняют отношения”, выясняют, “кто есть кто” (кто сильнее, важнее, главнее). Результатом поисков со- гласия и гармонии является красота, прекрасное. Резуль- татом “выяснения отношений” является, как правило, бе- зобразное. Когда идеальное и реальное (дух и тело) “дого- вариваются” — получается прекрасное. Когда они “не дого- вариваются” — получается безобразное, уродливое. Прекрасное и безобразное, красота и уродство — по- люсы художественной деятельности. Главная категория в искусстве — красота, или пре- красное. Правда, в современном искусстве появилось мода изображать все, связанное с человеком в смысле антикра- соты (абстрактная живопись, театр абсурда или балет Мо- риса Бежара и т. д.). Но в конечном счете художественная деятельность все же ориентируется на красоту, потому что красота — это гармония жизни. Любовь делает жизнь гар- моничной, а красота, хотя и не делает ее гармоничной, но украшает ее. Она как бы делает жизнь эмоционально-гар- моничной. Благодаря красоте человек настраивается на прекрасное, на гармонию, на лад (согласие, порядок жиз- ни). В искусстве мы проигрываем ситуации, которые могут случиться в жизни, в познании и практике. Это “проигры- вание” необходимо человеку (человечеству) для того, что- бы психологически и физически подготовиться к реальным ситуациям, к реальной жизни. Искусство — “жизнь понарошку”, которая позволяет лучше наладить жизнь настоящую (заметьте, кстати: наладить — от слова “лад”, т. е. красота-гармония). Л. Н. Толстой справедливо писал: “Как происходит совер- шенствование знаний, т. е. более истинные, нужные зна- ния вытесняют знания ошибочные и ненужные, так точно происходит совершенствование чувств посредством искус- ства, вытесняя чувства низшие, менее добрые и менее нужные для блага людей высшими, более добрыми, бо- 571 лее нужными для этого блага. В этом — назначение ис- кусства” (Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. Т. 42. С. 308). Видами искусства являются изобразительное искусст- во (живопись, скульптура, графика...), музыка, художе- ственная литература, театр, кино, цирк, эстрада и т. д. 18.11. Спорт Спорт, как и искусство, является промежуточной (между познанием и практикой) формой деятельности. Целью спортивной деятельности является не благо, не истина и не красота, а сила как таковая, которая рождается/выяв- ляется в результате победы над противником (действитель- ным или воображаемым, очным или заочным). В спорте са- мое главное — кто сильнее. Сила может быть интеллекту- альной (например, в шахматах), может быть физической (например, в поднятии тяжестей), а может быть смешан- ной, интеллектуально-физической (например, в волейбо- ле, теннисе). В словарях русского языка 1 спорт характеризуется как составная часть физической культуры. Это совершенно не- верно. Во-первых, существуют чисто интеллектуальные виды спорта — шахматы, шашки, карты и т. п. Во-вторых, есть такие виды спорта (например, технические), в кото- рых интеллектуальная составляющая может быть на рав- ных с физической или даже превосходить ее. Вообще, спорту не повезло в философии. Если искус- ству философы уделяли много внимания, возникли даже специализированные направления осмысления искусства (эстетика, философия искусства), то спорт философы не воспринимали всерьез как важный вид человеческой дея- тельности. В итоге мы видим перекос в осмыслении челове- 1 См., например: Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1991; Словарь иностранных слов. М., 1982. 572 ческой деятельности в целом, а именно, сдвиг в сторону созерцательно-познавательной стороны. Мало того, что философы грешили преувеличенным вниманием к сфере познания (даже разум часто называли познающим, а мыш- ление рассматривали как абстрактную-теоретическую-выс- шую ступень познания), и в сфере игровых форм деятель- ности они отдавали предпочтение познавательноподобным формам, прежде всего искусству. Как и искусство, спорт подразделяется на чистый и прикладной. Например, так называемый большой спорт, олимпийские виды спорта всецело относятся к чистому спорту или спорту ради спорта. Спорт же в армии носит прикладной характер; он служит исключительно целям бо- евой подготовки. То же джигитовка у горцев. 573 ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ФИЛОСОФИИ К разделу “Введение. Что такое философия?” 1. Что я знаю о философии, философах и что я о них думаю? Эта задача предлагается для письменной студенчес- кой работы на первом семинарском занятии по филосо- фии. На написание работы отводится не более 20-и ми- нут. Возможен вариант с устными ответами без подготов- ки в режиме экспресс-опроса. 2. Знаменитый английский физик Кельвин заявил сто- ронникам узкой специализации студентов: “Из-за незна- ния логики погибло больше кораблей, чем из-за незнания навигации”. — Что он имел в виду? Как Вы думаете? По- пробуйте привести примеры, поясняющие его заявление. 3. Как преподавать философию 1 ? — Дайте развернутый ответ. К разделу “История философии” 4. Что означают слова Сократа: “Я знаю, что ничего не знаю”? — Прокомментируйте. 5. В 1508 году Папа Юлий II пригласил Рафаэля для росписи помещения в Ватикане. Рафаэль написал четыре 1 Выбор задачи — исключительно по желанию студента. 574 фрески. Среди них — “Афинская школа”, в центре которой художник расположил Платона и Аристотеля с характер- ными жестами: Платон указывает пальцем вверх, а Арис- тотель показывает на землю, словно обводит рукой окру- жающий мир. Как Вы думаете, какой смысл заложен в же- стах античных мыслителей?* Дайте развернутый ответ. 6. Проведите сравнительный анализ мысли Ансельма Кентерберийского “верю, чтобы понимать” и мысли Пьера Абеляра “понимаю, чтобы верить”*. 7. Декарт утверждал: Я мыслю, следовательно, суще- ствую. Это утверждение имеет, как минимум, два различ- ных смысла. Какие они? 8. Кант утверждал: “Мы не можем мыслить ни одного предмета иначе, как с помощью категорий”. — Что он имел в виду? Дайте развернутый ответ. 9. Гегель говорил: “Ложно лишь то, что абсолютизиру- ется”. — Что он имел в виду? Прокомментируйте. 10. Одни возлагают на Ф. Ницше ответственность за зло- деяния фашизма в ХХ веке. Другие утверждают, что этот философ не несет ответственности за злодеяния фашизма. Кто прав? Ответ аргументируйте. К разделу “Философская картина мира” 11. Оцените и прокомментируйте высказывание Л. Фейербаха: “Мир жалок лишь для жалкого человека, мир пуст лишь для пустого человека”. * Эта и другие задачи со звездочкой взяты из: Рабочая тетрадь студента. М.: МИРЭА, 2002. Составитель Л. Ф. Матронина. 575 12. Прокомментируйте слова М. В. Ломоносова: “Оным умникам… легко быть философами, выучась наи- зусть три слова: бог так сотворил, и сие дая в ответ вместо всех причин”. 13. Кто, по Вашему мнению, прав? Прокомментируйте А. Умный видит неизмеримую область возможного (Д. Дидро). Б. Необразованный человек склонен оперировать пусты- ми возможностями (Гегель). 14. Существует ли мир сам по себе, от века или он со- здан и управляется богом? Какой вариант ответа Вы выбираете и почему? 15. Создан ли мир Богом? Да или нет? — Какой вари- ант ответа Вы предпочитаете и почему? 16. Чего в мире больше: порядка или беспорядка? Дайте развернутый ответ. 17. Как Вы оцениваете эти два взаимоисключающие выс- казывания: Гегель: “... все духовное лучше какого бы то ни было продукта природы” (Гегель. Соч. Т. XII. С. 31). Р. Майер (биолог): “Природа в ее простой истине явля- ется более великой и прекрасной, чем любое создание че- ловеческих рук, чем все иллюзии сотворенного духа” (Цит. по: Кузнецов Б. Г.? А. Эйнштейн. М., 1963. С. 117). 18. Возможно ли наше мышление (можем ли мы мыс- лить) без использования фундаментальных категорий (ма- терии и движения, качества, количества, меры, простран- ства и времени, возможности и действительности, необхо- димости и случайности, причины и следствия и т. д.)? — Ответ аргументируйте, приведите примеры. 576 19. Весьма распространенной является ошибка, когда следствие принимается за причину, а причина — за след- ствие. Приведите примеры этой ошибки. 20. Представьте себе легендарный корабль Тезея, кото- рый дряхлеет и который все время приходится подновлять, меняя постепенно одну доску за другой. Наконец, наступа- ет такой момент, когда не осталось уже ни одной старой доски. Спрашивается, перед нами тот же самый корабль или другой? Ответ аргументируйте. 21. Можно ли считать случайностью открытие Америки Колумбом в 1495 г.* Дайте развернутый ответ. 22. Дайте оценку факту распада Советского Союза с точ- ки зрения категорий необходимости и случайности 1 23. Является ли форма конкретного дерева необходимой или случайной 2 ? 24. Рассудите: “Нет бога кроме случая, а удача — пророк его”. (Джек Лондон, писатель). “В искусстве, как и в жизни, ничего случайного нет”. (Маргарита Терехова, актриса). К разделу “Философия человека” 25. Кто, по Вашему мнению, прав и почему? А. Человек есть мера всех вещей (Протагор). 1 Задача взята из: А. Н. Книгин. Учение о категориях: Учебное пособие. Томск, 2002. С. 260. 2 См. предыдущую сноску. 577 Б. Не надо мерить температуру общества, ставив гра- дусник себе под мышки (современный политолог). Прокомментируйте. 26. Всё ли в жизни зависит от нас? Если нет, то в какой степени наша жизнь зависит от нас? — Дайте развернутый ответ. 27. Рассудите: А. Песталоцци И. Г., знаменитый педагог, основополож- ник теории начального обучения, утверждал: “Человека образуют обстоятельства”. Марк Аврелий советовал: “Если не можешь изменить обстоятельства — измени отношение к ним”. Б. Балашов Л. Е.: “Человек только тогда достигает чего- либо, когда он оказывается сильнее обстоятельств”. 28. На вопрос “иметь или быть?” Э. Фромм, автор книги с таким названием, ответил: “быть!”. А как бы Вы ответили на этот вопрос? * — Дайте развернутый ответ. 29. Кто, по Вашему мнению, прав и почему? А. Как много есть на свете вещей, которые мне не нуж- ны (Сократ). Б. Если вещь не годна для одной цели, ее можно упот- ребить для другой (Лао цзы). Прокомментируйте. 30. Рассудите: Жизнь — это праздник, на который мы пришли. (Древ- неиндийская мудрость) Жизнь — не сад, в котором растут только одни цветы. (И. А. Гончаров, “Обрыв”) 578 31. Что хотел сказать Биант, один из семи греческих мудрецов, этой фразой: “Жизнь надо размеривать так, буд- то жить тебе осталось и мало и много”? — Попробуйте реконструировать ход его мысли. 32. С возрастом время жизни увеличивается или умень- шается? — Дайте развернутый ответ. 33. Что (чего) Вы ждете от жизни? — Дайте разверну- тый ответ. 34. Как надо жить, чтобы нам было лучше? — Дайте развернутый ответ. 35. Существуют два полярных мнения о смерти. А. Платон устами Сократа утверждал: “Те, кто под- линно предан философии, заняты на самом деле только одним — умиранием и смертью”. (Федон, 63е-64a). А. Шо- пенгауэр в книге “Мир как воля и представление” (Т. 2, гл. XLI) главу о смерти начинает так: “Смерть — поистине гений-вдохновитель, или мусагет философии; оттого Со- крат и определял последнюю как ??? Ј ??? µ?? љ ?? (подготов- ку к смерти [греч.])”. Б. Б. Спиноза: “Человек свободный ни о чем так мало не думает, как о смерти, и его мудрость состоит в размышле- нии не о смерти, а о жизни”. (Б. Спиноза. Этика. — См.: Спиноза Б. Избр.произв. Т. 1, М., 1957. С. 576). — Кто из них прав? Дайте развернутый ответ. 36. Кто, по Вашему мнению, прав и почему? М. Монтень: “Конечная точка нашего жизненного пути — это смерть, предел наших стремлений, и если она вселяет в нас ужас, то можно ли сделать хотя бы один-единствен- ный шаг, не дрожа при этом, как в лихорадке? Лекарство, применяемое невежественными людьми — вовсе не думать о ней. Но какая животная тупость нужна для того, чтобы 579 обладать такой слепотой! Таким только и взнуздывать осла с хвоста… и нет ничего удивительного, что подобные люди нередко попадаются в западню.” (Опыты, гл. ХХ). Б. Спиноза: “Человек свободный ни о чем так мало не думает, как о смерти, и его мудрость состоит в размышле- нии не о смерти, а о жизни”. (Этика) — Дайте развернутый ответ. 37. А. С. Пушкин говорил в стихотворении “Я памятник воздвиг себе”: Нет, весь я не умру Душа в заветной лире мой прах переживет И тленья убежит Как понимать эти его слова? Мы знаем, что Пушкин умер давно, в 1837 году. А что же не умерло в нем, что осталось от него? Жив ли сейчас поэт Пушкин? 38. Смертен человек или бессмертен? Или он в чем-то смертен и в чем-то бессмертен? 39. Как Вы относитесь к идее отмены смертной каз- ни? Ответ аргументируйте. 40. Что хотел сказать автор? Человечество не табун лошадей, который надо прокор- мить, а клуб, в который надо записаться (Честертон, англ. писатель). 41. П. Я. Чаадаев: “Любовь к отечеству — прекрасная вещь. Но еще более высокая — любовь к истине”. Мераб Мамардашвили: “Я люблю свободу больше, чем родину”. — Дайте оценку этим высказываниям, прокомменти- руйте. 580 42. Прокомментируйте: Мудрому человеку вся земля открыта. Ибо хорошей душе отечество — весь мир. (Де- мокрит, V век до н. э.) 43. Какая разница между патриотизмом и национализ- мом? Приведите примеры того и другого. 44. Прав ли Ф. И. Тютчев, говоря: Умом Россию не понять Аршином общим не измерить У ней особенная стать В Россию можно только верить 45. Россия: Восток или Запад? Или что-то другое? 46. Согласны ли Вы с утверждением “Мы не Европа и не Азия. Мы — русские” (Телепередача “Русский дом”, 3-й канал TV 31.08.03). Прокомментируйте. 47. Объясните, почему золотое правило поведения назы- вают золотым? Справка. Отрицательная и положительная формулиров- ки золотого правила: “не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе”; “поступай с другими так, как хо- тел бы, чтобы поступали с тобой”. 48. Какое из следующих высказываний можно охарак- теризовать как частный случай золотого правила поведе- ния? Объясните. 1) Человек должен... довольствоваться такой степенью свободы по отношению к другим людям, которую он допус- тил бы у других людей по отношению к себе (Т. Гоббс). 2) Свобода заключается в праве делать все, что не вре- дит другим (Клаудиус). 581 3) О свободе надо судить по степени свободы самых низ- ших (Дж. Неру). 4) Делай, что хочешь, но так, чтобы не лишиться этой возможности в будущем (из сборника тюремных афоризмов). Справка. Отрицательная и положительная формулиров- ки золотого правила: “не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе”; “поступай с другими так, как хо- тел бы, чтобы поступали с тобой”. 49. Можно ли считать следующее утверждение част- ным выражением золотого правила поведения? “Не нарушая чужих прав, ты охраняешь собственные” (из фильма Жака Ив Кусто 1984 г.). Справка. Отрицательная и положительная формули- ровки золотого правила: “не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе”; “поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой”. 50. Что хотел сказать Шекспир устами Катарины, ге- роини своей пьесы? “Сила женщины — в ее слабости”. 51. Как Вы оцениваете утверждение: “Если Бога нет, то всё позволено” (из “Братьев Карама- зовых” Ф. М. Достоевского). — Дайте развернутый ответ. 52. Становятся ли люди лучше, существует ли мораль- ный прогресс? — Дайте развернутый ответ. 53. Откуда в мире зло? Можно ли бороться со злом и если можно, то можно ли устранить зло совсем? — Дайте развернутый ответ. 54. Как Вы считаете: человек по своей природе добр, зол или не добр и не зол? — Дайте развернутый ответ, аргументируйте. 582 55. Как Вы понимаете счастье? — Дайте развернутый ответ. 56. Что нужно для того, чтобы быть счастливым? — Дайте развернутый ответ. 57. Некоторые люди осознанно стремятся к самосовер- шенствованию. Как Вы относитесь к этой идее (самосовер- шенствования)? Нужно ли человеку совершенствоваться? И если нужно, то в каком направлении (каких направлени- ях)? — Дайте развернутый ответ. 58. Почему добрым быть хорошо, а злым — плохо? — Дайте развернутый ответ, приведите примеры. 59. Как Вы считаете: доброта — редкое или обычное явление? Ответ аргументируйте, приведите примеры, подтвер- ждающие Вашу точку зрения. 60. Что такое зло в моральном смысле? — Дайте развернутый ответ, приведите примеры. 61. Рассудите: А) Для Сократа добро совпадает с знанием и отсутствие знания является единственным источником всякого мораль- ного несовершенства; Б) Кант утверждал нечто обратное: “Чтобы быть чест- ными и добрыми и даже мудрыми и добродетельными, мы не нуждаемся ни в какой науке и философии”. — Дайте развернутый ответ. 62. Как Вы оцениваете тезис “цель оправдывает сред- ства”. — Ответ аргументируйте. 583 63. С одной стороны, существует расхожее мнение “цель оправдывает средства” (вариант: “для достижения цели все средства хороши”). С другой, многие убеждены в том, что “цель, для которой требуются неправые средства, не есть правая цель”. Рассудите. Где правда? Ответ аргументируйте. 64. Ответьте на вопрос: можно ли быть злым и одно- временно счастливым? или: может ли злой человек быть счастливым? — Ответ аргументируйте. 65. Согласно Ф. Ницше любовь есть “выражение эгоиз- ма” 1 . В. С. Соловьев, напротив, утверждал, что подлинная любовь — перемещение центра “Я” в другого, преодоление эгоизма. А как Вы считаете? Ответ аргументируйте. 66. Фихте утверждал: не должно быть брака без любви и любви без брака. А Вы как думаете? — Дайте развернутый ответ. 67. Что означает выражение “деньги не пахнут”? По латински оно звучит так: “Non olet peccunia”. Это слова, сказанные римским императором Веспасианом сыну, кото- рый выразил неудовольствие по поводу обложения налога- ми общественных отхожих мест. — Дайте развернутый ответ. 68. Прав ли автор этого утверждения: “Будем лучше думать о людях и они на самом деле станут лучше”? — Ответ аргументируйте, приведите примеры. 69. Какая связь между призывом Жан-Жака Руссо “На- зад к природе!” и лозунгом Французской революции “Мир хижинам; война дворцам!”? — Дайте развернутый ответ. 1 Ф. Ницше. Воля к власти. № 362. 584 70. Руссо называл далекое прошлое золотым веком; он критиковал цивилизацию и прогресс. “Назад к природе!” — его призыв. На это Вольтер ехидно заметил: “Когда я слушаю Рус- со, мне хочется встать на четвереньки и бежать в лес”. — Кто из них прав? Оцените и прокомментируйте. 71. Т. Гоббс утверждал: “пока люди живут без общей власти, держащей всех их в страхе, они находятся в том состоянии, которое называется войной, а именно в состоя- нии войны всех против всех” (Гоббс Т. Избр. произв. Т. 2. М., 1964. С. 152.) Прав ли Т. Гоббс? Оцените и прокомментируйте. 72. Как Вы объясните видимое противоречие между дву- мя утверждениями: Всякая власть развращает, а абсолютная власть раз- вращает абсолютно. (Неизвестный автор). Вообще власть не портит людей. Когда у власти дураки, то они портят власть. (Б. Шоу). — Дайте развернутый ответ. 73. Куда движется человечество? К гибели, к лучшему или к чему-то другому? 74. В одной телепрограмме (ТВЦ, ноябрь 2005 г.) обсуж- дался вопрос: “Почему у нас не любят богатых?”. Как бы Вы ответили на этот вопрос? 75. Совместимы ли политика и мораль? Ответ аргумен- тируйте. 76. Совместимы ли бизнес (предпринимательство) и мо- раль? Ответ аргументируйте. 77. А. В. А. Жуковский: “При мысли великой, что я че- ловек, всегда возвышаюсь душой.” 585 Б. Марк Твен: “Меня бесконечно поражает, что мир не заполнен книгами, которые с презрением высмеивали бы эту жалкую жизнь, жестокий и низкий род человеческий, всю эту нелепую, смехотворную канитель.” В. Диоген говорил, что когда он видит правителей, вра- чей или философов, то ему кажется, будто человек — самое разумное из живых существ, но когда он встречает снотолкователей, прорицателей или людей, которые им верят, а также тех, кто чванится славой или богатством, то ему кажется, будто ничего не может быть глупее че- ловека. Что Вы думаете по поводу этих трех высказываний и вообще разных мнений об одном и том же. Кто, по Ваше- му мнению, прав или ближе к истине? К разделу “Философия деятельности” 78. Л. Н. Толстой любил изречение Бюффона “Гений — это терпение”. С другой стороны, В. Г. Белинский писал: “Гений не есть, как сказал Бюффон, терпение в высочай- шей степени, потому что терпение есть добродетель по- средственности”. Кто из них прав? Или возможен другой ответ? 79. Как Вы объясните видимое противоречие двух ут- верждений: А. Один ум хорошо, а два лучше. Б. Лучше один плохой генерал, чем два хороших. 80. Рассудите: А. Люди перестают мыслить, когда перестают читать. (Д. Дидро) Б. Поменьше читать! Те, кто много читают, отвыкают самостоятельно мыслить. (Д. Гранин. Иду на грозу). — Дайте развернутый ответ. 586 81. Что такое глупость? Приведите примеры глупости в словах и в поступках-делах. 82. Один знаменитый человек (Сократ) утверждал: “Я знаю, что ничего не знаю”. Другой не менее знаменитый человек (Д. И. Менделеев) возразил ему: “Древнегреческий мудрец говорил: я знаю, что я ничего не знаю. — Да он и не знал, а мы знаем...” (“Основы химии”) Кто из них прав? Оцените и прокомментируйте. 83. Как Вы объясните видимое противоречие двух ут- верждений: А. Правда хорошо, а счастье лучше. Б. Платон мне друг, но истина дороже. 84. Рассудите, кто прав и почему: 1) “Реальные факты менее интересны, чем фантазии и заблуждения” (из телевизионной рекламы 1998-1999 гг.) 2) “Наука удивительнее мифов” (из научно-познаватель- ного фильма “Загадки природы” Би-би-си, 2005 г.). 85. Существуют пять состояний знания и незнания: 1) когда мы знаем, что знаем 2) когда мы знаем, что не знаем 3) когда мы не знаем, что знаем 4) когда мы не знаем, что не знаем 5) когда мы не знаем, но думаем, что знаем (когда не- знание выдается за знание). Приведите примеры каждого из этих состояний. 86. Попробуйте объяснить: в чем сходство и различие между истиной и правдой? 87. Попробуйте объяснить: в чем различие между зна- нием и верой? (под верой имеется в виду вера вообще, а не религиозная вера). 587 88. Что есть истина? — Попробуйте дать ответ, не заглядывая в учебники, словари и энциклопедии. 89. Как Вы объясните видимое противоречие двух ут- верждений: А. Всё познается в сравнении. Б. Сравнение всегда хромает. (Януш Корчак, известный педагог, говорил еще более резко: “Отбросим сравнения, они вводят в заблуждение”). 90. Как Вы объясните видимое противоречие между дву- мя утверждениями: А. “...во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь” (библейский проповедник Экк- лезиаст). Б. “Знание — сила” (Ф. Бэкон) (сравн. подобное: “знать больше сегодня — значит быть более сильным завтра” — Э. Теллер). 91. Рассудите: А. Меньше знаешь — лучше спишь. Б. Не зная броду — не суйся в воду. Эти поговорки говорят об одном — о знании, но почему они по-разному оценивают значение знания в жизни чело- века? Дайте развернутый ответ. 92. Одни считают интуицию высшей формой познания, другие — атавизмом, доставшимся нам от животных. А Вы как думаете? Дайте развернутый ответ. 93. Прокомментируйте следующее утверждение, исхо- дящее от Гегеля: Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. — Дайте развернутый ответ, приведите примеры. 588 94. В чем сущность дилеммы “сциентизм — антисциен- тизм”, возможно ли ее решение? * Дайте развернутый ответ. 95. А. Эйнштейн утверждал: “Лишь теория решает, что мы ухитряемся наблюдать!”. Примерно о том же говорил И. П. Павлов: “Если не имеешь в голове идей, то не уви- дишь фактов”. — Что они имели в виду? Дайте развернутый ответ. 96. Кто, по Вашему мнению, прав? Прокомментируйте А.: “...художественные произведения должны создавать- ся не для изучения и не для цеховых ученых, а они... долж- ны быть понятны и служить предметом наслаждения не- посредственно сами по себе. Ибо искусство существует не для небольшого замкнутого круга, не для немногочислен- ных очень образованных людей, а в целом для всего наро- да.” (Гегель. Соч. Т. XII. С. 280) [Сравн.: “Искусство принад- лежит народу” (В.И. Ленин)] Б.: “Глубоко ложен принцип “искусство для всех”. В нем выявляется ложная демократизация. “Искусство для всех” вовсе не подразумевает необходимой ясности и простоты, это было бы прекрасно, — нет, в нем есть гибельное тре- бование об урезке роста мастера в уровень современными ему невежеством и дурным вкусом, требование “общедос- тупности”, азбучности и полезности. Искусство никогда не обращается к толпе, к массе, оно говорит отдельному че- ловеку, в глубоких и скрытых тайниках его души. Искусство должно быть “для каждого”, но отнюдь не для всех. Только тогда оно сохранит отношение индивидуальнос- ти к индивидуальности, которое и составляет смысл искусст- ва, в отличие от других ремесел, обслуживающих вкусы и потребности множеств.” (М. Волошин. Заметки 1917 года). 97. Древние философы выдвинули девиз “Подвергай всё сомнению”. Что они имели в виду? Как можно истолко- вать этот девиз? 589 98. Рассудите, кто прав: А. “Наука удивительнее мифов”. Из научно-познаватель- ного фильма “Загадки природы”. Б. “Реальные факты менее интересны, чем фантазии и заблуждения”. Из телевизионной рекламы (телеканал ОРТ, 1999 г.). — Дайте развернутый ответ. Разное 99. Верите ли вы в судьбу? Что такое судьба? 100. Что такое, по Вашему, притча? Два примера: А. (Притча о самаритянине) “И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что написано? как чита- ешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего как самого себя. Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай и будешь жить. Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иеру- салима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставивши его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, уви- дев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился. И подо- шед перевязал ему раны, возливая масло и вино; и поса- див его на своего осла, привез его в гостиницу и позабо- тился о нем (...) Кто из этих троих, думаешь, ты, был ближ- ний попавшемуся разбойникам? 590 Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Ииcус сказал ему: иди, и ты поступай так же” (Евангелие от Луки 10; 25-37). Б. (Притча “Буриданов осел”) Некий философ, которого звали Буридан, уезжая, оставил своему ослу две одинако- вые охапки сена. Осел не мог решить, с какой охапки на- чать, и умер с голоду. 101. Прокомментируйте “Когда начинается война, первой жертвой надо считать истину” (Р. Киплинг) 102. Прокомментируйте следующее утверждение: “Во всем нужна мера, даже в том, чтобы соблюдать ее”. 103. Какое из двух мнений Вас больше устраивает? Почему? А. “Не в силе правда, а в правде сила”. Б. “Кто сильнее, тот и прав” (вариант: “Сильный всегда прав”). 104. В чем изъян следующего утверждения: “С ними человечно — быть жестоким, жестоко — быть человечным” (так сказала Екатерина Медичи, мать фран- цузского короля Карла IX, в оправдание резни гугенотов, устроенной в Варфоломеевскую ночь). 105. В чем противоречивость, логическая некоррект- ность следующего рассуждения: “Наслаждение — антипод любви, и не потому, что оно не может сопровождать любовь, а потому, что их сущность отличается (например, объект любви может постареть, лю- бовь — нет, она неподвластна времени)” (цитата из книги). 106. Прав ли Бисмарк, говоря: “Это только дураки учат- ся на собственном опыте. Я же предпочитаю учиться на опы- те других.” — Оцените и прокомментируйте. 591 107. Как Вы объясните видимое противоречие между двумя утверждениями: А. “...ничто великое в мире не совершалось без страсти” (Гегель. Соч. Т. VIII. С. 23-24) Б. “Сильные страсти — слабые нервы” (из кинофильма). Или: “Под сильными страстями часто скрывается только слабая воля” (В. О. Ключевский). — Дайте развернутый ответ. 108. Прокомментируйте, насколько правильно употреб- ление слов “материалист” и “идеалист” в следующем анек- доте: В суде разводится пожилая пара. Судья спрашивает у мужа о причинах развода. Муж отвечает, что причины чисто философские и по- ясняет, что он материалист, а жена идеалистка. В разговор вступает жена: “Я отдала ему всю свою ро- мантическую возвышенную душу, а он говорит, что ему нужно молодое тело”. 109. Как Вы объясните видимое противоречие между двумя утверждениями: А. Не то, что мните вы, природа, Не слепок, не бездушный лик — В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык. (Ф. И. Тютчев) Б. В пустыне нет красоты. Красота в душе араба. (А. М. Горький) 110. Правильно ли утверждение: “Мы не замечаем прекрасного до тех пор, пока не ли- шаемся его” (из кинофильма). — Дайте развернутый ответ. 111. Что означает выражение “золотая середина”? При- ведите примеры, поясняющие это выражение. 592 112. Один автор сказал: “Добродетель кончается там, где начинается глупость”. Прав ли он? Рассудите и приведите примеры, подтверждающие Вашу точку зрения. 113. Что означает выражение А. Эйнштейна “Бог не играет в кости”. Как Вы его оцениваете? ПОЯСНЕНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 1. Предлагаемые задачи и упражнения не носят специ- фически учебного характера и поэтому могут использоваться для самых разных целей, в том числе: 1) для написания эссе, небольших философских работ, 2) в качестве тем для обсуждения, дискуссий, 3) для конкурсных заданий. 2. Задача по философии указывает на философскую проблему и/или помогает ее решить (устранить). 3. Упражнение по философии тренирует мыслитель- ные способности, развивает и совершенствует ум, способ- ствует закреплению знаний (сведений) по философии. 4. Распределение задач и упражнений по разделам учебного курса . Задачи и упражнения для удобства препо- давания распределены (с известной долей условности) по пяти разделам учебного курса (“что такое философия?”, “история философии”, “философское понимание мира”, “философия человека”, “философия деятельности”). Кро- ме того, в отдельный раздел “Разное” помещены задачи и упражнения, которые трудно отнести к какому-то одному разделу учебного курса. Распределение задач и упражнений по разделам учеб- ного курса не означает автоматически, что они предлага- ются студентам в том же порядке, по разделам. Допусти- мы самые разные варианты. 593 На экзамене по философии рекомендуется давать зада- чи и упражнения без указания их принадлежности к тем или иным разделам учебного курса. 5. Критерии оценки ответа: 1) обстоятельность (от нескольких предложений до 1-3 страниц; ответы типа “да”, “нет” не принимаются); 2) аргументированность (логическая обоснованность, связ- ность, использование примеров); 3) точность (ответ именно на этот вопрос и ни на какой другой). 5. Ответы на задачи и упражнения можно давать как в письменном, так и в устном виде. В последнем случае ответы могут стать предметом обсуждения-дискуссии на се- минарском занятии. Письменные ответы-работы студенты могут готовить не- посредственно на семинарском занятии (не больше 30-и минут) или как домашние задания. 6. На зачете или экзамене студенту следует предо- ставить право выбирать как минимум из двух вариантов задач/упражнений. В остальных случаях — по усмотрению преподавателя. 594 Литература К разделу “Что такое философия” Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. М., 1992. Никифоров А. Л. Природа философии: Основы филосо- фии. М.: Идея-Пресс, 2001. К разделу “Краткий очерк истории философии” Гегель. Лекции по истории философии. Рассел Б. История западной философии. Чанышев А. Н. Философия Древнего мира: Для вузов. М.: Высш. школа, 1999. История русской философии: Для вузов / Ред.-сост. П. П. Апрышко. М.: Республика, 2001. Гулыга А. В. Немецкая классическая философия. М., 2001. К разделу “Философская картина мира” Аристотель. Категории. Аристотель. Метафизика. Гегель. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука ло- гики. Поппер К. Лекция “Об облаках и часах”; К. Поппер. Логика и рост научного знания. М., 1983. С. 596—557. Растригин Л. А. Этот случайный, случайный, случай- ный мир. М., 1974. 595 Тарасов Л. В. Мир, построенный на вероятности. М., 1984. Категории “закон” и “хаос”. Киев, 1987. Книгин А. Н. Учение о категориях: Учеб. пособие. М., 2002. К разделу “Философия человека” Платон. Диалоги “Пир”, “Федон”, “Государство”. Аристотель. Никомахова этика. Сенека. Нравственные письма к Луцилию. М.: Наука, 1977. Монтень М. Опыты. Шопенгауэр А. Афоризмы и максизмы. Л., 1991. Соловьев В. С. Оправдание добра. Соч. в 2 т. Т. 1. М., 1998.,,,,,,,, Поппер К. Открытое общество и его враги. В 2 т. М., 1992. Проблема человека в западной философии. Сборник пе- реводов. М., 1988. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1985. Куртц Пол. Искушение потусторонним. М., 1999. Куртц Пол. Мужество стать. Добродетели гуманизма. М., 2000. Хайек Ф. А. Дорога к рабству // Вопросы философии. 1990. № 10, 11, 12. Карнеги Д. Как перестать беспокоиться и начать жить. Карнеги Д. Как приобретать друзей и оказывать влия- ние на людей. Борзенко И. М., Кувакин В. А., Кудишина А. А. Основы современного гуманизма: Учеб. пособие для вузов. М.: Рос- сийское гуманистическое общество, 2002. К разделу “Философия деятельности” Рассел Б. Человеческое познание, его сфера и границы. Поппер К. Логика научного исследования. Голдстейн М., Голдстейн И. Как мы познаем. Исследо- 596 вание процесса научного познания / Пер. с англ. М., 1984. Ко всем разделам Новая философская энциклопедия: В 4 т. / Ин-т фило- софии РАН; Предс. науч.-ред. совета В. С. Степин. М.: Мысль, 2000—2001. Тейчмен Д., Эванс К. Философия. Руководство для на- чинающих. М., 1997. Волков Г. Н. Сова Минервы. М., 1973. Книги автора 1. Жизнь, смерть, бессмертие. М., 1996. 2. Как мы думаем? М., 1996. 3. Мир глазами философа (Категориальная картина мира). М., 1997. 4. Критика марксизма и коммунизма. М., 1997. 5. Золотое правило поведения. М., 1996. (2-е изд., испр., доп.: М., 1999) 6. Что такое философия? М., 1998. (2-е изд., испр., доп.: М., 1999) 7. Соответствия и антисоответствия между категория- ми. Проблемы категориальной логики. М., 1998. 8. Либерализм и свобода. М., 1999. 9. О любви. М., 2000. (2-е изд., расшир.: М., 2001) 10. Гуманистический манифест. М., 2000. 11. Россия и мир на рубеже веков-тысячелетий (Что было и что будет). М., 2001—2001. 12. Практическая философия. М.: МЗ-Пресс, 2001. 13. Философия для жизни: Пособие по практической философии. М.: МЗ-Пресс, 2001. 14. Об опасности наркотиков и прелестях жизни без них. Заметки философа. М., 2001. 597 15. Мысли о религии. М., 2001. 16. Негатив жизни: антикультура и антифилософия. М.: ACADEMIA, 2002. 17. Человек среди людей (Как вести себя в обществе?). М.: ACADEMIA, 2002. 18. Ошибки и перекосы категориального мышления. М.: МЗ-Пресс, 2002. 19. Глупость философов (самоирония). М., 2003. 20. Этика: Учеб. пособие. М.: ИТК «Дашков и К°», 2004. На сайте “balashov44.n arod.ru” размещены электронные тексты большинства указанных книг автора. 598 Абеляр П. 42 Августин Аврелий (Бла- женный) 41, 42 Авенариус Р. 67 Айер А. 100 Аксаков И. С. 90 Аксаков К. С. 90 Альберт Великий 53 Анаксагор 31 Анаксимандр 28 Анаксимен 28 Ансельм Кентерберийский 42 Антисфен 38 Аристотель 14, 15, 18, 34, 36—38, 42, 43, 47, 53, 102, 118, 171, 220, 271, 367, 371, 373, 428, 429, 434, 449 Архимед 528 Бейль П. 40 Беккерель А. 377 Белинский В. Г. 90, 92, 313, 323, 547 Бергсон А. 177 Бердяев Н. А. 90, 94, 297, 517 Беркли Д. 54, 55, 115, 517 Берталанфи Л. фон 172 Бетховен Л. 26, 102, 424 Биант 582 Указатель имен 1 Бисмарк 580 Блауберг И. В. 160, 166 Бовуар де, С. 99 Бондарчук Ф. С. 437 Бор Н. 122, 538 Бородин А. П. 88, 300 Боуви 338 Брежнев Л. И. 167 Бруно Дж. 45, 224, 514 Брэдли Д. 177 Буаст П. 522 Бунге М. 534 Буш Дж. 448 Бэкон Ф. 18, 25, 46—48, 52, 525 Бюффон 547 Васнецов В. М. 88 Вересаев В. В. 172 Вернадский В. И. 90, 95 Видманн 83 Витгенштейн Л. 100 Вишневский Вс. 401 Волошин М. 575 Вольтер Ф. 55, 56, 57, 432, 581 Вольф Х. 517 Вудберри 522 Выготский Л. С. 503 1 Жирным шрифтом выделены номера страниц, специально посвященных данному автору. 599 Галилей Г. 396 Гартман Н. 129 Гассенди П. 177 Гегель 14, 16, 51, 59-62, 63—66, 70, 71, 79, 89, 93, 102, 112, 118, 133, 202, 203, 211, 233, 234, 265, 268, 365, 367-369, 371, 372, 441, 520, 531, 573, 574, 579 Гейзенберг В. 122 Гейне Г. 26 Гельвеций К. 55, 57, 531 Геодакян В. А. 131 Гераклит 29, 30, 317, 514 Гердер И. Г. 407 Геродот 407 Герцен А. И. 90, 92—93, 383 Гете И. 325 Гитлер 65, 82—84, 87, 318 Глинка М. И. 88 Гоббс Т. 14, 46, 51—52, 53, 177, 265, 340, 363, 394, 407, 412, 517, 578 Гоголь Н. В. 88, 92 Голсуорси Д. 326 Гольбах П. 55, 57, 365, 366 Гомер 26, 407 Гораций 317 Грин Александр 378 Гук Р. 319 Гулыга А. В. 4, 588 Гумилев Л. Н. 16 Гуссерль Э. 98 Дарвин Ч. 102, 277 Декарт Р. 14, 46, 48—50, 58, 111, 133, 177, 257, 319, 515, 573 Делез Ж. 103 Демидов В. И. 324 Демокрит 31—32, 39, 581 Державин Г. Р. 287, 318 Деррида Ж. 103 Демин М. В. 499 Джеймс У. 100 Джонсон С. 340 Дидро Д. 55, 57, 323, 340, 573 Диоген из Синопа 38 Добролюбов Н. А. 90 Достоевский Ф. М. 88, 89, 298, 420, 437, 577 Дро Н. 388 Евтушенко Е. 442 Екатерина Вторая 338 Ерофеев В. 437 Жуковский В. А. 282 Зенон из Китиона 40 Зенон, элеец 30 Зигварт Х. 265 Зубов А. А. 287, 289 Иванов А. 450 Ильенков Э. В. 71 Ильин И. А. 425, 426 Иоанн, евангелист 371, 373 Иоанн-Павел II, Папа римский 448 Камю А. 99 Кант И. 14, 55, 58—62, 80, 110, 368, 369, 408, 409 Капица С. П. 427 Карнап Р. 100 Карнеги Д. 25 Кастанеда К. 101—103 600 Кельвин 508, 578 Киплинг Р. 574 Киреевский И. В. 90 Козьма Прутков 4 Конт О. 67—68, 78 Конфуций (Кун-цзы) 25, 27, 407 Коперник 396 Копнин П. В. 533 Крамской Н. И. 340 Ксенофан 28, 29 Кузанский Н. 45, 521 Кун Т. 561 Кьеркегор С. 80—81 Кювье Ж. 277 Лабрюйер Ж. 233, 338 Ламарк Ж. Б. 277 Ламетри Ж. 58 Ламонт К. 422, 423 Лаплас П. С. 121 Леви В. 25 Левита Р. Я. 388 Лейбниц Г. 46, 54, 56, 265, 339, 373 Ленин В. И. 72, 94, 96, 160, 398, 402, 404—406, 442, 575 Лермонтов М. Ю. 88 Лигачев Е. К. 403 Лобачевский Н. И. 88 Локк Д. 14, 19, 46, 52, 53, 54, 55, 177, 388, 407, 517 Ломоносов М. В. 88, 574 Лука, евангелист 407 Лютер Кинг, Мартин 87 Майер Р. 16, 574 Макаренко А. С. 338, 430 Мамардашвили М. 581 Маркс К. 53, 68, 69—79, 96, 112, 160, 171, 271, 401, 403, 476 Марсель Г. 99 Маслоу А. 299 Матфей, евангелист 407 Мах Э. 67 Медичи, Екатерина 234 Менделеев Д. И. 88, 524, 558, 574 Мизес Л. 388 Милль Дж. Ст. 67, 385 Михайловский Н. М. 171, 172 Монтень М. 25, 40, 522 Монтескье Ш. 388 Мусоргский М. П. 88 Мюллер Г. Дж. 366 Наполеон 65 Некрасов Н. А. 436 Неру Дж. 578 Нестеров М. В. 443 Ницше Ф. 65, 81—87, 421, 449, 517 Ньютон И. 54, 58, 319, 320 Ожегов С. И. 249, 296, 562, 571 Ойкен В. 388 Олджер 522 Оуэн Р. 403 Парандовский Ян 425 Парменид 28, 30, 111 Пастер Л. 377 Перминов В. Я. 257 Песталоцци И. Г. 53, 401 Петр Великий 88, 102 601 Пико делла Мирандола 44, 283 Пиррон 40 Пирс Ч. 100 Писарев Д. И. 90, 338 Питтак 407 Пифагор 15, 29, 30—31, Планк М. 216 Платон 10, 15, 32, 34—36, 37, 42, 51, 171, 271, 368, 531, 551 Плеханов Г. В. 90 Попов А. С. 88 Поппер К. 65, 100—101, 168, 169, 233, 234, 367, 368 Протагор 32, 573 Пуанкаре А. 515 Пушкин А. С. 88, 91, 115, 318, 436, 546, 548 Радищев А. Н. 88 Рассел Б. 268, 525 Рафаэль Санти 102, 584 Рахманинов С. В. 88, 102, 529 Рейхенбах Г. 100 Рембрандт 26, 102 Ремер О. 177 Репин И. Е. 88 Репке В. 388 Рескин Д. 522 Рубцов В. 509 Рузвельт Ф. 102 Руссо Ж.-Ж. 39, 57, 338, 368, 421, 581 Салтыков-Щедрин М. Е. 326 Сартр Ж. -П. 99 Секст Эмпирик 40 Сенека 40, 323, 395 Сковорода Г. С. 88 Скрябин А. Н. 88 Смит А. 388 Сократ 32—34, 574 Соловьев В. С. 85, 90, 93—94, 109, 115, 284, 285, 392, 409 Спенсер Г. 67 Спиноза Б. 14, 46, 50—51, 109, 177, 259, 365, 517 Сталин И. В. 405, 406 Суворов А. В. 509 Суриков В. И. 88 Сэй 388 Тацит 367 Тейяр де Шарден 449 Толанд Д. 133 Толстой Л. Н. 39, 88, 89, 94, 102, 285, 319, 332, 394, 425, 426, 442, 522, 547, 569, 570, 571 Томасиус Х. 407 Тютчев Ф. И. 575 Уайльд О. 430 Уемов А. И. 265 Умов Н. А. 90 Уэллс Г. 444 Фалес 27—28, 407 Фейербах Л. 62, 69, 70, 71, 77, 271, 394, 517 Фердинанд I, император 525 Ферма 177 Федоров Н. Ф. 90, 95 Фихте И. Г. 15, 62 Фома Аквинский 42, 43 602 Форд Г. 102 Фрейд З. 97, 583 Фромм Э. 114, 115 Фуко М. 103 Фурье Ш. 336, 547 Хайдеггер М. 99, 114, 115, 235 Хайек Ф. 388 Хейз 367 Хомяков А. С. 90 Циолковский К. Э. 90, 95 Чаадаев П. Я. 90, 91—92, 512, 581 Чайковский П. И. 88, 442 Чапек К. 325 Чернышевский Н. Г. 90 Чертков В. П. 291 Честертон 574 Чижевский А. Л. 90, 95 Шекспир У. 26, 102, 112, 234, 565, 576 Шеллинг В. Й. 62 Шердаков В. Н. 456 Шлик М. 100 Шмидт Г. 366 Шопенгауэр А. 25, 62, 79—80, 89, 382, 409 Шоу Б. 325, 389 Шредингер В. 122, 218 Шуман Р. 320 Эдисон Т. 102 Эйнштейн А. 102, 122, 185 Эмпедокл 31 Энгельс Ф. 68, 69—72, 160, 175, 403 Энезидем 40 Эпикур 39 Эразм Роттердамский 45 Эсхил 523 Юдин Э. Г. 166 Юм Д. 40, 55—56, 517 Юстиниан 41 Яблочков 88 Янжул И. Н. 332 Ясперс К. 99 |