Философия. Философия._Балашов Л.Е._2012 -612с. Учебник 4е издание, исправленное и дополненное Что такое философия
Скачать 3.12 Mb.
|
Раздел второй Краткий очерк истории философии 27 ских идей-учений, вплетенных в ткань практического мыш- ления, мифологических и религиозных представлений. К протофилософии, или предфилософии, можно отне- сти учения древневосточных мудрецов, прежде всего Ки- тая и Индии. Самым знаменитым из них был китайский мыс- литель Конфуций (Кун-цзы — учитель Кун, 551—479 гг. до н. э.). До сих пор многие китайцы живут по его запове- дям. Возникла даже религия — конфуцианство, в которой на первом месте стоит почитание предков. Сам Конфуций — учитель мудрости, учил как вести себя в обществе, госу- дарстве. Разъясняя смысл человечности, он говорил: “Не делай другому того, чего себе не желаешь”. Это одно из первых упоминаний золотого правила поведения. Своеобразной протофилософией является мифология. Многие философские понятия-идеи прошли школу мифо- логического мышления. Наиболее развитой мифологией была античная. Мифология Древней Греции — почти готовая философия. Илиада и Одиссея — отражение реальности и собрание мифов с философским подтекстом. Естественно, что как особый тип культуры философия возникла именно в Древней Греции. Это случилось более двух с половиной тысяч лет назад. 2.3. Ранние греческие философы Первый в истории философ — Фалес (625—545 гг. до н. э.), живший на ионийском побережье Малой Азии, в Милете. Главная его идея — “все есть вода”. Эта идея — чисто философская. Он не опирался на какие-то мифологические представления, а исходил исключительно из того, что ему подсказывал разум. (Напомним: философ — это человек, для которого доводы разума — главный инструмент объяс- нения и понимания). Иными словами, Фалес пытался объяс- нить мир из естественных причин, т. е. из него самого. 28 Принимая за единое начало всех вещей воду, он пер- вым попытался (в рамках философского, немифологическо- го мышления) решить проблему единого и многого, сведя все многообразие вещей к воде. Чутьем диалектика он по- нимал, что за видимым многообразием скрывается един- ство природы. Фалес не случайно избрал воду в качестве первонача- ла. Ее можно принять как средоточие всех противополож- ностей. Вода может быть холодной и горячей, превращать- ся в твердое и газообразное состояния; она не имеет опре- деленной стоячей формы (т. е. является чем-то неопреде- ленным), и в то же время она чувственно определена (ее можно видеть, осязать, обонять и даже слышать). Кро- ме того, вода, точнее, один из двух ее элементов — водо- род — наиболее распространенное вещество во Вселенной. О Фалесе известны две легенды, показывающие его силу и слабость как философа. Первая — о том, как он, предвидя хороший урожай оливок, арендовал все масло- бойни, стал диктовать цены на продукцию маслобоен и, та- ким образом, разбогател. Вторая легенда — о том, как он, заглядевшись на звездное небо, упал в яму (мол, витает в облаках, а что под ногами — не видит). Учеником Фалеса был Анаксимандр. Он выдвинул идею архэ, первоначала и в качестве такового рассматривал апейрон (беспредельное). Апейрон Анаксимандра — нечто вроде абстрактной материи, субстанции. Анаксимен , развивая идеи Фалеса и Анаксимандра, рассматривал в качестве первоначала воздух, который, сгу- щаясь и разрежаясь, порождает воду, землю, огонь, т. е. все многообразие вещей и явлений. Мудрецы из Милета зажгли огонь философской мысли в Древней Греции. Следующие за ними философы выдвину- ли учения, в которых развивались принципы, неявно при- сутствовавшие у милетских философов. Так, поиски ми- летцами единого первоначала привели Ксенофана и Пар- менида к учению о всеедином бытии, а их попытки найти 29 рациональное объяснение видимому многообразию вещей привели Пифагора к учению о числовой закономерности, лежащей в основе всех вещей. Без милетцев не было бы и Гераклита. Гераклит (544—483 гг. до н. э.) жил на ионийском побе- режье в Эфесе. От его сочинения “О природе” до нас дош- ло 126 разрозненных фрагментов. Они поражают своей фи- лософичностью, глубиной. Гераклит — автор знаменитого тезиса: “Нельзя войти в одну и ту же реку дважды”. Впос- ледствии этот тезис был сокращен до формулы: “Все те- чет, все меняется” (panta rei). Отсюда понятно, почему на- чалом всего существующего Гераклит полагал огонь, не- что чрезвычайно изменчивое и являющееся причиной из- менения. Вот как он объяснял мир на основе своего учения об огне-архэ: “Мир не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, мерами воспламеняющимся и мерами угасающим”. Гераклит был первым в истории сознательным диалек- тиком. (Первоначально “диалектика” означала искусство спора; в конечном счете под этим словом стали понимать учение о реальных противоречиях, развитии, становле- нии.) По Гераклиту, все чревато противоположностями или состоит из противоположностей. И эти противоположности суть одно, т. е. являют собой реально существующее про- тиворечие. Он утверждал также, что всеобщая гармония выражается в виде лука и лиры. Лира — диалектика со- хранения и собственно гармонии. Лук — диалектика изме- нения, борьбы, разрушения и созидания. Что из них преоб- ладает? До сих пор над этим вопросом бьются лучшие умы человечества. Элеаты — создатели качественной концепции бытия. Они жили в Элее (Южная Италия). Их предшественником был Ксенофан. Он одним из первых демифологизировал картину мира, дав природным явлениям естественное объяснение. Он считал, что боги выдуманы людьми по их собственному образу. (Путешествуя, Ксенофан столкнулся 30 с поразительным фактом: люди по-разному представляют себе своих богов: “Эфиопы говорят, что их боги курносы и черны; фракийцы же представляют своих богов голубогла- зыми и рыжеватыми”.) Он был, наверное, первым критиком религии. Парменид (540—480 гг. до н. э.) — самая яркая фигура среди элеатов. Он утверждал: “Движения нет, небытия нет, существует только бытие” (сравн. у Гераклита: “Все течет, все меняется”). Уничтожение, движение, изменение — не по истине, а лишь по мнению. Бытие едино, немножественно. Парменид представлял его как шар, в котором все одно суть. Он провел четкую грань между мышлением и чувствен- ным опытом, познанием и оценкой (знаменитое противопо- ставление “по истине” и “по мнению”). Зенон , элеец, известен своими апориями (в переводе “апория” — затруднение, трудность) “Ахиллес и черепа- ха”, “Дихотомия”, “Стрела”, “Стадий”. Если Парменид до- казывал существование единого, то Зенон пытался опро- вергнуть существование многого. Он приводил доводы, от- рицающие движение, указывающие на то, что оно проти- воречиво и, следовательно, не существует. Элеаты — авторы первых логических задач и мыслен- ных экспериментов. Они во многом опередили аристотелев- ские упражнения в логике. Пифагор и пифагорейцы — создатели количествен- ной концепции бытия. “Все — есть число”, — утверждал Пифагор (около 580—500 гг. до н. э.). Все количественно определено, т. е. любой предмет не только качественно, но и количественно определен (или иначе: каждому качеству соответствует свое количество). Это стало величайшим от- крытием. Вся экспериментирующая и наблюдающая наука опирается на это положение. Неслучаен тот факт, что имен- но эксперимент с музыкальными струнами (один из первых в истории науки) привел к открытию, которое укрепляло веру Пифагора во всемогущество чисел, подтверждало принцип зависимости качества от количества. 31 Нельзя не отметить и негативную сторону пифагорей- ского учения, выражавшуюся в абсолютизации количества, числа. На основе этой абсолютизации выросли пифагорей- ский математический символизм и полная суеверий мисти- ка чисел, которая сочеталась с верой в переселение душ. Пифагор был основателем первого сообщества фило- софов-математиков-ученых — Пифагорейского союза. Этот Союз стал прообразом Платоновской Академии. Пифагор считается изобретателем термина “филосо- фия”. Мы можем быть только любителями мудрости, а не мудрецами (таковыми могут быть только боги). Таким отно- шением к мудрости философы как бы оставляли открытой дверь для творчества нового (для познания и изобрете- ния). Эмпедокл из Агригента (о. Сицилия, ок. 490—430 гг. до н. э.) выдвинул учение о четырех стихиях, элементах мира (земле, воде, воздухе, огне) и двух силах, соединяю- щих и разъединяющих их (дружбе и вражде). Анаксагор (ок. 500—428 гг. до н. э.) — первый афинский философ. Известен своим учением о гомеомериях, подоб- ночастных — семенах мира, которые, смешиваясь в разных пропорциях, образуют все многообразие вещей и явлений. Анаксагор выдвинул тезис: “Все из всего” (“Все во всем и все из всего выделяется”). Демокрит (460—371 гг. до н. э.) — величайший мате- риалист, первый энциклопедический ум Древней Греции. Полагал, что все состоит из атомов (неделимых частиц) и пустоты (последняя — условие движения). Даже мысль он представлял как совокупность особо тонких невидимых ато- мов. Мысль, по Демокриту, не может существовать без материального носителя, дух не может существовать не- зависимо от материи. От Демокрита до нас дошло много умных мыслей. Вот некоторые: “Мудрость приносит следующие три плода: дар хорошо мыслить, хорошо говорить и хорошо поступать”; “Глупцы стремятся к выгодам, доставляемым счастливым 32 случаем, знающие же ценность таких выгод стремятся к выгодам, доставляемым мудростью”; “Мужество делает нич- тожными удары судьбы”; “У кого характер упорядочен, у тех и жизнь благоустроена”; “Мудрому человеку вся земля открыта. Ибо хорошей душе отечество — весь мир”. Жизнь Демокрита поучительна преданностью духу по- знания. Философ заявлял, что одно причинное объяснение он предпочитает обладанию персидским престолом. Софисты. Слово “софист” не имело вначале отрица- тельного значения. Софистом был человек, философ, кото- рый добывал средства к существованию, передавая моло- дым людям определенные знания, которые, как тогда ду- мали, могли быть им полезны в практической жизни. Самый известный софист — Протагор. Он учил за воз- награждение “всякого, кто жаждал практического успеха и более высокой духовной культуры” (E. Zeller). Протагор больше всего известен своим тезисом: “Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и не су- ществующих, что они не существуют”. При всей своей спор- ности, а, может быть, благодаря ей, этот тезис сыграл ог- ромную роль в дальнейшем осмыслении фундаментальных философских проблем. Наверное, сам Протагор не подо- зревал, какое богатство идей содержит его тезис. 2.4. Сократ Сократ (469—399 гг. до н. э.) — одна из самых ярких фигур в истории фило- софии. Многие считают его олицетворе- нием философа. Он не записывал свои мысли, а выступал-беседовал на улицах и площадях Афин. У него было много учеников. Самый знаменитый — Платон. Учение Сократа знаменует собой по- ворот от размышлений о мире, космосе, природе (объективизма натурфилософов) 33 к размышлениям исключительно о человеке и обществе, в котором человек живет (к субъективизму антропологии), от материализма к идеализму. С точки зрения Сократа, строение мира, природа ве- щей непознаваемы; знать мы можем только самих себя. “По- знай самого себя”, — любимый девиз Сократа. Высшая за- дача философии не теоретическая, а практическая: искус- ство жить. Знание, по Сократу, есть мысль, понятие об общем. Раскрываются понятия через определения, а обоб- щаются через индукцию. Сам Сократ дал образцы опреде- ления и обобщения этических понятий (например, доблес- ти, справедливости). Определению понятия предшествова- ла беседа, в ходе которой собеседник рядом последователь- ных вопросов изобличается в противоречиях. Раскрытием противоречий устраняется мнимое знание, а беспокойство, в которое при этом ввергается ум, побуждает мысль к по- искам подлинной истины. Свои приемы исследования Сократ сравнивал с искусством повивальной бабки (“майевтикой”), а его метод вопросов, предполагающий критическое отно- шение к догматическим утверждениям, получил название сократовской “иронии”. Майевтика (букв. повивальное ис- кусство) — предложенное Сократом искусство извлекать скрытое в человеке знание с помощью наводящих вопро- сов. Сократ выдвинул своеобразный принцип познаватель- ной скромности: “Я знаю, что ничего не знаю” (сравн. Ол- котт: “Пребывать в неведении относительно собственной невежественности — такова болезнь невежд”; Дж. Бруно: “Тот вдвойне слеп, кто не видит своей слепоты; в этом и состоит отличие прозорливо-прилежных людей от невеже- ственных ленивцев”.) Известно еще такое высказывание Сократа: “Нужно есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть”. Мое возражение: нет ничего плохого в том, чтобы есть ради того, чтобы есть, и жить отчасти для того, чтобы есть. В этом высказы- 34 вании Сократа — начало идеализма и холизма 1 . Получает- ся, целое важнее части; часть однозначно должна подчи- няться целому. (Целое — жизнь, часть — питание.) С та- ким пониманием жизни можно далеко уйти. Ближе к исти- не другая формула: “Человек есть то, что он ест”. 2.5. Платон Платон (427—347 гг. до н. э.) — один из самых известных философов древности. В этом с ним конкурировал только Арис- тотель, его же ученик. Последний многим был обязан Платону, хотя и критиковал его. От Аристотеля дошло выражение: “Пла- тон мне друг, но истина дороже”. Сочине- ния Платона в большинстве своем написа- ны в форме диалога. Счастлива была их судьба; почти все они дошли до нас. Настоящее имя Платона — Аристокл. Имя “Платон” (Platos по-греч. — широкий) было дано ему за атлетичес- кое телосложение (высокий рост, широкие плечи). Он был великолепным гимнастом и отличался в таких видах спорта, как борьба и верховая езда. Есть сведения, что за успехи в борьбе он получил первую премию на Истмийских и Пи- фийских играх. Платон уважал физическую культуру, при- том, что был идеалистом до мозга костей. Он известен прежде всего своим учением об идеях и учением об идеальном государстве. В учении об идеях Платон исходил из того, что чело- век в своей созидательной деятельности идет от идей к ве- щам (сначала идеи как образцы, затем вещи, воплощаю- щие их), что в голове человека возникает много идей, ко- торые не имеют материального воплощения, и неизвестно, 1 Холизм (холос — целое) — концепция, утверждающая абсолютный при- мат целого над частями. 35 получат ли они это воплощение когда-нибудь. Эти факты интерпретировались им следующим образом: идеи как та- ковые существуют независимо от материи в некотором осо- бом мире и являются образцами для вещей. Вещи возника- ют на основе этих идей. Истинным, действительным явля- ется мир идей, а мир вещей — тень, нечто менее суще- ствующее (т. е. максимальным бытием обладают идеи, а мир вещей — нечто малосуществующее, т. е. изменяющееся, исчезающее). Идея в голове человека — это как бы акт вос- поминания о мире идей. Последователи Платона, так называемые неоплатони- ки, придумали целую иерархию понятий (от самого абст- рактного-общего, обладающего наибольшим бытием, до самого конкретного-частного-единичного, обозначающего конкретную вещь, ничтожную, исчезающе малую в смысле существования). В теории идеального государства Платон отобразил эту умственную иерархию. Согласно указанной теории челове- ческое общество в лице государства довлеет над отдельной личностью. Личность считается чем-то ничтожным по от- ношению к обществу-государству. От Платона тянется нить к тоталитарным идеологиям, нацистской и коммунистиче- ской, в которых человек рассматривается только как час- тица целого, как нечто, которое целиком должно подчи- няться целому. Для объяснения своих взглядов Платон приводил такой образ: мы, люди, находимся в пещере и не видим дневного света, как не видим и того, что делается за пределами пещеры. Но откуда-то идет свет, отражаясь на стене, и по этой стене ходят тени. Мир вещей — это тени, которые мы непосредственно видим, а мир идей — то, что нахо- дится за пределами пещеры. Так Платон объяснял свою те- орию идей. Он был прав, когда отделял идеи от вещей, духовное от материального и даже противопоставлял их. Правда, он слишком абсолютизировал это противопостав- ление. В какой-то мере понять его можно: на раннем этапе развития философской и человеческой мысли людям непро- 36 сто было выразить эти противоречия жизни — грубо об- рубая одно, они абсолютизируют другое. Для Платона об- щее — важнее, истиннее, реальнее частного, единичного. Он почти буквально понимал общность имущества, считая, что даже жены должны быть общими. Он также считал, что люди должны жить большими группами-коммунами. Все социалисты, коммунисты последующих веков черпали ос- новные идеи у Платона. Негативная сторона платоновского идеализма: прини- жение телесного, физического по сравнению с духовным, представление тела как темницы души и, в конечном сче- те, принижение жизни по сравнению со смертью. Критикуя Платона, нельзя в то же время не отме- тить, что он высказал много драгоценных мыслей-идей о поведении человека, о любви, творчестве, бессмертии, в частности, выдвинул весьма перспективную теорию твор- чества, сравнив его с рождением-воспитанием человека, с любовью (см. диалог “Пир”). Согласно Платону любовь и твор- чество — начала жизни; все сводится к ним. Они делают человека бессмертным: любовь — через продолжение рода; творчество — благодаря открытиям, изобретениям, искус- ству, архитектуре. Платон основал первую философскую школу, которая на- зывалась Академией. Она просуществовала почти тысячу лет. 2.6. Аристотель Аристотель (384—322 гг. до н. э.) — ученик Платона, впоследствии основал свою школу, которая называлась Ликей (в латинской транскрипции — Лицей). Если Платон был идеалистом, художе- ственной натурой, то Аристотель сов- сем иного типа — исследователь, кото- рый методично разрабатывал основные отрасли знания. 37 Аристотеля отличала не только любовь к деталям (скру- пулезность), но и систематичность. Практически каждое его сочинение положило начало новым наукам (соч. “О живот- ных” — зоологии, соч. “О душе” — психологии и т. д.). Аристотель — отец логики (и сейчас ее порой назы- вают аристотелевской). Он выявил основные правила логиче- ского мышления, сформулировав их в виде законов логи- ки, исследовал формы логического мышления (рассужде- ния): понятие, суждение, умозаключение, доказательство, опровержение. Аристотель был создателем учения о категориях, ос- новных философских понятиях; им была разработана пер- вая категориальная картина мира (“система” категорий). Главное его сочинение — “Метафизика” — как раз посвя- щено этой теме. Аристотель выступил с критикой теории идей Плато- на, считая, что идеи не могут существовать отдельно от вещей (идеи, по Аристотелю, не что иное, как формы ве- щей). Если вспомнить разграничение всех философов на материалистов и идеалистов, то можно сказать, что Ари- стотель фактически высказал основную мысль материализ- ма, т. е. что дух не может существовать вне материи (в противоположность Платону, который утверждал обрат- ное). Эта борьба двух направлений длится вот уже почти две с половиной тысячи лет: идеалисты выступают за то, что духовное — особая субстанция, существующая неза- висимо от материального и управляющая им; а материа- листы и близкие к ним философы утверждают, что иде- альное — продукт особым образом организованной материи и существует лишь в связи с материальным. Платон и Ари- стотель как бы воплощают эту борьбу указанных направле- ний мысли. В известной картине Рафаэля “Афинская шко- ла” Платон показывает на небо, а Аристотель — на землю. Аристотель критиковал платоновскую теорию идеаль- ного государства, выступал в защиту частной собственнос- 38 ти против опять же платоновской идеи общности имуще- ства. Фактически он был первым антикоммунистом. По его мнению, общее владение вызвало бы нерадивое отношение к работе и большие трудности при распределении ее пло- дов; каждый стремился бы получить лучшую и большую долю продуктов, но приложить меньшую долю труда, что приве- ло бы к ссорам и обману взамен дружбы и сотрудничества. Аристотель был вполне земным философом, не чураю- щимся самых житейских тем. Им разработана теория золо- той середины (нормы-меры). Он оставил после себя гигант- ское количество умных мыслей-высказываний. Вот некото- рые из них: “Ничто так не разрушает человека, как про- должительное физическое бездействие”; “Счастье есть бла- госостояние, соединенное с добродетелью”; “Ум заключает- ся не только в знании, но и в уменье прилагать знания на деле”. 2.7. Киники Антисфен (435—370 гг. до н. э.) — основатель кинизма, противник платоновских идей, отрицал реальность общего: “Лошадь я вижу, лошадности же не вижу”. Истинное зна- ние может быть только о единичном. Недовольный настоящим строем жизни, ее искусствен- ностью, испорченностью, он ищет спасения в возврате к изначальному, естественному состоянию. Внешним потреб- ностям и слабостям культурного человека он противопос- тавляет отсутствие потребностей, выносливость и мнимое здоровье зверей. Согласно учению Антисфена и его после- дователей культура не улучшает жизнь людей, а только осложняет ее. “Киник” (собака лат. — “циник”) происходит от слова “Киносарг”. Диоген из Синопа, живший в бочке, демонст- ративно принял эпитет “собака”. Слова “циник”, “цинизм” ведут свое происхождение от киников. Киники не только звали назад к природе, не только опрощались, но и пре- 39 небрегали вследствие этого многими правилами приличия, морали, считая их ненужными условностями. Киники породили традицию время от времени ругать культуру, отрицать благотворность ее достижений, отри- цать прогресс. Это и Жан-Жак Руссо с его призывом: “На- зад к природе!”, и наш Лев Толстой с его стремлением к опрощению, и некоторые нынешние (экстремистски настро- енные) экологи, гринписовцы (“гринпис” в переводе с анг- лийского — зеленый мир). 2.8. Древняя философия после Аристотеля Эпикур (341—270 гг. до н. э.) — философ-материалист, последователь Демокрита. Как и Демокрит он считал, что все состоит из атомов и пустоты, но, в отличие от Демок- рита, указывал на момент случайности в поведении атомов. Эпикур известен больше не как атомист, а как прак- тический философ, моралист. Он выдвинул теорию атарак- сии (безмятежности, невозмутимости), а также теорию ра- зумных наслаждений (то, что называют гедонизмом). Сам Эпикур не был гедонистом в настоящем смысле слова. Он признавал важность наслаждения, но одновременно счи- тал, что не нужно перебарщивать с наслаждениями, так как это ведет к страданиям. Эпикур высоко ценил дружбу, посвятил друзьям мно- го хороших строк в своих письмах к ним. Эпикурейство (или эпикуреизм) — от имени этого фи- лософа. Эпикуреец — человек, который наслаждается жиз- нью. Обычно эпикурейцам противопоставляют стоиков. Сам же Эпикур не был... эпикурейцем в указанном смысле. В главной идее своей практической философии — идее ата- раксии (безмятежности) — он, пожалуй, ближе к стоикам. Тем не менее проблемы морали Эпикур разрабатывал в 40 русле так называемой этики счастья (эвдемонизма: от эвде- мония — счастье). Стоики — оппоненты эпикурейцев. Если эпикурейцы радуются всем радостям жизни, то стоики настроены на волну полуаскетического, спартанского существования, го- товы мужественно переносить удары судьбы (отсюда выра- жение “стоический характер”). Проблемы морали они раз- рабатывали в русле этики долга (впоследствии это направ- ление этической мысли назвали деонтологизмом). Слова “сто- ицизм”, “стоический характер” благодаря стоикам вошли в плоть и кровь жизненной философии человечества. Родоначальник стоической философии — Зенон из Ки- тиона (336—264 гг. до н. э.). Самый известный философ-сто- ик — Сенека, живший в Риме в I в. н. э. Его сочинение “Нравственные письма к Луцилию” до сих пор читают мил- лионы людей как своего рода энциклопедию житейской муд- рости. Вот некоторые из его высказываний: “Трудно при- вести к добру нравоучением, легко примером”; “Без борь- бы и доблесть увядает”; “Пьянство есть добровольное су- масшествие”. Скептицизм — одно из основных философских направ- лений эллинистического периода Древней Греции (Пиррон, Энезидем, Секст Эмпирик и др.). Характерно название со- чинений Секста Эмпирика: “Против физиков”, “Против ло- гиков”, “Против ученых”. В последующем были отдельные философы-скептики, которые, однако, не создали своих школ (Мишель Монтень, Пьер Бейль, Давид Юм и некото- рые другие). 2.9. Философия Средневековья Средневековье — эпоха господства религиозного созна- ния. Философия в этот период была не чем иным, как слу- жанкой богословия, т. е. она занималась в основном тем, что обслуживала религиозную веру. Особенно это харак- 41 терно для такой проблемы, как доказательство бытия Бо- жия. Было много философских течений и идей, которыми по-своему богато Средневековье. Тем не менее фактом яв- ляется то, что это был упадок философской и научной мысли. Физически упадок выражался прежде всего в том, что в 529 г. н. э. император Юстиниан закрыл греческие фило- софские школы, объявив их языческими (не соответствую- щими христианскому миропониманию). А до этого в 391 г. были запрещены олимпийские игры. Итак, по Европе пронеслись цунами беспорядка-хаоса. Новые поколения европейцев постепенно забыли о дости- жениях античной культуры. Вот почему следующую за сред- невековьем эпоху назвали эпохой Возрождения. То, что в Средневековье философия была подчинена религии, яви- лось в своем роде самоотрицанием философии; ведь она возникла именно как свободная мысль, которая не связана никакими авторитетами и догмами. Первый выдающийся ум Средневековья — Августин Аврелий, прозванный Блаженным (354—430 гг. н. э., Се- верная Африка), один из отцов церкви. Главное его сочи- нение — “О граде Божием”. В этом сочинении он обосновал идею церкви как вселенской организации. Католическая цер- ковь была создана в соответствии с его идеями. Августин интересен тем, что, во-первых, он хотел объе- динить все народы не в государственном смысле (это было невозможно), а в миротворческом, во-вторых, он резко про- тивопоставлял духовное бытие человека физическому, раз- делив мирскую и церковную жизнь, всячески принизив и даже опорочив первую (но признавая, что она необходима для продолжения рода человеческого) и возвысив вторую, считая жизнь в церкви высшей жизнью. В этом втором слу- чае идеи Августина привели к своеобразному церковному тоталитаризму, доведенному до абсурда, особенно с появ- лением инквизиции и сжиганием на костре тысяч невинных людей. 42 Августин явился родоначальником платонизма в хрис- тианской философии. Христианский платонизм господство- вал в Европе вплоть до XIII в., когда был заменен христи- анским аристотелизмом Фомы Аквинского. Тезису Августина, повторенному Ансельмом Кентер- берийским : “Верю, чтобы понимать” (“Credo ut intelligam”), Пьер Абеляр противопоставил тезис: “Понимаю, чтобы ве- рить”. Ансельм требовал, чтобы разум формировался на основе веры. У Абеляра же разум — предварительное ус- ловие веры или должен удостоверить ее. Схоластика (IX—XV вв. н. э.) — средневековая “школь- ная философия”, представители которой пытались рацио- нально обосновать и систематизировать христианское ве- роучение. Для этого они использовали идеи античной фи- лософии (Платона и особенно Аристотеля). Схоластики аб- солютизировали книжное знание. Их споры часто были ото- рваны от реальных проблем жизни. Поэтому в последую- щем схоластику большей частью воспринимали отрицатель- но. Тем не менее в ее недрах высвечивалось много важных проблем. Так, схоласты дали своей дискуссией о природе общих понятий (универсалий) хороший материал последу- ющим поколениям философов и ученых для анализа про- блем языка и мышления. Участников дискуссии называли реалистами и номиналистами.Реалисты считали общее реальным, существующим в реальной действительности, что общим понятиям соответствует реально общее. Номи- налисты считали, что общие понятия — это всего лишь имена, названия вещей (nomin a в переводе на русский оз- начает “название”). Реалисты и номиналисты делятся на край- них и умеренных. Крайние реалисты утверждают, что об- щее не просто реально существует, но и управляет всем сущим, господствует над всем; оно существует отдельно от вещей, в каком-то отдельном мире, например, в уме Бога. Умеренные реалисты утверждают, что общее суще- ствует реально, но не отдельно от единичных вещей, а в них самих, и это общее осознается нами в виде общих по- 43 нятий. Фома Аквинский принадлежал к числу умеренных реалистов. Он — последователь философии Аристотеля, а Аристотель рассматривал идеи и вещи в неразрывной свя- зи друг с другом. Крайние номиналисты считали, что нет даже общих понятий. Все понятия — слова, а слова — лишь знаки, метки вещей. Такая точка зрения до сих пор распростране- на в англоязычных странах. Умеренные номиналисты признают общие понятия, но только в голове человека. Человек делает выводы — это свойство человеческого ума, а в самих же вещах общего нет. Номиналисты считают, что целое — лишь сумма час- тей. У них — детализированное, ситуативное мышление; они акцентируют внимание на деталях, частностях, ориен- тируются исключительно на конкретные ситуации. У реалистов одна беда — за лесом не видят деревьев, а у номиналистов другая, наоборот: за отдельными деревья- ми не видят леса. В социально-политической сфере номинализм оказался более конструктивным и успешным. Благодаря ему разви- вается западная либеральная демократия. А реализм спо- собствовал укреплению разных деспотий, развитию утопи- ческих движений тоталитарного типа. Последние привели в ХХ в. к попыткам установить тоталитарные режимы (на- ционал-социализм и коммунизм). Реализм и номинализм — средневековые формы идеа- лизма и материализма. Фома Аквинский (Thomas Aquin as, 1225—1274, Ита- лия) — вторая крупная фигура средневековой философии. До сих пор католическая церковь считает его своим круп- нейшим философом. Он был очень образованным ученым, богословом, философом. Выдающимся философом Фома стал во многом благодаря тому, что освоил наследие Аристоте- ля, приспособив его к нуждам католического вероучения. |