Главная страница
Навигация по странице:

  • 8.2. Качество

  • 8.3. Количество

  • Философия. Философия._Балашов Л.Е._2012 -612с. Учебник 4е издание, исправленное и дополненное Что такое философия


    Скачать 3.12 Mb.
    НазваниеУчебник 4е издание, исправленное и дополненное Что такое философия
    АнкорФилософия
    Дата25.06.2022
    Размер3.12 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаФилософия._Балашов Л.Е._2012 -612с.pdf
    ТипУчебник
    #615177
    страница7 из 35
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   35
    Глава 8. Материя
    8.1. Структура материи
    Некоторые философы считают вопрос о структуре ма- терии запретным для философов, объявляют метафизикой всякие попытки философски осмыслить ее структуру. По- зволительно, однако, спросить: если не философы, то кто же? Ученые-естественники? Но ведь они если и рассмат- ривают вопрос о структуре, строении материи, то лишь применительно к отдельным видам материи. Как целое не сводится к части или сумме частей, так и вопрос о струк- туре материи в целом не сводится к вопросу о строении отдельных, изучаемых естественными науками, видов ма- терии. Это хорошо видно на примере классификации ви- дов материи. Ни один ученый-естественник не занимается этим вопросом в полном объеме. Почему? Потому что он как специалист ограничен, и ограничен прежде всего рам- ками изучения природных форм материи. Человеческое об- щество ученый-естественник не включает, не имеет права включать в свою классификацию. Другое дело — философ.
    Он по определению является исследователем общих про- блем, так сказать, специалистом по общим проблемам.
    Философ просто обязан заниматься классификацией видов материи в полном объеме. Он, как правило, это и делает.
    Если ученый пытается осуществить полную классифика- цию видов материи, то он неизбежно скатывается либо на позиции редукционизма (высшие формы сводит к низшим),
    либо на позиции идеализма (разрывает пропасть между высшими и низшими формами или подчиняет низшие фор- мы высшим). Это происходит потому, что ученый судит

    137
    обо всем со своей узко профессиональной точки зрения.
    Если он физик, то живые организмы и человеческое обще- ство рассматривает так или иначе через призму физичес- ких форм материи. Напротив, ученые, занимающиеся изу- чением человеческого общества и слабо разбирающиеся в физике, химии, биологии, склонны абсолютизировать ка- чественное отличие социальных форм от природных. Лишь философ, зная понемногу обо всем, владея категориальной логикой и рассматривая все как бы с высоты птичьего по- лета, может дать уравновешенное представление о раз- личных видах материи.
    Профессиональная узость мешает ученым осмыслить структуру материи и в том плане, что они, даже если объе- динят свои усилия, могут претендовать на создание только фрагментарной, мозаичной картины материи. Материя в целом, как целое им недоступна.
    Таким образом, вопрос о структуре материи есть имен- но философский вопрос, и он не может быть перепоручен ученым.
    Теперь взглянем на данный вопрос с точки зрения внут- ренней проблематики философии, взаимоотношения ее соб- ственных категорий и понятий. Материя как философская категория и просто как категория мышления связана с дру- гими категориями и понятиями, включена в систему кате- горий. Это значит, что ее структура выражается в тех или иных категориях, понятиях. Мы говорим о телах и части- цах, об их целостности, структурированности, составлен- ности из частей, об их качественной и количественной оп- ределенности, о различных совокупностях тел и частиц. Мы проводим различие между неорганическими телами и жи- выми организмами. И т. д. и т. п. Все это — отражение в категориях и понятиях реальной структуры материи.
    Возникает вопрос: насколько адекватно эти категории и понятия отражают структуру материи. Если говорить об
    “элементной базе” материи, то, думается, на сегодняшний день человечество выработало достаточно категорий и по-

    138
    нятий, выражающих ее. Вопрос, следовательно, в том, как
    из отдельных “элементов” “собрать” целое, как воссоздать структуру материи. Ведь эти “элементы” материи до сих пор рассматриваются философами рядоположенно, в от- рыве друг от друга, в виде отдельных пар, групп катего- рий. Непосредственно к материи относят только “виды ма- терии”, тела, частицы, поля. А вот категории “целое”,
    “часть”, “элемент”, “структура”, “система”, “качество”,
    “количество”, “мера” и некоторые другие рассматривают- ся вне всякой связи с категорией материи, не осмыслива- ются как понятия, выражающие элементы структуры ма- терии. Это существенно обедняет философское понятие материи, а вопрос о строении материи волей-неволей сво- дится к вопросу о классификации изучаемых отдельными науками, т. е. эмпирически наблюдаемых, видов материи.
    Вообще получается “интересная” картина. С одной сторо- ны, материя выглядит бесструктурной, диффузной (в фи- лософском смысле) категорией. С другой, категории и поня- тия, призванные выражать структуру материи, оказыва- ются беспризорными, “висящими в воздухе”, этакими без- относительными, независимыми философскими, логическими категориями.
    Итак, ясно, что реальная структура материи должна выражаться в категориально-логической структуре мате- рии, т. е. в системе субкатегорий материи. Здесь мы подо- шли собственно к рассмотрению структуры материи.
    Стороны материи. Сторонами, т. е. ближайшими опре- делениями, материи являются качество и количество, объе- диненные в мере. Любое материальное образование имеет качественную и количественную стороны. В мире нет каче- ственно или количественно неопределенных образований.
    Но стороны — не виды. Что же является видами мате- рии и как виды относится к сторонам, т. е. к качеству и количеству?
    Виды материи. Обычно видами материи называют кон- кретные типы материальных объектов, изучаемые наука-

    139
    ми о природе. Это, однако, не более как эмпирически най- денные виды материи, притом не всей материи, а лишь наблюдаемой ее части. Философ, классифицируя подобные виды материи, лишь повторяет “зады” современных наук о природе вместо того, чтобы идти впереди их и указывать ориентиры в познании материи. Если говорить о видах ма- терии в философском, категориально-логическом смысле,
    то нужно идти прежде всего от диалектики взаимоотно- шения сторон материи, от “логики” материи, точнее, от
    “логики” ее членения, дифференциации. Эта “логика” под- сказывает, что виды материи различаются в первую оче- редь по степени целостности: с одной стороны, мы видим
    отдельные целостные образования, а, с другой, их неце-
    лостные совокупности; между теми и другими — целый спектр промежуточных форм. Отдельное целостное обра- зование — это тело. Нецелостная совокупность — группа,
    групповая материя. Промежуточные формы — мезомате-
    рия.
    Различие между телом и группой — не просто в сте- пени целостности. В них по-разному преломляются каче- ство и количество, являющиеся сторонами материи. Для тела акцент падает на качество. Для группы — на количе- ство. Диалектика сторон материи порождает диалектику ее видов. В этом и состоит “логика” материи, “логика” диффе- ренциации ее видов. Обобщенно говоря, диалектика сторон и видов лежит в основе структуры материи.
    Итак, различие между телом и группой обусловлено различным соотношением качества и количества. Это, так сказать, сущностное, категориальное различие. Эмпиричес- кое же различие между ними можно проследить на конк- ретных видах материи, изучаемых отдельными науками.
    Примерами тела и группы являются вещество и поле, твер- дое тело и газ, звезда и межзвездная туманность.
    Различие между телом и группой отчетливо проявля- ется в характере “поведения” этих видов материи. “Пове- дение” тела описывается динамическими законами, “пове-

    140
    дение” группы — статистическими закономерностями. В этом плане тело можно охарактеризовать как нестатистический ансамбль частиц, а группу — как статистический ансамбль.
    Тело представляет собой целое (систему), в котором части (элементы), как правило, разнородны и зависимы друг от друга, находятся в тесной связи друг с другом; “поведе- ние” частей тела вполне упорядочено относительно друг друга, “регулируется” внутренними противоречиями. Вме- сте части тела образуют структуру тела. Группа пред- ставляет собой совокупность однородных элементов, отно- сительно независимых друг от друга и находящихся в раз- личных столкновениях друг с другом. “Поведение” элемен- тов группы неупорядочено, хаотично, “регулируется” вне-
    шними противоречиями. Группа является бесструктурным
    образованием.
    Тело и группа — соотносительные виды материи. Вся- кому телу определенного типа соответствует группа этих тел. Примеры: вещество и поле, частица вещества (атом или молекула) и газ.
    Теперь о мезоматерии, промежуточном виде материи.
    Ясно, что в природе существуют конкретные формы мате- рии, которые носят промежуточный характер. Возьмем хотя бы жидкость. Она является промежуточным агрегатным со- стоянием — между твердым телом и газом. На уровне мик- рочастиц к промежуточным формам относятся самопроиз- вольно распадающиеся ядра тяжелых атомов. Не случайно ученые уподобляют их жидкой капле.
    Органические виды материи: организм и сообщество.
    Тело, мезоматерия и группа являются универсально-все- общими видами материи. За их пределами никаких других видов материи нет и быть не может. Логическое членение материи на указанные виды обусловлено, как уже говори- лось, диалектикой взаимоотношения ее сторон (качества и количества), и именно в силу этого оно является полным,
    исчерпывающим членением.

    141
    Все конкретные формы материи, изучаемые различ- ными науками, являются либо подвидами ее видов в от- дельности, либо объединяющими видами (осуществляющими органический синтез, взаимоопосредствование видов мате- рии). В последнем случае мы имеем дело с живыми орга-
    низмами и их сообществами. Это органические виды мате-
    рии. Наглядное представление о соотношении универсаль- но-всеобщих видов и органических видов материи дает таб- лица категорий (см. выше табл. 1).
    Итак, к органическим видам материи относятся орга-
    низм и сообщество. Частными видами “организма” являют- ся одноклеточный организм, растение, животное (особь,
    живое существо), человек. Частными видами “сообщества являются колония клеток, рой, стая, стадо, племя, род,
    народность, нация, семья, коллектив, социальная группа,
    общество.
    Приведенная выше классификация видов материи по- зволяет решить задачу категориального или, как еще го- ворят, сущностного, неэмпирического разграничения двух сфер природы и деления форм материи на низшие и выс- шие.
    Определив стороны и виды материи, можно теперь со- ставить полную картину категориальной структуры мате- рии. Этой цели служит диаграмма (структурная схема)
    категорииматерия” (см. выше табл. 1). Диаграмма в на- глядно-логической форме дает общее представление о структуре материи. Из диаграммы видно, что все “простран- ство” материи делят между собой, “заполняют” качество,
    мера и количество. Каждая из этих категорий имеет свое отдельное “пространство” субкатегорий. Виды материи
    (тело, мезоматерия, группа) образуют внутри “простран- ства” материи свое замкнутое “пространство”. Этим отме- чается, с одной стороны, подчиненность видов материи ее сторонам, их производность от последних, а, с другой, их относительная самостоятельность и взаимосвязь. Опреде- ленную смысловую нагрузку несет также расположение

    142
    видов материи по отношению к ее сторонам. Расположение тела и организма ближе к стороне качества указывает на их соответственность качеству. А расположение группы и сообщества ближе к стороне количества указывает на их соответственность количеству.
    В верхней части диаграммы (“пространства” материи)
    располагается субстанция. Эта категория занимает особое место в системе ближайших определений материи. Со сто- роны качества она выражает предел качественной общнос- ти, единства всех материальных реальностей. Со стороны количества она выражает предел бесконечности материи,
    т. е. ее абсолютную бесконечность. Таким образом, субстан- ция характеризует материю со стороны ее абсолютной,
    универсальной всеобщности и абсолютной, универсальной бесконечности. Она выражает общую, единую и бесконеч- ную основу всех материальных реальностей. Это положе- ние можно обернуть: в качестве субстанции материя выс- тупает всеобщей основой (матерью, первоосновой) всех ве- щей.
    Следует отметить одну важную особенность понятия суб- станции. Это понятие выражает момент единства в мате- рии, но не того единства, которое присуще каждому конк- ретному телу (в виде целого, целостности), а единства, при- сущего всей материи, материи в целом. Субстанциальность и целостность — разные понятия. Субстанциальное един- ство материи не исключает ее неединства, нецелостностно- сти. Материя едина и неедина, целостна и нецелостна.
    8.2. Качество
    До сих пор о качестве говорилось как о стороне мате- рии. Теперь заглянем внутрь него и осмотрим его “хозяй- ство”. Здесь, естественно, возникает вопрос о структуре качества, о системе субкатегорий (частных понятий, опре- делений), составляющих содержание категории “качество”.

    143
    Сторонами качества являются всеобщее и специфичес-
    кое. Общее и частное — промежуточные моменты, звенья качественной определенности. Таким образом, структура качества выражается прежде всего в тетради субкатего- рий:
    всеобщее — общее — частное — специфическое.
    Указанная тетрада субкатегорий обусловливает иерар-
    хию уровней внутри качественной определенности реаль- ных объектов. Уровни различаются по степени специфици- рования и общности — от самого конкретного уровня, со- ответствующего данному, единичному предмету, до само- го общего уровня, соответствующего абстракции материи вообще. Например, качество меди — это не только ее ка- чество как данного элемента, отличного от других элемен- тов; оно включает в себя и качество металла, поскольку медь является металлом, и качество химического элемен- та, поскольку медь является химическим элементом, и ка- чество вещества, поскольку медь является веществом, и качество материи, поскольку медь является материальным образованием.
    В самом деле: специфическое — то, что характеризует исключительно один данный объект; частное — то, что характеризует некоторые объекты (далеко не все, только часть объектов); общее — то, что характеризует не один,
    а два, либо несколько, либо многие, большинство объек- тов; всеобщее — то, что характеризует все объекты без исключения.
    Специфическое, частное, общее и всеобщее дают об- щую схему иерархии качественных уровней. Они как вер- стовые столбы отмечают основные пункты в этой иерар- хии.
    Внутри каждой из указанных категорий имеется своя градация уровней. Например, когда мы говорим об общем,

    144
    то нередко употребляем выражения “более общее” и “ме- нее общее”. Это, так сказать, непрерывно-количественная градация уровней. Иной пример градации дает категория всеобщего. Градация уровней внутри этой категории носит прерывно-количественный характер. Всеобщее в пределах одной качественной определенности выступает как частное в пределах другой, более общей качественной определен- ности. Например, для млекопитающих всеобщим призна- ком является кормление молоком. А для позвоночных жи- вотных, являющихся более широким классом животных,
    этот признак не является всеобщим. Всеобщие разного уров- ня соотносятся друг с другом примерно так же, как беско- нечный ряд четных чисел и бесконечный ряд натуральных чисел. Первый ряд, хотя и является “частью” второго, так же бесконечен, как и этот второй. Более того, указанные ряды равномощны, так как каждому элементу одного ряда соответствует элемент другого ряда. Разные всеобщие “ве- дут себя” подобным образом. Одно всеобщее может быть
    “частью” другого всеобщего и, тем не менее, оставаться всеобщим. Иерархия всеобщих разного уровня восходит как к своему пределу — к абстракции материи вообще. Все бо- лее и более “общие” всеобщие как бы теряются в дымке этой абстракции. Материя вообще является всеобщим всех всеобщих, универсально-всеобщим или всеобщим универ- сумом.
    Иерархия качественных уровней предполагает как от- граниченность, разнообразие, многообразие предметов, так и их связь, общность, единообразие. Ниже дана диаграмма
    (структурная схема) категории “качество” (рис. 5). Су- ществование качеств различной степени общности обнару- живает относительность различия качества и количества. Ка- чественные различия на одном уровне выступают как коли- чественные на другом, более общем уровне. Это позволяет измерять и соизмерять качественно различные объекты.

    145
    Качество и количество
    — взаимопроникающие противоположности. В ка- чественных определениях необходимо присутствует количественный момент.
    Так, мы говорим о каче- ствах различной степени
    общности. Мы говорим так- же о качественном много- образии реальных объек- тов.
    8.3. Количество
    В структуре материи количество занимает такое же место, как и качество. Оно является ближайшим определе- нием, стороной материи, соотносительной с качеством.
    Количество нельзя рассматривать как не-каче- ство, т. е. нельзя изобра- жать отношения качества и количества в смысле про- стого отрицания, по прин- ципу “А и не-А”.
    Количество и качество противоположны друг дру- гу как стороны материи и в то же время суть одно,
    поскольку их общей осно- вой, носителем является
    материя (см. диаграмму
    (структурную схему) ка-
    ?????
    -

    ???????
    ?????
    (
    ???
    )
    (
    ??????????
    ) —
    ???????
    ???????-

    (
    ??????????????
    )
    ??????
    ????????
    ?
    ? ?
    ?????????????
    ???
    Рис. 5. Диаграмма (структурная схема) категории “КАЧЕСТВО”
    ???????????
    (????????, ???????)
    ??????????-
    ??????
    (
    c???????
    )
    ????????- ????????
    ???
    [
    ??????????
    ]
    [
    ?????????
    ]
    ??????????
    [?????????, ?????]
    Рис. 6. Диаграмма (структурная схема) категории “КОЛИЧЕСТВО”

    146
    тегории “количество” (рис. 6). Из этой диаграммы видно,
    что сторонами или моментами количества являются, во- первых, бесконечное и конечное и, во-вторых, непрерыв- ное и дискретное. Отсюда следуют два “внутренних” (струк- турообразующих) определения категории:
    1. Количество есть единство бесконечного и конечного.
    2. Количество есть единство непрерывного и дискрет-
    ного.
    Эти определения количества выражают разные аспек- ты категории. Они дополняют друг друга. Между ними име- ется определенное соответствие. Бесконечное соответ- ственно непрерывному. Конечное — дискретному. В самом деле, непрерывное или континуальное таит в себе беско- нечность. Мысленно его можно делить на сколько угодно частей, до бесконечности. С другой стороны, бесконечное по своей природе континуально. Круг, являющийся обра- зом бесконечности, образован непрерывной линией, не от- резком линии, а именно нигде не прерывающейся линией.
    Диcкретное делимо лишь до определенного предела,
    значит, оно конечно. Иными словами, дискретное есть вза-
    имоконечное, т. е. взаимоопределение, взаимоограничение,
    взаимооконечивание конечных. Одно ограничивает, оконе- чивает другое; это другое делает конечным третье и так далее. Ряд оконечивающих друг друга конечных есть как раз дискретное. Или, по-другому, всякое дискретное — это cоcущеcтвующие или следующие друг за другом конечные.
    Для каждого конечного должно быть другое конечное. Они
    вместе и в то же время разделены. Разделенность конеч- ных и есть прерывность, дискретность.
    Структура количества аналогична структуре качества.
    Бесконечное и конечное соответственны всеобщему и спе- цифическому. Чем в сфере качества является всеобщее,
    тем в сфере количества — бесконечное. Всеобщее есть качественное выражение бесконечного. Бесконечное есть ко- личественное выражение всеобщего. То же можно сказать о специфическом и конечном.

    147
    Стороны количества: конечное и бесконечное. Филосо- фы и ученые всегда пытались осмыслить конечное и беско- нечное в аспекте субординации категорий, подчиненности их какой-то одной категории. Чаще всего они относили их к категории количества, рассматривали как количествен- ные определения.
    Моменты количества: дискретное и непрерывное. То,
    что дискретное и непрерывное — ближайшие определе- ния, моменты количества, было известно давно, со времен
    Аристотеля, т. е. с тех пор, как категория количества стала предметом философской рефлексии.
    Реальное количество не существует иначе, как диск- ретное и непрерывное, в виде множества, числа, величи- ны, степени. Процедура счета фиксирует дискретное коли- чество, процедура измерения — непрерывное количество.
    Чисто количественный вопрос “сколько?” задается именно по отношению к дискретному количеству. Другой чисто ко- личественный вопрос — “в какой степени?” — задается обыч- но по отношению к непрерывному количеству. Количествен- ные отношения “больше”, “меньше”, “равно” имеют реаль- ный смысл лишь в операциях сравнения, базирующихся на учете (совместном использовании) дискретной и непрерыв- ной составляющих количества.
    Что же такое дискретное и непрерывное как моменты количества? Ясно, что это не виды количества. Всякое ре-
    альное количество есть некоторая количественная целост- ность, целокупность, которая существует только благода- ря единству дискретного и непрерывного. Последние — сто- роны, “части” количества. Как нельзя представить реку без двух берегов, атом без электронной оболочки и ядра, так и количественную определенность нельзя представить без дис- кретной и непрерывной составляющих. Только в мыслях, в абстракции можно представить чисто дискретное или чис- то непрерывное количество.
    А что же является видами количества? Можно ли гово- рить о разных видах количества? Можно и нужно! Совер-

    148
    шенно очевидно, что реальное количество бывает разным и, следовательно, его можно классифицировать по видам.
    В самом деле, мы можем наблюдать, с одной стороны,
    реальные совокупности, множества разрозненных тел (на- пример, груду камней, множество деревьев, звезд на небе,
    толпу людей), а, с другой, реальные величины отдельных тел, представляющие собой некоторую нераздельную (не- прерывную) количественную определенность (величину от- дельного камня, размеры отдельного дерева, степень яр- кости отдельной звезды, рост отдельного человека). Между этими крайними видами количества (множеством и величи- ной) — целый спектр промежуточных, переходных видов.
    Различие между указанными видами количества — не выдумка людей, не плод абстрагирующей способности их мышления. Эти виды на самом деле существуют как реаль- ные виды количества. Когда мы режем батон хлеба на от- дельные куски, то осуществляем совершенно реальную операцию, преобразующую непрерывное количество цело- го батона в дискретное множество отдельных кусков хлеба.
    Когда мы с помощью горячего прессования превращаем ме- таллический порошок в сплошной металл, то осуществля- ем операцию преобразования дискретного количества, мно- жества металлических частичек в непрерывное количество цельного металлического изделия. Чтобы преобразовать ре- альную величину в реальное множество и наоборот, нуж- ны порой значительные усилия или особые условия. Тако- вы, например, ядерные реакции распада и синтеза. С точки зрения количества реакции являются не чем иным, как фор- мами преобразования одного вида количества в другой (в случае распада — величины в множество; в случае синте- за — множества в величину).
    Поскольку всякое количество — единство дискретного и непрерывного, постольку разные виды количества обра- зуются не иначе как в результате различных сочетаний
    этих сторон количества. В множестве преобладает диск- ретная составляющая; это — дискретно-непрерывное ко-

    149
    личество. В величине преобладает непрерывная составляю- щая; это — непрерывно-дискретное количество. Таковы
    реальные множество и величина.
    Реальное множество не является чисто дискретным количеством. Оно всегда есть некоторая целокупность эле- ментов, а, значит, некоторая непрерывность. Множество не было бы множеством, если бы составляющие его эле- менты были абсолютно разделены, отделены друг от друга как нечто чисто прерывное. Ведь в этом случае его нельзя было бы отделить, отграничить от других множеств. Дей- ствительность же такова, что реальные множества отде- лены друг от друга и в гораздо большей степени, чем эле- менты самих множеств. Например, груды камней, лесные массивы, газовые оболочки Земли и Венеры. В случае, если множества не отделены друг от друга в большей степени,
    чем элементы внутри них, происходит неизбежное смеше- ние этих множеств (например, диффузия газов) и образу- ется одно множество.
    Так же и реальная величина не является чисто непре- рывным количеством. Дело в том, что о большей или мень- шей величине можно говорить лишь по отношению к дру-
    гим величинам. А это значит, что мы должны выйти за рам- ки данной величины, прервать непрерывное, чтобы опре- делить его значение (величину). Реальная величина не яв- ляется абсолютно непрерывной и в том смысле, что ее всегда
    (в принципе) можно разделить, раздробить, рассечь, по- скольку она — величина целого, которое по определению состоит из частей.
    Следует, однако, иметь в виду, что “множество” и “ве- личина” служат не только для обозначения реальных ви- дов количества. В математике и других науках они исполь- зуются для выражения отвлеченных понятий, специфичес- ких абстракций. Математическое понятие величины по со- держанию гораздо эже общего понятия величины. Так же и понятие множества, используемое в теоретико-множе- ственной математике, имеет ограниченное, специфическое

    150
    содержание, определяемое системой аксиом Цермело-Френ- келя. Соотношение общих (или философских) понятий ве- личины и множества и конкретно-научных понятий величи- ны и множества — особая проблема. Смешивать эти два типа понятий ни в коем случае нельзя. По сравнению со вторыми первые неизмеримо богаче по содержанию, хотя и менее определенны, точны. Первые отражают все беско- нечное многообразие реальных величин и множеств, дан- ное в человеческом опыте, известное человеку и еще неиз- вестное. Вторые отражают лишь какие-то аспекты реаль- ных величин и множеств в рамках тех или иных теорети- ческих конструкций. Конкретно-научные понятия величины и множества могут лишь асимптотически приближаться по содержанию к философским понятиям величины и множе- ства, никогда не сливаясь с ними.
    К видам количества относятся также число и степень.
    В числе преобладает дискретная составляющая количества,
    а в степени — непрерывная составляющая.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   35


    написать администратору сайта