Философия. Философия._Балашов Л.Е._2012 -612с. Учебник 4е издание, исправленное и дополненное Что такое философия
Скачать 3.12 Mb.
|
Глава 9. Движение 9.1. Общая характеристика движения Движение, как и материя, имеет сложную категори- ально-логическую структуру, выражается в системе суб- категорий. Очень важно для уяснения категориальной сущности движения, с одной стороны, понимать его достаточно ши- роко, всеобъемлюще, а, с другой, не допускать его расши- рительного толкования (о чем говорилось в разделе “Ма- терия и движение”). Пример узкой трактовки движения: понимание его как пространственного перемещения. Эта точка зрения давно уже оставлена большинством философов. Другим примером узкой трактовки движения является понимание его как изменения вообще (Ф. Энгельс). Эта трак- товка кажется на первый взгляд достаточно широкой. Она во всяком случае шире понимания движения как простран- ственного перемещения. Но вот вопрос: куда мы денем по- кой, сохранение? Эти понятия соотносительны перемеще- нию и изменению. Перемещение как категориальное опре- деление обременено своей противоположностью — поко- ем, а изменение — сохранением. Перемещение-покой и из- менение-сохранение составляют единые категориальные пары, категориальные блоки. Мы не можем вырывать пе- ремещение из подсистемы “перемещение-покой”, а изме- нение из подсистемы “изменение-сохранение” и рассматри- вать их отдельно, как определения движения. Это было бы нарушением категориальной логики. 176 Из диаграммы категории “движение” (см. выше табл. 1 на стр. 130) видно, что сторонами, т. е. ближайшими к дви- жению определениями, являются пространство и время. Отсюда “внутреннее” определение категории таково: Движение есть единство пространства и времени. Это определение вытекает из всей совокупности пред- ставлений, связанных с категориальной картиной мира. Дви- жение не может быть вне пространства и времени. С дру- гой стороны, пространство и время действительны лишь в движении. Чем для материи являются качество и количе- ство, тем для движения являются пространство и время. Из положения, что лишь в движении пространство и время действительны, следует, что реальные простран- ство и время нельзя рассматривать как рядоположенные движению. Они — моменты, стороны движения, которое является родительской категорией по отношению к ним. Всякий последовательно мыслящий человек должен при- нять одно из двух: либо то, что пространство и время — моменты, стороны движения, либо то, что они — формы бытия материи наряду с движением. Я принимаю первую точку зрении и считаю, что у материи достаточно своих собственных определений и она вполне может “отдать” дви- жению пространство и время. Богу богово, а кесарю кеса- рево. Материи материево, а движению движениево! Если пространство и время являются сторонами дви- жения, то значит видами движения должны быть такие, в которых обнаруживается различие пространства и време- ни, т. е. в которых последние “преломляются” по-разному. И действительно, такие виды есть. Это прежде всего — перемещение и изменение. Интересно отметить, что в истории человеческой мыс- ли наблюдаются две крайности в понимании движения, свя- занные с абсолютизацией каждого из указанных видов дви- жения в отдельности. Одни философы и ученые рассматри- вали движение преимущественно или только как простран- 177 ственное перемещение (атомисты, Декарт, Спиноза, Гоббс, Гассенди, Локк). Другие рассматривали движение как те- чение во времени, изменение, длительность, временнуй поток (А. Бергсон). Сторонники концепции движения в пространстве в от- дельных случаях заходили так далеко, что допускали воз- можность движения вне времени. Это можно видеть на при- мере того, как философы и ученые понимали распростра- нение света. Пока О. Ремер в 1676 г., а Д. Брэдли в 1738 г. не установили, что свет имеет конечную скорость распрост- ранения, до тех пор многие считали, что свет распростра- няется мгновенно, т. е. для его распространения не нужно времени. Приведенный пример весьма поучителен. Он показыва- ет, как важна правильная мировоззренческая и методоло- гическая ориентация. Ведь если бы философы и ученые с самого начала стояли на том, что всякое движение есть единство пространства и времени, то они ни минуты не сомневались бы, что свет распространяется с конечной ско- ростью, что он перемещается в пространстве в течение какого-то времени. Отсюда не были бы сильно осложнены исследования Декарта и Ферма по геометрической оптике. И признание теории Ремера пришло бы, как минимум, на 50 лет раньше. Методологические ошибки, как видим, до- рого обходятся человечеству. Приведенный пример поучителен и в том плане, что он показывает необходимость системного представления категорий. Не какие-то обрывки связей категорий (в дан- ном случае — движения и пространства), а система катего- рий в полном ее объеме должна лежать в основе осмыс- ленного подхода к изучению и освоению мира. Некоторым философам может показаться искусственным деление дви- жения на два вида: перемещение и изменение, т. е. движе- ние в пространстве и движение во времени. В самом деле, различие между ними не так явно, как различие между пространством и временем. Более того, всякое изменение 178 материального объекта сопровождается перемещением его частей или частиц, и, наоборот, всякое перемещение ма- териального объекта означает то или иное изменение сис- темы объектов, в которой он является частью или части- цей. Как видим, отношение перемещения и изменения вза- имно. Одно без другого невозможно. И тем не менее я ут- верждаю, что это два разных вида движения. Из того, что одно неразрывно связано с другим, не вытекает, что меж- ду ними нет никакого различия. Например, мужчина не может существовать без женщины, а женщина — без муж- чины (иначе жизнь прекратилась бы). Тем не менее мужчи- на и женщина не просто различные, а противоположные в половом отношении люди. До сих пор я говорил о “движении в пространстве” и “движении во времени” в основном как о перемещении, в первом случае, и изменении, во втором случае. На самом деле эти понятия не совпадают. “Движение в простран- стве” — целокупность моментов перемещения и покоя. “Движение во времени” — целокупность моментов измене- ния и сохранения. Было бы ошибкой представлять движение только как перемещение или изменение. От этой ошибки — один шаг к абсолютизации текучести, изменчивости и недо- оценке покоя, сохранения, устойчивости. Почему сохранение и покой относятся к движению, хотя по видимости они не представляют собой движения, изме- нения? Дело в том, что изменение и сохранение, переме- щение и покой — родственные категории и в качестве та- ковых они имеют общий корень. Этим корнем, родитель- ской категорией, обнимающей указанные противоположные определения, может быть только движение. В итоге обра- зуется целостная подсистема категорий, во главе которой стоит “движение”. Если использовать понятия прямого и обратного изменения (а в природе все процессы состоят по существу из прямых и/или обратных изменений), то нетрудно увидеть, что сохранение — это тоже измене- ние, вернее, взаимопереход прямых и обратных изменений. 179 Собственно изменение, в таком случае, можно интерпре- тировать как прямое или обратное изменение или как про- цесс, в котором преобладают прямые или обратные изме- нения. В сохранении ни одно из противоположных измене- ний не преобладает; поэтому в целом мы наблюдаем сохра- няющийся процесс. Те же рассуждения можно провести по отношению к перемещению и покою. В состоянии покоя противоположные перемещения уравновешивают друг друга. Особенно наглядно это видно на примере движения пла- нет вокруг Солнца. Благодаря движению по эллипсоидной орбите они то приближаются к нему, то удаляются а в целом находятся в состоянии относительного покоя, как бы привязаны к Солнцу, не падают на него и не “улетают” от него. Итак, универсально-всеобщими видами движения яв- ляются “движение в пространстве” (перемещение + покой) и “движение во времени” (изменение + сохранение). За их пределами никаких других видов движения нет и быть не может. Логическое членение движения на указанные виды обусловлено диалектикой взаимоотношения его сторон — пространства и времени, и именно в силу этого оно явля- ется полным, исчерпывающим членением. Все конкретные формы и типы движения, изучаемые различными науками, являются либо подвидами его видов в отдельности, либо объединяющими видами, осуществля- ющими органический синтез, взаимоопосредствование пе- ремещения и покоя (в рамках “движения в пространстве”) или изменения и сохранения (в рамках “движения во вре- мени”). К объединяющим видам относятся поведение и раз- витие. Поведение — сложное органическое движение в про- странстве, органическое единство (взаимоопосредствование) перемещения и покоя. Оно присуще живым организмам, существам, человеку, их сообществам. Перемещение и по- кой живых существ и человека коренным образом отлича- ются от перемещения и покоя неорганических тел. Во-пер- 180 вых, поведение живого существа органически соединяет перемещение и покой, в то время как в неорганическом мире они разделены. Если неорганическое тело перемеща- ется (движется), то о нем нельзя сказать, что оно покоит- ся, и, наоборот, если неорганическое тело покоится (на- пример, камень на земле), то оно не перемещается (не движется). Поведение живого существа складывается из моментов перемещения и моментов покоя. Например, заяц, убегая, скрываясь от волка, не обязательно перемещается (бежит, скачет); он также делает остановки, замирает, при- слушивается, оценивает обстановку, т. е. как-то ведет себя. Эти “остановки”, т. е. пребывание в покое, органично вхо- дят в поведение зайца, в основе которого лежит стремле- ние спастись от преследования волка. Или возьмем такую сложную форму поведения, как танец человека. Это целый комплекс поступательных, круговых, вращательных дви- жений, остановок, ускорений и замедлений. Развитие — сложное органическое движение во вре- мени, органическое единство (взаимоопосредствование) из- менения и сохранения. Развитию соответствуют в подсистеме “виды материи” организм и сообщество, в подсистеме “качество” — инди- видуальное и типическое, в подсистеме “мера” — норма, в подсистеме “противоречие” — сложное противоречие, в подсистеме “становление” — деятельность, в подсисте- ме “возможность” — свобода, в подсистеме “действитель- ность” — сущность, в подсистеме “движение в простран- стве” — поведение и т. д. 9.2. Пространство Пространство — сторона движения, соотносительная с другой его стороной — временем. Пространство само по себе еще не есть движение. Только в единстве с временем оно становится движением. 181 С другой стороны, пространство не су- ществует вне един- ства с временем, т. е. вне движения. Та- ким образом, про- странство, рассмат- риваемое отдельно, — это всего лишь абстракция реально- го пространства. Структура про- странства выража- ется в системе оп- ределений, пред- ставленной на диаг- рамме (см. рис. 8). Пространство есть прежде всего единство протяжен- ности и расположения. Протяженность выражает непре- рывно-количественный аспект пространства. Расположение выражает дискретно-количественный аспект пространства. Этим аспектам пространства соответствуют длительность и порядок времени — аспекты времени. Протяженность делится на ограниченную и безгранич- ную. Ограниченная протяженность в разных аспектах ха- рактеризуется следующими понятиями: длина (ширина, глу- бина, высота, расстояние), площадь, объем. Единицами измерения протяженности являются метр, сантиметр, километр и т. д. Расположение есть различие и тождество мест. Мес- то играет такую же роль в системе пространственных суб- категорий, какую момент — в системе субкатегорий вре- мени. Различие мест выражается в понятии рядоположен- ности. Последняя — момент расположения. (Виды располо- жений и соответствующих им мест: левое-правое; верх- низ; спереди-сзади-сбоку; середина-край; центр-периферия; здесь-там; ближе-дальше; внутри-снаружи и т. д.) Рис. 8. Диаграмма (структурная схема) категории “ПРОСТРАНСТВО” (?????, ???????, ?????) (??????????????-???????) ????????????? ??????? ????????? -?????????? ????????? { ?????????- ?????????? ????????????? ????????? ? ?????????? } (? ? ? ?, ? ? ?) /?????????????, ?????? - [c?????, ?????? ] ??????-?????????? ???????????? / ???????????? [?????: ???????? -????, ?????? -?????, ???? -???, ????? -???] ?????????? 182 Место — ячейка пространства, где находится или со- вершается что-либо, откуда или куда движется что-либо. Слово “место” употребляется в самых различных контек- стах. Одно только перечисление различных употреблений слова показывает, сколь многообразно содержание катего- рии “место”. Далее, пространство есть единство симмет- рии и асимметрии. Это — второе определение простран- ства. Симметрии и асимметрии в системе субкатегорий вре- мени соответствуют обратимость и необратимость. В си- стеме субкатегорий движения во времени им соответствуют сохранение и изменение, в системе субкатегорий движения в пространстве — покой и перемещение. На диаграмме категории “пространство” в центральном круге представлены сложные органические формы про- странства, к числу которых относятся биологическое про- странство и человеческое (социальное) пространство. Пос- ледние еще очень мало изучены. Тем не менее ученые уже оперируют этими понятиями, признают их особый статус, несводимость к неорганическим формам пространства. Так, например, они активно используют понятие жизненного пространства. Это понятие получило широкую известность и пользовалось дурной славой благодаря идее fix немецких нацистов о необходимости расширения жизненного про- странства. Со времен Второй мировой войны утекло много воды. Ученые теперь прекрасно сознают научную значимость этого понятия. Биологи исследуют его на материале пове- дения животных. То же самое ученые делают при изуче- нии человеческого поведения. Они, в частности, выяснили, что каждому человеку необходим свой минимум жизненно- го пространства. Понятие жизненного пространства не исчерпывает всего содержания понятия человеческого пространства. Важное значение имеют также понятия внутренней среды челове- ческого организма и внутреннего мира человека как субъек- та, индивида, личности. 183 Понятие социального пространства, по-видимому, яв- ляется частным или зависит от понятия человеческого про- странства, поскольку общество не является особой реаль- ностью, стоящей над человеком, в которую последний вхо- дит как часть в целое. Общество есть реальность человечес- ких отношений. 9.3. Время Время — сторона движения, соотносительная с про- странством. Само по себе время еще не есть движение. Только в единстве с пространством оно становится движе- нием. С другой стороны, время не существует вне единства с пространством, т. е. вне движения. Отсюда следует, что время, рассматриваемое отдельно, — лишь абстракция реального времени. Время выра- жается в системе определений-по- нятий, представ- ленной на диаграм- ме (структурной схеме) — см. рис. 9. Прежде всего вре- мя есть единство длительности и порядка времени. Длительность вы- ражает непрерыв- но-количественный аспект, порядок времени — диск- р е т н о - к о л и ч е - ственный аспект времени. (???, ???, ???????, ???) (?????? — ??????????) ???????????? ????????????????? (?????????????????????? ??????????? ??????????? ? ?????????????) ????????????? («???? ???????») {«??????? ???????»} [«C????? ???????» ( ????? ?????????? {?????????????, ??????- [????? ??????? ?????????????? ??????, ?????????? ??????????????, ??????) ?????} ???????????? ?????????????? ??????] ??????? ??????? [???????????????-??????????????????] [??????; ???????-?????- ????-???????] Рис. 9. Диаграмма (структурная схема) категории “ВРЕМЯ” 184 Длительность делится на конечную (временное, пре- ходящее) и бесконечную (вечность, непреходящее, бессмер- тие). Конечная длительность характеризуется следующи- ми понятиями: миг, мгновение, секунда, минута, час, день, сутки, неделя, месяц, год, век, эра и т. д. Порядок времени есть тождество, различие и противо- положность моментов. Частным случаем порядка времени является последовательность. Последняя выражает толь- ко различие или противоположность моментов времени. Порядок времени или временной порядок включает по- мимо последовательности тождество, обратимость момен- тов времени (одновременность, одномоментность). Виды последовательности: “прошлое-настоящее-будущее”, “утро- день-вечер-ночь”, “весна-лето-осень-зима”, “детство- юность-зрелость-старость” и т. д. Момент — ячейка времени, в которой пребывает или совершается что-либо, откуда или куда изменяется что- либо. Момент — чисто временное понятие; в движении во времени (изменении и сохранении) ему соответствует со- стояние. Длительность и последовательность выражаются в по- нятии “течение времени”. Последнее означает переход от одного момента времени к другому. “Течению времени” в системе субкатегорий пространства соответствует путь (до- рога, траектория и т. п.). “Течение времени” не тождественно изменению. Пер- вое является абстракцией второго так же, как время яв- ляется абстракцией движения во времени или вообще дви- жения. Когда мы говорим: “Время не ждет” или “Время оста- новилось”, то этим выражаем объективный характер дви- жения во времени, что что-то изменяется или сохраняет- ся независимо от нашей воли и сознания. “Течение време- ни” или его “нетечение” указывает нам, что мы должны действовать, чтобы успеть “вовремя” или, напротив, не должны торопиться, “подгонять время”. “Течение време- 185 ни”, являясь абстракцией движения во времени, является также и абстракцией реального времени. Измеряемое се- кундой, минутой, часом, сутками, годом и т. п., оно явля- ется формальным, искусственным временем и служит лишь в качестве средства человеческой деятельности. Такое вре- мя характеризует некоторое абстрактное изменение, об- щее, ритмически однородное, на фоне которого происхо- дят реальные изменения или сохраняется что-то. Течение времени или формальное время есть не что иное, как сис- тема отсчета для всех реальных изменений, временных про- цессов, служащая для их сравнения (оценки их последова- тельности, одновременности, длительности, равномернос- ти и неравномерности). Реальное время для каждого ре- ального изменения свое, конкретное. Оно не является еди- ным, общим для всех реальных изменений. В этом смысле человек не может использовать в своей деятельности толь- ко такое реальное время. Ему нужно единое “мировое” время, равномерно и непрерывно текущее. Оно будет фор- мальным для почти всех реальных изменений, кроме одно- го: времени обращения Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси. Формальное время — это как деньги; на него можно все обменивать; с его помощью можно все сравнивать, оце- нивать. Формальное время — инструмент человеческой де- ятельности, подобно тому, как деньги — инструмент това- рообмена, экономических отношений производителей и по- требителей. Часы служат для измерения формального вре- мени (течения времени) и для относительного измерения реального времени. Из того факта, что формальное время равномерно и непрерывно течет в одном направлении, от прошлого че- рез настоящее к будущему, не следует, что реальное вре- мя реальных процессов так же равномерно и непрерывно течет от прошлого к будущему. Реальное время, как уста- новил А. Эйнштейн, может течь быстрее или медленнее в зависимости от скорости реальных изменений, а может и вообще не течь, как бы стоять на месте или быть обрати- мым. 186 Когда все время имеют дело с формальным временем в конкретных видах деятельности, то это порождает иллюзию тождества формального и реального времени. Последнему приписываются, навязываются свойства, черты формального времени, а именно: непрерывность, равномерность, заданный темп, необратимость (течение от прошлого к будущему). Здесь мы переходим ко второму “внутреннему” опре- делению времени: время есть единство обратимости и необратимости. Это определение соответствует определению простран- ства как единства симметрии и асимметрии. Реальное время столь же обратимо, сколь и необрати- мо. Оно протекает как бы в двух противоположных ипоста- сях: в виде обратимого и необратимого времени. Соответ- ственно ему и все процессы в неорганической природе де- лятся на обратимые и необратимые. Существование нео- братимых процессов делает невозможной абсолютную об- ратимость времени, а существование обратимых процессов делает невозможной абсолютную необратимость времени. В неорганической природе имеет место взаимовлияние обратимого и необратимого времени. В живой природе и человеческом обществе к этому взаимовлиянию прибавля- ется взаимоопосредствование противоположных “ипоста- сей” времени. В процессах развития и становления мы воо- чию видим органическое соединение, взаимоопосредствова- ние обратимости и необратимости. В этих процессах время имеет спиралевидную форму, соединяющую “стрелу вре- мени” и “круг времени”, ритмичность, обратимость времен- ного порядка. 9.4. Виды движения Движение в пространстве В диаграмме (структурной схеме) категории “движе- ние в пространстве” представлены четыре субкатегории: перемещение, покой, поведение, положение (см. рис. 10). 187 Перемещение и покой — противоположные виды или моменты движения в пространстве. В чистом, неопосредо- ванном виде они действуют в неорганической природе. Поведение — органический синтез, взаимоопосредство- вание перемещения и покоя. Эта категория действует в жи- вой природе и человеческом обществе. Положение — связующее звено между “движением в пространстве” и пространством; это нахождение матери- ального объекта в том или ином месте пространства. Отсюда “внутренние” определения перемеще- ния и покоя будут таки- ми: Покой есть пребыва- ние в одном и том же по- ложении. Перемещение есть переход из одного положе- ния в другое. Видов перемещения существует столько же, сколько пространствен- ных фигур. Шару, цилин- дру, конусу и им подоб- ным фигурам соответ- ствует вращательное движение. Кругу или эллипсу соответствует орбитальное движение. Прямой линии — прямолинейное, поступательное перемещение. Кривой ли- нии — криволинейное движение. Синусоиде — колебательно-поступательное движение (например, распространение волн). Спирали — вращатель- но-поступательное или орбитально-поступательное движе- ние (например, штопор — фигура высшего пилотажа) и т. д. ????????? ????? ????????? ?????? - ????? Рис. 10. Диаграмма (структурная схема) категории “движение в пространстве” 188 Перемещения различаются также по скорости, уско- рению и замедлению. Различия по скорости могут быть весь- ма значительными. В современной науке существуют даже две различные механики: механика медленных перемеще- ний (ньютоновская) и механика быстрых перемещений, срав- нимых со скоростью света (релятивистская). Скорость, ускорение и замедление — это межкатего- риальные понятия, объединяющие количество и движе- ние. Они характеризуют как перемещение, так и изменение. Понятиями, объединяющими перемещение и количе- ство (непрерывное), является приближение (сближение) и удаление. В системе субкатегорий изменения им соответ- ствуют увеличение и уменьшение. Очевидно, можно гово- рить и о таком понятии (виде перемещения), которое объе- диняет перемещение и качество. (В системе субкатегорий изменения ему должно соответствовать превращение — качественное изменение.) Таким понятием может быть ска- чок. Например, переход электрона в атоме с одной орбиты на другую носит характер скачка (при этом либо поглоща- ется, либо излучается порция энергии). Скачок — не то же самое, что приближение или удаление. Последние но- сят характер плавного, непрерывно-количественного пе- рехода (например, приближение планеты к Солнцу и уда- ление от него). Скачок в этом случае следует интерпрети- ровать как дискретно-количественное перемещение. Это уже второе понимание скачка. Поведение — сложное движение в пространстве, орга- ническое единство (взаимоопосредствование) перемещения и покоя. Оно присуще живым организмам, существам, че- ловеку, их сообществам. Перемещение и покой живых су- ществ и человека коренным образом отличаются от переме- щения и покоя неорганических тел. Во-первых, поведение живого существа органически соединяет перемещение и покой, в то время как в неорга- ническом мире они разделены. Если неорганическое тело перемещается (движется), то о нем нельзя сказать, что 189 оно покоится, и, наоборот, если неорганическое тело по- коится (например, камень на земле), то оно не перемеща- ется (не движется). Поведение живого существа складыва- ется из моментов перемещения и моментов покоя. Напри- мер, заяц, убегая, скрываясь от волка, не обязательно перемещается (бежит, скачет), он также делает останов- ки, замирает, прислушивается, оценивает обстановку, т. е. как-то ведет себя. Эти “остановки”, т. е. пребывания в по- кое, органично входят в поведение зайца, в основе которо- го лежит стремление спастись от преследования волка. Или возьмем такую сложную форму поведения, как танец чело- века. Это целый комплекс поступательных, круговых, вра- щательных движений, остановок, ускорений и замедлений. Во-вторых, поведение живого существа органически соединяет упорядоченное, законосообразное перемещение (подобно движению планет вокруг Солнца) и неупорядочен- ные, хаотические перемещения (подобно броуновскому дви- жению молекул). В неорганической природе перемещения того и другого рода также разделены. Одни неорганичес- кие тела перемещаются по строго определенным орбитам (планеты вокруг Солнца, электроны вокруг ядра атома). Другие неорганические тела движутся неупорядоченно, ха- отично, случайным образом (броуновское движение моле- кул, перемещение элементарных частиц, приводящие к столкновениям). Поведение живого существа не является ни жестко упорядоченным (необходимым, законосообраз- ным), ни хаотичным (чисто случайным), а соединяет в себе моменты того и другого, являясь в подлинном смысле сво- бодным, т. е. основанным на возможности и способности живого существа выбирать путь в пространстве. Если мы возьмем поведение зайца, когда он убегает от волка, то наглядно увидим, что в его “убегании” одинаково присут- ствуют моменты необходимости, упорядоченности и момен- ты случайности, неупорядоченности. Момент необходимос- ти состоит в том, что поведением зайца руководит инстинкт самосохранения, потребность в самосохранении. Вследствие 190 этого его перемещения упорядочены, если брать их в це- лом (как поведение), так как они сводятся в конечном счете к движению в сторону от волка, уйти от преследования волка подальше. Момент случайности в поведении зайца сводится к тому, что стоящая перед зайцем проблема освобождения от преследования может быть решена по-разному, в зави- симости от обстановки и наличных сил самого зайца (в час- тности, от степени его усталости). В реальной обстановке “убегания” заяц бежит не строго по прямой линии от вол- ка, а зигзагами, совершая время от времени обманные дви- жения, прыжки в сторону, останавливаясь, замирая и при- слушиваясь и т. д. Заяц часто намеренно пытается запу- тать следы и этим самым бессознательно использует в сво- их “интересах” случайность. Для зайца в ситуации “убега- ния” случайное, хаотическое, непредсказуемое поведе- ние — благо, а для волка такое поведение зайца — зло. Если взглянуть на поведение живого существа или че- ловека в течение всей его жизни (всего жизненного цикла развития), то можно увидеть, что моменты упорядоченно- сти и неупорядоченности в поведении как бы распределены во времени, т. е. находятся в разном соотношении на раз- ных стадиях жизненного цикла. Движения младенца, ребенка по преимуществу хао- тичны, беспорядочны, случайны. Младенец, например, мо- жет случайно ткнуть ручку в глаз и испугаться, заплакать. А кто наблюдал стайку ребят возле взрослых, то неволь- но, наверное, сравнивал поведение этой стайки с броунов- ским движением молекул. Во время перемены в школе тво- рится самый настоящий бедлам. Движения старика, напротив, очень скупы, строго упо- рядоченны и совершаются лишь по необходимости (мы бе- рем, конечно, крайний случай). Движения человека в зрелом возрасте свободны, не- принужденны, в меру расточительны и в меру скупы. Будучи сложным движением в пространстве, поведе- ние может быть разной степени сложности (в соответствии 191 с тем или иным уровнем организации живого). Поведение в этом плане подобно таким категориям, как развитие, слож- ное противоречие, организм, свобода, сущность. Поведением обладают уже простейшие живые орга- низмы — одноклеточные. Об этом пишут в своих исследова- ниях этологи. Они говорят и об элементарных формах, ак- тах поведения (клинокинезе, тропизмах и т. д.) и о “высших формах поведения”. У животных и человека четко прослеживаются две фор- мы поведения в зависимости от суточного ритма активнос- ти: бодрствование и сон. Перемещение и покой как будто нарочно разделены, “разведены” по разным “углам” жиз- ненного цикла. Получается, как в неорганической природе они разделены, так и в живой природе они в какой-то мере обособлены друг от друга. Формами обособления являются как раз бодрствование (“экологическая ниша” для переме- щения) и сон (“экологическая ниша” для покоя). Нетрудно, однако, заметить, что это обособление не абсолютно, оно только “в какой-то мере”. Формы обособления являются в то же время сложными формами опосредствования пере- мещения покоем (в случае бодрствования) и покоя переме- щением (в случае сна). Движение во времени Далее дана диаграмма (структурная схема) катего- рии “движение во времени” (см. рис. 11). На диаграмме представлены четыре субкатегории: из- менение, сохранение, развитие, состояние. Изменение и сохранение — противоположные виды или моменты движения во времени. В чистом, неопосредо- ванном виде они действуют в неорганической природе. Раз- витие — органический синтез, взаимоопосредствование изменения и сохранения. Эта категория действует в живой природе и человеческом обществе. 192 Состояние — связующее звено между “движением во времени” и временем; это — нахождение или пребывание матери- ального объекта в том или ином моменте времени. Отсюда “внутрен- ние” определения из- менения и сохранения будут такими: Изме- нение есть переход из одного состояния в другое. Сохранение есть пребывание в од- ном и том же состоянии. Таким образом, “движение во времени” выражается в двух субкатегориях и ни одна из них не является преобла- дающей, главной. В мире одинаково “сильны позиции” из- менения и сохранения. Если в отношении изменения это более или менее ясно со времен гераклитовского panta rei (“все течет”), то в отношении сохранения вопрос не так прост. С одной стороны, все знают древнее изречение: “Нет ничего нового под луной”. С другой, различного рода реля- тивисты, псевдодиалектики, революционеры очень не лю- бят эту категорию и все, что за ней стоит. Философы стали серьезно обсуждать проблемы сохранения и говорить о кон- серватизме в хорошем смысле лишь в связи с открытием принципов-законов сохранения, прежде всего закона со- хранения энергии, и с открытием фундаментального гене- тического консерватизма в живой природе. Сохранение — это выражение тождества в движении во времени. А изменение — выражение различия и проти- воположности в движении во времени. ????????? (????) (???????) (??????) ??????? - ???????? ?????? - ??? ??? (?????? ? (?????? ??? ???????? ???????? ?????????) ????????? ) Рис. 11. Диаграмма (структурная схема) категории “ДВИЖЕНИЕ ВО ВРЕМЕНИ” ???????? 193 О категории “состояние”. Виды материи, рассматрива- емые с точки зрения их превращения друг в друга, суть состояния материи. Вопрос о состоянии чего-либо возника- ет всякий раз, когда речь заходит об изменении или сохра- нении этого чего-либо. Всякое состояние есть в конечном счете состояние материи. Представления физиков об агрегатных состояни- ях вещества являются одним из лучших опровержений той точки зрения, что понятие состояния характеризует лишь данный объект, предмет, явление. В самом деле, вещест- во — это не данный объект, а вид материи. Далее, если мы рассмотрим состояния вещества в отдельности, то увидим, что каждое из них имеет свои состояния. Например, твер- дое тело может находиться в более нагретом и менее на- гретом состоянии. А если мы закалим сталь, то “переведем” ее из относительно мягкого состояния в более твердое. Налицо многослойность, иерархия состояний. Всякое изменение можно представить как переход или “кусочек” перехода из одного противоположного состояния в другое. Причем степень противоположности между состо- яниями весьма различна. Например, сталь в качестве твер- дого тела может быть мягкой или твердой. Это одна проти- воположность состояний. Если возьмем твердое и газооб- разное состояния вещества, то это уже другая, более глу- бокая противоположность состояний. Если возьмем для срав- нения вещество и поле, то это будет еще более глубокой противоположностью состояний физической материи. На- конец, если возьмем для сравнения вещество и антивеще- ство, то это будет самой глубокой противоположностью состояний физической материи из известных на сегодняш- ний день. Вполне возможно, что наука будущего обнару- жит еще более глубокие противоположности, т. е. еще бо- лее противоположные состояния материи. Материя беспре- дельна, и беспредельна глубина ее противоположных со- стояний (беспредельна противоположность ее состояний). 194 Виды изменения. Непрерывно-количественные измене- ния: рост, увеличение, уменьшение (изменения величины). Дискретно-количественные изменения: размножение, вымирание, тиражирование, рассеяние, распыление и т. п. (изменение множества). Качественные изменения: превращение (возникновение и уничтожение, исчезновение). Целое + изменение: объединение, соединение, синтез, слияние, интеграция и т. п. Часть + изменение: разрушение, распад, разложение, дробление, разъединение, деление (например, ядра атома) и т. п. Структура + изменение: деструкция, деформация, кри- сталлизация и т. п. Организация + изменение: организация (как процесс), дезорганизация. Новое и старое + изменение: обновление, старение. Как показывает анализ, все указанные виды изменения делятся на прямые и обратные. Можно заранее утверж- дать, что и любой другой вид изменения, который не ука- зан здесь, также делится на прямое и обратное изменение. Такова диалектика движения во времени. Прямыми изме- нениями являются процессы увеличения, размножения, возникновения, объединения, структурализации и т. п. Об- ратными изменениями являются процессы уменьшения, вымирания, разрушения, уничтожения, деструкции и т. п. Отсюда легко перейти к категории сохранения. Те про- цессы, в которых прямое и обратное изменения более или менее уравновешивают друг друга, являются как раз со- храняющими процессами, или процессами сохранения. Со- хранение в таком случае можно определить как взаимопе- реход прямых и обратных изменений. Прямые и обратные изменения в чистом виде мы на- блюдаем только в неорганической природе (например, ан- нигиляция и/или рождение пары “частица-античастица”). В живой природе и человеческом обществе, а точнее, в 195 процессах развития прямые и обратные изменения опос- редуют друг друга, и в целом изменение и сохранение в процессах развития глубоко опосредуют друг друга (см. ниже). 9.5. Развитие Развитие есть сложное органическое движение во вре- мени, органическое единство (взаимоопосредствование) из- менения и сохранения. Развитие — сложноорганизованное изменение цикли- ческого характера. В нем, как уже было сказано, осуще- ствляется органический синтез изменения и сохранения. Момент сохранения в развитии выражается в понятии по- вторяемости или возвращения якобы к старому. Момент изменения — в понятиях необратимость, поступатель- ность. Геометрическим образом развития, как и сложного про- тиворечия, является спираль. Развитие органически соеди- няет стрелу времени и круг времени (периодичность, ритм), т. е. необратимость и обратимость. Развитие — это реорганизующее, а не разрушающее или созидающее изменение. Это изменение во имя сохра- нения (наверное, можно сказать и наоборот: сохранение во имя изменения; ни одна из указанных сторон в развитии не преобладает, если говорить о развитии вообще, в целом, как категориальном определении). Если рассматривать развитие с точки зрения соотно- шения прямых и обратных изменений, то вырисовывает- ся такая картина. Когда речь идет просто об изменении, то это либо прямое изменение (возникновение, созидание), либо обратное изменение (уничтожение, разрушение). Здесь действует “закон” или. Когда речь идет о сохранении (сохраняющемся процес- се), то в нем прямое и обратное изменение уравновешива- 196 ют друг друга, и в целом мы наблюдаем сохранение. В этом случае действует “закон” и (прямое и обратное измене- ние). Теперь, если мы возьмем развитие, то увидим, что в нем действуют сразу оба “закона”: или и и. Рассмотрим это на примере индивидуального развития человека. Сначала рождение, затем рост, взросление, возмужание. Здесь пре- обладают процессы, которые имеют характер прямого из- менения (возникновение, созидание). На стадии старения преобладают процессы, имеющие характер обратного из- менения (разрушения, уничтожения). В зрелом возрасте процессы созидании и разрушения уравновешиваются. Та- ким образом, в одном случае мы видим “или”: либо рост и взросление, либо старение и умирание; а в другом слу- чае — “и”: созидание и разрушение в зрелом возрасте, т. е. человек в этот период одновременно растет и стареет, при- чем в одинаковой мере. Далее, в зависимости от глубины взаимоопосредство- вания изменения и сохранения развитие бывает разной сте- пени сложности (говорят еще о низших и высших формах развития). Развитие первой степени сложности (низшая форма развития) — это, очевидно, развитие простейшего живого организма, каковым является одноклеточный организм. Та- кое развитие имеет две стадии (ступени, фазы): рост (ме- таболизм) и деление (митоз). На стадии роста (метаболиз- ма) мы видим опосредствование изменения сохранением. Формула опосредствования: (И — Сх — И), где И —изменение, Сх — сохранение. Если взять простейший метаболический процесс — фер- ментативную реакцию, то увидим, что в этом процессе на- правленное изменение опосредуется ферментом — белком с сохраняющейся структурой. На уровне всеобщего мета- болизма клетки таким опосредователем выступает молеку- ла ДНК. 197 На стадии деления (митоза) мы видим противополож- ное опосредствование — сохранения изменением: (Сх — И — Сх). Сохранение в “лице” молекулы ДНК опосредуется ми- тотическим процессом деления — молекула ДНК изменяет- ся, но так, что в конечном счете она остается той же са- мой. Сохранение опосредуется изменением. Таким образом, развитие 1-й степени сложности мож- но выразить в виде формулы взаимоопосредствования: Р 1 = (Сх — [И — Сх) — И] Развитие высших животных — это уже развитие n-й степени сложности. В нем мы видим не две стадии (рост и деление), а несколько: зародыш, детеныш, взрослая особь, старая особь. Взрослая особь дает потомство. Так что и в развитии n-ой степени сложности просматриваются два фун- даментальных процесса: рост и размножение, обмен веществ (метаболизм, ассимиляция + диссимиляция) и воспроизве- дение себе подобного. Спиралевидность развития наиболее ярко выступает в факте воспроизведения себе подобного. Рождение и вос- питание новой особи — это возвращение якобы к старому: рождению и воспитанию особи- родителя. Как я уже говорил, повы- шение степени сложности раз- вития обусловлено или выра- жается в углублении взаимо- опосредствования изменения и сохранения. Это углубление происходит как бы скачками. Развитию 1-й, 2-й, 3-й и т. д. степени сложности соответству- ют различные дискретные уров- ни взаимоопосредствования (см. рис. 12). Чем сложнее развитие, тем более глубокие слои (пла- ???????? - ????????? - ????? ??????? ( ?????? - [ ???????? - ?????) ?????] Рис. 12. Диаграмма (структурная схема) категории “РАЗВИТИЕ” 198 сты) изменения и сохранения оно “захватывает” в резуль- тате взаимоопосредствования этих противоположных форм движения во времени. Сопоставим для примера: развитие одноклеточного организма и развитие высшего животного. Последнее на несколько порядков сложнее-выше первого. И что же мы видим? Рамки сохранения и изменения у высших живот- ных раздвинуты неизмеримо больше, чем у одноклеточных организмов. Глубина и спектр изменений намного сильнее выражены у высших животных (взять хотя бы такой ас- пект изменений, как энергетический: энергия преобразова- ний в организме высокоразвитого животного не идет ни в какое сравнение с энергией преобразований в одноклеточ- ном организме. То же можно сказать о сохранении или со- храняемости (устойчивости). Например, продолжительность жизни одноклеточного организма в среднем намного мень- ше продолжительности жизни высшего животного (мы не берем, конечно, случаи анабиоза, когда одноклеточные орга- низмы могут в споровидном состоянии существовать очень долго). Выше я приводил примеры индивидуального разви- тия, т. е. развития отдельных организмов, живых существ, особей, людей. Однако развиваться могут и их сообщества. Сообщество, если это действительно сообщество, имеет оп- ределенные черты организма и поэтому оно не просто из- меняется, а развивается подобно организму. В самом деле, мы говорим, например, о народах, нациях, странах, циви- лизациях, которые в прошлом “проходили” определенный цикл развития, “переживали” разные фазы своего разви- тия подобно живому организму, а именно, возникновение, подъем, расцвет, упадок, гибель (сравн. фазы индивидуаль- ного развития человека: рождение, юность, зрелость, ста- рость, смерть). — См. диаграмму (структурную схему) выс- ших форм развития — (1+n)-й степени сложности (рис. 13). Следует подчеркнуть: развитие сообщества подобно, но не тождественно развитию организма. Здесь скорее нужно го- ворить о двух разных типах развития: историческом и 199 индивидуальном. По- скольку под историчес- ким развитием порой имеют в виду то, что я называю становлением (см. ниже “Становле- ние”), буду употреблять лишь выражение “раз- витие сообщества”. Итак, в развитии сооб- щества более сильно выражены статистичес- кие, вероятностные мо- менты. Это, во-первых. Во-вторых, развитие сообщества, как бы сказать, менее правильно, менее спи- ралевидно. Оно может представлять собой только один силь- но вытянутый виток спирали или несколько вытянутых вит- ков. (Развитие организмов представляет собой, как прави- ло, непрерывный ряд витков — длинную и достаточно сжа- тую спираль, или непрерывную цепь поколений.) Одним сло- вом, развитие сообщества по сравнению с развитием орга- низма более “размыто”, менее четко выражено и, в самом деле, напоминает становление. Развитие организма по фор- ме ближе к кругу, а развитие сообщества — ближе к стреле. Исходный и конечный пункты в цикле индивидуального раз- вития ближе друг к другу, точнее, более подобны друг дру- гу, чем исходный и конечный пункты в цикле развития со- общества. Субкатегориями развития являются следующие: ‹ цикл развития (это как бы “целое” развития); ‹ фаза, стадия, ступень развития (а это как бы “часть” развития); ‹ рост и размножение (это как бы “непрерывное и дискретное количество” развития; рост — непрерывно- количественное; ?????- ????? [??????] [???????] [??????] ?????? ???????? ???????? (????, (???????????) (????????? ???????- ????????, ????? ??????????, ????????? ???????????? ??? ?????- ?????????? ??????) ??? ????- ??????) Рис. 13 200 ‹ изменение (увеличение), а размножение — дискрет- но-количественное изменение; эмбриогенез, рождение, дет- ство, юность, зрелость, старость, смерть — качествен- но отграниченные стадии индивидуального развития. Им со- ответствуют понятия: взросление, созревание, возмужание, старение, развитость, неразвитость, недоразвитость, взрослость и т. д.; ‹ возникновение, подъем, расцвет, упадок, гибель — ка- чественно отграниченные стадии развития сообщества (пре- имущественно, человеческих сообществ). Таков примерный список субкатегорий. Дадим некоторые пояснения диаграмме развития. Из диаграммы видно, что мы проводим различие между “взрос- лостью” и “зрелостью”. “Взрослость” — это просто проме- жуточное состояние между “юностью” и “старостью”, а “зре- лость” — органический синтез всего положительного, что имеется в “юности” и “старости”. Мы говорим, например, о зрелости индивидуума и отличаем ее от простой “взрослос- ти”. Показателем взрослости является возраст. Показате- лем зрелости является не только возраст, но и деяния, как говорят, не мальчика, но мужа. Для высшего живот- ного показателем зрелости является не просто способность к воспроизведению себе подобного, а рождение и воспита- ние детеныша. Именно этим животное оправдывает свою жизнь. Зрелость — это такое состояние организма, когда возникает действительная связь поколений, когда переда- ется эстафетная палочка родовой жизни другим поколени- ям. |