Главная страница
Навигация по странице:

  • 13.4. Как мы “делаем” бессмертие

  • Полноцен- ный человек может родиться и вырасти только в условиях любви, в ее лучах

  • 13.5. Потенциальное бессмертие

  • Философия. Философия._Балашов Л.Е._2012 -612с. Учебник 4е издание, исправленное и дополненное Что такое философия


    Скачать 3.12 Mb.
    НазваниеУчебник 4е издание, исправленное и дополненное Что такое философия
    АнкорФилософия
    Дата25.06.2022
    Размер3.12 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаФилософия._Балашов Л.Е._2012 -612с.pdf
    ТипУчебник
    #615177
    страница17 из 35
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   35
    13.3. Живая связь
    смертности и бессмертия
    Выше говорилось о том, что жизнь создает и разре- шает противоречие между конечностью и бесконечностью существования. Это — общее решение проблемы. Как же конкретно “работает” указанное противоречие? По моему мнению, существуют три “механизма” связи (формы взаи- моопосредствования) конечного и бесконечного примени- тельно к человеку: любовь, творчество, стремление к ак-
    тивному долголетию (продлению жизни). Как уже отмеча- лось, в живой природе взаимоопосредствование конечнос- ти и бесконечности существования осуществляется благо-

    308
    даря размножению организмов и, в особенности, половому размножению. Ясно, что и в человеческом обществе в сня- том виде (на более высоком уровне становления) сохраня- ется это биологическое взаимоопосредствование. Семейно- брачные отношения и лежащая в их основе любовь явля- ются естественным продолжением полового размножения.
    Воспроизведение себе подобных по-прежнему остается пер- вейшей обязанностью людей как живых существ. Между тем противоречие между конечностью и бесконечностью суще- ствования обретает новые, специфически человеческие чер- ты. Границы взаимоопосредствования этих противополож- ностей раздвигаются благодаря появлению и развитию твор-
    ческой активности людей. Творчество, как и любовь, слу- жит реальным “представителем” бессмертия (бесконечного существования) в конечной жизни людей. Дети и творе- ния — реальные опосредователи конечного бесконечным.
    Они же своеобразно оконечивают (сообщают завершенность)
    кажущейся бесконечной (нескончаемой) жизнь индиви- дуума.
    Третья форма связи конечности и бесконечности суще- ствования — стремление к активному долголетию, продле- нию жизни, последовательное решение проблемы нескон- чаемого существования.
    Итак, с одной стороны, человеку суждено узнать, осоз- нать, что он смертен, невечен. С другой, человек жаждет бессмертия, стремится к нему, добивается его. И это по- нятно. Смысл жизни во многом состоит в том, чтобы делать
    ее бессмертной. Я не утверждаю, конечно, что человек мо- жет достигнуть полного бессмертия (личного, индивидуаль- ного бессмертия, как еще говорят). Но стремиться к бес- смертию он может и обязан. Такую позицию, чтобы не пу- тать ее с концепцией иммортализма, можно назвать — по аналогии с философией — филоиммортализмом. Как не существует абсолютной мудрости, и философы скромно име- нуют себя лишь любителями мудрости (буквально любо- мудрами), так не существует абсолютного бессмертия, и

    309
    люди могут называть себя лишь филоимморталистами,
    т. е. стремящимися к бессмертию, охотящимися за бессмер- тием, любящими бессмертие, делающими его.
    Стремление к бессмертию не есть просто стремление,
    подобно вечной охоте за убегающим призраком (как иногда бывает в дурном сне: мы чего-то добиваемся или пытаемся избежать и нам это никак не удается; в результате возни- кает ощущение мучительной неудовлетворенности, бесси- лия). Стремление к бессмертию осуществляется к форме его делания. Делание бессмертия как раз и выражает про- цесс движения, приближения к нему. Это движение, при- ближение осуществляется благодаря нашим сознательным усилиям, действиям — любви, заботе о потомстве, твор- честву, борьбе за продление жизни.
    Диалектика смертности и бессмертия сродни диалекти- ке относительной и абсолютной истин. Абсолютная исти- на — это полное, исчерпывающее знание об объекте, ина- че говоря, полное совпадение наших представлений с пред- метом познания. Мы никогда не достигнем абсолютной исти- ны (объект бесконечен и познание его бесконечно), но стре- миться к ней должны, иначе не будет прогресса познания.
    Мы никогда не достигнем полного бессмертия, но стремиться к нему — наш долг, иначе не будет прогресса жизни. (Упо- добление стремления к бессмертию стремлению к абсолют- ной истине тем более оправданно, что познание является видом творчества и в качестве такового вносит свой вклад в “делание” бессмертия.)
    В соотношении относительной и абсолютной истин есть еще один момент, который помогает понять соотношение смертности и бессмертия. Абсолютная истина не только цель познания, идеал, к которому стремится познающий субъект,
    но и нечто налично присутствующее в нашем знании. Го- ворят ведь философы, что в относительно истинном, огра- ниченном, приблизительном знании имеются зерна абсолют- ной истины. Абсолютная истина не отгорожена китайской стеной от относительной. И наше знание по-настоящему

    310
    являет собой единство относительной и абсолютной истин.
    Так и жизнь человека. Да, она конечна, ограниченна в про- странстве и времени. Но, с другой стороны, в индивидуаль- ной человеческой жизни есть зерна бесконечности, вечнос- ти, бессмертия. Эти зерна я называю актуальным бессмер- тием. Делание бессмертия есть, таким образом, не только делание посмертного, потенциального бессмертия, но и делание сегодняшнего, прижизненного, актуального бес- смертия. Об этом подробнее будет сказано несколько ниже.
    13.4. Как мы “делаем” бессмертие?
    Продолжение человеческого рода, любовь
    Поскольку личное бессмертие невозможно, постольку перед людьми всегда стояла и будет стоять проблема про- должения рода, воспроизведения себе подобных. Как гово- рил Платон, смертное, в отличие от божественного, не ос- тается всегда одним и тем же, но, устаревая и уходя, ос- тавляет новое свое подобие.
    Пока люди не изобрели иной способ воспроизведения себе подобных, они должны рожать-растить детей и ре- шать связанные с этим проблемы любви, брака и семьи.
    Прежде всего о проблеме рождаемости. Социологи и демографы давно уже бьют тревогу: падает рождаемость,
    все более угрожающими становятся факторы, ведущие к
    депопуляции, т. е. вымиранию населения. Демографы назы- вают порог — 2,15 ребенка на одну женщину, — ниже ко- торого происходит уменьшенное воспроизводство челове- ка. Имеются уже целые страны, в которых уровень рожда- емости значительно ниже этого порога. Так, в Германии он равняется 1,4 ребенка на одну женщину. Не лучше поло- жение в России, особенно в последние годы.
    Бич современного культурного общества — малодет- ная семья (однодетные и двухдетные семьи). Демографы подсчитали, что если бы все семьи были двухдетными, то

    311
    население страны уменьшилось бы вдвое через 350 лет.
    А если бы все семьи были однодетными, то оно уменьши- лось бы вдвое уже через 53 года. Дело как раз идет к тому,
    что преобладающей формой семьи становится однодетная.
    Более того, сама семья как социальный институт распада- ется. И это понятно. Возникла ситуация порочного круга.
    Малодетность приводит к тому, что последующие поколе- ния людей, выросшие в малодетных семьях, утрачивают необходимые качества для совместной жизни в семье, вслед- ствие чего заключаемые браки становятся все менее и ме- нее прочными.
    Факты таковы, что современному цивилизованному об- ществу грозит медленная смерть, если не будут предпри- няты серьезные меры по повышению рождаемости, укреп- лению семьи или ее преобразованию в иной социальный институт, благоприятный для воспроизводства человека.
    Как видим, проблема “делания” бессмертия самым тес- ным образом связана с проблемой рождаемости и, соответ- ственно, с проблемами любви, брака и семьи. Все наши ус- пехи в области науки и техники, все наши культурные до- стижения ломаного гроша не стоят, если не будет решена проблема воспроизводства человека. В результате депопу- ляции, вымирания просто некому будет пользоваться пло- дами науки, техники, культуры. Современное общество развивается однобоко и рискует оказаться невольным са- моубийцей. Нужен сбалансированный подход. Логика “дела- ния” бессмертия требует, чтобы проблемам воспроизвод- ства человека уделялось, по крайней мере, не меньше вни- мания, чем развитию экономики, науки, техники, культу- ры. Пока этого нет. Взять хотя бы любовь. Она находится как бы в фокусе проблем воспроизводства человека. И что же? Может ли общество “похвастаться” достаточным вни- манием к нуждам и запросам любви? Нет, конечно. Когда любящие молодые решают создать семью, то далеко не всегда они имеют возможность “свить свое гнездо”, т. е. жить совместно в нормальных жилищных условиях. Далее, оче- виден такой факт, как ухудшение благосостояния семьи в

    312
    результате рождения ребенка. Имеющие детей явно про- игрывают в экономическом отношении тем, кто не имеет детей. Труд родителей по-настоящему не оценен обществом.
    Можно прямо сказать, что современное общество прово- дит антидетскую политику. Такая политика близорука и чревата медленной смертью общества. Нужно, наконец, осоз- нать важность охраны самого человека как живого суще- ства, как уже осознали важность охраны окружающей сре- ды. Нужно осознать, наконец, необходимость неотложных мер по налаживанию устойчивого воспроизводства чело- века (не за счет “плодовитости” сельских жителей, кото- рых становится все меньше и меньше, а за счет разумно организованного, сбалансированного труда, отдыха и быта городских жителей).
    Теперь о любви. Могут задать вопрос: почему я связы- ваю продолжение человеческого рода с любовью. Пер- вое — нечто жизненно важное, необходимое, второе —
    вроде бы всего лишь чувство, нечто эфемерное, не очень обязательное. Действительно, если любовь — только чув- ство, то, наверное, неправильно связывать ее исключи- тельно лишь с половой любовью, от которой появляются дети. В том-то и дело, что любовь — не только и даже не столько чувство. В главном своем значении она есть дея- тельность — деятельность ума, души и тела. К любви сле- дует относиться как к особой форме человеческой деятель- ности. Как чувство, противоположное ненависти, она про- являет себя во всех видах человеческой деятельности и общения, но как специальная деятельность она осуществ- ляется только в половом общении мужчины и женщины.
    Половое же общение нужно не только и не столько ради самого общения, сколько для продолжения рода. Значит, и любовь в главном своем значении есть то, что лежит в ос- нове продолжения человеческого рода.
    Любовь-деятельность есть не просто эмоциональное переживание стремления к гармонии, единству, красоте, а само это делание-воспроизводство гармонии, единства,
    красоты. Именно таковы отношения мужчины и женщины.

    313
    Почему я подчеркиваю различие между любовью-чув- ством и любовью-деятельностью? Такое разграничение не- обходимо для уяснения сути любви как одного из важней- ших средств, факторов “делания” бессмертия. В качестве чувства любовь есть лишь некоторое психологическое со- стояние, и ее связь с продолжением человеческого рода,
    т. е. с реальным “деланием” бессмертия кажется проблема- тичной или весьма отдаленной. В качестве же специальной деятельности она непосредственно “участвует” в “делании”
    бессмертия.
    Далее, следует сказать, что любовь включает в себя не только чувства, не только половое поведение. Как дея- тельность она охватывает собой и половое общение муж- чины и женщины, и вообще их отношения, и их отношения к родителям, детям, к другим, к окружающему миру. Ина- че говоря, любовь мужчины и женщины не ограничивается рамками их полового общения, а как бы расходится круга- ми, охватывая другие их отношения, отношения к родите- лям, детям, родным, близким и т. д. Прекрасно сказал в свое время В. Г. Белинский: “Любовь — поэзия и солнце
    жизни”. Да, любовь — солнце жизни. Ее лучи расходятся во все стороны жизни, освещают все, даже самые отда- ленные уголки человеческой жизни. И это касается прежде всего отношений с родителями и детьми. Любовь к родите- лям подготавливает половую любовь, а любовь к детям за- вершает, венчает ее.
    Любовь как великий фактор продолжения человечес- кого рода реализуется в полном смысле лишь в этом трие- динстве: как любовь к родителям, как любовная связь и как любовь к детям. Конечно, любовь к родителям и любовь к детям не носит характера специальной деятельности. Тем не менее, это не просто чувства симпатии, приязни, про- тивоположные ненависти. Вместе с любовной связью они находятся на одной линии продолжения рода, являются выражениями могучего инстинкта продолжения рода. Вспом- ним, что по этому поводу писал Платон: животные “пре-

    314
    бывают в любовной горячке сначала во время спаривания,
    а потом — когда кормят детенышей, ради которых они го- товы и бороться с самыми сильными, как бы ни были слабы сами, и умереть, и голодать, только чтобы их выкормить,
    и вообще сносить все, что угодно”. Это, конечно, верно и по отношению к человеческой любви. Как деторождение,
    так и воспитание детей невозможны без любви. Полноцен-
    ный человек может родиться и вырасти только в условиях
    любви, в ее лучах.
    Говоря о любви как факторе продолжения рода, нуж- но иметь в виду, что в человеческом обществе она имеет и другое значение — просто как фактор общения, как связь,
    скрепляющая-цементирующая отношения мужчины и жен- щины, как первичная социальная связь. Порой это второе значение любви оказывается единственным (для мужчин и женщин, не имеющих детей).
    В обоих своих значениях любовь раздвигает рамки ко-
    нечной жизни человека. Как фактор продолжения рода она раздвигает рамки отдельной человеческой жизни во вре- менном аспекте, означает выход за пределы конечного су- ществования во временном смысле. А как фактор общения
    (как чисто любовная связь) она раздвигает рамки отдельной человеческой жизни в пространственном аспекте, означает выход за пределы ограниченного пространственного суще- ствования. В самом деле, вступая в половой контакт, чело- век в буквальном смысле выходит за пределы самого себя,
    “вторгается” в чужое пространство. Вообще когда человек любит и любим, то его “эго” переходит в “альтер” и наобо- рот; он как бы растворяется в другом, отдает себя другому и одновременно обретает в другом самого себя, самоутвер- ждается.
    Кроме того, часы любви реально раздвигают времен- ные рамки жизни, если иметь в виду не “выход за преде- лы”, а глубину, интенсивность настоящего момента. Грибо- едовское “счастливые часов не наблюдают” очень точно по смыслу. Для любви времени как бы не существует...

    315
    Примечателен тот факт, что во все времена писатели,
    поэты, художники рассматривали любовь как начало, раз- двигающее пределы жизни, преодолевающее смерть.
    Любовь не является единственной формой “делания”
    бессмертия. Другой формой обессмертивания жизни, как установил еще Платон, является творчество. Между лю- бовью и творчеством существует тесная связь. Более того,
    они опосредуют друг друга. Можно сказать так: любовь —
    это творчество живого, животворчество, а творчество —
    это любовь к истине, добру, красоте. Любовь и творчество делают одно, общее дело, но только разными путями. Они взаимно дополняют друг друга. Любовь без творчества ве- дет к застою жизни, к вечному повторению одного и того же. Творчество без любви бессмысленно и просто невоз- можно.
    Любовь мужчины и женщины питает и поддерживает любовь к истине, добру, красоте. На этот счет имеется мас- са свидетельств.
    Бывает, конечно, когда любовь и творчество мешают друг другу. Но это не правило, а исключение из правила и вызвано чаще всего привходящими обстоятельствами, не- нормальными условиями любви и/или творчества.
    Творческое бессмертие
    Творчество является специфически человеческой фор- мой “делания” бессмертия. Когда говорят о социальном бес- смертии, то чаще всего имеют в виду творческую деятель- ность и ее плоды, которые обессмертивают человека.
    Творчество незримыми нитями соединяет человека с дру- гими людьми, обществом, раздвигает границы его отдель- ной жизни до масштабов жизни общества. Поэтому и гово- рят, что реальное бессмертие человека неразрывно связа- но с его жизнью в обществе, с тем, насколько его жизнь переходит или сливается с жизнью общества в целом.

    316
    Связь человека с обществом — залог его бессмертия.
    Но это не просто связь, не просто жизнь в обществе,
    совместно с другими людьми. Она выражается в делах че- ловека и, прежде всего, в его творческой деятельности.
    Именно творческая деятельность выражает свободную че- ловечную связь человека с обществом. Подневольный не- творческий труд не обессмертивает человека, а, напротив,
    укорачивает его жизнь, убивает при жизни, отчуждая от него его человеческую сущность.
    С тех пор, как люди осознали важную роль творчества в своем человеческом бытии, они говорили и писали о твор- честве как реальном “делании” бессмертия. Пушкинское
    “нет, весь я не умру — душа в заветной лире мой прах переживет и тленья убежит” стало для многих бесспорным выражением реального человеческого бессмертия. Никакая религия и никакая мистика здесь не требуются. Будь твор- ческим человеком и ты будешь бессмертен! Эту мысль в разных вариантах высказывали много раз.
    Бессмертие бессмертию рознь. Бессмертие гения — одно.
    Бессмертие таланта — другое. Бессмертие просто способ- ного в чем-то человека — третье. Человек стремится не просто к бессмертию, а к большему бессмертию. Это по- добно тому, как человек стремится не просто к знанию, а к большему знанию. Именно творчество в многообразных его формах (познание, изобретение, искусство) открывает пе- ред человеком безграничные перспективы “делания” все большего бессмертия, все большего освоения-завоевания времени и пространства.
    13.5. Потенциальное бессмертие
    До сих пор я говорил о реальном бессмертии в плане различных форм деятельности (любви и творчества). Теперь
    “развернемся” на 90° и рассмотрим проблему “делания” бес- смертия в плане разграничения самой деятельности и ее

    317
    плодов. Реальное бессмертие в таком случае выступает в двух формах: как актуальное и потенциальное.
    Хотя источник бессмертия один — деятельность чело- века в широком смысле, само оно (бессмертие) расщепля- ется как бы на два вида соответственно тому, как деятель- ность “раздваивается” на процесс деятельности и плоды
    деятельности. Последние, хотя и являются результатами,
    следствиями процесса деятельности, живут затем своей са- мостоятельной жизнью независимо от породившего их субъекта деятельности. Такова диалектика деятельности, и она-то служит основой разграничения двух форм бессмер- тия — актуального и потенциального.
    Люди прежде всего заметили, осознали вторую фор- му — потенциальное бессмертие. И до сих пор больше всего сказано и написано о потенциальном бессмертии (как в превращенной форме — в виде религиозных-мистических сказок о потусторонней, загробной жизни, так и в реалис- тической форме — в виде представлений о посмертной сла- ве, памяти потомков, об оставленных следах. Еще две с половиной тысячи лет назад Гераклит утверждал: “Луч- шие люди одно предпочитают всему: вечную славу — брен- ным вещам, а большинство набивает свое брюхо, подобно скоту”. Сказано несколько грубо, резко, но верно по су- ществу. Действительно, лучшие люди сознательно стреми- лись через свои дела к жизни в веках. Люди не просто по- няли, осознали возможность потенциального бессмертия,
    но и сделали его объектом своих сознательных устремле- ний. Поэты, как никто другой склонные раскрывать свой внутренний мир, интимные мысли и переживания, прямо пишут о своем желании обрести такого рода бессмертие.
    Вспомним крылатое выражение “Exegi monumentum”. Этим выражением начинается одна из од древнеримского поэта
    Горация. В ней высказывается надежда, что весь он не ум- рет, что лучшая его часть — поэтические творения “меди
    (бронзы) нетленнее” — избежит смерти. На русском языке известны две вариации горациевского “Exegi monumentum”.

    318
    Это стихотворения Державина и Пушкина. Они интересны не только талантливой передачей основных тем оды Гора- ция, но и самим фактом своего существования, тем, что поэты вновь и вновь усматривают смысл своего творчества,
    своей жизни в “делании” бессмертия.
    Говоря о потенциальном бессмертии как объекте со- знательных устремлений человека, нельзя не упомянуть о двух крайностях в подходе, отношении к бессмертию. Одна крайность — это когда стремятся обессмертить свое имя
    любой ценой, идут на какие угодно ухищрения и даже пре- ступления, чтобы прославиться. Известный в истории при- мер: сожжение Геростратом в 356 г. до н. э. великолепного храма Артемиды Эфесской — одного из семи чудес света.
    Герострат сжег его с единственной целью — прославиться.
    Отсюда выражение — геростратова слава. В сущности, ге- ростратовой славой обладают такие деятели, как Гитлер.
    Стремление к славе ради самой славы — распространен- ный порок среди людей. В основе этого стремления лежит гипертрофированное представление о ценности, важнос- ти, значимости потенциального бессмертия.
    Другая крайность — игнорирование возможности по- тенциального бессмертия или, попросту говоря, наплева- тельское отношение к тому, что будет после смерти. Наи- более ярко это отношение выражено в известном выска- зывании Людовика XV: “После нас — хоть потоп”. В самом деле, некоторых не прельщает перспектива жизни после смерти. Стремление к бессмертию им кажется проявлением пустого тщеславия или даже выражением мистического умонастроения. Эти люди упускают из виду, что потенци- альное бессмертие — не просто жизнь после смерти. Пра- вильнее понимать его в более широком смысле — как эс-
    тафету жизни. Нам дали жизнь, нас воспитали, образова- ли, мы пользуемся плодами культурной деятельности пред- шествующих поколений. Поэтому и мы должны дать жизнь другим, внести свою лепту в сокровищницу человеческой культуры. На нас жизнь не замыкается, она лишь звено в цепи жизни человечества.

    319
    В эстафете родовой жизни человек должен стремить-
    ся к тому, чтобы факел его жизни не угас прежде, чем он
    передаст огонь другим людям, другим поколениям.
    Жизнь — самоподдерживающийся процесс и, как ви- дим, не только в смысле самосохранения, но и в смысле продолжения рода, сохранения и развития-прогресса куль- туры. “Жизнь истинная, — писал Л. Н. Толстой, — есть только та, которая продолжает прошедшую, содействует благу жизни современной и благу жизни будущей”. Как про- сто и вместе с тем сильно сказано!
    Потенциальное бессмертие одинаково “смотрит” в бу- дущее и прошлое. В будущее — с точки зрения того, что оставляет после себя человек. Это проблема следа. В про- шлое — с точки зрения того, как продолжается жизнь и дело других в нем самом. Это проблема продолжения рода,
    освоения культуры, “вживления” подрастающего поколе- ния в культуру.
    В первом случае потенциальное бессмертие — дело самого субъекта бессмертия. Во втором случае оно пере- живается и осваивается теми, кто принял от ушедших,
    уходящих людей-поколений эстафету жизни.
    Человек, стремящийся к бессмертию, должен рассмат- ривать себя не просто в плане жизни для будущего, для других, следующих поколений, а как звено в цепи бессмер-
    тия, т. е. и в том смысле, что в нем самом продолжается жизнь предыдущих поколений. Чтобы иметь право на свое собственное бессмертие, человек должен пережить в себе бессмертие других, живших до него людей. Если этого нет,
    то можно сказать заранее, что он обречен на бесплодие и забвение.
    Как жизнь предков продолжается в жизни потомков,
    так и жизнь гениев прошлого продолжается в нас самих, в жизни сегодняшних гениев. Ньютон как-то сказал, обраща- ясь к Гуку: “То, что сделал Декарт, было шагом вперед.
    Вы прибавили к этому новые возможности... Если я видел дальше, то потому, что стоял на плечах гигантов”. Види-

    320
    те, как считает Ньютон: он стал гигантом мысли потому,
    что стоял на плечах гигантов. Какое удачное выражение!
    Ясно, что стоять на плечах гигантов — не такая уж про- стая задача. Нужно ведь на них “вскарабкаться”, соответ- ствовать, быть конгениальным. В другую эпоху и в другой связи Р. Шуман сказал, что понять гения может только гений. И в самом деле, если ты понял, осмыслил, пережил труд и творчество другого, то заслужил этим право нести факел бессмертия. Да дело не только в том, что ты “зас- лужил”, а в том, что ты загорелся и волей-неволей несешь в себе эстафетный факел.
    Выше приводились разные примеры потенциального бессмертия. Они указывают на то, что потенциальное бес- смертие многообразно по своему содержанию, выражает- ся в различных видах и формах. Здесь впору говорить об упорядочивании, классификации видов и форм этого фено- мена жизни.
    Мы видим, по крайней мере, два параметра потенци- ального бессмертия: полноту и глубину (степень).
    Полнота потенциального бессмертия — это бессмер- тие, обусловленное полнотой жизни, наличием в ней ос- новных моментов: любви, приносящей детей, и творчества.
    Если одного из этих моментов нет, то и жизнь представля- ется неполной и даже ущербной. В таком случае и потен- циальное бессмертие не обладает нужной полнотой.
    Глубина (степень) потенциального бессмертия — это то, как далеко в глубь прошедшего проникает взор чело- века и как долго сохраняется оставленный им след.
    Наверное, самое короткое бессмертие — это бессмер- тие любви, продолжение жизни в детях. Ведь оно ограни- чено рамками жизни детей после смерти родителей. Внуки лишь отчасти продолжают жизнь дедов, а потомки, родив- шиеся после смерти предков, имеют с ними еще более от- даленную связь. Однако и это короткое потенциальное бес- смертие имеет различную глубину, определяется тем, как к нему относится человек. Если он не только дал жизнь

    321
    детям, но и воспитал их так, что они в свою очередь про- должают родовую жизнь, воспитывают своих детей в том же духе, то его потенциальное бессмертие глубже, зна- чимее того продолжения жизни в детях, которое не идет дальше детопроизводства. Человек должен быть по-своему дальновиден в любви и в семейной жизни вообще. Ему нуж- но думать не просто о детях, а о том, чтобы заложить в них уважение к предкам и сознательное стремление к даль- нейшему продолжению рода. Ведь не секрет, что родители часто не думают об этой стороне воспитания детей. Они либо стремятся воспитать просто хороших людей (а это утопия: просто хороших людей не бывает), либо думают лишь о профессиональной или творческой судьбе детей.
    Дети же, помимо всего прочего, должны продолжить род.
    Воспитание их в духе уважения к детопроизводству, жи- вотворчеству — отнюдь не простая задача. Жизнь мстит тем, кто об этом забывает. Сколько уже родов, генеалогий кануло в лету из-за пренебрежительного отношения к жи- вотворчеству! Вырождение, вымирание грозит тем челове- ческим сообществам, которые легкомысленно относятся к ценностям продолжения рода.
    Бессмертие дела, творчества тоже может иметь раз- личную глубину. Об этом я говорил выше, в предыдущем разделе. Бессмертие творчества может быть не только дол- говечнее продолжения жизни в детях, но и, как сказал поэт, “бронзы литой прочней”. Все зависит от человека. Со- вершенно ясно, например, что бессмертие гения неизме- римо обширнее, долговечнее бессмертия таланта.
    Конечно, не каждый может стать гением. Но стремить- ся в творчестве ко все более значительным достижени- ям — долг каждого творческого человека. В нравственном смысле все более значительные достижения суть не что иное, как все более значительные услуги человечеству. Да и сам человек получает наибольшее удовлетворение от наи-
    более высоких результатов своей деятельности.
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   35


    написать администратору сайта