Философия. Философия._Балашов Л.Е._2012 -612с. Учебник 4е издание, исправленное и дополненное Что такое философия
Скачать 3.12 Mb.
|
13.8. Конечность и бесконечность существования в перспективе жизни Имеется такое свидетельство об отношении Л. Н. Толстого к смерти. “Высокочтимый граф Лев Николаевич, — писал И. Н. Янжул, — последние годы имел слабость охотно бе- седовать о смерти... Я заметил ему как бы для утешения (в начале 90-х годов на собрании в Московском университе- те. — Л.Б.), с какой стати он так занят этим вопросом о смерти, когда он за свои великие труды уже бессмертен при жизни и будет таковым же после смерти. На что он мне ответил: “Да я-то не буду ничего чувствовать и созна- вать”. В этом свидетельстве зафиксировано мнение твор- ческого человека, который не может примириться с неиз- бежностью смерти. Борьба за активное долголетие решает только задачу продления жизни до каких-то пределов. 333 Пусть это будут 120, 1000, 200 000 лет, но все же человек рано или поздно оказывается перед ситуацией смерти, когда его тело превращается в труп, т. е. в ничто. Ни “делание” бессмертия в указанном выше смысле, ни активное долголетие не решают по-настоящему проблемы смертности и/или бессмертия. Вопрос в том, можно ли вообще устранить смерть из жизни человека ? Я уже говорил, что смерть как эво- люционное приобретение жизни возникла на этапе полово- го размножения многоклеточных организмов. Превращение живого в труп отнюдь не является абсолютной неизбежно- стью для всякого живого. Жизнь как таковая не носит в себе зародыш смерти. Она, бесспорно, носит в себе зародыш изменения, преоб- разования, но не смерти, а тем более не гибели.Смерти нельзя приписывать абсолютное значение оконечивания. Нельзя отождествлять смертность, имеющую частное зна- чение, и конечность, имеющую универсально-всеобщее зна- чение. Да, все реально существующее содержит в себе момент оконечивания — такова диалектика конечности и бесконечности. Но из этого не следует, что живое оконечи- вает себя только через смерть. Последняя — лишь один из “способов” оконечивания живого. Одноклеточные организ- мы, делящиеся миллиарды лет, живут конечный срок (от одного деления до другого). А ведь они не знают смерти. Смерть как полное разрушение многоклеточного организ- ма — до первичных органических и неорганических моле- кул — возникла на определенном этапе становления живой природы. Вполне возможно, что человек со временем най- дет другой способ оконечивания своей жизни, не такой разру- шительный, как смерть. Не исключено, что, изменив соот- ветствующим образом свою генетическую программу, он может покончить со смертью. Дальнейшее становление живой природы (уже на ста- дии человеческого общества) может привести к ликвида- ции смерти в смысле превращения живого в труп, к заме- 334 не полного уничтожения преобразованием одного живого в другое наподобие деления одноклеточных организмов, в том смысле, что отдельный человек, прожив определенный срок жизни, как бы переходит в другого человека, сохранив при этом основное содержание своего “я”. Конечность существо- вания остается как момент жизни, но она не будет носить характер смерти в смысле полного уничтожения. Смерть (как превращение живого в труп) была необхо- димым моментом на стадии развития многоклеточных орга- низмов и в какой-то мере оправданна на стадии развития человечества до определенного времени. Это связано преж- де всего с ограниченностью жизненного пространства и ре- сурсов. Действительно, в каждый данный момент и жизненное пространство, и ресурсы ограниченны. Но кто сказал, что вместе с решением проблемы увеличения продолжитель- ности жизни человечество не решит и проблему увеличе- ния жизненного пространства и ресурсов?! Конечно, если исходить из предположения, что человечество будет жить только на Земле, то нетрудно предвидеть наступление момента, когда в результате размножения и увеличения продолжительности жизни людям станет тесно и ресурсы истощатся. В том-то и дело, что это предположение осно- вывается на прошлом опыте эволюции живого и не учиты- вает возможности освоения человеком космического про- странства. Чаще всего как раз и пытаются доказать есте- ственность, необходимость смерти ссылками на живую при- роду, в которой гибель организмов и смена поколений обус- ловлены борьбой за существование и ограниченностью зем- ных ресурсов. Но то, что верно для живой природы, нельзя механически переносить на человеческое общество. Люди, в отличие от животных, находят все новые и новые источ- ники ресурсов, и этому процессу нет конца. Наступает вре- мя, когда смерть человека перестает быть оправданной с эволюционной точки зрения, как ограничитель увеличения массы живого. С созданием управляемой термоядерной ре- 335 акции и освоением (обживанием) космического простран- ства люди практически обеспечат себя безграничными ре- сурсами и могут увеличивать продолжительность своей жизни и размножаться до каких угодно пределов. Человечество уже сейчас должно поставить перед со- бой задачу ликвидации смерти, т. е. замены ее каким-то преобразовательным механизмом, который позволил бы более мягко переводить одно “я” в другое “я” без того, чтобы первое “я” переживало ужас полного уничтожения- распада. Следующее за первым я” второе “я” должно на- следовать не только генетическую программу первого, но и его разум, самосознание, личность. Это наследование дол- жно быть подобно тому, как наше “я” в зрелости или в старости наследует наше же “я”, бывшее в детстве или юности. Ведь не секрет, что мы разные на разных этапах жизненного пути. Мы, конечно, сожалеем, что детство про- шло, юность прошла, что мы другие. Но тем не менее го- речь об ушедших годах, о том, что мы другие, не сравни- ма с переживанием того, что нас когда-то не будет, что наше “я” исчезнет. Да, абсолютное индивидуальное бессмертие невозмож- но, но возможно и реализуемо бесконечное приближение к идеалу абсолютного бессмертия. Идея индивидуального бессмертия сродни идее вечно- го двигателя. В сущности, это идеи-близнецы. Они ложны в своем абсолютном, предельном выражении, но истинны в смысле асимптотического приближения к некоторому пре- делу. Это можно видеть на примере идеи вечного двигате- ля. Эта идея основывается на представлении, что энергию можно получить из ничего. Если вместо слова “ничего” по- ставить выражение “все более энергоемкие источники”, то это представление будет справедливым. В самом деле, ис- тория развития энергетики такова, что человечество пос- ледовательно решало и продолжает решать задачи полу- чения энергии из все более энергоемких источников. Снача- ла это были дрова, затем уголь, затем нефть и газ. В насто- 336 ящее время осваивается ядерная энергия распада. На оче- реди — овладение термоядерной энергией синтеза, что даст человечеству практически неисчерпаемый источник энер- гии. Люди почти буквально будут получать энергию из ни- чего. Это ли не осуществление сказочной мечты о вечном двигателе! Так и идея индивидуального бессмертия. В качестве религиозной сказки она вздорна, нелепа. А как научно-прак- тическая задача “делания бессмертия” — она не то, что вздорна, а необходима и решаема. 13.9. Человеческое счастье Взаимосвязь смысла жизни и счастья Взаимосвязь смысла жизни и счастья обнаруживается в том, что наличие определенного смысла жизни является условием счастья, а с другой стороны, стремление к счас- тью придает жизни определенный смысл. Бессмысленность существования — величайшее несчастье для человека, и, наоборот, человек испытывает счастье, когда его жизнь становится глубоко осмысленной. Что такое счастье? Слово “счастье” одно, а мнений о счастье — великое множество. Еще Ш. Фурье писал: “В Риме во времена Вар- рона существовало 278 противоречивых мнений об истин- ном счастье, их числилось гораздо больше в Париже”. По- чему существует такое множество мнений о счастье? При- чины здесь две: 1. На поверхности явлений счастье отдельного челове- ка выступает как нечто субъективное и случайное, что и вызывает обилие противоречивых мнений о нем. 2. Счастье даже в сущности своей — нечто весьма слож- ное, многогранное. Люди нередко брали какую-нибудь одну 337 сторону, грань счастья и превозносили ее за счет других. От- сюда возникали такие, например, определения: счастье — в любви; счастье — в труде; счастье в том, чтобы делать людям добро и т. д. На том основании, что существует множество разно- речивых мнений о счастье, некоторые делают вывод, что не может быть единого, общего для всех представления о счастье. Что можно на это сказать? Как и всякое другое явление жизни, счастье каждого человека представляет собой единство общего и особенного. Бесспорно, каждый человек счастлив по-своему, но это не исключает общих моментов, присущих счастью людей вообще. Обобщенно говоря, счастье — в полноте жизни, в том, чтобы все ее стороны — физическая, нравственная, духов- ная, эстетическая — были развиты и гармонировали между собой. Деятельным же выражением счастья являются лю- бовь и творчество (см. диаграмму счастья на рис. 22). Как видим, счастье многогранно. Его необходимыми ус- ловиями, предпосылками являются: духовные : 1) духовное богатство (знания, культура); 2) духовное здоровье, совершенство, в частности, нрав- ственная чистота; материальные : 1) материальное благополучие, благо- состояние; 2) физическое здоровье, совершенство. Скрепляют все эти элементы-грани любовь и творче- ство. Без любви и творчества счастье — только возмож- ность. Они делают его действительным. Счастье — и результат везения, и результат борьбы- труда. Существуют две крайние позиции в понимании счас- тья. Одни считают, что счастье — подарок судьбы, ре- зультат везения, случайный дар. Другие утверждают, что счастье целиком зависит от человека, от его воли и жела- ния. 338 В действительности оно — и результат везения, и ре- зультат борьбы-труда. “Фортуна, подобно робкой возлюб- ленной, хотя и любит дарить свою благосклонность, однако заставляет нас бороться за нее”, — говорил Боуви. Или: “Счастье и несчастье человека в такой же степени зависят от его нрава, как от судьбы”, — Ж. Лабрюйер. Обычно подчеркивают момент зависимости счастья от самого человека, а именно, что человек — кузнец своего счастья. На этот счет есть масса замечательных высказыва- ний — от самых осторожных до самых сильных: “Счастье не так слепо, как его себе представляют”, — Екатерина II (Мемуары). “Счастливым надо уметь быть”, — А. С. Макаренко. “Единственное искусство быть счастливым — сознавать, что твое счастье в твоих руках”, — Ж. Ж. Руссо. “Счастье завоевывается и вырабатывается, а не получается в готовом виде из рук благодетеля. И самая трудная часть задачи состоит именно в том, чтобы составить себе понятие о счастье и отыскать себе ту дорогу, которая должна к нему привести,” — Д. И. Писарев. “Если хочешь быть счастливым — будь им” (неизв. автор). ???????? ???????? ???????? ??????? ????????? ????????, ( ?????? , ???????????? ; ???????? ) ???????????? ??????? , ??????- ?????? ??????? ???????????? ?????????? ???????????? , ???????? , ?????????????? ???????????? Рис. 22 Счастье: и результат везения, и результат борьбы-труда 339 И это справедливо. Хотя умом мы понимаем, что не все от нас зависит, тем не менее настраиваем себя на то, что должны пройти свою часть пути к счастью несмотря ни на что. Своей деятельностью мы можем компенсировать не- везение и даже поспорить с несчастливым жребием. Счастье — единство удовлетворенности и неудовлетворенности Нельзя понимать счастье как полную, абсолютную удов- летворенность жизнью. “Наше счастье, — писал в свое вре- мя Г. Лейбниц, — вовсе не состоит и не должно состоять в полном удовлетворении, при котором не оставалось бы ни- чего больше желать, что способствовало бы только оту- пению нашего ума. Вечное стремление к новым наслажде- ниям и новым совершенствам — это и есть счастье.” Некоторые люди, достигнув кое-каких успехов в жиз- ни, считают, что они уже достаточно счастливы и к боль- шему им не нужно стремиться. Такие люди уподобляются муравьям, которые, если бы они были наделены разумом, думали, что они счастливы, если их муравейник в полном порядке. Человек тем и отличается от животного, что он не останавливается на достигнутом. Настоящее человеческое счастье противоречиво по своей природе. Оно гармонически соединяет в себе удов- летворенность и неудовлетворенность. Будучи процессом, счастье может ощущаться только благодаря постоянной смене удовлетворенности неудовлетворенностью. Если бы жизнь была сплошной цепью удовольствий, абсолютным отсутствием неудовольствий, тогда и само удовольствие не ощущалось бы как удовольствие. Следует, однако, отметить, что не всякая неудовлет- воренность является моментом счастья и гармонирует с удов- летворенностью. Моментом счастья может быть только твор- ческая неудовлетворенность, неудовлетворенность достиг- нутым, которая не вызывает душевных страданий и не ощу- 340 щается как несчастье; в такой неудовлетворенности зало- жен импульс дальнейшего движения вперед. Если же не- удовлетворенность является результатом несбывшихся на- дежд, то это вызывает страдание и ощущается как несча- стье. Говорят иногда: несчастье — хорошая школа жизни. Да, это может быть в отдельных случаях. Но: счастье — лучшая школа. И вообще-то, права русская поговорка: сча- стье ума прибавляет, несчастье — последний отнимает. Основа счастья — в единстве личного и общего Основа счастья — в единстве личного и общего. Это вытекает из сущности человека. Трудно или невозможно быть счастливым, когда видишь вокруг себя несчастных. “Только во всеобщем счастье можно найти свое личное счастье”, — говорил Т. Гоббс. Об этом же писал художник Н. И. Крамской: “Все существование человека не может быть наполнено только личным счастьем, или, лучше сказать, личное счастье человека тем выше и лучше, чем серьезнее глубже захватывают его общие интересы и чем менее встре- чает он в близком себе существе противодействия в этой потребности”. Или: “Тот образ жизни самый счастливый, ко- торый представляет нам больше возможностей завоевать ува- жение к самому себе” (Самюэль Джонсон). Можно ли сделать людей счастливыми, а тем более заставить их быть счастливыми? В проблеме человеческого счастья есть сторона, свя- занная с межчеловеческими отношениями. Одно дело, когда человек хочет быть счастливым, стремится к счастью, со- здает условия для этого и т. д. и т. п. Другое дело, когда человек, не думая о своем личном счастье, стремится сде- лать счастливыми других, осчастливить других и даже все человечество. Д. Дидро писал: “Самый счастливый человек тот, кто дает счастье наибольшему количеству людей”. 341 Насколько оправданно стремление принести счастье наибольшему количеству людей? Здесь возникает другой вопрос: а хотят ли люди, чтобы их осчастливили? Нет ли тут навязывания своей воли и своего понимания (в частно- сти, своего представления о счастье) другим людям, всему человечеству? Нет ли тут эффекта непрошенного благоде- теля, защитника, спасителя? В самом деле, кто просил этих “самоотверженных” делать других счастливыми, при- носить другим счастье? Если они сами себя отвергают (са- моотверженные ведь!), в частности, готовы пожертвовать своим личным счастьем, то как они могут понять, что нуж- но другим людям, какое вообще счастье нужно людям?! Человек, который сам не испытал счастья, — только тео- ретически представляет счастье. А теоретическое счастье может сильно отличаться от действительного счастья, от того, что на самом деле нужно людям. Стремление сделать других людей счастливыми — опас- ная утопия. Никто не может сделать кого-либо счаст- ливым, а тем более принести счастье многим людям. Счастье — категория сугубо индивидуальная. Это значит, что только сам человек может сделать себя счастливым. Он — субъект счастья или несчастья. Человека можно сде- лать богатым (например, оставив ему наследство), дать ему пищу, кров и т. п., но сделать его счастливым нельзя! Ког- да родители думают, что могут сделать своих детей счаст- ливыми, то они глубоко ошибаются. Ошибаются мужья и жены, думающие, что они осчастливливают друг друга. Ошибаются политические и иные деятели, думающие, что они могут принести счастье многим людям. 13.10. Любовь “О любви не говори — о ней все сказано” — эти слова из старой песни. Некоторые и в самом деле так думают: о любви не нужно говорить, а просто любить (т. е. не рас- 342 суждать, не теоретизировать по ее поводу). Нижеследую- щие строки не для этих людей. Они — для жаждущих уз- нать о любви как можно больше, для тех, кто привык не только чувствовать, переживать любовь, но и размыш- лять о любви, чтобы она стала лучше, богаче, сильнее. ЛЮБОВЬ-ЧУВСТВО И ЛЮБОВЬ-ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Любовь не только и даже не столько чувство. В главном своем значении она есть деятельность — ума, души и тела. К любви следует относиться как к особой форме человечес- кой деятельности. Как чувство, противоположное ненавис- ти, она проявляет себя во всех видах человеческой дея- тельности и общения, но как специальная деятельность она осуществляется только в половом общении мужчины и женщины. К сожалению, до сих пор нет целостной философской или научной теории любви. Как объект исследования она отдана на откуп медикам, психологам, специалистам по этике. А они рассматривают любовь каждый “со своей коло- кольни”. Медики — в аспекте отклонений от нормального полового поведения, сексопатологии, психологи — как эмо- ционально-психологическое отношение, специалисты по этике — как нравственную категорию. Недавно появилась новая научная дисциплина — сексология. Но и она рассмат- ривает любовь преимущественно с физической стороны, как секс. Имеется также масса высказываний писателей, дея- телей культуры, философов, ученых, религиозных пропо- ведников, которые в силу своей разрозненности отнюдь не способствуют целостному пониманию любви. Отсутствие полноценной теории любви приводит к тому, что о ней фор- мируются односторонние, искаженные представления. Сре- ди этих представлений наиболее распространенным явля- ется представление о любви как чувстве, желании, влече- нии, т. е. как эмоционально-психологическом отношении субъекта к объекту любви. О любви как чувстве-страсти писали, наверное, почти все писатели прошлого. Да и со- временные писатели недалеко ушли от них. Данное пред- 343 ставление настолько въелось в сознание философов и уче- ных, что они отдают ему дань в специальных книгах о люб- ви, в словарных, терминологических определениях, при- званных быть стандартами научного понимания любви. Большая путаница от того, что одним и тем же словом обозначают человеческое чувство, противоположное нена- висти, и человеческую деятельность, лежащую в основе отношений мужчины и женщины. Путаница эта, правда, исторически объяснима: раньше понятия людей были недо- статочно отдифференцированы друг от друга, недостаточ- но определены в своем содержании, расплывчаты. Так и любовью называли, продолжают называть все, сходное с самым сильным чувством, рождающимся в отношениях мужчины и женщины. Это в какой-то мере оправданно. Ведь в основе любви-чувства и любви-деятельности лежит одно и то же стремление — к гармонии, единству, красоте (пре- красному). Любовь является конкретным (эмоциональным и/ или деятельностным) выражением гармонического проти- воречия. (В самом деле, в любви мужчина и женщина выс- тупают как гармонические противоположности: только бла- годаря своим противоположным половым качествам они любят друг друга. Их любовные взаимоотношения, духов- ные и физические, весьма сложны. Если они заканчивают- ся, то не победой или поражением одной из сторон, а об- щим делом их любви — рождением и воспитанием детей 1 Могут сказать: а как же гомосексуальные отношения? От- вет таков. Во-первых, гомосексуальные отношения не так уж часты; они — исключение из правила, которое лишь подтверждает правило. Во-вторых, и в гомосексуальных отношениях образуются так или иначе своеобразные, ква- зи-противоположности, именуемые “активом” и “пасси- вом”.) Любовь-деятельность есть не просто эмоциональное переживание стремления к гармонии, единству, красоте, а 1 О любви как одной из форм “делания” бессмертия см. стр. 310. 344 само это делание-воспроизводство гармонии, единства, красоты. Именно таковы отношения мужчины и женщины. Разграничивая любовь-чувство и любовь-деятельность, нужно еще отметить, что последняя не всегда связана с высоким накалом чувств, любовных переживаний, т. е. с тем, что обычно поэты и писатели-романтики только и на- зывают любовью. Любовь-деятельность не есть что-то ис- ключительное, встречающееся лишь изредка. Диапазон форм любви-деятельности весьма широк: от непосредственного полового импульса и контакта до высочайших форм люб- ви, в которых половое влечение и общение “одеты” в са- мые нарядные, эстетизированные, духовно осмысленные “одежды” чувств и поведения любящих. По мнению романтически настроенных людей, не вся- кое половое общение есть любовь. Я утверждаю, что если половое общение происходит между нормальными людь- ми, то оно заслуживает того, чтобы его именовали любо- вью — так ведь в простом народе половое общение и назы- вают “любовной связью”, “любовной жизнью”; еще гово- рят: “заняться любовью”, т. е. вступить в половое общение. Конечно, есть любовь и любовь. Есть любовь примитивная, ущербная, неполная и есть любовь высокая, полная, на- стоящая. Вообще любовь такова, каков человек. И если мы всякого человека, каким бы он ни был, называем челове- ком, то и его половые отношения, какими бы они ни были, мы должны называть любовью. ЛЮБОВЬ—СЕКС. Проблема любви и половых отноше- ний приобрела в последнее время заостренную форму: как проблема любви и секса. Любовь и секс порой резко разде- ляют и даже противопоставляют. Конечно, если под любо- вью понимать только чувство, то, безусловно, любовь и секс — разные вещи. Если же любовь понимать как дея- тельность (в аспекте полового общения мужчины и жен- щины), то становится очевидным, что такая любовь необ- ходимо предполагает секс. Ведь что такое секс, как не по- ведение, связанное с удовлетворением половой потребнос- 345 ти? А разве половая любовь возможна без полового влече- ния и действий, направленных на его удовлетворение? Нет, конечно. (Примечание. Половая потребность — очень сложная категория. В своей основе она является органической по- добно потребности в пище. Именно в этом качестве она вы- зывает поллюции у людей, воздерживающихся от половой жизни. И именно это ее качество заставляет многих людей в отсутствие полового партнера заниматься [осознанно или неосознанно] мастурбацией, т. е. самоудовлетворением. У человека половая потребность помимо этой органической основы имеет много других составляющих. Она духовно ос- мысленна, эмоционально насыщенна, эстетизирована, встро- ена в культуру общения, в физическую культуру и т. д. Со- ответственно, удовлетворение половой потребности — весь- ма сложный процесс, далекий от простой органики, с той или иной степенью изощрения.) Некоторые утверждают еще, что секс возможен без любви, что удовлетворение половой потребности не всегда можно назвать любовью. Да, действительно, бывает так, что вступающие в половой контакт не называют свои отно- шения любовью и даже стыдятся называть их любовью. Но от этого любовь не перестает быть любовью. Миллионы людей любят и при этом никогда не употребляют слово “любовь”. (Это примерно так же, как все говорят прозой, но лишь немногие знают об этом.) Если половое поведение исходит от человека и направлено на человека же (на про- тивоположный пол), то оно всегда не просто секс, не про- сто физические действия, манипуляции, а любовь, чело- вечески осмысленная, в той или иной степени одухотворен- ная, окрашенная человеческими чувствами сексуальность. Чисто по-животному человек не может любить, как бы он этого ни хотел; он не может отринуть от себя свою челове- ческую природу. Всякий секс человечен и потому заслужи- вает названия человеческой любви. 346 Неправы те, кто под сексом понимают чистую физику половых отношений. Человек целостен в своих жизненных проявлениях и поступает всегда не только как животное, биологическое существо, но и как существо духовное, нрав- ственное, социальное. Да, секс — физика, но не как нечто самодовлеющее, а как часть любовных, человечески лю- бовных отношений мужчины и женщины, как физическая сторона их любви. Бывают, конечно, случаи, когда любовь и секс рассматривают в аспекте известного противопостав- ления любви настоящей, полноценной, духовно богатой и любви ущербной, духовно бедной, приближающейся к чи- сто животным отношениям. Мир любви так же велик и мно- гообразен, как и мир человека, и существует столько же видов любви, сколько людей. В сексе есть своя поэзия, своя эстетика и даже своя духовность! Сам по себе секс не виноват в том, что он бывает груб, примитивен, неэстетичен, бездуховен. Имен- но от людей зависит его качество. Грубые, примитивные натуры и секс делают таким. Напротив, умные, духовно развитые люди, ценящие физику отношений, и секс дела- ют интеллектуально насыщенным, эмоционально богатым, изощренным, настоящим праздником-пиршеством жизни. ЦЕННОСТЬ ЛЮБВИ ДЛЯ ЖИЗНИ. Существуют две крайности в оценке любви как фактора жизни. Есть люди, которые пренебрежительно относятся к ней или считают ее необязательной для жизни. Их можно только пожалеть. Они лишают себя существенной части жизни. Большинство этих людей так или иначе влюбляют- ся, увлекаются и занимаются сексом. Но все равно, они не дорожат любовью и поддаются ее чарам как бы нехотя, удовлетворяют свои любовные желания в самом простом, примитивном варианте. Между тем любовь — мощнейший двигатель-фактор жизни, благодаря которому и другие ее стороны и сама она в целом обретают смысл-значение, обо- гащаются, расцвечиваются тысячами красок. Под лучами любви все представляется в самом лучшем свете, сама 347 жизнь не только обретает смысл, но и становится посто- янным источником радости-наслаждения. Любящий человек предрасположен к добру, к гармоничным отношениям с дру- гими людьми, вообще со всем миром. Любящий человек, безусловно, любит природу, животных, растения. Любя- щий человек любит себя, свое тело и душу, свою любовь, хочет соответствовать ей, ее чарующей красоте-гармонии, хочет быть лучше, учиться, совершенствоваться, творить, созидать, дерзать, быть достойным предмета любви (люби- мой или любимого). Любовь имеет величайшую ценность благодаря тому, что она является одним из самых сильных источников по- ложительных эмоций, наслаждения и радости. А значение положительных эмоций трудно переоценить. Они ободря- ют, мобилизуют и, с другой стороны, смягчают действие разных стрессоров. Если положительных эмоций мало, то жизнь постепенно превращается сначала в прозябание, пустое существование, а затем в самый настоящий ад. Без любви, без любовных утех человек лишается зна- чительной части положительных эмоций. Он может стать из-за этого мизантропом, психопатом, быстро увядать, дряхлеть, стареть... Если любовь служит злу, то для нее это привходящее обстоятельство. Сама по себе любовь не является ни вам- пом, ни убийцей... Ее нельзя ни демонизировать, ни пред- ставлять эдаким сладким ядом. В большинстве случаев лю- бовь нормальна, т. е. такая, какой она должна быть или имеет место у мужчин и женщин. Сама любовь внутри себя — целый мир, восхититель- ный и прекрасный! Другая крайность в оценке любви: ее абсолютизация. Эта абсолютизация может носить разный характер. Для мо- лодых любовь может быть равна жизни, и они порой ставят вопрос ребром: если нет любви, то не стоит жить (без люб- ви нет жизни). Сколько из-за этого драм и трагедий! Сколь- ко искалеченных жизней, самоубийств! Художественная 348 литература переполнена подобными сюжетами. Вспомним хотя бы трагедию Шекспира “Ромео и Джульетта”. Любовь стоит того, чтобы ради нее жить, но она не стоит того, что- бы из-за нее умирать. Еще одна абсолютизация любви: когда ради любви че- ловек жертвует не жизнью, а другими существенными ее сторонами, например, любимым делом, творчеством... По- гружение в любовь порой затмевает все остальное. Чело- век становится рабом любви, превращается в сексуальную машину, в тряпку, растрачивает свою жизнь на любовные похождения или становится подлецом, нравственным уро- дом, преступником, убийцей. Своеобразной абсолютизацией любви является также проповедь всеобщей любви, когда ее ставят в центр инди- видуальной и общественной жизни. Выше я критиковал та- кую абсолютизацию любви в творчестве Толстого. Итак, кто слишком много внимания уделяет любви, тот, как правило, становится ее жертвой. Погружение в любовь так же опасно, как и бегство от любви. Вообще очень важно, с одной стороны, сознавать жизненную важ- ность любви, а с другой, не переоценивать ее значение. Самоценность любви. Нужно иметь в виду, что лю- бовь относительно независима как от любящего, так и лю- бимого, т. е. от субъекта и объекта любви. Ее относительная независимость от любящего проявляется в том, что она может застать его врасплох или возникнуть даже вопреки его воле и разуму. Ее независимость от объекта любви про- является в том, что конкретный объект может быть не са- мым лучшим вариантом и, более того, как в поговорке “лю- бовь зла, полюбишь и козла”, объект может быть просто ничтожным или опасным для любящего. Чтобы любовь не застала человека врасплох и не диктовала ему своих усло- вий, он должен готовиться к ней, набираться опыта, учиться распознавать возможную любовную лихорадку и тех “лю- бимых”, от которых ему надо держаться подальше. 349 ЛЮБОВЬ: НОРМА, ОТКЛОНЕНИЯ, ПАТОЛОГИЯ. Лю- бовь как род деятельности в своей основе нормальна и в то же время допускает различные отклонения от нормы вплоть до патологии. Есть определенная трудность в оценке того, что является нормальным в любви, а что ненормальным. По всей видимости, нормальная любовь — это половая любовь (между мужчиной и женщиной), которая поддер- живает, гармонизирует, совершенствует настоящую их жизнь и воспроизводит новую. Короче: нормальная лю- бовь — взаимная, разделенная любовь между мужчиной и женщиной. Не следует думать, что нормальная любовь одинакова для всех, что она — образец идеальной любви, которой должна соответствовать реальная любовь. Нормальная любовь едина и многообразна, типична и индивидуальна, серийна и уникальна. Она нормальна, как нормален здоровый человек. Если здоровье для нас — не- пререкаемая ценность, то и нормальная любовь — такая же ценность. Норма в любви — это мера, середина между крайнос- тями, единство и динамическое равновесие противополож- ностей. Так — в общем и целом. Конкретно же норма флук- туирует в ту или иную сторону. Она по своей сути статис- тична. Поскольку нет идеальной середины, идеального рав- новесия, постольку нет и идеальной любви. Реальная лю- бовь всегда чуточку отличается от того, что мы представ- ляем как идеальное. И она разная у разных людей. Нормальным является не только равенство полов, но и некоторое доминирование одной из сторон. Нормально не только равновесие духовного и физического, но и некото- рое преобладание того или другого. У одних может быть более выражено эстетическое (дистантное) начало любви, у других — чувственно-осязательное (контактное). Нормально различие спокойной и страстной любви. Вполне допустимо-терпимо различие любви с эгоцентри- ческим уклоном (когда человек любит больше себя, чем дру- 350 гого) и любви с альтруистическим уклоном (когда человек больше любит другого, чем себя). И т. д. и т. п. Ненормальная любовь — это всякая иная любовь. Ненормальна безответная, неразделенная любовь, по- скольку в ней жажда гармонии и счастья не реализуется. Ненормальна любовь наедине. Это то, что называют само- удовлетворением. Последнее может протекать в двух фор- мах: в виде самопроизвольного удовлетворения полового желания, поллюции, либо в виде мастурбации, осознан- ных действий по самоудовлетворению. Ненормально изнасилование. Ненормальна однополая любовь (гомосексуализм). Ненормально удовлетворение по- лового желания с помощью животных, мертвых и т. п. Не- нормальна виртуальная любовь (по интернету). Напомню, суть половой любви в том, что она пред- ставляет собой гармоническое противоречие и как тако- вая основана на противоположности полов. Без этого про- тивоположения нет настоящей, нормальной любви. Само- удовлетворение, однополая “любовь” (гомосексуализм), из- насилование, удовлетворение полового желания с помо- щью животных, виртуальная любовь и т. д. — лишь тени, бледные копии, суррогаты любви. Они ненормальны имен- но потому, что представляют собой деформацию любви как гармонического противоречия. Например, сколько бы ни лелеяли, ни восхваляли гомосексуалисты свою “любовь”, она всегда будет оставаться деланной, искусственной, ос- нованной лишь на некотором подобии половой противопо- ложности. Вследствие этого она всегда будет “любовью” сек- суальных меньшинств, т. е. исключением из правила. Пре- увеличенное внимание к этой любви в современном обще- стве — временное явление, своеобразные издержки сексу- альной революции. Или виртуальная любовь (по интернету). Она может быть хороша, если является прелюдией или дополнением к жи- вой любви. И она, безусловно, ненормальна, если замещает последнюю. 351 Чисто духовная любовь к противоположному полу (не- разделенная или виртуальная), безусловно, лучше, чем безлюбое состояние (пустота чувств). Более того, она мо- жет быть полезна в общем контексте жизни, как своеоб- разный любовный тренинг и как стимул к творчеству, к са- мосовершенствованию. Тем не менее, человек должен со- знавать недостаточность такой любви, не зацикливаться на ней, стремиться к полноценным любовным отношениям. То же можно сказать о самоудовлетворении. Оно луч- ше, чем ничего, но хуже нормальных половых отношений. Ненормальная любовь — не обязательно патология. Она становится таковой лишь при определенных условиях, а именно: либо в результате психического заболевания, либо как следствие преступных действий. ЛЮБОВЬ И БРАК.Половая любовь — основа брака. Тем не менее нельзя категорично утверждать, что брак по любви во всех случаях лучше брака по расчету. Любовь — необходимое условие брака, но не единственное. Для бра- ка нужны и другие условия: жилищные, финансовые, еди- ный подход к детям, человеческое взаимопонимание... По- этому не должно быть противопоставления брака по люб- ви и брака по расчету. Он должен быть и по любви, и по расчету! Бывают случаи, когда девушка-женщина выходит за- муж не по любви, вынужденно (по расчету или по при- нуждению). Здесь возможны два сценария развития собы- тий: 1) лучший — когда супруги могут постепенно придти к взаимной любви, и 2) худший — когда брак превращается в пытку. В этом случае не следует испытывать судьбу, а нужно без про- медления разойтись. Следует иметь в виду, что современный брак принци- пиально отличается от того, который был еще сто лет назад. Особенно это касается супружеской жизни в боль- ших городах. 352 Во-первых, появился так называемый пробный брак (когда молодые в течение достаточно длительного времени живут как муж и жена без оформления брачных отноше- ний). Во-вторых, широкое распространение получил так на- зываемый гражданский брак (когда мужчина и женщина живут вместе как сожители, опять же без юридического оформления брачных отношений). В-третьих, меняется характер супружеских (внутри- брачных) отношений. На смену строгому единобрачию (с от- дельными, более или менее случайными супружескими из- менами) приходит полулегальная форма брака “с прице- пом” (брак+внебрачные любовные отношения). Все больше жена для мужа перестает быть единственной женщиной, т. е. переходит в разряд главной, но не единственной жен- щины. Постепенно и муж для жены перестает быть един- ственным мужчиной, а приобретает статус главного (но не единственного) мужчины. В строгом смысле моногамия (еди- нобрачие) канула в лету. В-четвертых, скорее правилом, чем исключением ста- новится череда-цепь браков в течение жизни (брак-развод- брак...). Иными словами, если рассматривать брак во вре- мени, то он фактически стал полигамным. Все эти изменения института брака, как мне представ- ляется, не являются результатом падения нравов. Идет глу- бинный процесс либерализации правил жизни, расширяет- ся сфера свободы человека, в том числе и сфера свободы любовных, сексуальных отношений. Институт брака лишь приспосабливается к этому изменению любовных отноше- ний. 13.11. Человеческий смысл творчества Как уже говорилось, смысл жизни человека — в любви и творчестве. В любви человек воспроизводит себя как жи- 353 вое существо. В творчестве он воспроизводит себя как куль- турное животное. Как таковое он не только потребляет культуру, но и создает, творит ее. Производство культу- ры, создание духовных или материальных благ и есть то, что обычно называют творчеством. Ученые вырабатывают знания, художники создают произведения искусства, но- вую эстетическую реальность, изобретатели создают новые предметы, которые увеличивают сумму материальных и духовных благ в обществе. Во всех трех случаях люди ощу- щают себя не только потребляющими, но и творящими. Не случайно во многих религиях идея Бога-творца явля- ется основной. Слово творец имеет величайшую ценность для человека. Творчество в целом обеспечивает прогресс жизни, делает человека более свободным, независимым. Человеческое стремление к бессмертию, вечности, беско- нечности реализуется в творчестве. Вот почему любовь и творчество составляют сущность человека. Какую профессию выбрать? Во-первых, зачем надо осваивать какую-либо профес- сию? В современном обществе в результате исторически сло- жившегося разделения деятельности существует множество профессий: от самых простых до самых сложных. Если че- ловек хочет чего-либо достичь, он должен освоить ту или иную профессию. И чем большего он хочет достичь, тем больше он должен затратить сил на освоение профессии. Отсутствие профессии у взрослого человека означает, что он либо паразит (живет за счет своих родственников), либо способен только к простейшей работе (чернорабочего, убор- щика, грузчика, носильщика и т. п.). В том и другом случае человек ничтожен, в буквальном смысле, находится на дне жизни. Во-вторых, чем надо руководствоваться при выборе про- фессии? Советом близких, знакомых, интуицией, произволь- 354 ным решением (случайным предпочтением), исследованием и размышлением? Некоторые руководствуются советом близких (отца, матери и т. д.). В этом случае есть опасность необретения/ потери своего “я”. Ведь важнейшее качество взрослого че- ловека — самостоятельность. Чаще всего выбор профес- сии по чьему-либо совету — это несамостоятельный, ин- фантильный выбор. Пользоваться советом других можно лишь при условии, если человек сам много размышлял, исследовал и колеблется в выборе. При равенстве альтер- натив совет других может склонить чашу весов в пользу одной из альтернатив. В таком случае совет играет пример- но ту же роль, что и случайное предпочтение (как при бросании жребия). При исследовании и размышлении нужно подумать вот над чем: 1. Что такое я, что такое жизнь, для чего я живу, в чем смысл жизни? Зачем вообще нужно выбирать? Нуж- но ли ставить цель жизни? 2. От чего зависит выбор профессии? Слагаемые выбо- ра: субъективные и объективные факторы, опыт предше- ствующей жизни. Субъективные факторы: особенности психики, телесной организации, характера, мышления. Человек должен себя знать, какой он, чем отличается от других людей и в чем сходство с ними, в чем его сходство и различие с людьми разных профессий. Объективные факторы: жизнь в данное время, в дан- ном месте, в данной семье, стране. Человек должен иметь как можно больше информации о разных профессиях и тенденциях в развитии общества. Опыт жизни: детские впечатления, увлечения и заня- тия, например, впечатления о работе врача или занятия музыкой, жизнь в семье музыкантов, творческие династии (как в цирке). 3. Как попробовать профессию, побывать хотя бы не- много “в шкуре” профессионала? |