Философия. Философия._Балашов Л.Е._2012 -612с. Учебник 4е издание, исправленное и дополненное Что такое философия
Скачать 3.12 Mb.
|
Глава 13. Жизнь, смерть, бессмертие Жизнь, смерть, бессмертие — магические слова, кото- рые значат бесконечно много для каждого из нас. Люди за- думывались над их смыслом с тех пор, как стали людьми. Особенно пытаются разобраться в них философы. И это естественно. Философы — специалисты по общим пробле- мам бытия. Для них жизнь, смерть, бессмертие имеют не личное только, а универсально-всеобщее значение. 13.1. Жизнь. Смысл и цель жизни Жизнь — способ существования живого (организмов, животных, человека), выражающийся, как минимум, в об- мене веществом-энергией с окружающей средой и размно- жении (воспроизведении себе подобных). У живых организ- мов и существ жизнь — биологическая форма деятельнос- ти, у человека — биосоциальная форма. Для человека жизнь — деятельность вообще, интег- ральная деятельность, жизнедеятельность в самом глубо- ком смысле этого слова. На фоне жизни человек осуществ- ляет специальные или специализированные формы деятель- ности, такие, как общение, познание, практическая дея- тельность, труд, отдых и т. д. Эти формы деятельности су- ществуют и развиваются лишь в общем контексте жизни, жизнедеятельности субъекта. Существуют три уровня человеческой жизни, или три жизни человека: 296 1. Растительная жизнь — это питание, выделение, рост, размножение, приспособление. 2. Животная жизнь — это собирание, охота, защита, половое и иное общение, уход и воспитание детей, ориен- тировочная деятельность, игровая деятельность. 3. Культурная жизнь, или жизнь в культуре — это познание, управление, изобретение, ремесло, спорт, ху- дожество (искусство), философия. Эти три жизни относительно самостоятельны, одина- ково важны для человека, взаимодействуют, взаимовлия- ют и опосредуют друг друга. В итоге мы имеем одну весьма многообразную, богатую, противоречивую, человеческую жизнь. Наличие третьего уровня жизни у человека делает его жизнь принципиально отличной от жизни растения или животного, и это отличие увеличивается с каждым шагом по пути прогресса культуры. На основе сказанного можно дать такое определение: жизнь человека есть его жизнь как живого существа и жизнь в культуре. Смысл жизни Вопрос о смысле жизни есть прежде всего вопрос о том, является ли жизнь человеческая осмысленной, т. е. освещена ли она светом разума, мышления 1 или лишена смысла, бессмысленна, никак не управляется разумом че- ловека. Вопрос о смысле жизни есть также вопрос о ее ценно- сти, значимости для самого человека. Имеет ли жизнь смысл, стоит ли жить? 2 1 “Смысл” очень близок по своему значению понятию мысли; “смысл” и “мысль” буквально сливаются в словах “осмысление”, “осмыслить”. 2 Оба значения выражения “смысл жизни” вытекают из значения слова “смысл”. В Словаре русского языка С. И. Ожегова (1991 г.) это слово толку- ется так: “Смысл, 1. Содержание, значение чего-н., постигаемое разумом”. 297 В этом вопросе есть еще такой оттенок: о смысле жиз- ни мы говорим тогда, когда жизнь осмысливается в целом, когда выясняются вопросы: “что такое жизнь?”, “для чего, зачем живет человек”, “для чего, зачем живу я”, “что я делаю в этом мире?”, когда наша жизнь осмысливается в контексте жизни всех людей, вообще жизни на Земле, во- обще бытия мира. Нужно четко различать понятия ”смысл жизни” и “цель жизни”. Когда перед человеком стоит цель стать, напри- мер, врачом, ученым, инженером, то в этом еще нет отве- та на беспокоящий его вопрос о смысле жизни (во всяком случае, ответ ощущается им лишь интуитивно, в чисто эмоциональном ключе). Человек в своих размышлениях идет дальше: для чего нужно стать врачом, инженером, уче- ным? Таким образом, если цель указывает на то, к чему человек стремится, то смысл жизни говорит о том, во имя чего он это делает. Некоторые люди, в том числе некоторые философы, полагают, что смысл жизни в том, чтобы искать этот смысл. Н. А. Бердяев, например, писал: “Пусть я не знаю смысл жизни, но искание смысла уже дает смысл жизни, и я по- свящу свою жизнь этому исканию смысла” (“Самопознание”, гл. III). Такой взгляд на смысл жизни по форме не более чем игра слов, умничанье... Искать все время, всю жизнь смысл жизни — это какой-то инфантилизм. Взрослый, зре- лый человек так или иначе находит смысл жизни и реали- зует его, живет осмысленной жизнью. Человек, ищущий смысл жизни, только пытающийся его найти, — это еще не определившийся, не сформировавшийся человек, кото- рый пока не состоялся как решающий жизненные задачи. Смысл жизни в этом похож на цель. Прежде чем достигать цель, двигаться от цели к результату, человек должен оп- ределить для себя цель, поставить ее. Но целеполага- ние — лишь первый этап. Человек совершает действия не для того только, чтобы поставить, определить цель, а для того, чтобы достигнуть ее. Так и смысл жизни. Поиск смыс- ла жизни — первая часть проблемы. Вторая часть — реа- 298 лизация смысла жизни, смыслозначимая, осмысленная жизнь. Далее, очень важно, с одной стороны, искать и нахо- дить смысл жизни, а, с другой, не переоценивать значение этого вопроса, не зацикливаться на поисках смысла жизни. Жизнь отчасти имеет смысл, а отчасти не имеет. Жизнь имеет смысл в той мере, в какой она осмыслен- на, разумно организована, человечески значима. Жизнь не имеет смысла, т. е. вопрос о ее смысле не- уместен в той мере, в какой она автоматична и раститель- на, в какой она управляется инстинктами, регулируется органическими потребностями. Французское “селяви” (“та- кова жизнь”) как нельзя лучше передает ее автоматизм, растительность. Наличие этой второй стороны жизни по- зволяет человеку не напрягаться слишком сильно в поис- ках смысла жизни, не спешить с жизнезначимыми ответа- ми и решениями, т. е. в какой-то мере расслабиться, от- даться потоку жизни, плыть по ее течению. В чем же конкретно смысл жизни? Ясно, что каждый отвечает на этот вопрос по-своему. С другой стороны, в нем есть общие моменты. Это — любовь и творчество. В подав- ляющем большинстве случаев люди осмысляют-оценивают свою жизнь именно в русле этих двух категорий. Смысл жизни — в любви и творчестве. Любовь поддерживает, ум- ножает жизнь, делает ее гармоничной, гармонизирует. Творчество обеспечивает прогресс жизни. Цель жизни Человек наиболее живет в то вре- мя, когда он чего-нибудь ищет Ф. М. Достоевский Жизнь — это процесс постоянного выбора. В каждый момент человек име- ет выбор: или отступление, или продви- жение к цели. Либо движение к еще 299 большей боязни, страхам, защите, либо выбор цели и рост духовных сил. Выб- рать развитие вместо страха раз десять в день — значит десять раз продвинуть- ся к самореализации. А. Маслоу Цель “задает” целостность деятельности. Если это цель жизни, то она определяет целостность жизни. У человека, не имеющего цели жизни, и жизнь не реализуется как орга- ническое целое в биосоциальном, т. е. человеческом смысле. “Жизнь без цели — человек без головы” — гласит народная мудрость. Не всякий человек ставит перед собой цель жизни, но если ставит, то этим человек полагает ее как целенаправ- ленную деятельность. Вообще в реальной жизни существует целое дерево целей. Цель жизни — это главная или общая цель жизни. Помимо нее существуют либо подчиненные, промежуточ- ные, либо побочные цели. Подчиненные и промежуточные цели — это цели, осуществление которых открывает путь к главной цели жизни, приближает к ней. Побочные или параллельные цели — это цели, которые формируют всю “кухню” жизни, обусловливают полноценное гармоничес- кое развитие человека. В своей сумме они не менее важ- ны, чем главная цель жизни (например, цель укрепить здо- ровье средствами физической культуры, построить дом, различные увлечения, хобби). В некоторых ситуациях воз- никает конфликт между главной целью жизни и побочными целями. Этот конфликт может завершиться либо победой главной цели жизни, либо победой побочных целей. Главная цель жизни — это цель, осуществление кото- рой оправдывает жизнь человека в целом, как личности, субъекта, стоящего где-то наравне с обществом, осознаю- щего свои цели как цели человека вообще или цели того или иного сообщества людей. В главной цели жизни по ло- 300 гике вещей сливаются воедино стремления человека как индивидуума и цели общества. Проблема определения цели жизни сродни проблеме выбора профессии. Более того, первая является, как пра- вило, продолжением второй. В формировании цели жизни “участвуют” и случайность, и необходимость, и внешние обстоятельства, стимулы, и внутренние побуждения, мо- тивы. В некоторых случаях бывает и так, что человек не ос- танавливается на выборе какой-то одной цели жизни (яр- кий пример: две жизни А. П. Бородина как композитора и химика). Если цель поставлена, то она становится законом дея- тельности, категорическим императивом, необходимостью, которой человек подчиняет свою волю. Таким образом, можно видеть две стороны сознатель- ной жизнедеятельности: целеполагание (поиски цели, вы- бор цели) и целенаправленность (целеустремленность, дви- жение к цели, вернее, от цели к результату). Обе стороны важны для человека в равной степени. Отдавая отчет в важности цели и связанных с ней це- леполагания и целеустремленности, не следует, однако, абсолютизировать ее. Жизнь в некотором смысле есть един- ство цели и бесцельности, т. е. единство организованности и неорганизованности, труда и отдыха, напряжения и рас- слабления. Бесцельность реализуется прежде всего в том, что наряду с главной целью жизни существует множество побочных целей. Поиск и реализацию побочной цели (и вме- сте с тем отвлечение от главной цели) можно интерпрети- ровать как бесцельность. Говорят же, что нельзя все вре- мя работать, думать об одном, что нужно отвлечься, раз- влечься, отдохнуть, снять напряжение, переключиться на другой род деятельности. Не случайно современный чело- век все больше внимания уделяет побочным занятиям, хоб- би, интуитивно сознавая, что напряжение труда, главной цели, главного дела жизни может просто уничтожить его. 301 Нужно также иметь в виду, что жизнь человека не всегда протекает на уровне целеполагания и реализации целей. Человек может совершать целесообразные действия, минуя стадию целеполагания, чисто инстинктивно, безот- четно. Например, потребность в отдыхе, сне может “реа- лизоваться” в виде цели (поисков ночлега и т. п.) или непос- редственно — человек незаметно для себя уснул в метро. Или такой пример: когда человек случайно касается рукой горячего предмета, то он отдергивает ее — здесь совер- шено целесообразное действие, но нет целеполагания и сознательного стремления к цели. Когда возникает необходимость целеполагания? Веро- ятно, тогда, когда между потребностью и ее удовлетворе- нием имеется какое-то препятствие (не очень большое, но и не очень маленькое) или для удовлетворения потребнос- ти нужно совершить сложные ориентировочные действия. 13.2. Смерть и бессмертие В живой природе и человеческом обществе связь ко- нечного и бесконечного приобретает характер взаимоопос- редствования. Это отчетливо видно на примере соотноше- ния смертности и бессмертия. Первоначально живое являло собой скорее промежу- точную, переходную форму конечного и бесконечного, чем их взаимоопосредствование. В делении простейших одно- клеточных организмов мы видим некоторую нераздельность, непосредственный переход от конечного к бесконечному (ко- нечное еще не отдифференцировано достаточно четко от бесконечного, а бесконечное от конечного; индивидуум и род еще не обособились друг от друга. Деление одноклеточного организма есть просто его тиражирование, копирование, повторение). Тем не менее уже в делении выступают ос- новные черты размножения — величайшего завоевания жизни. Возьмем для сравнения кристаллическое тело и 302 живой одноклеточный организм. Первое сохраняет себя лишь благодаря устойчивости химических связей между его “ча- стями” и устойчивости самих “частей” — атомов. Возмуща- ющие действия среды сразу или постепенно разрушают кристаллическое тело, прекращают его существование, оконечивают. Конечность кристаллического тела, таким об- разом, не подконтрольна ему самому, внешня ему. Если нет возмущающих действий среды, то такое тело может су- ществовать неопределенно долго, почти вечно. С другой сто- роны, оно совершенно беззащитно перед внешней средой и его существование может прекратиться в любой момент. В самом кристаллическом теле нет программы его оконе- чивания, саморазрушения, перехода в другое тело. Хими- ческая связь, благодаря которой оно существует, “нацеле- на” только на сохранение, на “химическое бессмертие”. Ко- нечное и бесконечное оказываются для бытия кристалли- ческого тела хотя и взаимозависимыми, но все же доста- точно равнодушными друг к другу противоположностями. Совсем другое мы видим у живых организмов. Программа оконечивания заложена в них самих. Если химическая связь внутри кристаллического тела “нацелена” только на сохра- нение, то биохимические процессы, происходящие в жи- вом организме, направлены не только на его сохранение, но и на преобразование, на переход в другой организм и даже на смерть, т. е. разрушение, распад — в случае мно- гоклеточных организмов. Конечный срок жизни живого орга- низма запрограммирован в нем самом: конечное, таким об- разом, присутствует в самом бесконечном, опосредует его. Это одна сторона соотношения конечного и бесконечного применительно к существованию живого. Другая сторона состоит в том, что хотя живой организм и оконечивает себя, он все же сохраняет, обессмертивает себя, делает себя бессмертным — благодаря воспроизведению себе подобных. Своим размножением организм как бы предупреждает раз- рушающее действие времени, осуществляет прорыв в бес- смертие. Кристаллическое тело — игрушка в “руках” при- 303 родной стихии, его время “жизни” целиком зависит от при- хотей окружающей среды. Живой организм, включив в себя конечность, изменчивость, получил возможность приспо- сабливаться к изменяющимся условиям среды и этим в ка- кой-то мере обезопасил себя от них. Он поставил сам себе предел существования, но так, что его конец совпадает с началом существования подобного ему организма, являю- щегося для него дочерним. Последний продолжает “дело” приспособления к изменяющимся условиям среды и так до бесконечности. Живой организм, таким образом, обладает пластичностью, которая совершенно не свойственна крис- таллическому телу. Кристаллическое тело не знает воспроизведения себе подобных и поэтому по отношению к нему бессмысленно говорить о бессмертии рода. Его “жизнь” целиком ограни- чивается рамками “индивидуального” существования. Жизнь же организма неотделима от жизни рода. Его бренность как бы нейтрализуется, снимается в бессмертии рода. С другой стороны, последнее возможно лишь при наличии конечных существований отдельных организмов. Далее, если внимательно приглядеться к различиям внутри живого, то можно увидеть, что для одноклеточных организмов, размножающихся путем митотического деле- ния, противоположность конечности и бесконечности суще- ствования не так ярко выражена, как для многоклеточных организмов, размножающихся половым путем. (Выше я уже говорил о том, что первоначально живое являло собой скорее промежуточную форму конечного и бесконечного, чем их взаимоопосредствование, предполагающее яркую выраженность того и другого как противоположностей.) О конечности существования одноклеточных нельзя говорить как об их смертности. Соответственно и об их бессмертии в строгом смысле говорить нельзя. Ведь бессмертие — про- тивоположность смертности. Одно без другого не существует. Если нет смертности, то нет и бессмертия. Мы же не гово- рим о разрушении кристаллического тела как о его смер- 304 ти и о неопределенно долгом существовании тела как о его бессмертии. Конечно и одноклеточные организмы поги- бают, если условия среды для них крайне неблагоприятны. Но их гибель не есть их смерть в точном смысле этого слова. В них самих нет “механизма”, программы умирания, смерти, как это мы видим у многоклеточных организмов. Последние при любых условиях среды запрограммированы на смерть. Одноклеточные же запрограммированы только на деление, размножение и если погибают, то лишь при неблагоприятных изменениях окружающей среды. Ученые говорят о проверенном в эксперименте делении парамеции в течение 8400 поколений как доказательстве возможности неограниченного процесса последовательных делений. Но сама жизнь демонстрирует нам это на каждом шагу. В на- стоящее время на Земле существуют и процветают много- численные одноклеточные организмы, которые начали де- литься, размножаться миллиарды лет назад. Они факти- чески не знают смерти! Они делятся и делятся практически бесконечное число раз, пока существуют благоприятные условия среды. В свете сказанного хотелось бы обратить особое вни- мание на необходимость четкого разграничения понятий “ги- бель” и “смерть”. Не все, что является гибелью, заслужи- вает названия смерти и, наоборот, не все, что умирает, гибнет. Строго говоря, смерть — это прекращение жизне- деятельности многоклеточного организма в результате со- вместного действия внутренних и внешних факторов жиз- ни (естественного развития организма и неблагоприятных условий среды). Одноклеточные организмы, делящиеся ми- тотически, не умирают, поскольку их естественное разви- тие приводит к делению, а не к смерти. Если их жизнедея- тельность прекращается, то не в результате естественно- го развития, а вследствие неблагоприятных внешних воз- действий. Поэтому прекращение их жизнедеятельности сле- дует называть не смертью, а гибелью. Гибель — это пре- кращение существования чего-либо живого (или связанно- 305 го с ним) вследствие внешних неблагоприятных воздействий. Гибнут не только отдельные живые организмы, но и их сообщества (надорганизменные образования — популяции, человеческие цивилизации, народы, государства), гибнут также предметы культуры и т. д. Итак, феномен смертности возникает лишь на стадии многоклеточных организмов, размножающихся половым пу- тем. Эти организмы не просто гибнут, а умирают. Их смерть обусловлена как внешними случайными причинами, так и внутренними условиями существования, что дает основа- ние рассматривать ее как необходимый момент оконечива- ния жизни многоклеточных организмов. На запрограммированный характер смерти у высших орга- низмов косвенно указывает такой факт. Отдельные организмы в силу каких-то наследственных аномалий ускоренно прохо- дят этапы жизненного цикла и умирают намного раньше своих сородичей. Венгерский король Людовиг II в 14 лет имел боль- шую бороду, а в 18 лет она поседела. В 30 лет Людовиг умер со всеми признаками глубокой старости. Медицинская статис- тика знает случаи, когда новорожденные оказывались малень- кими стариками. Индивидуальное развитие многоклеточного организма закономерно приводит его к смерти. Смерть как запрограммированный конец — эволюцион- ное приобретение жизни, и не исключено, что человек, изменив соответствующим образом свою генетическую про- грамму, может покончить со смертью. Жизнь как таковая не носит в себе зародыш смерти. Она, бесспорно, носит в себе зародыш изменения, преобразования, но не смерти, а тем более не гибели. Возникновение смерти как явления оконечивания жиз- ни привело к большей дифференциации (большему проти- вопоставлению) конечного и бесконечного. Смертность от- дельного биологического индивида и бессмертие рода — это, в известном смысле, кричащие противоположности. С другой стороны, большая дифференциация конечности и бесконечности существования сопровождалась углублени- 306 ем их взаимоопосредствования, опосредствующих связей между ними. Половое размножение как раз играет роль та- кого опосредователя. Оно, с одной стороны, противопос- тавляет организм и род (конечное и бесконечное), а, с дру- гой, является связующим звеном между ними. Противопоставляющая роль полового размножения со- стоит в том, что оно, во-первых, делает ненужным инди- видуальное “бессмертие” организма и, во-вторых, при по- ловом размножении организм не повторяется полностью в своем потомстве, не тиражируется один к одному и, следо- вательно, не сохраняет себя в своей особенности. Конеч- ность, особенность, индивидуальность отдельного организ- ма выступает в этом случае ярче, острее, обнаженнее. Роль полового размножения как связующего звена со- стоит в том, что оно “приобщает” организм к бессмертию и в гораздо большей степени, чем это было у делящихся организмов. Продолжение рода — реальное биологическое бессмертие высших организмов. В нем мы видим постоян- ный переход конечного в бесконечное, а бесконечного в ко- нечное, причем так, что ни конечное, ни бесконечное не исчезают, но сохраняются как моменты этого перехода. В чисто конечном существовании нет продолжения рода, как нет его и в чисто бесконечном существовании. В человеческом обществе происходит дальнейшее уг- лубление взаимоопосредствования конечного и бесконечно- го. Проблема смертности и бессмертия осознается и реша- ется как одна из важнейших проблем человеческого бытия. Многие философы связывают эту проблему с пробле- мой смысла жизни. И это справедливо, поскольку данная проблема заставляет человека, хочет он того или нет, ос- мысливать жизнь в целом. Жизнь, смерть, бессмертие — явления одного поряд- ка. И если жизнь противоположна смерти, а смерть — бес- смертию, то, следовательно, жизнь и бессмертие суть одно и то же. Из этого умозаключения мы можем видеть, что бессмертие — не потусторонняя для жизни категория, а 307 внутренне присуще ей. С другой стороны, смерть (как это мы выяснили раньше) не совсем внешня жизни, хотя и про- тивостоит ей. Правильно поэтому сказать так: жизнь со- здает и разрешает противоречие между смертностью и бессмертием. В этой формуле — общее решение пробле- мы смертности и бессмертия. Точка зрения, которая противопоставляет смертность и бессмертие, считает их несовместимыми, несоединимы- ми, в конечном счете парализует волю и разум людей или заводит их в тупик В самом деле, тот, кто отрицает смер- тность и верит в личное бессмертие (бессмертие души), тем самым обесценивает реальную жизнь, как бы сказать, совместную жизнь души и тела. А тот, кто считает, что человек только смертен, стремится жить одним днем, не заботясь о будущем, не заботясь об улучшении жизни во- обще, так как для него существует только понятие его конкретной, данной жизни. Я взял крайние случаи, но они наглядно показывают, к чему может привести противопоставление смертности и бессмертия, абсолютизация одной из сторон этого проти- воречия жизни. |