Философия. Философия._Балашов Л.Е._2012 -612с. Учебник 4е издание, исправленное и дополненное Что такое философия
Скачать 3.12 Mb.
|
Человек должен заботиться о благе и счастье не только в рамках 322 своего личного “я”, а в масштабе всего общества. Только тогда он будет истинно счастлив, а имя и дело его пережи- вут века. 13.6. Актуальное бессмертие (жить настоящим, в настоящем) Имеется множество свидетельств философов, ученых, деятелей культуры о том, что любовь и творчество раз- двигают пределы жизни в глубину, открывают в ней самую настоящую бездну — то, что я называю актуальным бес- смертием. Между тем феномен актуального бессмертия до сих пор мало изучен и осмыслен. Если о потенциальном бес- смертии говорили и писали многие и много, то о существо- вании актуального бессмертия догадывались лишь некото- рые. В чем тут дело? Здесь можно указать три причины. Во-первых, как я уже говорил, люди заметили, осоз- нали прежде всего потенциальное бессмертие. Это связа- но с тем, что человек больше внимания обращает на ко- нечные результаты, плоды деятельности, а по поводу са- мой деятельности, того, как она протекает, он не размыш- ляет, а если и размышляет, то во вторую очередь. Потен- циальное бессмертие, воплощенное в оставленных следах, кажется более зримым, реальным, чем актуальное бессмер- тие, переживаемое в процессе самой деятельности. Во-вторых, религиозная концепция бессмертия ориен- тировала сознание людей лишь в направлении потусторон- ней, посмертной, загробной жизни, т. е. того, что я назы- ваю иллюзорным потенциальным бессмертием. Земную жизнь религия обычно рассматривала как нечто весьма зыбкое, быстропреходящее, временное, лишь в аспекте ее конеч- ности (малости, ничтожности). В-третьих, невыясненность проблем актуальной беско- нечности в математике и споры математиков по поводу су- 323 ществования/несуществования актуальной бесконечности отрицательно сказывались на разработке проблем актуаль- ного бессмертия. Понимание бессмертия только как потенциального ущербно. Ведь что получается? Моя смертная жизнь здесь, в настоящем, а моя бессмертная жизнь — там, в будущем, после моей смерти. Это разделение настоящей жизни и по- смертного бессмертия мало чем отличается от христиан- ского разделения земной жизни и бессмертной жизни души за гробом. Д. Дидро, имея в виду именно такое понимание бессмертия, писал: “Потомство для философов — это по- тусторонний мир для верующего”. В журнале “Крокодил” по поводу такого понимания бессмертия была горькая шутка: “Бессмертие плохо тем, что оно приходит посмертно”. Че- ловеку мало бессмертия потом. Ему подавай его сейчас, в этой жизни, или вообще не говори о нем, молчи. Актуальное бессмертие есть не что иное, как опосред- ствование конечного бесконечным, преходящего вечным. Оно может быть большим или меньшим в зависимости от глубины опосредствования. А она зависит от человека. В. Г. Белинский об этом хорошо сказал: “Жить — значит чувствовать и мыслить, страдать и блаженствовать; вся- кая другая жизнь — смерть. И чем больше содержания объемлет собою наше чувство и мысль, чем сильнее и глуб- же наша способность страдать и блаженствовать, тем мы больше живем: мгновение такой жизни существеннее ста лет, проведенных в апатической дремоте, в мелких дей- ствиях и ничтожных целях”. Время имеет для человека разную ценность, разную степень глубины. Чем больше человек делает и чем более важные события в его жизни происходят, тем острее, глуб- же ощущение им каждого мгновения жизни, тем интен- сивнее протекает его жизнь. О том, что время есть нечто резиновое, растягивающееся или сжимающееся, люди зна- ли, догадывались давно. Сенека писал: “Жизнь долга, если 324 она полна... Будем измерять ее поступками, а не временем”. Немецкая поговорка гласит: “Трудолюбие из одного дня два делает”. Известен феномен резинового времени. В. Демидов пишет: “Если восприятие длины отрезка времени действитель- но зависит от того, сколько “опорных точек” сохранилось в памяти, становится понятным и такой парадокс: старики жа- луются, что жизнь промелькнула, как миг, а детям все ка- жется, что годы тянутся слишком медленно (...)” Для ребенка “каждый прожитый час открывает нечто неизведанное, любо- пытное. Память отмечает новые факты, — вот и ощущение медленного хода времени. А взрослый человек с устоявшимся бытом и привычками, в его жизни дни похожи друг на друга, а значит, нет информационно ценных обстоятельств, зацепок для воспоминаний, так что время субъективно ускоряет свой бег. Мера информации — это мера неожиданности сообще- ния. Его нетривиальность” (Демидов В. Время, хранимое как драгоценность. М., 1977). Да, именно новизна является тем фактором, благодаря которому интенсифицируется жизнь человека. Она — мера актуального бессмертия. Чем больше новизны в жизни че- ловека, тем больше она длится. Особенно ценна та новиз- на, которая рождается в актах любви и творчества. Ценна тем, что это не новизна ради новизны. Новизна в любви и творчестве созидательна, ведет к новой новизне, раздвига- ет границы жизни не только актуально, но и потенциаль- но (порождает как актуальное бессмертие, так и потенци- альное). Нужно жить так, чтобы день ощущался как год, а год как жизнь. 13.7. Активное долголетие Выше была рассмотрена взаимосвязь смертности и бес- смертия в общем плане, безотносительно к конкретным сро- 325 кам индивидуального существования человека. Здесь, од- нако, есть еще один вопрос, который обычно упускается философами из виду и лишь в последнее время привлек их внимание. Речь идет о проблеме активного долголетия. Осоз- нав, что конечность бытия есть нечто неизбежное, люди стали думать над тем, а нельзя ли расширить границы сво- его конечного бытия, нельзя ли продлить молодость, жизнь и т. д. Вспомним гетевское: “Остановись, мгновенье, ты пре- красно!” Это, конечно, мечта. Но почему мечту нельзя спу- стить на землю, оформить в виде конкретной цели, чтобы хоть в какой-то мере она приближала нас к мечте?! Неко- торые размышляют так: если мы смертны, рано или по- здно умрем, то зачем нам еще заботиться о продлении жизни, о каких-то лишних годах жизни, и вообще, какое крохоборство считать годы, стремиться прожить как мож- но дольше несмотря на дряхлость, немощь и т. д. Таким людям все равно, сколько жить: сорок или восемьдесят лет. Действительно, есть такой тип людей. Это, как правило, короткожители. Они психологически не настроены на дол- гую жизнь, на то, чтобы специально заботиться о ее дле- нии. Большинство же людей стремятся не просто жить, а жить возможно дольше. И это нормально. Вообще среди реальных противоречий жизни существу- ет и это: антитеза коротколетия и долголетия. Весьма примечателен спор двух выдающихся писателей — 32-лет- него Карела Чапека и 65-летнего Бернарда Шоу. После- дний написал философскую драму “Назад к Мафусаилу”, прославлявшую долгожительство. Карел Чапек возразил ему комедией “Средство Макропулоса”. Бернард Шоу дожил до 94-х лет. Карел Чапек — всего до 48. Эти писатели своей жизнью продемонстрировали антитезу коротколетия и дол- голетия. Проблема долголетия не сводима ни к проблеме про- должения рода, ни к проблеме творческого бессмертия. Не случайно пишущие на тему о смертности и бессмертии, как правило, игнорируют эту проблему и даже выставляют 326 ее в односторонне негативном свете. И на это есть свои причины. В чистом виде стремление к долголетию, к воз- можно большему длению жизни превращается в пустое стремление прибавить годы к жизни, а не жизнь к годам. Как есть короткожители, которым все равно, сколько жить, так есть и фанаты-долгожители, которые стремле- ние жить возможно дольше превратили в самоцель. Об этой крайности в поведении людей говорят примеры долголет- него прозябания, “дрожания”, такие, как описанные в ми- ровой литературе 100-летняя жизнь премудрого пескаря из сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина или такая же долгая жизнь Тимоти Форсайта из “Саги о Форсайтах” Д. Голсуорси. Антитеза коротколетия и долголетия чаще всего вы- ражается именно в этом противопоставлении качества и количества жизни . Одни готовы пожертвовать или жер- твуют количеством жизни во имя ее качества, а другие, напротив, готовы пожертвовать или жертвуют качеством жизни во имя ее количества. Действительно, порой возни- кают ситуации “или-или”. Во имя высокого качества жизни человек может обречь себя на короткую, подобную молнии, жизнь. Такой человек — герой. Он рискует или вынужден рисковать в исключительных обстоятельствах. Есть целые профессии — военных, спасателей, испытателей и т. п., — в которых количество жизни приносится в жертву ее каче- ству. С другой стороны, боясь риска, люди жертвуют каче- ством жизни во имя ее количества. Их жизнь, хоть и дол- гая, но пресная, скучная. Стремление к долголетию, если оно не сопровождает- ся стремлением к достойной жизни, бессмысленно. Долго- летие ради долголетия — все равно, что страсть к накопи- тельству, к деланию денег ради денег. Не существование ради существования, а активное, т. е. богатое чувствами, мыслями, действиями долголетие — вот задача для насто- ящего человека! Воистину счастливы те люди, которые умеют соеди- нить качество и количество жизни, для которых не суще- 327 ствует ситуации “или-или”: прибавлять жизнь к годам или годы к жизни. Почему люди стремятся жить как можно дольше и почему надо жить как можно дольше? Жить нужно как можно дольше, во-первых, потому, что человек лишь с годами накапливает опыт, знания, уме- ния, и чем больше он живет, тем богаче и продуктивнее его опыт, тем обширнее и глубже его знания и тем совер- шеннее его умения. Мудрость приходит с годами, и чем больше лет, тем мудрее человек. Во-вторых, нужно жить как можно дольше для того, чтобы решать большие задачи — такие, которые выходят за рамки нескольких лет или нескольких десятков лет жиз- ни, которые требуют выхода за пределы обычного срока жизни. Для творческого человека нет предела дерзанию и его, конечно, стесняют рамки конечной жизни. В-третьих, нужно жить как можно дольше для того, чтобы живьем передавать свой опыт младшим поколениям, чтобы предки и потомки (прапра-...дедушки и прапра-...вну- ки) имели возможность живого общения, чтобы была ситу- ация не смены поколений, а умножения поколений. Противоречие смертности и бессмертия находит, так сказать, свое непосредственное разрешение в борьбе за продление жизни, за активное долголетие. Проблема дол- голетия — особая проблема, имеющая для человека и че- ловечества относительно самостоятельное значение. Она обнаруживает подвижность, условность границ между ко- нечностью и бесконечностью существования. Благодаря ей люди осознали, что конечное и бесконечное — не застыв- шие, неподвижные противоположности, что между ними есть переходы, промежуточные звенья. Стремление к дол- голетию означает переход (хотя бы маленький, частичный) от конечности к бесконечности существования, от смерт- 328 ности к бессмертию, выход за рамки чисто конечного бытия, движение в сторону бесконечного существования. Это стрем- ление реализуется в разных формах и на разных уровнях. На уровне отдельного человека решается задача так оздоровить жизнь, т. е. так наладить здоровый образ жиз- ни, чтобы продлить ее до максимального предела видовой продолжительности жизни человека как представителя рода “homo sapiens”. Этот предел, по разным оценкам ученых, равен 120—150 годам. На уровне человечества решается на- учно-практическая задача раздвинуть рамки видовой про- должительности человека, изменить генетическую програм- му оконечивания индивидуальной жизни в сторону ее мак- симально возможного продления. Уже сейчас ученые тру- дятся над разгадкой генетического механизма, ограничива- ющего видовую продолжительность жизни человека. Безус- ловно, они разгадают этот механизм и найдут способы воз- действия на него в сторону значительного увеличения ви- довой продолжительности жизни. Почему люди не мирятся с тем сроком жизни, который им отвела природа? Позволительно ответить вопросом на вопрос: а почему, собственно, люди должны мириться с этим сроком жизни? Разве данное конечное число лет задано природой на все времена? Нет. Первые живые организмы на Земле существовали от деления до деления всего ка- ких-то несколько часов. За три с лишним миллиарда лет становления жизни этот срок жизни отдельного организма возрос с нескольких часов до нескольких десятков лет у высших животных и человека, т. е. примерно в 200 000 раз. Вполне естественно предположить, что природа отнюдь не остановилась на достигнутом сроке жизни и пойдет даль- ше в пролонгировании жизни. Нет никаких оснований пола- гать, что 100 лет жизни заказаны человеку на все времена. Если человек — вершина эволюции живой природы на Зем- ле — живет в 200 000 раз больше простейших живых орга- низмов, то, значит, возможно и такое положение, когда природа в лице человека, становясь дальше, усложняясь и 329 совершенствуясь, выйдет на новые рубежи продолжитель- ности жизни — в 200 000 раз против сегодняшних 100 лет. Как поправить-укрепить свое здоровье? Мудрый человек предотвращает бо- лезни, а не лечится от них. Китайская мудрость К сорока годам человек или сам себе врач, или глупец. Девиз натуральной гигиены Не нужно доказывать, что здоровье человека — чрез- вычайно сложная, индивидуально варьирующая, развива- ющаяся категория, связанная с его сущностью. И в то же время это самая что ни на есть норма. Здоровье — норма, нормальное состояние человеческого организма. Болезнь — отклонение от нормы, патология. Смерть — прекращение, уничтожение нормы. Среднестатистически здоровье человека на 70—90% зависит от образа жизни и лишь на 30—10% — от других факторов (наследственности, медицины, чистой случайнос- ти). Здоровый образ жизни, как правило, зависит от созна- тельных усилий системного характера. Человек должен еще в молодости выработать для себя программу гармоническо- го развития и активного долголетия и следовать ей всю жизнь. Береги платье снову, а честь смолоду. То же каса- ется и здоровья. Что надо делать для того, чтобы жить долго и счастливо? Мы, люди, — живые существа, часть живой природы. С другой стороны, мы не просто продолжаем живую при- 330 роду, а создали свой особый, человеческий мир и живем по своим законам, порой наперекор живой природе, вопреки ей. Природа заложила в нас определенный цикл разви- тия — рождение, рост, зрелость, старение, смерть. Мы, конечно, не можем пока изменить этот цикл, устранить из него две стадии — старение и смерть. Но в наших силах отодвинуть наступление старческой немощи и следующей за ней смерти. Раньше ведь как было. Человек большей ча- стью жил как животное и старость принимал как должное. Думал, что старческую немощь не отменить, что если на роду написано с годами стареть, дряхлеть, наживать бо- лезни, тяжелеть, терять силу и т. д., так тому и быть. Ино- му пожилому человеку говоришь: у Вас лишний вес, — а он в ответ: так положено, это возрастное. Да, действитель- но, если жить по-животному (как задано природой), то при переходе от зрелости к старости сытая жизнь неизбежно приводит к избыточному весу, ожирению. Теперь, однако, многие люди думают по-другому. Они рассуждают пример- но так: мы — разумные существа, много уже знаем, пони- маем и поэтому должны направлять, корректировать есте- ственный ход жизни, сопротивляться в отдельных случаях заданному природой. Если природа заложила в нас посте- пенное снижение двигательной активности после репродук- тивного периода (20—30 лет), постепенное повышение ап- петита сверх меры (вследствие понижения чувствительно- сти к пище), то мы должны воспрепятствовать этому: не ослаблять двигательную активность, поддерживать ее на оптимальном уровне, питаться не в соответствии со своим аппетитом, а с учетом расхода калорий. В самом деле, каж- дый из нас, из тех, кто живет 35 и больше лет, на себе ощутил почти фатальное снижение двигательной активно- сти и, как следствие этого, уменьшение ловкости, гибкос- ти, потяжеление, появление жировых отложений, учаще- ние и усиление различного рода заболеваний. Каждый не- вольно замечал за собой, что стал больше лениться, боль- ше стремиться к покою, к пассивному отдыху, быстрее ус- 331 тавать и т. д. и т. п. С понижением двигательной активности люди слабеют, а слабея, быстрее устают. Усталость же приводит к желанию отдохнуть, т. е. к еще большему сни- жению двигательной активности. Возникает порочный круг: снижение двигательной активности — уставание — от- дых — еще большее снижение двигательной активности и так до смерти. Как мне представляется, каждый человек, если он не хочет плыть по течению жизни и быть рабом природы, дол- жен на определенном этапе жизни выработать для себя про- грамму полноценной, активной, долгой жизни. Это действи- тельно должна быть программа, потому что от очень мно- гих ”вещей” зависит жизнь человека. Если кто-то думает, что может обеспечить активное долголетие с помощью ка- ких-то пилюль или какой-то диеты или даже каких-то физических упражнений, тот глубоко ошибается. Нужен комплекс мер, действий, жизненных условий. Это не обя- зательно только специальные меры и действия по обеспе- чению долголетия, не обязательно какие-то особые жиз- ненные условия. Если жизнь полноценна, то она при про- чих нормальных условиях будет долгой и счастливой. Я выработал для себя такую программу гармоническо- го развития и активного долголетия: 1. Постоянная ориентация на полноценную жизнь, ак- тивное долголетие, бодрость духа, оптимизм, жизнерадо- стность и жизнелюбие. 2. Любимая работа, творческий труд. 3. Любовь, семья, дети. 4. Духовное совершенствование, постоянный контакт с духовной культурой человечества. 5. Физическое совершенствование, регулярная физичес- кая нагрузка, всесторонняя тренировка тела, подвижный образ жизни. 6. Рациональное, полноценное, сбалансированное, эко- логически чистое питание. 332 7. Физическое и психологическое закаливание, повыше- ние сопротивляемости организма к различным возмущаю- щим факторам. 8. Контакт с людьми, соблюдение баланса между об- щением и уединением. Жизнь в соответствии с золотым правилом поведения: “Не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе” и “Поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой”. 9. Соблюдение баланса между трудом и отдыхом, меж- ду активным и пассивным отдыхом, напряжением и рас- слаблением. 10. Общение с природой; пребывание по возможности в благоприятной окружающей среде. Программа учитывает практически все факторы и ус- ловия жизни. Тем не менее возможны и другие варианты программы. Люди весьма различны и по своей генетике, и по своему воспитанию, и по условиям жизни. Здесь не мо- жет быть шаблона. |