Главная страница
Навигация по странице:

  • - - [ - - ]

  • 11.6. Причина-действие-следствие

  • Философия. Философия._Балашов Л.Е._2012 -612с. Учебник 4е издание, исправленное и дополненное Что такое философия


    Скачать 3.12 Mb.
    НазваниеУчебник 4е издание, исправленное и дополненное Что такое философия
    АнкорФилософия
    Дата25.06.2022
    Размер3.12 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаФилософия._Балашов Л.Е._2012 -612с.pdf
    ТипУчебник
    #615177
    страница13 из 35
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   35
    11.4. Действительность
    Действительность — момент становления, противо-
    полагаемый возможности. Это — “внешнее” определение категории действительности. Только в соотношении с кате- горией возможности действительность может быть опре-

    249
    делена как специфическая категория, отличающаяся от всех других категорий.
    Как я уже говорил, весьма распространенным являет- ся употребление слова “действительность” в расширенном значении (“объективной или материальной реальности”,
    просто “реальности” или даже “мира в целом”
    1
    ). Вследствие такого употребления слова существует постоянная опас- ность абсолютизации категории “действительность” и, со- ответственно, недооценки категории “возможность”. Если говорить “по истине”, “по логике вещей”, то нужно при- знать, что понятие действительности по отношению ко все- му миру (всей реальности) не имеет смысла. Оно охватыва- ет лишь то, что существует в некоторый отрезок времени и в некотором пространстве. Не приходится говорить о дей- ствительности того, что было и чего уже нет и что будет,
    но еще не наступило. Также не приходится говорить о действительности (или недействительности) того, что вы- ходит за пределы некоторой области пространства и нахо- дится в бесконечном удалении от нее. Мир в целом абсо-
    лютно бесконечен. Действительность же не является аб- солютно бесконечной (т. е. абсолютно безграничной в про- странстве и вечной во времени).
    Понятие действительности охватывает некоторую со- вокупность реальностей, как-то связанных друг с другом.
    (Именно поэтому, кстати, мы называем действительность
    целокупностью). Конкретная связь реальных объектов яв- ляется необходимым условием существования действитель- ности как некоторой категориальной реальности в ее связ- ности, целостности, сращенности. Ясно, что целостность действительности нельзя представлять в том же смысле,
    что и целостность тела, вещи (атома, например). Однако ее нельзя представлять и в смысле целостности мира в це- лом (равной, по существу, нецелостности). Понятие мира охватывает и такие объекты, связь которых “стремится” к нулю, а уж об их конкретной связи нечего и говорить.
    1
    См.: Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1991.

    250
    Когда мы ведем речь о конкретных вещах и явлениях,
    то в хорошем приближении допустимо говорить о действи- тельности в значении существующей реальности, подразу- мевая под ней только эти конкретные вещи и явления. Здесь наблюдается примерно та же картина, что и в случае евк- лидова и неевклидова пространства. В нашем земном мак- ромире мы можем со значительной долей истины считать,
    что все пространство является евклидовым. Но как толь- ко мы выходим за пределы этого мира, то должны при- нять во внимание, что понятие евклидова пространства имеет ограниченный смысл, т. е. его нельзя распространять на все пространство мира.
    Если мы отождествляем действительность с миром, ре- альностью вообще, то трактуем мир, реальность, хотим мы этого или нет, лишь в аспекте действительности, а воз- можность либо вообще упускается из виду (на такой пози- ции стояли мегарцы, которых критиковал Аристотель), либо ставится в подчиненное положение по отношению к дей- ствительности.
    Весьма опасно порой рассматривать конкретные про- блемы лишь в аспекте действительности, существования.
    В качестве примера можно привести то, как трактуют не- которые моралисты и ученые-этики извечную проблему доб-
    ра и зла (см. ниже п. 15.11 “Добро и зло в плане соотноше- ния действительности и возможности”, стр. 418).
    Структура действительности. “Внутреннее” опреде- ление категории таково: действительность есть целокуп-
    ность, объединяющая закон, статистическую закономер-
    ность, явление, сущность.
    Закон и явление — противоположные стороны или виды действительности.
    Статистическая закономерность — промежуточная категория, осуществляющая “плавный”, постепенный пе- реход от закона к явлению или от явления к закону. Так называемые “теоретические” статистические закономерно- сти ближе “стоят” к закону, а так называемые “эмпиричес-

    251
    кие” статистические закономерности (устойчивости, регу- лярности) ближе “стоят” к явлению.
    Сущность — органическое единство, взаимоопосред- ствование закона и явления.
    См. ниже диаграмму (структурную схему) категории
    “действительность” (рис. 18).
    11.5. Закон и явление
    Закон и явление, как необходимость и случайность,
    можно характеризовать в следующих аспектах. Прежде всего они противостоят друг другу как всеобщее, единствен- ное и специфическое, единичное.
    Закон есть всеобщая, единственная действительность.
    Явление есть специфическая, единичная действитель- ность, одна из многих действительностей.
    Закон определяет единообразие действительности.
    Рис. 18. Диаграмма (структурная схема) категории
    “действительность”
    ? ? ? ? ?
    ???????????
    -
    ??? ??????-
    [
    ???????
    -
    ????????
    ????????
    -
    ?????????
    ]
    ????? ???????? ???????
    (
    ???????
    ) {
    ?????
    -
    [??????????]
    -
    ??????????
    }
    [
    ????
    -
    ????????
    -

    ?????????
    ]
    ? ? ? ? ? ?
    ?
    ?
    ?
    ?
    ?
    ?
    ?
    ?
    ?
    ?
    ?
    ?
    ?
    ?
    ?
    ?
    ?
    ?

    252
    Явления в совокупности составляют многообразие дей- ствительности.
    Закон — бывает так и только так, единственным об- разом. Он есть тождественное в действительности.
    Явление — бывает так, а бывает и по-другому или со- всем наоборот. Оно есть различное и противоположное в действительности.
    Статистическая закономерность — бывает так, а быва- ет и несколько иначе, в той или иной степени “инаковости”.
    Закон есть внутренняя сторона действительности, или внутренняя действительность. Непосредственно, через орга- ны чувств или приборы, закон не наблюдаем, сам себя он не обнаруживает. Обнаружить или наблюдать его можно только косвенно, через явления.
    Явление есть внешняя сторона или, короче, внешняя действительность. Его можно наблюдать непосредственно,
    через органы чувств или через приборы.
    Закон представляет ту сторону действительности, ко- торую можно характеризовать словами “определенность”,
    “упорядоченность”, “порядок” и т. п.
    Явление, напротив, представляет ту сторону действи- тельности, которую можно характеризовать словами: “нео- пределенность”, “хаотичность”, “неупорядоченность”, “бес- порядок” и т. п.
    Порядок и беспорядок (хаос), упорядоченность и не- упорядоченность — две “половины” “пространства” действи- тельности, выражающие, с одной стороны, законосообраз-
    ную действительность а с другой — являющуюся действи- тельность.
    Закон как внутреннюю, ненаблюдаемую сторону дей- ствительности и явление как внешнюю, наблюдаемую сто- рону можно охарактеризовать кантовскими терминами —
    “вещь в себе” и “вещь для нас”.
    Как уже говорилось, между законом и явлением имеет место плавный переход, т. е. нет резкой грани. Есть законы,

    253
    которые ближе стоят к явлениям, а есть такие, которые дальше отстоят от них. Более общие законы “охватыва- ют”, соответственно, большее количество явлений и, сле- довательно, дальше отстоят от каждого явления в отдель- ности. Менее общие законы “охватывают” меньшее коли- чество явлений и, следовательно, ближе стоят к ним, пол- нее их характеризуют. Здесь можно провести аналогию меж- ду явлениями и законами, с одной стороны, и рядовыми подчиненными и начальниками, с другой. Чем более высо- кий пост занимает начальник, тем он дальше от рядового подчиненного.
    То же можно сказать о явлениях. Подобно тому, как существуют более общие и менее общие законы, суще- ствуют и явления более частые и менее частые, т. е. менее редкие и более редкие. Например, дождь в пустыне — ред- кое явление, а в умеренной зоне — частое явление; или выпадение снега летом — чрезвычайно редкое явление в умеренной зоне, а зимой — частое явление; или крупный выигрыш в лотерее — очень редкое явление, а небольшой выигрыш — частое явление. Таким образом, как законы бывают различной степени общности, так и явления быва- ют различной степени “встречаемости” — от почти неверо- ятных, небывалых, уникальных до обычных, рядовых, слу- чающихся в массовом порядке.
    Имеются еще апериодические и периодически повто- ряющиеся явления (например, землетрясения в первом слу- чае и затмения солнца и луны во втором случае).
    Частые, обычные или периодически повторяющиеся явления ближе стоят к законам, как бы непосредственно примыкают к ним. Именно о таких явлениях можно ска- зать, что в своей массе они выражают закономерность, яв- ляются формой проявления закона, ареной действия зако- на. Частые или массовые явления “управляются” статисти- ческими закономерностями или “управляют” ими, что одно и то же.
    Явления редкие, чрезвычайные, необычные, уникаль- ные дальше отстоят от законосообразности; они по своему

    254
    происхождению являются выражением чистой случайнос- ти. Именно такие явления генерируют беспорядок, хаос.
    (Например, такое чрезвычайное явление, как землетрясе- ние значительной силы в населенной местности, дезоргани- зует жизнь людей, а порой и прекращает ее. Мощное извер- жение вулкана на острове “Санторин” несколько тысяч лет назад погубило высокоразвитую цивилизацию на Крите.)
    В неорганической природе закон и явление — только
    полюсы взаимозависимости, т. е. в какой-то мере внешни друг другу. Если они соприкасаются, то предстают как бы в разжиженном виде — в виде массовых явлений и статис- тических закономерностей, являющихся промежуточны-
    ми состояниями между полюсами взаимозависимости.
    В живой природе и человеческом обществе к этим от- ношениям закона и явления прибавляется их взаимоопос-
    редствованиесущность.
    Линия “закон-явление” характеризует действительность как бы в горизонтальном разрезе. Если же рассматривать ее в вертикальном разрезе, т. е. в аспекте становления,
    то мы увидим, что она “раздваивается” на новое и ста-
    рое — новую и старую действительности. Это — виды действительности в аспекте становления. На диаграмме ка- тегории “действительность” они размещены по вертикали и отделены от остальных субкатегорий горизонтальными ли- ниями. Новое и старое, как и сама категория действитель- ности, являются целокупностями, объединяющими указан- ные выше субкатегории. Новая действительность включает в себя и новые явления, и новые законы, и новую сущ- ность.
    11.6. Причина-действие-следствие
    Эта триада категорий относится к категории “явление”.
    Явления различаются не только по степени встречае- мости (частоте), но и по зависимости друг от друга. Одни

    255
    явления вызывают, порождают другие. Первые выступают как причины, вторые — как следствия. Такое различие между явлениями, однако, не является абсолютным. Лю- бое явление есть и причина, и следствие. Следствием оно является по отношению к тому явлению, которое вызыва- ет, порождает его (например, удар кия по бильярдному шару является следствием толкания кия рукой играющего в сторону шара). Но это же явление выступает как причи- на по отношению к другому явлению, являющемуся его следствием (удар кия по шару — причина начавшегося дви- жения шара). Причинность означает переход одного явле-
    ния в другое и ничего больше. Цепь причин и следствий —
    это цепь последовательных переходов от одного явления к другому, от другого к третьему и так до бесконечности.
    Мир явлений — это мир бесконечных причинно-следствен- ных цепочек. Наглядный пример: если домино поставить на ребро в один ряд близко друг к другу, то при толчке край- него домино упадут последовательно один за другим все домино. Внешний толчок является причиной падения пер- вого домино; падение первого домино является причиной падения второго и т. д. Другой пример: цепь причин и след- ствий, вызвавших смерть человека. Непосредственной при- чиной смерти может быть шок. Причиной шока — силь- ная боль. Причиной боли — ожог участка тела. Причиной ожога — прикосновение к горячему или горящему предме- ту. Причиной прикосновения — толчок этого человека дру- гим человеком в направлении данного предмета. Причиной этого поступка другого человека могут быть месть, злоба,
    ненависть и т. д.
    Ярким примером причинно-следственной цепочки яв- ляется цепная (химическая или ядерная) реакция.
    Итак, любое явление есть причина и следствие, но в
    разных отношениях по отношению к разным другим явле- ниям. Иными словами, любое явление имеет причинно-след- ственный характер. Это значит, что нет беспричинных яв- лений, как нет и явлений, исчезающих без следа, в небы-

    256
    тие. Какое бы явление мы ни взяли, оно обязательно стоит в ряду явлений, одни из которых порождают его, а другие являются его следствиями.
    Вопрос о причинности — один из самых сложных фи- лософских вопросов. Вокруг него скрестились шпаги мно- гих философских учений и направлений. И это не случайно.
    В мире явлений, т. е. в мире, относительно независимом от законосообразной действительности, причинность является единственным упорядочивающим фактором. Если нет при- чинности, то возможно все, что угодно. А от признания беспричинности до признания чудесности происходящего один шаг. Это уже не наука и не философия, а религия и мистика. Если и есть между явлениями связь, зависимость,
    то это — причинность. Иногда так и говорят: причинность есть форма связи между явлениями. С таким пониманием причинности можно согласиться, если под причинной свя-
    зью иметь в виду именно зависимость явлений, а не ту связь, которая образует целостность. (Примером последней является химическая связь, образующая то или иное хи- мическое вещество.) Причинная связь есть просто зависи- мость одного явления от другого, а этого другого от тре- тьего и так до бесконечности. В случае связи, образующей целостность, имеет место взаимозависимость сторон цело- го. А в случае причинной связи имеет место односторон-
    няя
    зависимость одного явления от другого.
    Таким образом, суть причинности в том, что она ука- зывает на зависимость одного явления от другого, что то или иное явление возникло не из ничего, порождено не какой-то чудесной, сверхъестественной силой, а другим явлением. Землетрясение — явление, но в качестве при- чины оно порождает целый ряд других явлений — разру- шение зданий, гибель людей, животных. В свою очередь,
    землетрясение — не божья кара, а следствие критических напряжений в земной коре, возникающих на стыке геоло- гических платформ и в местах разломов.

    257
    Из принципа причинности, т. е. из признания всеобщно- сти причинно-следственной связи явлений, вытекают два важных вывода:
    а) ничто не возникает из ничего и не исчезает без сле-
    да, т. е. не переходит в ничто. Это — отрицательное вы- ражение принципа причинности;
    б) всякое явление порождается другим явлением и, в
    свою очередь, порождает третье явление и так до беско-
    нечности. Этот вывод является положительным выраже- нием принципа причинности.
    Отсюда становится ясным, почему причинность отно- сится к структуре категории явления. Ведь явления, мир явлений — это в подлинном смысле альфа и омега суще- ствования причинно-следственной связи. Искать причину явлений можно только в других явлениях, а не в чем- нибудь другом. Вне мира явлений ее нет и быть не может.
    Всякая причинно-следственная связь есть только звено в бесконечной цепи причин и следствий. Поскольку она состо- ит из причин-явлений и следствий-явлений, то как бы да- леко мы ни просматривали эту цепь в причинную сторону или следственную, везде увидим только явления. В. Я. Пер- минов, комментируя Декарта, отмечает, что такое пони- мание причинности есть лозунг позитивной науки
    1
    Принцип “все явления имеют причину в других явле- ниях” ясно показывает, что причинность целиком принад- лежит к миру явлений.
    Следует особо сказать о том, что причинная связь об- ладает “свойством” необратимости, однонаправленности —
    от причины к следствию. Этим она отличается, как мы уже говорили, от связи, образующей целостность. Данное “свой- ство” причинной связи служит еще одним “аргументом” в пользу того, что причинность относится или принадлежит к структуре категории явления. Как мы установили рань-
    1
    Перминов В. Я. Проблема причинности в философии и естествознании. М.,
    1979. С. 161—162.

    258
    ше, явление и необратимость — соответственные катего- рии. Необратимость в явлениях и реализуется в виде одно-
    направленности причинно-следственной связи. Причинно- следственная связь прямо, непосредственно выражает нео- братимый характер перехода от одного явления к другому.
    (Простой пример: чашка разбилось о пол; столкновение чашки с полом — причина; бой чашки — следствие. Это отношение причины и следствия нельзя обратить, т. е. бой чашки не может быть причиной ее столкновения с полом.)
    Представление об однонаправленном характере причин- но-следственной связи прочно закрепилось в философии и науке. Более того, это представление используется как не- пререкаемый аргумент для обоснования тезиса о необрати- мости временного порядка.
    Покажем теперь, что причинно-следственная связь от- носится исключительно к сфере являющейся действитель- ности, что качество причины (следствия) могут иметь только явления, но никак не вещи, тела, предметы и т. п.
    В самом деле, если употреблять понятие причины в точном категориальном смысле, то оно применимо не к вещам, телам, предметам, а именно к явлениям. Напри- мер, нельзя говорить: причина атома, бумаги, автомобиля,
    камня, ложки, электрона и т. д. Напротив, можно и нужно говорить о причине распада ядра атома, горения бумаги,
    движения автомобиля, загрязнения ложки, аннигиляции электрона. Причинами и их действиями, следствиями могут быть только явления, т. е. отношения вещей через их свой-
    ства, а не сами вещи. Именно воздействие одного на дру- гое является причиной третьего. Если нет воздействия, то нет и причины.
    Выше явление было охарактеризовано как различное
    и противоположное в действительности. И в этом случае причинность как нельзя лучше подходит к тому, чтобы ха- рактеризовать именно являющуюся действительность. При- чинно-следственное отношение возникает там, где нечто
    имеет причину не в себе самом, а в другом. Представление

    259
    о причинности есть представление о том, что одно есть причина другого. Одно явление порождается другим, это другое — третьим и так до бесконечности. Отношение по- рождения одного явления другим есть, иными словами,
    порождение различия и противоположности в действитель- ности. И чем меньше следствие похоже на причину, тем больше оно явление. Говорят, например, о Явлениях При- роды, Явлениях Духа. В этих выражениях подчеркивается как раз момент отличия явлений от того, что предшество- вало им, из чего они возникли. Явление с Большой Буквы вносит в действительность противоположение, контраст.
    (Такое явление обычно называют событием, феноменом.)
    В отличие от являющейся действительности внутрен-
    няя действительность (закон) имеет причину, точнее, ос- нование не в другой действительности, а в себе самой, т. е.
    является причиной самой себя, causa sui, как сказал бы
    Спиноза. Causa sui — это тождество с самим собой, но не причинность в истинном значении
    1
    Гегель проводил в свое время различие между при- чинно-следственным отношением и взаимодействием. Он от- мечал, что взаимодействие, в отличие от причинно-след- ственного отношения, хорошо выражается спинозовским causa sui (“причина самого себя”). В настоящее время уче- ные употребляют термин “взаимодействие” в самом широ- ком смысле, как любое реальное отношение вещей. С дру- гой стороны, они стали делить взаимодействия на внутрен- ние и внешние, подразумевая под первыми циклические взаимодействия, носящие замкнутый характер, а под вто- рыми разные незамкнутые процессы, столкновения, соуда- рения и т. п., т. е. то, что мы называем явлениями. Внешние взаимодействия ученые называют взаимодействиями пото- му, что в них, как минимум, участвуют две стороны, дей-
    1
    При органическом соединении (взаимоопосредствовании) внутренней и внешней действительности возникает новая “комбинация” причинности и законосообразности: целесообразность. См. об этом подробнее ниже, п. 16.2
    “Целесообразность, целеполагание, целенаправленность”.

    260
    ствующие друг на друга. На самом же деле внешнее взаи- модействие есть не взаимодействие, а воздействие одного на другое, почему оно и называется внешним. Когда мы уда- ряем по бильярдному шару кием, то передаем ему часть энергии кия, и она уже не возвращается к кию. Во внеш- нем взаимодействии осуществляется необратимый переход энергии, импульса и даже массы от одного к другому. Это и служит основанием для различения причины и следствия.
    Во внутреннем взаимодействии (например, во взаимодей- ствии ядра атома и электронной оболочки) происходит об-
    мен энергией, импульсом, массой между сторонами взаи- модействия. В нем нет выделенного перехода от одного к другому, поэтому нет и причинно-следственного отноше- ния. Внутреннее взаимодействие, обусловливающее суще- ствование целостных объектов, не выделяет какого-то од- ного направления действия сторон и поэтому в подлинном смысле является взаимодействием.
    Некоторые философы пытаются универсализировать причинно-следственную связь, распространить ее и на об- ласть внутренних взаимодействий. На самом деле каузаль- ность лишь частичка всемирной связи.
    Ученые и философы нередко говорят о причинных за-
    конах. Насколько оправданно это выражение с точки зре- ния категориальной логики? Ведь причинность относится к миру явлений, а закон характеризует внутреннюю сторону действительности. Как будто здесь противоречие. Нужно,
    однако, иметь в виду, что причинные законы не совсем законы, что они тяготеют к миру явлений и что истинной сферой причинных высказываний является уровень рассуж- дения о явлениях, о связи явлений. О причинных законах можно говорить только как о частных, т. е. таких, кото- рые незаметно, плавно переходят в сами явления. Чем об- щее закон, тем он дальше отстоит от явлений и тем мень- ше он может быть интерпретирован как причинный закон.
    Представление о причинно-следственном отношении будет неполным, если не упомянем о промежуточном зве-

    261
    не отношения — действии, связывающем причину и след- ствие. Действие и следствие иногда отождествляют, не про- водят между ними различия. Отсюда путаница понятий и пустые споры об одновременности или неодновременности причины и действия (следствия). Авторы, акцентирующие внимание на отношении “причина-действие”, склонны от- стаивать тезис об одновременности причины и действия.
    А те авторы, которые больше обращают внимание на отно- шение “причина-следствие”, отстаивают, как правило, те- зис о предшествовании причины следствию. В итоге и те и другие правы. Речь ведь идет о разных понятиях: действии
    и следствии. Если действие причины — процесс создания следствия, то следствие — результат действия причины.
    Поясним это на примере. Если толкнуть шарик вдоль глад- кой поверхности, то он начнет двигаться. Толчок является причиной возникновения движения. Последнее является действием причины. Шарик будет двигаться и после того,
    как действие толчка прекратится. Это его движение по инерции есть уже не действие, а следствие толчка.
    Причина и действие всегда совпадают во времени, т. е.
    между ними отсутствует временное отношение “раньше- позже”. Не может быть такого положения, когда причина есть, а действие отсутствует, или, наоборот, действие есть,
    а причина уже исчезла. Причина не существует до своего действия. Так же и действие не существует после причи- ны. Cessante causa cessat effectus — с прекращением причи- ны прекращается и действие. Например, если ускоряющее-
    ся движение тела имеет своей причиной некоторую силу,
    приложенную к телу, то с устранением этой причины пре- кращается и ускоренное движение. Согласно второму зако- ну Ньютона F = ma ускорение тела прямо пропорциональ- но приложенной к нему силе, и если сила обращается в нуль, то и ускорение прекращается. Предполагать суще- ствование действия после причины — это значит предпо- лагать существование действия без причины, беспричинно- го действия. Причина действует — в этом выражении под-

    262
    черкивается живая связь причины и действия, факт их од- новременного существования.
    Смысл понятия следствия состоит в том, что оно вы- ражает остаточный эффект от действия причины. След- ствие сохраняется после того, как действие причины пре- кратилось, или, во всяком случае, оно в качестве причи- ны передает “эстафету” другому следствию. Принцип “при- чина предшествует следствию” является всего лишь раз- вернутым (и, можно добавить, упрощенным, огрубленным)
    толкованием слова “следствие”, корнем которого является
    “след”, означающий то, что остается, сохраняется после некоторого воздействия, изменения. Следствие не так тес- но связано с причиной как действие, но и оно обязательно
    “стыкуется” с ней во времени и пространстве. Непрерыв- ность перехода причина
    ?
    действие
    ?
    следствие — это,
    можно сказать, закон причинной связи. Между причиной и следствием нет никакого временного интервала, промежутка.
    Причина длится во времени (какое-то время), и ее дление непрерывно переходит в дление следствия. С другой сторо- ны, следствие обязательно выходит за рамки временных границ действия причины. Это тоже закон причинной свя- зи, выражаемый обычно в виде принципа “причина пред- шествует следствию”. Суть причинности не только в том,
    что она порождает различие явлений (следствие должно быть отлично от причины, иначе оно сливается с ней), но и в том, что она порождает различие во времени, различие
    моментов времени, а именно, различие между прошлым,
    настоящим и будущим.
    Отношение причины и следствия предполагает конеч-
    ность существования причины во времени, временный ха- рактер ее действия, так как следствие так или иначе вы- ходит за рамки временн
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   35


    написать администратору сайта