Философия. Философия._Балашов Л.Е._2012 -612с. Учебник 4е издание, исправленное и дополненное Что такое философия
Скачать 3.12 Mb.
|
15.18. Цивилизация Цивилизация — культурно-историческая общность лю- дей или сообщество людей с определенным типом матери- альной и духовной культуры. Непременными признаками цивилизации являются наличие государственного устрой- ства общества и письменности. Государство объединяет большие массы людей; письменность (шире: способы хра- нения и передачи информации) создает условия для накоп- ления, распространения, развития-совершенствования зна- ний-умений (культуры). Подобно живому организму цивилизация переживает различные стадии своего развития-становления: зарожде- ния, подъема, расцвета, упадка или трансформации в иную цивилизацию. История последних нескольких тысяч лет — это пос- ледовательно-параллельное существование (смена и/или сосуществование) различных цивилизаций. В настоящее время на Земле утверждается цивилиза- ция европейского типа. Она имеет разновидности: конти- нентально-европейскую, североамериканскую, японскую, латиноамериканскую... Кроме цивилизации европейского типа продолжают существовать более старые цивилиза- ции: китайская, индийская, арабо-мусульманская. В одних случаях они постепенно трансформируются, насыщаются элементами цивилизации европейского типа. В других пы- таются противостоять ей, сохранить свою самобытность. 15.19. Современность, история и будущее человечества. Глобальные проблемы. Наше время и ложный объективизм Сейчас стало чуть ли не правилом хорошего тона ру- гать наше время, говорить о его тяжестях и т. д. и т. п. 458 В основном ругают те, кому за 50—60 лет. Здесь мы сталки- ваемся с феноменом ложного объективизма. Этот феномен возникает в ситуации, когда человек, ориентируясь на объект, объективную реальность, старается вытравить из своего сознания все субъективное, как бы вычесть себя из реальности. Такая позиция приводит к тому, что человек перестает учитывать свою особенность-субъективность при рассмотрении объекта, и это приводит к ситуации самооб- мана, ложного объективизма. Ему кажется, что он объек- тивно оценивает вещи. А на поверку сплошь и рядом неза- метно для себя вносит в эту оценку свои субъективные чер- ты, пристрастия, поскольку не учитывает их и, соответ- ственно, не корректирует свою оценку. В итоге вместо на- стоящего объективизма мы видим субъективизм, рядящийся в тогу объективизма, ложный, мнимый объективизм. Возьмем такой весьма распространенный и где-то даже обыденный пример ложного объективизма: брюзжание ста- риков по поводу испорченности нынешней молодежи, по поводу плохого нынешнего времени и, напротив, восхва- ление ими времени своей молодости. При этом они часто уверяют себя и других в том, что объективно оценивают то и другое время. Старики обычно забывают, что в моло- дости они были полны энергии, положительных эмоций, все им казалось лучше и что в их старческом состоянии нет уже бьющей через край энергии, чувства большей частью притупились, остыли и господствуют болезненные ощуще- ния, вызванные естественным ходом инволюции, одряхле- ния. Отсюда старики склонны преувеличивать хорошесть времени их молодости и плохость настоящего времени. По- скольку инволюция (обратное развитие) начинается где-то после 25 лет, в ситуации стариков могут оказаться и 40- летние, и 50-летние... Теперь возьмем пример исследователя, оценивающего наше время. Исследователь, в отличие от брюзжащего ста- рика, старается быть максимально объективным, анали- зирует массу фактов, взвешивает все “за” и “против” и 459 только тогда делает выводы, оценивает. Если, однако, он не учитывает своей субъективности, то при оценке слож- ных явлений, таких, как “наше время”, он сплошь и рядом будет тенденциозно анализировать и оценивать факты. Если этому исследователю за 40 или 50 лет, то он будет свои негативные эмоции проецировать на нынешнее время, и это время у него будет таким же безрадостным, как его собственная теперешняя жизнь. Если бы этот исследова- тель взял на себя труд опросить 20 — 30-летних молодых людей, то он большей частью встретил бы положительную или спокойную реакцию на нынешнее время. И в самом деле, как иначе молодым людям оценивать свое время! Они же в другом не жили. Исследователь, кстати, если он не хочет оказаться в ситуации ложного объективизма, должен учи- тывать не только свою субъективность, но и субъектив- ность, субъективные ощущения этих молодых людей и во- обще других, по возможности, многих людей. Как мне представляется, исследователь, анализирую- щий и оценивающий “наше время”, не может делать ка- кие-либо научные выводы, претендующие на однозначную истинность. Ведь феномен “нашего времени” настолько сло- жен, что любой научный метод-путь будет давать лишь упрощенную и потому одностороннюю картину происходя- щего в нем. Возможна лишь философская оценка нашего времени. А она по определению не претендует на безуслов- ную истинность и безусловную объективность, беспристра- стность. Да, конечно, “не надо мерить температуру обще- ства, ставив градусник себе под мышки”. Но не надо забы- вать и о том, что “человек — мера всех вещей”. И других мер не существует. Глобальные проблемы. Глобализм и антиглобализм Современное человечество нуждается не только в по- рядке на отдельных национально-исторических территори- 460 ях, но и в порядке во всемирном масштабе. Отсюда стрем- ление к глобализму, к созданию всемирных институтов, устанавливающих общий порядок жизни человечества. Одновременно с этим стремлением все больше дает о себе знать и прямо противоположное стремление — к ан- тиглобализму. В принципе, перетягивание каната между глобалистами и антиглобалистами — это нормальное “ка- чание маятника”, динамическое равновесие сторонников порядка и беспорядка во всемирном масштабе. Стремление к глобализму порождено возникновением глобальных проблем, глобализацией ряда процессов, проис- ходящих на Земле. Глобализация — это и появление транс- национальных корпораций, действующих в большинстве стран мира, и становление всемирного рынка финансов, то- варов, услуг, и развитие транснациональных СМИ, интер- нета, и возникновение угрозы самоуничтожения человече- ства в результате термоядерной войны, и некоторые эколо- гические проблемы, приобретающие глобальный характер. С другой стороны, антиглобалисты выступают против стандартизации-унификации жизни на Земле, которую они связывают с диктатом экономически развитых стран, прежде всего США. Экогуманизм 1. Почему экогуманизм? Не может быть чисто экологи- ческой проблематики без человека. Экология и гуманизм неразделимы — как два магдебургских полушария. Вспом- ним: эко в переводе на русский язык — дом. Спрашивает- ся, дом кого? Человека! 2. Подчеркиваю, экологическая проблематика — не толь- ко: 1) охрана окружающей среды (это, в сущности, какая- то негативная, в духе запретительства или запретитель- ного импульса, работа), но и: 461 2) любовно-уважительное отношение к животным и растениям, вообще к живой природе; 3) посильное воссоздание утраченных элементов при- роды; 4) улучшение-совершенствование культурной среды, второй природы, созданной трудом человека. В последнем случае обращает на себя внимание про- блема жизни-проживания в многоэтажных домах. Челове- чество в ХХ в. избрало отнюдь не лучший вариант реше- ния жилищной проблемы, построив многоэтажные города. Многоэтажный город — это воистину черная дыра челове- чества как биологического вида. Сокращение рождаемости, депопуляция в значительной мере обусловлены прожива- нием людей в многоэтажных домах. Квартира в таком доме подобна клетке для зверей в зоопарке; она отнюдь не спо- собствует воспроизводству человека как живого существа. В этих квартирах мы удаляемся от матери-природы физи- чески, биологически, умственно и теряем силу, как Антей, оторванный от Земли. Отчего мы, городские жители, загрязняем окружаю- щую среду? Оттого, что у нас нет культуры положитель- ного общения с природой. Первую природу мы видим боль- шей частью через призму второй природы (через асфальт, стены домов, плохой воздух и т. п.). А последняя — часто — весьма бедная, убогая, примитивная. Получая негативный заряд от общения со второй природой, неуважительно об- ращаясь с ней, мы переносим этот негативный заряд, не- уважительное отношение и на первую природу. Мы броса- ем окурок в подъезде, на асфальт тротуара и начинаем то же самое делать в лесу, в поле. Мы миримся с тем, что вокруг нашей квартиры грязь, убогость и начинаем гадить везде, в том числе на природе. 3. Выступая за охрану окружающей среды, за зеленый мир, я в то же время выступаю против крайностей эколо- гизма, когда забота об Эко (Доме) затмевает или отодвига- ет на задний план заботу о Человеке, о его развитии и 462 совершенствовании. К сожалению, такие люди появились. Их все чаще называют экологическими алармистами и эк- стремистами. Защита ими Природы выливается в стремле- ние остановить Прогресс и даже в стремление “назад к природе”, жить примитивной жизнью человека прошлых эпох. Человечество на рубеже веков 1. ХХ век — самый интенсивный, самый событийный век в истории человечества. Еще более интенсивным, бога- тым событиями будет наступающий XXI век. 2. ХХ век — время мировых войн-конфликтов, возник- новения, подъема и краха тоталитарных режимов, гигант- ского научно-технического прогресса, революции в произ- водстве и потреблении, крушения колониализма, колони- альных империй, нового взлета художественной культуры. 3. Если считать критерием исторического прогресса про- гресс в деле свободы 1 , то ХХ век, несомненно, — это век прогресса. Самый главный шаг человечества по пути про- гресса — выход в Космос. И этот выход состоялся в ХХ веке. Фактом выхода в Космос человечество решило зада- чу, превосходящую все, что могла сделать живая природа на Земле. Ни один живой организм, ни одно живое суще- ство самостоятельно, свободно не могут и не могли выйти в Космос. Это оказалось под силу только человеку. Чело- век, таким образом, окончательно вырос из штанишек био- логического становления. 4. ХХ век оказался переломным в истории человечества и в истории живой природы на Земле. Было создано термо- ядерное оружие, применение которого в больших масшта- бах может привести к гибели человечества и высших форм жизни на Земле. Речь идет о ядерной зиме, которая может 1 О становлении-прогрессе см. выше, п. 11.11 “Эволюция и революция”, стр. 276. 463 наступить в результате широкомасштабной термоядерной войны. К началу 80-х годов прошлого века учеными США и нашей страны независимо друг от друга было установлено путем изучения компьютерных моделей, что накопленных в мире ядерных зарядов достаточно для полного уничто- жения жизни на Земле. Будучи взорваны, они, помимо пря- мого поражающего воздействия, поднимут в воздух несмет- ное количество пыли, дыма и пепла, которые на многие месяцы плотной пеленой окутают нашу планету, закрыв ее от солнечных лучей. Это вызовет резкое снижение темпе- ратуры атмосферы и поверхности Земли и приведет к ее оледенению. Впервые возникла реальная возможность-угроза быст- рого самоуничтожения человечества и уничтожения выс- ших форм жизни в результате термоядерной войны. 4. В ХХI веке не произойдет ничего экстраординарного. Человечество не погибнет, но и не решит всех своих про- блем. 5. ХХI век будет, несомненно, веком дальнейшего мощ- ного прогресса в деле свободы. Это, во-первых, будет век первых поселений людей в Космосе. Во-вторых, будет, наконец, решена задача создания управляемой термоядерной реакции. Энергетически чело- вечество перестанет зависеть от традиционных полезных ископаемых и в значительной степени станет независимым от Солнца как источника энергии. В-третьих, будет решена в основном задача обеспече- ния экологической безопасности. Человечество научится отслеживать и устранять отрицательные экологические последствия своей деятельности. В-четвертых, существенно вырастет число государств с демократической формой правления. Если в XIX в. таких государств насчитывалось единицы, а к концу ХХ в. их ста- ло десятки, то в ХХI в. их станет большинство. К концу 464 XXI в. подавляющее большинство конфликтов между людь- ми и их группами-сообществами будет разрешаться право- вым путем. Роль Организации Объединенных Наций и по- добных ей международных организаций в жизни человече- ства значительно вырастет. В-пятых, будет идти дальнейшая гуманизация жизни общества. В частности, благодаря информационно-компьютерной революции отдельный человек будет более независим от властных структур, от государства, от общества и в то же время будет иметь возможность устанавливать контакт со все большим количеством людей, с обществом. Будет продолжаться смягчение нравов. Это прежде все- го — гуманизация пенитенциарной системы (мест заключе- ния), отмена смертной казни вообще, даже за особо тяж- кие преступления. Человек, идущий на убийство по злому умыслу, будет рассматриваться как людоед, психически больной со всеми вытекающими последствиями (принуди- тельное лечение вместо тюремной изоляции от общества). В-шестых, будет продолжаться сексуальная револю- ция. Формы отношений между мужчинами и женщинами будут более многообразными и гибкими. Сексуальная не- винность и неопытность молодых людей не будут больше рассматриваться как положительно значимые условия при вступлении в брак. Секс станет, наконец, элементом куль- туры (обучения, образования и т. п.), окончательно отде- лится от деторождения. В-седьмых, в XXI в. люди найдут принципиальное ре- шение проблемы наркомании. Сначала эта проблема будет обостряться и к середине века достигнет апогея. Затем об- щими усилиями ученых, политиков, педагогов, врачей бу- дет найден общий подход к ее решению. В-восьмых, будет решена проблема борьбы со СПИДом. В-девятых, будет продолжаться научно-техническая революция. 5. В ХХI в. далеко не все будет так безоблачно. 465 Вполне возможно применение ядерного или иного ору- жия массового уничтожения и гибель из-за этого сотен ты- сяч и даже миллионов-десятков миллионов людей. Приме- нение ядерного оружия скорее всего будет иметь место (1) в конфликтах типа конфликта между Индией и Пакис- таном и (2) в террористических актах отдельных людей и небольших террористических групп. Вообще проблема борьбы с терроризмом в самых раз- ных его проявлениях будет одной из основных проблем че- ловечества в XXI в. Вполне возможны кровавые войны и гибель в их огне миллионов (десятков и даже сотен) людей. В этом плане XXI век будет ненамного лучше ХХ. Наиболее вероятны кровавые войны в результате меж- национальных, межэтнических и межрелигиозных конфлик- тов. Опасность исламского фундаментализма будет нарас- тать в начале XXI в. К середине века возможно ослабление его влияния. Это станет возможным благодаря демократи- ческим переменам в Иране, Ливии... Иран ждет то же са- мое, что и СССР в 1991 г. Исламский режим в конечном счете рухнет. Вполне возможны экологические катастрофы типа Чер- нобыля. Земля-матушка в конце XXI в. будет напоминать лоскутное одеяло из опасных и безопасных зон жизни. Че- ловечество не сразу научится отслеживать и устранять отрицательные последствия своей деятельности. Плата за это — гигантские зараженные территории, сравнимые с размерами небольших государств. Вероятность наступления ядерной зимы и гибели зем- ного человечества хотя и очень мала, но все же существу- ет. Учитывая эту вероятность, люди должны как можно быстрее решить задачу создания автономных поселений в Космосе (на околоземной орбите, на Луне, на Марсе и т. д.). 6. Предвидя опасности, которые ожидают человечество в XXI в., нужно уже сейчас думать над тем, как их мини- мизировать или устранить. 466 Человечество на рубеже тысячелетий Теперь о том, что было и что будет в МАСШТАБЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ. 1. Возрастание численности людей. В III тысячелетии численность всех людей возрастет на много порядков в ос- новном за счет внеземной части человечества. 2. В первом тысячелетии люди еще не знали пределов Земли, не знали друг о друге (Америка, Австралия, час- тично Африка и Евразия практически ничего не знали друг о друге). Во II тысячелетии люди узнали пределы Земли, узна- ли друг о друге, стали взаимодействовать друг с другом. В III тысячелетии люди создадут космическую цивили- зацию, освоят околосолнечное пространство и с большой долей вероятности начнут осваивать галактическое про- странство. Может быть даже они выйдут за пределы Галак- тики и будут осваивать пространство Метагалактики. Если во II тысячелетии люди ничего не знают о суще- ствовании внеземных цивилизаций, а лишь предполагают, что таковые существуют, то в III тысячелетии, безуслов- но, будут установлены контакты с внеземными цивилиза- циями. 3. В III тысячелетии сильно изменится биологический тип человека. Будет идти, с одной стороны, процесс дивер- генции, расхождения генетических типов людей вследствие увеличения разнообразия условий их космической жизни, а, с другой, процесс конвергенции, схождения генетичес- ких типов вследствие естественного или искусственного смешения типов. 4. В III тысячелетии люди увеличат продолжительность своей жизни как минимум, на порядок. 5. Вполне возможно создание небиологического и/или смешанного (биотехнического) типа человека. 6. В III тысячелетии люди освоят околосветовые скоро- сти, а может быть, и сверхсветовые. 467 В чем состоит исторический прогресс? Критерий исторического прогресса: прогресс в деле сво- боды. Конкретно это выступает в виде усиления-дублиро- вания естественных биологических органов: органов чувств, действия и движения, психики-мозга и т. п. Прогресс в скорости и в возможностях передвижения: приручение лошади, изобретение колеса, колесной повоз- ки, лодки, парусного корабля, паровоза, железной доро- ги, парохода, автомобиля, самолета, вертолета, космичес- кой ракеты, космического корабля. Прогресс в возможностях действия: овладение огнем (генерирование тепла, приготовление пищи, изменение формы материала), изобретение стрелы и других метатель- ных снарядов, изобретение пороха, машин и механизмов (водяной и ветряной мельниц, ткацкого станка, самопряд- ки и т. д.), паровой машины, электрогенератора, электро- двигателя, динамита, атомной бомбы, атомного реактора. Прогресс в возможностях физического развития: воз- никновение и развитие физической культуры и спорта. Прогресс в возможностях профилактики болезней и их лечения: возникновение и развитие медицины, в частно- сти, изобретение антибиотиков, пересадка сердца и других органов. Прогресс в способах добывания пищи и добывания-вы- ращивания различных материалов для одежды и т. д.: охота с применением орудий, скотоводство, земледелие, совре- менное сельское хозяйство. Прогресс в возможностях получения информации: зри- тельной: изобретение очков, телескопа, микроскопа, под- зорной трубы, бинокля; внечувственной: ультразвука, ра- диолокации, радиотелескопов. Прогресс в возможностях сохранения и передачи ин- формации: изобретение членораздельной речи, письменно- сти, переход от иероглифической к буквенной письменнос- ти, изобретение глиняных плиток, бумаги, книгопечата- 468 ния, телеграфа, телефона, радио, кино, телевидения, про- игрывателей, магнитофонов, ксерокопирования, видеотех- ники. Прогресс в возможностях сохранения, передачи и пе- реработки информации: изобретение ЭВМ, персонального компьютера, интернета. Прогресс в возможностях эмоционального общения: развитие искусства и художественной литературы. Прогресс в возможностях познавательной деятельно- сти и общения: возникновение и развитие науки. Прогресс в возможностях интеллектуальной деятель- ности и общения: развитие философии. Периодизация человеческой истории Человеческую историю можно разделить на четыре больших периода: 1) первобытный период: присваивающе-производящий; 2) аграрно-ремесленно-торговый (начиная с неолитичес- кой революции до конца XVIII в.); 3) машинно-информационный (с конца XVIII в. — с мо- мента изобретения паровой машины — до примерно сере- дины-конца XXI в.); 4) космический. Первобытный период — присваивающе-производящий период. Это не только эпоха присваивающей деятельнос- ти, иначе первобытные люди ничем не отличались бы от животных. Особенностью первобытных людей по сравнению с высшими животными было то, что они присваивали себе природные богатства с помощью изготавливаемых ими раз- личных орудий деятельности: огня, рубила, топора, ножа, лука, копья, сети и т. д. Первобытные формы объединения людей еще близки к стадам-стаям животных: это семьи, общины, роды, племе- на, племенные союзы. Если семьи и общины во многом на- поминают семьи-стаи-стада высших животных, то роды, 469 племена и племенные союзы — это уже чисто человечес- кие объединения. Они основаны не только на родстве, общ- ности происхождения, но и на общности языка. Язык, чле- нораздельная речь — мощное орудие общения людей, их взаимодействия в разных видах деятельности. В первобытном обществе можно выделить два боль- ших периода: 1) присваивающе-орудийный, доогненный 2) огнеделательный (последние примерно 500 тыс. лет, по некоторым данным — 1 млн лет). Отделение человека от животных началось на присваи- вающе-орудийной стадии. Именно орудийная деятельность способствовала революционным изменениям в биологии пред- человека, значительно увеличила удельный вес головного мозга, стала основой для следующих революций в станов- лении человека. Овладение огнем — первая революция в истории соб- ственно человечества. Оно резко увеличивает производи- тельность человеческого труда, увеличивает досуг, усили- вает общение людей и тем самым расширяет возможности развития членораздельной речи. Овладение и пользование огнем — главный фактор из- менения антропологического типа человека, прежде всего относительное-абсолютное уменьшение челюстной части и относительное-абсолютное увеличение объема мозга. Бла- годаря огню человек лишился волосяного покрова. Труд сам по себе этого сделать не мог (ведь есть некоторые виды животных, которые находятся в состоянии трудоподобной активности, например, бобры, белки, птицы, и, тем не менее, они имеют густой покров). Постоянный обогрев с по- мощью огня позволил людям селиться в местах с холодной зимой. Искусственно был создан перепад температур: у до- машнего очага тепло-комфортно, а за пределами дома хо- лодно. Выходя из дома, люди стали одеваться сначала в зве- риные шкуры, а затем изготавливать ткани и тканевую одежду. Искусственный покров в виде одежды и привел в 470 конце концов к потере естественного волосяного покрова. Физический труд сыграл здесь не пусковую роль, а роль ускорителя-катализатора процесса. Пользование огнем развивает ловкость, манипуляци- онные способности человеческой руки, способствует раз- витию орудийной деятельности. Ведь огонь — нечто весь- ма переменчивое, капризное, опасное. Человек должен быть ловким, уметь работать руками и всем телом, чтобы под- держивать огонь, держать его в определенных рамках и добиваться от него нужного эффекта. По поводу орудий- ной деятельности следует сказать особо. Ничто так не при- нуждает человека постоянно пользоваться орудиями, как огонь. Ведь голыми руками его не возьмешь. Нужно дер- жать в руке палку, рогатку или что-нибудь подобное, что- бы поддерживать и использовать огонь. Нужно заготавли- вать для огня хворост, что-то вроде дров. Значит, надо манипулировать руками, ломать-рубить прутья, ветки, стволы. Даже охота на животных с использованием дуби- нок, рогаток и метательных орудий не так универсальна- постоянна как пользование огнем. Огнем учатся пользоваться все от мала до велика, и мужчины, и женщины, и взрос- лые и дети. Далее, для приготовления мясной пищи на огне человек вынужден учиться разделывать туши убитых жи- вотных, а для разделывания он волей-неволей осваивает режущие и рубящие инструменты (нож и т. п.). Благодаря владению огнем человек значительно расши- рил свои представления о свойствах различных предметов. Утверждение Ф. Энгельса о том, что труд создал че- ловека, является неверным. Это утверждение базируется на марксистской апологии людей из низших слоев обще- ства, занимающихся разными видами физического тру- да — ремесленниками, крестьянами, рабочими. Марксисты называют их трудящимися и противопоставляют их “пара- зитам”-эксплуататорам. Вспомните: труд и капитал, “тру- довой народ”, серп и молот, плехановскую группу “Осво- бождение труда”. Эта апология труда сослужила дурную 471 услугу Ф. Энгельсу в исследовании проблем происхожде- ния человека. Как в отношении современных ему социальных проблем преобладал упрощенный, классовый подход, так и в отношении проблем происхождения человека Ф. Энгельс допустил упрощенчество. Труд сам по себе не мог создать человека. Посмотрите, как трудятся бобры, белки, птицы, заботящиеся о потомстве, но они же не стали разумными существами. Труд — это деятельность, которая не прямо, а лишь косвенно, опосредованно служит удовлетворению потреб- ностей. Непосредственный прием пищи не является трудом. А вот поиск пищи, создание ее запасов (как у белок) и т. п. является трудом. Бобры возводят плотины и поддерживают их в хорошем состоянии. Это весьма опосредованная дея- тельность, лишь создающая условия для удовлетворения потребностей. Даже труд с использованием тех или иных орудий не является фактором становления человека, его прогрессивного восхождения к вершинам культуры. При- митивные сообщества аборигенов в Австралии до прихода европейцев занимались орудийной деятельностью, изготов- лением орудий и тем не менее жили на одном уровне куль- туры многие тысячи, десятки тысяч лет, практически не прогрессируя. Сам по себе труд не только не может быть причиной-фактором происхождения человека, но и не мо- жет быть причиной-фактором дальнейшего исторического развития-становления человека к вершинам материальной и духовной культуры. Для того, чтобы человек стал чело- веком и все время поднимался-становился, он должен тво- рить, быть творческим существом. Именно творчество (по- знание и изобретение) превратило обезьяну в человека и подняло его на небывалую высоту. Творчество находится в сложных отношениях с трудом. Труд может быть вне твор- чества, быть рутинной репродуктивной деятельностью. С другой стороны, если труд и входит в творческую дея- тельность, то лишь как элемент (как одна из “частей”), а не как главный фактор. Труд необходим для творчества, но 472 недостаточен. Творчество возникает в результате синтеза труда и вдохновения, т. е. труда и антитруда. Иными слова- ми, в творчестве обязательно должен быть элемент, пря- мо противоположный труду. Вообще скукой веет от утверждения, что труд создал человека. Неужели всем человеческим в себе мы обязаны только труду? Неужели на свет мы рождены для того, что- бы потеть, потеть и потеть? И разве первобытный человек только трудился? Разве он не отдыхал, не развлекался, не веселился? Разве эта нетрудовая сторона жизни не раз- вивала его? Второй большой период человеческой истории, сле- дующий за первобытным — это аграрно-ремесленно- торговый период (начиная с неолитической революции, примерно от IX—VI тыс. до н. э., и до конца XVIII в.). Со- вершается переход от преимущественно присваивающих форм деятельности, когда человек в основном присваивал готовые продукты природы (животных, растения, полез- ные ископаемые), к сельскохозяйственному производству (скотоводству и земледелию), ремесленничеству, промыш- ленности, торговле. Возникает разделение труда: между скотоводством, земледелием, ремесленной деятельностью, торговлей, го- сударственно-политической и жреческо-религиозной дея- тельностью, между физическим и умственным трудом, меж- ду инженерной, научной, художественной, философской деятельностью. Формы объединения людей приобретают характер тер- риториальных — возникают и развиваются государства. На смену родам, племенам и племенным союзам приходят на- родности и нации с их своеобразными обычаями, традиция- ми, материальной и духовной культурой. Устная речь до- полняется письменной. Письменность развивается от иерог- лифической к буквенной, от рукописной к книгопечатанию. Третий большой период истории можно охаракте- ризовать как машинно-информационный : с конца 473 XVIII в. (с момента изобретения паровой машины) до при- мерно середины—конца XXI в., когда появятся первые по- селения людей в Космосе. Люди объединяются не только в отдельные государства, но и в межгосударственные союзы, в мировое сообщество наций. Основной особенностью третьего периода является нео- быкновенное усиление всех человеческих способностей: прежде всего физических, благодаря машинной технике, и умственных, благодаря информационной технике. Машинная техника этого периода отличается от ору- дий труда, простых машин и механизмов предшествующе- го периода тем, что ее силовые, энергетические парамет- ры не лимитируются мускульной силой человека, живот- ных (быка, лошади, осла) или силой падающей воды и вет- ра. Напротив, от десятилетия к десятилетию они растут в очень высокой прогрессии — от силы пара к ядерной энер- гии. Подъемная сила двигателей космических ракет равна уже тысячам и десяткам тысяч лошадиных сил. Информационная техника — не только письменность, полиграфия, почтовая связь, но и электрический телеграф, телефон, радио, граммзапись, магнитофон, телевидение, видео- и аудиотехника, ЭВМ, компьютерная техника. Эти информационные средства значительно усиливают психи- ческие и умственные способности человека на всех стадиях информационного процесса (получения, сохранения, пере- работки и передачи информации). Машинная техника и информационные средства — эти материальные усилители человеческих способностей — яв- ляются, с одной стороны, результатом развития человека, его творческих способностей, таланта, гения, а, с другой, сами необыкновенно развивают его, все его способности. Третий период — эпоха становления массового образо- вания и обучения, массовой физической культуры и спорта. Постепенно люди переходят в своем большинстве от рас- тительно-рутинной жизни, освященной веками и тысяче- летиями сельского труда, к жизнетворчеству: научному, 474 художественному, изобретательскому, управленческому, философскому... Четвертый большой период — космический . Начало эмбрионального развития космической цивилизации (в не- драх машинно-информационного общества) можно датиро- вать 1957—1961 гг., когда был выведен на орбиту первый искусственный спутник Земли и состоялся первый полет человека в Космос. Ближайшее будущее человечества — космическая ци- вилизация. Человек сначала будет осваивать околоземное пространство, затем околосолнечное и далее — галакти- ческое пространство. Он значительно изменится как живое существо, приобретет самые разные биологические фор- мы. Часть космического человечества (а может быть, и все человечество) откажется от живорождения и будет выра- щивать потомство в искусственных биологических услови- ях. Освоение космического пространства будет сопровож- даться дальнейшим прогрессом науки, техники, искусства и других форм культуры. На смену общей судьбе человечества как земного сооб- щества живых существ придет множественное сосущество- вание космических цивилизаций, где-то объединенных, где- то только взаимодействующих друг с другом, а где-то изо- лированных друг от друга. На смену конвергенции культур, народов, земного человечества придет дивергенция косми- ческого человечества. Следствием этого будет то, что тем- пы развития-становления разных космических цивилизаций будут весьма различными. Выше, в разделе “Философская картина мира”, были рассмотрены такие предельно широкие понятия, как ста- новление, развитие, эволюция, революция. Зона действия обозначаемых этими понятиями процессов, безусловно, вы- ходит за рамки человеческой истории. Тем не менее, стоит поразмышлять над их категориальным статусом примени- 475 тельно к ней. Ведь они как меридианы и параллели позво- ляют определить направление исторического процесса, воз- можные пути-дороги на длительную перспективу. Эволюция и революция в человеческом обществе Человеческая история — продолжение истории живой природы и в качестве такового она не хуже и не лучше последней. Как и в истории живой природы, в ней есть ме- сто для эволюций и революций. Она — арена эволюционных и революционных процессов. В последние два-три века в связи с известными исто- рическими событиями, процессами понятия эволюции и ре- волюции стали предметом ожесточенных споров и дискус- сий. К ним, как ни к каким другим понятиям, применим тезис Т. Гоббса: если бы геометрические аксиомы задевали интересы людей, то они, наверное, опровергались бы. Кон- сервативно настроенные люди вообще против любых изме- нений: и революционных, и эволюционных. Умеренные эво- люционисты — за постепенные изменения-преобразования, за реформы, но против революций. Революционеры, ко- нечно, за революционный путь преобразования общества, хотя они не отвергают и путь реформ (но только не вмес- то революции, а после нее). И, наконец, ультрареволюци- онеры-ультрарадикалы — за перманентную, непрерывную революцию и против эволюционных изменений-преобразо- ваний. Крайние взгляды нужно, безусловно, отсечь как аби- отические, противоестественные, антигуманные. Умеренные взгляды с той и другой стороны заслуживают того, чтобы относиться к ним серьезно. Сторонники социальной эволю- ции утверждают, что для общества как большой массы, статистического ансамбля людей наиболее естественны, соразмерны медленные, постепенные изменения. Сторонни- ки социальной революции утверждают, что общество, по- добно живому организму, имеет устойчивую форму, орга- низацию, которую можно изменить лишь скачком, т. е. что 476 переход от одного способа организации общества к другому невозможен эволюционным путем. Те и другие правы по- своему. Каждый из них видит общество с одной стороны. Эволюционисты слишком большое значение придают содер- жанию, считают, что его изменением можно добиться все- го, а форму предлагают не трогать, не изменять. Револю- ционеры, напротив, преувеличивают значение формы (вер- нее, не формы, а ее изменения), считают, что от измене- ния формы зависит все, а содержание — этакое приложе- ние к форме, которое автоматически меняется вслед за ее изменением. Эволюционисты “молятся” на старое, потому что оно старое. Революционеры “молятся” на новое, пото- му что оно новое. Революция без эволюции — социальное потрясение, катастрофа. Эволюция без революции — социальный зас- той, болото, медленная смерть. Сторонники эволюции и революции должны осознать, что для общества в равной степени важны революция и эволюция, и договориться друг с другом. Ожесточение спо- ров, войн белых и красных должно уйти в прошлое. При- верженцы старого пусть знают, что новое рано или по- здно придет на смену старому или потеснит его; с ним луч- ше разбираться спокойно, по-человечески, без крови и на- силия, лучше договариваться, а не драться. Сторонники нового пусть знают, что насилие над старым, торопливость, забегание вперед может обернуться поражением нового. Опыт Октябрьского переворота в России показывает так- же, что новое не всегда является действительно новым, т. е. поднимающим жизнь общества на более высокую сту- пень становления. Это “новое” может быть движением в сторону или даже движением назад (как в случае, напри- мер, с исламской “революцией” в Иране). Октябрьский пе- реворот не был по-настоящему революцией 1 . Ведь даже согласно Марксу революции — локомотивы истории 2 . А ре- 1 “Великая Октябрьская революция” — идеологический миф. 2 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 7. С. 86. 477 зультаты и последствия Октябрьского переворота не тако- вы. Коммунистическая Россия все время плелась в хвосте мирового прогресса, была фактически, за малым исключе- нием, паразитом мирового прогресса. Знаменитый лозунг 30-х годов. “Догоним и перегоним!” так и не был реализован. Да, Октябрьский переворот привел к серьезным изменени- ям в жизни России. Но были ли эти изменения восхождени- ем от низшего к высшему? Нет, конечно. Оказывается, не все, что люди называют революцией, на самом деле является революцией. Общественные по- трясения и государственные перевороты сами по себе не являются революциями. Революция — такое изменение формы общества (общественного строя), которое ведет к переходу от низшего к высшему. Всякое другое употреб- ление слова “революция” является осознанным или неосоз- нанным искажением его смысла, политической спекуляци- ей или наивной демагогией. Оценить тот или иной общественный процесс как рево- люцию можно скорее всего лишь ретроспективно, задним числом, по прошествии определенного, достаточно длитель- ного времени. (Выше я говорил, что революция имеет смысл революции лишь в логической связке с эволюцией. Она дол- жна быть подготовлена эволюцией и проверена, испытана на прочность эволюцией же.) |