Философия. Философия._Балашов Л.Е._2012 -612с. Учебник 4е издание, исправленное и дополненное Что такое философия
Скачать 3.12 Mb.
|
18.6. Наука (коллективное познание) В науке в наибольшей степени выражено стремление человека к познанию. Современная наука — конгломерат различных дисциплин. Их можно условно разделить на ес- тественные, гуманитарные, математические, прикладные (технические, медицинские, сельскохозяйственные, педа- гогические) науки. Как и всякая форма коллективной деятельности наука структурирована и ее структурированность выражается 557 прежде всего в том, что она представляет собой единство теории и эмпирии. Теория — система знаний, форма науки Эмпирия — накопление знаний, содержание науки, наблюдение и/или эксперимент. В соответствии с этим делением науки следует разли- чать теоретические и эмпирические знания. Теоретическое знание — знание закона (закон науки, принцип). Эмпирическое знание — знание явления (факт). Теоретическое знание объясняет, что происходит. Эмпирическое знание описывает, что происходит. Теория — объяснение, эмпирия — описание. В целом они нацеливают человека на понимание того, что происхо- дит. Взаимодействие между теорией и эмпирией осуществ- ляется благодаря гипотезе (положительная связь) и крити- ке (отрицательная связь). Ниже приводится структурная схема науки (рис. 31): ?????? ???????? ??????? ??????? Рис. 31 Гипотеза осуществляет положительную связь теории и эмпирии (когда теория и эмпирия предполагают друг дру- га). Теоретическая гипотеза — когда теория предполагает эмпирию. Эмпирическая гипотеза — когда эмпирия предполагает теорию. 558 Критика осуществляет отрицательную связь (когда те- ория и эмпирия отрицают друг друга). Теоретическая критика — когда теория отрицает или поправляет эмпирию. Пример: Д. И. Менделеев на основе своей периодической системы химических элементов ука- зал на ряд неточностей в эмпирической оценке некоторых элементов. Эмпирическая критика — когда эмпирия отрицает или поправляет теорию. Пример: наблюдения над движением Меркурия вокруг Солнца показали, что существуют рас- хождения между реальным движением Меркурия и теоре- тическими расчетами орбиты этой планеты, основанными на законах ньютоновской механики. Эта эмпирическая кри- тика выявила недостаточность старой физической теории в объяснении некоторых астрофизических явлений. Гипотеза и критика не исключают в абсолютном смыс- ле друг друга. Гипотеза, как правило, ставит что-то под сомнение, а критика опирается на гипотезу. Существует ошибочное мнение, что в познании мы дви- жемся от явлений к открытию законов и закономерностей. На самом деле, движение от явлений к законам и от зако- нов к явлениям обоюдно. В связи с этим можно говорить о двух типах научных открытий: открытия явлений (например, инфракрасного и ульт- рафиолетового излучений, неизвестных ранее небесных тел); открытия законов и закономерностей. Гипотеза Необходимой формой перехода от незнания к знанию в любой области науки является гипотеза. Гипотеза — форма развития знаний, представляющая собой обоснованное предположение либо о закономерном порядке, других существенных связях между явлениями, 559 либо о существовании какого-либо явления, свойства, эф- фекта и т. п. При выдвижении и построении гипотез пользуются ана- логией, индукцией и дедукцией. Построение гипотезы сопровождается выдвижением предположения, которое является логической сердцевиной гипотезы и формулируется в виде отдельного суждения или системы взаимосвязанных суждений о закономерных связях явлений или отдельных явлениях. Выраженное в предположении суждение всегда имеет ослабленную эпис- темическую модальность, является проблематичным суж- дением, в котором содержится лишь вероятный ответ. Возникающее при построении гипотезы предположе- ние рождается в результате попытки решить познаватель- ную задачу на основе анализа всех ее условий. Важную роль в возникновении гипотезы играет интуи- ция. Однако научная гипотеза — это не просто догадка, фантазия или допущение, а опирающееся на конкретные материалы, и тем самым обоснованное предположение. Таким образом, любая гипотеза имеет исходные дан- ные, или основания, и конечный результат — предположе- ние. Она включает также обработку исходных данных и ло- гический переход к предположению. Завершающий этап познания — проверка гипотезы, превращающая предполо- жение в достоверное знание или опровергающая его. Виды гипотез. Гипотезы бывают описательными и объяс- нительными, эмпирическими и теоретическими, общими, частными и единичными. Эмпирическая гипотеза — предположение, основанное на осмыслении (в частном случае: обобщении) фактов; она ведет от эмпирии к теории. Теоретическая гипотеза — предположение, основан- ное на сопоставлении фактов и некоторых общих представ- лений (образно говоря, открытие, сделанное на кончике пера). Она ведет от теории к эмпирии. 560 В зависимости об объекта исследования различают ги- потезы общие, частные и единичные. Общей гипотезой на- зывают обоснованное предположение о закономерных свя- зях в природе и обществе и об эмпирических регулярнос- тях. Частная гипотеза — обоснованное предположение о существовании, происхождении и особенностях некоторого класса конкретных объектов, о тех или иных повторяю- щихся событиях и явлениях. Единичная гипотеза — обо- снованное предположение об уникальных явлениях и со- бытиях. Версия. При объяснении сложных явлений (историчес- ких, социальных, политических, экономических, юридичес- ких) часто выдвигают ряд гипотез, по-разному объясняю- щих эти сложные явления. Такие гипотезы называют вер- сиями (от лат. versare — видоизменять). Условия выдвижения и состоятельности гипотезы Первое условие: соответствие фактам. Гипотеза не дол- жна противоречить известным и проверенным фактам. Если среди известных фактов имеется хотя бы один, с которым гипотеза не согласуется, она должна быть отброшена или переформулирована так, чтобы охватить всю совокупность фактов, для объяснения которых она предложена. Второе условие: соответствие известным законам на- уки, существующим научным теориям. Всякая новая гипо- теза, объясняющая явления и законы данной предметной области, не должна вступать в противоречие с другими теориями, истинность которых для этой же предметной области уже доказана. Третье условие: соответствие общим методологическим принципам научного познания. Это условие играет роль критерия для отбора научных гипотез и отсева ненаучных. Прежде всего выдвигаемая гипотеза должна быть дос- тупна опытно-экспериментальной или вообще практичес- 561 кой проверке. Это условие проверяемости гипотезы тесно связано с другим условием, а именно с необходимостью де- дуктивного развертывания гипотезы, т. е. из гипотезы дол- жны быть выведены следствия, которые могут быть сопос- тавлены с теми или иными фактами. Наконец, среди усло- вий состоятельности гипотезы следует отметить и крите- рий простоты или требование, чтобы гипотеза была мак- симально простой и способной из одного принципа или до- пущения объяснить все факты, для объяснения которых она выдвигается. Построение и проверка гипотезы Построение и проверка гипотезы складываются из сле- дующих этапов. Первый этап — постановка задачи. Второй этап — поиски способов решения задачи. Третий этап — выдвижение предположения, знаме- нующего собой предварительное решение или переход от поисков к решению. Четвертый этап — выведение вытекающих из гипоте- зы следствий. Пятый этап — сопоставление следствий с фактами. 18.7. Рост научного знания. Научный прогресс, научные революции Согласно Т. Куну для “нормальной науки” характерно решение текущих задач, опирающихся на соответствую- щую научную парадигму. Парадигма — совокупность прин- ципов, норм, законов, теорий, методов, определяющих раз- витие науки в конкретный период ее истории. Нормальные (эволюционные) периоды в становлении науки сменяются революциями. Они связаны с открытиями явлений, кото- рые не вписываются в рамки старой парадигмы. Возникно- 562 вение и утверждение новой парадигмы знаменует револю- цию в науке. Сейчас философы говорят о разных типах рациональ- ности. В этих разговорах продолжается поиск ответа на воп- рос: что такое разум, какую роль он играет в жизни чело- века. В них также можно видеть желание многих филосо- фов и ученых уйти от жесткой альтернативы “рациона- лизм—иррационализм” или “рационализм—эмпиризм”. Ра- циональность звучит как-то помягче рационализма. От без- удержного восхваления разума в откровенном рационализ- ме и почти патологической ненависти к нему в столь же откровенном иррационализме перешли к своеобразному плюралистическому представлению рациональности, к об- суждению вопроса о разных типах рациональности. 18.8. Практика Практическая деятельность — перевод идеального в реальное, управление-преобразование: себя, общества и окружающей природы 1 . Цель и результат практической де- ятельности — благо, добро в широком смысле. Иными сло- вами, ради блага человек осуществляет разные формы уп- равляюще-преобразовательной деятельности. Оно являет- ся центральной категорией практики. Благо (ценность) В самом общем виде благо (ценность) — то, что удов- летворяет наши потребности-желания или служит их удов- летворению. Понятие блага отличается от понятия ценности тем, что оно обозначает безусловно положительную ценность, 1 В естественном языке слово “практика” употребляется главным образом в значении “деятельность людей, в ходе которой они, воздействуя на мате- риальный мир и общество, преобразуют их; деятельность по применению чего-н. в жизни, опыт” (Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1991.). 563 является антитезой зла. Понятие же ценности может упот- ребляться и с эпитетом “отрицательная”, т. е. в значении понятия зла. Ценностный подход основан на оценке того, что такое “хорошо” и что такое “плохо”. Он противополо- жен познавательному или истинностному подходу, в част- ности, различению истины и лжи или знания и заблужде- ния. Понятие ценности в общепринятом смысле означает признание “способности” тех или иных предметов удовлетво- рять определенной потребности или желанию. Ценность — то, что служит средством удовлетворения человеческих по- требностей-желаний. Это ценность в собственном смысле, или благо, добро. Отрицательно оценивается все, что пре- пятствует удовлетворению потребностей-желаний. Это — отрицательная ценность, или зло. Существует определенная иерархия ценностей, разли- чающихся между собой по степени значимости для чело- века. Это, во-первых, ценности, которые являются нужны- ми, необходимыми средствами удовлетворения потребнос- тей. Например, воздух, продукты питания, одежда, пред- меты первой необходимости. Во-вторых, это ценности, которые не являются стро- го необходимыми, но приносят пользу. Это такие средства, которые помогают лучше удовлетворить наши потребнос- ти или отвечают нашим желаниям. Полезными могут быть такие блага, без которых человек может обойтись, т. е. ко- торые не являются необходимыми. С другой стороны, если существует выбор между различными необходимыми бла- гами, то предпочтение отдается тому благу, которое яв- ляется более полезным по сравнению с другими необходи- мыми благами. Как правило, полезность характеризует раз- личную степень соответствия того или иного предмета на- шим потребностям-желаниям. Иными словами, полезность является мерой соответствия предмета нашим потребнос- тям-желаниям. 564 В-третьих, кроме необходимой и полезной существу- ет еще ценность приятного. Приятным является все, что вызывает положительные эмоции, что доставляет нам удо- вольствие, наслаждение, радость. Приятное окрашивает жизнь в радужные краски, заряжает бодростью, всей гам- мой положительных эмоций или освобождает-защищает от отрицательных эмоций, отвлекает от тягостных пережива- ний. Не являясь в каждом отдельном случае полезным или необходимым, приятное в целом является жизненно важ- ным для человека. Необходимое (нужное), полезное и приятное можно в известном смысле сопоставить категориям необходимости, вероятности (свободы) и случайности. Полезное занимает особое место в этой триаде. Оно может быть синонимом ценного (блага). Так, полезность про- дуктов труда рассматривают обычно в самом общем смыс- ле, как их ценность. Полезными объявляются не только продукты, которые являются в собственном смысле полез- ными, но и продукты, имеющие характер необходимой ценности, и продукты, которые доставляют нам приятное. Полезность оказывается общей мерой соответствия тех или иных средств нашим потребностям-желаниям. Конечно, пра- вильнее было бы говорить не о полезности, а о ценности продуктов труда, но так уж исторически сложилось, что материальные средства характеризуют через понятие по- лезности. Понятие же ценности чаще всего применяют к духовным и моральным объектам оценки. Кроме того, понятие полезности нередко связывают с понятием утилитарности, а это последнее противопостав- ляют духовным, гуманитарным, эстетическим ценностям. Сохраняется также различие полезного и приятного. Одним словом, указанные трактовки полезности (в уз- ком смысле) делают ее не совсем удобной для характерис- тики общей меры соответствия продуктов труда нашим по- требностям-желаниям. Об этом всегда нужно помнить. 565 Ценность (полезность) — оценочная категория, благо- даря которой мы оцениваем предметы с точки зрения их соответствия нашим потребностям-желаниям. Она не явля- ется внутренним качеством предмета, хотя, с другой сто- роны, как оценочное определение предмета не находится вне предмета, “не висит в воздухе”. Здесь следует одина- ково избегать крайностей субъективистского и объективи- стского истолкования этой категории. С одной стороны, нельзя отрывать ценность (полезность) от предмета, от его естественных свойств, качественной определенности и про- возглашать ее самодовлеющей категорией, которая якобы зависит только от желаний и прихотей человека. С другой, нельзя отождествлять ценность (полезность) с предметом и его качеством (свойствами). Иначе возникает иллюзия, буд- то предмет изначально определен как благо, как ценность, как средство удовлетворения наших потребностей. (Так иног- да думают люди; они, как говорил один известный классик, “приписывают предмету характер полезности, как будто присущий самому предмету, хотя овце едва ли представ- лялось бы одним из ее “полезных” свойств то, что она го- дится в пищу человека”.) По утверждению Шекспира, ничто не является хоро- шим или плохим, — все зависит от того, как мы смотрим на вещи. Важно подчеркнуть отличие ценности, полезности вообще от потребительной ценности предмета. Если по- требительная ценность определяется тем, насколько пред- мет удовлетворяет ту или иную потребность (желание), то ценность (полезность) определяется тем, насколько пред- мет соответствует всей совокупности наших потребностей и желаний. Удовлетворить ту или иную потребность — еще не зна- чит быть полезным. Все зависит от того, какая это потреб- ность и какой предмет удовлетворяет потребность. Извест- но, что наряду с естественными и разумными потребностя- ми-желаниями существуют противоестественные, извра- 566 щенные, ложные. Удовлетворение последних отнюдь не при- носит пользу человеку, а, напротив, разрушает его тело и дух. Такими потребностями-желаниями являются, напри- мер, потребность в постоянном опьянении, в наркотиках, пресыщенные и извращенные вкусы, наклонности. Ценность, полезность определяет отношение предмета не к одной какой-то потребности или желанию, а к челове- ку как личности, к совокупности его потребностей-жела- ний. Было бы ошибочно думать, что потребности и жела- ния не связаны друг с другом. Все они являются лишь час- тичными выражениями человека как субъекта потребления. Взаимодействуя друг с другом, потребности могут как гар- монировать между собой, так и конфликтовать. Вообще, там, где есть многообразие (а потребности-желания много- образны), есть и возможны противоречия. Удовлетворение одной потребности может препятствовать удовлетворению другой. Это касается не только взаимоотношения разум- ных и неразумных потребностей, но и взаимоотношения раз- личных разумных потребностей. Поэтому все потребности лучше рассматривать не как рядоположенные, а в систе- ме, как единое целое, как одну большую потребность. Имен- но по отношению к этой большой потребности и определя- ется ценность предмета. Она тем выше, чем больше пред- мет соответствует отдельной частной потребности и чем выше место этой потребности в иерархии потребностей, составляющих одну большую потребность. Ценность, полезность предмета, как было сказано выше, определяется не только тем, какую потребность он удовлетворяет, но и тем, каким он является сам, т. е. како- во его качество. В одних случаях предмет удовлетворяет в том качестве, в каком он существует в природе. Однако чаще человек не удовлетворяется природными качествами предметов, изменяет их, приспосабливая к своим потреб- ностям. Качество продуктов труда является как раз таким измененным качеством. Особенность его состоит в том, что, в отличие от природного, оно не только делает предмет 567 пригодным для удовлетворения потребностей, но и пони- жает пригодность предмета (понижает уровень удовлетво- рения потребностей). Здесь налицо противоречие. Продукт труда одновременно повышает и понижает уровень удов- летворения наших потребностей. Возьмем хлеб. Этот про- дукт удовлетворяет нашу потребность в питании. Но хлеб не растет в том качестве, в каком мы его потребляем. Его производят. Это значит, что затрачиваются человеческие силы. Траты же увеличивают потребность в питании. Круг замыкается. Хлеб, поскольку он потребляется, удовлетво- ряет нашу потребность в питании. Но хлеб же, поскольку он производится, увеличивает нашу потребность в пита- нии. Полезным оказывается не тот хлеб, который просто удовлетворяет потребность, а тот, который обеспечивает удовлетворение потребности в большей степени, чем ее неудовлетворение. Таким образом, если в потреблении человек удовлет- воряет свои потребности, как бы гасит их, то в производ- ственной деятельности, в труде он, напротив, затрачивая силы, расходуя энергию, увеличивает свои потребности. Виды практики Практику можно условно разделить на три вида: 1. Управление-преобразование себя и окружающих: быт, забота о себе и окружающих; самосохранение-саморазви- тие-самосовершенствование; питание, защита, любовь-де- ятельность, рождение и воспитание детей, домоводство, одежда, гигиена-лечение, туалет, физическая культура, косметика. 2. Управление-преобразование общества: забота об об- ществе, управление людьми, поддержание-развитие-совер- шенствование общества, общественных, межчеловеческих отношений. Виды: госслужба, политика, руководящая ра- бота, административная, хозяйственная деятельность, пе- дагогическая (обучение и образование) деятельность, ме- дицинская деятельность (здравоохранение). 568 3. Управление-преобразование окружающей природы: забота об окружающей природной среде, о поддержании баланса “природа-человек-общество”. Виды: архитектурно- техническая деятельность, преобразование природы; осво- ение космоса; сельскохозяйственная деятельность; эколо- гическая деятельность, охрана окружающей среды. |