Философия. Философия._Балашов Л.Е._2012 -612с. Учебник 4е издание, исправленное и дополненное Что такое философия
Скачать 3.12 Mb.
|
Глава 18. Творчество 18.1. Жизнедеятельность Жизнь в целом включает в себя все виды деятельности. Жизнь современного человека, как правило, раздваивает- ся на общую жизнедеятельность и специализированные виды деятельности. К последним относятся различные виды про- фессиональной или любительской деятельности. О них речь пойдет в следующих разделах. Общая жизнедеятельность достаточно синкретична и целостна. Это то, что обычно называют житейской жизнью или обыденной, повседневной жизнью. В ней познание и практика не разделяются. Человек в обычной жизни ведет себя просто как живое существо, одновременно как позна- ющее и практически действующее. Он ест, пьет, двигает- ся, одевается, раздевается, бодрствует, спит, слушает, смотрит, нюхает, обоняет, отправляет естественные на- добности, ухаживает за собой, общается, заботится о ком- то, чувствует, переживает и т. д. 18.2. Сущность творчества Творчество — деятельность, приводящая к открытию или созданию нового: к новому знанию в случае познания-открытия; к новому благу в случае изобретения; к новой красоте в случае художественной деятельнос- ти; к новым достижениям в спорте. 546 Три аспекта творчества: 1. Творчество как создание духовных и материальных ценностей — ценностный (аксиологический) аспект. 2. Творчество как создание или открытие нового, не- бывалого — эвристический аспект. 3. Творчество как самовыражение и саморазвитие че- ловека — гуманистический аспект. Творчество = вдохновение + труд. Эдисон утверждал, что гений составляет один процент вдохновения и 99 про- центов пота. Вдохновение — настрой на творчество, творческое го- рение. По А. С. Пушкину: “Вдохновение есть живое распо- ложение души к творчеству”. Призвание — расположение к творчеству Творчество имеет много общего с игрой. Можно даже сказать: в основе всякого творчества лежит игровая дея- тельность. Однако творчество нельзя изображать только как игру. Оно, во-первых, так же серьезно, целенаправ- ленно, как и труд. Творческий труд — необходимый эле- мент творческого процесса. Во-вторых, во всяком творчестве присутствует то, что характерно для отдыха — некоторая бесцельность, рас- средоточенность, расслабленность, наслаждение. Творчество не просто является промежуточным звеном между трудом и отдыхом, а органически связывает их, включая их в себя. Труд и отдых в творчестве не перемежаются, а опосред- ствуют друг друга. В самом существе творческого труда лежит вдохновение. Последнее создает особую атмосферу творчества — приподнятость, горение, радость, раскован- ность, чувство полета. И отдых творческого человека — это, по существу, не отдых, а деятельный труд мысли, чувства, воли. Нередко именно во время отдыха открыва- ют или изобретают новое. Интересен спор между теми, кто понимает творчество как терпение, и теми, кто понимает его как вдохновение. 547 Лев Толстой, например, любил изречение Бюффона: “Ге- ний — это терпение”. С другой стороны, В. Г. Белинский писал: “Гений не есть, как сказал Бюффон, терпение в вы- сочайшей степени, потому что терпение есть добродетель посредственности”. И каждый по-своему прав. Творчество — это и терпение, и вдохновение, и труд, и наслаждение, и “муки творчества”, и “радость творчества”. Ш. Фурье как- то сказал: “Мораль приказывает нам любить труд, но пусть она сумеет сначала сделать его приятным”. В этом пожела- нии Ш. Фурье выражено извечное стремление человека не просто к труду, а к творческой деятельности, соединяю- щей полезное и приятное, труд и отдых, наслаждение. Ведь именно творчество делает труд приятным. И именно твор- чество составляет сущность человеческой деятельности. Талант и гений Творческий человек проходит такой путь формирова- ния и развития своих способностей: задаток > способность > талант > гений. Задаток — возможность появления той или иной спо- собности. Он, как правило, генетически предопределен. Не всякий задаток превращается в способность. Для этого нужна не только генетика, но и благоприятные почва-среда-об- стоятельства. Способность — психо-физиологическое средство дея- тельности. Ноги — часть тела человека, служащая в основ- ном средством передвижения. Способность к движению (ходь- бе, бегу) — конкретно способность двигать ногами соответ- ствующим образом. Творческая способность — способность открывать или созидать что-то новое, нужное людям. Дар — случайная составляющая способности, талан- та, гения, то что дается человеку в силу стечения обстоя- 548 тельств. Дар — подарок судьбы, “от Бога”. Дар — то, что человек якобы не заслужил своим трудом-деятельностью, а получил готовым от своих родителей, учителей, в силу случайного стечения обстоятельств. Даром называют также необычную способность к чему- либо, якобы случайную по своему происхождению, не по- лученную человеком в результате труда, учения, опыта, а данную ему “от Бога”. В таком случае говорят об одаренно- сти, даровитости или бездарности. Талант — просто творческая способность. Гений — высшая творческая способность. Таланты, во-первых, развивают то, что создается ге- ниями, и, во-вторых, подготавливают почву для появле- ния новых гениев. Иными словами, талант — творец ново- го, но это новое — детализация и конкретизация того, что уже создано гением, или намек, провозвестник того, что будет создано гением. Таланты — творческие эволюционеры, субъекты твор- ческой эволюции. Они бывают разной степени: большей или меньшей (просто талант — большой талант). И разных ви- дов (по качеству). Гении — творческий революционер; он создает не про- сто новое, а небывалое, чего не было ни в каком виде. Как соотносятся гений и злодейство, могут ли гении быть злыми? Вслед за А. С. Пушкиным я утверждаю, что гений и злодейство — “две вещи несовместные”. В самом деле, что такое гений? Это творческая, а, значит, созида- тельная, конструктивная способность. Злодейство же, лю- бое злодейство — это, безусловно, разрушительное, дест- руктивное деяние. Гений не разрушает, а созидает. Зло не созидает, а разрушает. Не случайно то, что литературные образы-символы зла — гетевский Мефистофель и лермон- товский Демон — несли с собой смерть и разрушение. В частности, Мефистофель погубил Маргариту, а Демон — Тамару. 549 Творчество распадается на виды деятельности: ‹ познавательное творчество; ‹ игра (художественное творчество и спортивная дея- тельность); ‹ практическое творчество (управление, обучение, изобретение). 18.3. Познание Познание — движение, переход от незнания к знанию, от меньшего знания к большему знанию или от заблужде- ния к знанию. Противоположности, в которых движется познание: истина — ложь; знание — заблуждение; известное — неизвестное. В познавательной деятельности центральным является понятие истины. Истина — соответствие наших мыслей объективной реальности. Знание — мысль, соответствую- щая объективной реальности, адекватно отображающая ее. Кроме указанных элементов познания существуют еще теневые категории: незнание, заблуждение, ложь. Ниже дана диаграмма “Соотношение знания, незнания, заблуждения и истины, не- истины, лжи” (рис. 30). Соотношение истины и знания таково: истина — цель познания; знание — резуль- тат познания. Истина — то, что ищут. Знание — то, что получают. Предположение, гипоте- за — то, что лежит на пол- пути между незнанием и зна- нием. ?????? ? ? ? ? ? ? ? ? ??????- ????? ?????? ???????? ???? Рис. 30. Диаграмма “Соотноше- ние знания, незнания, заблужде- ния и истины, неистины, лжи” 550 Истина — это знание в возможности, знание как цель. Знание — это действительность истины, истина как результат. Как только мы устанавливаем истину, она тут же ста- новится знанием. Истина, перешедшая в знание, уже не истина. В знании она умирает, как в действительности уми- рает перешедшая в нее, реализовавшаяся возможность. Знание и заблуждение Знание — мысль, соответствующая действительности, истинная мысль. Противоположностью знания является заб- луждение. Заблуждение — представление, не соответствующее действительности, ложное представление. Это — незнание, выдаваемое, принимаемое за знание; ложное представле- ние, выдаваемое, принимаемое за истинное. Предрассудок — заблуждение, принимаемое без рас- суждения, до всякого рассуждения, на веру. Итак, в нашем сознании помимо знания содержится много такого, что можно оценить как незнание, выдавае- мое за знание. Как природа не терпит пустоты, так и ум человеческий не терпит отсутствия знания. Он стремится к полноте знания. Поскольку знать все невозможно, а хочет- ся, то вольно или невольно человек начинает в ситуации, когда он не знает, выдумывать, воображать некое псевдо- знание. Так возникает заблуждение. Никто не застрахован от заблуждений. Поэтому позна- ние — это не только движение от незнания к знанию или от менее полного к более полному знанию, но и процесс освобождения от заблуждений, движение от заблуждения к знанию. Единственная сфера, в которой с заблуждениями бо- рются осознанно — это наука. Очень редко, когда ученые упорствуют в заблуждениях, поскольку сама наука чистит себя, активно очищается от заблуждений. Ученый в той мере ученый, в какой он самокритичен, свободен от заб- 551 луждений. Из всех видов человеческой деятельности наука наиболее объективна и беспристрастна. Некоторые, выда- ющие себя за ученых (астрологи, парапсихологи, уфологи и т. п.), на самом деле псевдоученые, поскольку они очень часто незнание выдают за знание, т. е. в большой степени подвержены заблуждению. Истина и ложь Иногда истину сопоставляют с заблуждением. Это не- верно. Противоположностью истины является ложь, истин- ного — ложное. Истина — соответствие наших мыслей действительно- сти. Ложь — несоответствие наших мыслей действительно- сти. Еще Платон писал: “...тот, кто говорит о вещах в соот- ветствии с тем, каковы они есть, говорит истину, тот же, кто говорит о них иначе — лжет”. Движение к истине состоит, по крайней мере, из двух этапов: поиска и установления истины. Поиск истины начинается обычно с вопроса: “Что есть истина?” Этот вопрос возникает тогда, когда человек сопос- тавляет разные мнения-представления об одном и том же или начинает сомневаться в истинности того или иного мне- ния-представления. Установление истины — акт перехода от незнания к знанию, в частности, от заблуждения к знанию. В после- днем случае говорят о прозрении. Сведение, информация Сведение — отображение/описание/объяснение/знание, подготавливаемое для передачи другому, передаваемое другому или получаемое от других. Информация (от лат. informatio — ознакомление, разъяснение) — первоначаль- но то же, что и сведение. В связи с развитием кибернети- ки, информатики, информационной техники в последние 552 десятилетия понятие информации наполнилось новым смыс- лом. Теперь информация понимается как сведение, которое можно перевести на язык машины. Информация неотдели- ма от процессов управления. Это значит, что она не явля- ется свойством всех материальных образований. Смысл ин- формации имеет лишь то, что служит целям управления. Вне процессов управления нет информации. А управление мы видим лишь в живой природе и человеческом обществе. Описание Описание — фиксация, констатация, протокольная за- пись данных опыта (наблюдения и/или эксперимента). Истолкование, интерпретация, объяснение Истолкование, интерпретация — совокупность значе- ний (смыслов), придаваемых каким-либо данным (явлени- ям, сведениям, текстам, картинам). Объяснение — истолкование, призванное установить истину. Объяснить — значит пролить свет на то, что явля- ется непонятным, загадочным, запутанным. Не всегда объяс- нение достигает цели, т. е. бывают ложные объяснения или объяснения, вводящие в заблуждение. Понимание Понимание — род знания, знание того, что скрыто от непосредственного взгляда, восприятия, что требует для своего обнаружения “шевеления мозгами”. Для понимания всегда нужен труд мысли. Иногда понимание противопоставляется знанию. В ро- мане Вениамина Каверина “Два капитана” один мальчик го- ворит другому (Сане Григорьеву): “ — Знаешь, что это такое, невеста? — Знаю (Саня). — Знаешь, да не понима- ешь”. В самом деле, знание бывает формальным, поверх- 553 ностным, знанием явления (а не сущности). Понимание — это всегда проникновение в суть явления. Первичное и вторичное знание 1. Первичное знание — знание, получаемое впервые, в процессе познания. Оно существует в двух видах: 1) вненаучное знание; 2) научное знание. 2. Вторичное знание — знание, получаемое одним челове- ком от другого, других в учебном-образовательном процессе. Вторичное знание существует в трех видах: 1) вторичное знание как эхо первичного знания; 2) вторичное знание как эхо прикладного (техническо- го, медицинского, педагогического, юридического и т. п.) знания; 3) вторичное знание как знание продуктов умственной, духовной деятельности (философское знание, богословское знание, знание художественной литературы и т. п.). Именно недостаток вторичного знания порождает фе- номен, именуемый невежеством. Невежественный — это человек, который не знает то, что знают другие-многие. Этапы познания 1) Постановка цели-задачи. Человек, во-первых, обна- руживает, что он что-то не знает и это незнание беспоко- ит его или мешает ему в его деятельности. Во-вторых, эту познавательную проблему он не просто осознает, а форму- лирует в виде задачи: ставит перед собой задачу устранить эту проблему, т. е. узнать то, что он не знает. На этой стадии ставится задача найти истину. Конкретно поиск истины человек начинает с того мо- мента, когда он убеждается, что прежнее объяснение со- мнительно, ложно или противоречиво, т. е. существуют ис- 554 ключающие друг друга, разные предположения-версии, объясняющие одно и то же. Иными словами, человек начи- нает искать истину в ситуации, когда он знает или подозре- вает ложь, ложное мнение. Истину человек находит тогда, когда в массе фактов и мнений он отыскивает единственно верное. 2) Решение познавательной задачи. На этой стадии фор- мулируется идея, на ее базе строится гипотеза, а из гипо- тезы выводятся следствия, которые должны быть подтвер- ждены фактами в результате наблюдений и экспериментов. 18.4. Индивидуальное и коллективное познание Индивидуальное познание отчасти входит в индивиду- альный вненаучный опыт человека, а отчасти — в коллек- тивное (научное) познание, если субъект индивидуального познания принадлежит к сообществу ученых, деятелей на- уки. Во втором случае индивидуальное познание подчиня- ется стандартам научной деятельности. Индивидуальное познание первого рода (вненаучное познание) может существовать как вместе с индивидуаль- ной научной деятельностью, так и самостоятельно, если человек не занимается научной деятельностью. Это инди- видуальное познание, как правило, неотделимо от осталь- ного индивидуального опыта жизни-деятельности челове- ка, вплетено в ткань этого опыта. Индивидуальный опыт человека — нечто, включающее в себя и элементы позна- ния, и элементы художественной деятельности, и элемен- ты управления-преобразования. Если в науке человек выд- вигает и проверяет гипотезы, то во вненаучном индивиду- альном познании он выдвигает и проверяет предположения. Наука — форма коллективного познания, ставшая спе- циальной областью человеческой деятельности. Она возник- ла в результате разделения человеческой деятельности на 555 познавательную, художественную, управляюще-преобра- зовательную и др. Одни люди стали заниматься по преиму- ществу познанием, другие — по преимуществу управле- нием-преобразованием и т. д. Человек, занимающийся научной деятельностью, явля- ется не просто познающим субъектом, а ученым, деятелем науки, субъектом научно-познавательной деятельности. Он вольно или невольно сообразует свои познавательные уст- ремления-средства с познавательными устремлениями-сред- ствами других ученых. 18.5. Формы индивидуального познания Индивидуальное познание осуществляется в форме ощущений, восприятий и представлений. Они — психичес- кие формы отражения реальности или, как еще говорят, чувственные формы познания. Ощущение — отражение отдельных свойств, призна- ков предметов. Восприятие — целостное отражение предметов и их отношений. Представление — обобщенное отражение предметов, их признаков и отношений, основанное на сопоставлении во времени разных восприятий и ощущений. Различие между ними, как в математике — между точ- кой, линией и плоскостью или между первым измерением (линией), вторым измерением (плоскостью), третьим изме- рением (объемом-телом). Нужно помнить, что указанные формы чувственности могут искаженно отражать реальность. Именно в таких слу- чаях говорят о видимости, кажимости, о миражах, фанто- мах, галлюцинациях, видениях. Насколько сложно осмысление ощущений и восприя- тий как форм познания, можно видеть на таком примере: оазис в пустыне — мираж или реальность? Когда человек 556 видит оазис, то он задается вопросом, что это: мираж, видимость, кажимость или реальность? Если он заранее знает, что в этом месте не может быть оазиса, то оцени- вает свое восприятие оазиса как мираж, иллюзию зрения. Если он заранее знает, что в этом месте должен находить- ся оазис, то оценивает свое восприятие оазиса как истин- ное свидетельство существования оазиса в данном месте. Если он заранее не знает, должен быть в этом месте оазис или нет, то он оценивает свое восприятие оазиса в зависи- мости от того, знает ли он что-нибудь о миражах в пусты- не или нет. Если он не знает о возможности миражей, то примет видение оазиса за истину. Если он заранее знает о возможности миражей, то скорее всего задастся вопросом: оазис в этом месте — мираж или реальность? То есть зай- мет позицию сомневающегося, признающего равновероят- ность истины и лжи. Одним словом, ощущения, восприятия, представления являются в той мере формами познания, в какой они со- держат элементы знания, т. е. адекватно отражают реаль- ность. Иными словами, ни ощущение, ни восприятие, ни представление не дают автоматически знания. Послед- нее — форма мысли, осмысление ощущений, восприятий, представлений как соответствующих реальности, адекват- но отображающих ее. |