Общая теория государства и права_Комаров. Учебник для бакалавриата и магистратуры 9е издание, исправленное и дополненное
Скачать 1.92 Mb.
|
Глава 21 . ПРАВОСОзНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУльТУРА 21.1. Понятие и структура правосознания Существуют различные формы общественного сознания, при помощи которых люди осознают окружающую их природу, общество. Выделяют политическое, моральное (нравственное), эстетическое, эти- ческое, религиозное, правовое и др. Правосознание есть осознание права, совокупность представле- ний и чувств, выражающих отношение людей как к действующему, так и к желаемому праву. Оно имеет общую природу с правом и в силу этого вторично по отношению к существующим экономическим отно- шениям; формируется под непосредственным воздействием объек- тивно обусловленных потребностей и интересов общества, различных социальных групп; динамично развивается под влиянием меняющихся объективных условий и процессов; является частью общественного сознания и поэтому испытывает на себе влияние философских, идеоло- гических, политических, религиозных воззрений. Первобытные представления о праве — это не что иное, как пред- ставления о порядке взаимоотношений людей, фактических, личных отношений. Право отождествляется здесь с определенным обществен- ным порядком и не противопоставляется обязанности. С возникновением права в собственном смысле слова юридические отношения стали рассматриваться не как индивидуальные, а как всеоб- щие. Содержание правосознания изменилось в корне. Общезначимость общественных отношений отражается в общественном сознании, как такие общие признаки явлений, фактов, само наличие которых обя- зательно должно влечь возможность или обязанность определенного поведения, предписанного государственной властью. Иначе говоря, общественные отношения, представления о них обрастают в сознании людей идеалами, понятиями о должном порядке. Такие понятия вопло- щаются в законах государства. Понятия «юридические права» и «юридические обязанности» возни- кают в результате осознания потребности в государственном призна- нии определенных интересов, т.е. в придании им общеобязательного, общезначимого характера; в обеспечении этих интересов мерами госу- дарственного принуждения. 409 Таким образом, право и правосознание формируются вместе в диа- лектическом единстве. Специфический признак правосознания — соотношение в сознании (индивидуальном, классовом и т.д.) жизненных условий, потребностей, интересов данного класса с возможными, необходимыми или существу- ющими юридическими правами и обязанностями. Результатом такого соотнесения являются идеи, представления о праве. Следовательно, правосознание — это форма общественного сознания, система понятий, представлений, идей о должном порядке правового регулирования общественной жизни. Правовые взгляды и воплощающие их нормы права участвуют в детерминации поведения людей, всего хода исторического развития. Огромное значение в процессе реализации прав, свобод и обязанно- стей принадлежит правовому сознанию личности, ее индивидуальным свойствам и качествам, социально-политической активности. В право- сознании есть по крайней мере три основных уровня: знание права, отношение к праву и навыки правового поведения. Между этими тремя компонентами иногда нет единства, а нередко существует замет- ное расхождение. Идеальный вариант (тогда следует говорить о высо- ком уровне правосознания) будет в том случае, когда все компоненты находятся в неразрывном единстве: знание права, положительное отно- шение к нему как к социальной ценности требуют навыков правомер- ного поведения, которые превратились бы в привычку. Воспитание правосознания не сводится к повышению знаний о праве, формирования положительного отношения к нему. Не менее важно вырабатывать и правовые привычки. «Наша задача не только воспитывать в себе правильное, разумное отношение к вопросам пове- дения, но еще и воспитывать правильные привычки, когда мы посту- пали бы вовсе не потому, что сели и подумали, а потому, что иначе мы не можем, потому, что мы так привыкли. И воспитание этих привы- чек — гораздо более трудное дело, чем воспитание сознания», — отме- чал А. С. Макаренко 1 Одно из исследований, проведенное во Всесоюзном институте по изучению причин и разработке мер предупреждения преступно- сти под руководством профессора А. Р. Ратинова, показало, что знание права, уровень правовой осведомленности почти одинаковые и у пра- вонарушителей, и у граждан, соблюдающих требования норм права. А вот коэффициенты, отражающие отношение к праву как правона- рушителей, так и лиц с правомерным поведением, выявили разницу в полтора раза. Когда же вывели коэффициенты, отображающие усво- ение навыков правового положительного поведения, то разница была установлена весьма значительная — в три раза. 1 Макаренко А. С. Воспитание в советской школе. М., 1966. С. 37. 410 Следовательно, правосознание — это сложное явление, совокупность представлений и чувств, выражающих не только знание права, но и отно- шение к нему, уважение его как социальной ценности, а также усвоен- ность навыков правового положительного поведения. Формирование высокого уровня правосознания — необходимое условие эффективного процесса реализации прав, свобод и обязанно- стей личности, для бесперебойного функционирования которого нужно воспитывать у личности чувство ответственности за выполнение своих обязанностей перед государством, так как жить в обществе и быть сво- бодным от него нельзя. Опыт развития цивилизованных обществ пока- зывает, что добровольное и сознательное выполнение своих обществен- ных обязанностей есть условие дальнейшего развития демократии, а осознание ответственности личности перед обществом, государством своими гражданами является одним из важнейших элементов право- сознания, условием высокой реализации прав, свобод и обязанностей личности, ибо уважение к праву, закону должно стать и становится лич- ным убеждением каждой личности, превращается в привычку, в навык. Правосознание как часть правовой надстройки играет наряду с пра- вом и вместе с ним активную роль в общественной жизни. Оно вклю- чает как осознание обществом, классом, социальной группой, инди- видом потребности в общезначимых правилах поведения, которые должно установить государство, так и оценку справедливости (или несправедливости) действующего правового порядка, перспектив, направлений дальнейшего развития права. В антагонистическом обществе нет единого правосознания: оно диа- метрально противоположно у господствующих и угнетенных классов. Поэтому право неразрывно связано не со всем, а с господствующим в обществе правосознанием, т.е. правосознанием господствующих политических сил, стоящих у власти. Правосознание формируется прежде всего передовыми представи- телями — идеологами политических сил, стоящих у власти в процессе осознания ими общих интересов, которые приобретают в сознании форму юридических мотивов, воли этих политических сил, побуждаю- щих ее принять форму государственной воли. Юридический мотив воли — это особая идеологическая форма осоз- нания людьми потребностей и интересов в обществе, это сознательное стремление и требование опосредовать общественные отношения нор- мами права. Чтобы получить санкцию закона, экономические факты в каждом отдельном случае должны принять форму юридического мотива. Следовательно, без правосознания немыслимы правотворчество и право. Но право создается не правосознанием, а материальными условиями жизни общества. Правосознание лишь опосредует этот про- цесс. 411 Действующее в обществе право оценивается в общественном и инди- видуальном сознании с точки зрения справедливости или несправедли- вости. В последнем случае формируются представления о необходимо- сти совершенствования правовой системы. Политические силы, стоящие у власти, подчас в силу ограниченности своего сознания не способны понять преходящий характер отношений господства, поэтому их правосознание носит иллюзорный характер, вырабатывает ложные представления о «вечности», «естественности», «справедливости» охраняемых правом отношений, т.е. является иска- женным представлением о собственном положении. Их правосознанию присущи и такие черты, как нереальность, авантюризм. Для некоторых представителей юридической науки свойственно отрицание правосознания как формы общественного сознания, непри- знание его рационального характера. Чаще всего в правосознании усматриваются «иррационализм», «правовые чувства» и т.п. Представ- ляется, что нужно исходить из единства взглядов политических сил, стоящих у власти, и господствующего правосознания. Право и правосознание не создают друг друга. Они оба формируются объективными условиями и взаимодействуют между собой. Действую- щее право оказывает влияние на правосознание, создает представление членов общества об их правах и обязанностях, о должном правопорядке. И наоборот, правосознание влияет на действующее право, определяет практику правоприменения в интересах политических сил, стоящих у власти, обусловливает нормотворческую деятельность государства. Материальное господство эксплуататорского меньшинства приводит к тому, что его идеология также становится господствующей, навязыва- ется трудящимся массам, тем не менее и в эксплуататорских обществах правосознание политических сил, стоящих у власти, не может устра- нить инакомыслия отдельных социальных групп. Так, для буржуазного правосознания характерна индивидуалистическая психология, и она нередко приходит в столкновение с общими интересами буржуазии. Формирование правосознания эксплуатируемых масс является про- грессивным процессом их высвобождения из-под идеологического вли- яния эксплуататоров, служит необходимым звеном подготовки соци- альных революций. Таким образом, различные уровни правосознания играют неодина- ковую роль как в правовом осознании действительности, так и в воз- действии на право. Правосознание обладает определенной структурой. Общепризнано, что, с точки зрения строения, оно складывается из двух основных эле- ментов: правовой идеологии и правовой психологии (рис. 21.1). Правовая идеология охватывает весь слой правотворчества и право- применения, она содержит идеи, концепции, оценку перспектив раз- вития права, цели и задачи принятия тех или иных правовых актов, основные правовые принципы, конкретное содержание правового регулирования. 412 • идеи • концепции • правовые принципы • оценка перспектив развития права • цели, задачи, принятие правовых актов • и т. п. • общественный интерес • мотивы деятельности • психологический уклад • чувства, эмоции • настроения, иллюзии • и т. п. Правовое сознание Правовая идеология Правовая психология Рис. 21.1. Структура правового сознания Правовая наука создает теоретические концепции, которые отра- жают закономерности развития правовой надстройки; является базой для правовой политики и идеологии; содержит методологию изуче- ния государственно-правовой надстройки; формулирует предложения о путях совершенствования права. Правовая психология выражает психическое отношение к праву и правовым институтам и включает следующие элементы: — общественный интерес, мотивы деятельности определенных социальных групп, вытекающие из их места в структуре общества; — психологический уклад, т.е. привычки, традиции, убеждения, свойственные социальным группам общества; — представления о праве, выработанные в социальных группах под влиянием их психического склада; — чувства, эмоции, настроения, связанные с правом, присущие социальным группам; — способы формирования представлений (настроений, чувств, эмо- ций) — влияние, взаимовлияние, подражание, внушение. Юридическая психология, будучи сама по себе сложносодержатель- ным, объективно-регуляторным явлением, включает значительную область бессознательного — целый мир психических явлений и про- цессов, обусловленных фактами действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета. Сфера бессознательного активно вовле- чена в генезис правовых представлений, участвует в формировании как правомерного (стереотипы, привычки, автоматизмы и т.д.), так и противоправного поведения. Бессознательное может проявляться как интуиция, аффект. Так, правовая психология как по содержанию знаний о праве, так и по способу их формирования существенно отличается от правовой идеологии. Наиболее полно она обнаруживает себя при формулирова- нии и детализации правовых норм и в меньшей степени — при опреде- лении принципиальных правовых установок. 413 Структуру правосознания можно рассматривать и по субъектному составу (рис. 21.2). В этом случае выделяется правосознание инди- видуальное, групповое, общественное, причем при характеристике субъектного состава правосознания обязательно надо иметь в виду те качественно своеобразные стороны, которые обусловливают уровень правовой идеологии и правовой психологии, присущей правосознанию тех или иных индивидов (групп, общества). Виды правосознания (по субъектному составу) Общественное Групповое Индивидуальное Рис. 21.2. Виды правового сознания В эксплуататорских обществах политические силы, стоящие у вла- сти, не заинтересованы в том, чтобы повышать правосознание народа. Их усилия направлены на то, чтобы держать массы в духовной темноте и невежестве, давать им самые примитивные представления о праве. Функциями правосознания, т.е. основными направлениями его воздействия на общественные отношения, являются познавательная, оценочная, регулятивная, ценностная. Уровни правового сознания зависят от степени знания права и под- разделяются на обыденное, специализированное (его часто называют профессиональным) и научное (теоретическое) (рис. 21.3). Обыденное (массовое) Специализированное (профессиональное) Научное (теоретическое) Уровни правосознания Рис. 21.3. Уровни правового сознания Таким образом, правосознание как объективная реальность — это сложившаяся на основе права и вместе с ним система идей, представле- ний и понятий о праве, осознанные потребности в праве, содержащие представление (понимание) о сущности, путях его развития и правопо- рядка в широком смысле слова. 414 21.2. Правовая культура: понятие, функции, виды Ученые не могут найти единый подход к трактовке как самой катего- рии «правовая культура», так и ее структурных компонентов, содержа- ния, функций в силу того, что понятие правовой культуры многоаспек- тно. Насчитывается более 250 ее определений. Общепризнано, что правовая культура отражает не только субъек- тивную сторону правового поведения личности, но и материализацию идей, чувств, представлений как осознанной необходимости и внутрен- ней потребности. В самом общем виде правовая культура предстает как система различных отношений, а также как процесс производства и воспроизводства составляющих ее элементов в сменяющих друг друга поколениях людей. Особенность правовой культуры состоит в том, что она представляет собой не право или его реализацию, а комплекс представлений той или иной общности людей о праве, его реализации, о правотворчестве, пра- воприменительной деятельности государственных органов, должност- ных лиц, состоянии законности в государстве. Правовая культура предполагает высокое качество правотворческого процесса, реализации права; достаточный уровень правового мышле- ния и психологического восприятия правовой реальности; осознание специфических способов правовой деятельности правоохранительных органов; результатов реализации требований законности в виде устой- чивого и стабильного правопорядка. Правовая культура связана с правовым сознанием, опирается на него, однако она является самостоятельной категорией, так как включает не только социально-психологические процессы, фиксиру- емые в соответствующих нормах права, но и юридически значимое поведение людей, правовую деятельность в виде правотворчества и его результатов. В правовую культуру входят те элементы общественного сознания, которые связаны с правовыми институтами и практикой их функционирования, формированием определенных вариантов право- вого поведения людей в обществе, в коллективе. Подобно тому как общенациональная культура придает целостность и интегрированность общественной жизни в целом, правовая культура диктует каждой личности принципы правового поведения, а обще- ству — систему правовых ценностей, идеалы, правовые нормы, обе- спечивающие единство и взаимодействие правовых институтов и орга- низаций. Составными элементами правовой культуры следует считать правовые убеждения, установки, ориентирующие на восприятие пра- вовой системы общества. Как считает В. П. Сальников, структурными элементами правовой культуры выступают компоненты юридической действительности в их особом ракурсе эталонов поведения: право, правосознание, правовые 415 отношения, законность и правопорядок, правомерная деятельность субъектов. Что же касается ее содержания, то таковым охватываются не просто правосознание, законность и т.п., но и характер, уровень, степень их развития, т.е. то, что дает им данный этап цивилизации, общественного прогресса. В свою очередь, А. П. Семитко полагает, что элементами (подсисте- мами) правовой культуры являются уровневые состояния, т.е. «степени правового развития» таких компонентов системы правовой жизни общества, как: 1) правовые тексты (акты-документы и тексты, имею- щие юридическое содержание), 2) правовая деятельность (теоретиче- ская и практическая), 3) правовое сознание (включая когнитивный, эмоциональный и установочный его компоненты), 4) субъект — носи- тель правовой культуры (общество, классы, нации, народности, коллек- тивы, отдельные индивиды). Другие авторы (В. И. Каминская, А. Р. Ратинов, Н. М. Кейзеров) в состав правовой культуры включают культурные комплексы: право- творческую деятельность, правовую науку, право, правоотношения, критерии политической оценки права и правового поведения, право- сознание, правовое поведение, правовые учреждения. Правовая культура во многом выступает связующим звеном между социально-экономическими интересами и потребностями отдельных личностей, различных социальных групп, отраженных в правовых нор- мах, и их правовым поведением. Иными словами, она способствует формированию определенных типов правового поведения в целом, однако данная реальность зависит от множества иных факторов (иллю- зий, уклада жизни, стереотипа поведения, сложившихся обстоятельств и условий и т.п.). Как справедливо подчеркивает В. В. Лазарев, правовая культура предполагает определенный уровень правового мышления и чувствен- ного восприятия правовой действительности; качественное состояние процессов правотворчества и реализации права; специфические спо- собы правовой деятельности (работу правоохранительных органов, конституционный контроль и т.д.); результаты правовой деятельности в виде духовных и материальных благ, созданных людьми (законы, системы законодательства, судебная практика и т.д.). В последние годы активно разрабатывается и новое направление в познании содержания правовой культуры — это ее синкретизм. Про- фессор Ф. Х. Галиев справедливо указывая на то, что правовая культура непосредственно обусловлена правом как системой общеобязатель- ных правил поведения людей, выработанных или санкционированных государством и обеспеченных силой государственного принуждения, в тоже время подчеркивает, что правовая культура синкретична в своей основе, так как она непосредственно связана с функционирующими в обществе другими социальными нормами, и взаимодействует с ними. Совершенствование правовой культуры невозможно без учета син- кретизма правовой культуры, взаимосвязанного и взаимодейству- 416 ющего единства социальных норм. В современных условиях боль- шое значение приобретает необходимость нахождения оптимальных направлений регулирования общественных отношений на основе права и правовых возможностей. Результаты опроса населения позво- ляют сформулировать вывод о том, что при решении социальных про- блем люди все больше обращаются к правовым способам как наиболее рациональным. На выбор модели поведения человека влияет вся сово- купность действующих в обществе социальных норм усиливая воздей- ствие правовых норм на общественные отношения. Данное явление оказывает решающее влияние и на процессы, свя- занные с формированием современной парадигмы развития право- сознания, совершенствованием гражданского общества и усилением функциональных параметров зарождающегося правового государства в Российской Федерации 1 Правовую культуру можно рассматривать в широком и узком смысле слова (рис. 21.4). Правовая культура В узком смысле слова Право Правовые принципы Правосознание Реализация права Правовые учреждения Законность Правоотношения Правоприменение Уровень законодательной деятельности В широком понимании Рис. 21.4. Понятие и содержание правовой культуры Правовая культура (в широком смысле слова) — это совокупность компонентов юридической надстройки в их реальном функционирова- нии, комплекс представлений той или иной общности людей о праве, его реализации, о деятельности государственных органов, должност- ных лиц. 1 См.: Галиев Ф.Х. Синкретизм современной правовой культуры. Монография. — Уфа: РИЦ БашГУ, 2011. — 354 с. 417 Правовая культура (в узком смысле слова) — это совокупность мате- риализованных идей, чувств, представлений как осознанной необходи- мости и внутренней потребности поведения личности в сфере права, базирующаяся на правовом сознании (рис. 21.5). Правовая культура личности Правовое сознание личности Идеи Чувства Представления Поведение Рис. 21.5. Правовая культура личности Классифицировать правовую культуру можно по иным основаниям: по содержанию, по субъектному составу, выделять ее уровни (рис. 21.6). Правовая культура Уровень Субъектный состав Содержание Знание права Индивидуальная Обыденный Отношение к праву Групповая Профессиональный Привычка соблюдать право (закон) Общественная Теоретический Правовая активность Рис. 21.6. Классификация правовой культуры 21.3. Правосознание и правовая культура как средство обеспечения правового воздействия Правовое сознание и правовая культура занимают самостоятельное место в механизме правового воздействия, без них невозможны ни правотворчество, ни правовое регулирование. Правосознанию при- надлежит первостепенное место в механизме правового воздействия. Это обусловлено тем, что существование права нераздельно связано с человеком. 418 Требования общественной жизни не могут быть выражены в каче- стве юридических норм до тех пор, пока они не пройдут через волю и сознание людей, участвующих в осуществлении правотворческой деятельности органов государства. В то же время воздействие права на общественные отношения также осуществляется через волю и созна- ние людей. Все это вызывает к жизни комплекс правовых представле- ний и чувств. Говоря о регулирующей роли правосознания, следует признать, что оно не выходит за рамки идеологического воздействия, что в отличие от собственно права любые формы правового сознания не могут обре- тать сами по себе свойства «общезначимого масштаба поведения», обе- спеченного государством. Даже тогда, когда правосознание революци- онного класса, только пришедшего к власти, практически оказывается в какой-то период источником права из-за отсутствия нового законода- тельства или его неполноты, оно считается общезначимым, специфиче- ски юридическим регулятором, масштабом поведения лишь настолько, насколько находит свое воплощение в субъективном и объективном праве, которое формируется в судебной (административной) практике в результате единообразного решения конкретных дел. Ограничение регулирующей роли правосознания только идеологи- ческим воздействием не учитывает специфики этой формы обществен- ного сознания; с другой стороны, вряд ли можно говорить о регуля- тивном значении правосознания без объяснения, как оно соотносится с правовым регулированием. Правосознание тесно связано с правом и моралью, находится как бы на стыке этих надстроечных категорий. Оно родственно морали, поскольку содержится в общественном сознании, представляет собой систему оценочных суждений, посредством которых регулирует пове- дение членов общества таким же образом, как это поведение регламен- тируется нормами морали. Но в отличие от последних правосознание использует такие оценочные критерии, как «правомерное», «неправо- мерное», «имеющее юридическое значение», «не порождающее право- вых последствий», «создающее субъективное право», «возлагающее юридическую обязанность» и т.п. Данные суждения оказывают влия- ние на поведение людей, в определенном смысле упорядочивают его, но это регулирование отличается от собственно правового (через пра- воотношения и т.д.) и более относится к сфере правового воздействия. Примером непосредственного участия правосознания в механизме правового регулирования является ст. 71 УПК РФ. Суд, прокуратура, следователь и лицо, производящее дознание, оценивают доказатель- ства по своему внутреннему убеждению, основанному на всесторон- нем, полном и объективном рассмотрении всех обстоятельств дела в их совокупности, руководствуясь законом и правосознанием. Нормы права регламентируют деятельность людей, предоставляя им свободу выбора линии своего поведения. Правосознание оказывает правовое воздействие в комплексе с данной функцией нормы права. 419 Но правовое воздействие — это тоже регулирование в широком смысле слова, однако иное, не путем предоставления субъективных прав и воз- ложения юридических обязанностей, что свойственно только норме права. Правосознание находится в той части механизма правового воз- действия, которая не характеризуется специфически юридическими, нормативно-регулирующими свойствами. Правосознание высту- пает в качестве связующего звена между нормативным выражением воли законодателя и реальными общественными отношениями, как бы окружает право со всех сторон, создает своего рода среду, общую атмосферу, в которой формируются и функционируют нормы права. Нормативно-регулирующая сила правосознания находится в потенции, в возможности до тех пор, пока представления о правах и обязанно- стях не стали законом, поэтому она воздействует на поведение лично- сти не в качестве нормативного, а в качестве идеологического фактора. Но с другой стороны, если нормативно-регулирующая сила правосозна- ния находится в потенции, в возможности, значит, в этом качестве она не действует. Как только эта сила превращается в действительность, она становится законом, нормой права. Следовательно, норма права, а не правосознание обладает нормативно-регулирующей силой. Таким образом, нельзя считать, что правосознание обладает такими же регу- лирующими свойствами, что и норма права. Правосознание оказывает серьезное мотивационное воздействие на поведение людей. Оно содержится в общественном мнении и вли- яет на общественные отношения так же, как и моральные нормы, регулирующая роль которых никем не отрицается. Тесное взаимодей- ствие и взаимопроникновение нравственности и права обусловливают особенное значение воспитания правосознания как важного фактора дальнейшего укрепления законности и правопорядка в обществе. Подавляющее большинство граждан нашей страны соблюдают нормы права добровольно, без применения принудительной силы государства в результате понимания и осознанного отношения к своему долгу. Конкретно-социологические исследования последних лет подтверж- дают, что правосознание — это сложная система. Существующие опре- деления понятия правосознания, как «...совокупности представлений и чувств, выражающих субъективное отношение людей (индивидов, коллективов, классов, наций, народа) к действующему и желаемому праву, как взглядов, представлений, мыслей, чувств, настроений, выра- жающих понимание необходимости установления и функционирова- ния определенного правового порядка в обществе», не отражают всей его сложности и многогранности. При этом очень важно не только знать право, позитивно к нему относиться, но и поступать правомерно, следовать праву в целях дости- жения социально-полезного результата. Формирование правосознания и высокой правовой культуры способ- ствует повышению эффективности механизма правового воздействия. 420 Право воздействует на общественные отношения, на сознание и пове- дение людей не только чисто юридическими средствами, но и разно- образными неюридическими путями. Правовая культура неразрывно связана с правосознанием и подобно ему окружает право со всех сто- рон, способствует четкому и эффективному осуществлению норм, укре- плению правопорядка. Известно, что жить в обществе и быть свободным от него нельзя, поэтому добровольное и сознательное выполнение своих обществен- ных обязанностей — необходимое условие дальнейшего развития демо- кратии, укрепления общественной дисциплины, воспитания человека. В силу этого осознание ответственности перед обществом является одним из важнейших элементов правосознания и правовой культуры личности. Право неотделимо от культуры общества. «Право, — писал К. Маркс, — никогда не может быть выше, чем экономический строй и обусловленное им культурное развитие общества». Повышение общего культурного уровня масс В. И. Ленин рассматривал как один из важнейших способов совершенствования работы органов государ- ства. Он отмечал, что кроме закона есть еще культурный уровень, кото- рый никакому закону не подчинишь. Правовая культура — в значительной степени результирующая кате- гория, показатель уровня и особенностей правового развития обще- ства, зеркало его правового сознания. Исследование правовой культуры, ее связи с правосознанием, с законностью предпринято в работах ряда ученых нашей страны: Е. А. Лукашевой, И. Ф. Рябко, И. Е. Фарбера, П. М. Рабиновича, С. С. Алексеева, В. П. Сальникова, В. П. Семитко, Ф. Х. Галиева, которые убедительно доказали, что обеспечение высокой юридической куль- туры невозможно без системы правового воспитания. Оно не сводится только к пропаганде, разъяснению законов, а включает еще воздей- ствие на человека всех сторон правовой жизни общества, всей системы общественных отношений, которые в своей совокупности формируют высокую юридическую культуру, устойчивые правовые убеждения. Воспитание правосознания необходимо начинать как можно раньше; так, в учебные планы ряда школ уже включено преподавание основ права. Сейчас в России не самые благоприятные возможности для форми- рования более высокого уровня правовой культуры, поднятия престижа права среди широких слоев населения. Требуются дальнейшие усилия по разработке научных основ правового воспитания и правовой про- паганды. Нужна научно разработанная система рационального воз- действия на волю и сознание человека, на его эмоции, чувства, чтобы способствовать складыванию зрелого позитивного отношения к праву и иным социальным нормам и в конечном счете выработке социально активного поведения, так как достигнутым можно считать только то, что вошло в культуру, быт, привычки. |