Главная страница
Навигация по странице:

  • § 3. Отличительные особенности иудейского права

  • Во-первых

  • (структура священных книг, формы иудейского права и др.), так и на его сущность и содержание.

  • Тема XXXII. Иудейское право 399

  • Бескомпромиссно отрицательное отношение древних иудеев к чужой религии, а вместе с ней и к ее носителям — «языческим народам» — не

  • Тема XXXII. Иудейское право 401

  • Во-вторых

  • Тема XXXII. Иудейское право 403

  • Теория государства и права. Учебник для бакалавров Оригиналмакет подготовлен компанией ооо Оригиналмакет


    Скачать 1.3 Mb.
    НазваниеУчебник для бакалавров Оригиналмакет подготовлен компанией ооо Оригиналмакет
    Дата11.12.2021
    Размер1.3 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаТеория государства и права.pdf
    ТипУчебник
    #300227
    страница44 из 47
    1   ...   39   40   41   42   43   44   45   46   47
    Тема XXXII. Иудейское право
    397

    Несмотря на то что бóльшая часть израильского населения испо- ведует иудаизм, впрочем, как и большинство евреев, проживающих в других странах мира (а в некоторых политических и научных изда- ниях, не без определенных оснований, говорится о том, что иудаизм не формально-юридически, а фактически является «государственной религией», «официальной религией государства Израиль»), тем не ме- нее иудейское право даже по названию, не говоря уже о содержании, никогда не отождествлялось и не может отождествлятья со всем из- раильским правом.
    Иудейское право по своим сути и характеру рассматривается как древнейшее религиозное право, оказывающее, однако, огромное влияние на современную общественно-политическую и правовую жизнь Израиля. В то же время израильское право считается в фор- мально-юридическом плане светским правом, интегрирующим в себе наряду с нормами светского законодательства и нормы религиозного, иудейского права.
    Следует заметить, что в некоторых отечественных и зарубежных из- даниях иногда вместо термина «иудейское право» употребляется тер- мин «древнее еврейское» или просто «еврейское право». Все указанные термины используются как синонимы. Во избежание терминологиче- ской путаницы более предпочтительным представляется употребление ранее обозначенного термина — «иудейское право». По сравнению с иными терминами он точнее отражает суть исследуемой правовой ма- терии и в силу этого является наиболее распространенным и широко признанным среди авторов, занимающихся проблемами зарубежного и сравнительного права.
    Будучи весьма своеобразным по своей природе и характеру правом, значительно отличающимся от остальных правовых систем, иудейское право, по справедливому замечанию Р. Давида, не образует вместе с этими правовыми системами какой-либо отдельной правовой семьи
    «в полном смысле этого слова». Находясь в определенной взаимосвя- зи и взаимодействии с другими правовыми системами, оно тем не ме- нее не только довольно радикально отличается от них, но и в такой же мере выделяется среди них.
    Иудейское право, отмечается в специальной литературе, всегда сохраняло и в настоящее время сохраняет свой «особый характер».
    Пройдя более чем трехтысячелетний путь развития «во всех четы- рех углах мира, эта правовая система до сих пор сохраняет свою спе- цифичность, выделяющую ее среди других правовых систем». Причем подобная специфичность имеет не локальный, а глобальный, всеох- ватывающий характер, распространяясь как на отдельные институты
    (право собственности, купля-продажа, «конкретное право» и др.), так и на различные принципы иудейского права, на его многочисленные
    398
    Раздел V. Правовые системы современности
    доктрины и догматы, наконец, на природу этого права и его идеоло- гию.
    Поэтому при изучении иудейского права, как и любой иной право- вой системы, важно учитывать наравне с тем общим, что сближает раз- личные правовые системы между собой, и особенное, отличающее их друг от друга и подчеркивающее их своеобразие, относительную само-
    стоятельность по отношению друг к другу и неповторимость.
    § 3. Отличительные особенности иудейского права
    Иудейское, равно как и любое иное право, отличается от других правовых систем многими своими особенностями. Не имея возмож- ности в рамках учебного курса останавливаться на обстоятельном рас- смотрении каждой особенности, выделим лишь некоторые из них.
    Во-первых,обратим прежде всего внимание на особенности иудей- ского права, порожденные весьма длительным и чрезвычайно противо-
    речивым характером процесса становления и развития иудейского пра-
    ва, который наложил заметный отпечаток как на его внешнюю сторону
    (структура священных книг, формы иудейского права и др.), так и на его
    сущность и содержание.
    При этом речь идет не только о противоречиях внутреннего поряд- ка, которые порождены различными религиозными течениями и док- тринами или же внутриполитической раздробленностью древних иу- деев, приведшей в конечном счете к разделению единого Еврейского царства на два самостоятельных государства: Иудея — южное царство, сохранявшее традиционные иудейские законы и прежний порядок от- правления религиозной службы, и Израильское (северное) царство, почитавшее культ золотого тельца и произвольно изменившее поря- док богослужения
    1
    . Речь идет также о противоречиях внешнего плана, связанных с непрерывным противодействием процессу развития иу- дейского права извне и с многовековым противостоянием, а нередко и открытой борьбой иудейской религии и права с другими религиями и порождаемым ими правом.
    Как свидетельствуют история, многочисленные научные исследо- вания и документы, религиозно-нравственное противостояние иуда- изма и основанного на нем уклада жизни евреев, с одной стороны, и иных религиозных течений и соответствующих им общественно-поли-
    тических систем — с другой, носило не временный и не локальный, а фактически постоянный и глобальный характер, практически распро-
    1
    Покровский Э. Я. Разделение еврейского царства. СПб., 1896; Богородский Я. А.
    Еврейские цари. Казань, 1884; и др.
    Тема XXXII. Иудейское право
    399
    страняясь на все сферы жизни общества и государства и охватывая все периоды развития иудейской религии и права.
    Причем такое противостояние, нередко переходящее в открытую
    борьбу, имело не односторонний, а обоюдный, двусторонний характер.
    В юридическом, религиозном и социально-политическом планах это выражалось, например, в том, что ограничения в правах, а часто и рели-
    гиозная неитерпимость представителей одной религии по отношению к представителям другой наталкивались на аналогичную обратную ре-
    акцию последних по отношению к первым. Примеров подобного рода взаимоотношений религий и создаваемых на их основе религиозных правовых систем мировая история дает немало.
    Так, древние иудеи проявляли крайнюю религиозную нетерпимость к языческой вере, накладывавшую соответствующий отпечаток и на характер всех иных их отношений к «языческим народам». Наиболее ярко это проявлялось в период существования у иудеев теократиче-
    ского государства, когда, как утверждается в священных писаниях, Го- сподь Бог был в отношении их — «своего избранного народа» — в одно и то же время и Богом, и небесным царем, и царем земным. Одновре- менно он был и законодателем, и «главным военным Вождем». Именно
    от него, от Господа Бога, «исходили законы, постановления и распоря-
    жения не только чисто религиозного, но и семейного, общественного и государственного характера». Исключительно он один мог проявлять
    законодательную волю, а «пророки, первосвященники, вожди и судьи были лишь послушными исполнителями и проводниками его воли»
    1
    Необходимость поддержания и сохранения чистоты иудейской веры и вместе с тем религиозная нетерпимость в этот период обуслов- ливались наряду с сугубо религиозными и социально-политическими причинами, ибо религиозные догматы и постулаты выступали и как стержень, главное звено иудейской религии, и как основа всего государ- ственно-правового и общественного мироздания древних евреев.
    Крайне отрицательное отношение иудеев к языческой вере и их носи-
    телям сохранялось и в последующие годы. Если кто из иудеев, говорится в связи с этим, например, во Второзаконии — «нравственно-назида- тельном воспроизведении» законов, изложенных в прежних священ- ных книгах
    2
    , — «пойдет и станет служить иным богам и поклонять- ся им, или солнцу, или луне, или всему воинству небесному, чего я
    (Господь Бог) не повелел», то каждый правоверный иудей, если ему об этом станет известно, обязан (а) убедиться еще раз, что это была
    1
    Толковая Библия, или Комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового
    Завета (далее — Толковая Библия…). Т. II: Книга судей. Стокгольм, 1987. С. 244.
    2
    Толковая Библия… Второзаконие. С. 595.
    400
    Раздел V. Правовые системы современности
    правда («ты хорошо разыщи»), и (б) «если это точная правда, если сде- лана мерзость сия в Израиле», вывести того мужчину или ту женщину, которые сделали зло такое, к воротам своим и «побить их камнями до смерти»
    1
    Нетерпимое, нередко обусловленное причинами самосохранения всего народа отношение иудеев к чужой вере, к богам инородцев и их религиозным символам («идолам») последовательно прослеживается и в других их священных книгах. Например, в книге под названием
    «Исход» каждому правоверному иудею, среди целого ряда обязанно-
    стей, имеющих не только религиозный, но и юридический характер, вме- няются со стороны Бога («Законы Моисея») следующие: а) «сохрани то, что повелеваю тебе ныне»; б) «не вступай в союз с жителями той земли, в которую ты войдешь, дабы они не сделались сетью среди вас»; в) «жертвенники их разрушьте, столбы их сокрушите, вырубите свя- щенные рощи их (и изваяния богов их сожгите огнем)»; г) «ты не дол- жен поклоняться богу иному, кроме Господа, потому что имя Его —
    „ревнитель“; Он — Бог-ревнитель»; д) «не вступай в союз с жителями той земли, чтобы, когда они будут блудодействовать вслед богов своих и приносить жертвы богам своим, не пригласили и тебя, и ты не вку- сил бы жертвы их»
    2
    Бескомпромиссно отрицательное отношение древних иудеев к чужой
    религии, а вместе с ней и к ее носителям — «языческим народам» — не
    могло не вызвать соответствующей реакции со стороны последних по от-
    ношению к иудеям. Наряду со многими другими причинами религиоз- ный фактор стал одним из важнейших, особенно на ранних стадиях развития мирового сообщества, в неприятии и отторжении другими народами как чуждой их верованиям иудейской религии, существо- вавших в ее рамках законов, иудейских заповедей и мировоззрения
    3
    В последующие годы и столетия, как широко известно, во многих странах мира, где проживало еврейское население, неприятие и от-
    торжение иудейской религии, правил общежития и обычаев иудеев неред-
    ко сопровождалось ограничением их в правах и гонением.
    В Испании, например, в период инквизиции был издан целый ряд
    нормативных актов в виде декретов короля и указов инквизиции, вна- чале резко ограничивавших права проживавших на территории этого государства евреев (запрещалось отправлять богослужение, соблюдать иудейские праздники и обычаи, «предписанные Законом Моисея»,
    1
    Там же. Гл. 17. С. 630.
    2
    Толковая Библия… Исход. Гл. 34. С. 393.
    3
    См.: Флавий И. Иудейская война. М., 1991. С. 3–9; Липранди А. П. Указ. соч.
    С. 42–59; Шульгин В. В. «Что нам в них не нравится…». М., 1992. С. 194–220.
    Тема XXXII. Иудейское право
    401
    и др.), а затем и вовсе изгнавших их из страны. Декретом от 31 марта
    1492 г. «все евреи мужского и женского пола обязывались покинуть
    Испанию до 31 июля того же года под угрозой смерти и потери иму- щества».
    Покидавшим Испанию евреям, как свидетельствует очевидец — бывший секретарь инквизиции двора Хуан-Антонио Льоренте, разре- шалось продавать и брать с собой все их «движимое имущество и дру- гие вещи, кроме золота и серебра, вместо которых они должны были получать векселя или незапрещенные товары»
    1
    В целях соблюдения чистоты католической веры и искоренения «иу- дейской ереси» в стране христианам вменялось в обязанность (соглас- но так называемому Льготному указу и другим указам инквизиторов)
    2
    доносить на все тех, кто: посещает синагоги; утверждает, что «Закон
    Моисея в настоящее время так же действителен для нашего спасения, как и закон Иисуса Христа»; «соблюдает предписанные Моисеевым законом посты», «совершил обрезание или распорядился совершить его над своим сыном»; женится, «соблюдая обычаи, предписанные
    Законом Моисея»; «ест мясо какого-либо животного, зарезанного ев- реями»; «съел то же мясо, что и евреи, и сидел за их столом»; «читал псалмы Давида, не говоря в конце: слава отцу» и др.
    3
    За невыполнение «своих обязанностей» по очищению католиче- ской веры от «иудейской ереси», а также за укрывание евреев в своих домах после их изгнания из Испании, виновным в подобных прегре- шениях христианам грозили смерть и потеря имущества
    4
    Аналогичным образом с преследованием евреев — носителей иу- дейской веры и ревнителей Законов Моисеевых обстояло дело в тот период и в Португалии, где согласно законодательству на них накла- дывался специльный налог и устанавливались другие ограничения, а в 1496 г. после издания королем Мануэлем II декрета, предписывав- шего «запретить иудейский культ, закрыть все синагоги и сжечь иудей- ские молитвенники», евреям было предложено или «принять католи- ческую веру, или немедленно покинуть пределы Португалии»
    5
    Отторжение иудейской веры, всех обычаев, традиций и законов,
    сформировавших религиозную правовую систему иудеев, а вместе с
    1
    Льоренте Хуан-Антонио. Критическая история испанской инквизиции. М., 1936.
    С. 189.
    2
    Там же. С. 124.
    3
    Там же. С. 125–127.
    4
    Там же. С. 124, 189.
    5
    Григулевич И. Р. Инквизиция. М., 1985. С. 309–310.
    402
    Раздел V. Правовые системы современности
    тем ограничения в правах или гонения евреев имели место в период инквизиции, а также в последующие столетия и в других странах.
    В частности, в России по действовавшему законодательству вплоть до Октябрьской революции 1917 г. евреям предписывалось жить толь- ко на строго определенной территории. В отношении них существова- ла так называемая черта оседлости, в пределах которой они проживали и свободно передвигались. Правом свободного передвижения по всей
    России обладали только евреи, «окончившие университет, а также купцы первой гильдии»
    1
    Разумеется, по российским меркам подобная «черта оседлости», как отмечал В. В. Шульгин, представляла собой «целую страну, пре- восходящую по своим размерам любое европейское государство, ибо она охватывала Царство Польское, Белоруссию, Литву и всю Малую
    Россию»
    2
    . Это дало основание Ф. М. Достоевскому в ответ на впол- не естественные и понятные жалобы евреев, проживавших в России, язвительно заметить, что, «наверно, нет в целом мире другого народа, который бы столько жаловался на судьбу свою, поминутно, за каж- дым шагом и словом своим, на свое принижение, на свое страдание, на свое мученичество. Подумаешь, что не они царят в Европе, не они управляют там биржами хотя бы только, а стало быть, политикой, внут- ренними делами, нравственностью государства»
    3
    Однако, как бы ни были «либеральны» те или иные ограничения и язвительны в отношении жалоб на них те или иные суждения, вопрос остается предельно ясным: по природе своей и характеру ограничения в правах иудеев, равно как и представителей любой иной религии, есть не что иное, как фактор и вместе с тем свидетельство их притеснения, давления на них и на существующие между ними религиозно-этиче- ские и другие отношения.
    Во-вторых,необходимо подчеркнуть преимущественно императив-
    ный характер иудейского права, преобладание в его системе прямых за-
    претов, требований, всякого рода ограничений и обязанностей над права- ми и свободами субъектов иудейского права.
    Иудейское право, отмечалось в данной связи израильскими автора- ми, — это комплекс «всеохватывающих обязанностей, регулирующих все аспекты еврейской жизни»
    4
    . Разумеется, что такой комплекс отно- сится в первую очередь к нормам публичного права, в разряд которых следует отнести, в особенности применительно к древнеиудейскому
    1
    Шульгин В. В. Указ. соч. С. 163.
    2
    Там же. С. 162.
    3
    Достоевский Ф. М. Еврейский вопрос. М., 1995. С. 4.
    4
    Falk Z. Jewish Law. P. 28.
    Тема XXXII. Иудейское право
    403
    праву, нормы, регулирующие отношения членов иудейского обще- ства не только к своему государству, общественным институтам, но и к Богу, к его законам и заповедям, к религиозным ритуалам и жертво- приношениям, к иудейской религии в целом.
    Среди многочисленных и разнообразных обязанностей по отноше-
    нию к иудейской вере и к Богу главной для правоверного иудея является обязанность строгого соблюдения религиозных канонов и верности своему Богу. В так называемом Синайском законодательстве в одном из изречений Бога пророку Моисею указывается прежде всего на то, чтобы: а) у Моисея и «богоизбранного народа» не было «других богов перед лицом Моим»; б) не делали себе кумира и «никакого изображе- ния того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли»; в) не поклонялись им и не служили им; г) соблюдали все за- поведи, идущие от Бога; д) не произносили имени Господа Бога «на- прасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя его напрасно»
    1
    Важнейшими этическими, религиозными и одновременно юриди- ческими обязанностями в системе иудейского права являются обязан-
    ности, связанные с непременным соблюдением религиозных праздников.
    В священных книгах и писаниях — источниках иудейского права — особое внимание уделяется субботе. «Помни день субботний, чтобы святить его», — говорится в книге Исход. «Шесть дней работай, и делай в них все дела твои», а «день седьмый — суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни (вол той, ни осел твой, ни всякий) скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих»
    2
    . Субботний день считается освященным самим Богом и должен быть посвящен молению Богу.
    Аналогичная заповедь-обязанность в той или иной форме повторя- ется и в других священных писаниях и книгах. «Субботы Мои соблю- дайте и святилище мое чтите. Я Господь», — повторяется «субботняя» заповедь в книге Левит
    3
    Весьма важная группа обязанностей иудеев связана с жертвоприно-
    шениями и строгим соблюдением требований к ним и ритуалов. Согласно действующим правилам и ритуалам, жертва в виде животного «долж-
    на быть без порока, мужеского пола, из крупного скота, из овец или коз», только тогда она «будет угодна Богу» и только тогда она прине- сет благоволение Бога
    4
    . Жертва должна приноситься только иудеем,
    1
    Толковая Библия… Исход. Гл. 20. С. 336, 337.
    2
    Там же. С. 337.
    3
    Толковая Библия… Левит. С. 497.
    4
    Там же. С. 480.
    404
    Раздел V. Правовые системы современности
    но «никем из посторонних». В книге Левит в связи с этим особо за- прещается приносить в жертву животных, взятых «из рук иноземцев»,
    «потому что на них повреждение, порок на них; не приобретут они вам благоволения»
    1
    Требования строгого соблюдения обязанностей в публично-право- вой сфере, ритуалов, заповедей и содержащихся в них запретов сопро- вождались, как правило, или поощрительными, или же принудитель- ными санкциями.
    «Если вы будете поступать по уставам Моим, и заповеди Мои бу- дете хранить и исполнять их», — говорится в одной из заповедей Бога
    Моисею и всем иудеям, то: 1) «Я дам вам дожди в свое время, и зем- ля даст произрастания свои, и дерева полевые дадут плод свой»; 2) вы будете «есть хлеб свой досыта, и будете жить на земле вашей безопас- но»; 3) «пошлю мир на землю вашу; ляжете, и никто вас не обеспоко- ит»; 4) «сгоню лютых зверей с земли вашей, и меч не пройдет по земле вашей»; 5) благословлю вас, «плодородными сделаю вас, и размножу вас»; 6) «буду тверд в завете Моем с вами»; 7) буду жить среди вас, «буду вашим Богом, а вы будете Моим народом»
    2
    Однако, «если же, — звучала в устах Бога совсем иная интонация и формулировались иные санкции, — не послушаете Меня, и не будете исполнять всех заповедей сих», и если «презрите Мои постановления и законы», то «Я поступлю с вами так»; 1) «пошлю на вас ужас, чах- лость и горячку, от которых истомятся глаза и измучится душа, и бу- дете сеять семена ваши напрасно, и враги ваши съедят их»; 2) «сломлю гордое упорство ваше», и «земля ваша не даст произрастений своих»;
    3) «пошлю на вас зверей полевых, которые лишат вас детей, истребят скот ваш, и вас уменьшат, так что опустеют дороги ваши»; 4) «наведу на вас мстительный меч в отмщение за завет»; 5) «города ваши сделаю пустынею, и опустошу святилища ваши»; 6) «опустошу землю вашу, так что изумятся о ней враги ваши, поселившиеся на ней»; 7) «вас рас- сею между народами, и обнажу вслед вас меч, и будет земля ваша пуста и города ваши разрушены»; 8) «оставшимся же из вас пошлю в сердца робость в земле врагов их, и шум колеблющегося листа погонит их, и побегут, как от меча, и падут, когда никто не преследует». И в заключе- ние: «И погибнете между народами, и пожрет вас земля врагов ваших», а «оставшиеся из вас исчахнут за свои беззакония в землях врагов ва- ших, и за беззакония отцов своих исчахнут»
    3 1
    Толковая Библия… Левит. С. 481.
    2
    Там же. С. 497—498.
    3
    Там же. С. 498 —500.
    1   ...   39   40   41   42   43   44   45   46   47


    написать администратору сайта