Главная страница

Теория государства и права. Учебник для бакалавров Оригиналмакет подготовлен компанией ооо Оригиналмакет


Скачать 1.3 Mb.
НазваниеУчебник для бакалавров Оригиналмакет подготовлен компанией ооо Оригиналмакет
Дата11.12.2021
Размер1.3 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаТеория государства и права.pdf
ТипУчебник
#300227
страница45 из 47
1   ...   39   40   41   42   43   44   45   46   47
Тема XXXII. Иудейское право
405

Говоря о преобладании в системе иудейского права обязанностей,
требований, запретов и ограничений перед правами и свободами, следу- ет иметь в виду во избежание недопонимания, во-первых, условность выделения в религиозных правовых системах, особенно в таких систе- мах теократических государств, подсистем публичного и частного пра- ва, а во-вторых, условность отделения прав и свобод, с одной стороны, от обязанностей — с другой.
В-третьих,следует обратить внимание на многофункциональный
характер иудейского права, проявляющийся в том, что оно выполняет
не только стандартные, свойственные любой правовой системе функции
(регулятивные, воспитательные и др.), но вместе с тем имеет и свои соб-
ственные, присущие только ему специфические функции.
Речь идет прежде всего о функциях, связанных с формированием ев-
рейского сообщества и поддержанием его на протяжении многих ве- ков в духовно-нравственном и религиозном единении. Это своего рода
объединительная функция иудейского права, возникшая на религиозной
основе.
Отмечая уникальность и социальную значимость данной функции, венгерский ученый Г. Гече писал, что «религиозная идея заключения договора между Богом и иудейским народом на горе Синай имела общественное звучание: сыновья Израиля являются избранниками бога, осознание ими своей принадлежности к Яхве, вера в общего бога превращают их в единый народ». И далее: «Законы этого народа фор- мировались постепенно, по мере перехода к оседлости и складывания государства, но составители Библии верили, что данные законы роди- лись в древние времена, в момент заключения с народом завета через посредника в лице Моисея»
1
Соблюдение одних и тех же законов, возникших на одной и той же религиозной основе, одних и тех же заповедей, обычаев, а позднее на- циональных и иных традиций, несомненно, объединяло иудеев между собой независимо от того, проживали ли они на своей исторической родине или в других странах, выступало одним из важнейших факто- ров формирования и сохранения их сообщества.
Разумеется, были и иные причины и факторы, способствовавшие единению иудеев. Одним из таких факторов Ф. Достоевский считал, например, существование у иудеев так называемого государства в го- сударстве, которое они сохраняли «всегда и везде, во время самых страшных, тысячелетних рассеяний и гонений своих»
2 1
Гече Г. Библейские истории: Ч. 1. Ветхий завет; Ч. 2. Новый завет. М., 1989. С. 92.
2
Достоевский Ф. М. Указ. соч. С. 8.
406
Раздел V. Правовые системы современности

Под этим термином, не имеющим ничего общего с традиционным понятием государства, великий писатель понимал такие, с его точки зрения, особенности иудеев, как «отчужденность и отчуждаемость на степени религиозного догмата, неслиянность (с другими народами), вера в то, что существует в мире лишь одна народная личность — ев- рей, а другие хоть есть, но все равно надо считать, что как бы их и не существовало». В подтверждение своей мысли Ф. М. Достоевский ссылается на одну из заповедей, обращенную к иудеям: «Выйди из народов и составь свою особь и знай, что с сих пор ты един у бога, остальных истреби, или в рабов обрати, или эксплуатируй. Верь в по- беду над всем миром, верь, что все покорится тебе. Строго всем гну- шайся и ни с кем в быту своем не сообщайся…» Вот «суть идеи этого государства в государстве», делал вывод автор и заключал: «…конеч- но, есть внутренние, а может быть, и таинственные законы, огражда- ющие эту идею»
1
Не касаясь других причин и факторов, способствовавших едине- нию иудеев, следует еще раз подчеркнуть, что иудейское право, постро-
енное на религиозных догматах, играло и играет до сих пор весьма важ-
ную роль.
Значительная группа функций иудейского права связана не только
с воздействием его на повседневную экономическую, социально-полити-
ческую и иные сферы жизни общества, но и на современное израильское
право.
Несмотря на то что, как отмечается в научной литературе, иу- дейское право в его нынешнем виде «не всегда является результатом системного мышления», а носит скорее «эмпирический» и «догма- тический» характер, поскольку в представлении применяющих его раввинских судов и самих служащих оплотом данного права раввинов оно дается Богом «навечно, для соблюдения его всеми поколениями народа Израиля»
2
, — несмотря на все эти и другие, отмечаемые разны- ми авторами, недостатки иудейского права, оно тем не менее оказыва-
ет весьма действенное влияние на современное израильское право.
Сказанное находит подтверждение прежде всего в действующем законодательстве Израиля, которое, по словам еврейского ученого
Б. Лифшитца, «вне всякого сомнения, в значительной своей части было сформулировано и оформлено в соответствии с требованиями иудейского права или же в той или иной мере было подвержено влия- нию со стороны его»
3
. На то же самое указывается и в многочисленных
1
Достоевский Ф. М. Указ. соч. С. 8–9.
2
Falk Z. Jewish Law. P. 46.
3
Lifshitz B. Op. cit. P. 513.
Тема XXXII. Иудейское право
407
исследованиях, посвященных взаимосвязи и взаимодействию иудей- ского и израильского права
1
При этом особо подчеркивается, что традиционное и широкоох- ватывающее влияние иудейского права на современное израильское право обнаруживается не только в его различных институтах и его со- держании, но и отчасти в его понятийном аппарате и правовом толко- вании
2
. Даже Декларация независимости Израиля, принятая в 1948 г., утверждающая по аналогии с декларациями других демократических государств основные принципы, на которых должны базироваться само государство, права и свободы граждан, закрепила положение о том, что «государство Израиль основано на принципах свободы, спра- ведливости и мира в их понимании израильскими пророками»
3
В-четвертых,следует учесть ограниченный характер прямого регуля-
тивного воздействия иудейского права на израильское общество и распро-
странение его на евреев, проживающих на территории других стран.
В отличие от ранних стадий своего развития и от других правовых систем современное иудейское право не имеет прямого регулятивного
воздействия на все общественные отношения, возникающие в пределах израильского общества и государства. Сфера его непосредственного регулятивного воздействия в настоящее время — это система отноше- ний, являющихся объектом регулирования при посредстве норм се- мейного права, точнее прежде всего система отношений, возникающих
между людьми в процессе и в результате бракосочетания и разводов
4
Иудейское право, говорится по данному поводу в израильской юри- дической литературе, будучи неотъемлемой составной частью право- вой системы современного Израиля, «формирует собой персональное право граждан еврейской национальности в отношении дел, касаю- щихся их личного статуса». Это означает, что с помощью иудейского права в настоящее время решается круг таких вопросов, затрагиваю- щих личные интересы каждого еврея, как вопросы «бракосочетаний и разводов, материального содержания членов семей и алиментов», во- просы «воспрещения» (ограничения в семейно-брачных отношениях недееспособных лиц) и «управления» в отдельных случаях «рассеян- ной (absent) личной собственностью»
5
. Кроме того, иудейское право
1
Englard I. Law and Religion in Israel. P. 187–205; Englard I. The Sourcеs and Nature of
Jewish Law and its Applicaion in thе State of Israel // Israeli Law Review. 1969. № 4. Р. 80–140.
2
Englard I. Law and Religion in Israel. P. 186–189.
3
Конституционное право зарубежных стран. С. 804–805.
4
Shifman P. Family law in Israel: The Struggle between Religious and Secular Law // Israel
Law — Forty Years. P. 537–541.
5
Falk Z. Jewish Law. P. 128.
408
Раздел V. Правовые системы современности
регулирует отношения, касающиеся иудейского религиозного мило- сердия и богослужения, а также вопросы интерпретации религиозных концепций, в том числе по поводу бракосочетаний и разводов «ино- странных евреев», проживающих в Израиле.
Подобная, сравнительно узкая сфера прямого регулирования об- щественных отношений с помощью норм иудейского права вовсе не означает, что оно не имеет влияния на все иные общественные отно- шения. Такое влияние осуществляется опосредованно, через систему правовых норм, установленных государством, при активном воздей- ствии на процесс правотворчества и правоприменения со стороны иу- дейского права.
В качестве примера можно сослаться на так называемое диетиче- ское право иудейской религии, нашедшее свое отражение в действу- ющем законодательстве Израиля, насчет ограничения разведения свиней, которые, как известно, согласно иудейской религии являют- ся «нечистыми животными», запрещенными к употреблению евре- ями Торой. В течение многих веков, напоминается в исследованиях иудейского права, свинья была «символом выражения ненависти и презрения христиан к иудеям». В силу этого под влиянием иудейских религиозных норм и обычаев в Израиле были приняты законы (The
Pig-Raising Prohibition Law, 5722–1962), «запрещающие под угрозой наказания в виде огромных штрафов держать, выращивать и резать свиней». Указанный правовой запрет не распространяется лишь на специально обозначенные в законах места, «где проживает в основном христианское население»
1
Ограниченный характер непосредственного регулятивного воздей- ствия иудейского религиозного права внутри израильского общества в определенной мере «компенсируется» распространением его на евреев,
проживающих в других странах. Здесь также речь идет о религиозных нормах, обычаях и ритуалах, касающихся прежде всего заключения и расторжения браков.
В израильской юридической литературе в данной связи особо под- черкивается, что «иудейское право не претендует на универсальную или территориальную законность». Оно является «персональным пра- вом каждого и всех евреев независимо от их места постоянного про- живания, гражданства и даже веры». Ибо «еврей даже тогда, когда он принимает другую веру, все равно остается евреем, хотя он может при этом утратить определенные права».
1
Hecht A. Legal Restrictions on the Freedom of Occupation // Israeli Reports to the
Seventh International Congress of Law / еd. U. Yadin. Jerusalem, 1966. P. 89.
Тема XXXII. Иудейское право
409

Последнее предопределяется «библейским подходом к отождест- влению религии с политическими институтами и определением вер- ности Израилю не только в силу происхождения человека», но и его
«новообращения», «прозелита», или, что одно и то же, его перехода в другую веру.
Среди других черт и особенностей иудейского права, выделяю- щих его среди иных (религиозных и светских) правовых систем, сле- дует указать на его ярко выраженный целевой — национальный и соци-
альный — характер, на его довольно органичное сочетание религиозной
правовой системы со всей остальной израильской правовой системой, на наличие у него особых, весьма специфических источников права, а так- же принципов, лежащих в его основе и одновременно пронизывающих собой всю систему иудейского права.
Приложения к теме XXXII
1. Схема
Содержание иудейского права
Религиозно-этнические принципы
Талмуд (основные положения)
Ветхий завет (основные положения)
Обычные религиозные нормы
Решения раввинских судов
Толкования Талмуда и других священных книг
2. Вопросы для самоконтроля
1.
Что собой представляет иудейское право?
2.
Каковы основные источники иудейского права?
3.
В чем заключаются особенности иудейского права по сравнению с другими правовыми системами?
4.
В чем проявляется его преимущественно императивный и много- функциональный характер?
410
Раздел V. Правовые системы современности

5.
Как соотносится религиозное иудейское право со светским пра- вом?
3. Рекомендуемая литература к теме XXXII
Воеводина Н. В. Иудейская государственно-правовая система // Со- временное право. 2006. № 11.
Воробьев В. П. Государство Израиль: правовые основы возникнове- ния и статус личности. М., 2001.
Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы совре- менности. М., 1998.
Марченко М. Н. Курс сравнительного правоведения. М., 2003.
Малерб М. Религии человечества. М., 1997.
Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник / отв. ред. А. Я. Сухарев. М., 2001.
Элон М. Еврейское право / под общ. ред. И. Ю. Козлихина. СПб., 2002.
Тема XXXII. Иудейское право
411

Тема XXXIII. Международное
и внутригосударственное
(национальное) право:
взаимосвязь и взаимодействие
Тема XXXIII. Международное и внутригосударственное право
§ 1. Основные подходы к изучению
характера взаимоотношений
международного и национального права
В решении вопроса о характере взаимосвязи и взаимодействия международного и внутригосударственного права исторически про- слеживаются два различных подхода — дуалистический и монисти- ческий в двух его взаимоисключающих вариантах. Каждый из них в разное время имел и имеет определенное распространение в юриди- ческой академической литературе и прикладной среде. В этих подхо- дах отражаются сложившиеся в том или ином обществе и государстве официальные и неофициальные представления не только о своем на- циональном праве, но и о характере его взаимосвязи и взаимодействия с международным правом.
Дуалистический подход,оформившийся с течением времени в одноименную концепцию, в качестве основного выдвигает тезис об одновременном существовании и развитии двух взаимосвязан- ных между собой, взаимозависимых и взаимодействующих друг с другом международной и национальной правовых систем. Каждая из них имеет относительно самостоятельный характер и в про- цессе взаимодействия друг с другом взаимодополняет друг друга.
При этом исключается какое бы то ни было доминирование одной правовой системы или ее отдельных составных частей (норм, ин- ститутов, отраслей) над другой, примат одной из них в отношении другой.
Наряду с дуалистическим подходом к оценке характера взаимоот- ношений международного и национального права в научной литера-
туре и государственно-правовой практике широко используется также
монистический подход.
Суть его состоит в отрицании относительно самостоятельного ха- рактера системы международного и национального права и нередко в рассмотрении их в качестве интегрированных друг в друга и состав- ляющих некое единое целое правовых систем.
Различают два варианта монистической теории,которые не только противоречат друг другу, но и взаимно исключают друг друга.
Один из вариантов заключается в том, что в процессе взаимосвязи и
взаимодействия международного и национального права последнее об-
ладает приоритетом в отношении первого. Национальное право как вы- разитель воли и интересов определенного общества и государства рас- сматривается как система норм, обладающая приматом по отношению к нормам и принципам международного права.
Данный вариант монистической теории, исходящий из примата национального права, имеет две своеобразные разновидности. Сторон- ники одной из них, придерживаясь идеи о приоритете национального права над международным, рассматривают международное право как
неотъемлемую часть национального права. Такой позиции первона- чально придерживались, например, Англия и США. Позднее они от- казались от нее ввиду ее полной теоретической и практической несо- стоятельности.
Сторонники другой разновидности данного варианта монистиче- ской теории, исходящей из примата национального права, считают
международное право как нечто несовместимое, а в некоторых отноше-
ниях даже чуждое национальному праву.
Подобного взгляда на международное право до Второй мировой войны придерживались, например, официальные власти Германии,
Японии, отчасти СССР и некоторых других стран.
Второй вариант монистической теории — признание примата между-
народного права над национальным.
В научной литературе высказывалось мнение о том, что в насто- ящее время концепция примата международного права над нацио- нальным правом наиболее широко распространена и приобретает все большее практическое значение и популярность. По-видимому, это действительно так. Однако с одной весьма существенной оговоркой.
А именно: данное суждение распространяется не на все международ- ное право, а в основном лишь на международное «договорное» право.
Ведь международное право далеко не однозначно по характеру содер- жащихся в нем правовых норм. А следовательно, и отношение к ним, по крайней мере в той части, которая касается примата международ-
Тема XXXIII. Международное и внутригосударственное право
413
ного права, не может быть по самой их природе и логике вещей одно- значным.
§ 2. Основные пути и формы воздействия
международного права на национальное
Международное право оказывает прямое и косвенное воздействие на национальное право.
Прямое воздействие международного права на национальное право
проявляется в нескольних направлениях.
Весьма ощутимо оно выражается, например, через объявление
в конституциях ряда государств и других законодательных актах обще-
признанных принципов и норм международного права, а также через про-
возглашение международных договоров, заключенных государством, со-
ставной частью его национальной правовой системы.
Подобная практика является в настоящее время довольно распро- страненной как в высокоразвитых странах традиционной, «старой» де- мократии, так и во вновь образованных на территории бывшего СССР государствах — «новых демократиях».
Прямое воздействие международного права на внутригосудар- ственное право проявляется не только путем конституционного закре- пления положения, в соответствии с которым признаваемые тем или иным государством международно-правовые акты рассматриваются как и неотъемлемая составная часть национального права, но и путем
трансформации норм, содержащихся в конкретных международных дого-
ворах и обычном международном праве, в нормы внутригосударственного
национального права.
Следует отметить, что если в первом случае при решении вопро- са о проникновении международного права во внутригосударственное право создается общая конституционная норма, своего рода правовая основа для более тесного взаимодействия двух систем права и одно- временно — для оказания влияния международного права на нацио- нальное право, то во втором случае в процессе трансформации норм обычного международного права и «договорного» права в нормы вну- тригосударственного права на базе общей конституционной нормы создаются более конкретные и более узкие по сфере своего регулятив- ного воздействия нормы.
Отмечая данное обстоятельство, некоторые авторы в то же время вполне обоснованно акцентируют внимание на том, что «внутреннее право проводит различие между существующими в форме обычая общепризнанными принципами и нормами международного пра- ва, с одной стороны, и договорами — с другой». Первые содержат
414
Раздел V. Правовые системы современности

«общеприемлемые правила и являются объективно необходимыми для международных отношений». В силу этого они редко вступа- ют в противоречие с внутренним правом, поэтому для них и пред- усматривается общая трансформация. Договоры же содержат много конкретных норм и могут устанавливать «далеко не общепринятые правила, способные породить коллизии с внутренним правом». По
«этой причине государства для них устанавливают особый порядок трансформации».
Такого рода трансформацию в научной литературе называют спе-
циальной трансформацией.
Кроме трансформации международное право оказывает прямое воздействие на внутригосударственное право с помощью таких форм, как имплементация и инкорпорация.
Наряду с прямым воздействием международного права на нацио- нальное оно оказывает на него воздействие также косвенным путем.
Косвенное воздействие международного права на национальное пра- во проявляется в том, что, закрепляя в своей структуре и содержании те или иные прогрессивные принципы, нормы или положения, меж- дународное право подает тем самым своего рода пример и побуждает государства, в правовых системах которых эти принципы нормы или положения отсутствуют, к их принятию и практическому осуществле- нию.
Приложения к теме XXXIII
1. Схемы
1)
Основные подходы к изучению характера связей двух систем
Дуалистический примат национального права
Монистический примат международного права
Международное право как неотъемлемая часть национального права
Международное право несовместимо с национальным правом
1   ...   39   40   41   42   43   44   45   46   47


написать администратору сайта