Учебник для медицинских и фармацевтических вузов Под ред. В. А. Черешнева и В. В. Давыдова. М. Издво, 2006. 1050 с
Скачать 3.85 Mb.
|
ПРЕДИСЛОВИЕПредлагаемый вниманию студентов медицинских и фармацевтических вузов России новый учебник «Патология» подготовлен, во-первых, в соответствии с новым учебным планом Минздрава и соцразвития РФ по патофизиологии и патологии; во-вторых, в свете болонского процесса перестройки высшего медицинского образования (в рамках Европейского Образовательного Содружества); в-третьих, с сохранением приоритетов ведущих отечественных патофизиологических (общепатологических) научных школ. Учебник «Патология» подготовлен в едином ключе известными патофизиологами (общими патологами) – представителями преимущественно Московской, Санкт-Петербургской и Екатеринбургской научных школ. В работе над учебником приняли участие не только опытные педагоги медицинских и фармацевтических вузов России, но и выдающиеся ученые научных учреждений РАН и РАМН. Учебник написан преимущественно с патофизиологических позиций, хотя в нем рассматриваются закономерности не только функциональных, но и метаболических и, частично, морфологических расстройств при различных, наиболее часто встречаемых, видах патологии. Учебник состоит из двух частей: I. Общая патология (включающая два раздела – общее учение о болезни и типовые патологические процессы), II. Частная патология (также состоящая из двух разделов – патология исполнительных органов и систем и патология регуляторных систем). Редакторы и авторский коллектив учебника, с одной стороны, уверены, что познав и усвоив основные закономерности общей и частной патологии современный студент будет быстрее и основательнее развивать клиническое мышление и постепенно становиться истинным врачом-профессионалом. С другой стороны, редакторы и авторский коллектив понимает, что в ходе работы над учебником «Патология», включающем две части, четыре раздела и сорок четыре главы, все же не удалось избежать некоторых недостатков и будут искренне благодарны медицинской общественности за все высказанные в адрес данного учебника замечания и пожелания. Авторы выражают искреннюю благодарность студенту ГОУ ВПО РязГМУ имени академика И.П. Павлова - Лисянскому Ю.В., оказавшему большую помощь в оформительской работе в ходе подготовки к изданию данного учебника. ВВЕДЕНИЕ В ПАТОЛОГИЮ Термин «патология» происходит от греч. pathos (страдание, нарушение) и logos (учение, наука). Данный термин, в широком смысле, используется для обозначения учения о различных нарушениях жизнедеятельности организма, в узком смысле - обозначения каких-либо конкретных нарушений в организме. Патология как наука - это фундаментальная интегрирующая медицинская наука, изучающая основные закономерности возникновения, течения и исхода (т.е. развития) различных болезней, предболезней, патологических состояний, патологических процессов, патологических реакций и принципы их профилактики и лечения. Наука патология изучает законы, а не частные правила развития разнообразных расстройств в больном организме. Обобщает конкретные научные факты и теоретические положения о болезни и ее составляющих, рассматриваемых различными медицинскими науками. Формирует абстрактные представления об основных медицинских терминах: причинах, механизмах, проявлениях и исходах. Рассматривает общие (самые необходимые), а не частные связи, по которым развивается болезнь и ее составляющие. Выделяет главные, ведущие и второстепенные изменения в больном организме и механизмы их развития. Способствует правильному решению не только фундаментальных, но и прикладных задач различных медицинских наук. Патология как предмет - фундаментальная комплексная медицинская учебная дисциплина, которая основана на фактических материалах и теоретических положениях различных медицинских (патологической анатомии, патофизиологии, иммунопатологии, терапии, хирургии и др.), биологических (общей биологии, генетики, цитологии, гистологии, анатомии, физиологии, биохимии, иммунологии, микробиологии и др.), гуманитарных (философии, социологии и др.) и физико-математических дисциплин и тесно с ними связана. Предмет патология изучает общие и наиболее важные закономерности развития расстройств взаимосвязанных структур, метаболизма и функций различных уровней организации организма (субклеточного, клеточного, тканевого, органного, системного, организменного и популяционного), а также принципы их профилактики и лечения. В дальнейшем термин патология будем использовать с позиции термина общая патология. Необходимо отметить, что общую патологию не следует рассматривать с позиции одной медицинской науки и дисциплины. Общая патология является концентратом различных теоретических и практических медицинских отраслей, рассматриваемых с широких биологических и методологических позиций, т.е. является алгеброй, основным законом, теоретической основой клинической медицины и фармации (А.М. Чернух, Г.Н. Крыжановский, Д.С. Саркисов, М.А. Пальцев, Н.К. Хитров и др.). Еще в 1825 году Ф.К. Гартман писал, что «общая патология является частью врачебной науки, теорией болезни, раскрывающей сущность, происхождение и следствие болезней вообще». ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПАТОЛОГИИ Настоящая история патологии еще не написана. Имеющиеся исторические очерки, как правило, грешат односторонностью, предвзятостью и излишним субъективизмом. Многие узловые моменты развития большинства наук обычно привязываются к определенным политическим событиям, отчетливо выражено стремление доказать приоритет той или иной страны, той или иной школы. Вероятно, не удастся избежать этого и нам, но постараемся быть более объективными. В настоящее время стало общепризнанным мнение, что патология в системе медицинских наук занимает фундаментальное положение. По состоянию и уровню развития патологии судят о состоянии и уровне развития теоретической и практической медицины в целом. Академик Н.А. Амосов писал: “медицина - это прежде всего, патология” Можно полагать, что наука появляется лишь тогда, когда для нее создана определенная база, накоплен определенный объем знаний и когда она проходит определенные этапы и фазы своего исторического формирования. В развитии науки и предмета патологии условно выделим 5 периодов. Первый период (от третьего тысячелетия до н.э. до нового времени, до 1540 г.) Первые попытки объяснить развитие и возникновение болезней с примитивно материалистических позиций были сделаны врачами, жившими и работавшими в древнейших центрах цивилизации и культуры: в Египте, Индии, Китае, Греции. По их мнению, человеческий организм представлял собой сочетание различных материальных компонентов, встречающихся в окружающейся природе. Чаще всего такими составляющими тела человека и животных считались: земля, вода, воздух и огонь. При этом утверждалось, что возникновение и развитие болезней сопровождается нарушением взаимодействия и соотношения этих компонентов этих компонентов. В Древнем Египте дано одно из самых ранних (четвертое тысячелетие до н.э.) описаний нарушений функций некоторых органов, особенно мозга и сердца и их роли в развитии патологии. Так, естественные представления о мозге, дошедшие до нас, содержится в папирусе Э. Смита. Уже в эти древние времена считалось, что повреждения мозга вызывают болезненное состояние других частей тела (например, паралич конечностей). Особая роль в жизнедеятельности организма отводилась сердцу. Так, в теоретической части папируса Эберса говорится: “Начало тайн врача - знание хода сердца, от которого идут сосуды ко всем членам”. Египтяне владели искусством определения болезней по пульсу, который они наблюдали в различных точках тела. Более того, считали, что ведущее место в проявлениях жизнедеятельности занимают кровь и пневма (неведомое и невесомое вещество из воздуха, которое при вдохе поступало в легкие, затем в сердце и разносилось по организму кровью), нарушение соотношения которых приводит к развитию болезни. Можно считать, что эти положения явились основой создания двух обще-патологических концепций - гуморальной и пневматической. Полагалось, что многие вредные вещества, изменяющие кровь и пневму, содержаться в продуктах питания, поэтому сформировались представления о целебности “очистительных” процедур (рвотные, клизмы, мочегонные, потогонные и др.), а для удаления “испорченной” крови рекомендовалось кровопускание. В Древней Индии уже в третьем тысячелетии проводились патологоанатомические исследования, которые были самыми полными в древнем мире. Это было связано с отсутствием религиозных запретов на вскрытие трупов умерших с целью изучения. Несмотря на несовершенство метода исследования, который основывался на мацерации тела умершего в проточной воде, древние индийцы в организме находили: 7 перепонок, 500 мускулов, 900 связок, 90 сухожилий, 300 костей (включающие зубы и хрящи; кости при этом подразделялись на плоские, круглые и длинные), 107 суставов, 40 главных сосудов и 700 их разветвлений (для крови, слизи и воздуха), 24 нерва, 9 органов чувств и 3 жизненные субстанции (прана, слизь, желчь). В “Чарака-самхита” и “Сушрута-самхита”, (датируемых соответственно I II веками и IV веком н.э.) с одной стороны, приводятся подробные описания патологоанатомических изменений при 136 болезнях; с другой, - жизнедеятельность организма объясняется через взаимодействие в нем трех основных субстанций: воздуха (ветра), огня и воды. Носителем воздуха в организме считалось жизненное дыхание (прана) - основа всех жизненных явлений. Огонь, как полагали, распространял жизненную теплоту через желчь, а носителем воды считалась слизь. Здоровье понималось как правильное соотношение трех основных субстанций организма (праны, желчи и слизи, то есть — теория трех субстанций), обуславливающее правильное совершение жизненных отправлений тела, нормальное состояние органов чувств и ясность ума. Причем, признавалось, что действительно “гармоническое сочетание” трех субстанций в организме — встречается крайне редко. Нарушение их соотношения вызывает болезнь только при достаточно сильных отклонениях от состояния равновесия, что может быть следствием плохого питания, нездоровой воды, злоупотребления вином, физического перенапряжения, изменений погоды, нарушения режима и образа жизни и т.д. В трактате Сушрута все болезни разделялись на естественные, связанные с природой, и сверхъестественные, посылаемые богами (например, проказа, венерические и другие заразные болезни, понять причины которых в то время было еще невозможно). Диагностика болезней основывалась на подробном опросе больного и исследовании теплоты тела, цвета кожи и языка, выделений, шумов в легких, изменений голоса и т.п. При этом ничего не сообщалось об исследовании изменений пульса. Дано описание неизвестного даже древним грекам сахарного мочеизнурения, которое определялось по вкусу мочи. Описаны три стадии воспаления. В первой стадии отмечаются незначительные боли. Во второй стадии - стреляющие боли, припухлость, чувство сдавления воспаленных тканей, местный жар, краснота и нарушение функции (в Европе это выразили следующей латинской формулой: tumor, dolor, calor, functio laesa). В третьей стадии - уменьшение припухлости и образование гноя. Для лечения воспаления Сушрута предлагал не только местные лекарственные средства, но и хирургические методы. Древнеиндийским врачам принадлежит открытие вакцинопрофилактики инфекционных болезней. В тексте, приписываемому легендарному врачевателю древности Дханвантари (V век н.э.), говорится: “возьми с помощью хирургического ножа оспенную материю либо с вымени коровы, либо с руки уже зараженного человека, между локтем и плечом сделай прокол на руке другого человека до крови, а когда гной войдет с кровью внутрь тела, обнаружится лихорадка”. В Древнем Китае, начиная с третьего тысячелетия до н.э., было создано несколько знаменитых медицинских трактатов дошедших до нас. Так, в трактате “Хуанди Нэй цзин” (“Канон врачевания Желтого Предка”), включающем девять книг (“Су вэнь”) описаны строение и функции организма, диагностика и лечение ряда болезней. Как следует из его текстов, представления о здоровье, болезнях и их лечении имели наивно-материалистическую основу и базировались на учениях инь-ян и у-син. Здоровье понималось как равновесие обоих начал и пяти стихий, а болезнь - как нарушение их правильного взаимодействия. В трактате “Ней цзин” описано пять темпераментов, по времени это почти совпадает с периодом формирования подобных представлений в Древней Греции. Заболевание могло быть вызвано длительным пребыванием в одном из эмоциональных состояний (гнев, радость, печаль, размышление, огорчение, боязнь и страх) и другими естественными причинами. Одним из величайших достижений философской и естественнонаучной мысли Древнего Китая является представление о круговом движении крови. О нем говорится уже в самом древнем медицинском трактате “Ней цзин”: “Сосуды сообщаются между собой по кругу. В них нет начала и нет конца ... Кровь в сосудах циркулирует непрерывно и кругообразно... Сердце хозяйничает над кровью... Без пульса невозможно распределение крови по большим и малым сосудам.... Именно пульс обусловливает кругооборот крови и пневмы...”. Врачеватели Древнего Китая пришли к этим выводам эмпирическим путем); они исследовали пульс не менее чем в 9 точках и различали 28 видов пульса. В Европе научно обоснованная теория кровообращения была сформулирована лишь в 1628 году У. Гарвеем. Общепатологические воззрения древнекитайских врачей исходили из натурфилософских представлений: возникновение болезней связывали с нарушением соотношения активного (ян) и пассивного (инь) начал, которые в организме находятся в постоянной борьбе. С действием Ян связывалась гиперфункция, с действием инь — гипофункция отдельных органов или организма в целом. При этом признавалась возможность влияния на эту борьбу факторов внешней среды. При назначении лечения врачи Древнего Китая исходили из положения, что при любой болезни поражается организм в целом. Основываясь на концепции о борьбе противоположных начал в организме (ян и инь), китайские врачи выработали принцип лечения противоположным. Были разработаны принципы иглоукалывания и лечебного прижигания, лечебной гимнастики. Широко применялись препараты растительного происхождения (“Трактат о корнях и травах” - одна из древнейших фармакопей мира). Широко использовались сурьма, олово, свинец, соединения ртути. В китайской медицине еще до новой эры применялась вариоляция для профилактики оспы, а при возникновении эпизоотий население заставляли покидать места проживания, что можно рассматривать как меры по борьбе с эпидемиями. В Древней Греции ярким представителем медицины был Гиппократ II Великий (Hippokrates, 460 – 377 гг. до нашей эры), живший в период высочайшего расцвета Греции и считающийся отцом мировой медицины и основателем ее гуморального направления. Именно Гиппократ в качестве составных частей тела человека называл твердые компоненты (кости, жилы, сосуды) и жидкие влаги (кровь, слизь, черная и желтая желчи). В ходе гармоничного и пропорционального смешения, передвижения и взаимодействия жидких влаг формируется “кразис” - проявления здоровой жизни и деятельности человека. Дискразии - нарушение необходимых закономерностей при смешении “влаг” приводят к развитию заболеваний. Болезни по Гиппократу возникают тогда, когда какая-либо из жидкостей оказывается в меньшем или в большем количестве, чем необходимо, либо она не смешивается с остальными, либо она вытекает в объеме большем, чем требуется. Вероятно, такие дошедшие до настоящего времени медицинские термины как “идиосинкразия”, равно как и концепция гуморальной регуляции уходят своими корнями в далекое прошлое. Указывая на многообразие факторов внешней среды, Гиппократ подчеркивал, что также бесконечно многообразие внутренних факторов, предопределяющих телосложение и темперамент человека. Исходя из этого он выделил основные индивидуальные типы телосложения, различая несколько типов конституции: хорошая и плохая, сильная и слабая, сухая и влажная, вялая и упругая. Кроме того, он разделил людей на группы по личностным психоэмоциональным свойствам и темпераменту, описав типические не только телесные, но и душевные свойства сангвиников, холериков, флегматиков и меланхоликов. Положения своего учения Гиппократ реализовал на практике, рекомендуя учитывать конституциональные особенности при лечении переломов и вывихов, а также предлагая соответствующий характер питания для различных конституциональных типов. Тем самым он заложил основы учения о конституции и формирования таких современных философских направлений в медицине, как конституционализм, неогиппократизм и биотипология. В этот же период времени параллельно формировалось иное направление в медицине, согласно которому причиной болезней является нарушение плотных структур и составных частей организма — солидарная (solidus —твердый) концепция. Побудительным мотивом для формирования этой гипотезы явилось созданное в этот период времени Демокритом (460 г. до н.э.) первое атомистическое учение, согласно которому все природные тела, в том числе и человек, состоят из мельчайших материальных частиц — атомов. Атомы, считавшиеся неизменными, вечными, непроницаемыми и неделимыми, различались по объему и фигуре и этим обусловливали различие явлений. Демокрит проводил мысль о причинном порядке всех явлений. В частности, он считал, что основой сохранения здоровья является рациональный образ жизни (диететика), режим, предусматривающий раннее пробуждение и физические упражнения, рациональное сочетание труда и отдыха, чередование умственного и физического труда, невозмутимость, умеренность и т.п. Он писал: “Здоровья просят у богов в своих молитвах люди, не ведая, что сами имеют в своем распоряжении средства к этому”. Гуморальная и солидарная концепции были для древнего периода прогрессивны, поскольку пытались привязать возможность возникновения и развития болезни к конкретным материальным субстратам. В противоположность этому, как бы продолжая идеи первобытного анимизма, формировались и идеалистические воззрения, в которых основным началом жизни признавались нематериальные факторы: “душа”, “жизненная сила” и т.п. Считалось, что сохранение или изменение последних предопределяют наличие здоровья или возникновение болезней. Становлению и развитию таких мировоззрений во многом способствовал авторитет выдающихся мыслителей древности - Платона и Аристотеля. Платон (428 г. до н. э.) явился наиболее ярким представителем идеалистического направления в науке. Согласно его учению, идеи (и высшая среди них - идея блага) - вечные и неизменные умопостигаемые проблемы всего преходящего и изменчивого бытия, в том числе вещей. Вещи рассматривались как подобия и отражения идей. Платон считал, что душа представляет собой бессмертную нематериальную субстанцию, независимую от тела, и допускал существование смертных душ, которые осуществляют управление отдельными функциями организма. В частности, он выделял интеллектуальную душу (ответственную за мыслительные способности), чувствующую душу, душу смелости и гнева, и, наконец, душу животную (обеспечивающую питание человека). Здоровье или болезнь человека предопределялась по Платону проникновением в организм потустороннего нематериального начала - пневмы, которая, подвергаясь превращениям в органах, влияла на их функциональное состояние. Аристотель (384 г. до н.э.) создал работы, которые явились вершиной древнегреческой философской мысли. Именно Аристотель, исходя из развитого им положения о четырех основных принципах бытия (форма, материя, действующая причина и цель) создал учение об органической целесообразности. Согласно ей, он воспринимал человека как микрокосм, представляющего собой элемент прекрасно организованного гармоничного тела, именуемого Космосом. Человек и его жизнь олицетворяют собой единство материи и формы, причем материей является тело, а формой - душа, которую Аристотель назвал энтелехией. Признавая вечность и неизменность “формы”, он, тем не менее, утверждал, что в существующей действительности “форма” и “материя” едины, и что человека необходимо рассматривать как единство этих двух реалий. По сравнению с Платоном, Аристотель делал существенный уклон к материалистическому мировоззрению, хотя его последователи виталисты предпочитают не замечать, что Аристотель не считал энтелехию “сверх материальной жизненной силой”. Начало нашей эры ознаменовалось дальнейшим развитием материалистических тенденций, прежде всего благодаря работам известного римского врача и естествоиспытателя К. Галена (GalenusClaudius, 120-200 гг. н.э.). К. Гален обобщил опыт многих поколений медиков, начиная с Гиппократа, и считал себя последователем Платона (отстаивая его теологические концепции). Тем не менее, при описании и оценке фактических данных, он был объективен и стоял на стихийно материалистических позициях. Так, К. Гален признавал положение Гиппократа о четырех влагах, но при этом дополнил его учением о “пневме” - особом жизненном начале, поступающем с воздухом и проявляющемся в трех вариантах: пневме психической, располагающейся в головном мозгу, пневме жизненной, сосредоточенной в сердце и пневме физической, локализованной в печени. Помимо этого положение Гиппократа о “влагах” было существенно усложнено: ведущую роль Гален придавал крови, в которой сосредотачивались все четыре главных элемента жизни - воздух, вода, огонь и земля. Слизь, черная и желтая желчь играли, по его мнению, меньшую роль, поскольку содержали только по одному основополагающему компоненту. Главным условием сохранения здоровья человека являлось наличие гармонии между составляющими человеческого организма. Изменения в соотношениях главных элементов жизни, из которых состоят жидкие и плотные образования организма, равно как и нарушение гармонии во влагах, особенно в крови, являлось причиной возникновения болезней. По сути дела К.Гален эклектически соединил в своих трудах гуморальное направление и примитивный материализм Гиппократа с идеалистическими представлениями Платона и Аристотеля о первичности духовной сущности и органической целесообразности. В средние века выдающимся представителем науки Востока был АбуАли Хусейн ибн Абдаллах (Абу Али Ибн Сина, латинизированное - Авиценна), живший с 980 г. по 1037 г., т.е. всего 57 лет Являясь врачом, философом, естествоиспытателем и поэтом он разделяя идею Гиппократа, что неправильное смешение соков может приводить к возникновению болезней, придавая при этом большое значение как особенностям телосложения человека, так и влияниям на него факторов внешней среды. Ибн-Сина писал: “Теплота и холод являются, наряду с другими причинами, причиной зарождения соков. Но уравновешенная теплота рождает кровь, избыточная теплота рождает желтую желчь, а весьма избыточная теплота путем сильного сжигания, рождает черную желчь. Холод рождает слизь, а весьма чрезмерный холод, путем сильного замораживания, рождает черную желчь”. Состояние, при котором соки количественно смешаны правильно, соответствует здоровью. Количественное уменьшение или увеличение соков, сгущение их, перемещение с обычных мест приводит к нарушению их функций и возникновению болезней. Основной медицинский труд Ибн-Сины “Канон врачебной науки” явился фундаментальной энциклопедией медицинских знаний не только того, но и последующего времени. Этот труд десятки раз переиздавался в различных университетах Европы и, вплоть до половины 17 века, наравне с трудами К. Галена, считался основным руководством, по которому велось преподавание медицины. Ученым средних веков редко удавалось избежать идеалистического начала в своих теориях, но при разумном сочетании материалистического и теологического компонентов, как это было в учении К. Галена, их концепции были прогрессивны. Вместе с тем, господство в период средневековья религиозных мировоззрений с их схоластикой и догматизмом, не могло не повлиять на медицину, в которой стали преобладать идеалистические тенденции. При этом, как правило, во главу угла ставилась та или иная жизненная сила, управляющая функциями организма, нарушение которой приводило к заболеваниям. Так, например, было выхолощено учение К. Галена, из которого были изъяты все материалистические начала, а на щит было поднято искаженное наследие, ставшее основой для схоластических упражнений, надолго затормозивших развитие медицины. Вэпоху Возрождения(13-16 века н.э.), для которой характерны появление прогрессивных элементов во всех сферах человеческой деятельности, началось становление медицины как науки, благодаря ее взаимодействию с другими естественными дисциплинами и бурным развитием анатомии и физиологии. Накопление новых научных знаний пробудило стремление врачей конкретизировать общие представления античной медицины о болезни, подвести под них современную теоретическую базу. Стихийно материалистические тенденции, примитивный механицизм способствовали созданию новых направлений медицинской науки: ятромеханики, ятрохимии, ятрофизики, и др. Вместе с тем этот период характеризуется продолжающимся давлением религии, что предопределило обязательное наличие идеалистического компонента в любой теории и признание существования нематериальных сил, регулирующих процессы жизнедеятельности. Так, исследования алхимиков, в том числе и изыскания в области медицинской алхимии, направленные на поиски своеобразного “философского камня”, который, по их мнению, мог бы стать универсальным средством продления жизни и лечения болезней, обусловили накопление обширного фактического материала по химии природных соединений и живой материи. Это привело к созданию ятрохимического (jatros —врач) направления в медицине. Одним из ярких приверженцев ятрохимии, провозгласившим химию основой медицины, был немецкий врач и естествоиспытательФ. Парацельс (F.Paracelsus, 1493 —1541 гг.), полное имя которого Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм (PhilippusAureolusTheophrastBombastusvonHohenheim). Ф. Парацельс, считая, что химические вещества являются основой всего органического мира, в том числе и человеческого тела, отстаивал химическую теорию функций организма. По его концепции в здоровом организме имеет место гармония основных химических начал, в противоположность этому болезнь - следствие изменения соотношений химических компонентов организма, и, прежде всего, нарушение состава его “соков”: пищеварительных и крови. Ф. Парацельс подчеркивал, что взаимодействие основных химических начал происходят в жидких средах организма, а развитие патологических состояний обусловлено нарушением химических процессов в жидкой среде организма. Ятрохимическое направление, несмотря на свою ограниченность и примитивность, позволило конкретизировать ряд позиций в вопросах этиологии, диагностики и лечения заболеваний. Например, было выявлено и описано вредное влияние на организм серы, солей тяжелых металлов и некоторых других химических соединений, в медицинскую практику начали внедряться химические методы диагностики. Ф. Парацельс, исходя из того, что в основе заболевания лежат изменения химического состава соков, предположил, что и лечение их можно проводить путем введения недостающих элементов, используя для этого различные химические вещества. Например, им было изучено целебное действие ряда природных минеральных вод, что оказало положительное влияние на развитие фармакологии, аптечного дела и бальнеологии. Как это обычно бывает, продолжатели того или иного направления, резко критикуя своих предшественников, тем не менее, вносят существенный вклад в развитие науки. К выдающимся ятрохимикам следует отнести голландского естествоиспытателя Йоханнеса Баптиста Ван-Гельмонта (vanHelmontJohannesBaptiste, 1577-1644 гг.), который был сторонником двухэлементного состава тел, утверждая, что их главными компонентами являются вода и газ. Будучи высокообразованным химиком Й. Ван-Гельмонт описал ряд физиологических и патологических процессов в организме с позиций химических превращений: мочеобразование и пищеварение, образование почечных камней и отложение солей в суставах при подагре и др. Одним из первых Й. Ван-Гельмонт указал на то, что в живых организмах химические превращения осуществляются под влиянием специальных веществ - ферментов. Им было продолжено изучение лечебного действия на больной организм железистых, щелочных и кислых минеральных вод. Несмотря на материалистические подходы к изучению болезней, во взглядах Ф. Парацельса и Й. Ван-Гельмонта присутствовал выраженный идеалистический компонент. Так, Парацельс считал, что основным регулятором организма является “Архей”— высшее духовное начало, управляющее всеми органами и тканями. Ван-Гельмонт, будучи фанатически верующим католиком, считал, что помимо “главного Архея”, управляющего организмом, каждая отдельная часть организма имеет своего собственного “Архея”, подчиненного главному. |