Главная страница

Детская литература. Под ред. Е.О. Путиловой. Учебник для педагогических колледжей 2 Коллектив


Скачать 2.59 Mb.
НазваниеУчебник для педагогических колледжей 2 Коллектив
АнкорДетская литература. Под ред. Е.О. Путиловой.pdf
Дата28.01.2017
Размер2.59 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаДетская литература. Под ред. Е.О. Путиловой.pdf
ТипУчебник
#734
страница39 из 40
1   ...   32   33   34   35   36   37   38   39   40
10.3.2. Сказки Н.Сладкова, Н.Романовой и С.Сахарнова Традиция природоведческих сказок Бианки нашла свое продолжение

514 в творчестве писателя-натуралиста Н.Сладкова (1920- 1996). Об ученичестве у Бианки Сладков говорил так Виталий Валентинович Бианки – мой старший товарищ – научил разбираться в писательской технике. Я его легко понимал, души наши были родственными. Родственными былине только души, но и творческие установки рассказывать о природе в образах художественной литературы. Именно поэтому Бианки называл Сладкова своим наследником в литературе, который будет средствами словесного искусства призывать людей (равнодушных) стучаться в природы замкнутую дверь. Сказка – один из способов эту дверь отомкнуть и дать слово бессловесным существам природы. Поэтому так много в сказках Сладкова разговоров между животными и растениями, между зверем и человеком. Человеку свойственно относится к природе свысока, и за это он наказан. Сказка Сладкова Загадочный зверь) начинается с утверждения, обыгрывающего известную пословицу Скажи мне, что ты ешь, и я скажу, кто ты. Руководствуясь этой истиной, рассказчик пытается угадать, кто его таинственный собеседник, но каждый раз ошибается. Разговор превращается в поединок между человеком и зверем, в результате которого посрамленными оказываются человеческое всезнайство и самоуверенность. Таинственным зверьком оказывается в итоге обыкновенная лесная белка. Но сказочный спор неопровержимо доказывает, что в природе нет ничего обыкновенного, и всякое суждение о ней требует основательных знаний. Иначе выглядит конфликт в разговорах между самими представителями природного мира, растениями и животными. В коротких сказочных диалогах писатель сталкивает разные оценки одного итого же явления. В сказке Яблоня и воробей яблоня хочет узнать у воробья, хищный ли зверь заяц. Воробей смеется над такой наивностью Какой же заяц хищник Сего крысиными зубами только кору глотать. Зато яблоне не до смеха, для нее заяц – хищник свирепый, опасный злодей. Утверждение заяц – хищник абсурдно, но оно обретает смысл в мире природы и не противоречит законам сказки. В сказке Почему ноябрь пегий) разговаривают между собой снежная туча и лесные звери одни просят тучу поспешить со снегом, другие умоляют ее повременить. Каждая просьба вполне аргументирована ведь все животные по-разному готовятся к появлению снежного покрова. Но объяснение ноябрьской погоды вновь возвращает нас в сказку «Потому-то ноябрь и пегий то дождь, то снег, то мороз, то оттепель. Где снежок белый, где земля черная. Это напоминает мифологические рассказы о происхождении мира и его явлений, но превращается в остроумную игру, характерную для природоведческих сказок. Из школы Бианки вышел и писатель С. Сахарнов (1923 -), автор сказочного цикла Морские сказки. Морская тематика в его произведениях неслучайна дело в том, что писатель многие годы служил на флоте и был капитаном дальнего плавания. Отсюда знание моря и его обитателей, а главное – любовь ко всему, что связано с морем. Все в море по- другому, утверждает писатель, не так, как в сухопутной жизни. Говорят, на суше любопытному нос прищемили. А в море с любопытными вот что было - начинается сказка Любопытные наваги и повествует она о том, как проглотила большая рыба зазевавшихся наваг: ведь любопытным в море головы не сносить. Зато тому, кто знает морские законы, враги нипочем. Маленький краб сумел спасти от волков выброшенного на сушу кита (Как краб кита из беды выручил ведь, в отличие от кита, он знал об особенностях морских приливов. Герой сказки – хитрец (это типично для народных сказок о животных, его сказочный антипод – простак, неразумно ищущий лучшей жизни, не считаясь с законами природы. Заносчивый персонаж сказки «Крабишкин дом недоволен своим жилищем оно, мол, жесткое, да темное, да тесное - и отправляется на поиски более удобного. Подобно бианковской ласточке Береговушке он убеждается в том, что природа для каждого существа создала свой дом, где жить безопасно и

516 удобно. У обитателей моря в сказках Сахарнова нет постоянных характеристик, удобных для аллегорий. Краб то сказочный хитрец, способный дать мудрый совет, то сам он нуждается в уроке, который ему преподносит сказка. Произведения писательницы Н.Романовой (по образованию она биолог) непохожи на сказки - это остросюжетные сказочные повести. Рома- нова считала такую форму идеальной для детской литературы Если для взрослых или для детей старшего возраста допустим внутренний сюжет, так сказать, неявный, скрытый, вплоть до эссе, где все держится на ритме, на размышлении, на красоте описания, то для маленького ребенка необходим явный сюжет. Сюжет, который захватил бы и заставил читать. Поэтому писательница обращается к проверенным законам сюжетостроения с завязкой, обилием происшествий, неожиданной развязкой и счастливым эпилогом. Есть у нее и рассказчик, умеющий заинтриговать читателя с первых же слов рассказа. И обязательно есть благородный герой, добрый и мужественный. Судьба такого героя всегда вызывает интерес читателя, тем более что на его долю выпадают необыкновенные приключения. Правда, поначалу может показаться, что речь в сказках Романовой идет о существах ничтожных это муравьи, тли, дождевые червяки - какие из них герои Но писательница рассказывает о любых представителях животного мира с подобающим для биолога и знатока природы уважением. Это уважение начинает разделять и читатель, когда узнает о жизни невзрачного с виду существа. Мне очень хочется рассказать вам про одного муравья - начинается сказка Муравей Красная точка. Необычное имя героя объясняется просто – автор поставила на муравье кисточкой красную точку, чтобы было удобно наблюдать за ним. И читатель включается в процесс наблюдения, не замечая, как стираются границы реальности, а наблюдение становится вымыслом. Повествование в сказках Романовой очень эмоционально ко всему живому она относится сочувственно и по-детски непосредственно Очень

517 жаль муравья или Я очень рада за Красную Точку. И также по-детски писательница хочет помочь несчастным, только сделать этого нельзя – природа не терпит вмешательства. Попытки это сделать приводят к беде. Так, спасая муравья вовремя дождя, рассказчица чуть не погубила его Зачем я это сделала Красная Точка был муравьем молодым, умным, наверное, он бы нашел какой-нибудь способ уберечься от дождя. Восхваление ума героя лишено какой-либо иронии и является по сути дела гимном природе, которая позаботилась о каждом из своих детей ив каждом из них нуждается. Поэтому не торопится писательница разделить своих персонажей на хороших и плохих, даже если некоторые из них не вызывают у нее симпатии. Каждого в природе нужно понять и пожалеть, не разделяя на больших и малых, красивых и уродливых. Об этом Романова пишет во всех своих сказках, находя смысл в жизни каждого созданного природой существа. В сказке Подземный путешественник усомнился в этом дождевой червяк, наивно сожалея, что всю жизнь будет бессмысленно рыться в земле. Но старый опытный червяк открывает ему истинное назначение червей. Оказывается, для того, чтобы вся земля покрылась цветами, чтобы бабочки летали от цветка к цветку, чтобы бегали по тропинкам муравьи и пчелы звенели в воздухе, нужны скромные труженики - дождевые червяки, ив этом смысл их жизни. Мир маленьких и больших одинаково великолепен, - утверждает Н.Романова, и эти слова можно поставить эпиграфом ко всем произведениям писательницы. Каждый из писателей-натуралистов, обращавшихся к жанру сказки, по-своему ее истолковывали по-своему реализовал принципы ее поэтики. При этом писатели не повторяют, а творчески используют художественные традиции народных и литературных сказок, и этим объясняется индивидуальная неповторимость их произведений. Вопросы и задания

1. О чем говорят и спорят герои сказок Н.Сладкова?
2. Какова роль морской тематики в сказках С.Сахарнова?

518 3. В чем своеобразие сказочных приключений Н.Романовой?
10.4. РАССКАЗЫ О ЖИВОТНЫХ. Рассказы о животных очень популярны в детском чтении. Среди их авторов не только детские писатели, но и признанные классики русской литературы. Тематика большинства произведений связана с идеями гуманного отношения человека к меньшим братьям, вот почему непременным героем многих рассказов о животных является человек. В его общении с животными раскрываются истинные свойства характера. Писатели любят приводить примеры заботливого отношения людей к животным, особенно в рассказах о дружбе детей и животных. Общение с животным много значит и для взрослого человека, который видит в нем верного и преданного друга. Но даже если в мир животных писателя-натуралиста влечет исключительно познавательный интерес, то ив этом случае мы довольно много узнаем о человеке, наблюдающем природу. Но присутствие человека не заслоняет в рассказах о животных самих животных, будь то гигантский слон или маленькая лесная пичужка. Такое преувеличенное внимание в литературе к мелочам имеет свое объяснение- в каждом из зверей отражен мир природы, и это придает значительность происшествиям, связанным сними. В рассказах для детей об этой значительности говорится прямолинейно - описываются случаи, в которых звери или птицы проявляют сообразительность и находчивость. Разумными могут быть как домашние животные, таки дикие, с которыми человек встретился в их естественной среде или наблюдал их в зоопарке. О способностях животных рассказывают также истории, написанные известными дрессировщиками (например, В.Дуровым) про своих четвероногих воспитанников. Многие рассказы о животных близки к документальной литературе использование фотографий в их оформлении – не редкость, но и те из них, которые относятся к литературе художественного вымысла, отличаются достоверностью описании животных и их повадок. Как правило, писатели опираются на реальные наблюдения и собственный жизненный опыт. Сошлемся на свидетельство В. Бианки по поводу его Маленьких рассказов Исподволь для своего собственного удовольствия и – впрок – для книжки написал я 11 маленьких рассказцев. Все они не только вполне реалистичны, нов основе каждого – точный факт. Это случай из жизни охотников и натуралистов острые, крутосюжетные миниатюрки». Каждый из таких фактов, став зерном миниатюры, осмысляется писателем по-разному. В рассказе Музыкант Бианки описывает случайна охоте старый охотник выслеживал медведя и застал егоза необычным делом
– зверь ударял лапой по обломку дерева и слушал, как он звенит. Это комическое происшествие завершается неожиданной развязкой охотник, промышлявший на зверя, отказался от выстрела. Свой поступок он объяснил словами Да как же в него стрелять, когда он такой же музыкант, как и я. Рассказ о встрече в лесу приобрел смысл, далеко выходящий за рамки отдельного факта. Речь в нем идет о единстве человеческого и природного мира, которое проявляется даже в таком забавном случае. Но, толкуя и переосмысляя факты, писатель не теряет из виду самих животных. Писатель-натуралист много знает о них и делится своими знаниями и наблюдениями, не торопясь с обобщениями и моральными выводами. Лесная кормушка - рассказ В.Чаплиной, писательницы, которая изучала жизнь животных и породу службы (она работала в зоопарке, и по кругу интересов. В рассказе говорится о мальчике, который сделал зимой для птиц кормушку и заботился о своих питомцах даже в самые суровые морозы. Так вот описание постояльцев птичьей столовой, снегирей, свиристелей, синиц для автора не менее важно, чем рассказ о том, как ребенок спас замерзающих птиц. Рассказывая ребенку о животных, писатель стремится сделать их привлекательными в глазах детей. Один из путей к этому – показать зверя маленьким, играя на его отдаленном сходстве с ребенком. Такое сходство может вызывать умиление или, наоборот, выглядеть комично. Важно при

520 этом, чтобы животное не превратилось в бездушную игрушку, как это было не разв сентиментальных детских книжках окошечках и собачках. Намного интереснее показать естественную сущность животного. Рассказы Е.Чарушина, Г.Скребицкого О.Перовской. В рассказах писателя и художника Е. Чарушина (1901-1965) описываются, как правило, любимцы детей - щенки и котята, нов каждом из них автор показывает повадки будущего зверя, которые нужно угадать. Чару- шин писал Больше всего я люблю изображать молодых животных, трогательных в своей беспомощности и интересных потому, что в них уже угадывается взрослый зверь. В рассказе «Томка» человек в недоумении - как выбрать из нескольких щенков хорошую охотничью собаку Предпочтение отдается тому щенку, который умеет быть упорным, а это незаменимое качество на охоте. В тоже время писатель видит в своих животных-героях несмышленых малышей, которые в разных ситуациях ведут себя, как дети. Котенок, которого проучили птицы, их обиженно сторонится (Почему Тюпа не ловит птиц. Щенок спит и, как ребенок, видит сны («Томкины сны, аде- ти придумывают его снам забавные объяснения. Вообще дети и зверюшки
– распространенная пара в рассказах Чарушина, причем дети держат себя как старшие по отношению к животными это выглядит комично (цикл
«Никитка и его друзья. У Бианки есть подобная серия рассказов под названием Мой хитрый сынишка. Маленький воробышек учится летать Воробей, а маленький Никита ему помогает. Иногда игра ребенка с животным заканчивается комическим непониманием, как в рассказе Ни- кита-доктор», где котенок отказался играть больного. Но бывает итак, что поведение животных чем-то напоминает отношения в мире людей. В рассказе О том, как Тюпа снова сделался маленьким мама-кошка попыталась удержать у себя взрослого котенка. Но Тюпе, как и ребенку, хочется побегать, поэтому он рвется от материнской заботы на волю.

521 Язык коротеньких рассказов Чарушина кажется очень простым, приноровленным к маленькому читателю. Ощущение простоты рождается от короткой фразы. Но она часто ритмически организована и оживлена звуковой игрой. Вот как передаются мысли и звуки маленького котенка Тюпы: Вот интересно-то! Тюп-тюп-тюп-тюп! Кто это такие Тюп-тюп-тюп-тюп! Схвачу Тюп-тюп-тюп-тюп! Словлю Тюп-тюп-тюп-тюп! Поймаю Поиграю. Неотъемлемой частью рассказов Чарушина являются иллюстрации к ним, сделанные самим писателем. Чтобы приблизится к миру ребенка, писатели обращаются к воспоминаниям из детских лет – они рассказывают о четвероногих друзьях своего детства, первых наблюдениях над животными и опыте общения сними цикл рассказов о животных писателя Г.Скребицкого таки называется Друзья моего детства. В книге О.Перовской (1902-1961) Ребята и зверята (впервые вышла в 1925 году) рассказы о животных тесно переплетаются с описанием семейного быта в доме лесничего. Жизнь в этом доме необычна тем, что среди обитателей дома не только родители и четыре маленьких девочки, но и многочисленные животных. Это непривычные кошечки и собачки, а довольно редкие для городского быта (конь или ишак) или вовсе дикие звери (волки, марал, тигр, лиса. Их повадки писательница описывает сознанием делано при этом придерживается детского взгляда на животных. Вот описание маленького марала У него были длинные ножки с острыми копытцами, тоненькая шея и круглая широкая головка с большими, как лопухи, ушами. Таким видит животное маленький ребенок, вполне детским кажется и его желание Мягкую, пушистую шкурку его таки тянуло погладить (рассказ Мишка. Когда писательница хочет сообщить сведения о животных, то ссылается при этом на рассказы отца- лесничего. Но основное содержание книги составляют непосредственные детские наблюдения. Дети в рассказах Перовской, и это отличительная особенность ее персонажей, непросто пассивные наблюдатели. Они страстно любят своих

522 питомцев и стараются завоевать их дружбу. Сделать это непросто ведь у каждого животного свой нрав. Когда в доме появились маленькие волчата рассказ Диана и Томчик»), то все были в восторге от зверей, так похожих на щенков. Но это волки, и за желание их погладить одна из девочек чуть не поплатилась пальцем. Неприятности первого знакомства преодолеваются умелым уходом и постоянной заботой о четвероногих питомцах. Немаловажную роль играют родители, которые учат детей терпеливому отношению к животным. Но участие взрослых не ограничивает детской самостоятельности. Писательница создала образы маленьких хозяек, которые справляются с трудной работой, прекрасно ездят верхом, ходят в горы. Самостоятельность проявляется ив том, как отстаивают дети своих друзей. В рассказе Чубарый девочки сумели выходить больного коня, несмотря на недоверие взрослых к их затее. В итоге доброе отношение к животным всегда вознаграждается сих стороны трогательной привязанностью и верностью. Так, волчица, которую отпускают на волю, вновь и вновь возвращается к воспитавшим ее девочкам (Диана и Томчик»). Немало в книге Перовской комических эпизодов. Многие из них связаны с описанием совместных игр детей и животных. Маленький лисенок играет в прятки («Франтик»), а тигренок внимательно слушает, как дети читают интересную книжку (Васька. Комично выглядит вторжение животных в быт чужих людей. Тигр загнал неосторожного гостя на стол, где ему пришлось сидеть между пирогами в ожидании хозяев (Васька. Комические эпизоды в рассказах Перовской чередуются с эпизодами драматическими. Жизнь животных среди людей вовсе не безоблачна. Напротив, она все время находится под угрозой. Одного из волков, выросших в доме, убил сосед, тигр Васька умирает в клетке зоопарка, а верного коня Чубарого чуть не погубил сам отец. Такие драматические моменты позволяют в полной мере раскрыться чувствам детей, их глубокой привязанности к своим четвероногим друзьям. Каждая потеря переживается очень тяжело. Но Перовская, верная призванию детской писательницы, чередует

523 эпизоды трагические с такими, в которых торжествует радость от общения человека с животными. Вопросы и задания

1. Что отличает героев Е.Чарушина в рассказах ив иллюстрациях к ним
2. Как складываются отношения детей и зверей в рассказах О.Перовской?
10.4.2. Рассказы М.Пришвина Общению человека с природой посвящены рассказы М.Пришвина
(1873-1954). Природа в них является в конкретных образах – животного, растения, цветущего луга или сосновой рощи. Нов том-то и своеобразие рассказов Пришвина, что за конкретными зримым кроется экзистенциальное, всеобщее. Это придает рассказам Пришвина особую глубину. Ею всегда восхищался В.Бианки. В качестве примера настоящей литературы он приводил рассказ Пришвина Лягушонок В чудесном сердечном рассказе Пришвина о слишком рано весной проснувшемся лягушонке вовсе не тот смысл – глупый лягушонок Пришвина – теплый человеческий образ, поэтический образ, в котором соединяется все на свете слишком ранние предтечи, слишком медленной весны. (Об антропоморфизме. В истории лягушонка, обманутого первым теплом, Бианки увидел образ человека, испытывающего холод окружающей жизни, и отнес это не только к себе, но и ко всему поколению. Сам Пришвин говорило своем художественном методе так Реализм, которым я занимаюсь, есть видение души человека в образах природы. Но душа человека не заслоняет при этом образы природы – они равноправны с миром человека и находятся с ним в глубинной связи. О значении такой связи в жизни человека писал При- швин в каждом из своих произведений. Рассказы Пришвина принадлежат к особому типу охотничьих рассказов, где речь идет не о победе над лесными обитателями, а о наблюдении и общении с животными. От имени охотника писали В.Бианки,
Г.Скребицкий, И.Соколов-Микитов (его книга таки называется Рассказы охотника. Охотник в этих рассказах – это в первую очередь знатоки любитель природы, который уходит от цивилизации в мир естественной жизни. Именно она влечет охотника к себе, а не добыча или выгода. Поэтому так много рассказов о неудачной охоте, когда человек, охваченный эмоциональным порывом, отказывается от выстрела. Поначалу рассказчик в произведениях Пришвина имел определенное имя и должность. Первый сборник рассказов Пришвина для детей назывался- Рассказы егеря Михаил Михалыча» (1928). Каждый рассказ – ка- кой-нибудь случай из жизни егеря Расскажу случай, который был со мной в голодном году (Говорящий грач) или Разя шел поберегу нашего ручья и под кустом заметил ежа…»(«Еж»). Но потом от имени рассказчика писатель отказался, сохранив характерную для него сказовую манеру. Теперь она воспринималась как рассказ от лица самого писателя, охотника и любителя природы. Все случаи, о которых он рассказывает, обычны для охотника или деревенского жителя. Необычно другое – как внимателен рассказчик к каждому событию, как хорошо понимает разговори мысли животных. При этом речь идет не только о простой наблюдательности любителя природы, но и о душевной чуткости человека. В рассказе Гаечки он наблюдает за поведением двух маленьких лесных птиц, одну из которых осторожно прикрыл ладонью. Другая гаечка сидела на ветке в двух-трех шагах и попискивала. Можно было догадаться, что она убеждала подругу лежать как можно смирнее. Ты, - говорила она, - лежи и молчи, а я буду около него пищать он погонится за мной, я полечу, ты тогда не зевай. Разговор выглядит несколько комично, но вполне достоверно и поучительно – малые пташки ведут себя разумно и бесстрашно. И это вызывает у человека уважительное отношение. Взаимопонимание связывает рассказчика и сего охотничьими собаками. Он понимает все их мысли и переживания, и собаки обращаются к хозяину за поддержкой. В рассказе Первая стойка щенок испугался упавшего кирпича. Он застыл на крыльце. Между ними человеком начинается напряженный диалог. Что же де- лать-то, - спросил я, – разве удрать Рома взглянул на меня только одно

525 мгновение, и я хорошо его понял. Он хотел мне сказать Я и сам подумываю, как бы удрать, ну а как я повернусь, а он схватит меня за прутик. Ситуация комична, ведь опасный враг – это всего лишь кирпично переживания щенка не кажутся человеку смешными и страхи собаки ему понятны. Во многих рассказах писатель прибегает к переводу с бессловесного (выражение Бианки), пересказывая звериные звуки и мысли. В рассказе
«Ярик» тетерка обвела вокруг носа собаку. Но рассказчик, знаток своего дела, сумел одурачить хитрую птицу. Он стал разговаривать с ней на птичьем языке. «…я тихонько свищу, как тетеревята : -Фиу, фиу! Значит где ты, мама. – Квох, квох! – отвечает она. И это значит Иду. Разговаривают у Пришвина между собой и животные, и растения, а человек – понимающий свидетель или участник этого разговора (Разговор птиц и зверей, Разговор деревьев. Опытность рассказчика сочетается с простотой и наивностью (это всегда удачный путь к сердцу маленького читателя. Не раз человек, соревнуясь с животным, остается в дураках. Говорящий грач в одноименном рассказе произносит фразу Хочешь кашки, дурашка?» именно в тот момент, когда голодный человек безуспешно пытается его поймать. Ум и смелость животных способны вызвать удивление людей, заставить их с уважением отнестись к себе. Сообразительный утенок ловко вылезает по спине наседки из корзинки (Изобретатель, бесстрашная курица готова биться насмерть с собаками за жизнь приемного утенка (Пиковая дама. Но и растительный мир способен удивить человека, являясь ему тов одном облике, тов другом, как в рассказе Золотой луг. Сюжетные ситуации в рассказах Пришвина предельно просты. Но и обыкновенные прогулки, и скромные лесные гостинцы могут доставить радость. В рассказе «Лисичкин хлеб маленькой девочке вкусным показался кусочек черного хлеба ведь его передала ей из леса лисичка. О том, как важна, а иногда и спасительна для человека связь с природой, рассказывает Кладовая солнца. Все в этом произведении имеет двойственную природу (неслучайно обозначение жанра произведения «быль-сказка»). Топографическая и временная определенность, атак- же достоверность в описаниях природы – все это из области были. Но многие образы в Кладовой солнца окружены сказочными ассоциациями. Прежде всего это касается детей, напоминающих опару брата и сестры в русских народных сказках. Недаром даны детям и двойные имена Митра- шу называют мужичок в мешочке, а Настю золотая курочка. Есть двойные имена и у других персонажей сказки матерого волка зовут Серым помещиком, а спасительницу детей старую охотничью собаку - Травкой. Символика имен прослеживается ив географических названиях – они тоже вызывают сказочно-мифологические ассоциации. Природа в Кладовой солнца одушевляется и кажется участницей происходящего, и это в духе сказки. Болотные елочки напоминают старушек, а люди сравниваются с животными. Ссора брата и сестры сопровождается переменами в окружающем мире надвигается сумрак, поднимается ветер, доносится волчий вой. Но над гибельной разъединенностью поднимаются силы добра, то, что Пришвин называл правдой вековечной суровой борьбы людей за любовь. Эта любовь связывает человека и зверя и является залогом продолжения жизни. Проявлением такой любви стала история спасения человека верной собакой. Наконец, о спасительной силе природы говорит и название произведения Кладовая солнца речь идет не только о залежах болотных богатств, но и о том, чем является для человека природа. Вопросы и задания

1. Что открывается человеку при его встрече с миром природы в рассказах
М.Пришвина?
2. В чем своеобразие жанра Кладовой солнца
1   ...   32   33   34   35   36   37   38   39   40


написать администратору сайта