Детская литература. Под ред. Е.О. Путиловой. Учебник для педагогических колледжей 2 Коллектив
Скачать 2.59 Mb.
|
10.2. ПРИРОДОВЕДЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ Понятие природоведческая литература охватывает произведения самого разного характера. Это познавательные беседы по зоологии и биологии, рассказы и повести о животных, описания явлений природы, природоведческие сказки, практические рекомендации юным любителям природы. Популярность природоведческих тем объяснить нетрудно- с представителями мира животных и растений ребенок встречается на каждому шагу, и интерес к ним сохраняется на протяжении всех детских лет. С объяснения явлений окружающей природы начинается для ребенка путь к научному познанию мира. Но объяснениями природоведческая тема ограничивается редко, довольно часто она выходит в область духовно-нравственных идей. Они связаны с осмыслением места человека в мире и воспитанием в нем бережного отношения ко всему живому. Несомненно и патриотическое звучание такой литературы она прививает любовь к своей стране и родному краю. Читая книги талантливых писателей-натуралистов и зоологов, мы не только узнаем окружающий мирно и начинаем лучше понимать жизнь. Именно на таком значении природоведческой литературы настаивал В.Бианки: задача художественных произведений совсем не в том, чтобы дать читателю некий комплекс научных (объективных) знаний о тех или иных животных, растениях и т.д., а в том, чтобы дать образ животного, растения, даже неодушевленного предмета. Тогда читателю откроется чистейшая правда, глубоко верное изображение действительности. Причем, речь идет не только о правде из мира животных или растений. Сравним два коротких рассказа Г.Снегирева. В заметке Ворон из книги Птицы наших лесов описывается жизнь воронов. Лесные вороны живут парами. А живут они подвести и больше лет. Летит пара воронов над тайгой и внимательно осматривает каждую полянку, каждый ручеек. Если заметят добычу остатки оленя, которого загрыз медведь, или мертвую рыбину на берегу, - сразу дадут знать другим воронам. «Крук-кррук-кррук», - несется над тайгой крик ворона, он оповещает других воронов, что нашел добычу. Картинка очень выразительна, да к тому же оживлена звуковой игрой. Теперь читатель-дошкольник сможет отличить среди птиц наших лесов ворона. Совсем иначе описан ворон в другом рассказе Снегирева. Черная одинокая птица кружит над землей в поисках добычи, вызывая у всех страхи неприязнь. Ворон возвращается ни с чем он очень стар. Он сидит на скале и греет больное крыло. Ворон отморозил его лет сто, а может, и двести назад. Кругом весна, ион совсем один (Ворон. Больное крыло и неудачная охота – это не только зарисовка с натуры, но и образ 505 печальной одинокой старости, которая вызывает у читателя ассоциации с человеческой жизнью и связанные с этим эмоции и раздумья. Гуманистический пафос, характерный для природоведческих книг, выделяет их на фоне остальной познавательной литературы. Писатели часто открыто обращаются к юному читателю, призывая его бережно относиться к природе. Носила литературы не в открытых обращениях и призывах. Любовь к природе начинается с живого интереса к ней, и задача писателя пробудить этот интерес средствами литературы. Немалую роль здесь играют интересные факты и наблюдения из мира природы, способные поразить воображение читателя. Писатель берет их из научных книг по зоологии и биологии, но чаще он опирается на собственные наблюдения, полученные в экспедициях и путешествиях. Но факты сами по себе не могут составить содержание природоведческой книжки. Важнее оказывается то, как о них рассказывает писатель. Авторы многих природоведческих книг пишут в форме познавательной беседы, используя все преимущества этого жанра разговорную манеру, эмоциональный тон, яркие сравнения, шутливые замечания. Особенно отличаются этим книги И.Акимушкина. Они пестрят выражениями интересно узнать, поразительное открытие, которыми сопровождается рассказ о научных фактах. Писатель словно призывает читателя разделить с ним восхищенное удивление перед чудесами природы. Одна из книг Аки- мушкина для малышей таки называется «Природа-кудесница»(1990), и каждое описание в ней полно эмоций, например, о каракатице сказано Живет она в море, а плавает – диво дивное – наоборот. Не так, как все животные. Головой не вперед, а назад. В книгах для подростках писатель прибегает к другому приему он остроумно сопоставляет повадки животных с жизнью современного человека. Поэтому кенгуру переговариваются с родичами по беспроволочному телеграфу, такого же типа, как у кроликов и зайцев - стучат лапами по земле (Мир животных, 1971). Пробудить интерес читателя к миру природы помогают и такие испытанные в литературе приемы, как загадки, тайны, интриги. Автор умеет так расположить материал, что он вызывает интересу читателя, интригует его. При этом не теряется из вида научная логика и объективность. Многие книги И.Акимушкина знакомят с зоологической классификацией животных. Но писатель постоянно играет с научной логикой, удивляя читателя тем, что вместе оказываются столь непохожие по внешнему виду звери. Особенно это заметно в книгах для маленьких. Их названия звучат интригующе Это все кошки, Это все собаки, Это все антилопы. Видовая классификация превращается в увлекательную игру- загадку – попробуй догадайся о родстве столь разных животных. Композиция книги может следовать и другому принципу – показать различие в повадках животных, которые объясняются разной средой обитания. В книге Ю.Дмитриева Здравствуй, белка Как живешь, крокодил) рассказы посвящены тому, как слышат, чувствуют, передвигаются разные животные. Иногда кажется, что все эти приемы призваны позабавить читателя, подсластить ему горький корень учения. Но это далеко не так. Не меньший интерес вызывает личность писателя-натуралиста, человека, влюбленного в природу. Мы обращается к книгам И.Акимушкина или Ю.Дмитриева, В. Бианки или Н.Сладкова не только для того, чтобы узнать что-то новое про природу, но и для того, чтобы вместе сними пережить чувство радости от встречи с удивительными прекрасным миром. Разумеется, это относится не только к авторам отечественной природоведческой литературы, но и к замечательным зарубежным писателям, таким, как Се- тон-Томпсон или Д.Даррелл. Вопросы и задания 1. Какие задачи стоят перед природоведческой литературой для детей и как она их решает Покажите это на примере книг И.Акимушкина и Ю.Дмитриева. 10.3. ПРИРОДОВЕДЧЕСКИЕ СКАЗКИ. Сказка – самый популярный в детском чтении жанр, и попытки использовать его преимущества в природоведческой литературе для детей 507 делались не раз. Однако сделать это непросто, поскольку сказочная фантастика не должна искажать факты науки. Не должны искажать их и моральные представления о добре и зле, которым не соответствуют царящие в природе законы. Поэтому традиционный тип сказки, содержащей добрым молодцам урок, для природоведческой тематики мало подходит. Речь в такой сказке идет об уроках другого рода, а животные в них не превращаются в аллегории человеческих достоинств и недостатков, как это происходит в баснях. Сказки В.Бианки. Создателем природоведческой сказки по праву считают В.Бианки (1894-1959). Под его пером сказка перестала быть только носительницей морально-этических идей, она наполнилась естественнонаучными знаниями (поэтому свои произведения Бианки называл сказки несказки»). Сказочная фантастика не была для писателя просто развлекательным приемом, в понимании Бианки художественно-поэтическая форма познания мира не менее важна, чем научно-реалистическая. В рассказе Глупые вопросы) описывается разговор между отцом-ученым и его маленькой дочерью. Предметом спора между ними стало разное восприятие природы отец познает окружающий мир в категориях объективного научного знания и учит этому свою дочь. Но девочке мало точных определений и научных классификаций. Расспрашивая про птиц, она задает отцу вопросы, в которых отражен поэтический взгляд на мир (Отчего зуек кланяется, а плиска хвостиком кивает Это они здороваются. Отцу такой ненаучный подход кажется глупостью (Какие пустяки Разве птицы здороваются. И только когда отец ловит себя на мысли, что глупые вопросы дочери натолкнули его на интересные открытия, он признает значение поэтического взгляда на мир. Этот взгляд позволяет познать природу во всей ее глубине. Вот почему сказка, по словам Бианки, самый глубинный вид литературы. Важным достоинством сказки Бианки считал ее остросюжетность, 508 эмоциональную насыщенность и близость к живой разговорной речи – наследство народной сказочной традиции. К ней писатель обращался в собственном творчестве, называя эмоции, фабульность, простоту языка тремя китами своей поэтики. Связь с народной сказкой в произведениях Бианки не была прямолинейной, ведь передним стояли иные, познавательные задачи. Но, рассказывая о законах природного мира, писатель не раз обращался к отдельным мотивами приемам народной сказки, а также пользовался разговорной речью с характерным для нее метким словом. Ноне только этим отличаются сказки Бианки. В них есть напряженный повествовательный ритм, художественная игра со звуком и словом, яркая образность – все это характерно для поэтической культуры начала 20 века, на которой Бианки воспитывался и сформировался как писатель. Традиция двух культур – народной или- тературной – определила своеобразие природоведческих сказок Бианки. Материалом для них послужили наблюдения над жизнью различных животных. Особенно много Бианки писало птицах (отец писателя был известный орнитологи в своих научных интересах Бианки шел по стопам отца. Но о чем бы ни писал Бианки, он придерживался правила изображать жизнь животных не в виде отдельных разрозненных фактов, а в глубоких взаимосвязях с общими законами природы. От них зависят внешний вид и повадки животного, и задача писателя - показать действие этих общих законов на примере конкретных представителей из мира птиц и животных. Сохраняя общее в своих персонажах, писатель избегает безликости, которая чужда самой природе литературного героя. Индивидуальность начинается с того, что персонаж получает имя. Случайных имен у Бианки нет, каждое имя говорит о принадлежности персонажа к тому или иному виду животных, ив тоже время характеризует его. Иногда для имени достаточно большой буквы (ласточка Береговушка) или легкого изменения слова (Муравьишка. Часто встречаются у Бианки имена, которые обыгрывают внешний облик животного (куропатка Оранжевое горлышко. Не 509 редкость у Бианки и звукоподражательные имена (мышонок Пик, воробей Чик. Что же касается черт характера героев, то они писателем только намечены. Гораздо важнее, что они - маленькие, и такая близость к миру детства всегда вызывают живой отклику читателей. Сказка Лесные домишки (1924) – одна из самых популярных среди произведений Бианки. Причину такого успеха писатель связывал с образом главной героини сказки – ласточки Береговушки. Отовсюду слышу, что Лесные домишки - любимейшая книжка дошколят. Что в ней угадано для маленьких Мне кажется – большая уютность все домики, и один другого лучше, уютнее. Маленький герой – еще глупенький, ничего в большом мире незнающий, всюду тыкающийся носом, как и сами читатели. Может быть, то доброе, что встречает Береговушку, - слабую и беспомощную в этом огромном, но уже не чужом ей мире (из дневника Бианки 1946 г. Действительно, история странствий Береговушки в поисках домика для ночлега похожа на рассказ о заблудившемся ребенке. Сходство с миром детства обнаруживается уже в первых словах сказки Высоко над рекой, над крутым обрывом, носились молодые ласточки-береговушки. Гонялись друг за другом с визгом и писком играли в пятнашки. Чем недетские игры Но игра продолжается и потом, когда ласточка посещает птичьи гнезда, каждое из которых чем-то похоже на игрушечный домик. Ни один из них не нравится маленькой страннице, и только достигнув родного дома, Береговушка сладко засыпает в своей кроватке. Детская игра в маленькие домики не исчерпывает содержание сказки. Сюжет о странствованиях Береговушки позволяет Бианки развернуть широкую картину жизни птиц на примере рассказа о птичьих гнездах. Их описания точны и достоверны, но каждый раз наблюдательность орнитолога дополняется взглядом художника. Вот одно из описаний Висит на березовой ветке крошечный, легкий домик. Такой уютный домики похож на розу, сделанную из тонких листков серой бумаги. Каждое слово эмоционально окрашено и приближено к детскому видению мира. Поэтому 510 гнезда птиц называются то воздушной колыбелькой, то шалашиком, то плавучим островком. Ни один из этих милых домиков не привлекает Береговушку – чем не привередница из народной сказки Но Бианки исподволь подводит читателей к тому, что не капризный характер мешает Береговушке найти подходящий домика зависимость каждой птицы от определенной среды обитания. На это указывают факты, которые есть в описаниях всех сказочных домиков. Детские черты есть ив герое сказки Мышонок Пик. Его приключения описываются в духе популярных в детском чтении робинзо- над. Отсюда интригующие названия глав (Как мышонок стал мореплавателем, Кораблекрушение, которые напоминают об опасных морских приключениях. Несмотря на то, что сопоставление мышонка с Робинзоном комично, рассказ о его злоключениях не превращается в шутку или пародию. Речь идет о реальных отношениях в мире природы, участником которых оказывается герой Бианки. Эти отношения достаточно суровы, и сказка служит иллюстрацией существующей в природе борьбе за жизнь. Так страшный соловей-разбойник - это сорокопут-жулан, гроза мышей, который хоть и певчая птица, а промышляет разбоем. Сам мышонок - представитель определенного зоологического вида. Поэтому домик он строит так, как строили все мыши его породы, а от верной смерти его спасает не чудо, а «желто-бурая шерстка, точь-в-точь под цвет земли. Рассказывая о мышиной робинзонаде, Бианки не выходит за пределы природных законов. Это не мешает читателю видеть в мышонке бесстрашного мореплавателя и переживать за исход его приключений. Они завершаются главкой под названием Хороший конец, и такой конец - важное условие для детской книжки. Такая же приближенность к миру детства есть ив сказке Приключения Муравьишки. Ее герой должен поспеть в муравейник доза- хода солнца – факт из жизни муравьев. В тоже время в поведении героя есть явное сходство с ребенком, который торопится домой до наступления 511 темноты и жалостливо просит о помощи у взрослых. Этим он вызывает сочувствие у всех персонажей сказки, которые готовы помочь попавшему в беду малышу. Кроме того, Муравьишка похож на хитрецов народных сказок о животных с помощью ловкости и хитрости они неизменно одерживают победу, и герой Бианки в нужную минуту к таким хитростям прибегает. А вот описание того, как ходит или летает каждый из персонажей, к традиции народной сказки отношения не имеет речь у Бианки идет о строении насекомых и способах их передвижения. Но, рассказывая о них, писатель не порывает со сказкой – все описания из мира художественной образности. Поэтому крылья у жука точно два перевернутых корыта, жужжит он, словно мотор заводит, а на нитке, что гусеница дала, можно весело покачаться как на настоящих качелях. Сравнения, которыми часто пользуется Бианки, не только соотносят неизвестное с известным ребенку, но и вносят в повествование элемент игры. Игра продолжается ив звукоподражании, а также в использовании метафорических выражений и поговорок. Так, о закате сказано Солнышко уже краем землю зацепило, а о переживаниях героя Хоть вниз головой бросайся. Все это позволяет сохранить в повествовании на познавательную тему атмосферу настоящей сказки. Из народной сказочной традиции взял Бианки тип героя-хвастуна. Такой хвастунишка – щенок в сказке Первая охота. Он посрамлен тем, что все животные и птицы сумели от него скрыться. Рассказ о том, как животные укрываются от врагов в природе, похож на описание детской игры в прятки, только играют в нее не дети, а звери. И играют они по правилам, подсказанным самой природой. Рассказано об этих правилах в образных сравнениях. Удод припал к земле, крылья распластал, хвост раскрыл, клюв вверх поднял. Смотрит Щенок нет птицы, а лежит на земле пестрый лоскут, и торчит из него кривая игла. Совсем другой хвастун - в сказке «Росянка-комариная смерть. Это типично сказочный герой, хвастливо распевающий песню о своей неуязвимости. И если глупого 512 Щенка автор пожалел (уж больно в нем много детского, то хвастливый комар наказан, но вполне естественным образом – он стал жертвой болотного растения. Не раз обращался Бианки к характерному приему народной сказки – загадке. Иногда загадка звучит уже в заголовке (Кто чем поет, Чьи это ноги. Разгадать их непросто, потому что загадка усложняется игрой в парадоксы. Сказка Кто чем поет (1923) начинается с парадокса : Вот послушай, чем и как поют безголосые. А разве безголосые могут петь Так возникает новая загадка. Слышно с земли будто в вышине барашек запел, заблеял. Поющий в небе барашек – это бекас. Но тут же новая загадка чем он поет И новый парадокс – хвостом. На читателя обрушивается целый хор голосов, которые Бианки воспроизводит средствами звуковой игры и ритмическим построением фразы. То тише, то громче, то реже, то чаще трещотка трещит деревянная (это об аисте. Вокруг цветка на лужку кружит, жужжит жилковатыми жесткими крылышками, словно струна гудит (это о шмеле. Но звуковая игра имеет и самостоятельное значение. «Прумб-бу-бу-бумм» - это кто Необязательно сразу искать реалистического объяснения, это говорит на своем языке чудесный мир природы. Передача звуков животных в сказках Бианки не сводится к натуралистическому звукоподражанию (хотя на этом основывается. Не менее важны для писателя поэтическое и игровое преображение мира. В сказке Птичьи разговоры (1940) звуки птичьих голосов легко переходят в стишки и прибаутки, которыми густо пересыпано повествование в сказке. Многие народные сказки о животных повествуют о спорах зверей за первенство, и выглядят они как непрерывный диалог между спорщиками. Немало таких споров ив сказках Бианки. Аргументами в них служат природные закономерности (Чей нос лучше. Об этих закономерностях Бианки рассказывает во многих сказках. Одна из них - Теремок) - написана в традиции народных кумулятивных (цепевидных) сказок. Для этой разновидности сказок характерно 513 присоединение одинаковых звеньев, завершающееся гротескным финалом. Однако сказка Бианки не повторяет народный Теремок. Писатель откровенно играет с традицией его теремок оказывается дуплом лесного дуба, в котором находят временное пристанище обитатели леса. Так народная сказка в изложении Бианки становится иллюстрацией природных закономерностей. Как и сказка Сова, рассказывающая о неразумном желании человека прогнать сову. Подобно кумулятивным сказкам здесь выстраивается цепочка, нов соединении ее звеньев есть объективная логика ведь речь идет о пищевой цепочке. Так сказочный парадокс (улетят совы не будет молока) получает вполне научное подтверждение. Есть у Бианки сказки, в которых тому или иному природному явлению дается ненаучное, а мифологическое объяснение. Традиция таких сказок восходит к мифологическим рассказам. Некоторые из них Бианки слышали записывал сам, вовремя своих поездок. В цикле Сказки зверолова) нашли отражение записи сказочного фольклора, которые Би- анки сделал у остяков. В сказке «Люля» рассказывается о том, почему у этой птички, обитающей на севере, красные глаза и клюв. Народная мифология связала внешний вид птицы с происхождением суши. Маленькая бесстрашная птичка, ныряя на большую глубину, достала со дна моря щепотку земли и спасла тем самым все живое. Некоторые сказки Бианки посвящены описанию годового природного цикла. Картина годового цикла есть в маленьком сказочном романе Оранжевое горлышко, рассказывающем о жизни куропаток. Биан- ки называл это произведение маленьким гимном Родине, тесно связывая знание природы с чувством любви к родной земле. Вопросы и задания 1. Как традиции народной сказки живут в сказках В.Бианки? 2. В чем своеобразие героев сказок В.Бианки? 3. Приведите примеры словесной игры из сказок В.Бианки. |