Главная страница
Навигация по странице:

  • Ингвара Амбьерсена

  • Ханну Мякеля

  • Детская литература. Под ред. Е.О. Путиловой. Учебник для педагогических колледжей 2 Коллектив


    Скачать 2.59 Mb.
    НазваниеУчебник для педагогических колледжей 2 Коллектив
    АнкорДетская литература. Под ред. Е.О. Путиловой.pdf
    Дата28.01.2017
    Размер2.59 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаДетская литература. Под ред. Е.О. Путиловой.pdf
    ТипУчебник
    #734
    страница37 из 40
    1   ...   32   33   34   35   36   37   38   39   40
    9.2.3. Детская литература Скандинавии последних лет. Современная скандинавская детская литература по-прежнему занимает ведущее место в мире. Русским маленьким читателям хорошо знакомы книги норвежцев И.Амбьерсена и К.Хагерюпа, финна Х.Мякеля, шведок
    М.Линдберг и М.Грипе. В них развиваются традиции, заложенные
    А.Линдгрен и Т.Янссон, но также заметно влияние английского нонсенса и современной массовой культуры — детективов и телесериалов, которые в наше время воздействуют на психологию детей. Книги М.Линдберг, И.Амбьерсена, Х.Мякеля — для самых маленьких читателей. Серия книг Ингвара Амбьерсена, о псе Самсоне икоте Робер- то, открывших гостиницу для зверей, начинающаяся сказкой Неожиданное наследство, построена в традициях веселого абсурда. Хотя действия героев, в целом, подчиняются логике, однако отдельные эпизоды, например, закапывание в землю разбушевавшегося крота Грегора с целью успокоения вечерняя прогулка Грегора и Греты в поисках червяков трудовое рвение выдры на все руки Улли, которой нравится, когда ей должны кучу денег превращение налогового инспектора Пера Вреда в куколку, аза- тем в противное насекомое — выглядят абсурдно. В книге присутствует налет пародийности. Например, детективная история с исчезновением Пера Вреда. Есть несколько подозреваемых (индюшка, крот и барсучиха могли польститься на жирного червяка и съесть его, а Самсон и Роберто —

    495 пожелать избавиться от необходимости платить налоги) и тайна закрытой изнутри двери, есть свой «Пуаро» — крот Грегор — который разгадывает загадку и для оглашения разгадки, конечно, собирает всех в гостиной (за неимением библиотеки. Однако разгадка абсурдно-сказочная — инспектор превратился в куколку. Русский читатель постепенно знакомится с замечательными книжками финского писателя Ханну Мякеля: Дядюшка Ау, «Пяйве Пяйвевич
    Пяйвев», Храбрый Пекка», Лошадь, которая потеряла очки. Героиня книги Лошадь, которая потеряла очки
    — интеллигентная городская Лошадь, которая зарабатывает на жизнь тем, что пишет в лошадиные газеты рецензии на лошадиные книги. Она живет уединенно, в своем уединенном мире, ноне страдает от этого. Потеряв очки, она оказывается в замкнутом круге у нее нет денег на новые очки, заработать она их может только зачтение книга книги читать без очков она не может. Остается только пойти по свету удачи искать. За пределами своего дома, героиня оказывается довольно беспомощной, но писатель делает так, что доброй и трогательной лошади постоянно везет она встречает на пути сарай с сеном обретает спутников-помощников — Ежика, Ворону, Собаку, Мышь все, что ей нужно, в конце концов оказывается рядом (автомобиль, лыжи, даже бесхозные коровы. В итоге Лошадь открывает для себя прелести жизни в широком мире, с другими существами. Жить с другими оказывается, хотя и хлопотно, но веселее, чем одной. В финале книги Лошадь, нашедшая новые очки, вместе с Ежиком возвращается домой с надеждой на новую встречу с друзьями. Повесть заканчивается лирическим абзацем А тропинка все вилась и поднималась в гору, чтобы потом слиться с другими тропинками, дорогами, улицами — совсем миром»
    100
    Мир, созданный Мякеля, двоится. Сказочное и реальное находятся в особом соотношении. С одной стороны, говорится о существовании лошадиных газет, Лошадь разговаривает, читает и пишет, она покупает себе
    100
    Перевод Э.Иоффе.

    496 еду Собака, наученная сторожем, вырезает из дерева замечательные скульптуры и устраивает выставку Мышь говорит по телефону и приезжает на молокозавод на поезде. С другой стороны, люди, столкнувшись с говорящей Лошадью, которая приходит в магазин или расплачивается за ночлег, пугаются они не понимают, что лошадь или собака могут быть ничьи, жить сами по себе. Таким образом, читатель периодически перескакивает с реалистической позиции на сказочную и наоборот. Но эта легкость перехода и оказывается особенно обаятельной в книге Мякеля. Книги К.Хагерюпа и М.Грипе адресованы подросткам. Повесть Клауса

    Хагерюпа «Маркус и Диана открывает серию повестей о мальчике Мар- кусе, прозванном Макакусом, — добром, застенчивом подростке, который боится всего на свете. Этот страх он унаследовал от своего отца, ион мешает ему общаться с одноклассниками. Но больше всего Маркус боится быть самим собой. В повести «Маркус и Диана, герой сталкивается с кинозвездой, которая также, как ион, пытается уйти от истинного своего я, жить не своей жизнью. Но к концу повести оба героя находят пути к себе. Книги Хагерюпа отмечены мягким юмором, они помогают подростками взрослым лучше понять друг друга, а главное — они очень добрые. Повести Марии Грипе («Сессиля Агнес — странная история, тетралогия Тень на каменной скамейке, И тени саду, Тайник теней, Дети теней) совмещают в себе таинственную, полудетективную интригу, связанную с семейными тайнами (правда, не без налета «сериальности», когда молоденькая горничная Каролина оказывается внебрачной дочерью хозяина дома социальную заостренность (история прачки Флоры и ее детей) и тонкий психологизм, с которым писательница изображает сложный внутренний мири переживания героев-подростков, подростковое одиночество, сложность вхождения растущего человека во взрослый мир. Но если говорить о детской литературе Скандинавии в целом, то вся она, пронизанная силой добра и света, направлена на то, чтобы помочь ребенку войти в этот мири помочь взрослому сохранить в себе прекрасный

    497 остров детства. Вопросы и задания

    1. В чем современная скандинавская литература следует традиции Лагерлеф, Линдг- рен и Янссон, и что нового появляется в ней
    2. Чем напоминают книги Амбьерсона и Мякеля произведения Барри и литературу нонсенса ГЛАВА 10 ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ
    10.1. СПЕЦИФИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ Значительное место в детской литературе занимают произведения, которые посвящены популяризации сведений из различных областей знаний естествознания, истории, техники, физики и многих других. Для подобной литературы существует несколько названий научно-популярная, научно-художественная, познавательная. Составленные, как правило, из двух понятий эти названия призваны отразить двойственную сущность познавательной литературы – средствами художественного слова давать представление читателю об отдельных научных фактах или явлениях. Таким образом, познавательная литература занимает промежуточное место среди научных и художественных книг, заметно отличаясь от тех и других. В научных или учебных книгах авторы стремятся к максимальной объективности в подаче материала, в то время как авторы познавательных произведений излагают тот же самый материал сквозь призму личного, субъективного отношения. Субъективность проявляется в эмоциональной ок- рашенности повествования, образности, присутствии художественного вымысла. Даже сугубо практические книги, популяризирующие знания для детей, могут выражать субъективно-поэтическое видение мира. В книге известного ученого А.Формозова Спутник следопыта даются рекомендации по определению различных животных, но как поэтично звучат некоторые описания. Например, о гнезде полевой мыши сказано Продолговатый, слегка сплюснутый шарик сделан из нежнейшего пуха и тонких стебельков, искусно опутанных множеством ленточек из злаковых листьев. А вот пример из книги ученого-популяризатора А.Ферсмана Воспоминания о камне. В рассказе Алебастр один из героев (итальянец по национальности) так описывает этот камень «Белый-белый, как ваш сибирский хлеб, как сахарили русская мука для макарон, таким должен быть алебастр. О добыче алебастра рассказывается в увлекательных историях, которые уносят читателя ив средневековую Италию, и на современный Урал. Сравните художественное повествование с характеристикой камня из учебника по минералогии Алебастр – мелкозернистая разновидность гипса разного цвета, преимущественно чисто белого, встречается в Италии, на западном склоне Урала и во многих других местах. Используется как мягкий декоративный камень. И академик А.Ферсман, и профессор
    А.Формозов были авторами строгих научных работ, нов познавательной литературе они становились увлеченными рассказчиками, наделенными ярким воображением и поэтическим складом. Позиция автора в познавательной книге может быть различной. Водном случае он придерживается роли ученого-популяризатора, рассказывающего читателю о волнующей его теме или проблеме. Тогда не редкость ссылки на собственный научно-исследовательский опыт, рассказы о деятельности других ученых. Целью таких экскурсов является задача ввести читателя в мир подлинной науки, в лабораторию ученого. В другом случае автор оставляет за кадром свою научную деятельность, скрываясь часто под маской вымышленного рассказчика. Он дает волю воображению и фантазии, придумывает персонажей и занимательный сюжет. Выбор формы изложения зависит оттого, какие задачи прежде всего ставит перед собой писатель популярно изложить материал, дать ему нравственно- философское осмысление, выразить эмоциональную оценку или предложить практические рекомендации. Но какую бы позицию ни избрал автор, он остается верен научному факту, на основе которого рождается художественный образ, развивается нравственно-философская идея или публицистическая тема. В основе всех произведений познавательной литературы лежат точные факты, экспедиционные материалы, документальные наблюдения, лабораторные исследования. Например, в книгах, популяризирующих знания из зоологии и биологии, важны географическая точность места действия, календарная определенность, биологически-видовая определенность животных и растений. Поэтому в произведениях В.Бианки нет птички или бабочки вообще – у каждого персонажа обозначены биологический вид, среда обитания, повадки. Писатель не позволяет себе во имя интересного вымысла исказить реальные отношения, царящие в мире природы, и это обязательное условие для всех познавательных книг, независимо от темы и жанра. В рассказе известного зоолога Н. Плавильщикова Зубочистка для крокодила говорится о дружбе крокодила и маленькой птички. Взаимопомощь, которую эти животные оказывают друг другу в природе, давно обросла легендами. Как бы ни хотелось автору потешить читателя красивой историей, он придерживается биологической истины птица и зверь не стремятся кто- му, чтобы оказывать взаимные услуги. Они просто живут рядом и приспособились друг к другу. Такое предпочтительное отношение к научному факту отличает познавательную литературу от других видов детской литературы. Нов произведениях, популяризирующих знания, научный факт выполняет не только информационную функцию. Он рассматривается автором в связи с существующими представлениями о назначении науки и ее роли в жизни человека. Представления эти подвержены изменениям в зависимости от развития общественных взглядов, и познавательная литература призвана их активно пропагандировать. Так, популярные в советском обществе и литературе х годов идеи покорения природы сменились три десятилетия спустя призывами к бережному отношению к ней. Чистой науки на страницах детских познавательных книг не бывает. Жанры и стили познавательной литературы очень разнообразны. И хотя прямой связи между областью знания и выбором литературной формы нет, есть некоторые традиционные жанрово-тематические предпочтения. Так, природоведческая тема, помимо задач научно-популярного характера, открывает большие возможности для постановки нравственных и философских проблем. Поэтому наблюдения над миром природы находят отражение в рассказах, описаниях, сказках. Историческая тематика часто лежит в основе повестей или рассказов из исторического прошлого. Судьбе знаменитой в истории или науке личности посвящаются биографические жанры. Географические сведения облекаются часто в форму путешествий. Популяризация научно-технических знаний тяготеет к жанру познавательных бесед с яркими примерами и доступной манерой изложения. Столь же разнообразны виды изданий познавательной литературы от книжек-картинок, сборников рассказов и сказок до справочников и многотомных энциклопедий. Приемы и виды литературы, популяризирующей знания для детей, постоянно пополняются, некоторые из них рождаются на наших глазах, другие имеют давнюю историю. История познавательной литературы для детей началась чуть лине раньше самой детской литературы авторы первых детских книг 17-18 вв. брались за перо в поисках путей популяризации знаний. Так возникли беседы и разговоры на познавательные темы, географические путешествия, исторические рассказы. Иногда писателей подводила неосведомленность в вопросах науки, зато книги, написанные талантливыми учеными- популяризаторами, обладали всеми достоинствами хорошей познавательной литературы. Например, известный натуралист 19 века М. Богданов былине только светилом науки, но и блестяще владел литературным слогом. Но по-настоящему возможности познавательной литературы раскрылись впервые десятилетия 20 века, и толчком для этого послужили резкие перемены в социальной жизни страны после революции 1917 года. Популяризация знаний стала лозунгом советского времени, как и идея активного освоения природы человеком. Писать о науке и технике в те годы приходилось для читателя, не имевшего элементарных знаний. Новая читательская аудитория и новые просветительские задачи толкали не к повторению литературных форма к экспериментам. Они уводили порой далеко

    501 от утилитарных целей в мир настоящих литературных открытий. Поэтому многие познавательные книги х годов сохраняют свое художественное значение вплоть до сегодняшнего дня. За основу были взяты популярные в детской литературе формы и приемы, в основе которых остросюжетное повествование, живая беседа, увлекательный рассказ. Например, в новом качестве предстал жанр путешествий. Герои познавательных книг отправлялись в мир науки и техники, и открывался он не в экзотических странах, а в знакомых лесах и полях, рабочих мастерских и лабораториях ученых. Даже обычная комната могла стать объектом познавательного путешествия, если о предметах в ней рассказывает ученый-инженер. В книге М.Ильина Сто тысяч почему, которая знакомит читателя со сведениями из области физико-технических наук, есть раздел Путешествие по комнате. Он открывается интригующим вступлением Мыс интересом читаем о путешествиях по далеким, неисследованным странами не догадываемся, что в двух шагах от нас, а то и ближе лежит незнакомая, удивительная, загадочная страна, которая называется наша комната. Толчком для познавательного путешествия служат вопросы-загадки (Бывают ли стены из воздуха, Почему вода не горит. Ответы на них требуют научных знаний, в поисках которых читатель отправляется с автором в воображаемое путешествие. Такое путешествие зачастую оказывается путешествием в прошлое - там популяризатор находит предысторию какого-либо изобретения или научно-технического открытия. Так, книга Е.Данько Китайский секрет, посвященная истории фарфоровой чашки, представляет собой ряд увлекательных историй из далекого прошлого. Но сама история – тоже наука со своими особенностями научно- исторического исследования. Сними знакомят ребенка популярные произведения, написанные учеными-историками. Как правило, речь в них идет об открытии какого-либо исторического документа. В знаменитой книге
    С.Лурье Письмо греческого мальчика) рассказывается о том, как

    502 ученые смогли прочитать на клочке древнего папируса письмо, написанное на древнегреческом языке. На службу познавательным целям были поставлены и такие популярные в детской литературе жанры, как сказки, рассказы, повести и даже фантастические романы. Создавали писатели и совсем оригинальные произведения. Например, познавательная книга Б.Житкова Что яви- дел) написана от лица ребенка, или Лесная газета В Бианки
    (1928), написанная в виде годовой подборки газеты. Созданная вначале века традиция познавательной литературы продолжалась во второй половине века, теперь за перо брались ученики и последователи знаменитых популяризаторов. Примером такого ученичества может служить школа писателей-натуралистов, вдохновителем которой был В.Бианки. Вообще, в е годы 20 века заметно выдвинулась на первый план природоведческая литература. Это было неслучайно. Идеи освоения природы с помощью науки и техники сменились идеями бережного отношения к ней, а радость торжества человека над покоренной природой сменилась озабоченностью нынешним состоянием окружающего мира. Характерной особенностью познавательной литературы для детей второй половины 20 века является сложность научного материала, который в ней излагаются. Она рассчитана на грамотного и эрудированного читателя, каким является современный ребенок. Его знакомят с техникой, основами химии, физики и электроники. Популярные сведения из русской и советской истории излагаются в жанре исторического рассказа. Наиболее издаваемыми во второй половине 20 века были книги С.Алексеева, посвященные, в основном, героическим страницам национальной истории (Сто рассказов о войне, 1982). Исторические деятели в них оказывались рядом с вымышленными персонажами – людьми из народа, которые, по представлению писателя, и есть главные двигатели исторического процесса. В последние десятилетия наметился интерес к произведениям, в которых рассказывается о славянском прошлом и православных корнях русского

    503 народа (например, Г.Юдин Птица Сирин и всадник на белом коне, 1993). Появились жизнеописания русских религиозных деятелей. В новейшей познавательной литературе для детей интерес к национальным древностями реликвиям все больше возрастает. В современной познавательной книге для детей возрастает тяготение к энциклопедичности. Отсюда такая популярность детских энциклопедий справочного характера. Знаменитая детская энциклопедия Почемучка, которая увидела свет в 1988 году и не раз переиздавалась, являет собой блестящий образец отечественной познавательной литературы. Сказки, беседы, рассказы, загадки, стихотворные истории, ее составляющие, вводят ребенка в мир разнообразных знаний. В последние годы заметно стремление издавать познавательную литературу справочного характера. Рассказ, беседа, описание заменяются короткой справочной статьей, содержание которой малопонятно ребенку и требует пояснений взрослого. Заменят ли детские справочники познавательную литературу Думается, что нет, ведь у хорошей познавательной литературы есть явное преимущество перед справочной и учебной она не только дает необходимую справку, но и служит ребенку полноценной книгой для чтения. Вопросы и задания

    1. В чем отличие познавательной литературы от учебной и художественной
    2. Как складывалась отечественная познавательная литература и что отличает современные издания познавательных книг для детей
    1   ...   32   33   34   35   36   37   38   39   40


    написать администратору сайта