Главная страница

Детская литература. Под ред. Е.О. Путиловой. Учебник для педагогических колледжей 2 Коллектив


Скачать 2.59 Mb.
НазваниеУчебник для педагогических колледжей 2 Коллектив
АнкорДетская литература. Под ред. Е.О. Путиловой.pdf
Дата28.01.2017
Размер2.59 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаДетская литература. Под ред. Е.О. Путиловой.pdf
ТипУчебник
#734
страница40 из 40
1   ...   32   33   34   35   36   37   38   39   40
10.4.3. Рассказы К.Паустовского В рассказах К.Паустовского (1892-1968) описывается природа одного из уголков русской земли. У Паустовского он топографически определен это Мещерский край, по имени которого назван цикл рассказов

527 Мещерская сторона (1939). Там же происходят события других рассказов Паустовского. Писатель любит ссылаться на географические карты, упоминать местные названия, вспоминать о своих прогулках по мещерским лесами болотам. При этом рассказы Паустовского не относятся к краеведческой литературе. Ссылки на топографию в них выполняют другую роль. Они служат свидетельствами личного характера ведь речь в рассказах идет о дорогих автору местах. О них Паустовский пишет в особой лирической манере, прибегая к поэтической образности и эмоциональной стилистике. Они преображают конкретные мещерские ландшафты в романтические пейзажи души. От географической карты писатель уводит читателя в бесконечный мир природы, который неограничен пределами Мещерского края. В рассказах, написанных для детей, Паустовский более внимательно относится к житейской стороне жизни (рассказы из сборника Летний день, 1937). Но ив них писатель не отказывается от романтики . Романтическое и бытовое соединяются в образе рассказчика – любителя рыбалки и лесных походов. Путешествуя, автор испытывает состояние, которое сродни поэтическому восторгу. Весь мир, окружающий рыбака, видится в образах прекрасного – это и рыбки, падавшие живым серебром вгустую траву, и закаты в полнеба над лесными озерами, тонкий дым облаков, холодные стебли лилий, треск костра, кряканье диких уток. Только родственный по духу человек может разделить этот восторг. Вот почему рядом с рассказчиком всегда его близкий друг, тоже романтики любитель природы. Поэтическое в рассказах Паустовского соседствует с будничными житейскими иногда это соседство выглядит комично. Местные жители подшучивают над рыболовами-романтиками, а мелкие неудачи отравляют жизнь. Да и сами происшествия, описанные в рассказах, не из числа романтических кот съел рыбу («Кот-ворюга»), щенок сгрыз пробку от лодки (Резиновая лодка, барсук обжег нос (Барсучий нос. Нов каждом

528 таком происшествии есть обязательно поэтические детали, в свете которых события получают особый смысл. В рассказе Золотой линь двум незадачливым рыболовам, над которыми все смеются, удалось выловить крупную рыбу. Ноне размеры рыбы впечатляют окружающих, а ее необыкновенная красота, описанная в самых возвышенных тонах (чешую пойманного линя автор сравнивает с сиянием монастырских золотых куполов в лучах солнца. Кажется, что на всех персонажах в рассказах Паустовского и на всех событиях, описанных в них, падает отсвет этой необыкновенной красоты. Неслучайно так любит Паустовский в своих пейзажах описывать звезды По ночам в зарослях вокруг нас шевелились и дрожали низкие звезды или Созвездия, холодные, как крупинки льда, плавали вводе они связывают земное с небесным, житейское с поэтическим. В таком мире все, что окружало нас, казалось необыкновенным. Необыкновенными кажутся и животные, которые встречаются людям. Зайчишка в рассказе Заячьи лапы вывел из лесного пожара старого охотника, и теперь благодарные люди ищут врача, который сможет вылечить обожженные заячьи лапы. В описании страданий маленького зверька так много по-человечески трогательного (Заяц совсем притих, только изредка вздрагивал всем телом и судорожно вздыхал. Как ив страданиях несчастного барсука, который сунул нос вгорячую картошку (Барсучий носи обжег его. Барсук смотрел на нас круглыми и мокрыми глазами, стонали облизывал своим шершавым языком больной нос. Он как будто просило помощи, номы ничем не могли ему помочь. Есть что-то романтическое ив облике кота из рассказа Кот- ворюга, который в своих воровских проделках потерял всякую совесть. Сравнение кота с бродягой и бандитом придают ему необыкновенную значительность, которая выглядит комично в отношении бездомного животного. Забавен и способ перевоспитания кота с помощью сытной еды, после чего вчерашний бандит стал благодарным сторожем домашнего хозяйства. Все события происходят на фоне лирического пейзажа. Это маленький дом в заброшенном яблоневом саду, где находят приют убежавшие от мира романтики, тоже своеобразные бродяги. В рассказе Жильцы старого дома описан обыкновенный деревянный дом, но романтикам, обитающим в нем, дом напоминает старинные харчевни в духе романов Вальтера Скотта. Среди жильцов этого дома – не только люди, но и животные - на каждом есть печать поэтически одухотворенного например, черная курица, похожая на цыганку-гадалку, или лягушка, приходящая смотреть на огонь керосиновой лампы. Должно быть, он казался лягушке большим алмазом, где, если долго всматриваться, можно увидеть в каждой грани целые страны с золотыми водопадами и радужными звездами. Необыкновенны и вещи, живущие в доме, - старинные книги или музыкальная шкатулка. Они связывают реальность с романтическим прошлыми старый шотландский мастер, сделавший шкатулку, кажется одним из обитателей дома. А когда однажды шкатулка заиграла, это было звуком из далекого прошлого. Вопросы и задания Как проявляется в рассказах К.Паустовского о Мещерском крае романтическое видение мира
10.4.4. Рассказы Н.Сладкова, С.Сахарнова и Г.Снегирева Рассказы Н.Сладкова - это небольшие по объему новеллы, которые сам писатель объединял в циклы и сборники. Таких сборников у Сладкова вышло немало Краешком глаза (1960), В лесах счастливой охоты
(1964), Сорочьи тараторки (1974), Иду я по лесу (1984) и многие другие. Материалом для них служит животный и растительный мир дикой природы - лесов и степей, гори пустынь, увиденный очевидцем. За время службы (Сладков был топографом) он объездил всю страну, работал в самых труднодоступных районах. Там он, по словам писателя, впрямую столкнулся с непревзойденным совершенством и красотой нетронутой

530 земли, с ее неповторимым многообразием и мощью воздействия на духовный мир человека. Об этом необходимо было рассказать другим. Многое из увиденного легло в основу рассказов Сладкова, документальных по своей природе. Но это документ художественный, своего рода лирический дневник писателя. Личностное начало М. Пришвин считал это главным достоинством природоведческой литературы и отмечал его в произведениях Сладкова: Главное, что отличает автора этих рассказов о природе, - это, прежде всего, свой глаз, открывающий новое что-то в природе и как бы еще небывалое (о книге Серебряный хвост, 1959). На сюжетном уровне идея открытия воплощается в образе рассказчика, который сталкивается с загадками из мира природы и неутомимо берется за их разрешение. Загаданная природой загадка – двигатель сюжета, отгадка – его кульминация, радость открытия – эмоциональный итог. Так замыкается сюжетный круг, обозначенный в заголовке произведений Под шапкой-невидимкой», Тайны скворечника, «Птенцы-хитрецы». Но восприятие природы как тайны – это непросто литературный прием, придуманный, чтобы увлечь читателя. Увлечен в первую очередь сам автор (Мои книги – это плоды моих увлечений. Это он самане только его рассказчик без страха и усталости исследует тайны природы. Это он влюблен в ее красоту и разнообразие. Такое чувство любви Сладков считал началом природоведческой деятельности (Чтобы беречь землю, природу, надо ее полюбить, чтобы полюбить, надо узнать. Узнав, невозможно не полюбить. В этом я считаю смысл своей работы. Поэтому правы те критики, которые называли природоведческие книги Сладкова поэтическими географиями и поэтическими зоологиями. Окружающий мир является преображенным под пером художника-натуралиста. Неожиданные сравнения, метафорические образы, звукопись – характерные особенности стиля Сладкова. Рассказ Певица начинается с утверждения Тем хорош лес, что сколько в него ни ходи, сколько ни смотри и ни слушай, а все увидишь невиданное и услышишь неслыханное. А увидишь, услышишь – и опять пойдешь. Таким чудом в этом рассказе стало пение лесной мыши. Не сразу нашел рассказчик отгадку удивительному пению, а, найдя, восхитился и придал поющему зверьку поэтический облик – мышь поет в таинственном полумраке, озаренная голубым светом гнилушек. Рассказ завершается абсурдным, нов тоже время достоверным утверждением Слышишь Это поет мышь. Игра в небывальщину, знакомая по сказкам Бианки, продолжается в рассказах Сладкова. Еще одна певица описана в рассказе Песенки подо льдом) . Его сюжет завязывается в самых первых словах, которые тоже относятся к области небывальщины Это случилось зимой у меня запели лыжи Описание таинственного пения лыж (Хорошо пели, как птицы) выглядит комично и интригующе. Комичен и рассказчик, когда пытается заглянуть под лед, чтобы разгадать тайну пения. И первое по значимости открытие, которое он делает, – это красота подледного мира Лед навис над водой, как лазоревый потолок, из которого является чу- до-птица. Подводной певуньей оказалась птица оляпка. И рассказчику кажется, что она поет потому, что тоже восхищается красотой ледяного царства. Рассказ завершается восторженными словами Чего бы оляпке не петь А нам чего бы не послушать. Незначительное происшествие – встреча с мышью или птицей – становятся в рассказах Сладкова событием значительным. Через эту встречу приоткрывается нечто большее, чем видит глаз, сквозь обыденность мерцает великое. Поэтому так уместна поэтизация всех тех существ, которые это великое представляют. В рассказе Голубая гадюка (1958) описана встреча человека с диковинной голубой змеей. Рассказ начинается со слов В солнечном весеннем ольшаннике наткнулся я на. голубую гадюку Разговорное слово наткнулся передает впечатление от неожиданной встречи, многоточие указывает на необычность находки, а восклицательная интонация – на радость открытия. Основная часть рассказа посвящена своеобразному поединку, который завязывается между человеком и таинственной змеей рассказчик хочет рассмотреть чудо природы, а змея стремится остаться незамеченной. Вовремя этого соревнования каждый из героев показывает свой характер. Человек терпелив и вынослив, змея же хитра и осторожна. Победа остается за змеей, ив эпилоге рассказа звучит искреннее изумление автора Никогда и нигде не встречал я больше такой голубой гадюки. Но она где-то есть, голубая, как незабудка. Такое неожиданное сравнение - не портретного, а эмоционального свойства.
Эмоционально-поэтическое видение природы – отличительная черта рассказов Сладкова. Достигается это и скрытыми сравнениями, где писатель находит сходство между поведением людей и зверей. В рассказе Медвежья горка) охотнику выпала редкая удача увидеть зверя непуганым, за его домашними делами. Пока медведица дремала на солнышке (рассказчик занимался тем же самым, медвежата стали кататься со снежной горки, визжа от восторга, как маленькие дети. Эту безоблачную картину омрачает тот факт, что рассказчик – охотник, который видит зверя через прицел ружья. Поэтому он то смеется над медвежьей забавой, то хватается за ружье. Побеждает чувство симпатии к животным кому же придет в голову стрелять в этих неслухов, что штаны себе на горке протирают Чтобы сходство между человеческими звериным поведением было полным,
Сладков описывает, как его герой тоже решает скатиться с горки. Такая юмористическая концовка имеет глубокий смысл человек - тоже дитя природы. Вначале рассказа Лесные тайнички (1956), как всегда, Н.Сладков интригует читателя Лес густой, зеленый и полон шорохов, писков, песен. Но вот вошел в него охотники мигом все спряталось и насторожилось. Завязка сюжета – попытка открыть одну из лесных тайн, птицу сплюшку. В атмосферу загадочности вводит уже ее странное имя, а также сравнение с лесными часами (Сплю Сплю Сплю Сплю – будто лесные часы тикают Тик Так Тик Так. Лесные тайнички и укромные звериные норы

533 раскрываются чудесным образом, в духе кумулятивной сказки события выстраиваются в цепочку стремительных открытий, завершающуюся неожиданным явлением А оттуда – фык! – маленький дупляной чертик Ушки на макушке, что рожки. Глаза круглые, желтые. Конечно, не чертик это, а Сплюшка – ночные часы Играя в сказку, Сладков придерживается жизненного правила Хочешь увидеть – стань невидим. Хочешь услышать
– стань неслышим. Хочешь узнать – затаись. Загадочность и таинственность происходящего в рассказах Сладкова
– свидетельство об особой мудрости природы, и наивность рассказчика эту мудрость только подчеркивает. Обмануть человека в природе может даже птенец. Поэтому попытка человека в рассказе «Птенцы-хитрецы»(1955) взять на воспитание птичьего несмышленыша кончается неудачей. Даже самый маленький птенец в силах за себя постоять и не нуждается в помощи воспитателя. Пристрастие к художественной образности заставляет забыть о земной профессии Сладкова-топографа. Но об этом всегда помнится, когда читаешь рассказы С.Сахарнова: они написаны знатоком морского дела. Поэтому его героине только обитатели морских глубин, но и те, кто работает в море, – моряки, водолазы, рыбаки. В их работе важна для писателя не столько морская романтика, сколько верность делу (традиция такого изображения идет еще от Морских историй Б.Житкова). Рассказ Самый лучший пароход (1974) о таких людях. Узнав, что папа плавает на самом лучшем пароходе, сын вначале думает, что это - роскошный многопалуб- ный корабль, но когда увидел, что в море он выходит только с помощью маленького грузового пароходика, понял, какой пароход – самый лучший. В таких рассказах Сахарнова звучит гордость за тружеников моря. Совсем иная тональность в тех произведениях, которые написаны от первого лица. Это несколько циклов рассказов, объединенных общим сюжетом и одним рассказчиком (Безногие головоногие, Дельфиний остров, Разноцветное море. Рассказчик в них изображается с юмором, и

534 выглядит он часто простоватыми наивным. Это позволяет автору выдвинуть на первый план не человека, а обитателей моря, которые оказываются существами на удивление разумными. В цикле рассказов Безногие головоногие) рассказчик отправляется на берег океана фотографировать головоногих. Названия глав говорят о том, с какими трудностями пришлось столкнуться незадачливому фотографу (Где кальмары, Как убегал осьминог. Самое парадоксальное то, что убегают от человека – безногие существа. Комическое удивление легко переходит в восторг перед мудростью природы. В том же композиционном ключе выдержаны и рассказы
Г.Снегирева – это циклы из небольших миниатюры (Про оленей, Чем- булак», Про пингвинов. Материалом для них послужили поездки и странствия писателя по труднодоступным уголкам нашей страны (Снеги- рев предпочитал кабинетной работе биолога исследования в поле. В основе каждого рассказа - случай из жизни путешественника, человека неопытного, но любопытного и внимательного к окружающему. В цикле рассказов Про оленей он мечтает увидеть таинственных животных, которые без тропы по болоту бегом бегут и не вязнут и реки переплывают не останавливаясь. Но, увидев оленей, не сразу узнал их - оленьи рога показались лесом обгорелых кустов. Так загадки следуют одна за другой. Вот ночью к чуму приходил медведь, а старый охотник ругает бурундуков. Причем тут бурундуки Оказывается, эти зверьки поели все орехи, вот и ходят голодные медведи вокруг человеческого жилья. Многие секреты раскрывают путешественнику живущие в тех краях охотники и звероловы. Они не столько объясняют новичку премудрости охоты, сколько учат его видеть. Один из рассказов таки называется Я учусь видеть. Урок понимания природы могут дать приезжему даже дети. В рассказе Черничное варенье вооруженный охотник опасается встречи с медведем, в то время как маленькая девочка одна в лесу спокойно варит черничное варенье. Для рассказов Снегирева характерно поэтическое, одухотворенное

535 изображение животных. Поэтому писатель часто описывает их глаза глаза у оленей добрые и печальные, ау соболя зеленые и глубокие, как таежное озеро, на берегу которого жил соболь. Некоторым животным он придает черты романтических героев. Например, белый олень в рассказе Князек Он гордый, как настоящий князь. И рога у него на голове растут как корона. Князек гибнет вовремя своих одиноких прогулок к горным вершинами эта гибель неизбежна для такого гордого существа. Рядом с романтическими персонажами Снегирев описывает наивных или просто маленьких медвежонок, который сосет пуговицу охотника, или бурундук, забравшийся к человеку на плечо. Встреча сними- всегда эмоциональное переживание и поиск взаимопонимания. В рассказе Домик осьминога все решил неожиданный жест человека - он погладил мрачное с виду существо, и оказалось, что осьминог - зверь умный, любит, чтобы его погладили, приласкали. Не раз приходится человеку поражаться поведением птиц и зверей : удивляет хозяйственность и бесстрашие бурундука, который сделал свою кладовку в жилище человека (Хитрый бурундук, восхищает упорство маленького рачка, которому предстоит пережить много штормов («Рачок-мореход»). А в рассказе Маленькое чудовище сочувствие вызывает китенок, который принял пароход за свою мать. Тут даже и я вздохнул - найдет ли это маленькое чудовище свою маму И таким эмоциональным порывом завершается каждый рассказ
Г.Снегирева. Рассказы о животных обладают значительным художественным потенциалом, далеко выходящим за пределы познавательной литературы. Они способны отразить эмоциональный и лирический мир человека, атак же вместить глубокое нравственное содержание. Вопросы и задания

1. Какова роль загадок и открытий в рассказах Н.Сладкова?
2. Каким предстает море и его обитатели в рассказах С.Сахарнова?
3. Как изображается природный мир в рассказах Г.Снегирева?

536 ПОСЛЕСЛОВИЕ Детская литература продолжает создаваться на наших глазах появляются новые имена, выпускаются новые книги. Живой литературный процесс служит залогом неисчерпаемых возможностей для развития детской литературы. Рамки учебника не позволяют охватить этот процесс. Задача, которая стояла перед авторами, была другой научить студентов ориентироваться в прошлом и настоящем детской литературы, помочь им в работе с детской книгой. Иными словами – способствовать их профессиональному развитию. Авторы учебника надеются на диалог с читателями. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ УЧЕБНИКИ И СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА Зарубежная литература для детей и юношества В 2 ч. / Под ред.
Н.К.Мещеряковой, И.С.Чернявской. – М, 1989. Писатели нашего детства. 100 имен. Биографический словарь В 3 частях. – М, 1998-1999. Русские детские писатели 20 века. Биобиблиографический словарь / Под ред. А.В.Терновского. – М, 1997. ИССЛЕДОВАНИЯ

Бегак Б.А. Правда сказки Беседа о сказках русских советских писателей. – М, 1989.
Брауде Л.Ю. Сказки скандинавских писателей. – Л, 1990.
Кудрявцева Л.С. Художники детской книги. – М, 1998. Мельников МН. Русский детский фольклор. – М, 1987. Петровский МС. Книги нашего детства. – М, 1986.
Путилова Е.О. Детское чтение – для сердца и разума Очерки по истории детской литературы. – СПб., 2005. Русская поэзия детям. Т. 1-2 / Сост. и вступ.ст. Е.О.Путиловой. – СПб.,
1997.
Светловская Н.Н., Пиче-Оол Т.С. Детская книга и детское чтение. – М,
1999.
Тимофеева И.Н. 100 книг вашему ребенку. – М, 1987.
1   ...   32   33   34   35   36   37   38   39   40


написать администратору сайта